«Дивный остров Валаам»
На Валааме открылась фотовыставка под открытым небом, рассказывающая о жизни острова через фотографии, сделанные иноками
31 мая 2019 года в Валаамском монастыре состоялось открытие новой фотовыставки «Дивный остров Валаам», в которой представлены фотоработы братии Валаамской обители. Гости, паломники и туристы, приезжая на Валаам, могут познакомиться с островом и увидеть его изнутри глазами насельников монастыря, сообщает сайт обители.
В открытии выставки приняли участие игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий, руководитель центра продюсирования российской фотографии ПроЛаб Николай Канавин, фотограф Александр Львов и братия монастыря, чьи работы представлены в новой фотогалерее.
«Сегодня в нашей галерее под открытым небом на острове Валаам открыта необычная выставка. Это выставка фоторабот, которые делали братия. Мне кажется, на Валааме невозможно не быть художником, ведь всякий человек, который чувствует красоту, а таких людей подавляющее большинство, конечно же, хочет эту красоту каким-то образом запечатлеть. Но ремеслом художника, искусством художника довольно трудно овладеть, и монахам проще взять в руки фотоаппарат. У нас фотографируют все, фотографируют и на самые простые камеры, которые есть в телефонах, и на камеры профессиональные, которые по благословению Игумена приобретаются обычно за счет благотворителей, — рассказал владыка Панкратий.
И вот такая выставка сегодня у нас открыта, есть и мои работы, потому что я тоже увлекаюсь этим достаточно давно, ещё со студенческих лет, и напечатан альбом на основании тех работ, которые здесь представлены. Конечно, для нас, для всех участников этой выставки это очень приятно, и я надеюсь, что тем людям, которые будут посещать Валаам и видеть эту фотогалерею, видеть Валаам так, как его видят братия, глазами братии Валаама, будет очень интересно. Спасибо!"
Все авторы фотографий — члены общины Спасо-Преображенского монастыря — иноки, послушники, трудники, монахи, включая и игумена монастыря епископа Панкратия. Благодаря искусству фотографии можно увидеть остров и его обитателей их глазами: живописные пейзажи и портреты, картины церковной жизни и бытовые зарисовки.
«В прошлом году, весной, на острове Валаам была открыта первая галерея под открытым небом, в которой показывался проект нашего российского автора, посвящённый Валааму, и спустя год, мы получили невероятный опыт и удовольствие открыть выставку братии Валаамского монастыря», — заявил руководитель центра продюсирования российской фотографии «ПроЛаб» Николай Канавин.
«Для нас было большой честью принять участие в этом проекте, и мы надеемся привезти эту выставку в Москву и другие города России, чтобы привлечь внимание людей и к красоте, и к удивительному творчеству братии этого монастыря», — отметил он.
Генеральными партнёрами выставки выступили компания «РосСети», банк ВТБ и фонд «Свет Валаама». Стратегические партнёры галереи на острове Валаам: Общественная Палата РФ, Международный общественный фонд «Российский фонд мира».
Информационными партнерами выступили ВГТРК, информационное агентство «Интерфакс», телеканал «Спас».
Куратор галереи — Александр Львов / «ПроЛаб», меценат — Алексей Харин.
Русская линия
В Санкт-Петербурге торжественно освятили Воскресенский собор Новодевичьего монастыря
Освящение совершил Предстоятель Русской Православной Церкви, после чего Его Святейшество наградил потрудившихся в деле восстановления обители
31 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова — главного храма Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном соборе, сообщает Патриархия.Ru.
Были освящены три престола: центральный — Воскресения Христова; северный — Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; южный — Успения Пресвятой Богородицы.
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства многочисленных верующих богослужение транслировалось на большом экране, установленном в нижнем храме, и на двух экранах на территории храма.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании определения Священного Синода от 30 мая 2019 г. (журнал № 49) архиепископ Корсунский и Западноевропейский Антоний был возведён в сан митрополита — в связи с назначением главой Патриаршего экзархата Западной Европы.
Также на малом входе указом Его Святейшества во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения настоятель храма святителя Иоанна Милостивого г. Отрадное, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Василий Стойков был удостоен права ношения второго наперсного креста с украшениями.
