Русская линия
<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2025 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Большую ошибку совершают те, кто нарочито противопоставляет христианство патриотизму»
Любовь к земному Отечеству и к своему народу — это одно из важнейших проявлений любви к ближнему, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви

Святеший Патриарх КириллПротивопоставление христианства патриотизму является большой ошибкой, любовь к Отечеству является проявлением любви к ближнему, хотя и не должна заслонять любви к Богу. Об этом заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на торжественной церемонии открытия V съезда Общества русской словесности, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сообщает ТАСС.

«Большую ошибку совершают те, кто нарочито противопоставляет христианство патриотизму, заявляя о якобы правильности равнодушного отношения христиан к устроению земного бытия и вместе с тем забывая предупреждение Спасителя о том, что неверный в малом, неверен и во многом. Любовь к земному Отечеству и к своему народу — это одно из важнейших проявлений любви к ближнему, к которому призывает нас Христос. Главное только, чтобы любовь к Родине не заслоняла любви к Богу. Это ключевой критерий здорового патриотического чувства», — сказал он на открытии, проходящем в МГУ имени М. В. Ломоносова.

Предстоятель Русской Православной Церкви, также являющийся председателем Общества русской словесности, подчеркнул, что в русском патриотизме «есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству». «Это не просто любовь к отеческим городам, по выражению Александра Сергеевича Пушкина, но ещё и любовь к Церкви и к нашей православной вере, созидавшей национальный характер и культуру, любовь к тем ценностям, которые помогли сохранить русскому народу самого себя, несмотря на все невзгоды, суровые внешние и внутренние испытания», — добавил Его Святейшество.

По словам Патриарха Крилла, несмотря на то, что в «определенный период нашей недавней жизни любовь к Родине всячески поощрялась, а любовь к Богу была запрещена», «Церковь во все времена свидетельствовала о важности защиты родной страны».

Русская линия


На экраны кинотеатров России вышел фильм «Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца»
Документальная лента Бориса Корчевникова рассказывает об известном предании, согласно которому старец Фёдор является бывшим Императором Александром I

Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца20 ноября 2025 года в кинотеатрах России вышел документальный фильм «Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца», снятый генеральным директором православного телеканала «СПАС» Борисом Корчевниковым, сообщает пресс-служба Томской епархии.

Это фильм-расследование известного предания, которое живо в нашем народе уже почти 200 лет: о том, что победитель Наполеона, Император Александр I Благословенный, не ушёл из жизни в ноябре 1825 года, а стал странником, обнаруженным спустя много лет в сибирской тайге под именем Федора Кузьмича.

В фильме не только собраны многочисленные факты и свидетельства за почти 200 лет следствия, но и с участием следователей Следственного комитета РФ проведены криминалистические, почерковедческие и иные экспертизы, доступные сегодняшним науке и следствию.

Накануне премьеры фильма митрополит Томский и Асиновский Ростислав дал интервью программе «Утро на Спасе», в котором отметил, что существует множество свидетельств, подтверждающих, что сибирский старец и есть Государь Александр I.

«Сказание о старце Фёдоре, о том, что он является и Императором Александром I, впервые я услышал в детстве от своей бабушки, — отметил валыдка. — Как тогда, так и в более позднее время, мне казалось не совсем вероятным совпадение их личности. Мне казалось маловероятным, чтобы Император Всероссийский отказался от престола и стал простым сибирским старцем.

Когда я получил назначение в Томск и стал более близко знакомиться с личностью, подвигом старца Федора, с различными документами, с различными свидетельствами, то прежнее мое убеждение стало сменяться на совершенно противоположное".

Русская линия


В Русской Православной Церкви выразили соболезнования родственникам погибших и пострадавших мирных жителей от атаки украинских БПЛА
В ночь на 25 ноября 2025 года южные регионы России подверглись массированной атаке украинских беспилотников

СвященствоВ ночь на 25 ноября 2025 года южные регионы России подверглись атаке беспилотных летательных аппаратов украинской армии. В результате происшествия есть погибшие и раненые; часть пострадавших доставлена в больницы, сообщает РИА Новости.

По благословению главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия духовенство Таганрогского и Неклиновского благочиний с утра находится в медицинском учреждении, оказывая духовную и моральную поддержку пострадавшим и их близким, передаёт официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии.

В больницу доставляется гуманитарная помощь и предметы первой необходимости.

Ростовская-на-Дону епархия от лица всей Русской Православной Церкви выразила глубокие соболезнования родственникам погибших и пострадавших.

В настоящее время известно, что в результате массированного налёта украинских беспилотников в Ростовской области погибли три человека, ещё восемь получили ранения — все они жители Таганрога и Неклиновского района, отмечает РИА Новости.

В городе повреждены два многоквартирных и один частный дом, Механический колледж, два промышленных предприятия и детский сад. В границах этих зданий ввели локальный режим ЧС. Работает оперативный штаб.

В селах Петрушино и Весело-Вознесенка пострадали два частных домовладения: в одном произошел пожар, в другом повреждена труба внешнего газопровода, началось возгорание.

По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, при атаке дронов в регионе также пострадали шесть человек, четверо из них — в Новороссийске. В городе повреждены пять многоквартирных и два частных дома.

В центре Краснодара фрагменты беспилотников нашли возле одной из многоэтажек. Повреждены окна в трех зданиях.

В Туапсе после налета БПЛА загорелась крыша многоквартирного дома, пожар уже локализовали. Среди пострадавших — охранник из соседнего учреждения, его ранило осколками.

В Геленджике повреждены два частных дома. Пострадал мужчина, который в момент удара находился на улице. Сейчас его жизни ничего не угрожает.

Русская линия


Пётр Толстой: Необходимо прекратить иждивенчество мигрантов за счёт России
Зампред Госдумы отметил, что российские власти думают над мерами, которые бы навели порядок в вопросе выплаты пособий приезжим

Петр ТолстойЗаместитель председателя Государственной Думы Пётр Толстой в эфире радиостанции «Вести ФМ» заявил, что современная Россия испытывает серьёзные сложности при приёме большого числа мигрантов и с этим надо что-то делать. Он, в частности, призвал прекратить иждивенчество мигрантов за счёт России, передаёт Дзен-канал «Капитал страны».

По словам депутата, проблема заключается в ситуациях, когда семьи мигрантов, которые остаются на родине, получают российские пособия. Пётр Толстой привёл пример, что эти семьи могут получать выплаты из московских МФЦ, находясь, например, в Таджикистане.

«Вот такого быть не должно. И эта работа, она идёт, там непростые решения, и нам нужно, принимая любое решение, понимать, как оно будет реализовано, чтобы у государства силёнок хватило это реализовать, но мы в этом направлении двигаемся и не свернём с него», — высказался политик.

Помимо этого, депутат обратил внимание на рост агрессивности мигрантов. Пётр Толстой отметил, что в общественном сознании фактически закрепилась практика, при которой мигранты в ходе словесных конфликтов нередко «достают нож». Подобное поведение, по его словам, всё чаще воспринимается как тревожная реальность.

Политик напомнил, что в разные исторические периоды Россия успешно интегрировала инославные народы, сохраняя их культуру и верования, при этом включая их в единое многонациональное пространство. Однако нынешний поток мигрантов, представляющих иные цивилизационные нормы, создаёт высокую степень терпимости, которая мешает выработке эффективных механизмов адаптации.

Особое внимание он уделил рискам, связанным с ростом агрессии среди части мигрантов. По словам депутата, такая обстановка представляет серьёзную опасность и требует аккуратного подхода, поскольку любое искусственное обострение может негативно сказаться на стабильности в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Русская линия


Александрийский Патриарх Феодор намерен принять участие в экуменических торжествах с участием папы Римского Льва в Никее
Судя по всему, остальные Предстоятели Поместных Церквей, включая Иерусалимского Патриарха Феофила, отказались от приглашения Фанара

Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор IIАлександрийский Патриарх Феодор II примет участие в торжественных мероприятиях на Фанаре, приуроченных ко дню памяти святого апостола Андрея Первозванного. Глава Александрийского Патриархата совершит совместное богослужение с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, в котором также примет участие Римский папа Лев XIV, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на Orthodoxia News Agency.

Ожидается, что папа Римский Лев XIV прибудет в Фанар со своей делегацией в субботу, 29 ноября, около 15:30. У входа в Патриархию его встретит Патриарх Варфоломей, после чего они проследуют в Патриарший собор, где будет совершён благодарственный молебен. На службе будут присутствовать Патриарх Александрийский Феодор II, главы Ватикана и Фанара, а также представители дипломатического корпуса и другие официальные лица.

После молебна в Тронном зале состоится подписание Совместной декларации. Затем пройдёт представление членов папской делегации, а также частная встреча папы и Константинопольского Патриарха в Патриаршем кабинете. Вечером того же дня будет совершена Великая вечерня, которую возглавит Патриарх Александрийский Феодор II.

В воскресенье, 30 ноября, состоится кульминация торжеств — Патриаршая и Синодальная Божественная литургия. Богослужение возглавит Патриарх Варфоломей в сослужении с Патриархом Александрийским Феодором II. Папа Римский Лев XIV со своей делегацией будет присутствовать на Литургии. По окончании службы глава Ватикана и Константинопольский Патриарх обменяются официальными речами, после чего вместе благословят верующих с балкона Патриаршего дома.

Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей во второй раз передал приглашение Иерусалимскому Патриарху Феофилу принять участие в указанных экуменических торжествах, но, судя по всему, в Иерусалиме сочли правильнее отказаться от данного приглашения. Очевидно, что Фанар направлял подобные приглашения и другим Предстоятелям Поместных Церквей, но только Александрийский Патриарх Феодор решил приехать в Никею.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева

Александр Иванович КошелевАлександр Иванович Кошелев родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.

Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.

С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851−52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856−60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.

В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».

В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность — дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».

В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение — «Записки. (1812−83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820−70 гг. XIX в.

И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.

Константин ЛеонтьевСегодня также день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».

В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.

В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И. Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1−2, 1885−86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887−91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).

Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т. е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т. е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т. е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.

В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.

В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой царевной Софией Палеолог.

В этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика