Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина19.04.2008 

Жизнеописание старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Часть 5

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Старческое служение

Сотаинник, духовный друг отца Иоанна, братский духовник Псково-Печерского монастыря схиархимандрит Александр (Васильев, + 1998) в одной из своих «бесед с собственным сердцем» написал о сути старческого служения те слова, под которыми, наверняка, подписался бы и отец Иоанн.

«Необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или соделовать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза нужно отдать себя кому-нибудь под науку…
Сколько неоцененного добра заключает в себе старческое окормление (то есть руководство), как облегчает оно борьбу с врагом, как подкрепляет в минуту уныния, малодушия, как поддерживает и направляет в случае падения или сомнения, каким верным покровом от вражеских бурь служит оно всем, кто, не сомневаясь, прибегает к его мощному содействию! Да и самое установление старчества, то есть всецелого подчинения своей воли, своего разумения воле старца, имеет основой пример Христа Спасителя, который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания; на это указывает апостол Павел, говоря, что Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Фил., 2,8). Следовательно и тот, кто свою волю подчиняет воле наставника, подражает Христу».

Отец Иоанн (Крестьянкин) от раннего детства и до преклонного возраста шел путем послушания и оправдал изречение, что настоящими старцами соделываются только настоящие послушники. «Отец Иоанн действительно настоящий старец», — так говорил Печерский архимандрит Иероним (Тихомиров), который много лет был духовным чадом преподобного старца Симеона и имел дар рассуждения.

Хотя сам отец Иоанн к своему званию старца относился именно со старческим смирением (так же говорили о себе и оптинские старцы): «Старцев сейчас нет. Все умерли. Все там — (кивок вправо на пещеры). К ним и обращаться надо, они и помогут. Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть и молодые старики. Но старцы — это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним. И время ныне такое: „Двуногих тварей миллионы, мы все глядим в Наполеоны“. А нам надо усвоить, что все мы есть существенная ненужность и никому, кроме Бога, не нужны. Он пришел и страдал за нас, за меня, за тебя».

Уничижал себя отец Иоанн, смирялся, но народ-то чувствовал, что он-то и является «Божием благоловением людям». Что через него Бог изливает на людей любовь Свою, благодать, утешение и вразумление, подает исцеление душевных и физических недугов. Один только взгляд на «светящегося батюшку», как говорили о нем люди, одно только его прикосновение (а он любил человека не только традиционно благословить, но и обнять, прижать к себе) давали такое чувство «как будто коснулся рая» здесь на земле. И, как бывает это с настоящими старцами, действие их простиралось и простирается не только на тех, кто непосредственно соприкасался с ними, имел счастье личной встречи, но и на тех, кто ощутил силу слова, силу молитвы старца на расстоянии.

Это прежде всего относится к письменному наследию архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерским монастырем на протяжении тридцати лет неоднократно переиздавались книги: «Опыт построения исповеди», «Проповеди», «Размышления о бессмертной душе», «Письма», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Рождественские и пасхальные поздравления», «Видевшие свет вечерний. Встреча со старцем». Голос батюшки звучит в аудиозаписи, видеокассеты и многочисленные фотографии сохранили нам его незабвенный облик, соединение мудрости и «младенца во Христе».

Ласка, тепло, родственная забота звучит в каждом слове батюшки: «Прижать бы Вашу голову к груди, обнять, как ребенка, и нашептать Вам на ушко „сказку“ о том прошлом счастье в жизни, когда спасительная сила Божьего касания преобразила для Вас мир и озарила его радостью. И память об этом должна была лечь прочным фундаментом в основание Вашего религиозного опыта».

«Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное — любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко».

«Давайте отдадим Господу свое сердечко, и Он наполнит его такой любовью, что станет светло жить в ней и Н., и Н., и Г. Дорогая моя, я буду об этом молиться для Вас. А Вам пока надо потрудиться, познать и усталость, и падение, и в конечном счете узнать великую силу Божию, преобразующую мир и человека».