В сугубую ектению были включены благодарственные молитвы в связи с 50-летием священнослужения Святейшего Патриарха Кирилла.
Затем были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине.
По окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список иконы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) и пасхальное яйцо.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Владимирской иконы Божией Матери.
Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле восстановления Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга.
Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) была награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Также Предстоятель вручил игумении Софии крест с украшениями, изготовленный по случаю 10-летия Поместного Собора и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Наград также были удостоены:
учредитель Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы М.Л. Новинская — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени;
председатель Совета директоров ООО «Возрождение Петербурга» М.С. Юмартов — Патриаршего знака храмостроителя;
генеральный директор ООО «Возрождение Петербурга» Д.М. Юмартов — Патриаршего знака храмостроителя;
эконом Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Арсения (Калганова) — Патриаршей грамоты;
казначея Воскресенского Новодевичьего монастыря инокиня Инна (Пастухова) — Патриаршей грамоты.
Помимо этого были награждены:
во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Николай Преображенский — орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени.
во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения помощник проректора по культуре Санкт-Петербургской духовной академии А.Г. Тельпис — орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени.
во внимание к помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Невском районе г. Санкт-Петербурга и в связи с 60-летием со дня рождения депутат Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга, председатель профильной комиссии по делам ветеранов постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга И.В. Высоцкий — орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
Во внимание к помощи собору Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга директор Северо-Западного филиала ПАО «Мегафон», регионального отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области В.Н. Бакалов — орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла благотворитель В.Н. Жимиров передал новоосвященному Воскресенскому собору частицу Креста, на котором был распят Спаситель, из римской базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (построенной на месте Еленинской базилики, входившей в комплекс императорского дворца святых равноапостольных Константина и Елены).
По окончании богослужения состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с временно исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Бегловым.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: По ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины в Екатеринбурге будет найден компромисс
В ОВЦС МП заявили, что спокойно относятся к протестам горожан против строительства храмов и всегда готовы к диалогу
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24"заявил, что в Русской Православной Церкви нет волнения и беспокойства в связи с протестами против строительства храма в Екатеринбурге, сообщает Интерфакс.
«Хорошо известно, что за этими протестными акциями стоят конкретные оппозиционные силы, которые заинтересованы в том, чтобы расшатать ситуацию в стране, но Церковь на это смотрит с присущим ей спокойствием», — отметил владыка.
«Церковь не заинтересована в том, чтобы разгорались страсти, тем более вокруг строительства храма, поэтому будут найдены компромиссные решения», — добавил митрополит Иларион.
Председатель ОВЦС напомнил, что жители Екатеринбурга предлагают различные варианты места строительства храма: из тысяч поступивших предложений рассматриваются более 50. «Я думаю, что если диалог будет идти в конструктивном русле, то место для строительства храма будет найдено», — сказал митрополит.
В то же время, добавил он, это не значит, что люди, которые сейчас протестуют, успокоятся. Архипастырь не исключил, что подобные акции будут и дальше, причём не только в Екатеринбурге, но и в других городах.
Чтобы разрешить конфликт, по его мнению, необходимо научиться вести диалог с гражданским обществом, научиться слышать озабоченности людей и на эти озабоченности отвечать.
Тем временем, пока сложно понять, чего же хотят протестующие. На данный факт обратил внимание глава Екатеринбурга Александр Высокинский, который обратился к противникам строительства храма Святой Екатерины в сквере на Октябрьской площади с просьбой выработать консолидированное мнение.
«Для нас важно, чтобы вы выработали консолидированное мнение и озвучили его. Только тогда мы поймем, с кем дальше обсуждать ситуацию и искать компромисс. По-другому не получится», — заявил Высокинский.
Глава города попросил активистов «чётко сформулировать», выступают они против собора в целом или против строительства на набережной городского пруда, какую площадку считают оптимальной, и предложить свое видение выхода из ситуации.
«Наша цель — мир и согласие в городе. Важно, чтобы жители Екатеринбурга получали объективную, а не смоделированную разными сторонами информацию. И не использовались как инструмент для политических игр», — добавил Высокинский.
