В Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Члены Синода имели суждение о дальнейшем устроении церковной жизни в Запорожской области и приняли целый ряд важных кадровых решений
15 мая 2025 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
В этот день исполнился 81 год со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (†15.V.1944). По окончании заседания в домовом храме Всех святых, в Церкви Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по приснопоминаемому Предстоятелю. Перед началом панихиды Святейший Патриарх Кирилл произнес слово.
Члены Синода заслушали доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите Святейшего Патриарха Сербского Порфирия в пределы Русской Православной Церкви. Синод отметил важность состоявшегося визита Святейшего Патриарха Сербского Порфирия для укрепления связей между двумя Церквами.
Члены Священного Синода имели суждение о дальнейшем устроении церковной жизни в Запорожской области.
По итогам обсуждения Синод постановил епископу Златоустовскому и Саткинскому Петру быть Преосвященным Бердянским и Приморским, освободив его от управления Златоустовской епархией. Временное управление Златоустовской епархией поручено главе Челябинской митрополии. В свою очередь епископу Бердянскому и Приморскому Петру члены Синода постановили временно управлять приходами и обителями Запорожской епархии на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области.
Члены Синода заслушали прошение епископа Великолукского и Невельского Сергия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия и постановили это прошение удовлетворить. Синод выразил благодарность епископу Сергию за многолетнее управление Великолукской епархией и определил для него местом пребывания на покое Успенский Псково-Печерский мужской монастырь с получением содержания от Великолукского епархиального управления. Временное управление Великолукской епархией возложено на главу Псковской митрополии.
Члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантных кафедр Грозненской и Козельской епархий. По итогам обсуждения Синод постановил избрать клирика Грозненской епархии иеромонаха Амвросия (Марченко) Преосвященным Грозненским и Сунженским, а викария Калужской епархии епископа Тарусского Макария Преосвященным Козельским и Людиновским.
Кроме того, члены Синода имели суждение о положении дел в Губкинской епархии Белгородской митрополии, Покровской епархии Саратовской митрополии и в Славгородской епархии Алтайской митрополии. По итогам обсуждения Синод освободил епископа Губкинского и Грайворонского Софрония от управления Губкинской епархией и почислил его на покой. Аналогичные решения были приняты в отношении епископа Покровского и Новоузенского Фомы и епископа Славгородского и Каменского Антония.
Местом пребывания епископу Софронию Синод определил Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь п. Санаксарь Темниковского района Мордовии под надзором епископа Краснослободского и Темниковского Климента. В свою очередь Преосвященным Губкинским и Грайворонским Синод избрал клирика Одинцовской епархии игумена Авеля (Пивоварова).
Местом пребывания епископу Фоме определён Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь Тобольского района Тюменской области под архипастырским наблюдением митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия. Преосвященным Покровским и Новоузенским Синод постановил быть епископу Бердянскому и Приморскому Феодору, освободив его от управления Бердянской епархией и выразив благодарность за понесенные по ее устроению труды.
Местом пребывания епископу Антонию Синод определил Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь с. Тарасково Свердловской области под архипастырским наблюдением епископа Нижнетагильского и Невьянского Феодосия. Преосвященным Славгородским и Каменским Синод избрал клирика Вологодской епархии игумена Иоасафа (Вишнякова).
Члены Синода также заслушали прошение епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. По итогам обсуждения Синод благословил епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю продолжить управление Балашихинской епархией.
Синод также заслушал рапорт митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о поступившем прошении архиепископа Кагульского и Комратского Анатолия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия и благословили архиепископу Кагульскому и Комратскому Анатолию продолжить управление Кагульской епархией.
Священный Синод имел суждение о деятельности Синодального миссионерского отдела и постановил утвердить архиепископа Зеленоградского Савву в должности председателя Синодального миссионерского отдела.
Также члены Синода заслушали сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и постановили назначить на должность клирика Коломенской епархии наместника игумена Иоанна (Железова), освободив его от занимаемой должности настоятеля Бобренёва мужского монастыря г. Коломны Московской области.
Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов, а также дополнил и утвердил поименные списки ряда местных соборов святых.
Кроме того, Синод рассмотрел рапорт митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об открытии в Казанской духовной семинарии аспирантуры. По итогам обсуждения члены Синода постановили открыть в Казанской духовной семинарии аспирантуру.
Члены Синода также заслушали рапорт митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова и постановили открыть в Екатеринбургской духовной семинарии магистерскую программу по профилю «Подготовка военного духовенства и взаимодействие с Вооруженными силами».
Русская линия
Иерусалимский Патриарх Феофил: «Мы готовы предложить нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь»
Глава Иерусалимского Патриархата вновь обратил внимание на недопустимость дискриминации Эстонской Православной Христианской Церкви властями Эстонии
10 апреля 2025 года Священный Синод Русской Православной Церкви выступил с заявлением в связи с принятым накануне парламентом Эстонии законом, подвергающим дискриминации множество верующих граждан этой страны и лишающим их свободы вероисповедания, а также попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направить соответствующие обращения Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам инославных Церквей и межхристианских сообществ, руководителям и представителям международных организаций.
В ответном письме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III выразил обеспокоенность в связи с принятыми в Эстонии поправками к закону о церквах и приходах, целью которых является фактический запрет Эстонской Православной Христианской Церкви — самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Мы внимательно следим за событиями в Эстонии. Мы в Иерусалиме остро осознаем, что представляют собой нарушения свободы вероисповедания», — говорится в письме Блаженнейшего Патриарха Феофила.
Принятие эстонским парламентом дискриминационного закона «подчеркивает насущную необходимость единства между нами, собратьями-Патриархами», свидетельствует Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви: «Мы верим в то, что диалог является единственным путем к достижению реального мира и восстановлению единства между сестринскими Православными Церквами».
«Мы готовы предложить всем нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь, какая в наших силах», — подчеркивает Патриарх Феофил.
«Молимся о том, чтобы однажды в скором будущем наша святая Православная Церковь пребывала в полноте единства», — завершает свое послание Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви.
Русская линия
В противовес заявлениям Иерусалимского Патриархата в защиту Эстонской Православной Христианской Церкви
Архиепископ Афинский Иероним принял в Афинах главу ЭАПЦ митрополита Стефана, одобрившего запрет ЭПХЦ
Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский Иероним, ранее в угоду Фанару признавший украинских раскольников, продолжает идти по пути полной и безоговорочной поддержки Константинопольского Патриархата в противостоянии с Русской Православной Церкви на её канонической территории.
Речь, в частности, идёт об Эстонии, где власти по надуманному политическому поводу решили запретить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата, вынужденную из-за притеснений даже сменить своё самоназвание на Эстонскую Православную Христианскую Церковь.
В защиту гонимых верующих Эстонии на днях выступил Иерусалимский Патриарх Феофил, который тепло приветствовал на Святой Земле митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения и призвал эстонские власти отказаться от своих планов по запрету ЭПХЦ.
Активная позиция старейшего православного Патриархата посеяла тревогу среди профанарского епископата. И вот Архиепископ Афинский Иероним уже приветствует в Афинах одного из сторонников притеснений ЭПХЦ — главу Эстонской апостольской православной церкви митрополита Стефана, о чём сообщает греческий портал «OrthodoxTimes».
«Утром архиепископ приветствовал митрополита Таллиннского и всея Эстонии Стефана, предстоятеля автономной Эстонской апостольской православной церкви в составе Вселенского патриархата. Два иерарха обсудили вопросы, представляющие церковный интерес, и поделились своими взглядами на пастырские и богословские проблемы в своих Церквях», — говорится в сообщении.
Таким образом, Элладская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля фактически выступила в поддержку дискриминационной политики эстонских властей.
Русская линия
Папа Римский Лев не намерен в ближайшее время посещать Украину
Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин заявил, что визит в Киев в настоящее время не рассматривается. Папа, скорее всего, поедет в Турцию
Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в кулуарах конференции «К теологии надежды для Украины и из Украины», которая прошла в Папском Григорианском университете и была организована под патронажем украинских униатов, дал понять, что в Ватикане внимательно следят за ситуацией вокруг мирных переговоров России и Украины в Стамбуле, но в настоящее время не намерены обсуждать вопрос о возможном визите папы Римского Льва в Киев, сообщает портал «VaticanNews».
