Патриарх Антиохийский Иоанн X: Ситуация на Украине требует обсуждения Предстоятелями всех Поместных Православных Церквей
Глава Антиохийского Патриархата заявил, что единоличное вмешательство Фанара в церковные дела на Украине мира этой стране не принесло
Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X в интервью РИА Новости заявил, что вмешательство украинских властей и представителей Константинопольского Патриархата во внутрицерковные дела на Украине не принесло исцеления раскола, а лишь ещё больше осложнило ситуацию в стране. В связи с этим Блаженнейший владыка вновь выразил надежду, что данный вопрос будет обсуждён на Всеправославном Соборе.
«Когда политика вмешивается во внутрицерковную жизнь, тогда, к сожалению, происходит то, что мы имеем на Украине. Надо искать церковное решение всех проблем. Ситуация очень трудная, чувствительная», — заявил Блаженнейший Иоанн.
«Антиохийская Церковь уже несколько раз просила Патриарха Варфоломея — в духе любви — о том, чтобы всем встретиться и обсудить ситуацию на Украине. Чтобы он созвал Предстоятелей Православных Церквей. Чтобы проговорить все проблемы в православном мире, особенно эту тему. Мы пытались с Предстоятелями других Церквей — Александрийским, Сербским Патриархами, Архиепископами Кипрским, Элладским, Албанским — сделать так, чтобы встретиться вместе всем и обсудить эту тему. К сожалению, пока этого не произошло», — отметил глава Иерусалимского Патриархата.
«Но в таких случаях всегда нужен диалог, нужно согласие между Православными Церквами. И в отношении того, что случилось на Украине, появления „новой церкви“, нужно соборное мнение, решение всех Православных Церквей. Чтобы Церковь стала автокефальной, обязательно должен быть всеправославный консенсус. И тем более должно быть согласие Матери-Церкви, к которой она принадлежит. Мы молимся, чтобы на украинской земле Господь дал возможность разрешить этот вопрос», — заявил Патриарх Иоанн.
Русская линия
Фанар утверждает своё право вмешиваться в дела других Поместных Православных Церквей
Митрополит Галльский Эммануил заявил, что «Константинопольский Трон является главой всех святых Церквей Божиих»
Для значительной части греков, которые до сих пор мечтают о возрождении Византийской империи и возвращения былой славы и блеска Константинопольского Патриархата, целый ряд Поместных Православных Церквей, которые получили свою автокефалию от Фанара, это всего лишь Церкви-дочери, права которых могут быть грубо нарушены или вообще пресечены Константинополем.
В таком ключе размышляет, к примеру, главный редактор греческого портала Orthodoxia.info Андрей Лударос, который буквально негодует по поводу того, почему Поместные Православные Церкви отказываются поддерживать Фанар на Украине.
«В настоящее время по всей планете существует пятнадцать Православных Церквей. За исключением четырёх — Александрии, Антиохии, Иерусалима и Церкви Кипра — все остальные имеют одинаковую связь. Они „дочки“ Константинополя», — пишет Андрей Лударос.
По его словам, Россия, Сербия, Румыния, Болгария, Грузия, Греция, Польша, Албания, Чехия и Украина получили автокефалии от Фанара.
«Разве Константинополь должен был „родить“ так много дочерей? И, наконец, эти дочери равны Константинополю, Александрии, Антиохии и Иерусалиму? Это два важнейших вопроса, которые, возможно, в какой-то момент должны касаться самого Константинополя и его других сестер пресвитерий», — откровенно пишет Лударос.
Таким образом, он фактически выдвигает на руководящее место в Православии Константинопольского Патриарха, которого должны все слушаться.
В этом же духе размышляет и митрополит Галльский Эммануил.
«Константинопольский патриархат опробованным столетиями опытом, обходя заблуждения, определил священную систему пентархии тронов и канонов», — заявил владыка Эммануил 3 февраля в ходе интронизации главы «ПЦУ» Епифания, сообщает СПЖ.
Он пояснил, что «митрополит» Епифаний «интронизируется» как первый «предстоятель» Православной Церкви Украины: «Сегодня радуются души тех отцов, которые положили свои жизни для достижения в Украине внутренней административной независимости церкви», — сказал экзарх.
«Сегодня единство украинского народа становится реальностью, и благословением за благодеяния всеправославной веры Матери-Церкви Константинополя», — сообщил он.
«Деяния церкви показывают, как Святой Дух ведёт священные дела церкви. Эти деяния и жизнь церкви есть ничто иное, как экклезиология фальши, которой страдает во все времена православное сознание», — продолжил митрополит Эммануил.