Русская линия
На Афоне попросили выдавать паломникам УПЦ справки, подтверждающие их принадлежность к канонической Церкви
Игумены монастырей Святой Горы обратились с особой просьбой к Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию
Киевская митрополия направила в епархии Украинской Православной Церкви циркулярное письмо, в котором проинформировала правящих архиереев о том, что все паломники из Украины, которые отправляются на Святую Гору Афон, должны будут иметь при себе, кроме обычных в таких поездках документов (загранпаспорта и диамонитириона), справку, которая свидетельствует об их принадлежности к канонической Церкви, сообщает СПЖ.
«Канцелярия Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви доводит до Вашего сведения благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, согласно которому в ответ на просьбу игуменов Святой Горы Афон клирики, монахи и миряне Украинской Православной Церкви, которые будут совершать паломничество на Святую Гору Афон, обязательно должны иметь справку о принадлежности к Украинской Православной Церкви.
Справка с указанием срока пребывания должна быть оформлена на бланке епархиального управления, подписана епархиальным архиереем и заверена печатью".
Такая справка поможет афонским монахам без сомнения принимать у себя паломников канонической Украинской Православной Церкви и отсекать тех, кто принадлежит к украинским раскольникам.
Русская линия
Патриарх Сербский Ириней прибыл в пределы Антиохийской Православной Церкви
Накануне этой поездки Сербская Церковь заявила о неизменности своей позиции относительно церковной ситуации на Украине
Святейший Патриарх Сербский Ириней в минувшие выходные отбыл из Сербии в Сирию, чтобы совершить ответный дружественный визит в пределы Антиохийской Православной Церкви и встретиться с Патриархом Антиохийским Иоанном, сообщает официальный сайт Сербского Патриархата.
Во время визита Блаженнейшего Иоанна в Сербию два Патриарха обсудили сложную ситуацию, которая сложилась в Православии из-за действий Константинополя на Украине и призвали главу Фанара созвать Всеправославный собор для поиска путей выхода из этого кризиса.
С тех пор прошло немало времени, но Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался обсуждать украинскую проблему на всеправославном уровне.
В связи с этим в ходе поездки Патриарх Ириней и Блаженнейший Иоанн также коснуться этой темы и обсудят сложившуюся ситуацию.
Во всяком случае накануне своей поездки в Сирию Святейший Патриарх Сербский Ириней ещё раз ознакомил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с позицией Сербской Православной Церкви относительно украинской церковной проблематики.
Приведённое в письме Святейшего Патриарха Иринея изложение официальной позиции Архиерейского Собора Сербской Церкви, сформулированной на заседании 14 мая 2019 года, опубликовала Служба коммуникации ОВЦС МП:
«По отношению к вызывающей споры и животрепещущей теме ненормального церковного положения на Украине, сложившегося после известных решений и одностороннего вмешательства Константинопольского Патриархата, Освященный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви сообщает и представляет всеобщему вниманию, официально и единогласно, что позиция нашей Церкви по данному вопросу остается неизменной в соответствии с ее предыдущими официальными соборными и синодальными решениями, заявлениями и призывами. Таким образом, Сербская Православная Церковь не признает новосформированную псевдоцерковную структуру на Украине, во главе которой — граждане Денисенко и Думенко, но находится в литургическом и каноническом общении только и исключительно с канонической Украинской Православной Церковью, возглавляемой Его Блаженством Митрополитом Онуфрием. Подразумевается, что при этом наша Церковь находится в общении со всеми остальными каноническими Православными Церквами.
Ещё раз повторяем, что наш Освященный Архиерейский Собор вновь обращается ко всем с призывом к тому, чтобы церковная проблема на Украине решалась и решилась каноническим путем, в братском диалоге с Русской Православной Церковью в целом и с Украинской Православной Церковью в частности, после совещания на всеправославном уровне.
Текст нашего решения мы одновременно сообщаем и Патриарху Константинопольскому, и Вашему Святейшеству, потом же немедленно сообщим его и всем остальным Предстоятелям поместных Православных Церквей и, подходящим образом, общественному мнению, церковному и светскому".
Русская линия
В Вятке начался Великорецкий крестный ход
В православное шествие отправились порядка 30 тысяч человек
3 июня 2019 года в Вятской митрополии начался Великорецкий крестный ход — торжественное шествие со старинным списком Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца на берег реки Великой, к месту явления чудотворного образа, сообщает Патриархия.Ru.
Шествие предварила Божественная литургия в Успенском соборе Трифонова мужского монастыря Вятки, которую возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.
Предстоятелю Эстонской Православной Церкви сослужили митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство Вятской митрополии.
За богослужением молилась настоятельница Серафимо-Покровского женского монастыря г. Ленинск-Кузнецкий игумения Нектария (Седова) и многочисленные паломники.
В храме присутствовали губернатор Кировской области Игорь Васильев, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков.
Проповедь перед причастием произнес руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев.
По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.
Со словами напутствия и поздравления к паломникам обратился губернатор Кировской области Игорь Васильев. Митрополит Вятский Марк благословил участников Крестного хода.
По сводкам УМВД по Кировской области, из города Кирова Крестным ходом вышло порядка двадцати семи тысяч человек.
Накануне, 2 июня, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил поездку в село Великорецкое. Глава Вятской митрополии возглавил молебен святителю Николаю и чин освящения поклонного креста в бывшей деревне Захаровской (Ивутино). В поездке митрополита Марка сопровождали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, настоятельница Серафимо-Покровского женского монастыря игумения Нектария (Седова).
В переписных книгах деревня Захаровская (Ивутино), как правило, называется «деревней Захара Ивутина». Известно, что она находилась в Великорецком стане и существовала еще во времена преподобного Трифона Вятского. Можно предположить, что деревня Захаровская находилась на левом берегу реки Великой, рядом с деревней Зоновской, примерно в одном километре южнее села Великорецкого, где сегодня на дороге ведущей в село Чудиново находятся две деревни — Большие Барановы и Ардичи.
Главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня на берегу реки Великой — месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая. Божественную литургию и водосвятный молебен возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк. Завершится крестный ход 8 июня.
Русская линия
Владимир Легойда: «Необходимо перестать игнорировать угрозу алкоголизма и сделать борьбу с пьянством нормой церковной жизни»
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ обратил внимание, что до революции многие священники и миряне были в авангарде борьбы с пьянством
1 июня 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве состоялся VII культурно-спортивный фестиваль «Православие и спорт».
Выступая на фестивале, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда выразил обеспокоенность легкомысленным отношением к проблеме алкоголизма, которое сложилось в церковной среде, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
«Даже в обществе в целом уже намного более критическое отношение к пьянству, чем-то, которое подчас приходится видеть в церковной среде», — подчеркнул В. Легойда, отвечая на вопросы участников фестиваля.
По мнению представителя Церкви, нетерпимое отношение к алкоголизму складывается в обществе благодаря популяризации преставлений о здоровом образе жизни, росту интереса к спорту.
«А мы нередко шутим по поводу пьянства, делаем вид, что в церковной среде этой проблемы нет, что не соответствует масштабу этой угрозы», — В. Легойда.
«До революции Церковь, священники и миряне, многие из которых впоследствии приняли мученическую смерть, были в авангарде борьбы с пьянством, утверждали идеалы трезвенничества, а сегодня мы не представляем себе, что церковный праздник можно отметить без спиртного», — сказал председатель Синодального отдела.
«Необходимо перестать игнорировать угрозу алкоголизма и сделать борьбу с пьянством нормой церковной жизни», — заключил В. Легойда.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, мы чтим память святого равноапостольного Императора Константина Великого
Владимирская икона Божией Матери по Преданию написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.
По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. В свое царствование он боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В 312 г. возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний стал притеснять христиан, а потом перешел к открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313−315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).
Более всего император Константин встречал себе противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Владимирскую школу и Центр помощи молодым мамам при Воскресенском Новодевичьем монастыре
31 мая 2019 года, по окончании Божественной литургии в Воскресенском соборе Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил богадельню при обители. Об этом сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Святейший Владыка побеседовал с 96-летней Натальей Федоровной Устименко, старейшей сотрудницей Санкт-Петербургских духовных школ. Наталья Федоровна была заведующей канцелярии Ленинградской духовной академии и семинарии более десяти лет — с 1973 по 1984 годы, в период ректорства владыки Кирилла — ныне Патриарха Московского и всея Руси. После его перевода на Смоленскую кафедру она не прекратила с ним общения и регулярно ездила в Смоленск на праздники. Сейчас она проживает в богадельне Новодевичьего монастыря.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил православную Свято-Владимирскую общеобразовательную школу Воскресенского Новодевичьего монастыря, расположенную близ обители. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и настоятельница Новодевичьего монастыря, директор школы игумения София (Силина).
Вместе со Святейшим Патриархом школу также посетили временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров.
У входа в здание Свято-Владимирской школы Предстоятеля Русской Церкви и сопровождающих лиц встречали заместитель директора учебного заведения по учебно-воспитательной работе И.П. Чумак и учащиеся.
Святейший Патриарх Кирилл проследовал во Введенский храм, где Его Святейшество ожидали духовник школы священник Алексий Красавин, педагоги и учащиеся.
Предстоятель обратился к собравшимся в храме со словом.
Святейший Патриарх передал детям памятные подарки — иконы Воскресения Христова и сладости.
Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел учебные классы Свято-Владимирской школы.
Далее Предстоятель Русской Церкви посетил действующий при Воскресенском Новодевичьем монастыре Центр помощи молодым мамам с детьми «Благодать», расположенный в том же здании.
Святейшего Владыку встречали кураторы центра, проживающие в центре молодые мамы с детьми, а также женщины, ожидающие рождения детей.
Подопечным центра Святейший Патриарх вручил памятные подарки.
Подарки центру «Благодать» от Правительства Санкт-Петербурга передал исполняющий обязанности губернатора города А.Д. Беглов.
Предстоятель Русской Церкви осмотрел помещения центра и побеседовал с подопечными.
Святейший Владыка также побывал на находящейся во дворе школы могиле Константина Петровича Победоносцева (1827−1907), сенатора, члена Государственного совета, обер-прокурора Святейшего Синода, основателя Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы, и Екатерины Александровны Победоносцевой (1848−1932), его супруги, попечительницы Свято-Владимирской школы. К.П. Победоносцев умер 10 марта 1907 года в Санкт-Петербурге и был похоронен, согласно завещанию, у стены церкви Свято-Владимирской школы (Московский пр., 104, во дворе). Могила К.П. Победоносцева была снесена в 30-е годы XX века и восстановлена в 1992 году.
Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву, после чего была возглашена «Вечная память».
Посещение Свято-Владимирской школы стало последним пунктом Патриаршего визита в Санкт-Петербургскую митрополию.
Русская линия
Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм святителя Иоанна Шанхайского в Елисаветинском монастыре Минска
2 июня 2019 года, в 6-ю Неделю по Пасхе, о слепом, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил чин великого освящения храма святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Фрацисского в Елисаветинском женском монастыре города Минска и Божественную литургию в новоосвященном храме. Об этом сообщает официальный сайт БПЦ.
Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Михаил (Донсков), духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок, ключарь Знаменского синодального собора города Нью-Йорка протоиерей Андрей Соммер, клирики прихода и приглашенные гости в священном сане.
По окончании Литургии владыка Павел поздравил прихожан и духовенство храма с праздником и обратился к ним со словом назидания.
Митрополит Павел подарил обители одно из напрестольных Евангелий, переданных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом для новоосвященных храмов Белорусского экзархата.
Всем молившимся за богослужением владыка Павел вручил иконки святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Фрацисского.
Русская линия
В первый день лета в Арзамасе прошла акция «Мы за жизнь!»
1 июня, в День защиты детей, в Арзамасе в рамках проекта «Горлица» — победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива» прошла акция «Мы за жизнь!», сообщает сайт Нижегородской епархии.
На площади Патриарха Сергия (Страгородского) собрались участники духовно-нравственного военно-патриотического учения «Горлица», воспитанники воскресных школ города и района, волонтерские группы образовательных учреждений.
Собравшихся приветствовал помощник благочинного округа Арзамасского района по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями протоиерей Олег Куря.
Участники акции раздавали прохожим листовки, буклеты и стикеры с информацией, направленной на противодействие абортам. Состоялся также детский конкурс рисунков на асфальте. Самым активным волонтерским отрядам были вручены грамоты и сладкие подарки от благочиния.
Русская линия
Телеканал «Спас» покажет фильм митрополита Илариона «Вознесение»
5 июня 2019 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Вознесение». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Об этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.
Начало показа — в 15:00. Повтор состоится 6 июня в 01:10 и в 09:30.
Съемки ленты проходили в Израиле, Грузии, России и расположенном в Иране библейском городе Сузы.
Фильм «Вознесение» входит в телевизионный документальный цикл «Праздники», рассказывающий о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект произведен студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян., 1:9−12).
Вознесение Господне — один из древнейших праздников Пасхального цикла, который отмечается Православной Церковью на сороковой день после Пасхи. Вознесение стало завершением земного пути Христа Спасителя. На Елеонской горе совершилось явление всему миру славы Бога Отца через Сына. Вознесение стало и прообразом второго пришествия Христа, когда Он придет во славе судить живых и мертвых.
На вершине Елеонской горы в часовне Вознесения находится христианская святыня, которую русские богомольцы назвали «Стопочкой». Считается, что это отпечаток левой стопы Иисуса Христа, оставленный в момент Его Вознесения.
Иконографический образ праздника рассматривается в ленте на примере фрески XII века из Преображенского собора Мирожского монастыря. Зрителей ждет рассказ о церкви Вознесения Господня в Коломенском — первом каменном шатровом храме на Руси, а также о Вознесенской женской обители в Московском Кремле, разрушенной в 1929 году.
Русская линия
В столице Белоруссии состоялись XXV Юбилейные международные Кирилло-Мефодиевские чтения
30−31 мая 2019 года в городе Минске состоялись XXV Юбилейные международные Кирилло-Мефодиевские чтения на тему: «Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре». Об этом сообщает официальный сайт БПЦ.
Организаторами форума выступили Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау, государственное учреждение образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского. Чтения прошли при поддержке Мингорисполкома, Белорусского Экзархата, Министерства культуры и Министерства образования Республики Беларусь.
Ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения являются форумом, который на протяжении уже двадцати пяти лет объединяет специалистов и ученых из Беларуси, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, работающих в области богословия, истории, философии, культурологии и религиоведения. Конференция представляет собой уникальную площадку для обсуждения научных трудов и изысканий в сфере гуманитарного знания, обсуждения проблем межкультурного и межконфессионального диалога, христианской духовности и ее значения для современного мира.
В свое время Кирилло-Мефодиевские чтения стали одним из первых проектов в сфере сотрудничества Белорусской Православной Церкви, государства и широкой общественности. Помимо этого, Чтения — один из самых продолжительных проектов МОО «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» и Института теологии БГУ.
Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения собрали вместе более 100 участников из разных стран.
Открытие конференции состоялось 30 мая в конференц-зале Минского международного образовательного центра имени Й. Рау.
Приветственный адрес митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, зачитал епископ Боровлянский Игнатий, викарий Минской епархии.
«Нынешние Кирилло-Мефодиевские чтения являются двадцать пятыми по счету. Таким образом, этот масштабный форум существует уже четверть века. Столь значимый срок говорит о том, что Чтения востребованы обществом и исполняют важную миссию, находящую отклик в сердцах людей. Организаторы Чтений стремятся продолжить дело святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, успешно содействуя развитию в нашей стране богословской науки и смежных с ней дисциплин гуманитарного знания. Чтения призваны напомнить обществу о роли христианских ценностей в нашей отечественной культуре, в формировании государственного и социального уклада, в повседневной жизни людей. Эти просветительские задачи делают Кирилло-Мефодиевские чтения уникальным явлением в пределах Беларуси», — сказано в приветственном адресе.
«Уповаю, что главным результатом Чтений станет твердая уверенность всех организаторов и участников форума в том, что подвиг святых Кирилла и Мефодия — это не только достояние древней истории, но и источник вдохновения для нас, людей XXI века. Как замечательно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, культура, основанная на Кирилло-Мефодиевском наследии, „с одной стороны, хранит память о прошлом, но, с другой стороны, является площадкой для развития множества новаций, активного движения вперед. Наша традиция — не то, что застыло в веках, она живет“. Выражаю надежду, что XXV Юбилейные международные Кирилло-Мефодиевские чтения послужат консолидации здравых сил нашего общества, поддержанию международного и межконфессионального мира и согласия, укреплению взаимопонимания между людьми», — говорится в приветствии владыки Экзарха.
О роли деятельности святых Мефодия и Кирилла в истории и культуре славянских стран и Европы в целом говорили в своих приветственных словах почетные гости Чтений: Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Павлович Гуляко, Апостольский нунций в Республике Беларусь архиепископ Габор Пинтер, римско-католический митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Республике Беларусь Йозеф Мигаш, академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси Александр Александрович Коваленя и другие.
Директор ММОЦ имени Й. Рау Виктор Федорович Балакирев напомнил о заслугах митрополита Филарета (Вахромеева), ныне Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в организации Кирилло-Мефодиевских чтений.
Пленарные доклады, посвященные различным аспектам миссии равноапостольных Солунских братьев, прочитали: епископ Семятичский Варсонофий, викарий Варшавской епархии (Польская Православная Церковь); магистр теологии, магистр-лиценциат канонического права Люблинского университета священник Кирилл Бардонов (Римско-Католическая Церковь); профессор доктор Трауготт Розер (Университет города Мюнстера, Федеративная Республика Германия).
Модератором церемонии открытия Чтений выступил председатель правления МОО «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» священник Святослав Рогальский. Официальная часть завершилась концертом творческих коллективов Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Второй день работы форума прошел в помещениях Института теологии БГУ и Христианского образовательного центра, где проходили первые Кирилло-Мефодиевские чтения, а также в здании Минской духовной академии. Чтения прошли в формате секций:
Библия в жизни общества;
Богословие культуры;
Культура этноконфессионального добрососедства;
Актуальные вопросы истории Белорусской Православной Церкви;
Христианские ценности и формирование социального рыночного хозяйства;
Христианские ценности в системе образования.
Завершились XXV Юбилейные международные Кирилло-Мефодиевские чтения итоговым круглым столом.
Русская линия
В Церкви обеспокоены ростом потребления алкоголя в России
Представитель Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин выразил беспокойство в связи с ростом потребления алкоголя в России. Согласно исследованию ВЦИОМ, опубликованному 30 мая, количество россиян, употребляющих алкоголь, за год возросло от 57 до 67%. Не употребляют алкоголь 33% россиян, в то время как в 2018 году совсем отказывались от алкоголя 40% населения. Ранее социологические исследования и заявления государственных органов отмечали тенденцию к снижению потребления алкоголя. Об этом сообщает Диакония.Ru.
«Тенденция к росту не может не вызывать беспокойства. Большую роль сыграли изменения, внесенные в законодательство во время чемпионата мира по футболу. Увеличился объем рекламы спиртных напитков, а на время чемпионата было разрешено употребление алкоголя на стадионах. К сожалению, 1 мая приняли новые поправки к законодательству, допускающие продажу и потребление алкогольной продукции в дни проведения матчей UEFA Евро 2020 на стадионах. Сейчас есть попытки разрешить алкоголь на стадионах на постоянной основе. Однако алкоголь и спорт плохо уживаются вместе», — заявил Валерий Доронкин.
Также, по мнению Валерия Доронкина, влияние на уровень потребления оказывает активная реклама алкогольных брендов. «Эта реклама происходит в том числе под видом безалкогольной продукции. Производители идут на самые разные маркетинговые ухищрения ради борьбы за клиента», — отметил руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин.
Эксперт добавил, что алкоголь является одной из основных причин смертности трудоспособных мужчин. «Но ситуацию можно изменить — начать надо с просветительских мер, специальных лекций, социальной рекламы, продвижения здорового образа жизни», — сказал Валерий Доронкин.
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в 2018 году потребление алкоголя в России выросло на 8,3%, или на 1,1 л на человека. При этом, согласно данным авторитетного британского медицинского журнала Lancet и рейтингу Global Times за 2018 год, Россия находится на третьем месте по количеству смертей от алкоголя в мире — после Китая и Индии.
Русская Православная Церковь со своей стороны поддерживает меры по распространению трезвого образа жизни. В 2014 году Священный Синод возродил празднование Всероссийского Дня трезвости 11 сентября. Инициатива получила широкую поддержку государства, общественности и медиа. Также в 2014 году Церковь приняла Концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Сегодня в России работают более 500 церковных проектов помощи алкоголезависимым.
Русская линия
Акция ко Дню защиты детей прошла в Кронштадте
Десятую благотворительную акцию для детей, чьи отцы погибли во время контртеррористических операций в «горячих» точках, провел 1 июня епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. В ней приняли участие 45 детей от двух до пятнадцати лет, сообщает ИА «Вода живая».
От причала у Эрмитажа вдовы и дети погибших миротворцев отправились на теплоходе в Кронштадт. В Николаевском морском соборе иерей Сергий Резниченко провел для них экскурсию, а затем совершил панихиду по погибшим в сослужении сотрудника «военного» отдела протоиерея Георгия Сычева.
«Мы молились за ваших отцов и мужей. Они были настоящими героями и приняли достойную смерть, помните об этом. Молитва — это то, что соединяет нас с почившими близкими сильнее всего, ведь души их чувствуют наше обращение к Богу. Помните, что у Господа все живы», — сказал отец Сергий.
Детям вручили подарки, которые были приобретены по их просьбам: велосипеды, электросамокаты, телефоны, видеоигры, а также подарочные сертификаты в спортивный магазин и магазин электроники.
«Мне подарили самокат, о котором я давно мечтала, — рассказала десятилетняя Даша. — Было интересно, особенно поездка на теплоходе. Папу я всегда вспоминаю». Мама девочки, Яна, добавила: «Я была удивлена, когда два года назад мне позвонили и пригласили на акцию от „военного“ отдела. С тех пор нас приглашают регулярно. Это серьезная моральная и материальная поддержка от Церкви в нашей непростой ситуации».
Подобные акции «военный» отдел проводит десять лет трижды в год: на Рождество Христово, в День защиты детей и ко Дню знаний. «Это поддержка и самих детей, и их матерей. Вдовы нас горячо благодарят: при потере кормильца они порой не имеют возможности работать, живут только на пособие. Мы понимаем, как им нужна помощь», — сказал сотрудник епархиального отдела Константин Туманов.
Русская линия
Память жертв репрессий почтили в Левашовской пустоши
В первую субботу июня по традиции верующие собираются на Левашовской пустоши (бывшем расстрельном полигоне НКВД), чтобы почтить память пострадавших в годы репрессий. 1 июня сюда приехали прихожане храмов, в том числе родственники погребенных в безымянных могилах. Об этом сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.
Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, совершил настоятель протоиерей Роман Ковальский в сослужении клириков храма.
За панихидой были особо вознесены молитвы о расстрелянных архиепископе Венедикте (Плотникове), епископе Тихоне (Рождественском), а также настоятеле Спасо-Парголовского храма протоиерее Стефане Черняеве (1886−1937).
«Это место трагическое, это место святое — здесь каждый клочок земли пропитан кровью, — сказал протоиерей Роман Ковальский в проповеди. — Зазеленым забором, которым обнесена Левашовская пустошь, находятся они — безмолвные свидетели жестокости и цинизма, которыми отмечены те страшные времена. Их объединяет одно — они пострадали за свои убеждения, не пошли на сделку с совестью, а выбрали путь правды. Важно помнить, что многие из тех, кто фабриковал их расстрельные дела, сами впоследствии стали жертвами чистки рядов, то есть палачи стали жертвами. Никакая внешняя свобода не стоит сделки с совестью. Кто-то уступал и предавал веру, убеждения, ближних. Но те тысячи людей, которые не поддались на предательские соглашения, приняли мучения, пытки и смерть — показали ценой страданий, что нельзя сломить волю человека. Они для нас — пример подвига и стойкости. И когда возникает в жизни выбор, сделка с совестью или гонения, выбирать нужно гонения. Мы должны суметь сделать этот выбор и сказать твердое „нет“ греху, и, подобно святителю Иоанну Златоусту, который познал и почет, и гонения, должны даже в тяжелые времена благодарить Бога. В каких бы обстоятельствах мы ни находились — всегда в нашем сердце должна пребывать благодарность Господу, потому что все рано или поздно растворится в прах — только душа наша бессмертна, и только о ее чистоте мы должны радеть. Будем же помнить подвиг новомучеников, и пусть он станет примером и укреплением в нашей жизни».
Отец Роман в сослужении клириков храма отслужил панихиду и возложил цветы к поклонному кресту.
Для молодежи была проведена экскурсия по мемориалу.
Русская линия