Русская линия
<< Полная сводка новостей от 9 февраля 2020 >>

Новомученики

Говорят, блаженная Ксения, проведшая многие дни своей жизни на Смоленском кладбище, часто ходила среди могил, повторяя странную фразу: Клеймо с иконы *Собор новомучеников и исповедников Российских*. Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г.«Кровь! Сколько крови!» Теперь нам понятен смысл этих слов. России предстояло умыться кровью, напиться крови, захлебнуться кровью в ходе революционного эксперимента, проведённого с планетарным размахом. Обычно о чем-то страшном, что пришлось пережить, люди говорят: «Это не должно повториться». Всматриваться в трагедии тяжело, разбираться в причинах и следствиях страшно. Лучше вот так, в порыве секундного ужаса, отвернуться от темы, тряхнуть головой, словно отгоняя страшное сновидение, и сказать: «Это не должно повториться».

Должно или не должно, это не нам решать. Если у исторического явления есть глубокие причины и если причины эти не то что не устранены, но даже не осознаны, то явление просто обречено на повторение. Вернее, люди обречены на повторное переживание однажды разразившейся беды. Вывод простой: хочется или не хочется, нравится или не нравится, но всматриваться в собственные трагедии и анализировать их придётся.

Если в XVIII столетии святой человек предвидел потоки крови, имевшие пролиться в столетии XX-м, то дело ведь не только в прозорливости святого человека. Дело также и в тех исторических ошибках, которые, наслаиваясь и накапливаясь, готовы со временем слепиться в ком и, сорвавшись с горы, расплющить всё, что на пути попадётся. Мы не видим цельной картины мира. Наш взгляд выхватывает дробные его части, и сердце питается не ощущением целого, а осколками бытия. Поэтому в повседневности мы не способны ни на прозорливость, ни на глубокое предчувствие. Те же люди, которые вникали в глубинную суть процессов, почти в один голос предупреждали о грозовых тучах, собирающихся над Отечеством. Итак, урок номер один. История — не фатальный, заранее предсказанный процесс. Это живая ткань, образованная сцеплением свободно действующих воль. На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, — там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении.

Из всех виновных в революции, а как следствие — братоубийственной войне, репрессиях, гонении на Церковь, пока что названо только одно действующее лицо — интеллигенция. Она сама облегчила поиск виновных, поскольку слова осуждения прозвучали именно из уст её лучших, прозревших посреди несчастий представителей. Интеллигенции ставится в вину её безбытность, оторванность от народной жизни, филантропическая мечтательность. «Русскими быть перестали, западными людьми так и не сделались. Жар сердца истратили на влюбленность в чужую социальную мечту». Подобные «филиппики» в адрес профессуры, писателей и ученых можно продолжать и продолжать. Слова эти справедливы.

Революция стала плодом мысленного заблуждения, плодом уверования в ложь. А в любом народе функция переработки идей, различения добра и зла в области ума принадлежит не всем вообще, но представителям интеллигенции в первую очередь. Но справедливым будет заметить, что не на одной интеллигенции лежит тяжесть исторической ответственности.

Церковь Русская, то есть люди, её составлявшие и наполнявшие, так ли уж свободны от ответственности? Неужели мы вправду думаем, что дело всё в масонском заговоре, кознях германской контрразведки, пломбированном вагоне и прочем? Я лично так не думаю. Сама церковная жизнь наша в общих чертах несколько долгих столетий повторяла ошибки, свойственные интеллигенции. Вот слова человека, которого нельзя обвинить в нелюбви к Родине и в незнании её истории: «Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она оставалась в России чужестранкой. Она оставалась каким-то инославным включением в церковно-органическую ткань. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкла прислушиваться к биению церковного сердца. И у многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия вообще, заменяя его кто чем: Книгою правил, или Типиконом, или преданием старины, бытовым обрядом или лирикой души. Душа вовлекается в игру мнимостей и настроений» (Г.Флоровский. Пути русского богословия). Если уж церковное сознание отвлечено от трезвого пути отцов в сторону «мнимостей и игры настроений», то кто способен будет противостать мысленным соблазнам и разукрашенной лжи?!

Церковь боролась за истину и противостояла лжи, видела надвигающуюся беду и предупреждала верных чад. Но делалось это не в стройном порядке и не единым фронтом. Борцы были похожи, скорее, на одиноких защитников Брестской крепости, воевавших до конца, и умирали за истину. Иногда их встревоженный голос и их подчеркнутое одиночество были до неразличимости подобны близкому к отчаянию одиночеству ветхозаветных пророков. Те кричали во весь голос и приходили в ужас от того, что их не понимали. Было подобное и в нашей истории.

Ну, а потом пришла беда. Пришла вначале так, что всем казалось: стоит завтра проснуться, и всё будет по-старому. Но просыпались — а лучше не становилось. Становилось хуже, и уже боялись ложиться спать, а, уснувши, не хотели просыпаться.

Смерть стала привычной, голод стал обыденным, в человеке уже трудно было признать существо, сотворённое «по образу и подобию Бога». И полилась кровь. Мы далеки от мысли, что все убиенные и замученные святы. Голгофа убеждает нас в этом. Два злодея, одинаково наказанных за одинаковые злодеяния, висят по обеим сторонам от Безгрешного Иисуса. Оба рядом с Мессией, оба в муках заканчивают жизнь. Казалось бы, их загробная участь должна быть одинакова. Но вместо этого одному обещано в сей же день быть со Христом в раю, а другой вынужден разрешиться от тела и продолжить муку, теперь уже только душевную.

Само по себе страдание не спасает. И «если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2: 5). За Христа страдали не все. Кто-то страдал за свои грехи, кто-то платил за свои ошибки, многим пришлось платить за чужие ошибки и за чужие, столетиями накопившиеся грехи. Разобраться в этом хитросплетении судеб нам не дано — не под силу. Бог один знает всё. Мы же, не зная все о всех, знаем многие имена людей, действительно умерших за Господа: тех, кто перед расстрелом молился; кто терпеливо переносил ссылки и тюрьмы; кто не озлобился; кто и по смерти жив и совершает чудеса. Это великая княгиня Елисавета, до последнего вздоха перевязывавшая раны тем, кто вместе с ней был сброшен в шахту под Алапаевском. Это Киевский митрополит Владимир, благословивший убийц пред своим расстрелом. Это архиепископ Фаддей, утопленный палачами в выгребной яме. Это ещё многие сотни и тысячи священников, монашествующих и мирян, с чьими жизнеописаниями стоит знакомиться, ибо они — мученики Господни, и знакомиться долгие годы, ибо много их.

Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые ещё вчера верующие соседи — палачами и предателями.

В войне немалую роль играет фактор внезапности. Обескуражить противника, напасть неожиданно почти всегда означает смять его ряды, обратить его в бегство. В духовной войне законы те же. Лукавый долго готовился и внезапно напал. Но смял и обратил в бегство далеко не всех. Даже те, кто не верил в катастрофу, не был к ней приготовлен, быстро избавились от иллюзий, поправили фитили в светильниках и приготовились к смерти.


+ + +

«Вот ты попал в руки врага, — писал Сенека Луцилию, — и он приказал вести тебя на смерть. Но ведь и так идёшь ты к этой цели!»

Красивая мысль, с которой трудно спорить. К смерти нужно готовиться всю жизнь. Только вот есть у красивых мыслей свойство улетучиваться при приближении настоящей боли, реальной угрозы, подлинного страдания. Да и народ наш, прошедший через огненное испытание, вовсе не принадлежал к школе стоиков, равно как и к любой другой философской школе. У терпения и мужества нашего народа иные корни — евангельские. Отсюда же та неистребимость народной жизни, которая неизменно возрождалась после жестоких испытаний до сих пор и обещает надежду на полнокровное бытие в будущем. Именно память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить Русской Церкви особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности.

Мы представляем себе их лица на пожелтевших фотографиях, когда читаем в Писании о тех, что «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11: 35−37).


+ + +

В отношении новомучеников можно совершить две страшные ошибки. Первая именуется преступным забвением, при котором никто особо не помнит о трагическом прошлом и живёт так, словно ничего не случилось. Вторая ошибка более опасна, поскольку более похожа на истину. Назовём ее так: превозношение чужими заслугами. Это когда мы недрожащим голосом гордо заявляем, что, дескать, велика наша вера и Церковь наша велика (между строк подразумевается, что и сами мы велики), раз такие испытания пережили и перетерпели.

Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это всё могло произойти в православной стране?!

Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений.

И ещё один вопрос должен звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня всё ли правильно делаем? Не ждёт ли и нас очередное огненное испытание? Ошибки наши не придётся ли омывать своей кровью тем, кто придёт после нас?

И лишь после того, как вопросы эти прозвучали, мнится мне, можно порадоваться. Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 22−23).

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru/44 613.html


Неделя о мытаре и фарисее

«Боже, милостив буди мне, грешному». Говоря эту молитву, мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, рассказанную Иисусом Христом.

Мытарь и фарисейПритча повествует нам о том, как два человека пришли в храм и молились во время службы. Самая обычная ситуация. Все мы тоже приходим в храм, и каждый из нас молится по-своему, в свою меру: один при этом старается следить за службой; другой просит чего-то; третий вспоминает грехи и переживает о чём-то своём. У всех нас разное состояние души и разная степень церковного образования. Так оно было и 100, и 1000 лет назад.

Среди многих пришли в храм два человека — мытарь и фарисей. О мытарях мы уже говорили — это сборщики налогов. Мытарь отбирал деньги у иудеев, отдавал ненавистным римлянам, и сам на этом наживался. Хуже мытаря не было человека. Он был всеми презираем, это был символ грешника.

Другое дело фарисей. Фарисеи были ревнителями веры. Это были люди, которые во всем старались исполнить закон Божий, старались всеми силами жить праведно, благочестиво, соблюдали все предписания закона: в какие дни поститься, когда какие праздники нужно отмечать, когда положено идти в храм. Они знали Священное Писание, многие даже заучивали большие его отрывки наизусть. И весь народ их почитал, уважал, называл учителями.

И вот два таких человека – всеми уважаемый фарисей и всеми презираемый грешник мытарь – входят в храм и молятся Богу, каждый про себя. Евангелие повествует нам, что представляла собой молитва фарисея. Прежде всего, он обращается к Богу и говорит: «Боже! благодарю Тебя». Дальше он указал на своё отличие от других людей: я не такой как они – грабители, обидчики, прелюбодеи. Тут он вспомнил про мытаря, и мытаря помянул среди прочих, что он не такой, как этот мытарь. Далее фарисей перечисляет свои заслуги перед Богом: «я пощусь .. два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Одновременно с фарисеем молился сборщик налогов, но делал это иначе, он просто говорил: «Боже! будь милостив мне грешнику!»

В духовной жизни много парадоксов. Фарисей думал, что раз он исполняет предписания закона и, значит, всё в порядке, его ждёт лоно Авраамово. Мытарь же предписаний закона не исполняет – такому с благочестивыми праотцами не место.

Но Господь рассудил иначе. За своё смирение мытарь ушёл оправданным. И можно смело утверждать, что после этой молитвы мытарь встанет на путь исправления. А у фарисея все добрые дела оказались перечеркнуты его превозношением, его гордостью.

Среди слушающих эту притчу иногда возникает недоумение: может быть, благодарить Бога — это плохо, а надо только каяться? Но с другой стороны, мы помним и евангельскую историю об исцелении прокаженных. Один из них вернулся и поблагодарил Спасителя за выздоровление, и Христос поставил его в пример другим прокаженным. Нам известно, что в Церкви существуют благодарственные молитвы, например, по Причащении, благодарственный молебен. В чём же тут дело?

Ошибка фарисея была в том, что он, благодаря Бога за свою праведность, не замечал при этом своих грехов, и, в первую очередь, гордости. Это подобно тому, как если бы человек благодарил за своё здоровье, будучи в этот момент внутри смертельно больным и не замечая этого. Мытарь же вёл себя более благоразумно: он тоже был опасно болен, но его болезнь была на виду, он понимал свою тяжёлое положение и просил об исцелении. Нам надо стремиться во внешней жизни походить на фарисея, а внутреннее устроение души иметь как у мытаря.

Евангелие о мытаре и фарисее читается на Литургии в преддверии Великого Поста и учит нас, что Богу неугодно, когда мы осуждаем других и хвалимся своими добрыми делами, а особенно неуместно это делать во время поста и молитвы. И ещё одну важную мысль пытается донести до нас сегодняшнее Евангелие: гордых Бог смиряет, а смиренных возносит и даёт им благодать.

Эта неделя по уставу сплошная, то есть, нет поста в среду и пятницу.

Всех вас поздравляем с воскресным днём!


<< Полная сводка новостей от 9 февраля 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика