Митрополит Берлинский Марк: Думаю, нынешний раскол рискует стать серьёзнее раскола 1054 года
Никакого выхода из кризиса мирового Православия сегодня нет, поскольку решения Константинополя по Украине носят не случайный, а системный характер, считает архипастырь РПЦЗ
Один из наиболее активных и авторитетных архиереев Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Берлинский Марк призвал верующих и духовенство Русской Православной Церкви не надеяться, что Фанар изменит свою позицию по ситуации на Украине, поскольку решение Патриарха Варфоломея по признанию украинских раскольников выражают общий настрой фанарского епископата по отношению к Русской Церкви и носит не случайный, а системный характер, сообщает портал «Православная жизнь».
«Это однозначно системные действия. В РПЦЗ никогда не питали иллюзий на счёт Константинополя. Мы давно говорили, что их взгляды во многом неканоничны, но нас не слушали. А сегодня вся полнота Русской Православной Церкви признала, что небратские действия Константинополя сеют только вражду и вносят разделение», — заявил архипастырь, комментируя ситуацию в мировом Православии из-за признания Фанаром украинских раскольников.
По словам митрополита Марка, «многие годы негативные действия Фанара замалчивались, их выходки терпели». «Но сегодня уже нет смысла скрывать, что политика Константинополя — это политика разъединения. Они вносят смуту и раскол во Вселенское Православие. Сперва греки односторонне внесли правки в календарь в начале прошлого столетия. И с тех пор мы вместе с ними не отмечаем наши церковные праздники. Только несколько раз в году в Великий пост и на Пасху у нас пересекаются некоторые переходящие даты», — обратил внимание владыка Марк.
«Сегодня можно констатировать, что существует огромная разница и дистанция между точками зрения Константинопольского Патриархата и всех остальных Православных Поместных Церквей, которые никогда не признавали притязаний Фанара на его исключительность среди других Церквей. Соборная и Апостольская Церковь прошла через множество гонений, преследований и выстояла, потому что держалась традиционных православных диалогически соборных норм и канонов. Церковь Христова не должна служить инструментом в геополитических войнах. Ей следует во всех сложных и кризисных ситуациях вести открытый внутрицерковный диалог», — заявил владыка.
По мнению архипастыря, «признание новой псевдоцерковной структуры на Украине и выдача Патриархом Константинопольским томоса об её автономии — шаг, ведущий к страданиям и разногласиям, и эта ситуация создаёт проблему на долгие годы».
«Думаю, нынешний раскол рискует стать серьёзнее раскола 1054 года. Сейчас я не вижу какого-то конкретного выхода из этой ситуации, боюсь, исправить ничего нельзя, но всё, что от нас зависит по сохранению чистоты Православного учения, мы сделаем», — заключил митрополит Марк.
Русская линия
Колчаковские торжества прошли в двух российских столицах
В Москве и Санкт-Петербурге состоялись панихиды по Георгиевскому кавалеру адмиралу Александру Колчаку
В Москве, также как и в Санкт-Петербурге и Иркутске, 8 февраля 2020 года, в день 100-летия со дня кончины Верховного правителя России и Верховного главнокомандующего Русской армией, адмирала Александра Васильевича Колчака, состоялись мемориальные торжества в честь Георгиевского кавалера.
Сугубо молились об адмирале в столичном храме Покрова Божией Матери в Красном селе, где собрались представители Союза потомков галлиполийцев и других общественно-патриотических организаций. Заупокойное богослужение совершил клирик Покровского храма священник Михаил Асмус, сообщает РИА Новости.
«Александр Колчак умер, защищая идеалы старой России, в рамках которых Церковь не была отделена от государства и вера являлась основным идейным, нравственным стержнем для жизни народа — и естественно, что даже политический деятель, такой как Колчак, умирая за эти идеалы, остался в памяти верующих людей», — заявил после панихиды отец Михаил.
Заупокойное богослужение, по его словам, было совершено по просьбе потомков русской белой эмиграции, которые сейчас либо на временной, либо на постоянной основе проживают в России. Кроме того, священник напомнил, что в Доме русского зарубежья накануне открылась выставка, где представлен архив Колчака, выкупленный русскими меценатами за границей.