«А Россия опять оказалась на передовой. Живем пока с Божьей помощью и надеемся, что обрящется у нас на Родине десять праведников, ради которых помилует Господь Россию. Да еще надеемся на предстательство Матери Божией, Державной нашей Владычицы, и святых наших сродников, положивших жизнь свою за крест Христов. Храни Вас Господь!»

«Из сознания своей немощи следует- благодарение Богу за всё: за дни, часы, минуты благоденствия с осознанием, что это Божией силой для нашего укрепления посылается; за горести, за наши преткновения на избранном пути и на пути спасения — как за бесценные уроки, которые остаются в памяти и в чувстве сердца на всю жизнь. Вот и Ваша немощь, которая провоцирует мечтания, — поучительна».

«Разбирайся, детка! Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по нему — страдающему, болящему, утратившему главное. Так не сетуй на внешнее, но исповедуй свою немощь, и смирится вознесенная было гордыня. Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь».

«А Вы пока живите и ни о чем не тужите, работайте Господу и людям с желанием и любовью. Предавайте себя в руце Божии, и Он управит Вас на путь верный, спасительный. Ведь что бы мы ни делали в жизни, важно лишь то, с каким расположением мы это делаем и во имя Кого. Общения не избегайте, пошлет Господь на пути человека по сердцу — хорошо, главное, чтобы все было с любовью и желанием».

Эти отрывки из писем адресованы конкретным людям, но между тем звучат, как неложное утешение и вразумление для каждого человека, кто прочтет их с открытым сердцем. Однако отцу Иоанну, как и многим настоящим старцам, на исходе дней пришлось получить не только почет, уважение и любовь, но и клевету и злобу.

К сожалению, люди, оторванные от духовных традиций, живущие «ревностью не по разуму», принесли старцу большие огорчения в последние дни его земной жизни. Все это так похоже на евангельское «Осанна!», а потом — «Распни Его!» Некоторые из тех, которые толпами осаждали отца Иоанна, когда он был доступен в монастыре, после того как он выступил против неистовых борцов с ИНН, стали говорить, что он совершил предательство.

А между тем слово, сказанное отцом Иоанном на эту частную тему, теперь, когда проходит все больше времени, воспринимается как жизненная программа для всех нас при возможных серьезных — куда более серьезных, чем вопрос об ИНН, — испытаниях: «Наше сопротивление грядущему страху одно — наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно входят в нашу жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия к Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живите спокойно, молитесь Богу и доверяйте Ему, Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему».
Последние слова можно рассматривать как завещание старца Иоанна Крестьянкина всем нам.

К этим словам из специального послания старца по поводу ИНН, добавим то, что он писал на эту тему в частных письмах. Это программа жизни и действий для все нас на будущее сложное время.

«Надо придерживаться благословения Священноначалия Церковного, ибо в церкви ум соборный. Но, если у кого-то есть возможность пока не брать карточек, то и не берите. Но не знаю, у кого сердце будет спокойно, если он один из всей семьи будет „праведный“ — без карточки и в то же время будет есть хлеб, полученный на эту карточку погибающим близким человеком.
А я уверен, что не искусит Господь любящих Его и верных Ему выше меры сил их.
А печать смогут поставить лишь тому, кто нераскаянно жил во грехе и кто отрекся своей жизнью от Господа. Прежде печати антихриста будет грехом опечатан ум».

«Еще со времен апостольских говорилось, что уже тогда появилось много антихристов. Но жизнь идет. Христианству исполнилось уже 2000 лет.
И люди спасаются, и будут спасаться до последних дней мира. И люди живут, трудятся, одни — по закону Божию, другие — по стихиям мира сего. И нельзя сидеть у окна, ничего не делая в ожидании чего-то. Осудишься с неверами вместе за бездеятельность и за то, что не стал умножать вверенный тебе Богом дар. А о новых документах я тебе уже писал и повторяться не буду. Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его.
Смущение, смятение и неразбериху сеет всё тот же враг, и они многих уведут от Церкви. Вот и Вы уже сделали к тому первый шаг. И вот это-то и есть шаг к погибели».