«Восточная православная церковь своим опробованным столетиями опытом, обходя заблуждения, определила священную систему пентархии тронов и канонов истинной экклезиологии, определив Константинопольский Трон руководителем всех Церквей Божиих, не как властелина, а потому, что так решила жизнь и практика Церкви для того, чтобы разрешать противоречия», — отметил он.
После всего вышесказанного становится понятным, что ограничивать себя вмешательством в дела только Украинской Православной Церкви Фанар не станет. Далее, очевидно, последуют вторжения Константинопольского Патриархата и в дела других Поместных Православных Церквей, — всюду, где есть хоть какое-то противоречие.
Русская линия
Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо окончательно перешёл в РПЦЗ
Несмотря на протесты Русского Экзархата в Западной Европе, приходской совет храма принял единогласное решение о переходе
Настоятель Храма Христа Спасителя в Сан-Ремо протоиерей Дионисий Байков опубликовал очередное открытое письмо, в котором сообщил приходам и общинам Русского Экзархата в Западной Европе об официальном переходе своего храма в Русскую Православную Церковь Заграницей, за что 3 февраля 2019 года единогласно проголосовал приходской совет храма.
«Дорогие отцы, братья и сестры! В связи с агрессивными действиями греческой митрополии Константинопольского патриархата против нашего прихода (митрополит Геннадий 21 января отправил меня в запрет и заявил свои претензии на наш храм; от Архиепископии не последовало никакой официальной реакции на этот запрет) Приходской совет Храма Христа Спасителя, преподобного Серафима Саровского и святой великомученицы Екатерины в г. Сан-Ремо (Италия) единогласно решил перейти под омофор Русской Православной Церкви Заграницей», — заявил отец Дионисий, отметив, что «приход — самостоятельная структура, согласно итальянскому законодательству, и имеет полное право на самоопределение».
«К сожалению, в воскресенье, 3 февраля, на наш приход прибыл представитель Архиепископии с целью не допустить проведения экстренного приходского собрания. Он заявил о личной ответственности каждого прихожанина за „неканоничный и незаконный“ переход в РПЦЗ. Приходское собрание единогласно утвердило решение приходского совета о каноническом подчинении Русской Зарубежной Церкви», — сообщил священник.
«С разочарованием и глубокой болью восприняли наши прихожане недружественный шаг Архиепископии. Я лично и члены приходского совета объяснили своё решение владыке Иоанну, но наши письма остались без ответа. Мы искренне надеемся, что никто не будет больше претендовать на наш храм. Мы всегда искренне верили, что Русский экзархат с уважением относится к свободному выбору каждого человека», — отметил отец Дионисий.
«Обращаюсь к вам, дорогие отцы, братья и сестры, с призывом проголосовать на будущей Ассамблее 23 февраля за роспуск Архиепископии, чтобы приходы могли самостоятельно и беспрепятственно выбрать свою каноническую юрисдикцию, а также приглашаю ваши приходы последовать нашему примеру и присоединиться к Русской Зарубежной Церкви. Именно эта церковная юрисдикция наиболее похожа на бывший Русский экзархат как своей самостоятельностью и уважением к уставам приходов, так и укорененностью в традициях русского православного Зарубежья. Мы сможем сохранить богатую духовную культуру и историческое наследие нашей Архиепископии только в составе приходов РПЦЗ», — заявил священник Дионисий Байков.
Русская линия
В Гражданской войне не может быть победителей и героев
В Войске Донском прошли дни памяти, посвящённый трагической гибели партизанского отряда полковника Василия Чернецова
Ежегодно по разработанному плану мемориальные мероприятия проходят в течение трёх дней, сообщает официальный сайт Всевеликого войска Донского.
1 февраля кадеты Шахтинского генерала Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса во главе с директором корпуса В.А. Бобыльченко, казаки, историки и все неравнодушные люди посещают кладбище в Новочеркасске, Новочеркасский Патриарший Войсковой собор, где проходят молебны и возложение цветов к могилам атамана А.М. Каледина и казаков. Затем в стенах Шахтинского генерала Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса программу продолжает творческий вечер, где в исполнении кадет звучат стихи, песни, воспоминания участников и очевидцев того лихого периода в истории Дона и России.
2 февраля кадеты ежегодно посещают Калитвинскую станицу, где в Успенском храме служат панихиду по убиенным кадетам и юнкерам. Затем на станции Глубокая проходит реконструкция боя за железнодорожный переезд. После «боя» кадеты переезжают к месту гибели отряда полковника В.М. Чернецова — балке Березовой, где отдаются воинские почести у Поклонного Креста. В завершении в храме хутора Волченского проходит поминальная молитва.