Тем временем, в этот же день в Санкт-Петербурге также сугубо молились о Георгиевском кавалере. В храме Святой Троицы «Кулич и Пасха», где утром 8 февраля состоялось торжественное освящение киота Небесного покровителя Колчака — св. блгв. кн. Александра Невского, вечером была отслужена по адмиралу очередная панихида, сообщает «Вода живая».
Её совершили председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель Свято-Троицкого храма иерей Георгий Голубев и духовенство благочиния.
За богослужением молились члены общественных объединений «Двуглавый орел», Митрофаньевский союз, Российский имперский союз-орден (РИС-О), «Белое дело», Общественный комитет по увековечению памяти генерала Скобелева.
«Представители общественности пришли сегодня в этот замечательный храм вспомнить о столетии со дня трагической гибели адмирала Александра Колчака. Сто лет назад это случилось, но ещё за сорок с небольшим лет до этого момента он был крещён в этом храме», — обратился к собравшимся протоиерей Александр Пелин.
Член общества «Двуглавый орел» Дмитрий Жаворонков рассказал о значении деятельности адмирала для России, а также о нём как христианине. Он развенчал мифы о том, что адмирал был британским разведчиком, и рассказал, какие книги о нём выпущены обществом «Двуглавый орёл».
Отец Александр рассказал, что утром после Божественной литургии в храме была освящена икона небесного покровителя Александра Колчака — святого благоверного князя Александра Невского. Образ подарен храму членами комитета по увековечению памяти генерала Скобелева и объединения «Белое дело». Надпись на киоте гласит: «Вечная память Верховному правителю России, Георгиевскому кавалеру адмиралу Александру Васильевичу Колчаку и всем христолюбивым воинам Белых армий, за Веру, честь и достоинство Отечества живот свой положивших».
Русская линия
Отошёл ко Господу Михаил Быков
Известный историк Императорской армии и белого движения, член Центрального совета Скобелевского комитета скончался на 60-м году жизни
8 февраля 2020 года на 60-м году жизни отошёл ко Господу известный историк Российской Императорской гвардии и белого движения, член Центрального совета Скобелевского комитета, постоянный автор «Русской линии» и множества книг и изданий Михаил Юрьевич Быков.
В последнее время у него были проблемы с сердцем. Не так давно Михаил Юрьевич потерял свою супругу и так и не смог оправиться после этой потери.
«Кончина Михаила Быкова — очень большая потеря для Скобелевского комитета. Это был настоящий русский историк и профессионал своего дела. Он очень многое сделал для того, чтобы развеять мифы советской историографии о белом движении, правдиво рассказывал о тех русских людях, которые до конца своих дней боролись за традиционную Россию. Мне посчастливилось вместе с Михаилом работать над очерком о генерале Алексее Каледине (для книги „Генералы Великой войны“). Он проявил себя как талантливый, честный и скурпулёзный человек. Михаил очень переживал, что генерал Каледин забыт своими потомками и, в первую очередь, донскими казаками. Ведь над местом его упокоения до сих пор нет даже креста. Эти его переживания выдавали его христианское мировоззрение и чистое смиренное сердце. Вечная память и Царство ему Небесное!», — заявил «Русской линии» вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев.
Отпевание Михаила Быкова состоится 12 февраля в 11.00 в храме Казанской иконы Божией Матери; Московская область г. Реутов.
М.Ю. Быков родился 3 октября 1960 года в Москве. Первоначально работал журналистом в различных светских изданиях («Московский комсомолец», «Спортивная Москва», «Московская правда», «Российская газета», «Известия», «Парламентская газета»). Прошёл путь от корреспондента до заместителя главного редактора «Российской газеты». Публиковался в десятках советских, российских и зарубежных СМИ, сообщает портал «Почта полевая».
В 1993—1994 годах — пресс-секретарь Федерации хоккея России, пресс-атташе национальной сборной России по хоккею. В 2000 году совместно с «Известиями» основал и возглавил НОУ «Школа журналистики Известия». С 2003 по 2012 годы — Шеф-редактор политологического журнала «Стратегия России», издаваемого фондом «Стратегия во имя России «. С 2007 года — Обозреватель журнала «Русский мир.ру» и информационного портала «Русский мир», издаваемых государственным фондом «Русский мир».