«Любовь, радость, мир, милосердие — при любых государственных системах Богом посрамлены не будут. А если человек забыл Бога и живет наживой неправедной, молитву и церковь из жизни даже и у священнослужителей вытеснил телевизор и всякие безобразные видики, то поверь мне, С., печать уже стоит у многих, даже и при документах старого образца. Ведь через то безобразие, чем напичкивает себя современный человек, причем сам, добровольно, с любовью и желанием, уже ничто божественное пройти и войти в человека не может. Наше сопротивление грядущему страху одно-единственное — наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в жизнь, и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему.
Господь ли не знает, как сохранить своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему. Писать прошения о присвоении нам номеров мы не будем, а если их проведут без нашего на то произволения, сопротивляться не будем. Ведь получали же мы в свое время паспорта и были все в системе учета государственного, так и ныне. Ничего не изменилось. Кесарю — кесарево, а Божие — Богу».

."То, от чего Вы собираетесь бежать, найдет Вас везде. И в глуши, и в столице: новая система учета вступает в действие. Нам бы всем не от компьютеров бежать надо (это техника), а от своих собственных грехов. Но ведь нет, их мы холим, раскармливаем до безобразия и живем ими услаждаясь.
И Писание предупреждает людей, что наступят времена тяжкие, потому что люди будут горды, надменны, сребролюбивы более, чем боголюбивы. А об опасности от техники там нигде не сказано. Но то, что побегут с запада на восток и с востока на запад, тоже извещено, и все это будет совершаться под руководством врага. А Бог везде: и в Луге, и в Костроме, и чадам своим поможет везде.
Умудри Вас Бог!"

О значении подвига старца Иоанна в наше лукавое время наиболее проникновенно сказал известный московский протоиерей Дмитрий Смирнов. Приведем выдержку из его воспоминаний:
«Мне в жизни достаточно приходилось общаться с людьми по-настоящему святыми. Чем отличался от них отец Иоанн? Тем, что он был человеком, который достиг христианского совершенства, причем достиг уже давно. Когда мы с ним познакомились, ему было около семидесяти лет… Обычно Господь забирает человека в лучший миг его жизни. Некоторые удивляются: „Ну надо же, такой хороший человек — и так рано умер!“ А это потому, что когда человек достигнет высшего, на что способен, Господь его сразу забирает, чтобы он не снизил свой уровень. А здесь наоборот: отец Иоанн давно достиг христианского совершенства и жил только ради всех нас. Таких людей называли раньше столпами Церкви. Если в церкви столбы убрать, то все обвалится. И без таких людей, как отец Иоанн, все обвалится, потому что на самом деле только они есть Церковь, воплощенное христианство.
Христианство очень просто проверяется. Вот стоит человек: как узнать, христианин он или нет? Плюнь ему в лицо или ударь его по правой щеке. Если он левую подставит — значит, он христианин. А теперь мысленно представим, что кто-то так с нами поступил, — и мы сразу увидим, что никакого христианства в нас нет, а все только мнимое, показное, обрядное. Правила всякие, а настоящего, подлинного корня в этом нет. А в нем это было.
…Он никогда никого не осуждал. Если печалился, то только о грехе человека, как о болезни. Мог и головой покачать сокрушенно, но всегда с любовью, с каким бы грешником он ни общался. Потому что монастырь есть монастырь, туда разные люди приходят, и даже жулье откровенное. Но нельзя было даже и представить, чтобы батюшка как-то осудил человека или ему что-то грубо сказал. Он со всеми обращался нежно, и эта нежность шла не от воспитания, хотя отец Иоанн был человек глубоко интеллигентный, очень воспитанный. Но это шло именно от глубокой христианской духовной культуры, то есть это было благоприобретенное совершенство.
Он обладал редчайшим даром рассуждения, и мне представляется, что он был единственный на земном шаре человек, который обладал этим даром в такой необычайной степени совершенства. Святые отцы говорят, что этот дар даже больше, чем любовь. Поэтому служение отца Иоанна было старческое. Он прекрасно чувствовал волю Божию, был прозорливым. И, используя то, что люди к нему приходят с таким благоговением, с почтением ловят каждое его слово, Господь через него являл людям Свою волю… И каждый уходил от него погруженным в любовь…
Церковь всегда очень высоко ставила исповедников, это был особый чин. По правилам древней Церкви, еще до V века, если какой-то человек пострадал за Христа и остался жив, то он, даже не будучи священником, имел право отпускать грехи. То есть уже тогда, в молодости, отец Иоанн обладал такими высокими дарами христианскими, а в конце жизни это просто был совершенный человек. Поэтому люди к нему так и тянулись. Нет ничего удивительного, что Путин приехал поздравить его с девяностолетием. Потому что к такому человеку все хотели как-то прикоснуться, его услышать. Ему даже приходилось бегать, потому что прохода никакого не было от народа. Я к нему чаще зимой приезжал и так и помню: он весь укутанный, как кочан капусты, быстро-быстро бежит, а за ним бегут женщины. Вот такое постоянное зрелище.
Роль подобных людей в Церкви очень велика. Чем отец Иоанн так важен? Тем, что шестьдесят лет окормлял, можно сказать, всю Россию. Тем, что наглядно в себе самом показал, что такое настоящее христианство. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что подавляющее большинство людей абсолютно не обучаемы либо по лени, либо по слабости ума. Обычный человек больше семи минут не может даже на чем-то сосредоточиться. Поэтому объяснить христианство теоретически, в проповедях, из книги невозможно. А он христианство являл: что такое кротость, что такое незлобие, что такое послушание, что такое мудрость, что такое прозорливость, что такое любовь…
Конечно, на небесах святых много, они на нас глядят с икон, и среди них людей, достигших христианского совершенства, тысячи, просто тысячи. Взять хотя бы преподобного Серафима Саровского — тоже все виды христианского подвига совершил. А тут, представляете, такой человек жил среди нас! Вчера я в его келье был, присел на диванчик, на котором он всегда людей принимал. Все такое знакомое, родное…
К нему приходили разные люди. Даже такой факт: несколько парней на отпевание прилетели на собственных самолетах. Пришли и нищие, и супербогатые, и епископы, и простые священники — разных слоев совершенно люди. И все они питались благодатью Божией, исходящей от отца Иоанна.
Многие люди ему письма писали, он до последнего отвечал. Сам уже писать не мог, диктовал келейнице. Она запишет, а он потом подпись поставит: „А. И.“ — архимандрит Иоанн. Тысячам людей посылал поздравления с Рождеством, с Пасхой…
Придется еще долго переживать, вспоминать, потому что отец Иоанн — событие огромное, вселенского масштаба… Потому что если таких людей среди нас нет, то и жизнь как-то бессмысленна. А отец Иоанн не только украшает нашу жизнь, он показывает, к чему мы можем стремиться».
А еще старца Иоанна называли «стратегической молитвенной силой России».

http://rusk.ru/st.php?idar=112700

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  протоиерей Георгий Бирюков    01.05.2008 23:21
читательнице
Согласен с Вами. Встречал изданные с "благословения Патриарха" ярко раскольничьи, антипатриаршии (если так можно выразиться) книги. Ну, а анонимные паломники – с кого здесь спросишь? Впрочем, в издателях в данном случае числится сам монастырь…
  читательница    01.05.2008 18:05
Это так, между прочим, но я где-то читала, что очень не мало чего издается "по благословению патриарха" никогда на самом деле его не имевшее. Было бы интересно узнать механизмы получения этого благословения. А ещё "собраны и записаны паломниками" немного настораживает. Кто эти паломники? Подозреваю что тут сам о. Иоанн возможно совсем не причем, и не всегда и знал что от его имени печаталось и издавалось. Популярных людей, являющемися авторитетом для многих часто пытаются использовать кто для чего.
  протоиерей Георгий Бирюков    01.05.2008 16:37
Олегку
Не помню, протестовал ли о.Иоанн против каких-либо публикаций от его имени. Если и был протест – то скорее всего по поводу мнения об ИНН. Страсти тогда кипели серьёзные, и все стороны ссылались на духовных авторитетов.
"Слово" начали печатать, когда о.Иоанн был ещё жив. Перепечатывают друг у друга. Кто напечатал первый? Мне из Псково-Печерского монастыря в 1992 году привозили листовки с текстом. Псково-Печерский монастырь издавал и сборники проповедей о.Иоанна, в которые включено "Слово". Вот, у меня на полке: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). ПРОПОВЕДИ. Том II. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря совместно с АО "Дальние электропередачи", 1994.
Все выходные данные – как положено: по благословению Патриарха…. "Проповеди собраны и записаны паломниками Псково-Печерского Успенского монастыря… Книгу составили избранные проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), произнесенные им в Псково-Печерском монастыре в 1973-1994 гг."
Был у меня и первый том проповедей. Там "Слово" также присутствовало. Но в каком году первый том издан – не могу сказать. Подарил кому-то. В 1990-м году "Слово" печаталось в одном из номеров "С.-Петербургских епархиальных ведомостей". Так что прошло около 20 лет с момента широкого распространения "Слова". Я со своими возможностями точно не смогу установить, кто начал первый.
  протоиерей Георгий Бирюков    01.05.2008 13:06
дьякону Евгению
Благодарю за адрес о.Всеволода Филиппьева. Но, даже без библиотеки Джорданвилля уже вырисовываются основные черты картины:
Подлинным автором текста (в целом) является архимандрит Иоанн (Шаховской), а не архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это было отмечено ещё в публикации "Православной Руси" №10,1997 г. И.Светлов "Об авторстве статьи "Слово о малом доброделании". Несмотря на установление авторства, до сих пор продолжаются перепечатки "Слова" под авторством о.Иоанна (Крестьянкина) (например – "Православная беседа" №4, 2007 год), а на Интернете на многих сайтах "Слово" помещено под авторством о. Иоанна (Крестьянкина). И даже – с его подписью, например www.derzhavnaya.ru/anc/_slovom/slmldbrdl.htm Там чётко прописано: архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Было бы разумно привести всё в соответствие с реальным авторством, дабы некоторые, вроде меня, недостойного, не искушались в дальнейшем.
Ваша мысль по поводу подчищенной версии позволяет предположить, что архиепископ (к тому времени) Иоанн (Шаховской) для переиздания слова в 1958 году в Сан-Франциско САМ откорректировал текст, удалив из него наиболее спорные тезисы. Именно те, что возмутили и мой дух: о допустимости лжи и неописуемой ярости. Видимо, читатели издания 1946 года обратили внимание о.Иоанна (Шаховского) на эти искусительные рекомендации, и он привёл текст в более благообразный вид, на что, несомненно, имел полное право. Этот текст, под названием "Гимн малому добру" известен ныне по перепечаткам в России. Например: "Альфа и Омега" №2(20), 1999 год.
В то же время в России был "запущен в читательский оборот" неоткорректированный текст 1946 года, но, почему-то, под авторством архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Как это получилось – отдельный вопрос. Может быть, по искренней ошибке какого-нибудь экзальтированного почитателя старца, дорвавшегося до печатного станка. Архимандрит Иоанн – значит наш архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Другого, мол, и не знаю.
Такая вот вырисовывается картина.
Логично было бы издателям и создателям православных Интернет-сайтов впредь использовать в обороте "подчищенный" автором текст 1958 года. И, естественно, под авторством арх. Иоанна (Шаховского).
  Олегк    01.05.2008 12:43
Что-то вспоминаю, читал, о протестах о.Иоанна (Крестьянкина) против какой-то публикации то ли под его имененем то ли без его имени. Но сейчас вспомнить было ли это по поводу слова о малом добре или по поводу слова об ИНН к сожалению не могу. Но что-то определенно было. Отец Георгий, а вы не пробовали запросить сайты на которых этот текст опубликован по поводу первоисточника? Откуда то же они его перепечатывают именно с этим авторством. Также получается что слово начали публиковать еще когда о.Иоанн (Крестьянкин) был жив.
  диакон Евгений    01.05.2008 00:35
кстати, разночтения, которые вы, отче, привели – несущественны, это определенно работа журнального корректора, и, как видно, у АиО он более профессионален.
  диакон Евгений    01.05.2008 00:24
ну, чтобы не гадать особо, можно и иноку Всеволоду написать, контакты есть на http://www.russian-inok.org/