3 февраля близ станицы Старочеркасской в Монастырском урочище (Каплица) проходит завершающий этап Чернецовских дней памяти — реконструкция боя начального периода Гражданской войны на Дону. По завершении реконструкции Благочинный Аксайского округа протоиерей Геннадий Макаренко отслужит литию у Покровской Войсковой часовни на Монастырском урочище.
В Чернецовских поминовениях в нынешнем году приняли участие более 100 кадет, в том числе 70 кадет и 20 педагогов Шахтинского генерала Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса, 20 кадет Второго Донского императора Николая II казачьего кадетского корпуса, 20 кадет Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса, а также почти 50 членов военно-исторических клубов из Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова, Шахт, Тацинской станицы, 13 казаков конных взводов Всевеликого войска Донского из Миллерово, Азовского и Октябрьского районов.
«Для нас очень важно помнить историю, — отметил директор департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений С.Н. Бодряков.- Не осуждать и судить, а помнить для того, чтобы не повторить ошибок, чтобы не было подобной беды».
Все участники мемориальных дней отмечали, что в Гражданской войне не может быть победителей и героев. Каждый воюет за свою правду. «Я, думаю, те ребята, которые принимали участие в чернецовских поминовениях, пройдя этими зимними дорогами, в холод и дождь, изучив историю этого периода, реально будут ценить мир и согласие, — подчеркнул директор Шахтинского генерала Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса В.А. Бобыльченко.- Если это так, то задача памятных дней выполнена».
Русская линия
В доброту российских чиновников теперь никто не верит
После пенсионной реформы россияне настороженно относятся к сообщениям о намерении властей освободить их от поверки счётчиков
Российские власти намерены внести в Государственную думу законопроект, который предполагает полное освобождение населения от обязанности следить за поверкой счётчиков воды и других коммунальных ресурсов. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов, сообщает RT.
«Вместе с Минпромторгом, Минстроем и Минэкономразвития мы будем в этом году инициировать поправки, которые полностью освободят граждан от того, что уже известно как „поверочное рабство“, — от обязанности следить за корректностью показаний приборов учёта коммунальных ресурсов», — рассказал Абрамов.
По его словам, в случае принятия предлагаемых поправок от собственников или арендаторов жилья потребуется только обеспечить доступ к внутридомовым счётчикам для специалистов управляющей или ресурсоснабжающей компании, которые и будут отвечать за корректность показаний.
«Сейчас ситуация с бытовыми счётчиками вывернута наизнанку. Это как если бы у вас существовала обязанность приходить на рынок со своими весами, да ещё выслушивать требования продавца, чтобы ваши весы были поверены», — отметил глава Росстандарта.
«Нет, точность показаний должен обеспечивать поставщик — достаточно, что потребитель платит за потребляемые ресурсы», — подчеркнул Абрамов.
Руководитель ведомства добавил, что конкретные механизмы перераспределения функций по поверке счётчиков ещё будут обсуждаться. Однако позиция Росстандарта заключается в том, что по всем направлениям учёта коммунальных ресурсов (воде, теплу и газу) необходимо последовательно принимать такие же решения, как и по электросчётчикам.
Эксперты отмечают, что подобная инициатива призвана избавить собственников и арендаторов жилья от лишних хлопот. Однако, россияне, привыкшие в последние годы, что власти принимают только выгодные для бюджета решения, крайне настороженно воспринимают данную новость. В соцсетях открыто говорят, что не верят газовщикам, электрикам и представителям водоканала и боятся, что те будут накручивать счётчики в свою пользу.
Российские чиновники своими последними решениями довели населения до полного недоверия властям.
Русская линия
Украинские чиновники вновь выдают желаемое за действительное
Харьковская епархия УПЦ опровергла сообщение о переходе первого прихода УПЦ в ПЦУ в Харьковской области
Представительница Харьковского облсовета Ольга Львова 1 февраля 2019 года в своём Фейсбуке распространила недостоверную информацию о том, что в Харьковской области первая община канонической УПЦ якобы перешла в «Православную церковь Украины».
«Дмитриевская религиозная община первая в Богодуховском районе совершила переход в поместную Православную церковь Украины», — написала она на своей странице. Львова добавила, что в храме прошло богослужение, «посвященное этому знаменательному событию».
Однако, в Харьковской епархии Украинской Православной Церкви вскоре опровергли данную информацию.
«По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия доводим до сведения СМИ, верующих жителей города Харькова и Харьковской области, что ни один канонический священнослужитель Харьковской епархии и ни одна религиозная община Харьковской епархии не принимали решений и не изъявляли желание о переходе в любые другие религиозные структуры», — заявили в епархии.
«Духовенство и верующие Харьковской епархии Украинской Православной Церкви выражают поддержку и духовное единство с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и с канонической Украинской Православной Церковью», — говорится в заявлении.