В 2010—2012 годах — автор и ведущий программы «Вот такая история» на радиостанции «ФИНАМ фм». С 2014 года — пресс-секретарь Геральдического совета при Президенте РФ.
Автор и продюсер 14-серийного телевизионного документального цикла «Гвардия», демонстрировавшегося в 2005—2012 годах на телеканалах НТВ, «Звезда», «Спас». Автор книг «ПРО», «От солдатика до генерала», «Мы солдаты от Бога», «Увидеть ещё раз», соавтор книги «Генералы Великой войны» и художественно-исторической постановки «Александр Суворов. Я шаг за шагом возвращаюсь» и телефильма «209-й Богородский пехотный полк». Исполнительный директор АНО «Общество ревнителей истории русской гвардии» (с 2016 года). Шеф-редактор серии очерков о русской гвардии «Код гвардий». С 2019 года член Центрального совета АНО «Скобелевский комитет».
Награждён государственными медалями СССР и РФ, благодарностями Министра внутренних дел РФ. Премии: «Лучший спортивный журналист Москвы», Союза журналистов РФ, Москомспорта «Журналистская братия». Почетный знак «За заслуги» Союза журналистов РФ.
Русская линия
Владимир Легойда: Вопрос упоминания Бога в Конституции — это вопрос оценки своих корней, готовности признать мировоззренческие истоки нашей цивилизации
Призыв Патриарха внести в преамбулу Конституции РФ упоминание Бога — это приглашение к началу дискуссии, заявил глава Синодального отдела
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера» заявил, что предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла упомянуть Имя Божие в Конституции Российской Федерации важно воспринимать как призыв к началу дискуссии, что подчеркивает предельно уважительное отношение ко всем гражданам России, сообщает Патриархия.Ru.
«Речь идёт о возможности внесения упоминания Бога в преамбулу Конституции, а не о статье в Конституции. Святейший Патриарх Кирилл предложил обсудить такую возможность», — подчеркнул представитель Церкви. Владимир Легойда также добавил, что такое упоминание не приведёт ни к какой дискриминации неверующих.
Глава Синодального отдела напомнил о положительном опыте внесения по инициативе Русской Православной Церкви изменений в преамбулу Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
«В своё время, по предложению Русской Православной Церкви, а именно тогда ещё митрополита Кирилла, в преамбуле закона о свободе совести появилось упоминание традиционных религий России — религий, „составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России“», — пояснил представитель Церкви.
«Мне кажется, вопрос упоминания Бога в преамбуле — это вопрос нашей оценки своих корней, готовности признать мировоззренческие истоки нашей цивилизации», — заключил Владимир Легойда.
Русская линия
Силовая тактика украинских раскольников терпит крах
Вместо отнятого у верующих УПЦ храма украинские верующие построили в Тернопольской области новый
Тактика украинских раскольников из состава «ПЦУ» по силовому захвату храмов канонической УПЦ терпит на Украине полный провал. Причём дело не только в том, что верующие многих храмов канонической Церкви решительно встали на защиту своих святынь, а ещё и в том, что даже если раскольникам удаётся захватить храм, уже вскоре рядом с ним появляется новый, а прежний просто пустует.
Так произошло в селе Онишковцы Шумского района Тернопольской области, где 8 февраля 2020 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий совершил освящение колоколов и накупольных крестов на новом храме, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
«Ровно год назад духовная семья храма Успения Божией Матери села в связи с противозаконными и дерзкими действиями представителей так называемой „ПЦУ“ была лишены своего родного храма. 9 февраля прошлого года двери храма были выломаны, а верные чада Христовой Церкви вынуждены были молиться на морозе, а впоследствии совершать богослужения в церковной избушке», — напомнили в УПЦ.