«Мы всегда надеемся, что есть возможности для мира», — сказал кардинал различным СМИ. «Мы рады, что наконец-то появилась возможность прямой встречи. Мы надеемся, что существующие проблемы могут быть решены там и что может начаться подлинный мирный процесс». По словам госсекретаря, «преждевременно» предсказывать, что произойдет, но есть надежда, что встреча в Стамбуле станет «серьезной отправной точкой» для прекращения войны.
Что же касается приглашения папы Римского посетить Украину, которое последовало со стороны Владимира Зеленского, то такой визит преждевременен, считает кардинал. «Нет, это преждевременно, было приглашение от президента Зеленского, теперь папа Римский будет решать, что делать, но как я могу сказать «да» или «нет»? Я не думаю, что даже он на данном этапе скажет «да» или «нет», — сказал госсекретарь Ватикана.
При этом кардинал дал понять, что уж куда папа Лев поедет в ближайшее время, так это Турция. «Я думаю о Никее. Это важный момент для Католической церкви и для экуменизма. Было определённо запланировано, что папа Франциск поедет. Я думаю, Папа Лев пойдет по тому же пути», — заявил кардинал Пьетро Паролин.
Русская линия
Патриарх Сербский Порфирий: «Я уверен, что кризис, в котором в данный момент находится Православная Церковь, в конечном итоге будет причиной для торжества единства»
Причиной нынешнего раскола мирового Православия Его Святейшество назвал попытки части православного священноначалия использовать человеческую логику вместо логики Христовой
Сербский Патриарх Порфирий убеждён в том, что тот кризис, который сейчас переживает мировое Православие, станет основой для будущего единства. Первоиерарх Сербской Православной Церкви считает, что дух разделения, царящий сейчас в Православии, противоречит логике Евангелия, поэтому Господь позаботится о том, чтобы исправить эту ситуацию. Об этом он рассказал в интервью Bogoslov.Ru, сообщает портал Raskolam.net.
«Я уверен, что кризис, в котором в данный момент находится Православная Церковь, в конечном итоге будет причиной для торжества единства, любви, взаимопонимания и утверждения Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с проблемами, с вызовами, да и с недоразумениями, если мы хотим использовать человеческую логику, или если она важнее и преобладает по отношению к логике Христовой, логике Божией, мы будем идти в тупики и в безвыходные ситуации. Все недоразумения я вижу как искушения, а искушения вижу как вызовы, кризисы вижу как шансы. И сегодня, когда у нас есть некоторые недоразумения или кризисы внутри нашей Православной Церкви, я вижу их как шансы и призыв каждому из нас перед Христом проверить себя и свое сердце», — отметил сербский Патриарх.
Ранее Патриарх Порфирий также заявлял о том, что преследование Украинской Православной Церкви — временное явление, которое рано или поздно прекратится. Первоиерарх отметил, что в любых противостояниях Православия и враждебных сил, побеждала всегда именно Церковь.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Патриарха Сергия (Страгородского), педагога С.А.Рачинского и расстрелянных большевиками членов Киевского клуба русских националистов
Сегодня день памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), скончавшегося в 1944 г. Святейший Патриарх Сергий (в миру — Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье священника, где получил глубокое религиозное воспитание.
В августе 1880 г. поступил в Нижегородскую духовную семинарию, а после ее окончания на историческое отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергия в честь святого преподобного Сергия Валаамского, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1890−93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио преподавал в СПбДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении», которая сразу же выдвинула его в первый ряд русских богословов. В 1899 архимандрит Сергий стал инспектором, а через год ректором СПбДА.
25 февраля 1901 г. он хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершили митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.
В 1905 был назначен архиепископом Финляндским и Выборгским (с 1911 — член Св. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру.
Принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. С 1927 митрополит Сергий как Заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и советским правительством. В период 1934−43 гг. возглавлял Русскую Церковь как Патриарший Местоблюститель. Во время Второй мировой войны вдохновлял патриотическую деятельность своей паствы. 8 сентября 1943 г. на Соборе епископов был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского педагога и мыслителя, «подвижника трезвости» Сергея Александровича Рачинского, скончавшегося в 1902 г.
Он родился 2 мая 1833 г. в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. По окончании Московского университета Рачинский некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 г. уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности.
