Духовенство Московской митрополии призвало власти Подмосковья принять закон о защите беременных женщин и нерождённых младенцев
Собрание московских священников во главе со Святейшим Патриархом Кириллом также единодушно заявило о необходимости установить 11 октября День многодетной семьи
11 февраля 2025 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося главой Московской митрополии, состоялось общее собрание духовенства Московской митрополии, сообщает Патриархия.Ru.
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал собравшихся. Заместителем председателя собрания был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, секретарем — архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Святейший Патриарх Кирилл пригласил митрополита Павла и архиепископа Аксия занять места в президиуме собрания. Далее Святейший Владыка огласил повестку дня.
Для подготовки итогового документа был утвержден состав редакционной комиссии, в которую вошли архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий (председатель редакционной комиссии), епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, протоиерей Дионисий Казанцев, протоиерей Петр Иванов, иерей Василий Лосев, чтец Александр Гришин.
В состав мандатной комиссии вошли епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл в качестве председателя, протоиерей Дионисий Казанцев и чтец Павел Григорьев.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с основным докладом.
Затем Святейший Владыка ответил на вопрос, поступивший от духовенства, о строительстве храмов в Подмосковье. «Вы знаете, что в Москве осуществляется программа строительства храмов. Эта программа реализуется на церковные средства, и главным инвестором является Патриарх Московский и всея Руси, — отметил Предстоятель. — Чтобы то же самое происходило в Подмосковье, необходимо, чтобы об этом задумались и владыка митрополит, и правящие архиереи. Ведь в первую очередь все зависит от того, насколько идет работа с людьми, насколько люди готовы жертвовать на строительство. Подмосковье, особенно ближнее, не должно отставать в этом отношении от города Москвы — в конце концов, это одна агломерация. Поэтому попросил бы владыку Павла разобраться в этом вопросе, уяснить, где нужны храмы, сколько храмов необходимо построить, какая сумма необходима. Выстроить приоритеты — где в первую очередь следует возводить храмы, а где можно подождать. Другими словами, проделать ту же работу, которую мы проделали в свое время в Москве: был намечен план, выстроены приоритеты, а потом стали собирать деньги».
Далее с докладом выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, который представил обзор деятельности Московской митрополии — межъепархиальных и епархиальных отделов — за прошедший год.
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Павла за выступление: «Очень положительное впечатление осталось после заслушивания Вашего доклада. Если говорить в целом о Московской митрополии, то ведь это как Поместная Церковь — по количеству храмов и монастырей, по количеству духовенства, по количеству верующего народа. И я хотел бы особенно отметить, что все направления церковной жизни, которые мы сейчас считаем приоритетными, о которых часто говорим, динамично развиваются в Подмосковье. Поэтому благодарю вас — архипастырей, пастырей, всех наших священнослужителей и активных мирян — за ту совокупную соборную работу, которая осуществляется в Подмосковье. Это самая большая митрополия в Московском Патриархате, и я благодарю Бога и всех вас за то, что так интенсивно и системно развиваются все стороны церковной жизни. Дай Бог, чтобы все это продолжалось, и чтобы не снижался уровень заинтересованности, активности в деятельности архипастырей и пастырей Московской митрополии».
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл сообщил, что по результатам подсчетов мандатной комиссии в зале находились 1187 человек, это большая часть духовенства Московской митрополии. Небольшая часть осталась дежурить в главных храмах митрополии.
С докладом выступил председатель Межъепархиального отдела по работе с молодежью иерей Димитрий Нестеров.
Далее был представлен доклад межъепархиального ответственного по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Андрея Коробкова. В завершение своего доклада отец Андрей обратился к Его Святейшеству с просьбой поддержать инициативу по установлению праздника Дня многодетных семей с принятием единой даты празднования в Московской области 11 октября — в день памяти святых супругов преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также инициативу принятия регионального закона Московской области «О защите беременных женщин и защите жизни до рождения».
Святейший Патриарх Кирилл ответил на записки с вопросами, поданные участниками собрания в президиум, а также на вопросы из зала.
Секретарь собрания архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий огласил проект итогового документа. После обсуждения документ был принят.
Собрание под председательством Святейшего Патриарха Кирилла единодушно поддержало инициативу регионального отделения Всемирного русского народного собора в Московской области о принятии Подмосковного регионального закона о защите беременных женщин и сохранении жизни до рождения, а также инициативу об установлении дня многодетной семьи 11 октября, когда празднуется память преподобных Кирилла и Марии Радонежских.
Митрополит Павел от лица всех участников собрания сердечно поблагодарил Святейшего Владыку.
В дар духовенству Московской митрополии Святейший Патриарх Кирилл передал календарь на 2025 год «День смыслом наполняя. Православный церковный календарь с душеполезными чтениями на каждый день» и свою книгу «Жизнь по вере».
Русская линия
Украинские спецслужбы обвинили Украинскую Православную Церковь, ни много ни мало, в терактах
Абсурдность данных обвинений всем очевидна, однако режим Зеленского не собирается останавливаться в своей богоборческой политике
Глава «Центра противодействия дезинформации» при СНБО Украины Андрей Коваленко обвинил Украинскую Православную Церковь ни много ни мало в террористических актах в отношении украинских военкоматов. Коваленко лживо утверждает, что Россия якобы финансирует такие «акции» через приходы УПЦ, а к исполнению причастны члены «силовых подразделений» УПЦ, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на издание РБК-Украина.
«Московский Патриархат долгое время создавал сети, в частности среди людей, которые работали в силовых подразделениях МП. Там было большое количество фактически боевиков, это были организации охраны, но на самом деле большая часть работала в Крыму и участвовала в оккупации Крыма. Эти люди сейчас могут производить взрывчатку, но СБУ, думаю, сработает профессионально, и это всё будет ликвидировано», — заявил Коваленко.
Ранее глава Государственной службы финансового мониторинга Украины Филипп Пронин во время заседания СНБО обвинил Украинскую Православную Церковь в том, что на протяжении длительного времени епархии УПЦ финансировались на деньги из России. Пронин утверждает, что финансирование происходило через фонды, к которым причастен экс-депутат Вадим Новинский.
Все подобные заявления направлены на то, чтобы обелить гонения режима Зеленского на верующих Украинской Православной Церкви. При этом никаких реальных оснований данные обвинения под собой не имеют. Однако, ждать от украинских спецслужб в данном вопросе какой-то объективности бессмысленно — они идут по пути своих советских предшественников из КГБ, лишь сменив большевицкую идеологию на бандеровскую.
Русская линия
Протопресвитер Анастасиос Гоцопулос: Пора признать, что проект «украинской автокефалии» полностью провалился
Греческий богослов указал, что Патриарх Варфоломей оказался обманут Порошенко — украинский народ в массе своей остаётся верен УПЦ и не собирается переходить в «ПЦУ»
Элладский богослов и священник Анастасиос Гоцопулос в опубликованной на греческом сайте СПЖ статье «„Украинская автокефалия“ провалилась» заявил, что украинский народ не принял ПЦУ и закон о запрете УПЦ это фактически подтверждает, сообщает СПЖ.
«Неспособность автокефальной церковной структуры поглотить каноническую Церковь привела к принятию Закона 8371/20.8.2024, которым каноническая Украинская Церковь большинства православного украинского народа объявляется вне закона. Вот какая ярость против канонической Церкви! Они думали, что народ Божий примет их новшества и войдет в новую структуру. Потерпели неудачу! Начали жестокие гонения против верующих. И снова потерпели неудачу! Теперь объявляют вне закона Церковь Христову. И снова потерпят неудачу!» — написал богослов.
