Митрополит Волоколамский Иларион: Если Элладская Церковь признает украинских раскольников, Русской Церкви ничего не останется, как разорвать с ней евхаристическое общение
Председатель ОВЦС МП выразил надежду, что греческие иерархи примут ответственное решение по «украинской проблеме» и не станут признавать «ПЦУ»
Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион в интервью РИА Новости выразил надежду, что Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви примет по «украинской проблеме» «ответственное решение, соответствующее духу и букве церковных канонов, без давления извне».
«В Элладской церкви знают, что украинская псевдо-церковная структура, получившая томос от Константинополя, состоит из лиц, не имеющих канонических хиротоний. Часть её „иерархов“ происходит от самозванца — диакона, выдававшего себя то за православного епископа, то за англиканского священника и в итоге оказавшегося за решеткой. Другая часть происходит от бывшего митрополита, преданного анафеме. Может ли из гнилых источников течь хорошая вода?», — заявил владыка Иларион.
По его словам, «выдать томос об автокефалии этой группе было ошибкой со стороны Константинополя». «Глубоко убеждён в том, что время всё расставит по своим местам. Ныне же важно не спешить с односторонними решениями, которые могут лишь усугубить возникшее разделение. Давайте лучше дождёмся того благословенного дня, когда все Поместные Церкви, движимые Святым Духом, смогут собраться вместе и на всеправославном уровне решить будущее украинского православия», — отметил архипастырь.
«Прецеденты исцеления расколов имеются, в том числе в недавнем прошлом. Достаточно вспомнить церковный Собор в Софии, созванный для преодоления раскола в Болгарской Церкви. Он прошёл под председательством Патриарха Варфломея, с участием глав и представителей других Поместных Церквей, и результатом его стало возвращение раскольников в лоно Церкви. В случае же с Украиной был избран другой сценарий, а потому и результат оказался прямо противоположным», — заявил митрополит Иларион.
В ответ на замечание о том, что некоторые греческие архиереи говорят об изоляции Русской Церкви, председатель ОВЦС МП отметил, что «в изоляции окажутся те, кто признает раскол». «Мы в Русской Церкви ощущаем мощную поддержку Поместных Православных Церквей. Некоторые Церкви открыто выразили своё несогласие с легитимизацией украинского раскола, другие молчаливо не соглашаются с ней. Уверен: абсолютное большинство Поместных Церквей как не признало, так и в будущем не признает это деяние. А значит — раньше или позже — к этому вопросу всё равно придётся вернуться на всеправославном уровне», — подчеркнул архипастырь.
Комментируя реакцию Русской Церкви на возможное признание Элладской Церковью украинских раскольников, владыка Иларион заявил:
«А как бы повела себя Элладская Церковь, если бы Русская Церковь признала один из старостильных расколов? Думаю, ответ очевиден. Когда Константинополь даровал томос об автокефалии украинским раскольникам, у нас не оставалось никакого иного выбора, кроме как разорвать евхаристическое общение. Многие греческие иерархи этого не поняли, сочли нашу реакцию слишком жёсткой, не оставляющей пространства для диалога. Но пусть те, кто нас критикуют, поставят себя на наше место.
Мы открыты к диалогу и надеемся на диалог. Мы неоднократно призывали к такому диалогу Константинопольского Патриарха. И сейчас мы призываем к тому, чтобы вопросы подобной важности решались на всеправославном уровне, а не путём односторонних решений отдельных Поместных Церквей.
Если мы не можем сейчас решить вопрос без ущерба для церковного единства, давайте возьмём паузу. Дадим Святому Духу возможность помочь нам разобраться в том, в чем без Его помощи нам разобраться трудно.
На каждой Божественной литургии мы воссылаем молитвы о единстве Православной Церкви. Верим, что это единство сохранится, а нужные решения будут со временем подсказаны всецерковному Собору самим Святым Духом, который никогда не оставит нашу Церковь, ибо она Единая, Святая, Соборная и Апостольская, и врата ада не одолеют её (Мф. 16. 18)".
Русская линия
Самаре подарили Софийскую набережную
Самарские власти после реконструкции набережной приняли решение отказаться от её советского наименования и назвать её в честь православного собора, ставшего её украшением
Октябрьская набережная в Самаре официально стала называться Софийской набережной. Соответствующее постановление о присвоении наименований городским территориям было опубликовано во вторник, 8 октября, на сайте горадминистрации, сообщает газета «Коммерсант».
