Патриарх Кирилл: Мы не можем допустить, чтобы в Православии возникло некое подобие папизма, «квазипапизм»
Русская Церковь не оспариваем первенство чести Константинопольского Патриарха, но не согласна с любыми его посягательствами на вселенскую власть, заявил Предстоятель
4 ноября 2019 года, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля состоялась братская трапеза, за которой к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.Ru.
Говоря о кризисных явлениях в мировом Православии, Святейший Владыка, в частности, сказал:
«Сегодня мы проходим через определенные трудности — в первую очередь, в отношениях с Константинополем. Но, в отличие от Константинополя, который нарушает канонические правила, вторгается в сферу чужой юрисдикции, предоставляет «автокефалию» тем, кто о ней не просит, настаивает на прочих привилегиях, которые никогда не были ему свойственны, — наша Церковь не стремится к власти на общеправославном уровне. Мы только хотим сохранить канонический порядок, и мы не можем допустить, чтобы в Православии возникло некое подобие папизма, «квазипапизм».
Скажу, может быть, несколько неожиданную вещь. Почему папизм опасен? Конечно же, потому, что папизм не проистекает ни из Слова Божия, ни из Предания Церкви. Но предложу еще один, совершенно иной аргумент: папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей. И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь.
Когда формировалась система соборного управления Церковью, святые апостолы хорошо понимали, что они делают. Невозможно, чтобы в контексте Римской империи только один человек нес бы ответственность за всю Церковь, — ведь его могли арестовать, его могли склонить к сотрудничеству, его могли испугать. Однако эти опасности сходят на нет, когда Церковь управляется коллегиально, соборно.
Поэтому и в наше время нужно отстаивать соборное управление Вселенской Церковью. Мы не оспариваем первенство по чести Константинопольского Патриарха, но мы не согласны с любыми посягательствами на вселенскую власть. Константинопольский Патриарх, пребывающий на территории Турции, лично очень уязвим, поэтому остаётся только молиться, чтобы Господь избавил его от влияний, которые могут пагубно отразиться на жизни всей Церкви".
Русская линия
В Москве прошли торжества в честь восстановления единства Архиепископии приходов русской традиции с Русской Православной Церковью
За Литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Дубнинскому Иоанну Патриаршею грамоту о восстановлении единства и возвёл владыку в сан митрополита
2−4 ноября 2019 года в Москве прошли торжества по случаю присоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к Русской Православной Церкви, приуроченные к празднику Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства, сообщает Патриархия.Ru.
Для участия в торжествах в столицу России прибыла делегация Архиепископии — более 100 человек — во главе с архиепископом Дубнинским Иоанном, управляющим Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции. В составе делегации — потомки участников первой волны русской эмиграции начала XX века, потомки русских перемещённых лиц, представители русской, белорусской, украинской, молдавской эмиграций последних десятилетий, а также представители народов Центральной и Западной Европы — французы, бельгийцы, голландцы, немцы, англичане, шотландцы, румыны, поляки, сербы.
2 ноября члены делегации Архиепископии посетили Донской ставропигиальный мужской монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву лавру и исторический Московский епархиальный дом.
3 ноября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию. Торжественное богослужение завершило присоединение Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к Русской Православной Церкви.
Богослужение совершалось на церковнославянском, французском, немецком и английском языках.
На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе, во время пения 3-го антифона, Святейший Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн перешли от кафедры на солею и расположились на солее напротив Царских врат.
По окончании песнопения 3-го антифона протодиакон Константин Барган зачитал текст Патриаршей и синодальной грамоты о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью.
По прочтении текста Патриаршей грамоты протодиакон поднёс грамоту Святейшему Патриарху, который передал её архиепископу Иоанну со словами: «Сия Патриаршая и синодальная грамота вручается в ознаменование воссоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью».
Под пение благодарственного тропаря Спасителю «Благодарни суще» Святейший Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн перешли к кафедре, поднявшись на которую Предстоятель Русской Церкви объявил указ о возведении архиепископа Дубнинского Иоанна в сан митрополита (с сохранением традиционного литургического поминовения Его Высокопреосвященства как архиепископа западноевропейских приходов):
«Указ Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну, архиепископу Дубнинскому, управляющему Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции
Во внимание к твердому стоянию в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства с Матерью — Русской Православной Церковью западноевропейского церковного удела, основанного в 1921 году под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского), Вы удостаиваетесь сана митрополита при сохранении за Вами также традиционного литургического поминовения: «Господина нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Дубнинского Иоанна, архиепископа западноевропейских приходов русской традиции».
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ"
После зачитывания текста на русском языке епископ Зеленоградский Савва огласил текст указа на французском языке.
Святейший Патриарх Кирилл возгласил «Аксиос» и возложил белый клобук на архиепископа Иоанна.
Предстоятель Русской Церкви приветствовал митрополита Дубнинского Иоанна словами «Христос посреде нас!», митрополит Иоанн ответствовал: «И есть, и будет!»
Затем Святейший Владыка во внимание к трудам по восстановлению церковного единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью удостоил клириков Архиепископии протопресвитера Анатолия Раковича и протоиерея Иоанна Гейта права ношения Патриаршего креста.
На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Также на сугубой ектении были вознесены прошения:
«Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да разделения, ненависти, вражды, и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, скоро услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся Тебе Господу и Богу нашему о еже призрети и утвердити виноград, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя; и о еже в предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Церковь Русская и да славится в ней Трисвятое Имя Твое, услыши и помилуй".
После сугубой ектении Святейший Владыка прочитал молитву:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, благодатию Святаго Духа средостения разделений упразднивый и сподобивый нас пречестное и великолепое имя Твое единеми усты и единем сердцем возславити и купно святых Твоих Таин причастится; приими сию жертву словесную и благодарение наше, еже Тебе по силе приносим о Твоих благодеяниях, на Церкви Русской явленных.
Твое обетование воспоминающе, яко со ученики во вся дни до скончания века пребудеши, и никтоже нас от Твоея любве разлучити возможет, Тебе благаго примирителя нашего молим: утверди в нас страх Твой и друг ко другу любовь нелицемерну, да разумеют человецы яко мы ученицы Твои есмы имуще любовь между собою.
Церковь Русскую от всяких разделений, нестроений и расколов сохрани, мир, тишину и единение ей даруй. Ты бо еси Бог милости и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем со Безначальным твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и веки веков. Аминь".
На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении души приснопамятного Преосвященного митрополита Евлогия (Георгиевского).
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
В дар Архиепископии Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с честными мощами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, а также икону Новомучеников и исповедников Церкви Русской, бывших членами Поместного Собора 1917−1918 годов. «Известно, что его постановления имели особое значение в жизни русского церковного удела в Западной Европе, возглавлявшегося участником этого исторического Собора приснопамятным митрополитом Евлогием, о упокоении души которого мы вместе молились сегодня. Пусть эти дары Матери-Церкви станут знамением духовного преемства и непреложной связи, возобновление которой мы торжественно празднуем сегодня», — отметил Святейшей Владыка.
Митрополиту Иоанну Предстоятель Русской Церкви вручил памятные панагию и крест. «Примите их как свидетельство той любви, с которой Вас, уроженца Франции, приняла великая и поистине многонациональная Русская Православная Церковь», — сказал Святейший Патриарх.
Митрополит Дубнинский Иоанн произнес ответное слово.
В дар Предстоятелю Русской Церкви митрополит Иоанн преподнес дореволюционный образ Спасителя из ризницы Александро-Невского собора в Париже.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Указом Его Святейшества во внимание к трудам по восстановлению единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью благословенных Патриарших грамот были удостоены Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с заключительным словом, в котором отметил важность преодоления последнего церковного разделения, порожденного гражданскими нестроениями в России начала XX века, и поздравил верующих с этим состоявшимся историческим событием.
Русская линия
Митрополит Иоанн (Реннето): «То, что произошло на Украине, потрясло всю Православную Церковь»
Глава Архиепископии русских приходов Западной Европы заявил, что в Поместных Церквях очень опечалены действиями Фанара
Признание Константинопольским Патриархатом украинских раскольников и создание на их основе на Украине новой церковной структуры произвело большое негативное впечатление на православных христиан в Европе. Об этом заявил глава Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе митрополит Иоанн (Реннето), сообщает Интерфакс.
«То, что произошло на Украине, потрясло всю Православную Церковь, не только Русскую Церковь. Я имел возможность общаться с представителями других Православных Церквей, и я смог убедиться в том, что все очень скорбят», — сказал он в понедельник на встрече с журналистами в Москве.
Владыка отметил, что, независимо от решения Константинополя о роспуске Архиепископии, у него уже было много сомнений в связи с событиями, происходившими на Украине.
«Я очень глубоко сожалел о том, что соборность не сработала, а это именно то, что могло спасти от этого недоразумения, чтобы снова начать (общение — ИФ) на экклезиологических основах, в уважение к истории, учитывая желание народа Божия», — сказал он.