В 1858 г. Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию «О движении высших растений» и получил кафедру физиологии растений в Московском университете. В 1866 г., тридцати трех лет от роду, Рачинский защитил докторскую диссертацию и сделался ординарным профессором Московского университета. Однако уже через два года из-за конфликта в университете Рачинский вышел в отставку.
На протяжении своей деятельности Рачинский построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. Он составил проект всеобщего народного образования, принятый за основу школьного строительства в Смоленской губернии. Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге «Сельская школа», по выходе которой в 1891 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русской словесности. Материалы, рассказывающие о достижениях этих школ, были представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.) и Всемирной парижской выставке (1900 г.). По их образцу были созданы многие школы в России и две школы-интерната в Англии.
Сегодня также день памяти русских патриотов — членов Киевского Клуба русских националистов (ККРН). 15 мая 1919 г. — день массового расстрела членов Клуба. После захвата Матери городов русских большевиками в январе 1919 г. в руки чекистов попал список членов ККРН с подробными адресами. Большинство монархистов сознательно не принимало участия в Белом движении, поскольку руководящие посты у белых занимали многие из тех, кто предал Государя в 1917 г., а идея Самодержавия не была начертана на белых знаменах. Не выступая активно против советской власти, многие монархисты наивно полагали, что власть не станет их преследовать. Однако киевские чекисты, среди которых было много евреев, мстили им за их монархические и национальные убеждения и свои прежние страхи. Всего было расстреляно 68 членов Клуба, в основном это был цвет киевской интеллигенции.
15 мая были расстреляны: член-учредитель и почетный член Клуба, выдающийся филолог-славист профессор Тимофей Дмитриевич Флоринский (род. 28.10.1854); товарищ председателя Клуба юрист Виктор Вячеславович Страхов (род. 29.10.1858); секретарь Клуба ученый-лесовод Александр Федорович Никифоров (род. 1882); финансист Александр Львович Цытович (род. 1845); педагог Иван Павлович Матченко (род. 1850); купец Василий Владимирович Коноплин (род. 1859); инженер-путеец Николай Филиппович Купчинский (род. 27.05.1849); торговец Константин Федорович Станков (род. 1865); письмоводитель Федор Григорьевич Садовский (род. 1866); делопроизводитель Адольф Матвеевич Бедункевич (род. 1858); конторщик Тимофей Августович Брояковский (род. 1859). 22 мая были расстреляны товарищ прокурора Киевского окружного суда Петр Михайлович Можаловский (род. 1871); действительный статский советник врач Сергей Никифорович Щеголев (род. 1863); гласный городской думы Иван Александрович Башин (род. 1857); чиновник, казначей Клуба Николай Васильевич Мальшин (род. 29.05.1850); педагог, филолог Николай Степанович Бех (род. 27.08.1878); педагог Владимир Федорович Иванов (род. 1860); торговец Георгий Ксенофонтович Бубнов (род. 1867), мещанин Григорий Георгиевич Молодовский (род. 1870); мещанин Викентий Романович Рыжковский (род. 1872). 26 мая был расстрелян агроном Дмитрий Петрович Андреев (род. 7.04.1863). В мае (точная дата неизвестна) были расстреляны товарищ председателя Клуба, видный ученый-геолог профессор Петр Яковлевич Армашевский (род. 1851); купец Андрей Петрович Слинко (род. 28.09.1845); бухгалтер Александр Павлович Бобырь (род. 1855). 9 июля были расстреляны купцы Павел Алексеевич Гомоляка (род. 1853) и Александр Николаевич Логанцев (род. 1864). 27 июля расстреляны один из основателей и секретарь Клуба русских националистов Евгений Александрович Дворжицкий (род. 25.07.1868) и основатель Киевского Союза Русских Рабочих рабочий-литограф Клеоник Игнатьевич Цитович (род. 1870-е). В тот же период были расстреляны чекистами Звенигородский предводитель дворянства Иван Федорович Моссаковский (род. 1860); судья Николай Николаевич Раш (род. 1846); присяжные поверенные Михаил Петрович Минников (род. 1876) и Георгий Игнатьевич Приступа (1856). К сожалению, имена не всех киевских мучеников установлены.
Русская линия