В документе сообщается, что территория общего пользования, занимаемая Октябрьской набережной Волги от ул. Осипенко до Силикатного оврага, переименована в Софийскую набережную.
В постановлении также рассказывается о появлении других новых топонимов. В частности, безымянная территория в Красноглинском районе Самары, расположенная в границах дачного массива вдоль железной дороги и будущей автомагистрали «Центральная» получила название Орловский микрорайон. В Самаре также появилась Штутгарт аллея (пересечение ул. Ново-Вокзальной и ул. Стара-Загора), сквер Экономистов (пересечение ул. Советской Армии и ул. Блюхера), сквер Эльдара Рязанова (ул. Фрунзе рядом с музеем Эльдара Рязанова) и другие топонимы.
Согласно данным Википедии, Самарская набережная, спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость 4168,9 метров и изначально была разделена на четыре участка, по числу очередей застройки.
Открытие четвертой очереди набережной состоялось в 1986 году в рамках празднования 400-летия города. К юбилею также была установлена 20-метровая стела «Ладья». В 2018 году завершилась реконструкция набережной и монумента. В 2019 году был достроен и освящен Софийский собор, рядом с которым установили памятник святому князю Владимиру.
В честь собора, который стал настоящим украшением набережной, и было принято решение назвать набережную.
Русская линия
В Астрахани предлагают отказаться от наименования улицы в честь революционера Каховского
Имя убийцы генерала Милорадовича и человека, который выступал за истребление всей Царской династии, не должно находиться на карте города, считают представители городской общественности
В связи с тем, что астраханские власти провели масштабную реконструкцию одной из городских улиц, которая ранее была признана самой грязной в России и носила названия декабриста и революционера Каховского, Общероссийский народный фронт в лице Игоря Сухова обратился к городской общественности с предложением переименовать указанную улицу, сообщает портал Punkt-a.info.
Общественник, курирующий в ОНФ как раз дороги, полагает, что «вряд ли, красивой теперь улице, стоит именоваться по-старому». «Данная улица выходит непосредственно к цирку. Вот и возникла у нас идея назвать улицу „Цирковая“. В России улиц с таким названием только три. Причём они не расположены непосредственно у цирков. Поэтому наша улица будет, в этом смысле, первая в России. Но для этого необходимо общественное обсуждение. Мы обратились в Общественную палату Астраханской области, чтобы провести мониторинг мнения горожан», — заявил Игорь Сухов, предложив начать по этому поводу дискуссию.
Вместе с тем, эксперт указал, что его лично смущает, что улица носит имя человека, который полагал необходимым не только уничтожение самодержавной власти, но истребление всей Царской династии.
«На собрании 13 декабря 1825 года у Рылеева ему назначено было совершить убийство Николая I. В день восстания 14 декабря 1825 года на убийство Царя он не решился. Активный участник восстания на Сенатской площади. Смертельно ранил генерала М.А. Милорадовича (герой войны 1812 г.) и командира л.-гв. Гренадерского полка полковника Н.К. Стюрлера, также ранил свитского офицера П.А. Гастфера. Казнен вместе с другими декабристами 13 (25) июля 1826 г. в Петропавловской крепости», — привёл справку Игорь Сухов.
В Интернете горожане поддержали эту инициативу, но предложили свои названия: улица Чистая, улица Пречистеньская и т. п. Некоторые также заявили, что улице надо вернуть историческое название — с 1837 по 1920 гг. она носила название Отделенская.
Русская линия
Общины УПЦ, изгнанные из своих храмов украинскими раскольниками, просят помощи
Фонд «Фавор» обратился к верующим Русской Православной Церкви с просьбой помочь собрать средства для строительства новый храмов вместо захваченных
10 октября 2019 года Благотворительный фонд «Фавор», который действует по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия, обратился с просьбой о поддержке официальных долговременных проектов по финансированию пострадавших от рейдерства общин УПЦ, сообщает СПЖ.
Благотворители поясняют, что фонд занимается не только «экстренными прямыми сборами помощи» (например, собирает средства для помощи в случае, когда, после захвата храма, священника с семьёй выгоняют на улицу), но также ведёт ряд долговременных проектов по помощи пострадавшим общинам.
