Протоиерей Владимир Вигилянский: Мы не можем встретить 25-летие возрождение храма при МГУ без всех наших университетских святых
На фасаде храма мученицы Татианы при МГУ установлены доски с именами университетских святых. Большинство из них пострадали за Христа в годы большевицких гонений
Имена святых, учившихся и преподававших в Московском госуниверситете, появились 29 сентября на фасаде храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова, сообщает молодежный интернет-журнал МГУ «Татьянин день».
На трёх мемориальных досках увековечена память 21 человека. «Этому предшествовала большая работа. Ещё десять лет назад этих имён было всего пять, среди которых был Московский митрополит святитель Филарет, освятивший наш храм в 1837 году, — даже была написана икона с этими святыми. Потом мы проверили всех канонизированных в ХХ веке — имели ли они отношение к МГУ. Выяснили, что среди них были и преподаватели, и выпускники, и те, кто в революционные годы оставил учёбу, и те кто был изгнан за веру. Оказалось, что таких много. Эти имена были выбиты на досках», — отметил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в Facebook.
«В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить её со всеми нашими университетскими святыми покровителями», — подчеркнул священник.
«Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год. Поэтому было принято решение повесить их сейчас», — сообщил отец Владимир.
25 января 2019 года, после Божественной литургии в день памяти мученицы Татьяны, эти памятные доски освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии ректора МГУ академика Виктора Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета.
Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете.
Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский.
Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев, Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новосёлов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).
По меньшей мере, десять из них окончили Московский университет, один — преподавал в нём, один и окончил, и преподавал, остальные учились в разное время.
Четверо человек пострадали в конце 1920-х — начале 1930-х годов, тринадцать — в период «Большого террора» (1937−1938), ещё трое приняли мученическую кончину в начале 1940-х годов. Среди университетских святых есть люди, принадлежавшие к разным позициям внутри Русской Церкви 1920−1930-х годов: сторонники заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), «непоминающие» и последователи митрополита Иосифа (Петровых).
Кроме того, на приходе почитается память святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, который был почётным членом Московского университета с 1828 года и освящал университетскую церковь в 1837 году. Ему посвящен нижний храм, его имя также есть на одной из мемориальных досок.
Сбор информации о святых и подвижниках благочестия Московского университета продолжается.
Русская линия
Есть надежда, что следователи, наконец, отстанут от семьи священника Георгия Сычёва
Суд Санкт-Петербурга закрыл уголовное дело против священника, которого обвиняли в том, что он якобы не должным образом лечил свою приёмную дочь от СПИДа
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга спустя год слушаний прекратил уголовное дело за истечением срока давности в отношении священника Георгия Сычева и его супруги Елены, обвинявшихся Следственным комитетом в том, что они якобы не занимались должным лечением своей дочери от ВИЧ, в результате чего она умерла, сообщает газета «Коммерсантъ».
Уголовное дело против священника и его матушки, решившихся на подвиг удочерения 4-летней больной СПИДом Наташи из детского дома, было возбуждено в августе 2016 года по доносу активистов движения «Пациентский контроль», которым показалось, что семья православного священника неправильно лечила свою дочь от неизлечимого заболевания.
Поначалу в правоохранительных органах городской прокуратуры сочли этот донос нелепостью, и после дознания было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Однако, позднее это решение отменили в прокуратуре, а следственное управление ГСУ СКР начало доследственную проверку, сообщает РАПСИ.
В результате в отношении протоиерея Георгия Сычева и его жены в 2017 году было возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности и оставлении в опасности (ч. 1 ст. 109 УК РФ, ст. 125 УК РФ). Его «расследование» почти год вёл Следственный комитет России по Санкт-Петербургу.
Как следует из материалов дела, в 2011 году Сычевы удочерили 4-летнюю девочку, которой в 2007 году был поставлен диагноз «ВИЧ-инфекция», и которая «регулярно проходила медицинское обследование и осматривалась врачами СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (центр СПИД).
«В марте 2013 года у неё были выявлены показания для назначения антиретровирусной терапии (АРВТ). Обвиняемые были проконсультированы о необходимости начала лечения, но не являлись в центр СПИД с приемной дочерью и не приводили её на обследование», — сказали в ГСУ.
Через год, в 2014 году врачи отметили прогрессирование заболевания. Тогда отец Георгий согласился на проведение АРВТ в стационаре. Но, как отмечал он сам, терапия не принесла результатов, и родители забрали девочку домой.
В мае 2015 году девочка была госпитализирована в детскую больницу с пневмонией, где она пробыла целый месяц. Затем родители забрали ребёнка домой, отказавшись от «непрерывного ежедневного лечения, которое должно было продолжаться в течение всей её жизни». Через год девочка попала в реанимацию, а ещё через год, в августе 2017 года умерла.
Следователи считают, что «летальный исход заболевания стал следствием отказа родителей от лечения». Однако, сам отец Георгий и его супруга, до последних дней заботившиеся о своей дочери, не согласны с этими обвинениями.
«Во-первых, это возмутительно разглашать тайну усыновления, что позволили себе сделать следственные органы. Что сейчас думать другим моим детям? Родные они или усыновлены? Во-вторых, мы не ВИЧ-диссиденты. Просто мы обратили внимание на полную бесправность оказывающихся в реанимации пациентов с ВИЧ и их родных перед врачебной системой. К пациентам применяют нередко очень жёсткие схемы лечения (привязывают руки, колют специальные вещества, лишающие пациента сознания и сил). Есть ли права у родителей и близких родственников обсуждать с врачами варианты и схемы лечения? Формально — да, а на практике такого права никто не даёт», — пояснил отец Георгий.
По его словам, забрав больную дочь Наташу из российской больницы, он отвез её на лечение в Германию в частную клинику профессора Юлиане Захер во Франкфурт-на-Майне. По данным медицинского департамента немецкого города, клиника основана доктором с мировым именем, профессор Захер является практикующим врачом, учёным и общественным деятелем Германии, имеет все необходимые лицензии и сертификаты, без которых медицинская деятельность в Германии невозможна, а также награды за разработку биологических методов лечения для больных с диагнозом ВИЧ и СПИД. Однако, следствие не хочет этого учитывать.
В результате, по мнению священника, в том числе и из-за позиции официальной российской медицины, представители которой буквально силой заставляют больных СПИДом находиться в больнице, к профессору Захер они обратились слишком поздно, и его вмешательство уже не могло спасти его дочь.
Теперь, после решения суда, есть надежда, что следователи, наконец, отстанут от семьи православного священника. Кстати, в связи со всем случившимся отец Георгий и его матушка Елена приняли решение создать Благотворительный фонд помощи детям с диагнозом ВИЧ (СПИД) «Наташа», целью деятельности которого будет являться информационно-разъяснительная работа в отношении прав родителей детей, получивших страшный диагноз.
Русская линия
Патриарх Сербский Ириней: Позиция Сербской Православной Церкви по Украине неизменна. Фанар совершил серьёзную ошибку, признав украинских раскольников
Предстоятель Сербской Церкви заявил, что Сербская Патриархия продолжит поддерживать отношения на Украине только с канонической УПЦ
Патриарх Сербский Ириней заявил, что и дальше будет поддерживать Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и молиться о действительном исцелении раскола в Украине. Об этом глава Сербской Православной Церкви сказал в интервью издания «Политика», сообщает СПЖ.
По словам Святейшего Патриарха, та «забота и ответственность, которые наша Церковь несёт за единство Православной Церкви, её соборность и верность Святому Преданию и канонам, обязали нас стремиться к тому, чтобы главные действующие лица однозначно понимали, что их деятельность не только наносит вред Церкви на Украине, но и серьёзно угрожает единству Православной Церкви».
Он отметил, что неоднократно обращался в связи с этим к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, как устно, так и письменно. При этом он подчеркнул, что позицию Сербской Церкви определила не «славянская близость к Русской Церкви», «не какие-либо политические или схожие интересы, а исключительно церковные, преданные и канонические взгляды на возникшую проблему», и «если бы какая-то другая Поместная Церковь, Русская или другая, делала что-то подобное, мы бы действовали точно так же».
Его Святейшество указал, что настаивает «на глубочайшей благодарности Матери-Церкви и Святейшему престолу Константинопольских Патриархов» и вместе с самыми образованными епископами разделяет любовь к греческому народу, Церкви и культуре, «но ни для меня, ни для них эта любовь не даёт права, как это делают некоторые греческие богословы и иерархи, не указывать на действия, которые являются неканоническими и неприемлемыми. От этого мы не откажемся».
В этой связи Патриарх Ириней подчеркнул, что его поддержка Предстоятеля Украинской Православной Церкви останется неизменной. «В украинских СМИ сообщалось, что правительство объявило меня нежеланным человеком. Для них я якобы персона нон грата. Я не знаю, правдива ли эта новость. Я не получил ничего официального, но это не уменьшит моей поддержки Митрополита Онуфрия и благочестивых украинцев, равно как и моё желание и молитвы о том, чтобы раскол на Украине действительно исцелился. То, как Фанар и киевские власти делают это, поощряя неправославные силы, только усугубляет раскол», — сказал Предстоятель Сербской Православной Церкви.
Русская линия
Викариат вместо архиепископии
Чтобы удержать хотя бы часть приходов Русского Экзархата в Европе, Фанар пообещал им «особое викариатство» в составе своей епархии во Франции
Митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), который был назначен Патриархом Константинопольским Варфоломеем главой распущенного Фанаром Русского Экзархата, всеми силами пытается привлечь хотя бы часть приходов этой структуры, чтобы они не ушли в состав Русской или какой-либо другой Поместной Церкви.
Здесь, похоже, начали понимать, что перегнули палку, когда потребовали от русских приходов, имевших ранее права широкой автономии, забыть об этом и перейти в подчинение греческим епархиям Константинопольского Патриархата в Западной Европе. В итоге Фанар добился лишь того, что большинство русских приходов решили уйти в Московский Патриархат, а оставшиеся оказались в полной растерянности.
Чтобы хоть как-то смягчить ситуацию, но в то же время не признавать своих ошибок, митрополит Галльский Эммануил пообещал, что приходы Русского Экзархата во Франции получат отдельное викариатство в составе Галльской митрополии, которое будет обладать широкими автономными правами, сообщает СПЖ со ссылкой на французский сайт «Оrthodoxie».
В частности сообщается, что митрополит Галльский Эммануил разослал по электронной почте циркуляр, которым пригласил на собрание священников и мирян «подтвердивших свою приверженность Вселенскому патриархату и/или отказ присоединиться к Московскому патриархату».
Собрание должно «продвинуться в создании особого викариата в митрополии Франции после отмены статуса экзархата Архиепископии Православных Церквей русской традиции в Западной Европе».
В соответствии с циркуляром собрание духовенства и мирян должно состояться в субботу, 5 октября, в 10 часов утра в греческом православном соборе Святого Стефана в Париже.
В тексте также сказано, что митрополит Эммануил заверил членов бывшего экзархата в своем твердом желании работать для того, чтобы сохранить традиции Архиепископии при создании викариата.
Для самого митрополита Эммануила эта встреча даст возможность «ответить на все законные вопросы сегодняшнего дня, чтобы заложить прочные основы будущего викариата».
Сколько клириков и приходов из состава бывшего Русского Экзархата в Западной Европе согласятся променять Архиепископию на викариат в составе Галльский митрополии Константинопольского Патриархата, станет известно в ближайшие дни.
Русская линия
Санкции отменять никто пока не собирается
Власти Германии считают, что обмена пленными между Россией и Украиной недостаточно, чтобы начать поэтапную отмену антироссийских ограничений
Правительство Германии расценивает недавний обмен пленными и разрядку напряжённости в районе станицы Луганской на востоке Украины как «два позитивных, обнадеживающих сигнала», которых, однако, недостаточно, чтобы начать отмену санкций, введенных Европейским Союзом против России. Об этом 30 сентября заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, сообщает «Немецкая волна».
Поводом к тому, чтобы разъяснить позицию немецких властей по этому поводу, стала инициатива депутата бундестага Бернда Вестфаля, который 27 сентября предложил Германии и Франции сообща дать импульс процессу урегулирования ситуации на востоке Украины и начать хотя бы символически отменять санкции.
«Они могли бы сказать, — заявил Вестфаль, — что с российской стороны есть сдвиг, состоялся обмен пленными, есть движение к пунктам Минского соглашения, поэтому мы делаем первый шаг, а потом посмотрим, как будет вести себя Россия дальше».
Представитель МИД ФРГ Райнер Бройль напомнил в связи с этим, что «речь идет не о германских или германо-французских санкциях, а о санкциях ЕС, о согласованной позиции Европейского Союза». Ему и решать, есть ли основания для пересмотра этой позиции. Пока же она остается прежней и никакой поэтапной отмены санкций не предусматривает.
Берлин, напомнил Штеффен Зайберт, приветствовал обмен пленными. Вторым позитивным моментом правительство Германии считает достигнутый несколько недель назад прогресс в районе станицы Луганской. Но этих двух фактов, с точки зрения Зайберта, недостаточно, чтобы инициировать процесс отмены санкций ЕС.
«Позиция правительства ФРГ остается неизменной: необходимы существенные позитивные сдвиги в деле реализации Минских договоренностей, чтобы начинать думать об отмене санкций», — заявил он. К числу «существенных позитивных сдвигов» он отнёс стабильное соблюдение режима прекращения огня вдоль контактной линии и отвод от неё тяжёлых вооружений.
Здесь стоит заметить, что обмен пленными и «прогресс в районе станицы Луганской» рассматриваются в Европе, как некая заслуга Кремля, который вдруг начал вести себя как-то иначе, хотя это не так. Если посмотреть на ситуацию объективно, то нельзя не заметить, что в Москве никаких изменений в последние годы как раз не происходило, зато разительные перемены случились в Киеве, где полностью сменились власти.
Именно смена властей и серьёзное ослаблением «партии войны» на Украине и дали возможность сделать те шаги, которые были предприняты Москвой и Киевом. Однако, этого в Европе замечать не хотят, а это значит, что никакой отмены санкций России ожидать не следует. Ведь даже частичное снятие ограничений с России на самом деле зависит больше не от Москвы, а от Киева. Захочет Зеленский продолжать идти по пути воплощения в жизнь Минских соглашений — какие-то антироссийские санкции ЕС в итоге может снять, не захочет — Европа обвинит Москву в невыполнении договорённостей.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.
В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.
В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.
Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.
После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.
Русская линия