Верующие УПЦ поздравляют своего Предстоятеля с 75-летием
5 ноября 2019 года в Киеве отметили день рождения Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил вчера Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию поздравительную телеграмму в связи с 75-летием и наградил Предстоятеля Украинской Православной Церкви орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени, сообщает Патриархия.Ru.
«Ваше Блаженство, дорогой о Господе владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 75-летием со дня рождения, — говорится в послании. — Господь судил Вам пройти немалый путь, большую часть которого Вы посвятили ревностному служению Богу и Его Церкви. Принеся монашеские обеты в обители преподобного Сергия Радонежского, Вы при всех обстоятельствах жизни и трудов стремитесь сохранять верность сделанному однажды выбору.
Промыслом Вседержителя, выявленным в соборном решении епископов Украинской Православной Церкви, Вы сподобились поднять на свои рамена крест Предстоятельского служения. В тяжелые годы испытаний украинский народ нашел в Вас заботливого отца, духовно опытного архипастыря, мужественного защитника священных канонов и горячего молитвенника перед Богом. Мудрым словом и добрым делом Вы сами паству на путь спасения, заботитесь о том, чтобы она сповнювалася умом духовным, во всяком добром деле принося плод и возрастая в познании Бога (Кол. 1: 9−10).
Учитывая Ваши усердные труды и по случаю юбилея полагаю справедливым удостоить Вас ордена святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Неизменно поминая Вас в своих молитвах, желаю Вашему Блаженству доброго здоровья, душевного мира и укрепления от Господа в Вашем дальнейшем предстоятельском служении на пользу Святой Церкви и во спасение вверенной Вам украинской паствы".
В день рождения Предстоятеля Украинской Православной Церкви пресс-секретарь Блаженнейшего архимандрит Пафнутий (Мусиенко) рассказал о том, каким владыку знают его близкие, сообщает официальный сайт УПЦ.
Родился Блаженнейший Митрополит Онуфрий 5 ноября 1944 года в буковинском селе Вилавче в глубоко верующей семье Березовских. Дядя будущего митрополита, священник Дионисий долгие годы служил в родном селе. Уже после смерти отца Дионисия, его дом был перестроен в сельский клуб, который функционирует и по сей день. Село переименовали в Корытное, потому что чиновникам не понравилось, что старое название имеет румынские корни (по одной из версий оно происходит от словосочетания «валя лунче», что на румынском означает «длинный овраг»).
Северную часть Буковины, где родился и провёл детские и юношеские годы Его Блаженство, населяли преимущественно украинцы, однако люди традиционно владели и украинским, и румынским языками. Кроме того, два народы объединяла православная вера, что значительно укрепляло в крае церковное единство. В своё время, в смутные 90-е, прибыв в Черновцы в сане епископа Черновицкого и Буковинского, владыка Онуфрий выучил румынский язык.
Отец Ореста (такое имя получил владыка при крещении) протоиерей Владимир также продолжал семейную традицию, совершая богослужение в соседнем селе Бережонка. Мать Юлия вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей, обучая их молитве, благочестию и любви к Богу. Позже Его Блаженство часто будет вспоминать, как ему иногда хотелось погонять с другими ребятами в воскресенье мяч, но мама рано утром будила его и вела в храм.
По окончании в 1961 году средней школы Орест Березовский начал обучение в Черновицком техническом училище, затем работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Односельчане не удивлялись тому, как складывалась судьба парня, поскольку все знали его, как дотошного человека и уважали за образованность.
Не очень удивлялись они и тогда, когда в 1969 году, после третьего курса университета, Орест был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии. Все понимали, что служить Богу, это семейное призвание Березовских. И всё же однажды соседка, которая зашла проведать семью Ореста, увидела, что хозяйка задумчива и несколько расстроена.
— Все у вас здоровы, как там ваш Орест?
— Слава Богу, все здоровы, но Орест уже не Орест, а Онуфрий, он уже не наш.
После того, как 18 марта 1971 года Орест принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг, 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в сан иеродиакона, 29 мая 1972 года — в сан иеромонаха, а в 1980 году он был возведен в сан игумена.
28 августа 1984 года игумен Онуфрий назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в селе Лукине Московской области, а через год, 28 июня 1985 года, — благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На Рождество 1986 года игумен Онуфрий был возведён в сан архимандрита. В 1988 году окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия и в том же году был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года.
1992 года епископ Черновицкий Онуфрий выступил против неканонических действий тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), за что впал в немилость и был переведён на Ивано-Франковскую кафедру. Однако его паства не захотела расставаться со своим владыкой, которого за два года служения искренне полюбила. Были заблокированы все доступы в епархиальное управление, тем самым закрыты любые возможности насильственного перевода архипастыря в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долгое время оставался в вынужденном затворе, но Украинская Православная Церковь выстояла, отринув от себя Денисенко и избрав в Предстоятели митрополита Владимира.
После кончины владыки Владимира митрополита Онуфрия назначили Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры. 13 августа 2014 года Решением Собора епископов УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Русская линия
Сергей Лавров: Представители США не скрывают, что именно они стоят за предоставлением автокефалии украинским раскольникам
Глава МИД России в рамках переговоров со своим греческим коллегой в Москве обратил внимание на активность американских дипломатов на церковном направлении
Глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров со своим греческим коллегой Никосом Дендиасом в Москве обратил внимание, что в ходе переговоров обсудил с главой МИД Греции не только межгосударственные отношения России и Греции, но и ситуацию в мировом Православии, которое оказалось на грани раскола, сообщает Интерфакс.
Сергей Лавров выразил сожаление, что этой весьма непростой темой в своих политических целях пытаются воспользоваться США.
«Мы подтвердили, что Греция и Россия придерживаются позиции о невмешательстве государств и государства в дела Церкви. Что касается влияния этой ситуации в церковном мире на межгосударственные отношения между Москвой и Афинами, то у нас нет никакого желания искусственно создавать проблемы и препятствия для развития нашего сотрудничества во всех областях на взаимовыгодной основе», — сказал Лавров.
Вместе с тем, он обратил внимание, что США не скрывают, что именно они стоят за предоставлением автокефалии украинским раскольникам и пытаются ещё больше расколоть православный мир, пытаясь «кнутом и пряником» заставить Поместные Православные Церкви признать «ПЦУ».
«Я не слышал, чтобы Элладская Православная Церковь официально признала раскольническую Православную церковь Украины. Я слышал, что есть письмо Архиепископа (Афинского и всей Эллады) Иеронима, адресованное руководителю раскольников, но официального заявления Элладской Православной Церкви я не видел», — сказал Лавров в среду на пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов.
«Что касается условий, под воздействием которых это письмо было направлено и вообще началась дискуссия в рамках Элладской Православной Церкви на эту тему, то да, внешнее влияние здесь налицо, — отметил российский министр. — Упомянутому письму Иеронима предшествовал визит господина Помпео в Афины, который особо и не скрывал, что среди вопросов, которые он там решал, был и этот вопрос».
«Как я понимаю, с этой же целью американские дипломаты ездили и на Святую гору Афон. И глава раскольнической так называемой „Православной церкви Украины“ Епифаний публично заявлял, что создание этой структуры было бы невозможно без прямой поддержки США», — добавил глава МИД РФ.
«Становится очевидным, что США не хотят ограничиваться тем, что уже было сделано, и пытаются продвигать раскол в православном мире в целом», — заявил Лавров, отметив, что «работа проводится практически со всеми Православными Церквями, и это прискорбно». «А спецпредставитель США по свободе вероисповедания, вопреки своему титулу, который, в общем-то, объясняет, чем он должен заниматься, публично призывает к тому, чтобы все признавали раскольников», — заявил Лавров.
Русская линия
Проинформировали немецких партнёров
В «Газпроме» объяснили представителям Германии свою позицию по новому договору о транзите газа по территории Украины
Глава «Газпрома» Алексей Миллер и уполномоченный правительства Германии по транзиту газа через Украину Геoрг Граф Вальдерзее обсудили взаимодействие российской компании и Украины в этой сфере с 2020 года. Об этом говорится в сообщении «Газпрома», сообщает ТАСС.
Миллер отметил, что до заключения нового транзитного контракта нужно решить ряд принципиальных вопросов. Первый — урегулирование судебных спoров между «Газпромом» и «Нафтогазом», взаимный отказ от претензий и прекращение cудебных разбирательств по контрактам на поставку и транзит газа России, а также вoсстановление баланса кoммерческих интересов сторон.
Также отмечается, что речь идёт об отмене решения Антимонопольного кoмитета Украины о наложении на «Газпром» штрафа «за якобы злоупoтребление монопольным полoжением на рынке транзита газа Украины и вoсстановлении нарушенных имущественных прав кoмпании в стране».
Второй вопрос — готовность Украины к прямым закупкам рoссийского газа с 2020 года и определение их объёмов. «Решение украинской стороны напрямую влияет на прoпускную способность рoссийской газотранспортной системы, которую должен пoддерживать „Газпром“ на границе с Украинoй», — отметил глава «Газпрома».
Кроме того, Украине в рамках имплементации положений Третьего энергопакета ЕС необходимо обеспечить реальную независимость нацрегулятора и создать сертифицированного независимого газотранспортного оператора. Если Украина не успеет закончить эту работу к 1 января, «Газпром» готов к продлению на переходный периoд действующего транзитного контракта с учётом актуальных рынoчных условий.
Какова была реакция на эти условия «Газпрома» в адрес Украины со стороны немецкого правительства и лично Геoрга Графа Вальдерзее не сообщается. Однако, в Германии должны понимать, что Россия не пойдёт на заключение нового договора при условии постоянных исков со стороны Украины, а Киев в настоящее время не демонстрирует никакого реального желания договариваться с Москвой.
Очередной раунд трехсторонних консультаций России, ЕС и Украины по транзиту газа запланирован на ноябрь, но он ни к чему не приведёт, если украинские руководители продолжат действовать в том же духе, что и прежде. Кремль готов пойти на уступки Украине в плане цены на газ и согласен заключить новый договор по европейскому законодательству, однако закрывать глаза на проблемы не собирается.
Русская линия
Протоиерей Николай Данилевич: Сдержанная позиция Русской Церкви даёт возможность здоровым силам внутри Элладской Церкви сопротивляться «вирусу греха и признания раскола»
В УПЦ спокойно восприняли признание Архиепископом Афинским «ПЦУ», поскольку знали, что многие греческие архиереи категорически не приемлют раскольников, заявил священник
Заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич в эфире «Першого Козацького» заявил, что в Украинской Православной Церкви спокойно восприняли решение части иерархов Элладской Православной Церкви по вопросу признания «ПЦУ», поскольку многие греческие архиереи выступают против признания этой церковной структуры, а в Элладской Церкви Синодальная форма управления, сообщает СПЖ.
«Мне многие епископы говорили, я не буду называть имён, что „даже если наша Церковь признает „ПЦУ“, я никогда в своей митрополии не буду их пускать в храмы, не буду с ними сослужить“. Это мне было сказано ещё прошлым летом. И этим летом тоже говорили», — отметил спикер УПЦ.
Именно поэтому сдержанная позиция Русской Православной Церкви по отношению к решению Элладской Церкви верна и может принести максимальную пользу, пояснил он. По мнению замглавы ОВЦС УПЦ, такая позиция даёт возможность и дальше здоровым силам внутри Элладской Церкви и других Церквей «сопротивляться этому вирусу греха и признания раскола, который идёт».
Священнослужитель также выразил удивление по поводу того, что украинский 30-летний раскол берутся врачевать те, кто за 100 лет не сумел решить проблему со своими раскольниками-старостильниками. Старостильников перерукополагают, а наших раскольников без хиротоний принимают «в сущем сане», которого нет, обратил внимание отец Николай.
Он объяснил, что решить проблему раскола могут только те, кто понимают всю его боль. В Элладской Церкви очень многие понимают боль украинского раскола, и те, кто её понимает, высказываются против признания «ПЦУ» и поддерживают Украинскую Православную Церковь.
Русская линия
Митрополит Пирейский Серафим отказался от общения с митрополитом Гортинским Иеремией
Иерарх Элладской Православной Церкви запретил на радио своей митрополии передачи архиерея, который обозвал противников признания «ПЦУ» лжецами
Раскол в Элладской Православной Церкви по вопросу о признании украинских раскольников приобретает всё более реальные очертания — митрополит Пирейский Серафим запретил на церковной радиостанции своей митрополии передачи митрополита Гортинского Иеремия, который признал «ПЦУ». Заявление владыки Серафима по этому поводу было опубликовано на сайте Vimaorthodoxias. gr, сообщает РИА Новости.
Митрополит Иеремия, выступая в конце октября, назвал «лжецами и клеветниками» тех «священных лиц», которые заявляют об отступлении греческих иерархов от канонов, поскольку они вступили в общение с раскольниками. Он считает, что после того, как Константинопольский Патриарх Варфоломей принял в церковное общение украинских раскольников, они больше не являются таковыми. По его словам, Константинопольский Патриарх заявил, что на Украине теперь нет раскола, и те, кто не согласен с этим, клевещут.
В ответ на это владыка Серафим, который возглавляет Синодальную комиссию по ересям и сектам и выступает против признания украинских раскольников, заявил, что епископ Иеремия нанёс «ужасные оскорбления» всем, кто является приверженцем соблюдения священных канонов Церкви и считает незаконными действия Константинопольского Патриархата в отношении лишённых сана лиц.
Митрополит Серафим заявил, что следствием «публичных злых оскорблений» стало решение прекратить сотрудничество радиостанции «Пирейская церковь 91,2 ФМ» с митрополитом Гортинским, который своими словами оскорбил и унизил святых отцов Вселенских соборов, пострадавших за Церковь.
Митрополит Пирейский напомнил, что Патриарх Варфоломей раньше в письмах признавал юрисдикцию Русской Церкви в отношении Украины, а также те решения, которые были приняты Русской Православной Церковью в отношении украинских раскольников, а затем неожиданно изменил свою позицию. В связи этим владыка Серафим назвал неканоническими «объединительный собор» и томос об автокефалии.
Митрополит Серафим заявил, что ошибочное решение Элладской Церкви стать вовлечёнными в крайне важную проблему, к сожалению, привело к тому, что Русская Церковь исключила из диптиха имя Архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима. При этом архипастырь подчеркнул, что действия Русской Церкви по исключению из диптихов имён нарушителей полностью соответствуют священным канонам.
«Наконец, мы все понимаем, что война, которая объединяет с Богом, предпочтительнее псевдомира, который отделяет от Него», — говорится в заявлении.
Митрополит Гортинский Иеремия в ответе на сайте митрополии написал, что ему было тяжело читать письмо владыки Серафима. По его словам, признание автокефалии «ПЦУ» было «позицией большинства греческой церковной иерархии». «Так почему же вы выступаете против меня и не обращаетесь против стольких иерархов нашей церкви, которые приняли сердечное соглашение с позицией нашего архиепископа?» — пишет архиерей.
«Я хочу быть борцом за православную веру. Но никогда я бы не захотел быть таким бойцом, как вы», — заявил он, перейдя к оскорблениям владыки Серафима.
Таким образом, в Элладской Православной Церкви наблюдается глубокий раскол по «украинскому вопросу», и никакого единства между архиереями, которые признали украинских раскольников, и теми, кто отказывается это сделать, быть не может.
Русская линия
Санкционная политика США ударила по Visa и MasterCard
В Европе вслед за Россией намерены создать свой аналог американских банковских карт
Политика санкций США, которые в последние годы стали слишком часто угрожать своим врагам и союзникам ограничительными мерами, привела к тому, что не только в России задумались над тем, чтобы создать свой аналог американским банковским картам Visa и MasterCard, но и в Европе больше не доверяют этим инструментам.
В связи с этим в Европе в настоящее время 20 банков занимаются разработкой единой европейской платежной системы, которая сможет заменить американские Visa, MasterCard и другие, сообщает газета «Взгляд».
В 2017 году Европейский центральный банк обеспокоился проблемой суверенитета платежей. Источники поясняют, что инициатива панъевропейской платежной системы (PEPSI — Pan-European Payment System Initiative) была «изначально политической», передает ТАСС со ссылкой на Agence France-Presse. По словам источников, в разработке единой европейской платежной системы задействовано большинство банков Франции, а также немецкий Deutsche Bank.
Ответственный за банковские карты и средства оплаты BNP Paribas Карло Боверо подтвердил, что идея единой системы обсуждается.
В России настоящее время уже создана собственная платежная система «Мир», оператором которой стала Национальная система платежных карт. НСПК появилась летом 2014 года, после того как у российских банков из-за санкций США возникли проблемы с системами Visa и MasterCard. Карты «Мир» обслуживаются не только в России, но и в ряде других государств.
Если Европа создаст собственную систему, то она станет ещё одним плодом американской санкционной политики, которая ударила по самим США.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Фёдоровну, супругу Государя Павла I и мать Императоров Александра I и Николая I
Императрица Мария Фёдоровна родилась в Штетине 14 октября 1759 г. в семье герцога Вюртембергского Фридриха-Евгения и до перехода в Православие звалась Софией-Доротеей-Августой-Луизой. В 1776 г., по смерти первой жены Цесаревича Павла Петровича, Натальи Алексеевны, будущая Императрица вышла замуж за наследника Русского Престола, но до восшествия на Престол Павла I не играла заметной роли ни в русской политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Государыней Екатериной II и её сыном. Более того, Мария Фёдоровна была устранена даже от воспитания своих детей — Великих князей Александра и Константина, которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием.
Вслед за восшествием на престол Императора Павла I, Мария Фёдоровна, 12 ноября 1796 г., была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». На этом поприще Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. А 2 мая 1797 г. Мария Фёдоровна была назначена главной начальницей над воспитательными домами. Участие Государыни в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря её покровительству и отчасти содействию, в царствование Императора Александра I был основан целый ряд женских учебных заведений, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске и других городах Империи. Из причитавшегося ей миллиона рублей, Императрица тратила на свои нужды только 17 тысяч — всё остальное шло на нужды благотворительности.
Скончалась Мария Фёдоровна в 1828 году.
Русская линия
В Чимеевский монастырь Курганской епархии передана обновлённая икона Божией Матери
31 октября 2019 года обновленный образ Чимеевской Божией Матери был торжественно передан в Казанский Чимеевский мужской монастырь Белозерского района Курганской области, где ранее случился пожар и сгорел храм вместе с иконой. Святыня взамен утраченной была доставлена митрополитом Курганским и Белозерским Даниилом накануне праздника Казанской иконы Божией Матери — престольного праздника обители, который отмечается 4 ноября, сообщает сайт Курганской епархии.
Перед новообретенным образом владыка Даниил в сослужении духовенства Курганской епархии и братии монастыря в священном сане совершил молебен Божией Матери.
По окончании богослужения архиерей поздравил присутствовавших со знаменательным событием:
«Сегодня, в этот снежный день, мы привезли сюда список Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы. Теперь он будет находиться здесь, от него и через него люди будут снова получать Ее милость. Это для нас радостно и утешительно. Хотел бы поблагодарить святую братию, которая молилась и ждала этого момента, и людей, которые здесь находятся, особенно Сергея Николаевича Муратова за его труды. Каждому из нас я желаю заступничества и покрова Пресвятой Богородицы, чтобы Она всегда нас одаряла своей милостью и любовью».
Глава Курганской митрополии также подчеркнул, что в обитель вернулся образ Богородицы, а Сама Божия Матерь никуда не уходила: «Божия Матерь всегда с нами, главное, чтобы мы открыли для Неё своё сердце».
Новый список Казанской Чимеевской иконы Божией Матери написал настоятель прихода Покрова Божией Матери села Колташево Кетовского района Курганской области иконописец протоиерей Андрей Ваньков. В список вставлены сохранившиеся фрагменты прежней иконы. «Как одна капля святой воды делает всю воду святой, так и здесь — несгоревшие частички органично вписались в новую икону», — сказал председатель совета директоров НПО «Курганприбор» С.Н. Муратов, один из самых активных участников финансирования восстановительных работ в монастыре. По его словам, новый образ — точная копия сгоревшего.
«Мы сегодня обрели этот замечательный образ и имеем возможность молиться перед ним Пресвятой Богородице. Я думаю, у нас появился ещё один повод объединиться, сплотиться вокруг строительства храма», — отметил С.Н. Муратов.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности
6 ноября 2019 года в здании Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московского и всея Руси Кирилл и заместитель председателя Общества русской словесности, ректор МГУ академик В.А. Садовничий возглавили пленарное заседание II съезда Общества русской словесности, сообщает Патриархия.Ru.
Делегатами и гостями съезда стали преподаватели ведущих гуманитарных и педагогических вузов, учителя русского языка и литературы из разных регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительских и общественных организаций, студенты филологических и педагогических вузов.
В работе съезда приняли участие представители Русской Православной Церкви: председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков и другие.
На повестке пленарного заседания были вопросы, связанные с местом русской словесности в системе гуманитарных знаний, ролью учителя русского языка и литературы в современном гуманитарном пространстве, современными подходами и технологиями преподавания словесности, психолого-педагогическими проблемами дошкольного, школьного и вузовского образования, ролью музеев и библиотек в формировании современной социокультурной среды, а также общим состоянием филологической культуры в стране и культурно-просветительской деятельностью.
В начале заседания В.А. Садовничий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла, делегатов и гостей съезда. Ректор МГУ, в частности, отметил: «Первый съезд Общества прошел в мае 2016 года. За три года насыщенной и плодотворной работы под председательством Его Святейшества Общество зарекомендовало себя как авторитетная общественная организация, деятельность которой направлена на консолидацию усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы, укрепления единого культурно-образовательного пространства и культурно-просветительской деятельности».
Для оглашения и утверждения протокола мандатно-счетной комиссии съезда на сцену был приглашен председатель комиссии, член президиума Общества русской словесности Л.Л. Палько. Он сообщил данные о количестве зарегистрировавшихся делегатов и поступивших заявлений на вступление в Общество русской словесности.
По словам Л.Л. Палько, всего членов Общества русской словесности — 413, на съезде зарегистрировано 337 человек, мандатная комиссия рассмотрела 288 заявлений на вступление в организацию. Общим голосованием были приняты новые члены, утверждены повестка и регламент работы съезда.
В.А. Садовничий, отметив, что все процедурные требования выполнены, объявил съезд открытым.
Далее состоялась церемония вручения премии Общества русской словесности «Лучший учитель русской словесности». Положение о премии было утверждено на заседании Общества русской словесности 21 мая с.г.
Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте по русскому языку, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой огласил приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам и гостям съезда со словом.
С докладом выступил заместитель председателя Общества русской словесности В.А. Садовничий.
В своем выступлении министр просвещения РФ О.Ю. Васильева поддержала предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о введении курса по русской культуре. «Я благодарна, Ваше Святейшество, что наши достаточно робкие шаги Вы подытожили в своем выступлении, потому что я тоже глубоко убеждена, что это курс, который необходим. Причем он необходим не только школьникам, он необходим и в высших учебных заведениях», — сказала О.Ю. Васильева. По словам министра просвещения, курс должен формировать у каждого живущего в России «важнейший духовный код, связанный с русским языком, историей и литературой».
К исключительной компетенции съезда Общества русской словесности относится избрание председателя Общества. Председателем Общества русской словесности вновь был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Также состоялось утверждение нового состава Президиума Общества русской словесности. Ответственным секретарем Общества избран заместитель директора Российской книжной палаты (филиал ТАСС) К.В. Антипов. Были избраны председатель и два члена Ревизионной комиссии. Ими стали советник президента Российского книжного союза В.С. Косоуров (председатель), заместитель министра просвещения РФ В.С. Басюк и исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» А.С. Головин.
По предложению В.А. Садовничего в устав Общества были внесены изменения.
Затем состоялось обсуждение проекта резолюции II съезда Общества.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам заседания с заключительным словом, в которым отметил важность деятельности Общества русской словесности, выразил признательность всем членам этой организации, а также сердечно поблагодарил В.А. Садовничего за усердные труды на посту заместителя председателя Общества русской словесности.
К открытию съезда Общества в здании Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова были организованы специальные выставки и подготовлены тематические стенды. В частности, были представлены выставка археологических экспонатов, связанных с письменностью, виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря, экспозиции философского факультета МГУ, Издательства МГУ, отдела редких книг. Участники съезда также могли ознакомиться с учебными пособиями издательства «Просвещение», стендом фонда «История Отечества», выставкой детского рисунка «Русская литература в художественном образовании детей первой половины XX века», организованной Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования Минпросвещения РФ, а также стендами, посвященными литературному наследию Даниила Гранина.
Работа съезда продолжится 7 ноября.
Русская линия