Информация о таких проектах размещена на сайте фонда — в отдельном превью каждого из них показано, сколько собрано, сколько ещё предстоит собрать.
«Поверьте, — эти проекты тоже являются экстренными! Потому что общины этих строящихся храмов тоже находятся в стесненных обстоятельствах — служат в домах, палатках, гаражах. Они испытывают те же трудности, что и остальные! И так же, с надеждой, ждут нашей помощи.
К сожалению, сборы по ним идут очень медленно — по-видимому, срабатывает общее недоверие к благотворительным организациям. На самом деле, жертвуя на официальные проекты фонда «Фавор» через сайт или по реквизитам, вы не только поддерживаете пострадавшие общины, но и помогаете фонду содержать небольшую, но самоотверженную команду православных, грамотных специалистов, которые проделывают массу очень важной, хотя и не всегда заметной на первый глаз работы", — заявили в Фонде.
«Все мы делаем одно общее дело — помогаем пострадавшим общинам поверить в собственные силы. Поверить в то, что Господь никогда не оставит, а наоборот — поможет и благословит. Поверить в то, что помощь обязательно придёт, ведь Церковь Христова — это твои братья и сестры, которые никогда не предадут, а подадут руку помощи. Иногда нам нужно только начать! Потом община сама находит всё необходимое», — отмечается в заявлении Фонда.
Сотрудники организации указывают, что в фонде трудится священник, который поминает на Литургии всех жертвователей, а также имена их сродников и близких (о здравии и о упокоении), которые можно указать при совершении пожертвования через сайт фонда. Пожертвовать на проекты фонда можно по ссылке.
Оформить ежемесячное или разовое пожертвование на программу «40 храмов», на работу Фонда, узнать реквизиты БФ «Фавор» можно на официальном сайте Фонда.
Русская линия
Македонские раскольники заявляют, что Фанар готов начать с ними прямые переговоры об автокефалии
В отколовшейся от Сербской Православной Церкви «Македонской церкви» сообщили, что этим вопросом интересуется лично Патриарх Варфоломей
«Существует ощущение, что Константинопольский Патриархат начнёт официальные переговоры о предоставлении автокефалии», — заявил журналистам раскольнический митрополит Преспа и Пелагонии Петр из так называемой «Македонской церкви», сообщает греческое агентство «Ромфея».
Раскольничий митрополит подчеркнул, что официальных контактов и встреч пока не было, но со стороны Фанара было неофициально высказано пожелание, чтобы этот вопрос закрыл лично Патриарх Варфоломей.
Более того, представитель македонских раскольников указал, что данный вопрос может быть поднят уже на ближайших сессиях Синода Константинопольского Патриархата.
«Константинопольский Патриархат настроен решить вопрос об автокефалии нашей Церкви на одной из будущих сессий Священного Синода», — заявил «митрополит» Пётр.
Вместе с тем, он указал, что пока не ясно, под каким именем будет признана так называемая «Македонская церковь». «Мы считаем маловероятным, чтобы Патриарх Варфоломей, грек по происхождению, признал нас под именем Македонской православной церкви», — признал раскольничий митрополит.
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом II: «Я своей позиции не меняю»
Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил, что выступает в поддержку канонического способа решения «украинской проблемы»
Предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом II остаётся привержен идее единства Православия и отказывается признавать украинских раскольников. Об этом он заявил во время встречи с председателем Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергеем Степашиным, сообщает ТАСС.
«Я своей позиции не меняю», — сказал Архиепископ Хризостом, который ранее прилагал посреднические усилия, чтобы попытаться найти выход из сложившейся критической ситуации, но в Константинопольском Патриархате выступили против его инициативы.
В отношении самой идеи предоставления автокефалии Украинской Церкви Предстоятель Кипрской Церкви ранее заявлял, что церковный раскол на Украине «нанесет вред единству всего Православия».
Сергей Степашин особо подчеркнул важность сохранения Кипрской Церковью своей позиции в ситуации, когда на неё оказывается давление в том, чтобы она признала томос об автокефалии ПЦУ, а также в контексте предстоящего рассмотрения этого вопроса Архиерейским Собором Элладской Православной Церкви.
«Мы начали беседу с Архиепископом с разговора о единстве Церкви, и он подтвердил свою позицию о единстве православной веры в контексте того, что происходит на Украине, — сказал председатель ИППО. — К сожалению, 13 октября Синод Элладской Церкви может принять решение в поддержку томоса. Но у Кипрской Церкви позиция однозначная. Её Предстоятель заявил, что своей позиции не меняет, хотя давление на них идет».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником. П.Ф.Полянский принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917−1918 годов. После революции он до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.
В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Предвидя свой скорый арест, владыка составил завещание о своих заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги, для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты ГПУ предлагали ему пойти на уступки, общая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: «лжёте; ничего не дадите, а только обещаете..».
В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском изоляторе, владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.
В 1926 году владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Но в той же ссылке владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но святитель категорически отказался от этого предложения. Когда же до него дошли сведения о выходе «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), являвшегося его заместителем, владыка просил митрополита Сергия «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в Ней раздоры и разделения..».
В 1931 году владыку Петра частично парализовало, еще ранее у него началась цинга. В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. 27 сентября 1937 года в 4 часа дня священномученик Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.
Русская линия
В Бейруте открылась воскресная школа при Русской церковной общине
Юные прихожане храма Иоанна Предтечи в столице Ливана приступили в воскресенье к своим первым занятиям в воскресной школе, открывшейся при Русской церковной общине. Как рассказал ТАСС настоятель Подворья Московского патриархата архимандрит Филипп (Васильцев), это событие стало важной вехой в истории бейрутского прихода Русской Православной Церкви.
«Воскресная школа — это неотъемлемая часть жизни любой церковной общины, тем более за рубежом, где она позволяет детям, родившимся от смешанных браков, сохранить живую связь с русской культурой и русским языком», — отметил он. По словам отца Филиппа, воспитываясь в православной традиции, общаясь с детьми своего возраста, юные прихожане тем самым формируют свое будущее мировоззрение на многие годы вперед.
«Учащиеся воскресной школы представляют собой подрастающее поколение церковной общины, пройдет время, и они сменят своих родителей, поэтому необходимо, чтобы они с самого детства ощущали глубинную связь с Россией, с нашей православной родиной», — подчеркнул он.
Директор школы Аида Сааде, со своей стороны, сообщила, что будут обучаться две возрастные группы детей: первая — от пяти до семи лет, вторая — от восьми до двенадцати лет. «Предпочтение отдается, конечно, русскому языку, но не все дети одинаково говорят на нем, понятно, что для пояснений придется прибегать на начальном этапе к арабскому или французскому языкам, которые дети изучают в местных школах», — отметила она.
По словам Сааде, преподавание будет вестись с использованием интерактивных методик и игровых программ, в живой контактной манере. «Дети будут учиться хоровому пению и изобразительному искусству, участвовать в театральных постановках, готовить декорации и костюмы», — сказала директор.
В открытии школы принял участие православный педагог, диакон Илья Кокин, автор книг «Страх возводит стены, любовь строит мосты» и «Священная история от Адама до меня». В беседе с корреспондентом ТАСС диакон рассказал о своем новом проекте «Приходская школа под ключ», благодаря которому учителя-энтузиасты, которые будут преподавать в воскресной школе, будут обеспечены всеми необходимыми учебными материалами. «Курс рассчитан на разные возрастные категории, очень важно, что в его основе лежит мультимедийное пособие, что позволяет отказаться от учебников для каждого ребенка, — отметил он. — Кроме того, к нему прилагается креативная рабочая тетрадь с ребусами и пазлами».
Русская линия
Детский творческий конкурс «Град святой Екатерины» проходит в уральской столице
С 7 октября 2019 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в Екатеринбурге проводится ХХI ежегодный конкурс детского творчества «Град святой Екатерины», сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Организатор мероприятия, отдел культуры центра «Царский», приглашает учащихся художественных, общеобразовательных и церковно-приходских школ, садиков, кружков, детских домов, приютов принять участие в конкурсе, посвященном дню памяти святой великомученицы Екатерины.
С 7 по 18 октября 2019 года на конкурс принимаются работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству: рисунки и поделки из глины, ткани, стекла, бисера, дерева и др, выполненные в разных техниках.