уверен в библиотеке Джорданвилля есть и парижский оригинал, и статья Светлова в "Православной Руси"
  протоиерей Георгий Бирюков    01.05.2008 00:06
дьякону Евгению
Отец Всеволод Филиппьев очень тесно связан с Россией, хоть и живёт с какого-то времени в Штатах.

Ссылка его на арх. Иоанна (Шаховского) идентична ссылке протопресвитера Василия. Он мог заимствовать её у о.Василия, либо наоборот. Ясность дал бы сам текст первоисточника 1946 года, но у меня тоже нет доступа к архивам "Православной Руси". Кстати, к самому архимандриту (позднее – архиепископу) Иоанну (Шаховскому) в РПЦЗ относились достаточно прохладно – для зарубежников он всё же был раскольником.

Подчищенная версия? И это вполне возможно. Я сейчас взял текст "Гимн малому добру" о.Иоанна (Шаховского), напечатанный в журнале "Альфа и Омега" №2(20) за 1999 год по изданию Сан-Францисской епархии 1958 года. Сравнил с текстом "О малом доброделании" о. Иоанна (Крестьянкина) из "Православной беседы" №4 за 2007 год. Заметно, что текст при перепечатывании слегка менялся, но без изменения смысла предложений. Типа "Вода мокрая" – "мокрая вода". И менялся слегка – по памяти так не запишешь. Либо с печатного текста, который перед глазами; либо – с магнитофона, прослушивая несколько раз. Впрочем, идентичные ссылки, ковычки, знаки препинания версию с магнитофоном отвергают. Пример:
Текст "ПБ": "У САМОГО входа в религиозную область существует некий "гипноз больших дел": надо делать какое-то большое дело – или никакого".
Текст "АиО": "У входа в религиозную область существует некий "гипноз больших дел": надо делать какое-то большое дело или НЕ ДЕЛАТЬ никакого".
Так что если принять за первичный текст – издание Вифанской общины 1946 года, то по крайней мере одна версия подчищена.

О крещении неверующих евреев не уверен. В событиях тех лет трудно быть уверенным, даже если кто-то свидетельствует печатно.
Насчёт хитрости полностью с Вами согласен. Могу привести даже поучение Спасителя в притче о неверном управителе (Лк. 16:1-9). Впрочем, любая притча – это иносказание.
  протоиерей Георгий Бирюков    30.04.2008 23:13
Олегку
Да, вопрос в таком случае всё равно остаётся. И даже приобретает новую глубину: может ли кому-либо быть выгодно распростронение такой проповеди, подкреплённой непререкаемым церковным авторитетом старца? В прошлом году "Православная беседа" перепечатало "Слово" где-то перед выборами в Госдуму. Я тогда подумал, что в широкий оборот оно было введено в конце 80-х – начале 90-х годов, когда много горячих молодых людей обратилось к вере. неофиты были готовы и горы свернуть, и гор наворотить… Большая часть из них остыло, охладело, ушло в другие сферы деятельности. В "Лоскутках" отца Всеволода Чаплина я обнаружил это же наблюдение.
  диакон Евгений    30.04.2008 21:54
Вы уверены, что неверующих евреев крестили? Насколько мне известно выдавались справки о крещении.

Есть различие между убийством и казнью, между ложью и военной хитростью. Между прочим у свт. Григория Нисского Спаситель называется Великим Хитрецом, это богословие отразилось и в богослужебных текстах "Плотию обложься якоже на удице льщения, Божественною Твоею силою змия низвлекл еси", см. также слово Златоустого на Пасху.

Но у арх. Иоанна (Шаховского) речь идет все же именно о страстях, которым человек сразу противостоять не может, и должен начинать с малого. Как сказано было аввой Пименом – ветру можно только противиться, но нельзя удержать его.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru