Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 октября 2025 >>

Митрополит Читинский Димитрий выступил категорически против установки памятника Сталину в Чите
С инициативой установить бюста «вождю советского народа» выступили местные коммунисты

Митрополит Читинский ДимитрийВ Чите состоялся круглый стол партии «Единая Россия», главной темой котором стала инициатива местных коммунистов установить в городе бюст Иосифу Сталину. На собрание был приглашён митрополит Читинский Димитрий, который практически в одном лице выступил категорически против данной инициативы, сообщает Телеграм-канал «Новости Читы».

Окликаясь на заявления коммунистов о том, что установка такого памятника якобы восстановит историческую справедливость, владыка Димитрий заметил, что на 20-м съезде КПСС в феврале 1956 года был зачитан доклад о культе личности Сталина и его последствиях. То есть коммунисты сами осудили Сталина, указав на множество его преступлений, а теперь пытаются сделать вид, что это не так.

«В этом историческом документе было сказано, что эпоха массового террора, преступлений второй половины 30-х — 50-х годов — это вина лично Сталина. Приказы НКВД о проведении массовых репрессий, я цитирую: „искусственное создание антисоветских центров, грубейшее нарушение законности и внесудебные расправы“ — всё это зафиксировано в том же историческом документе. Теперь хочу задать ещё раз вопрос, прежде всего коммунистам: на каком другом их совещании Сталин был реабилитирован? Ни на каком», — отметил архиерей.

Митрополит Димитрий также представил широкой общественности список священнослужителей Русской Православной Церкви, которые были репрессированы при Сталине, и задал вопрос, зачем единороссы начали идти на поводу у необольшевиков, ворошить прошлое и пропагандировать культ личности Сталина.

Кроме того, глава Забайкальской митрополии выразил удивление в связи с тем, что бюст Сталину хотят установить именно в Чите, хотя данный город вообще никак не связан с его именем.

После своей речи архиепископ в знак протеста встал и покинул зал.

В свою очередь, викарий Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Зеленоградский Савва в своём Телеграм-канале поддержал владыку Димитрия и указал, что кто бы как не относился к Сталину нельзя забывать о массовых расстрелах духовенства во времена его правления.

«Позиция митрополита Димитрия вполне оправдана и уместна. Никто не ставит под сомнение качества Сталина как руководителя нашего Отечества в годы войны, но мы не вправе забывать и о том, что именно в годы его правления произошли расстрелы, например, на Бутовском полигоне, посещая который глава нашего государства сказал: «Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось. Для того чтобы мы всегда помнили об этой трагедии».

Русская линия


На Валааме с радостью встретили делегацию Македонской Православной Церкви
Продолжается паломническая поездка духовенства Охридской Архиепископии по святым местам Русской Православной Церкви

На Валааме с радостью встретили делегацию Македонской Православной Церкви15 октября 2025 года на Валаам прибыла делегация Македонской Православной Церкви в составе митрополита Преспанско-Пелагонийского Петра, викария Преспанско-Пелагонийской епархии, епископа Величского Николая и заведующего Издательским отделом Скопской епархии иеромонаха Афанасия (Арсосского), сообщает официальный сайт Валаамского монастыря.

Сразу же по прибытии на остров гости в сопровождении насельника-македонца иеромонаха Наума (Петковски) и экскурсовода паломнической службы обители Данилы Колесникова посетили Спасо-Преображенский собор, где приложились к главным святыням монастыря и вознесли у них молитвы.

После этого в тёплой сердечной обстановке прошло братское общение с игуменом Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.

По приглашению владыки гости проследовали на Игуменское кладбище, где архиереи совершили заупокойную литию у могилы приснопамятного насельника Валаамского монастыря уроженца Северной Македонии — архимандрита Мефодия (Петрова).

Утром 16 октября 2025 года гости приняли участие в соборной архиерейской Литургии в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия паломнического дома «Славянский», которую возглавил митрополит Пётр в сослужении епископов Панкратия и Николая. За богослужением на заупокойной ектении были помянуты приснопамятный архимандрит Мефодий, трудами которого и был устроен сей храм, а также его родители — Кирилл и Слободка.

Главной мечтой жизни отца Мефодия, которого в своё время Святейший Патриарх Кирилл назвал «послом Македонии в России», было признание автокефалии канонической Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии, что и состоялось в мае 2022 года, через год после блаженной кончины батюшки.

До 2022 года представители Македонской Церкви посещали пределы России, в том числе и Валаам, но никогда не совершали Литургии и не причащались. В этой связи данный визит можно считать историческим, о чём упомянул игумен Валаамского монастыря в своём слове по окончании богослужения.

«Впервые после признания автокефалии, делегация Македонской Церкви посещает святыни Русской Православной Церкви и впервые мы имеем великую милость от Вседержителя причаститься от единой Чаши Христовой», — отметил, в свою очередь, митрополит Пётр.

«После закрытия Валаамского монастыря в 1940 году многие монахи разъехались по разным местам, в том числе часть братии перебрались в Македонию и другие балканские страны. Мы помним их и благодарим за пример веры. И очень надеюсь, что Македония сполна восполнила эту честь в лице архимандрита Мефодия, 28 лет прожившего на Валааме», — отметил владыка.

В грядущие дни продолжится знакомство делегации Македонской Православной Церкви со скитами и памятными местами Валаамского архипелага.

Русская линия


На Курилах появились острова святителя Иннокентия (Вениаминова) и святителя Николая (Касаткина)
Российские власти утвердили решение о присвоении двум безымянным островам Курильской гряды имен православных миссионеров

Святители Иннокентий (Вениаминов) и Николай (Касаткин)Правительство России утвердило наименование двух ранее безымянных островов Курильской гряды в честь выдающихся православных миссионеров — апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия Московского (Вениаминова) и просветителя Японии равноапостольного святителя Николая (Касаткина), сообщает информационно-просветительский интернет-портал «Приходы».

Соответствующее распоряжение подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным. Решение принято в рамках работы по увековечению памяти выдающихся деятелей русской духовной и культурной истории.

Святители Иннокентий и Николай внесли огромный вклад в духовное просвещение народов Дальнего Востока и развитие миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами. Об этом рассказывается в Телеграм-канале председателя Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерея Виктора Горбача.

Оба святителя в 1861 году побывали на Сахалине. Сначала в июне в районе поста Кусунай (ныне с. Ильинское) остров посетил тогда молодой иеромонах Николай (Касаткин), а в августе того же года на севере Сахалина побывал архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (впоследствии митрополит Московский). Вместе с ним остров посетил будущий первый сахалинский священник Симеон Казанский.

Присвоение имён святых миссионеров стало символическим шагом, отражающим историческую и духовную связь Курильских островов с миссионерской деятельностью Русской Церкви на Дальнем Востоке.

Русская линия


Иерусалимский Патриарх Феофил рукоположил архимандрита Симеона (Пападопулоса) в архиепископа Синая, Фарана и Райто
Глава Иерусалимского Патриархата также намерен лично принять участие в церемонии интронизации нового игумена монастыря на горе Синай

Иерусалимский Патриарх Феофил рукоположил архимандрита Симеона (Пападопулоса) в архиепископа Синая, Фарана и Райто18 октября 2025 года, после объявления решения Священного Синода Иерусалимского Патриархата об избрании нового архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского, избранный архиепископ Симеон с благодарностью принял это решение и выразил своё искреннее согласие перед Блаженнейшим Патриархом Феофилом, сообщает официальный сайт Иерусалимского Патриархата.

«С чувством глубокой взволнованности и благоговейного трепета я стою перед Вашим Блаженством, чтобы принять Ваши божественные молитвы и святое благословение на то, что мне предстоит совершить. Ваше Патриаршее благословение и мудрый совет крайне необходимы для служения, вверенного мне через Ваше Блаженство и окружающих Вас иерархов Основателем и Совершенным нашей веры Иисусом Христом», — обратился отец Симеон к Патриарху Феофилу.

На следующий день, 19 октября 2025 года, Блаженнейший Патриарх совершил в Кафоликоне храма Гроба Господня рукоположение нового архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского Симеона, приветствовав его следующими словами:

«Сегодня, в этот священный и достопочтенный час, Иерусалимская Церковь возносит благодарение Господу, Который счел нас достойными увидеть нового иерарха, возведенного среди нас в сан архиепископа достопочтенного Иерусалимского Патриархата и игумена святого монастыря на богохранимой горе Синай. .. В этот благоговейный час Церковь Сиона вверяет вас в руки Божьи. Возложением рук Нашего Преосвященства и сослужащих иерархов и сослужителей, нисхождением, силой и благодатью Святого Духа Христова, провозглашается непрерывность апостольской и священнической благодати, которая из Иерусалима излилась на весь мир».

Во время своего рукоположения новый архиепископ выразил осознание тех тяжёлых обстоятельств, при которых он принимает на себя священную ответственность игумена Святого монастыря, а также свою непоколебимую приверженность Иерусалимскому патриаршему престолу, заявив:

«Связанный с вами узами мира и любви Христовой, как иерарх Престола, в благоговейном каноническом порядке, с благочестивыми помыслами и должным почтением к Вашему Божественному Блаженству и Богохранимому Патриаршему Престолу Святого Града Иерусалима, я намерен до последнего вздоха, с Божьей помощью, изо всех сил трудиться во славу Господа, во имя церковной гармонии и мира, а также во имя доброго свидетельства монашеской традиции наших покойных отцов».

Затем в Тронном зале Патриархии присутствовали представители преподобного Синайского братства, а также представители православных и неправославных Патриархатов. Александрийский Патриархат представлял епископ Стефанос из Гиппона, Элладскую Церковь — митрополит Игнатий из Деметриаса, а также митрополиты Антоний из Глифады и Каллиник из Касторьи и епископ Нифон из Ахелуса.

Правительство Греции представляли министр иностранных дел Джордж Герапетритс в сопровождении генерального секретаря по религиозным вопросам Джорджа Каланциса и заместительницы министра культуры Республики Кипр Элени Кассианиду. На мероприятии также присутствовали генеральный консул Греции в Иерусалиме, посол Арабской Республики Египет, представитель консульства Иорданского Хашимитского Королевства, представители Латинского патриархата, Храма Гроба Господня и Армянского патриархата, а также члены дипломатического корпуса, аккредитованного в Иерусалиме.

В своём обращении Блаженнейший Патриарх объявил, что сам примет участие в церемонии интронизации нового игумена Святого монастыря на горе Синай. Это событие ещё раз демонстрирует нерушимые узы единства между Братством Гроба Господня и Синайским братством, а также духовное отцовство и пастырскую заботу Предстоятеля Сионской Церкви о Синайском архиепископстве и его новом игумене.

На последовавшем за этим официальном праздничном обеде в духе радости и братской любви Блаженнейший Патриарх, обращаясь к новому архиепископу, выразил праздничное настроение этого исторического дня следующими словами:

«Сегодня мы с радостью свидетельствуем о согласии и неразрывном единении в Святом Духе между автономным монастырём на богохранимой горе Синай и нашим достопочтенным Гроссмейстерством. .. Исполненные искренней радости и горячей молитвы за мир в нашем регионе и во всём мире, мы поднимаем чашу и пьём за здравие, процветание и долгую жизнь Вашего Высокопреосвященства».

Русская линия


Митрополит Пловдивский Николай, по-прежнему, не унимается
Сторонники проигравшего Патриаршие выборы архиерея спровоцировали очередной скандал в Болгарской Православной Церкви

Митрополит Пловдивский Николай11 сентября 2025 года пять иерархов Болгарской Православной Церкви — митрополиты Русенский Наум, Старозагорский Киприан, Плевенский Игнатий, Сливенский Арсений и Доростольский Яков — обратились в Синод с просьбой совершить хиротонию архимандрита Дионисия в сан епископа Стобийского, решение о которой якобы было принято и утверждено ещё 28 ноября 2014 года при Патриархе Неофите, сообщает Телеграм-канал «Правблог».

Однако на заседании Синода, состоявшемся в тот же день, эта просьба была отвергнута. Восемь членов Синода во главе с Патриархом Даниилом проголосовали «против» рассмотрения этого вопроса. В их числе митрополиты США, Канады и Австралии Иосиф, Великотырновский Григорий, Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Иоанн, Неврокопский Серафим, Врачанский Григорий и Видинский Пахомий.

В свою очередь в поддержку рассмотрения документа выступили шесть иерархов: пятеро авторов заключения и присоединившийся к ним митрополит Пловдивский Николай, который, судя по всему, и инициировал данное обращение в надежде продвинуть в архиереи ещё одного своего сторонника. Однако, голосов оказалось недостаточно, и они потерпели поражение, хотя вряд ли это успокоит владыку Николая, тяжело переживающего свой проигрыш на Патриарших выборах.

Чтобы расставить все точки над «и» в данном вопросе Священный Синод Болгарской Церкви обнародовал архивное письмо об архимандрите Дионисии покойного Патриарха Болгарского Неофита от 9 декабря 2014 года, в котором он официально отзывает своё предложение о рукоположении отца Дионисия в сан епископа.

В письме Патриарх Неофит объясняет свое решение большим общественным резонансом. Он отмечает, что после выдвижения кандидатуры в Синод и Софийскую митрополию поступили многочисленные петиции, обращения общественных деятелей и открытые письма, выражающие несогласие с хиротонией. «Становится ясно, что большая часть верующих выражает несогласие с предложенной хиротонией. Впервые по поводу этого конкретного предложения в епископы свое несогласие выражают монахи, монахини, уважаемые священники из разных епархий», — говорится в документе.

Предстоятель БПЦ признал своё предложение «поспешным» и сделанным без знания многих фактов, которые стали известны позже. Он также напомнил о церковной практике, согласно которой между наречением и рукоположением специально оставляется время, чтобы «мог быть услышан глас народа».

Вслед за письмом приводится и решение Священного Синода от того же дня: «Единодушно поддержать позицию Его Святейшества относительно отзыва предложения о епископской хиротонии архимандрита Дионисия (Мишева)».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Сергия Обнорского, также мы вспоминаем знаменитого русского паломника-пешеходца Василия Киевского (Григоровича-Барского)

Преподобный Сергий НуромскийПреподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы, где под руководством преподобного Сергия Радонежского продолжил свои подвиги. Через несколько лет, по благословению преподобного игумена, преподобный Сергий ушел в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, «равноангельскую жизнь проводя», и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.

Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии.

Недалеко от Нуромского монастыря совершал свой подвиг преподобный Павел Обнорский, которого преподобный Сергий часто навещал для душеполезных бесед. Скончался преподобный Сергий 7 октября 1412 года. По смерти прославился многочисленными исцелениями. С 1546 года началось церковное почитание святого.

Сегодня также день памяти знаменитого русского паломника-пешеходца Василия Киевского (Григоровича-Барского), скончавшегося в 1747 году. Он родился 1 января 1701 года в семье купца. Желая поступить в Киево-Могилянскую академию, тайком от отца, явился к ее префекту, Феофану Прокоповичу, который и зачислил его в семинаристы. «Не силен в науке был, — говорит о себе Василий, — обаче прошел малые школы даже до риторики».

В 1723 г. Василий отправился во Львов, где ему удалось поступить в иезуитскую академию под вымышленным именем Барского (1724): но иезуиты скоро догадались, что имеют дело с православным, и выгнали его из академии. В августе 1724 г. Василий, вместе с одним вдовым священником, предпринял пешее хождение в Рим; затем он один отправился в Корфу, Кефалонию, Зант, Хиос, Солун и Афон, оттуда в Палестину, Сирию, Аравию до горы Синайской, Египет, снова посетил острова Архипелага, остановился на некоторое время в Константинополе, ходил в Антиохию, опять на Афон, прошел Эпир, Македонию и из Константинополя через Румынию, Болгарию, Молдавию и Польшу вернулся в Киев, где вскоре и скончался.

Во время всех своих странствований Василий вел обстоятельные путевые записки. Его описания отличаются подробностью и точностью и свидетельствуют, что он прилежно читал и изучал древних, особенно средневековых греческих писателей, на которых часто ссылается. Везде он снимал виды и планы замечательнейших мест и зданий и собрал их около 150. По возвращении он хотел пересмотреть и исправить свои записки для печати, но болезнь не дала ему возможности это сделать.

Главным трудом Василия Киевского считаются записки, в которых он называет себя то Барским, то Беляевым-Плаки-Альбовым, то Василием Киевским. После смерти записки хранились вместе с многочисленными рисунками в доме его матери (до 1774), которая давала переписывать рукопись всем желающим. «В Малой России и в окружающих оную губерниях, — писал В. Г. Рубан, — нет ни одного места и дома, где бы не было ее списка. Почти во всех российских семинариях для епархиальных архиереев по нескольку раз ее переписывали, благочестивые же люди из духовных и мирских состояний за великие деньги доставали оную». Вскоре В.Г.Рубан решил издать эти путевые зарисовки и в 1788 году Санкт-Петербурге впервые вышли Путевые записки Григоровича-Барского.

Издание Рубана нельзя назвать исправным; он позволял себе исправлять и сокращать текст. Подлинная рукопись Василия явилась в свет во всей неприкосновенности в издании Православного палестинского общества, под редакцией Н.П. Барсукова (СПб., 1885 — 89). Ему же принадлежит брошюра «Жизнь и труды В.Г.Барского» (СПб., 1885).

Путевые записки Василия Киевского продолжают известный в русской литературе с XII в. жанр паломнических хождений ко «святым местам». В записках содержится богатый и разнообразный географический, историко-археологический и искусствоведческий материал по странам юго-вост. Средиземноморья и Ближнего Востока. Особенно подробно описана гора Афон с ее монастырями и книжными сокровищами.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 октября 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика