Русская линия
Сводка новостей от 7 августа 2017

Этот день в Русской истории
Сегодня в день памяти преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского мы вспоминаем русского поэта А.А.Блока и генерала А.И.Деникина…

Преподобный Макарий Унженский В этот день, 25 июля 306 года, святой равноапостольный Константин, получивший вскоре имя Великого, был провозглашён Императором Священной Римской Империи. С этого дня начался процесс возникновения новой, Христианской Империи.

Сегодня мы отмечаем день памяти преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского. Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения. Строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Вскоре смиренный Макарий удалился на берег Волги и подвизался там в пещере близ озера Жёлтые воды. Здесь он твёрдым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать Православие окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название Святого.

В 1439 г. казанские татары разорили обитель, а преподобного Макария взяли в плен. Но из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан, взяв с него, однако, слово не селиться при Жёлтом озере. Преподобный Макарий отправился за 240 вёрст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 г. татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 г. молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжёлых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 г.

О преподобном Христофоре известно немного. Известно, что жил он в 16 веке, но до нас не дошло никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте избрал иноческий путь. Известно лишь, что несмотря на то, что в Сольвычегодске в это время существовал мужской монастырь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Христофор, ища в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов, предпочёл жизни в этой благоустроенной городской обители полное скорбей пустынное житие.

Постриг над ним совершил в Коряжеме преподобный Лонгин, которому пришлись по душе пламенная вера и мужество Христофора. Он сделал Христофора своим учеником, стараясь передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Со временем, приобретя значительный опыт монашеского делания преподобный Христофор решил покинуть стены Коряжемского монастыря, начав отшельническую жизнь. Обосновавшись в пустыни в 20 верстах южнее монастыря среди лесной чащи, он сам выстроил себе келью и часовню, куда поместил данный ему в благословение образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). Преподобный проводил в молитве дни и ночи перед этой иконой, которая впоследствии прославилась чудотворениями. Молясь перед ней, выздоравливали даже неизлечимо больные люди.

Но через некоторое время «пустынное уединение» преподобного Христофора было нарушено. Узнав о подвижнике, одиноко живущем среди леса, к нему стали приходить люди, которые, как и он сам когда-то, желали посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре из них образовалась монашеская братия, а затем и настоящий монастырь. Множество чудес, совершавшихся в этой обители от чудотворной иконы Богородицы, сделали монастырь, основанный преподобным Христофором, известным даже в Москве. В связи с этим преподобному Христофору пришлось побывать при дворе Царя Иоанна Грозного, вызвавшего монаха с просьбой привести для больной Царицы Анастасии воды из монастырского источника. Выпив привезённую воду, Царица «получила облегчение от своей болезни», а Царь на радостях пожертвовал преподобному Христофору большую сумму денег на монастырское строительство.

Завершив строительство монастыря, в 1572 г. преподобный Христофор тайно покинул основанную им обитель и уединился в неизвестном месте. Предполагают, что преставился он около 1572−1582 гг.

Александр Блок В этот же день 1921 года скончался русский поэт Александр Александрович Блок. Он родился 16 ноября 1880 г. Его отец — профессор Варшавского университета Александр Львович Блок (1852−1910) — принимал участие в патриотическом движении и был действительным членом Русского окраинного общества. С трёх лет из-за развода родителей, жил и воспитывался у родственников матери, урожденной Бекетовой, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Сочинять Блок начал уже в пять лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стала нормой его жизни. В 1903 г. Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского учёного Д.И.Менделеева и в том же году вышел первый сборник поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая всё новые ми новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха. Первый сборник поэм Блока «Стихи о прекрасной даме» (1904), представляли собой платонический идеализм поэта, а в следующих поэтических сборниках Блока, «Город» (1908), и «Снежная маска» (1907), автор сконцентрировался на религиозной теме. Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершённом «Возмездии», 1910 — 1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 г., возлагая большие надежды на новую власть, но довольно быстро наступило и разочарование в большевиках. Известна идейная характеристика Блока, которую дала близко знавшая поэта З. Гиппиус: «Ведь если на Блока наклеивать ярлык (а все ярлыки от него отставали), то всё же ни с каким другим, кроме „черносотенного“, к нему и подойти было нельзя». Блок продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы». Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать» (1920), названная митрополитом Питиримом (Нечаевым) «русским Апокалипсисом».

Скончался Александр Блок 7 августа 1921 г. в Петрограде, оставленный многими друзьями молодости и лишённый последних иллюзий относительно новой власти. Известно также, что поэт принёс посмертную исповедь, а оптинский прозорливый старец Нектарий по кончине поэта сказал: «Передайте его матери, пусть она будет благонадёжна. Александр в раю».

Антон Иванович Деникин Сегодня также исполняется очередная годовщина со дня кончины одного из лидеров Белого движения генерала Антона Ивановича Деникина, скончавшегося в 1947 году.

Он родился в 1872 г. в бедной семье отставного майора, в прошлом крепостного крестьянина. Окончив Киевское пехотное юнкерское училище и Академию Генштаба, Деникин был произведён в капитаны. Во время Русско-японской войны Деникин проявил отличные качества боевого офицера, дослужившись до звания полковника, и был награждён двумя орденами. Первую мировую войну он встретил в звании генерал-майора. В годы войны с немцами Деникин командовал бригадой, затем дивизией. Доблесть Деникина, проявленная в боях, высшие награды (два Георгиевских креста, Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами) вскоре сделали его известным и популярным генералом.

По своим политическим взглядам, Деникин был умеренным либералом и сторонником конституционной монархии. Но в отличие от генералов Рузского, Алексеева и Корнилова, он не принимал участие в антимонархическом заговоре генералов.

После Февральской революции 1917 г. Деникин был назначен помощником начальника штаба при Верховном главнокомандующем, командовал Западным, потом Юго-Западным фронтом. Стремясь сдержать развал Империи, он требовал введения смертной казни не только на фронте, но и в тылу, поддержал Корниловский мятеж (за что был арестован). После бегства из Быховской тюрьмы Деникин, как и другие генералы, бежал на Дон, где принял активное участие в формировании Добровольческой армии.

После гибели Л.Г.Корнилова в 1918 г. Деникин занял пост Главнокомандующего вооружёнными силами Юга России, фактически возглавив Белое движение в этом регионе. Имея 85-тысячную армию весной 1919 г. двинул Добровольческую армию в наступление, имея конечной целью взятие Москвы. Ему удалось занять Донбасс, выйти на стратегически важный рубеж: Царицын, Харьков, Полтава, взять Орёл и практически подойти к Туле. Но оставшиеся до Москвы 200 вёрст Деникин преодолеть не смог. Армия Деникина, неся большие потери, вынуждена была отступать. Сдав командование армией барону П.Н.Врангелю, в 1920 г. Деникин на английском миноносце покинул Россию.

После эмиграции генерал проживал в Англии, Бельгии, Франции и США. Отказавшись от вооружённой борьбы с большевиками, Деникин написал 5-томное воспоминание-исследование «Очерки русской смуты», крупное военно-историческое исследование «Старая армия», работал над книгами «Путь русского офицера» и «Вторая мировая война. Россия и зарубежье», которые не успел завершить.

После нападения гитлеровской Германии на СССР, Деникин призвал эмиграцию к поддержке Красной армии (называя Гитлера «злейшим врагом России»), которую, как он полагал, после разгрома внешнего врага можно будет использовать для свержения коммунистической власти.

7 августа 1947 г., на 75-м году жизни, Деникин скончался от повторного сердечного приступа в госпитале Мичиганского университета (г. Анн Арбор). Последние его слова, обращённые к супруге Ксении Васильевне, были: «Вот, не увижу, как Россия спасётся».

Прах белого генерала 3 октября 2005 г. был перезахоронен в некрополе Донского монастыря.

Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Митрополит Варсонофий пожелал строителям стадиона в Саранске не наступать на грабли своих коллег из Санкт-Петербурга
Владыка обратил внимание, что строительство стадиона в городе на Неве затянулось из-за некачественных работ, и в итоге пришлось усиленно молиться, чтобы завершить эту стройку...

Святодуховский собор или памятник Кирову?
На бывшей Соборной площади столицы Карелии, носящей сейчас имя Кирова, обнаружены фрагменты уничтоженного большевиками кафедрального собора Святого Духа...

В Якутске молятся о спасении шахтёров затопленной шахты «Мир»
Якутская епархия оказывает духовную поддержку родственникам восьми заблокированных под землёй горняков...

Александр Ткачёв: Россия закроет рынок собственными овощами через 3−5 лет
Уже осенью этого года россияне могут увидеть падение цен на отечественные овощи, заявил министр...

Украинские власти не хотят вкладывать деньги в свою ГТС
В «Укртрансгазе» допустили возможность технической неготовности украинской ГТС к прокачке газа...

Король Иордании Абдалла II прибыл в Палестину
Своей поездкой он хочет поддержать Махмуда Аббаса в его противостоянии с евреями в связи с кризисом вокруг Храмовой горы...

Этот день в Русской истории
Сегодня в день памяти преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского мы вспоминаем русского поэта А.А.Блока и генерала А.И.Деникина...

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика