Украинским властям срочно нужен был антицерковный скандал, и они его получили
Успешный обмен пленными на Донбассе показал правильность миротворческой позиции УПЦ, и это не могло не вызвать ревнивой реакции украинского «журфака», чиновников и раскольников
Миротворческая позиция священноначалия Украинской Православной Церкви с самого начала «революции достоинства» и гражданского конфликта на Донбассе вызывала явное раздражение и негодование у украинских властей и раскольников КП, которые всеми возможными способами пытались использовать эту ситуацию, чтобы ослабить влияние канонической Церкви на Украине.
Но оказалось, что при всём своём патриотизме и украинском национализме ни лже-патриарх Филарет Денисенко, ни украинские чиновники ничего не могут сделать, чтобы вернуть на родину своих военных, которые были посланы ими на Донбасс и в итоге попали в плен. Агрессивные заявления и экономическая блокада региона — плохие меры, чтобы всерьёз надеяться на доверительные переговоры по обмену пленными.
В этих условиях на Украине осталась только одна сила, по-прежнему объединяющая всех украинских граждан, вне зависимости о того, с какой стороны окопов они находятся. Это каноническая Украинская Православная Церковь под предстоятельством Блаженнейшего митрополита Онуфрия. И как бы не относились к ней нынешние украинские патриоты во власти, им пришлось воспользоваться её влиянием, чтобы провести рождественский обмен пленными.
Конечно, на этот обмен приехал и лже-патриарх Филарет Денисенко, и он наряду с Петром Порошенко и митрополитом Онуфрием обратился к освобождённым с патриотической речью, однако никого не обманешь, и родители пленников потоком хлынули к Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, а не в Киевский патриархат. Матери и жёны, чьи сыны и мужья до сих пор находятся в плену, стали видеть в УПЦ силу, которая способна им помочь.
А это не могло не вызвать ответной ревнивой реакции, как у украинских раскольников, так и у чиновников. После обмена пленными украинским властям нужен был срочный антицерковный скандал, чтобы нивелировать возросшее влияние и уважение украинцев к миротворческой позиции Украинской Православной Церкви, и в итоге они его получили. Украинский «журфак» справился со своей задачей. Для этого был использован случай в Запорожской епархии.
И вот в итоге все украинские СМИ сегодня обсуждают, какие на самом деле жестокие «московские попы» в УПЦ, не пожелавшие отпеть крещённого в расколе ребёнка и попросившие обратиться с такой просьбой в «Киевский патриархат». Казалось бы, что ещё могли желать украинские патриоты, как не того, чтобы «московские попы» не смели даже близко прикасаться к тем, кто ходит в «правильную» Украинскую церковь и советует им обратиться именно туда, а не идти в храмы «сторонников Кремля».
Но нет, задача ведь не в этом. На повестке дня у украинского «журфака» другой запрос — нужно показать, что миротворческая позиция УПЦ — это лицемерие, и на самом деле священники канонической Церкви моральные уроды, а никакие не миротворцы, с отеческой заботой думающие о том, как помочь людям, попавшим в беду.
Причём, что характерно, к дружному улюлюканью украинских журналистов подключились некоторые священнослужители. Один небезызвестный московский диакон даже назвал украинских священников, посоветовавших родителям идти отпевать ребёнка там, где они его крестили, «митрофоными дебилами».
Что ж, хорошо сидеть в московском тёплом кресле перед компьютером и «советовать» своим украинским собратьям, как им вести себя по отношению к раскольникам. Но история Церкви знает самые разные ситуации. Были в ней периоды, когда крещённых у раскольников и еретиков принимали через миропомазание, а случались периоды и когда не считали таковое крещение крещением и полностью перекрещивали.
Главный критерий в этой ситуации состоял в том, как вели себя раскольники и еретики, воинствовали ли они против Церкви Христовой или нет. Известно, что приехавший из польского плена митрополит Филарет (Романов), будучи избран на московский Патриарший престол, повелел принимать переходящих из католичества в Православие только через полное крещение.
Так, что не нам судить, стоило ли проявить запорожским священникам так называемую икономию по отношению к родителям крещённого в расколе ребёнка или занять принципиальную позицию в этом вопросе. Проблема в другом — миротворческая позиция Украинской Православной Церкви вызывает негодование в Киеве, и это печально.
Впрочем, как иначе. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15, 18−21).
Русская линия
Москва и Киев обсуждают второй этап обмена пленными на Донбассе
Президент России Владимир Путин принял у себя представителя Украины в Трехсторонней контактной группе Виктора Медведчука
Президент России Владимир Путин и представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу Виктор Медведчук обсудили второй этап обмена пленными между Киевом и Донецком и Луганском, сообщает УНИАН.
Факт встречи, которая состоялась 10 января, в комментарии Business FM подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
По информации СМИ, Путин и Медведчук «обсуждали украинскую повестку дня», и, в частности, они говорили о втором этапе обмена пленными между Киевом и «ЛДНР», а также о возможном освобождении граждан Украины, которые осуждены на территории России, и граждан России, осуждённых на территории Украины.
Кроме того, речь шла о перспективах ввода миротворческого контингента ООН на Донбасс и «приемлемом формате» миротворческой миссии ООН, перспективах выполнения Минских соглашений и мирного урегулирования конфликта на востоке Украины в целом.
К чему пришли участники переговоров не сообщается. Однако, в последнее время Виктор Медведчук стал тем человеком со стороны Украины, которому в Кремле, похоже, доверяют. А это значит, что могут быть достигнуты и вполне реальные договорённости. На первом плане сейчас стоит обмен оставшимися в заключении в Киеве, Донецке и Луганске пленными.
Русская линия
В Москве пройдёт исторический вечер «Генералы vs солдаты»
В рамках вечера состоится презентация книги «Генерал Ренненкампф» и открытая лекция известного военного историка Евгения Белаша
18 января в павильоне «Дом Книги» на ВДНХ состоится исторический вечер, приуроченный к 100-летию окончания Первой мировой войны. В рамках вечера планируется презентация книги «Генерал Ренненкампф» и открытая лекция известного военного историка Евгения Белаша «Пушечное мясо: тактика пехоты Первой мировой». Помимо этого посетителям будет продемонстрирована редкая документальная хроника и презентованы специальные подарочные открытки с фотографиями 1914−1917 гг.
Генерал П.К. фон Ренненкампф — герой Китайского похода и русско-японской войны — является одной из наиболее противоречивых фигур Первой мировой: его, автора первой победы над германской армией под Гумбинненом, обвиняли в предательстве и бездарности, в советской историографии возлагали вину за многие поражения, а в эмиграции восхищались как незаслуженно забытым и оклеветанным полководцем.
В десятой книге военно-исторической серии «Белые воины (М.: Информационное агентство «Белые воины»; «Содружество «Посев», 2017) опубликованы новые исследования, архивные документы и мемуары соратников и подчиненных генерала, дающие ответы на многие спорные вопросы относительно его участия в подавлении революционного движения в Забайкалье в 1905—1907 гг., полководческого искусства П.К. Ренненкампфа, а также обвинений в коррупции, предательстве и бегстве с поля боя.
Отдельные очерки посвящены истории рода Ренненкампф и истории гибели генерала и судьбе его захоронения. В рамках дискуссии планируется в целом обсудить военное искусство русских военачальников Первой мировой. Участники презентации: доктор исторических наук Руслан Гагкуев (научный редактор издания), историк и общественный деятель, координатор проекта «Белые воины» Александр Алекаев.
В своей лекции «Пушечное мясо: тактика пехоты Первой мировой» известный историк и писатель Евгений Белаш расскажет о том, как менялись приёмы боевых действий противников, как стороны пришли к «позиционному тупику», какие методы выхода из него предлагались и какие из них были осуществлены. Также рассказчик коснётся малоизвестных страниц истории Первой мировой, включая влияние окопного быта и военно-технологических новаций (химическое оружие, авиация и пр.) на боевую работу пехоты. Внимание будет обращено и на зарождение тактики «штурмовых групп» и её влияние на немецкую стратегию «блицкрига», которую Германия успешно использовала в начальный период Второй мировой войны.
Мероприятие состоится в павильоне «Дом книги» на ВДНХ. Адрес: пр-т Мира, 119, корпус 516. 18 января (четверг). Начало в 18.00. Пешком до павильона можно дойти от главного входа ВДНХ налево по кольцевой дороге мимо павильонов «Семена» и «Гидрометеорология», или от Хованского въезда, повернув налево на кольцевую дорогу.
Контактное лицо: руководитель Серпуховского отделения РВИО Александр Владимирович Макушин, тел.: 8 901 7 704 620.