Он подчеркнул, что с 2018 года сторонники «ПЦУ» объясняли нежелание людей идти в думенковскую структуру влиянием России. Но война перечеркнула их аргументы. «Наоборот, когда наблюдается сильная борьба против всего русского, переходы, несмотря на насилие и преследования, минимальны и постоянно уменьшаются (в 2022 — 496, в 2023 — 471, в 2024 — 232)», — подчеркнул греческий священник.
Он считает очевидным факт, что «проект „украинской автокефалии“ не был принят верующим народом, то есть потерпел неудачу, потому что несмотря на такое давление и преследования миллионы православных украинцев остались верны Церкви своих предков и не захотели войти в новую автокефальную структуру Епифания Думенко».
Также он заявил, что Порошенко, а также все политики и церковные деятели, которые уверяли Патриарха Варфоломея, что «все верующие побегут с радостью в новую Церковь», его обманули.
Протопресвитер Анастасиос Гоцопулос также считает неправильным, что на защиту УПЦ выступила Англиканская церковь, в то время как руководство многих Поместных Церквей молчит.
По его словам, статистика ГЭСС, что в «ПЦУ» перешло только 12% приходов (сама по себе очень завышенная) «подтверждает без всякого сомнения, что требование автокефалии исходило не от народа Божьего на Украине (духовенства, монахов и верующих), а от других центров, которые служили другим целям».
«Призываем и просим церковное руководство Православных Церквей отложить соображения этнофилетизма, подняться над ситуацией и всеми средствами поддержать гонимую каноническую Церковь Украины и миллионы её верующих. Невозможно, чтобы Англиканская церковь поднимала голос протеста, а православные лидеры молчали», — заявил богослов.
Русская линия
Митрополитом Видинским избран викарий Болгарского Патриарха Даниила
Епископ Браницкий Пахомий возглавит кафедру, которую ранее занимал нынешний Предстоятель Болгарской Православной Церкви
9 февраля 2025 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви единогласно избрал первого викария Софийской митрополии и Болгарского Патриарха Даниила епископа Браницкого Пахомия новым митрополитом Видинским, сообщает греческий портал «OrthodoxTimes».
Перед избранием болгарские архиереи помолились за Божественной литургией, по окончании которой Патриарх Болгарский Даниил призвал членов Синода «с чистой и доброй епископской совестью исполнить архипастырский долг».
Иерархи отдали свои голоса в Синодальной часовне. После подсчёта голосов Патриарх Даниил официально провозгласил епископа Браницкого Пахомия канонически избранным митрополитом Видинским. За этим заявлением последовало традиционное пение «Аксиос!».
Впоследствии в зале заседаний Священного Синода Патриарх обратился к новоизбранному митрополиту со словами:
«Мужайтесь, Ваше Преосвященство! С усердием и преданностью выполняйте дело, к которому вас призвал Бог, и Он всегда будет поддерживать и укреплять вас Своей божественной благодатью — на благо и процветание вверенной вам епархии и всей нашей Святой Православной Церкви!»
Затем новоизбранный митрополит Пахомий выступил с ответным словом, выразив глубокую благодарность Патриарху Даниилу и Священному Синоду за оказанное ему доверие. Он заявил о своей готовности ревностно служить в границах Видинской епархии, пообещав не жалеть сил в своих трудах ради спасения душ.
Владыка Пахомий не так давно был назначен викарием Болгарского Патриарха, что означает, что Предстоятель ему доверяет. Его нынешнее избрание на Видинскую кафедру, которую ранее также занимал нынешний Святейший, знаменует собой укрепление позиций Патриарха Даниила.
Русская линия
Убит и оболган
Сегодня день памяти донского атамана А.М. Каледина
Генерал Алексей Максимович Каледин родился в 1861 году, в семье военного. Образование получил в Воронежской военной гимназии, Михайловском артиллерийском училище и Академии Генерального штаба. К 1907 году Каледин дослужился до звания генерал-майора, был помощником начальника штаба Войска Донского, позднее командовал дивизией.
Во время Великой войны он получил боевое крещение 9 августа 1914 года под Тарнополем, показав храбрость и хладнокровие. В феврале 1915 года Алексей Максимович был тяжело ранен, но уже в августе вернулся в строй и командовал 12-м армейским корпусом. В 1916 году он был произведен генералы от кавалерии. С апреля 1916 по май 1917 года Каледин командовал 8-й армией, сыгравшей решающую роль в знаменитом Брусиловском прорыве. Он никогда не посылал войска в бой, а сам водил их в атаку на врага, при этом не раз отличался в боях. Был награжден Георгиевским оружием и орденами Георгия 4-й и 3-й степени.
В мае 1917 года Каледин был отстранен Временным правительством от командования армией за невыполнение распоряжений о демократизации в войсках. Уехав на Дон, в июне 1917 года он был выбран Войсковым кругом войсковым атаманом.
В августе на Московском государственном совещании Каледин выступил с требованием продолжения войны до победы, для чего, по его мнению, армия должна была стать вне политики, а права всех Советов должны быть упразднены. В сентябре Алексей Максимович выступил с поддержкой выступления Л.Г. Корнилова.
После Октябрьского переворота Каледин объявил, что до восстановления законной власти Войсковое правительство берет на себя всю власть на Дону. Под его покровительством в донской столице началось формирование Добровольческой армии. Однако Белое движение в этот период не получило поддержки рядового казачества. Казаки-фронтовики под влиянием большевистской агитации образовали Военно-революционный комитет, объявивший Войсковое правительство низложенным.
Алексей Максимович понял, что Дон не поддержал его и возможности сопротивляться натиску большевиков нет, он переключился на помощь Добровольческой армии генерала Корнилова. Однако, враги сделали всё, чтобы его не стало. Даже могила Каледина в Новочеркасске в 1918 году была уничтожена.
В 2020 году Скобелевский комитет установил в Свято-Вознесенском войсковом соборе, где архиерейским чином отпевали убитого атамана, памятный киот его Небесному покровителю — Святителю Алексию Московскому. Здесь регулярно поминают Георгиевского кавалера. Вот и сегодня настоятель собора протоиерей Георгий Сморкалов отслужил по воину Алексию заупокойную службу.
Автор портрета — художник Дмитрий Трофимов
Русская линия
К 100-летию преставления Святейшего Патриарха Тихона
Санкт-Петербургская епархия опубликовала новые материалы, посвященные Святителю Тихону и священнослужителям, пострадавшим в годы лихолетья
К 100-летию преставления Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Санкт-Петербургская митрополия подготовила публикацию показаний участников Петроградского процесса, сообщает ИА Вода живая.
Весной 1922 года Святитель Тихон был привлечен к суду по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей, и с мая 1922-го по июнь 1923 года находился в изоляции. Это дало повод представителям созданного при участии советской власти обновленческого движения попытаться отстранить Предстоятеля от церковного управления, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление».
Предъявленное Патриарху Тихону обвинение стало причиной вопросов, поставленных представителями трибунала участникам Петроградского процесса. Выраженное подсудимыми согласие с позицией Его Святейшества стало для трибунала доказательством их виновности.
Публикация содержит фрагменты расшифровок протоколов допросов священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Читатели смогут ознакомиться с позицией владыки Вениамина по вопросу об изъятии церковных ценностей, его отношением к воззваниям Патриарха Тихона, к советской власти и деятелям обновленческого движения.
Страницы протокола допроса мученика Юрия Новицкого повествуют о его поездке в Москву к Патриарху Тихону. В показаниях архимандрита Сергия (Шеина) говорится о его участии в Поместном Соборе 1917−1918 годов. Вопросы, заданные мученику Иоанну Ковшарову, касаются посланий Патриарха Тихона и изъятия церковных ценностей.
Комиссия по канонизации продолжила расшифровку материалов следственного дела, содержащего протоколы допросов в ходе Петроградского процесса. Впервые публикуются протоколы допросов протоиерея Павла Кедринского (1863 — ?), настоятеля Владимирской церкви на Владимирской площади в Санкт-Петербурге, протоиерея Константина Ивановского (1866 — ?), настоятеля Скорбященской церкви на Стеклянном заводе и протоиерея Николая Никольского (1871 — ?), священника храмов Волковского кладбища.
Протоиерею Павлу Кедринскому задавались вопросы о посланиях митрополита Вениамина, зарождающегося обновленческого движения. Священника обвиняли в происходивших около его церкви волнениях. Протоиерея Николая Никольского спрашивали о волнениях у «Спаса-на-Сенной», происходивших при изъятии ценностей, о настроениях и действиях протестующих.
Особый интерес у следствия вызвал настоятель Скорбященской церкви протоиерей Константин Ивановский. Опытный просвещённый пастырь, состоявший в дореволюционные времена членом Училищного совета и Учебного комитета при Священном Синоде, был под постоянным подозрением. Хотя изъятие ценностей прошло спокойно, его обвинили в том, что возглавляемое им собрание прихода после публикации декрета об изъятии ценностей решило ничего не жертвовать: все равно изъятие будет насильственным. Представители обвинения добивались у отца Константина подтверждения того, что послания архиерея противоречат декрету, но обвиняемый ответил, что принципиального различия не видит.
Протоиереи Павел Кедринский и Константин Ивановский были приговорены к трем годам лишения свободы со строгой изоляцией, протоиерея Николая Никольского направили на принудительные работы на два месяца. На момент вынесения приговора отец Константин находился в тюремной больнице в тяжелом состоянии, однако в досрочном освобождении ему было отказано.
После освобождения все три священника продолжили служение в храмах Ленинграда и области. В 1935 году они были высланы, их дальнейшая судьба пока не известна. Однако труды протоиерея Константина Ивановского продолжают интересовать наших современников. В 2016 году была в третий раз издана его книга «Поучения в Законе Божием», написанная в годы преподавания в Свято-Владимирской школе при Новодевичьем монастыре.
С публикациями можно ознакомиться на виртуальной выставке «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года» в разделе «Документы и публикации» (для входа нужно кликнуть по изображению книги на столе). Материал, посвященный Патриарху Тихону, опубликован также на сайтах «Левашовская Голгофа» и Князь-Владимирского собора.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Царей Алексея Михайловича, Иоанна V Алексеевича, великого русского поэта А.С.Пушкина и генерала Алексея Каледина
В этот день, 29 января 1676 года, отошел ко Господу второй Царь династии Романовых Алексей Михайлович, родившийся 19 марта 1629 г.
12 июля 1645 г., когда ему было всего 16 лет, умер его отец — Царь Михаил Федорович, и он вступил на престол. Через месяц после смерти отца умерла мать, урожд. княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Коронован 28 сентября 1646 г. Был женат дважды: на княжне Марии Ильиничне Милославской и на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Дети от первого брака: Дмитрий, Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, Мария, Федор (царствовал в 1676—1682), Феодосия, Симеон, Иван (царствовал в 1682—1696), Евдокия; от второго брака — Петр (царствовал в 1682—1725), Наталья, Феодора.
Его царствование памятно многими значительными событиями. Была произведена кодификация законодательства (знаменитое Соборное уложение 1649 г.). В 1654 г. произошло воссоединение с государством Российским Украины, после чего Россия вынуждена была вести длительную войну с Польшей, завершившуюся возвращением Киева, Смоленска, Витебска, Минска, Гродно, Вильно и других русских городов. В 1656−58 гг. Россия воевала со Швецией. По инициативе Государя и Патриарха Никона была проведено исправление церковных книг, спровоцировавшее церковный раскол. Противоречия между Царем и Патриархом привели к жесткому противостоянию двух ветвей власти и низложению Патриарха Никона.
Алексей Михайлович получил прозвище Тишайшего, хотя за все время его царствования не было ни одного года спокойного от смут и войн. Помимо войн государство терзали Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670−71 гг., восстания в Новгороде и Пскове.