Русская линия
Размышлять об автономии Донбасса на Украине теперь небезопасно
Генпрокуратура Украины возбудила дело о госизмене против Виктора Медведчука за его предложение согласиться с автономией Донбасса
Странные вещи происходят ныне на Украине — чем громче звучат в Киеве заявления о бесперспективности западного вектора развития страны, тем дальше украинское общество оказывается от европейской свободы слова.
Так, Генпрокуратура Украины возбудила сразу несколько уголовных дел против председателя политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа — за жизнь» Виктора Медведчука за его недавнее предложения согласиться с автономией Донбасса и вернуть таким образом Донецк и Луганск в состав Украины, сообщает газета «Ведомости».
Дела возбуждены по ч. 1 ст. 110 и ч. 1 ст. 111 украинского Уголовного кодекса (публичные призывы к действиям с целью изменения границ территории или государственной границы Украины, госизмена). Они будут переданы в Службу безопасности Украины (СБУ) «по подследственности», заявили в Генпрокуратуре.
29 января 2019 года на съезде партии «Оппозиционная платформа — за жизнь» Виктор Медведчук предложил создать автономный регион Донбасс в составе Украины. Он отметил, что инициатива соответствует и минским соглашениям, и декларации «нормандского формата», и действующему законодательству Украины.
Также политик подчеркнул, что договоренности по региону могут быть достигнуты «в четырехугольнике», который включает Киев, Донецк, Луганск и Москву.
Тем временем, в Генпрокуратуре Украины заявили, что Украинское государство по Конституции — унитарное и нельзя даже обсуждать изменения этого статуса. Кроме того, украинские прокуроры обвинили Медведчука в предоставлении «иностранному государству помощи в проведении подрывной деятельности против Украины, в том числе и информационной поддержки».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающегося русского мыслителя и писателя В.В.Розанова
Василий Васильевич Розанов родился в городе Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье уездного чиновника, дед Розанова был священником. В отрочестве остался круглым сиротой, жил в семье старшего брата. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил с отличием в 1882 г. со степенью кандидата. По окончании университета преподавал историю и географию в гимназиях и прогимназиях Брянска, Ельца и Белого. С 1889 г. публикуется в консервативных журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». В это время он входит в кружок молодых интеллектуалов, который сложился вокруг выдающегося русского мыслителя К.Н.Леонтьева (Л.А.Тихомиров, В.А.Грингмут, А.А.Александров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, С.Ф.Шарапов и др.). Широкую известность Розанов получил после публикации в 1891 г. литературно-философского этюда «Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского». В 1893 г. он переехал в Петербург, поступив на службу чиновником по особым поручениям в Департаменте железнодорожной отчётности Государственного контроля. В мае 1899 г. по предложению А.С.Суворина Розанов стал сотрудником газеты «Новое время», где трудился до 1917 г.
Розанов стоит одиноко в истории русской мысли, подобно своему старшему другу и учителю К.Н.Леонтьеву. Неудивительно, что его ненавидели революционные демократы и недолюбливали либералы, они чувствовали в нем человека иного духа. Впрочем, нелюбовь либералов скоро тоже переросла в ненависть. Это случилось после того, как философ опубликовал свой трактат «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови». Поводом к исследованию тайн иудейских ритуалов стало злодейское убиение в Киеве христианского мальчика Андрюши Ющинского, которое Розанов, как и большинство монархистов, считал ритуальным убийством, осуществленным сектой хасидов. Он утверждал, что мальчик стал «жертвой ритуала и еврейского фанатизма». За свою позицию по убийству Ющинского Розанов был изгнан из Религиозно-философского общества, несмотря на то, что был одним из его учредителей.
Однако к Розанову долгое время с подозрением относились и на правом фланге, к чему он сам давал немало поводов. Резкое неприятие вызвали его публикации по семейному и половому вопросу: «Семейный вопрос в России» (т. 1−2, 1903), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911). Поднимался даже вопрос о его отлучении от Церкви.
В сентябре 1917 г. семья Розанова уехала из голодного Петрограда в Сергиев Посад, где он трудился над последней работой «Апокалипсис нашего времени». В Сергиевом Посаде Розанов постоянно встречался с о. Павлом Флоренским, Л.А.Тихомировым, бывшим издателем «Русского обозрения» А.А.Александровым. Младшая дочь Розанова писала: «Последние дни я, 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребенка. Он был тих, кроток. Страшная перемена произошла в нем, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная. Вся смерть его и его предсмертные дни были одна Осанна Христу. Я была с ним все время и дни его болезни, и в его последние дни. Он говорил: „Как радостно, как хорошо. Отчего вокруг меня такая радость, скажите? Со мной происходят действительно чудеса, а что за чудеса — расскажу потом, когда-нибудь. Обнимитесь вы все. Поцелуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскрес“. Он четыре раза по собственному желанию причастился, один раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время нее он скончался. Он умер 23 января старого стиля, в среду в 1 час дня. Без всяких мучений..». Похоронен в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н.Леонтьева.
Русская линия
В Москве прошла конференция, посвященная увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
29 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве состоялась конференция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений», сообщает «Благовест-инфо».
Ведущие мероприятия настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый попросили участников конференции сосредоточиться не на истории новомучеников, а на методах и инструментах работы, которая проводится в разных епархиях Русской Православной Церкви ради увековечения их памяти и знакомства молодежи с их жизнью и наследием.
В минувшем году общественное внимание к теме красного террора, репрессий и гонений на Церковь снизилось, по сравнению с годом столетия революции, и «это печально», поделился наблюдениями протоиерей Кирилл Каледа. Священник заметил также тенденцию «более осторожного отношения властей к теме репрессий» (например, власти выступают против установки креста в Коломенском в память о репрессированных — строителях канала «Москва-Волга»). В то же время, все большую популярность набирают идеи установки памятников вождям революции. В этой ситуации особую важность приобретает не только поиск мест захоронения жертв репрессий и увековечивание их памяти, но научно обоснованная, методически выверенная работа с молодежью, с педагогическим сообществом, чтобы передавать эту память.
Один из примеров такой работы представил Игорь Гарькавый в докладе «Опыт молодежных трудовых сборов „Бутовский полигон — наша память“ 2018 г.». Благодаря президентскому гранту удалось привлечь школьников и молодежь к разнообразной работе на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий: благоустройству и уборке территории, созданию «зеленого щита» от подступающего по периметру строительства — «это позволило ребятам буквально прикоснуться к священной земле». Но не только физическая работа привлекала молодежь: для них были устроены десять выездных экскурсий по местам, связанным с новомучениками; прошла конференция «Бутовские молодежные чтения»; молодые люди сами сделали путеводитель по Бутовскому полигону и т. д. По оценке докладчика, в проекте участвовало около тысячи человек, причем целевой аудиторией создатели проекта считают не только учеников школ, православных гимназий и колледжей, но и их педагогов. В результате была выработана новая методика воспитательной, образовательной и трудовой деятельности, которая позволяет достичь «личной причастности» молодежи к теме новомучеников и других жертв массовых репрессий в СССР, заключил Игорь Гарькавый.
Члены Преображенского православного братства тоже были в числе тех, кто участвовал в работах на Бутовском полигоне в рамках проекта. Представитель этого братства Андрей Васенев, главный редактор медиапроекта «Стол», рассказал о том, как в разнообразных проектах православных братств был осмыслен год столетия красного террора в России. Всего таких проектов в разных городах России насчитывалось около 200, поэтому докладчик упомянул только самые масштабные из них: это, например, две большие международные конференции «Духовные итоги революции» и «Православные братства в истории России». Из многих выставок были упомянуты только две передвижные, которые вызвали большой интерес в разных епархиях: «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления» и «Человек на переломе» — о том, что произошло с конкретными людьми, пережившими самые страшные события ХХ века. Андрей Васенев особо подчеркнул, что в городах России выставки разрастались: к их материалам люди добавляли рассказы о своих «неперемолотых». Концерты, спектакли, вечера (цикл «Милосердие памяти» с обсуждением фильмов, посвященных истории ХХ века; спектакль «Живые» о последних днях преподобномученицы Елисаветы Феодоровны; презентация книги «Совесть» о жертвах репрессий на Севере и т. д.). Установка поклонного креста в Химкинском лесу, конференция на Соловках, молитвенное участие в митинге в день столетия красного террора в Санкт-Петербурге — в этих и многих других проектах участвуют члены братств. В заключение докладчик упомянул о продолжающейся Акции национального покаяния «Имеющие надежду», участие в которой открыто для всех неравнодушных.
Оксана Иванова, научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале, рассказала о том, как благодаря инициативам церковной общественности в Екатеринбурге появились разные акции и проекты, связанные с памятью новомучеников и жертв репрессий. Так, выставка «Время Каина. Красный террор на Урале» стала катализатором общественных размышлений о гражданской войне. Потом была создана карта мест гибели уральских новомучеников. В борьбе за восстановление собора XVIII в. возникло предложение заложить в его фундамент землю с мест убиения мучеников. Так появилась акция «Земля святых», в которую включились миряне из разных городов и поселков — они разыскивали памятные места, собирали землю, устанавливали памятные кресты и т. д. Оксана Иванова уверена, что поиск и почитание мест, где пролилась кровь новомучеников, — это и «форма покаяния мирян», и перспективное направление для работы с молодежью, для паломнических маршрутов.
Иеромонах Елевферий (Казаков) представил опыт организации молодежного лагеря «Зеленый Афон» на базе Второ-Афонского Бештаугорского монастыря. Уже в течение 15 лет около 350 детей проводят неделю (7 смен по 50 детей) в лагере, посвященном памяти новомучеников. Каждый отряд изучает житие одного из святых, ребята проводят беседы и совершают крестный ход на гору с молитвой новомученикам.
Походы, сборы, лагеря, паломничества, образовательные проекты — все эти формы используются в деятельности Братства православных следопытов, о которой рассказал иеромонах Димитрий (Першин). Бутовский полигон для членов братства — отправная точка их работы: ребята разыскивают сведения о захороненных здесь новомучениках, готовят презентации, выступают с ними в школах и даже на международной конференции в Кельне (Германия). Члены братства также приняли участие в создании документального фильма «Русский антиминс». Руководители Братства православных следопытов считают необходимым знакомить детей не только с подвигом новомучеников, но и с историей гонений на верующих в СССР в послевоенное время.
Андрей Иванов, сотрудник Историко-культурного и просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», сделал сообщение об истории создания и особенностях работы Музея в историческом здании Московского Епархиального дома. Через призму истории Поместного Собора 1917−1918 гг., многие участники которого стали новомучениками, посетителям музея показывают всю историю репрессий.
Доцент Кира Аристова и иерей Иннокентий Кулаков рассказали о проектах, посвященных памяти новомучеников, соответственно, в Пензенской и Рыбинской епархиях. Профессор Евгений Овчинников, внук мученика Николая Варжанского, правнук священномученика Неофита Любимова, выступил с сообщением «Из опыта установки мемориального знака новомученику (об открытии мемориальной доски священномученику Неофиту Любимову в Симбирске)».
Русская линия
Митрополит Смоленский Исидор посетил в калужской больнице пострадавших в ДТП и совершил панихиду на месте трагедии
3 февраля 2019 года на 37-м км автомобильной дороги регионального значения вблизи населенного пункта Извеково в Бабынинском районе Калужской области опрокинулся в кювет автобус, везший юных участников танцевального коллектива «Колибри» из города Ярцево Смоленской области в филармонию города Калуги. По данным Следственного комитета, погибли семь человек — трое детей и четверо взрослых. В автобусе было 45 пассажиров, из них 31 ребенок. Травмы получили 38 пассажиров.
Соболезнования в связи с трагедией выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.ru.
3 февраля по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин) вместе с клириками епархии посетил пострадавших пассажиров в Калужской областной больнице («Анненки»). В это лечебное заведение были доставлены 18 пострадавших. Отец Мефодий возглавил молебен о здравии пострадавших в автокатастрофе. За богослужением молились родственники пострадавших. Затем была отслужена заупокойная лития по трагически погибшим.
Также по благословению митрополита Климента в храме в честь вмч. Пантелеимона (переход третьего этажа хирургического корпуса) организовано дежурство духовенства. Все нуждающиеся могут получить помощь священнослужителя. Координацией помощи пострадавшим занимается руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности протоиерей Алексий Пелевин. Священники навещают всех пострадавших, оказывают психологическую поддержку их родственникам, раздают молитвословы, иконы, нательные крестики.
Для оказания медицинской помощи часть пострадавших доставлена в г. Юхнов Калужской области, где священнослужители Песоченской епархии занимаются их духовным окормлением. Вместе с духовенством работают сотрудники МЧС и психолог.
4 февраля в Калужской области побывал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. В поездке главу Смоленской митрополии сопровождали руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Василий Мовчанюк, протоиерей Александр Миронов, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Дионисий Давыдов, клирики митрополии.
Утром владыка Исидор возглавил Божественную литургию в больничном храме вмч. Пантелеимона. Ему сослужили викарий Калужской епархии епископ Тарусский Серафим, клирики Калужской и Смоленской епархий. На богослужении молились персонал больницы и те, кто проходит лечение. Архипастыри причастили пациентов, которые не могут сейчас бывать на богослужениях. Митрополит Исидор и епископ Серафим подарили детям игрушки, всем, кто находится на лечении в больнице, были розданы иконы и сладкие подарки.
В последовавшей беседе с представителями СМИ митрополит Исидор подчеркнул, что Церковь всегда должна быть с народом, должна быть там, где человеческие боль и несчастье.
Затем делегация Смоленской епархии посетила Свято-Троицкий кафедральный собор Калуги, где митрополит Исидор и епископ Серафим совершили панихиду по погибшим в автокатастрофе. На богослужении присутствовали учащиеся и педагоги школ города, жители Калуги, оставшиеся невредимыми участники ДТП. Помолиться о своих сверстниках пришли воспитанники православной гимназии г. Калуги.
Во время заупокойного богослужения митрополит Исидор вознес молитву и помянул имена трагически погибших в автокатастрофе. Панихиды по жертвам автокатастрофы в этот день были совершены и в других храмах Калужской и Смоленской епархий.
Митрополит Исидор поблагодарил митрополита Калужского и Боровского Климента, клир и паству Калужской митрополии, а также губернатора Калужской области и администрацию, участников силовых ведомств и МЧС за быструю и действенную помощь пострадавшим. «Искренне надеюсь, что наши общие сердечные молитвы, соборные молитвы нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, наши общие дела помогут людям, выжившим в автокатастрофе, пережить эти страшные дни и вернуться к обычному образу жизни. Мы приложим все усилия к тому, чтобы те, кто нуждаются в нашем духовном утешении и в материальной поддержке, чтобы обязательно оказать эту поддержку», — сказал архиерей.
Епископ Серафим поблагодарил владыку Исидора и клириков Смоленской митрополии за живое участие в событиях на Калужской земле, соборные молитвы, совместную работу по помощи и поддержке пострадавших.
Панихида также была совершена архипастырями и духовенством на месте трагедии.
Русская линия
Состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
31 января 2019 года в конференц-зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Заседание возглавил председатель комиссии епископ Североморский и Умбский Митрофан. Во встрече приняли участие заместитель председателя протоиерей Андрей Алексеев, ответственный секретарь Д.И. Петровский, члены комиссии, почетные члены комиссии и приглашенные лица, сообщает Патриархия.ru.
В начале встречи владыка Митрофан обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором рассказал об актуальности создания комиссии, важных задачах в области спорта, стоящих перед Русской Православной Церковью, и о перспективах, которые открывает начатое направление деятельности. Затем протоиерей Андрей Алексеев зачитал приветственное слово почетного члена комиссии, первого заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жукова.
Далее последовали выступления членов комиссии. Депутат Государственной Думы, президент Федерации хоккея России В.А. Третьяк отметил важность объединения усилий Церкви и спортивного сообщества в деле привлечения молодых людей к занятиям спортом и воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, в том числе, опираясь на авторитет выдающихся спортсменов. Депутат, заслуженный мастер спорта России С.С. Журова поделилась соображениями о том, что Церкви следует заботиться не только о духовном просвещении спортсменов, но и о пропаганде среди верующих здорового образа жизни и важности физических нагрузок.
Министерство спорта Российской Федерации на заседании представлял А.Ю. Баранов. В своем докладе он обратил внимание на необходимость встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром спорта П.А. Колобковым для подписания Соглашения между Русской Православной Церковью и ведомством. А.Ю. Баранов рассказал о реализации совместного «пилотного» проекта Министерства спорта и Псковской епархии по созданию молодежного духовно-спортивного центра в Пскове. Этот опыт может быть распространен и на другие епархии Русской Православной Церкви.
Затем члены комиссии обсудили предложенные поправки к тексту Положения о комиссии.
В завершение состоялось свободное общение, в ходе которого присутствующие имели возможность поделиться своим опытом, обсудить актуальные вопросы и выступить с предложениями о дальнейшей деятельности.
Русская линия
Архипастыри трех Поместных Православных Церквей совершили богослужение в Дивеевском монастыре
3 февраля 2019 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре были совершены параклис Божией Матери, молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и Божественная литургия.
Богослужение в Троицком соборе обители, где постоянно пребывает рака с честными мощами этого святого, возглавил постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Главе Среднеазиатского митрополичьего округа сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Видинский Даниил (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), епископ Балахнинский Илия, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, старший священник Дивеевской обители протоиерей Игорь Покровский, настоятель Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), другие клирики Нижегородской епархии.
Митрополит Видинский Даниил и архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий прибыли на Нижегородскую землю по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках паломничества по окончании торжеств по случаю десятилетия Патриаршей интронизации, участниками которых они были в составе делегаций Поместных Православных Церквей.
В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молилась настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители.
На богослужении также молилась делегация работников сферы образования Приморья. После участия в XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях, завершившихся накануне в Москве, педагоги вместе с епископом Арсеньевским и Дальнегорским Гурием прибыли в Нижегородскую митрополию для ознакомления с действующей здесь системой православного образования.
По окончании богослужения настоятельница обители обратилась с словами благодарности к архипастырям и пастырям. Игумения Сергия преподнесла всем Преосвященным архиереям заздравные просфоры и вручила митрополиту Георгию образ святого Серафима Саровского.
В свою очередь глава Нижегородской митрополии подарил архипастырям, посетившим Дивеевскую обитель, иконы преподобного Серафима, сообщает сайт Нижегородской митрополии.
Русская линия
Презентация книг о святителе Иоанне Шанхайском состоялась в Санкт-Петербурге
Презентация книг о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, изданных Фондом Иоанна Чудотворца, состоялась 4 февраля в епархиальном духовно-просветительском центре «Невский, 177». Книги представила ведущая музыкальных программ «Радио России» Людмила Кириллова, сообщает «Вода живая».
Она рассказала, что владыка Иоанн отличался особой ревностью к богослужению, не допускал, когда какие-то фрагменты опускались. Если во время службы он слышал, что чтец делает пропуски, начинал покашливать, а если это не помогало, выходил из алтаря и спокойно говорил чтецу, с какого места он должен прочесть все сначала и полностью. Недаром митрополит Антоний (Храповицкий) называл его «адамантом православной веры». Владыка был блестяще образован, свободно служил Божественную литургию на разных языках.
В жизни владыка Иоанн был скрытным, не делился воспоминаниями, переживаниями. Но, по мнению знавших его, свой физический недостаток, приведший к дефекту речи, он, очевидно, приобрел, когда его били в советской тюрьме. По рассказу одной из прихожанок собора в Сан-Франциско, она пришла в храм рано, часов в пять утра, и услышала громкие рыдания. Подойдя к алтарю, она через приоткрытую дверь увидела владыку, стоящего на коленях перед престолом, и поняла, что рыдал именно он.
В Шанхае владыка создал приют святителя Тихона Задонского, подобный приют создал и в Бельгии. Он много рассказывал детям о России, следил за их духовным воспитанием — «возрождал в них Святую Русь».
После войны некоторые молодые семьи, не послушав его, уехали в Советский Союз. Владыка говорил: «Вы забудете храм, забудете Бога, но старайтесь молиться». К сожалению, многие уехавшие оказывались в лагерях, а из уцелевших связь с владыкой поддерживали буквально единицы.
Петербурженка Татьяна Эрденко поделилась воспоминаниями о помощи святителя. Она по семейным обстоятельствам жила в Сан-Франциско. Ее дочь поступила там в православный лицей имени владыки Иоанна, от нее мать узнала о святителе. Как-то она с дочерью забыли в автобусе пакет со школьной формой девочки. По правилам лицея учащиеся не могли являться на занятия без формы. Татьяна понимала, что вряд ли ей в тот же день вернут вещи. В отчаянии стала молиться святому. Войдя в свою квартиру, они увидели пакет, который чудесным образом оказался прямо за дверью.
Через семь лет, как рассказала Татьяна, семья решила вернуться в Россию. На прощанье они поехали на могилу святителя и там задержались. Поняв, что опаздывают на самолет в Москву, решили читать акафист святителю. Каково же было их удивление, когда в аэропорту им сказали: «Нам позвонили, что вы едете, и мы вас ждали». Кроме того, багаж, несмотря на огромный перевес, погрузили беспрепятственно и бесплатно.
Людмила Кириллова представила некоторые издания фонда — «Воспоминания», «В помощь болящим» и последнюю по времени книгу «Помощь придет».
«Наши книги небольшие, читаются быстро, их удобно брать с собой, — сказала она. — В книге „В помощь болящим“ опубликована репродукция современной иконы святителя, написанной иконописцем из Ялты Ириной Чернецовой. На ней владыка улыбается».
В книге «Помощь придет» собраны воспоминания о чудодейственной помощи по молитвам к святителю. Эти истории подтверждают высказывание о нем архиепископа Михаила Охридского и Македонского: «Он был великим молитвенником и через молитву приобретал все другие дарования», а также слова самого святителя: «Скажите народу: хотя я и умер, но я жив».
Участникам встречи были розданы иконки святителя Иоанна, на которых он улыбается.
Фонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца был основан в Москве в 1996 году, в 100-летие со дня рождения святителя. В 1998 году он обратился к Патриарху Алексию II c ходатайством о прославлении святителя в России. В 1999 году на встрече председателя Синодальной комиссии по канонизации митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководством фонда было получено благословение на сбор свидетельств о чудесах святителя в России. В 2002 году вышел первый сборник «Иоанн Чудотворец в России». Фондом выпущено более десяти книг. Информацию о них можно узнать на сайте фонда.
Русская линия