Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 сентября 2025 >>

Тысячи верующих поклонились чудотворной Донской иконе Божией Матери
Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества в Донском монастыре Москвы, куда накануне из Третьяковской галереи была доставлена великая святыня

Святейший Патриарх Кирилл перед Донской иконой Божией Матери1 сентября 2025 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, куда накануне из Государственной Третьяковской галереи была доставлена чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, сообщает Патриархия.Ru.

Перед началом богослужения у входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: наместник Донского монастыря, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Виталий Сучков.

По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Донской иконе Божией Матери. Также Святейший Владыка поклонился покоящимся в Большом соборе честным мощам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Патриаршее богослужение посетили председатель Либерально-демократической партии России, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы В. Сучков.

В храме присутствовали почетный караул и военнослужащие 1-го отдельного стрелкового Семеновского полка.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На площади Донской обители был установлен большой экран, на который была выведена трансляция из Большого собора.

Донская икона Божией Матери в Донском монастыре МосквыНа сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери.

От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству список чудотворной Донской иконы Божией Матери.

Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар Донской обители Святейший Патриарх передал икону, на которой изображены три московских святителя — Патриархи Иов, Ермоген и Тихон.

После Литургии Патриарх Кирилл освятил новые колокола монастыря и вручил участникам праздника иконки Донской Божией Матери с Патриаршим благословением.

За то время пока Донская икона пребывала в Донском монастыре, к ней смогли приложиться тысячи верующих, выстроившихся в длинную очередь. По рассказам верующих, в среднем время ожидания в очереди достигало 2 часов.

2 сентября после Литургии и молебна святыня покинула обитель и вернулась в Третьяковскую галерею.

Русская линия


Режим Санду продолжает издеваться над архиереями Православной Церкви Молдовы
Епископа Чадыр-Лунгского Николая безосновательно подвергли продолжительному обыску в аэропорту Кишинёва, в результате чего он опоздал на своей рейс в Узбекистан

Епископ Чадыр-Лунгский НиколайПравительство Молдовы продолжает осуществлять давление на Православную Церковь Молдовы и проводить дискриминационную политику в отношении молдавских священнослужителей. В этот раз режим Санду не позволил покинуть территорию Молдовы, устроив безосновательный обыск в аэропорту Кишинёва, епископу Чадыр-Лунгскому Николаю (Рошка). Досмотр архиерея продолжался ровно до тех пор, пока не закончилась посадка на рейс, которым владыка Николай планировал отправиться в Узбекистан, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на Телеграм-канал sare și lumină || Ortodoxia în Moldova.

Епископ Николай направлялся в Узбекистан на празднование 35-летия хиротонии уроженца Молдовы митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия (Мораря). Тем не менее, иерарха без объяснения причин задержали на таможне аэропорта Кишинёва и подвергли длительному досмотру, который продолжался до тех пор, пока рейс, которым архиерей планировал вылететь в Ташкент, не покинул взлётную полосу.

Отмечается, что ранее аналогичным образом дважды был не выпущен из страны архиепископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Михэеску), направлявшийся в паломничество в Иерусалим. То есть, дискриминация на иерархов Православную Церковь Молдовы со стороны молдавских властей является систематической.

При этом молдавские СМИ прямо пишут, что режим Санду планирует запретить деятельность Православной Церкви Молдовы, копируя подходы украинских властей.

Русская линия


Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести потребовала в суде запретить деятельность Киевской митрополии УПЦ
При этом глава ГЭСС Виктор Еленский цинично заявил, что украинское государство «не загоняет никого в Православную Церковь Украины или в какую-то другую Церковь»

Виктор Еленский29 августа 2025 года Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести подала иск в Высший административный суд о прекращении деятельности Киевской митрополии УПЦ, сообщает СПЖ со ссылкой на заявление главы ГЭСС Виктора Еленского.

«Если предписание не выполнено, ГЭСС обязана объявить Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви аффилированной с запрещенной на Украине Российской Православной Церковью — это первое. Второе — направить письма об этом Киевской митрополии и тем религиозным организациям, которые входят в её состав или связаны с ней. Третье — незамедлительно, как сказано в законе, подать иск в суд о прекращении деятельности Киевской митрополии. Вот это было сделано», — заявил чиновник.

Еленский заверил, что прекращение деятельности Киевской митрополии не означает закрытие всех приходов и общин УПЦ. Если такое решение будет принято судом, то Киевская митрополия УПЦ будет лишена статуса юридического лица и утратит правосубъектность, что означает, что у приходов не будет центра.

«Это также не означает, что приходы будут принуждены перейти к какой-то другой Церкви. Государство не требует, не загоняет никого в Православную Церковь Украины или в какую-то другую Церковь», — на голубом глазу заявил глава службы. По его словам, приходы якобы смогут оставаться независимыми и действовать автономно.

На вопрос одного из журналистов, нашли ли в ГЭСС связи УПЦ со спецслужбами России, Еленский заявил, что речь об этом не идёт. «Речь идет не о связи Украинской Православной Церкви, со спецслужбами Российской Федерации. Если есть связь тех или иных священников с российскими спецслужбами или с оккупантами, или факты коллаборации с оккупантами, то эти случаи рассматриваются отдельно. Мы говорим не об этом. Мы говорим о том, что украинское государство запрещает деятельность структур Русской Православной Церкви на территории Украины», — пояснил он.

Русская линия


Константинопольский Патриарх Варфоломей: «Мы все готовы прислушаться к Духу, который, как мы верим, в этом году ясно показал нам, насколько важно унифицировать дату празднования Пасхи»
Глава Фанара намерен продолжать диалог с Ватиканом о выработке единой даты празднования Пасхи, хотя признаёт, что этот вопрос может решить только Вселенский Собор

Патриарх Варфоломей и папа Римский ЛевКонстантинопольский Патриарх Варфоломей в интервью Vatican News вновь заявил о продолжающихся переговорах с Ватиканом по установлению «единой даты празднования Пасхи для всех христиан». В этом контексте он упомянул папу Римского Франциска и рассказал о новоизбранном папе Льве XIV, отметив, что он, как и его предшественник, не чужд экуменическому диалогу.

Говоря о планах главы Ватикана посетить Турцию для участия в экуменических торжествах в честь 1700-летия Никейского Вселенского Собора, Патриарх Варфоломей обратил внимание, что «в Никее было решено, что важно свидетельствовать о Воскресении Христовом в один и тот же день по всему известному миру». «К сожалению, исторические обстоятельства не позволили следовать указаниям Собора. Не нам судить о том, что произошло, но мы понимаем, что для того, чтобы нас считали христианами, мы должны праздновать Воскресение Спасителя в один и тот же день», — продолжил глава Фанара.

По его словам, «вместе с покойным Папой Франциском мы поручили комитету изучить этот вопрос». «Начался диалог. Однако у Церквей разные подходы к этому вопросу. Мы также обязаны избегать новых разногласий. Для Православной Церкви то, что было установлено Вселенским Собором, может быть изменено только другим Вселенским Собором. Тем не менее, мы все готовы прислушаться к Духу, который, как мы верим, в этом году ясно показал нам, насколько важно унифицировать дату празднования Пасхи», — заявил Патриарх Варфоломей.

Русская линия


Фанариоты бьют тревогу по поводу «деэллинизации Албанской Православной Церкви»
Визит митрополита Волоколамского Антония в Албанию вызвал серьёзное беспокойство греков, которые опасаются, что Албанская Православная Церковь поддастся влиянию Москвы

Архиепископ Албанский Иоанн сослужил Патриарху Варфоломею на ФанарИзвестный профанарский портал «OrthodoxTimes», финансирование которого, по некоторым данным, осуществляется Архиепископом Американским Елпидофором, 30 августа 2025 года опубликовал на своих страницах текст греческой газеты «Orthodoxi Alitheia» с характерным названием «Фанар — это полный набор провалов». Главной темой данной статьи стало положение дел в Албанской Православной Церкви, которая, по мысли журналистов, при новом Архиепископе Иоанне активно деэллинизируется. При этом среди «провалов» перечисляются и другие проблемы.

«На Украине Епифаний, избранный Фанаром в предстоятели, с трудом пытается достойно удержать свои позиции. В Иерусалиме Феофил уже много лет играет в карты с русскими. Между тем египтяне остаются непоколебимы в споре о праве собственности на Синайский монастырь. Читая всё это, что, по-вашему, объединяет Вселенского Патриарха и министра иностранных дел Греции Герапетритиса? Одинаковая склонность к провалам. Похоже, нет другого объяснения тому, как так много вопросов, жизненно важных для эллинизма и православия, решаются неверно. И откуда пришел последний удар, завершивший эту картину провала? Из Албании. Прошло всего шесть месяцев с момента избрания нового архиепископа в соседней стране, а эта Церковь уже открыто заигрывает с Москвой», — говорится в статье.

«Покойный архиепископ Албанский Анастасий был известен тем, что тщательно соблюдал баланс. Он мог не соглашаться с Фанаром и даже вступать с ним в конфликт, но он никогда открыто не вставал под защиту Москв, — сетуют греческие журналисты. — Его преемник, архиепископ Албанский Иоанн, духовный наследник Анастасия, после своего избрания соблюдал протокол и совершил свой первый официальный визит во Вселенский патриархат. Он почтил Патриарха, а Патриарх, в свою очередь, принял его с традиционным совместным богослужением. Однако после этого — молчание. Никакого интереса или участия со стороны Фанара. Ни со стороны митрополий Элладской церкви. А там, где есть вакуум, появляются другие. Так появилась Русская православная церковь».

«Всего две недели назад митрополит Волоколамский Антоний прибыл в Албанию в сопровождении двух самых влиятельных фигур Москвы: доверенного помощника патриарха Кирилла Николая Балашова и заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Игоря Якимчука, — сгущают краски фанариоты. — В официальном заявлении, опубликованном Албанской архиепископией, подчеркивается важность „межправославных отношений“ и добавляется, что „особое внимание было уделено важнейшему вопросу — миру на Украине“. Хитроумный Волоколамский епископ не стал терять времени и забросил сети в Албанию, позиционируя себя как первого высокопоставленного представителя зарубежной Церкви, встретившегося с новым архиепископом. А что на повестке дня? Как и следовало ожидать, Украина».