Каждая из работ должна рассказывать о том, каким ее автор видит покровительство святой Екатерины над уральской столицей.
Русская линия
Останки троих солдат Великой Отечественной войны захоронили в Архангельске
Протоиерей Петр Мушкет отслужил литию по погибшим воинам во время церемонии захоронения троих солдат Великой Отечественной войны на воинском мемориале Вологодского кладбища в Архангельске, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
Останки северных бойцов были найдены летом 2019 года во время экспедиций поисковиков. Их имена удалось установить. Это Моисей Пугин, Григорий Вакуленко и Николай Воронцов.
На памятной церемонии присутствовали представители различных поисковых отрядов региона, родные воинов.
Русская линия
Началась поездка митрополита Волоколамского Илариона в Болгарию
9 октября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Великотырновского государственного университета председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Болгарию, сообщает служба коммуникации ОВЦС.
В аэропорту болгарской столицы митрополита Илариона и его спутников встречал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Болгария А.А. Макаров, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим и настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев).
В Софии председателя ОВЦС принял Святейший Патриарх Болгарский Неофит. Митрополит Иларион передал Предстоятелю Болгарской Православной Церкви братское приветствие Святейшего Патриарха и Кирилла, поздравил Его Святейшество с наступающим днем рождения и преподнес в дар святую панагию. Беседа прошла в теплой атмосфере взаимопонимания и доверия.
В тот же день председатель ОВЦС в сопровождении епископа Мелнишского Герасима посетил подворье Русской Православной Церкви в Софии. В Никольском храме подворья владыку Илариона приветствовал архимандрит Вассиан (Змеев).
В ответном слове архипастырь отметил важность дальнейшего укрепления братских связей между Русской и Болгарской Православными Церквами, пожелав отцу Вассиану помощи Божией в ответственном церковном служении.
Митрополит Волоколамский Иларион вручил одному из многолетних благотворителей подворья А.В. Кристову награду Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — медаль святителя Марка Эфесского, которой он был удостоен за помощь Никольскому храму и большой вклад в укрепление братских связей между Русской и Болгарской Церквами.
Затем в крипте храма у гробницы святителя Серафима, архиепископа Богучарского, владыка Иларион совершил молебен этому широко почитаемому в Болгарии святому. На молебне присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Болгарии А.А. Макаров.
В поездке иерарха сопровождают секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, клирик московского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» священник Роман Ивануса и иподиакон Вячеслав Ли.
Русская линия
Более миллиона нуждающихся получат новую одежду в церковных центрах гуманитарной помощи
Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и компания «Gloria Jeans» начали реализацию благотворительного проекта помощи нуждающимся по всей России, а также на Украине, в Белоруссии и Казахстане, сообщает Диакония.Ru.
В рамках проекта крупнейший в России производитель одежды «Gloria Jeans» в течение года передаст более двух миллионов теплых курток, платьев, джинсов, свитеров, рубашек, футболок и другой нераспроданной одежды предыдущих коллекций в церковные центры гуманитарной помощи. В настоящее время в более чем 130 городах гуманитарные центры заключают договоры на регулярные поставки новой одежды для нуждающихся людей. Подобные соглашения заключены, в частности, в Москве, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Астане, Киеве, Брянске, Владивостоке и других городах. Новосибирский церковный гуманитарный центр уже получил более 16 тысяч единиц одежды, Югорский — более тысячи. Вещи также получили в Анапе, Комсомольске-на-Амуре, Казани и других городах. Договоры между магазинами и гуманитарными центрами продолжают заключаться, поставки одежды в центры гуманитарной помощи осуществляются практически ежедневно. Срок действия проекта неограничен.
«Мы очень рады, что компания „Gloria Jeans“ не просто отдает вещи в наши гуманитарные центры, но действительно хочет помочь нуждающимся людям. Вся эта одежда — вещественное проявление любви, — отметил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Мы знаем сотрудников этой компании, общаемся с ними и знаем, что они все очень хорошие неравнодушные люди с искренним желанием послужить людям».
«Евангелие постоянно говорит нам о милости и сострадании к нуждающимся. Сегодня довольно много людей, которые остро нуждаются в социальной поддержке. Поэтому в нашей компании благотворительность — это норма», — рассказал председатель совета директоров «Gloria Jeans» Владимир Мельников.
По данным Росстата, за чертой бедности во втором квартале 2019 года находятся 18,6 миллиона россиян, или 12,7% населения России. За последние три года при участии Русской Православной Церкви были открыты более ста центров гуманитарной помощи. Всего в настоящее время работают более 190 подобных центров, где многодетные семьи, женщины в кризисной ситуации, пожилые и люди с инвалидностью могут бесплатно получить продукты, одежду, предметы быта. Помощь в церковных центрах предоставляется вне зависимости от гражданства и вероисповедания. По словам руководителей гуманитарных центров, с каждым годом все больше людей обращаются к ним за помощью.
Компания «Gloria Jeans» была основана в 1988 году и на сегодняшний день является лидером в сегменте fast fashion в России. Вертикально-интегрированный ритейлер"Gloria Jeans" — это более 15 собственных и 200 партнерских производственных фабрик, два современных логистических центра и монобрендовая сеть розничных магазинов, которая на конец 2018 года насчитывала более 550 магазинов в России и СНГ.
Русская линия
В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день
9 октября 2019 года в Санкт-Петербургской духовной академии отметили память небесного покровителя этой духовной школы — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это 210-й престольный праздник, который Академия на Неве встретила в статусе высшего учебного заведения, сообщает сайт Санкт-Петербургской духовной академии.
Божественную литургию в домовом академическом храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, наместник Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы, ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, первый проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, преподаватель Академии архимандрит Августин (Никитин), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора протоиерей Александр Ранне, регент хора Киевской духовной академии архимандрит Роман Подлубняк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лодейном Поле Ленинградской области протоиерей Михаил Николаев, настоятель часовни святой блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки протоиерей Орест Червинский, протоиерей Евгений Стойка, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и настоятель храма святителя Алексия Митрополита Московского при Санкт-Петербургском госпитале ветеранов войн протоиерей Алексей Балакай, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), а также гости Академии, духовенство Санкт-Петербургской митрополии и выпускники в священном сане; диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.
Богослужебные песнопения исполнили три академических хора: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский — под управлением Анастасии Корзун.
За богослужением молились игумении монастырей Санкт-Петербурга и Украины.
В храме присутствовала делегация Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии во главе с епископом епархии Миккели д-ром Сеппо Хякиненом.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Стойков.
По окончании славления митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Всех вас поздравляю с днем преставления небесного покровителя Санкт-Петербургской духовной академии — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем послании апостол Иоанн говорит, что любовь изгоняет страх. Именно это святой и показал своей жизнью и записал в своем послании. Он победил собственные страхи любовью к Богу. Поэтому не нужно бояться, нужно любить. Мы должны иметь в своем сердце любовь к Господу и людям. Поэтому сегодня мы благодарим Царицу Небесную и Иоанна Богослова за то, что они указали нам путь веры и путь жизни по евангельским заповедям в послушании Святой Церкви».
Владыка Варсонофий вручил ректору СПбДА епископу Силуану памятный дар — икону Божией Матери.
В ответном слове владыка Силуан обратился к правящему архиерею, духовенству и гостям Академии со словом, в котором поздравил собравшихся и поблагодарил гостей праздника за совместную молитву. На молитвенную память об участии в престольных торжествах Академии на Неве епископ Силуан преподнес митрополиту Варсонофию икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Накануне вечером, 8 октября, праздничное всенощное бдение в академическом храме возглавил архиепископ Верейский Амвросий. По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил учащих и учащихся Академии с престольным праздником и подарил епископу Петергофскому Силуану панагию с образом Божией Матери «Знамение» Царскосельской. Эта икона является главной святыней Санкт-Петербургской духовной академии. В свою очередь владыка ректор поблагодарил архиепископа Амвросия за участие в престольных торжествах и преподнес Его Высокопреосвященству Иверскую икону Божией Матери.
В день престольного праздника по окончании Божественной литургии состоялся торжественный акт, начавшийся с приветственного слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором правящий архиерей, в частности сказал: «В этом году духовная академия отмечает две знаменательные даты — 210 лет со дня торжественного открытия и 40-летие регентского отделения. После реформы системы духовного образования в 1809 году учебное заведение, ранее именовавшееся Александро-Невской академией, было разделено на собственно академию, семинарию и духовное училище, введены ученые степени доктора, магистра и кандидата. Санкт-Петербургская духовная академия была и остается ведущим богословским учебным заведением в России и за рубежом, которая на высоком уровне готовит кадры для Церкви: боголюбивых пастырей, ученых-богослов, церковных тружеников».
Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 40-летием основания регентского отделения зачитал архиепископ Верейский Амвросий. Также было также оглашено поздравление губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова.
Председатель учебного комитета протоиерей Максим Козлов поздравил учащих и учащихся с праздником, пожелал учебному заведению процветания и преподнес в дар от Синодальной библиотеки два издания Евангелия на языках народов России.
Епископ Петергофский Силуан вручил академические грамоты и медали.
В завершение сводный хор Академии под управлением заведующего регентским отделением в 1987—2010 гг. Михаила Ващенко, выпускницы 1984 года игумении Рафаилы (Хильчук), выпускницы 1983 года монахини Марии (Дыбы) исполнил ряд духовных песнопений.
Русская линия
В Псковском государственном университете отметили День Теолога
9 октября, в день памяти святителя Тихона, студенты направления теологии ПсковГУ отметили День Теолога, передает Псковская Лента Новостей.
Торжественный праздник начался с молебна в храме Трех Святителей ПсковГУ. Молебен возглавил секретарь Псковской епархии протоиерей Андрей Вахрушев, также служили протоиерей Роман Ледин и иерей Артемий Лутченко. Студенческий хор пел на клиросе.
После молебна отец Андрей Вахрушев вручил первокурсникам зачетные книжки и пожелал духовного возрастания.
Затем студенты 3 курса организовали исторический квест по Свято-Троицкому кафедральному собору. Три студенческие команды прошли 7 тематических станций, на каждой из которых должны были продемонстрировать свои знания. Торжественное награждение победителей квеста прошло на колокольне собора.
После всех мероприятий в доме Причта состоялась духовная беседа за чашечкой чая с иеродиаконом Анастасием (Байковым).
Русская линия
В Петербурге открылась выставка «Путь к святыне»
Директор ГМИРа Любовь Мусиенко рассказала, что на выставке представлены более двухсот экспонатов из фондов музея — это своеобразный рекорд, сообщает ИА «Вода живая».
Хождение верующих к святым местам известно с глубокой древности. Целью могут быть как природные, так и рукотворные объекты. Выставка знакомит с многообразием феномена паломничества в различных религиях и культурах.
Христиане стали путешествовать к святым местам с IV века, когда христианство стало государственной религией Римской империи. Главными местами паломничества были Иерусалим и Вифлеем. Само слово «паломник» происходит от слова «пальма» и связано с обычаем привозить со Святой земли пальмовые ветви. Самая первая христианская паломница — равноапостольная царица Елена, открывшая многие святыне на родине Господа Иисуса Христа. На выставке представлена икона святых равноапостольных Константина и Елены.
На картине XIX века «Святой град Иерусалим (Топография Палестины)» изображены почитаемые христианами святые места и события, произошедшие в самом городе и его окрестностях. Здесь запечатлены события Священной истории: ветхозаветные сюжеты, символизирующие и предвосхищающие новозаветные события (явление праотцу Аврааму трех ангелов и жертвоприношение Авраама); сюжеты Нового Завета, мученичество апостолов и первых христиан; обретение христианских святынь при императоре Константине I Великом и богослужение в храме Гроба Господня. Центральное место на полотне занимает изображение храма Гроба Господня с его святынями. Как рассказала корреспонденту ИА «Вода живая» Светлана Семенова, старший научный сотрудник музея, ответственная за православную часть экспозиции, с уникальной иконы-карты делалось множество гравюр.
Интересная картина Максима Воробьева (1787−1855) «Пещера Рождества Христова в Вифлееме», написанная в 1836 году. Художник бывал на Святой земле, так что передал свои непосредственные впечатления. Первый храм Рождества над пещерой — местом рождения Иисуса Христа был построен императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой в 339 году. Современный вид пещера Рождества приняла к XII веку, и с тех пор он мало менялся. В 1717 году под престолом была помещена серебряная звезда, отмечающая место рождения Богомладенца.