Русская линия
В Белоруссии призвали Россию и Европу к нормализации отношений
Минск серьёзно страдает от конфронтации Запада и России, и хотел бы хороших отношений, как с теми, так и с другими
Пример Сербии, которая старается не портить свои отношения с Россией и в то же время делает всё возможное, чтобы выстроить тесные связи с Евросоюзом, вызывает всё больше внимания в странах СНГ, поскольку конфронтация России и Запада продолжается.
С одной стороны, страны-члены СНГ не хотят страдать вместе с Россией из-за антироссийских санкций Европы и США, а с другой стремятся поддерживать конструктивные и дружественные отношения со своим главным торговым партнёром в лице Москвы.
Не случайно, министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей в одном из своих последних интервью заявил, что Минск не намерен дружить с Евросоюзом в ущерб России, и призвал Москву и Брюссель к нормализации отношений, сообщает РИА Новости.
«Мы развиваем наши торгово-экономические, политические отношения с Европейским союзом, при этом говорим нашим партнёрам, что мы ни в коей мере не намерены дружить с вами за счёт России — или против, или в ущерб России», — сказал Макей.
По словам министра, Белоруссия может выжить только за счёт нормальных отношений со всеми глобальными игроками в регионе и мире, а в политике придерживается принципа неконфронтационности.
«Мы действительно находимся на стыке между Востоком и Западом — такова судьба Белоруссии. Мы на себе ощущаем все те негативные последствия, которые проистекают из присутствующей сегодня в этом регионе конфронтации», — сказал глава МИД.
Он также призвал Россию и Евросоюз уходить от жёсткой риторики.
Макей напомнил, что на саммите Восточного партнерства, который состоялся в Брюсселе в ноябре прошлого года, Белоруссия «чётко заявила, что не допустит никаких антироссийских положений в заключительной декларации этого саммита».
«Я думаю, что в России <…> видят, что Белоруссия намерена развивать конструктивные, взаимовыгодные отношения со всеми внешними партнёрами не за счёт России и не в ущерб России», — добавил он.
Русская линия
Архиепископ Афинский Иероним призвал греческие власти обратить внимание на проблему македонского раскола
Архиепископ Афин и всея Эллады и премьер Греции обменялись письмами по вопросу о самоназвании Македонии и действий Болгарского Патриархата в отношении македонских раскольников
Элладская Православная Церковь, которая является частью государственного аппарата в Греции, призвала греческих политиков учитывать при переговорах со Скопье церковные проблемы в регионе и потребовать от македонцев отказаться от самоназвания «Македония», поскольку это в будущем может привести к территориальным претензиям македонцев к Греции, сообщает РИА Новости.
Афины и Скопье почти 30 лет не могут решить спор из-за названия государства, возникшего после выхода македонцев из состава Югославии в 1991 году. Греция добивается изменения названия соседней республики, чтобы её не путали с греческой областью Македония, и блокирует в связи с этим вступление Скопье в ЕС и НАТО.
Тем не менее, в последние недели между Афинами и Скопье активизировались переговоры, и политики обеих стран выражали уверенность, что вопрос о названии можно решить в первой половине 2018 года.
В связи с этим Архиепископ Афинский Иероним обратил внимание греческих властей, что помимо названия, на территории Македонии существует и серьёзная церковная проблема раскола, в которую в настоящее время активно вмешиваются представители Болгарской Православной Церкви. «Следствием этих процессов стало сообщение о заседании Синода Церкви Эллады 15 декабря 2017 года», — говорится в письме.
Элладский Синод тогда выразил обеспокоенность решением Болгарского Патриархата по просьбе «Македонской православной церкви» принять на себя роль Матери-Церкви для македонцев, расценив это как вмешательство в юрисдикцию Сербской Православной Церкви и грубое попрание канонов и традиций Вселенского Православия.
«Хотя это находится в компетенции греческого правительства, хотели бы отметить, что проблема Скопье также имеет церковное измерение, которое мы считаем очень серьёзным», — написал Архиепископ Иероним.
Блаженнейший Владыка обратил внимание, что «президент Югославии хорват Тито» поощрил церковный раскол и «создание раскольнической церкви с тем же именем, что и так называемая Социалистическая Республика Македония». «Несмотря на непризнание этой церкви какой-либо другой Православной Церковью, целенаправленность этого остаётся, и мы думаем, она очевидна», — говорится в письме Предстоятеля Элладской Церкви.
Церковь Эллады, «не желая как-либо вмешиваться в действия министерства иностранных дел», но принимая во внимание интересы греков Македонии, выступила против использования названия «Македония» для соседней страны и на заседании 9 января решила указать на опасность возможности перевода проблемы с наименованием с политического уровня на церковный, говорится в письме.
В связи с этим Архиепископ Иероним получил от премьера Ципраса твёрдое заверение, что позиция Элладской Православной Церкви будет принята во внимание при заключении соглашения между Скопье и Афинами.
Русская линия
Владимир Легойда: «Отделение Церкви от государства не означает её отделения от общества»
Церковь не участвует в политической борьбе, но может призвать граждан принять участие в выборах
В интервью газете «Аргументы и факты» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что Церковь принципиально не участвует в политической борьбе, однако выступает в поддержку проведения выборов и рекомендует своей пастве идти на избирательные участки, сообщает сайт СИНФО.
«В центре политики — вопрос о власти. Церковь не участвует в политической борьбе, потому что она за власть не борется», — заявил В. Легойда.
«Но тезис о том, что отделение Церкви от государства не означает её отделения от общества, я думаю, сегодня уже даже не нужно обосновывать. Церковь и является обществом, очень большой его частью. Коль скоро мы ведём речь о большом проценте наших граждан, которые себя называют православными», — добавил он.
По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Церковь полностью поддерживает проведение выборов и рекомендует своей пастве идти на избирательные участки, но не может призывать к голосованию за конкретного человека.
«Патриарх Кирилл всегда принимает участие в голосовании, равно как это делал и его предшественник, Патриарх Алексий II. Церковь считает важным вопрос активной гражданской позиции», — заключил В. Легойда.
Русская линия
Трамп и Макрон сверили часы
Главы США и Франции обсудили политику в отношении КНДР и Ирана
Несмотря на возникшие в последнее время разногласия между США и Евросоюзом по Израилю и антироссийским санкциям ведущие страны Европы продолжают тесную координацию с Вашингтоном на внешнеполитическом поле.
Так в телефонном разговоре президенты США и Франции Дональд Трамп и Эммануэль Макрон договорились продолжать оказывать давление на Пхеньян до тех пор, пока КНДР не вернется «на путь денуклеаризации», а также обсудили отношения стран с Ираном, сообщает «Немецкая волна».
Американский президент заявил, что Тегеран «должен прекратить дестабилизирующую деятельность в регионе», говорится в пресс-релизе Белого дома.
В свою очередь, французский лидер указал, что Париж намерен строго соблюдать соглашение по иранской ядерной программе и считает важным, чтобы это делали все его подписанты, передает пресс-служба Елисейского дворца.
Среди подписавших договор были и США. Реализацию ядерной сделки с Ираном следует сопровождать диалогом с Тегераном о его ракетной программе и региональной политике, указал Эммануэль Макрон.
Таким образом, если по КНДР у США и Франции общая позиция, то по Ирану она явно расходится.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Макария, митрополита Московского, а также архиепископа Никона (Рождественского)
Митрополит Макарий родился около 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515; память 9 сентября).
Монашество будущий святитель принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители инок Макарий духовно возрос и воспитался. Непродолжительное время, в 1523—1526 гг., он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, а затем архиепископом Великого Новгорода и Пскова. В лице нового владыки новгородская паства получила мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя. При нем велись большие работы в главной святыне Великого Новгорода — Софийском соборе.
В 1542 г. архиепископ Макарий был избран на первосвятительский престол Московской митрополии. 16 января 1547 г. святитель впервые на Руси совершил венчание на царство Иоанна IV Грозного. Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. С этих пор святитель Макарий станет первым помощником и соратником Государя. В 1551 г. он принимает участие в созыве знаменитого Стоглавого Собора, который был призван искоренить различные недостатки в русской церковной и общественной жизни всего Московского государства. В 1552 г. митрополит предрек Иоанну успешность похода на Казань, во время которого в Коломне Царь молился перед чудотворным Донским образом Пресвятой Богородицы.
Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г. в дни великого юбилея — празднования 1000-летия Крещения Руси.
Сегодня день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона (Рождественского).
Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки».
В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905−1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».
В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Здесь он и скончался 12 января 1919 г.
Русская линия