«Прошли испытания, и в них дар веры стал ещё сильнее, сердца разогрелись любовью ко Господу и ближнему. Эта любовь проявилась в терпении, покаянии, неозлоблености, и за это Господь даровал прихожанам особую радость. Всего через год засияли золотые кресты на новом храме, который является свидетельством правды Божией», — говорится в сообщении.
Отмечается, что митрополит Сергий лично установил кресты на храме, которые являются «свидетельством Торжества Православия в нелёгких условиях испытаний». В своём слове владыка выразил молитвенную поддержку настоятелю и жителям села, которые выстояли во времена прямых гонений и остались верны Христу.
В свою очередь настоятель храма протоиерей Олег от имени прихожан поблагодарил владыку за поддержку, молитвы, и выразил слова искренней благодарности всем прихожанам, благодаря упорному труду которых и продолжается строительство дома Божьего. Особую благодарность священник также высказал благотворителям, которые не остались равнодушными к благому делу.
В завершение праздника на приходе состоялось чаепитие.
Русская линия
Из США и практически сразу на Фанар
Патриарх Константинопольский Варфоломей пригласил вернувшегося на Кипр после лечения в США Архиепископа Кипрского Хризостома сослужить ему в Стамбуле
Архиепископ Кипрский Хризостом, перенесший операцию на печени в США, вернулся на родину, но уже вскоре может отправиться в Турцию, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Orthodox Times.
Ранее у 78-летнего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви был диагностирован рак печени. 27 января он вылетел на лечение в США и был госпитализирован в медицинском центре г. Шарлотт (шт. Северная Каролина). 31 января ему была сделана операция, а уже 2 февраля он смог присутствовать на Литургии в праздник Сретения Господня (по ново-юлианскому календарю) в местном греческом соборе.
На родину иерарх вернулся 6 февраля, а на следующее утро сотрудники Архиепископии, священнослужители, родственники и друзья владыки Хризостома собрались поприветствовать его в связи с благополучным исходом лечения и возвращением.
По словам архиепископа Хризостома, его оперировал «доктор мирового класса», который смог удалить все опухоли за одну операцию, вместо намеченных двух.
8 февраля владыка Хризостом дал интервью кипрскому телевидению, где рассказал о звонке, поступившем ему от Патриарха Константинопольского Варфоломея. Патриарх пожелал Архиепископу скорейшего выздоровления и пригласил в Стамбул сослужить Литургию в день Торжества Православия, которое отмечается в этом году 8 марта.
Таким образом, Патриарх Варфоломей пытается принудить Кипрского Архиепископа принять участие в богослужении, за которым в качестве Предстоятеля одной из Поместных Церквей будет поминаться глава украинских раскольников Епифаний Думенко.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императора Петра Великого и писателя Ф.М.Достоевского
Император Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 27 апреля 1682 г. после смерти Царя Феодора Иоанновича провозглашен Царем, но после стрелецкого бунта в мае вторым Царем стал его сводный брат Иоанн при регентстве сводной сестры Софьи. 25 июня 1682 г. оба брата были венчаны на царство. С 1689 г. начал править самостоятельно (Царь Иоанн оставался соправителем Петра до своей кончины в 1696 г.). 22 октября 1721 г. провозглашен Сенатом Императором Всероссийским и стал прозываться Великим.
Реформы Петра Великого оценивались в прошлом и оцениваются до сих пор неоднозначно. Безусловно приветствуются военные реформы Государя, особенно создание военно-морского флота (в 1696 г. перед походом на Азов Государь заложил на верфях в Воронеже первые русские корабли), которые позволили России решить важнейшую геополитическую задачу — выйти к Балтийскому морю. Столь же однозначное одобрение вызывают хозяйственные реформы великого преобразователя: создание мануфактур, металлургических и горных заводов, поощрение торговли путем меркантилистских мер. В целом положительную оценку вызывают и реформы государственного управления. Петр учредил Правительствующий Сенат (1711), высший орган власти «на случай отлучек Наших»; создал отраслевые органы управления — коллегии; разделил страну на 50 губерний (1719); учредил государственные институты контроля и политического сыска; основал новую столицу — Санкт-Петербург (1703). Государь внедрил уникальный документ — «Табель о рангах» (1722, просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до 1917 г.), который упорядочил вопросы государственной и военной службы. С именем первого Российского Императора связаны многие нововведения в области культуры и быта: учреждена Академия наук (1724); открыты многие учебные заведения; создана гражданская азбука; введены арабские цифры; учреждались типографии; появилась первая российская газета; регулярно начали проводиться переписи податного населения — ревизии; появилась традиция начинать год с 1-го января.
Особенной критике подвергались три реформы Петра: церковная, престолонаследия и бытовые новшества. После смерти в 1700 г. Патриарха Адриана Царь не назначил выборов нового предстоятеля Церкви, а в 1721 г. и вовсе учредил государственный орган управления Церковью — Святейший Синод, состоявший из архиереев, но руководимый мирянином (обер-прокурором) и подвластный монарху. В целом церковная политика вызывала протесты (и не только старообрядцев, считавших и вовсе Царя антихристом): закрытие монастырей, присвоение церковного имущества, глумление над церковными обрядами и обычаями. В 1722 г. Государь издал закон о престолонаследии, согласно которому самодержец сам мог назначить себе преемника. Этот закон внес смуту в важнейший вопрос преемственности государственной власти, спровоцировал череду государственных переворотов в XVIII столетии и был отменен Императором Павлом Петровичем в 1797 г. Народные протесты вызывали некоторые новшества Петра: бритье бород всем подданным, кроме крестьян и священства; требование к придворным одеваться на немецкий или французский манер; курение трубок.
Однако одно очевидно: сам Петр Великий был человеком верующим, о чем есть много свидетельств, и он любил Россию («а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога — была бы жива Россия»). Но верно и то, что начиная с его царствования «Великая Россия заслоняет Святую Русь», как выразился архимандрит Константин (Зайцев).
В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, от брака с которой родился сын Алексей, наследник престола. В 1718 г. его заставили отречься от права на престол, судили, обвинив в заговоре против Государя, признали виновным, он умер в заточении (или убит). В 1712 г. Петр объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения Марта Скавронская), с которой жил с 1703 г. В этом браке родилось 8 детей, но, кроме Анны и Елизаветы, все они умерли в младенчестве. В 1724 г. Царь короновал свою супругу как Императрицу. Государь скончался после сильной простуды, перед смертью он причастился, но не успел распорядиться о судьбе государства. На трон взошла его жена Екатерина I.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье врача московской Марьинской больницы для бедных, здесь прошли детские годы. В 1828 г. отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 г. приобрел поместье в Каширском уезде Тульской губернии. Мать умерла в 1837 г., отец убит крепостными крестьянами в 1839 г. В 1837 г. Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое в 1843 г., поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, в 1846−48 гг. опубликованы первые повести. В 1849 г. арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. В 1850−54 гг. отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме, затем зачислен рядовым в сибирский линейный полк в Семипалатинске. С 1859 г. жил в Твери, затем в Петербурге под негласным надзором полиции. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. Он возобновил литературную деятельность — романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома» (1861−62). Издавал совместно с братом журналы «Время» (1861−63) и «Эпоха» (1864−65), в которых пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В это время Достоевский открывает для себя Запад и проникается ненавистью к нему. С 1873 г. он начал выпускать «Дневник писателя» (выходил в 1876−77 гг. и в 1880−81 гг.) — уникальный журнал одного автора, в котором изложил свое философское и политическое кредо. В «Дневнике» Достоевский предстает как яркий и самобытный национальный мыслитель право-консервативного направления, идейный предшественник русских монархистов начала ХХ в. Многие его идеи до сих пор не потеряли актуальности.
Настоящее признание пришло к Достоевскому после публикации романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871−72) и «Подросток» (1875). В 1878 г. Император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. В последние годы жизни Достоевский создает свое самое главное произведение — роман «Братья Карамазовы» (1879−80). Настоящим триумфом писателя стала его знаменитая речь о Пушкине, которую он произнес за полгода до смерти 8 июня 1880 г. в Москве в публичном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника А.С.Пушкину. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Он умер в Петербурге, похороны его стали поистине национальным трауром.
Русская линия