Иерарх убежден, что «действия, которые игнорируют волю народа Божия, часто осуждаются историей». А как известно, подавляющее большинство верующих на Украине так и остались в составе канонической Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским Онуфрием.
Русская линия
Не плюй в колодец
В ответ на новые иски «Нафтогаза» к «Газпрому» в Кремле заявили, что никакого нового договора о транзите газа в этих условиях заключать не будут
До конца года, а значит, до истечения контракта на транзит российского газа в Европу по территории Украины, осталось два месяца, и пока в Киеве не изъявляют никакого реального желания договариваться с Москвой.
Более того, сейчас на эту тему со стороны Киева делают заявления чиновники, которые вообще не будут подписывать новый контракт. Это, в частности, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, компания которого в ближайшее время должна быть разделена на части и из неё должна быть выделена компания-транзитёр, которая и будет подписывать новый контракт.
Безответственность, как известно, очень часто развязывает руки и язык. И поэтому Коболев не сдерживает себя ни в заявлениях, ни в инициировании всё новых и новых исков против «Газпрома», с которым Украине предстоит в дальнейшем вести дела.
В Москве ясно дали понять, что готовы вести переговоры с Украиной о новом контракте, но только после того, как будут урегулированы и закрыты все предыдущие споры. Однако, в «Нафтогазе» в ответ на это заявили, что Россия должна Киеву $ 22 млрд и не намерена от них отказываться.
«Российская сторона предлагает „Нафтогазу“ „обнулить“ почти $ 3 млрд по Стокгольмским решениям и отказаться от иска ещё на $ 12 млрд. К тому же Антимонопольному комитету Украины предлагается отказаться от штрафа на около $ 7 млрд», — подсчитал Коболев.
Он пояснил, что списывания сопоставимых по размерам претензий со своей стороны Москва предложить Киеву не может. Также, глава «Нафтогаза» напомнил, что сейчас Украине дешевле покупать энергоноситель по конкурентным ценам в Европе, чем у России.
«В 2018 году, когда мы уже перешли от „дешевого“ российского газа на „дорогой“ европейский и не имели никаких политических скидок, на транзите заработали $ 2,7 млрд, а на закупку потратили $ 2,1 млрд. Положительная разница для нас составила $ 600 млн. Мы готовы к сотрудничеству ради продолжения транзита, но будем защищать свои интересы», — резюмировал украинский чиновник.
В свою очередь, в Минэнерго Украины заверили, что готовы полностью прекратить транзит газа из России. «Если говорить о газе — а я являюсь непосредственным участником переговоров о подписании транзитного договора — мы готовы к остановке транспортировки по украинской территории», — сказал глава ведомства Алексей Оржель.
При этом он не уточнил, что если транзит российского газа остановится на достаточно долгий срок, то ГТС Украины не сможет обеспечить газом даже украинское население. Киев в этом году закачал в свои хранилища значительно больше газа, чем в прошлом (явно готовились к переговорам о транзите), но и 21 млрд кубометров газа не спасёт Украину, если транзит энергоносителя остановится надолго или насовсем.
На данный факт обратил внимание пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявив, что газотранспортная система Украины просто перестанет существовать без прокачки российского энергоносителя. «Если не будет транзита, то ГТС Украины просто развалится», — заявил пресс-секретарь президента России.
Так что договариваться всё равно придётся. А вот к чему приведёт тактика украинских руководителей, которые сейчас пытаются, как можно больше и сильнее наплевать в колодец, из которого им самим потом и придётся пить, покажет время.
Русская линия
Архиепископ Кипрский Хризостом II: Мы не согласны ни с Фанаром, ни с Москвой
Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил о том, что Кипрская Церковь занимает нейтральную позицию по «украинскому вопросу»
Кипрская Православная Церковь занимает нейтральную позицию по «украинскому церковному вопросу». Об этом заявил Архиепископ Кипрский Хризостом II, отметив, что не согласен с позицией ни одной, ни другой Поместной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на агентство «Ромфея».
По его мнению, разрыв евхаристического общения с Константинополем и Элладской Православной Церковью — несправедливая мера со стороны Москвы, поскольку нет оснований считать и тех, и других еретиками.
«Я считаю отношение Патриарха Московского неприемлемым. Мы не отсекаем память о другом Патриархе, потому что не согласны с его позицией. Только если он станет еретиком, мы расстанемся с ним. И я знаю, что ни константинопольцы, ни афиняне не являются еретиками. Это, конечно, не значит, что я с ними согласен», — отметил Архиепископ Хризостом.
Предстоятель Кипрской Церкви напомнил, что он пытался организовать переговоры Константинопольского Патриарха Варфоломея и Русской Православной Церкви, однако эти попытки не увенчались успехом. «Ни Вселенский не хочет встречаться с Москвой, ни Москва не хочет встречаться с Вселенским. Вот почему, как Церковь Кипра, мы также занимаем нейтральную позицию, потому что мы не согласны с позицией ни одной из них», — заключил он.
Ранее Архиепископ Кипрский Хризостом заявлял, что прекратил свои усилия по поиску решения «украинского вопроса», поскольку получил негативную реакцию на свои действия со стороны Константинопольского Патриарха Варфоломея, а отнюдь не со стороны Москвы. Впрочем, общегреческое единство для древних Церквей очень часто стоит на первом месте, и поэтому Кипрский Архиепископ не может жёстко выступать против Фанара.
Именно поэтому, несмотря на вопиющие действия Константинопольского Патриарха Варфоломея по признанию украинских раскольников, Кипр сохраняет по Украине «нейтралитет». Поступи так, как поступил Фанар на Украине, любая другая негреческая Поместная Церковь, на Кипре бы уже давно забыли о всякой сдержанности и назвали бы вещи своими именами. Но поскольку спор идёт между Константинополем и Москвой, и именно первый творит немыслимые вещи, Кипрская Церковь заявляет о том, что не правы ни те, ни другие.
Это, конечно, лучше, чем заявления Элладской Церкви о признании раскольников, но надеяться на какую-то особенную принципиальность Кипра в канонических вопросах в данном случае не приходится. На Украине благодаря усилиям Фанара украинские раскольники силой захватывают храмы канонической Церкви, избивают верующих и прихожан, а на Кипре недовольны тем, что Патриарх Кирилл отказался поминать Патриарха Варфоломея и Архиепископа Иеронима, и заявляют о некоем нейтралитете.
Страшно представить, что же должно произойти на Украине, чтобы киприоты, наконец, заняли принципиальную и чёткую, а не нейтральную, позицию по данному вопросу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Иакова Боровичского, вчера мы вспоминали митрополита Нестора (Анисимова)
Преподобный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего неизвестно. Прославил его Господь после кончины.
В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нём лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».
Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году Патриарх Никон часть мощей святого перевёз на Валдай, в Иверскую обитель.
Вчера, в день Казанской иконы Божией Матери, мы также отмечали день памяти активного участника монархического движения митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова), скончавшегося в 1962 г. Будущий митрополит родился 9 ноября 1885 г. в семье военного чиновника в Свияжске и в миру звался Николаем Александровичем Анисимовым. Образование получил в Казанском реальном училище, после чего поступил послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, закончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению, в 1907 г. принял постриг, рукоположен во иеромонаха и по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Выступил с инициативой организации Духовной миссии и Камчатского Православного Братства, членами которого состояли многие видные деятели монархического движения. В 1909 г. иеромонах Нестор был участником монархического съезда в Москве, организованного протоиереем И.И.Восторговым и его единомышленниками, где выступал с несколькими докладами. В 1913 г. возведён в сан игумена, в 1915 г. — архимандрита. В 1914 г. в начале Первой мировой войны добровольцем пошёл на фронт, возглавлял санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага», награждён несколькими боевыми наградами, в том числе наперстным крестом на Георгиевской ленте.
16 октября 1916 г. хиротонисан в первого епископа Камчатского и Петропавловского, член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−18 гг. В октябре 1917 г. во время боёв в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Московского Кремля. В 1919 г. через Европу, Африку и Азию пробрался к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г. Изгнанный революционной властью, основал в Харбине Камчатское подворье с приютом, Домом милосердия и трудолюбия. В 1922 г. принимал участие в Приамурском Земском Соборе, восстановившем монархию в России.
С подавлением последнего очага русского сопротивления в эмиграции в Харбине, в 1933 г. возведён в сан архиепископа. В 1945 г. после разгрома советскими войсками Японии Святейшим Патриархом Алексием I назначен управляющим Харбинской епархией, в 1946 г. возведён в сан митрополита и назначен Экзархом Восточной Азии. В июне 1948 г. митрополит Нестор, прибывший в Москву для участия в юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, был арестован чекистами. В вину ему, среди прочего, ставилось издание книги «Расстрел Московского Кремля». 8 лет провёл владыка в заточении в лагере Явас в Мордовии. В 1956 г. он вышел на свободу и назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, через два года уволен на покой, но в декабре 1959 г. назначен управлять Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в больнице в Москве.
Русская линия