Сегодня мы также вспоминаем другого русского Государя — Иоанна V Алексеевича, скончавшегося в 1696 года. Он родился 27 августа 1666 года. В мае 1682 г. в результате стрелецкого бунта был провозглашен Царем вместе со сводным братом Петром Алексеевичем при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 25 июня 1682 г. — единственный случай в нашей истории, когда на царство были венчаны два Царя Иоанн V и Петр I Алексеевичи. До смерти Иоанн считался равноправным Царем и даже первым по чести, а все документы подписывались обоими Царями вместе, хотя Иоанн в делах управления не участвовал, но пребывал «в непрестанной молитве и твердом посте».
Был женат на Прасковьи Федоровне Салтыковой, от брака с которой имел дочерей Анну (Императрица в 1730—1740), Екатерину, внук которой вступил на Российский Престол в 1740 г. под именем Иоанна VI Антоновича, и Прасковью, не оставившую потомства.
29 января 1837 г. Россия потеряла великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, он умер от раны, полученной на дуэли с Дантесом. «Пушкин наше все!» — сказал Аполлон Григорьев, а Федор Тютчев пророчески написал: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».
Известно, что Господь даровал Пушкину христианскую кончину — перед смертью он причастился Святых Христовых тайн. Поэт очень переживал, что нарушил царский запрет на дуэли, и просил прощения у Императора Николая I. «Жду царского слова, чтобы умереть спокойно», — говорил он друзьям. Государь в записке, переданной В.А.Жуковским Пушкину, написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Пушкин сказал Жуковскому: «Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в сыне, что я желаю ему счастия в его России». Царь, как и обещал, взял на себя заботу о семействе Пушкина. Распоряжение Государя гласило: «1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т.».
В этот день вспоминаем и генерала кавалерии Каледина Алексея Максимовича (12 октября 1861 — 11 февраля 1918), он родился в станице Усть-Хоперской, хуторе Каледин; генерал от кавалерии, донской атаман. Военное образование получил в Воронежском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, из которого после производства в чин хорунжего вышел на службу в 3абайкальскую казачью батарею.
В 1889 году закончил курс Военной академии, служил в штабе Варшавского военного округа и в должности старшего адъютанта Донского войскового штаба; три года провел в Управлении резервной пехотной бригады, после чего в 1903 году назначен на пост начальника Новочеркасского юнкерского училища. С 1910 года командовал бригадой 11-й кавалерийской дивизии, на фронте Первой мировой войны выступил во главе 12-й кавалерийской дивизии.
Назначен командующим 8-й армией в 1916 году и произведен в чин генерала от кавалерии. 23 мая 1916 года его армия прорвала фронт под Луцком и оттеснила австрийцев далеко вглубь Галиции. За руководство боевыми операциями получил высокие награды — ордена св. Георгия 4 и 3-й степеней.
Когда началась революция 1917 года генерал, по мнению своего начальника Брусилова, «потерял сердце и не понял духа времени». Революция противоречила его политическим взглядам, нарушила все его жизненные планы. Он откомандировался в Военный Совет и вскоре уехал на юг. По настоянию казаков Каледин согласился принять пост Донского атамана.
Правительство Керенского объявило донского атамана изменником революционной родины. 29 января (11 февраля по новому стилю) атаман Каледин сложил свои полномочия и в тот же день трагически погиб.
Несмотря на то, что ходили слухи о том, что генерал якобы застрелился, его похоронили со всеми воинскими почестями в Новочеркасске. Гроб с телом атамана после его кончины стоял в войсковом соборе, а отпевание совершил местный епископ Гермоген. Все последующие годы в день кончины генерала в храмах Русской Церкви служились панихиды. Таким образом, Церковь признала гибель атамана жертвой во имя Отечества.
В русской Императорской армии графа Келлера называли «золотой шашкой империи», а атамана Каледина — «серебряной». Это лучшие кавалеристы, чьи души были полны благородства и отваги.
Русская линия