В Средние века появились и другие места паломничества: Константинополь, Святая гора Афон, для западных христиан — Рим, Сантьяго-де-Компостела.
Первой паломницей на Руси считается святая княгиня Ольга, образ которой также представлен на выставке. Речь идет о ее путешествиях в Константинополь. Скорее всего, Ольга бывала там неоднократно, а во время второго путешествия была уже крещена — во всяком случае, византийский император принимал ее как равную.
Тему Афона представляет русская икона 1880 года «Богоматерь „В скорбях и печалях утешение“ с Андреем Первозванным и Антонием Великим и видом скита Андрея Первозванного». На лицевой стороне текст: «Подобие св. чудотворной иконы пресвятые Богородицы, именуемые В скорбях и печалях утешение, находящаяся в Русском скиту святого Андрея Первозванного на св. Афонской горе..». Согласно преданию, древняя икона «В скорбях и печалях утешение» в XVII веке была привезена с Афона Константинопольским патриархом Афанасием в Россию, а затем увезена в монастырь Ватопед. В XIX веке, когда окончилось строительство Андреевского скита, митрополит Ватопеда передал икону русской обители.
Светлана Семенова отметила, что православное паломничество можно подразделить на путешествие к святыням и к старцам. В частности, к старцам путешествовали на Афон, позднее — к преподобному Серафиму Саровскому, в Оптину пустынь. Тема старчества представлена одним из повторений прижизненного портрета преподобного Серафима Саровского, по преданию, выполненным его учеником иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым).
Одним из мест паломничества стала Киево-Печерская лавра. Представленная икона Успения Божией Матери, выполненная в XIX веке, имеет первообразом чудотворную икону из Киево-Печерской лавры — одну из древнейших явленных икон. В Киево-Печерском патерике упоминается, что в X веке Богоматерь вручила икону четырем византийским зодчим и повелела им отнести ее из Константинополя в Киев и отдать преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Перед этой иконой молился царь Петр Великий перед Полтавской битвой, а возвратившись, принес благодарение за победу.
Экспонируется впервые картина Ивана Богданова (1855−1932) «На богомолье в Хотьковский монастырь». Это даже не картина, а этюд к будущей картине; на ней изображены паломники, бредущие к монастырю. Покровский женский монастырь в городе Хотькове находится в десяти километрах от Троице-Сергиевой лавры. Верующие обычно посещают его перед паломничеством в Троице-Сергиевскую лавру.
Большой образ преподобного Сергия Радонежского, выполненный в Москве в 1862 году, — копия иконы, находившейся на крышке раки преподобного Сергия. Рядом — необычная икона-картина «Моление у мощей преподобного Сергия», выполненная также в XIX веке: она изображает гробницу преподобного и молящихся рядом с ней священника и мирян. Есть на выставке и гравюра, изображающая общий вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Один из интереснейших экземпляров — пелена, покрывавшая раку преподобного Зосимы Соловецкого. Вышитая по шелку пелена — один из покровов, находившихся в XIX веке на раке святого Зосимы, — также экспонируется впервые и отреставрирован специально к выставке. Также представлены уникальные деревянные потиры из Соловецкого монастыря.
Светлана Семенова обращает внимание на стенд с паломнической литературой. Здесь есть книги русского путешественника Андрея Муравьева (1806−1874), который написал книгу о святых местах Палестины, а потом — «Путешествие по святым местам русским», возродив, по сути, древнерусский жанр хожения.
Паломники привозят святыни, сувениры. Этой теме посвящено несколько стендов. Один из популярных сувениров, связанных с памятью преподобного Серафима Саровского, — расписанные сценами из его жития осколки камня, на котором молился преподобный. Интересно, что канонизировали его только в 1903 году, но почитание началось сразу после его смерти, и от камня-валуна, на котором молился святой, с самых ранних пор паломники откалывали куски. Интересны фотографии паломников, сделанные в 1903 году во время торжеств, посвященных прославлению Серафима Саровского. В одной из витрин хранится пальмовая ветвь, приведенная из Иерусалима в начале ХХ века. Это центральный экспонат, связанный с паломничеством. Есть и современные сувениры — крестики и свечи из Иерусалима, «сухарики батюшки Серафима» из Дивеевского монастыря.
Русская линия