«Православное сообщество бурлит из-за украинского вопроса. За пределами трёх грекоязычных церквей Вселенский патриарх Варфоломей становится всё более изолированным, и Волоколамск архиерей пользуется моментом. Русская церковь решительно действует, чтобы Албания не ускользнула из её рук. На данный момент архиепископ Иоанн официально занимает выжидательную позицию, сохраняя двусмысленность в своих высказываниях. Однако источники предполагают, что после визита в Константинополь его следующим официальным пунктом назначения станет Москва — такое развитие событий нанесёт серьёзный удар по Фанару. Албания — не Болгария; её символизм имеет гораздо большее значение», — указывается в статье.

Затем греческие журналисты выступили с откровенными нападками на Албанскую Православную Церковь, обвинив её в отходе от эллинизма (!), как будет Православие и эллинизм — это синонимы. «Многие наблюдатели отмечают медленную, но неуклонную деэллинизацию Албанской церкви. Именно покойный архиепископ Анастасий возродил Церковь, восстановил её из руин и наполнил её содержанием, за что его до сих пор глубоко любят в Албании. Однако после избрания архиепископа Иоанна усилились слухи о кампании по „деэллинизации“. Некоторые голоса, робкие, но настойчивые, утверждают, что имя архиепископа должно быть не Иоаннис (на греческий манер — РЛ), а Джованни или Джоан и что так называемой эллинизации архиепископства должен быть положен конец».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем игумена Арсения (Алексеева) и Б.В.Штюрмера, а также день закладки Феодоровского Государева Собора в Царском Селе

ФеодоровскийВ этот день в 1909 г. Государь Император Николай II лично заложил знаменитый Феодоровский Государев Собор в Царском Селе, ставший приходским храмом Святых Царственных Мучеников. Торжественный молебен совершил епископ Ямбургский Преосвященнейший Феофан, а первый закладной камень был положен лично Царем. Спустя три года в этот же день 1912 г. Феодоровский Государев Собор был освящен. Храм был построен в старорусском стиле, в обсуждении проекта строительства и внутреннего убранства принимали участие знатоки русской старины В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В.Покровский, граф А.А.Бобринский и др. Пещерный храм, в котором любила молиться Царская Семья, был освящен в память прп. Серафима Саровского (в храме была специальная «царская комната»), а верхний — в память Феодоровской иконы Божией Матери, фамильной святыни Династии Романовых. Святыней храма была мантия преподобного Серафима, подаренная прмц. великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Государыни. Существует предание, что в дни Великого поста Государь оставался молиться в храме до глубокой ночи.

После революции храм был закрыт, онa сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Ныне собор передан Русской Православной Церкви, и в нем совершаются богослужения. Рядом с собором установлен первый в России памятник св. Царю Николаю.

Игумен Арсений (Алексеев)Сегодня также день памяти вдохновителя создания Союза Русского Народа игумена Арсения (Алексеева), скончавшегося на Афоне в 1913 г.

Он родился в 1837 г., о его рождении, детстве и юности нет достоверных сведений, известно лишь, что в возрасте 14 лет он оставил мир и ушел на Святую Гору Афон. В 1863 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, а с 1866 г. началась его миссионерско-проповедническая деятельность, он служил миссионером в Самарской и Кавказской епархиях, где получил известность как борец с сектантством. В конце XIX в. по инициативе обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева он был вызван с Афона в Петербург, назначен Синодальным миссионером и настоятелем Воскресенского миссионерского монастыря под Петербургом в сане игумена. Вскоре он применил свои знания и опыт на ниве борьбы с ересью. На рубеже веков в России в среде образованного общества вошли в моду сочинения английского протестанта Фр.Фаррара. Внимательно изучив сочинения англичанина, о. Арсений пришел к выводу, что тот является «решительным врагом Церкви Божией и всей Христианской Святыни» и открыл в Михайловском манеже публичные собеседования, направленные на изобличение еретического духа сочинений Фаррара. Влиятельные поклонники Фаррара обвинили игумена Арсения в богословском невежестве и фанатизме. В ответ он написал брошюру «Обличение на книгу Фаррара, именуемую «Жизнь Иисуса Христа», которую смог издать только в Москве. Враги нанесли новый удар — о. Арсений был лишен звания Синодального миссионера.

В начале войны с Японией игумен Арсений послал на фронт 2 иеромонахов и 9 иноков с походной церковью во имя Св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в храмах Воскресенского монастыря ежедневно совершалась молитва о живых и погибших воинах и о победе над врагом. Однако вскоре грянула новая беда — революция. С началом революционных беспорядков о. Арсений стал публиковать краткие послания, в которых пытался вразумить русских людей, вставших на путь борьбы со властью. Вместе с А.И.Дубровиным, А.А.Майковым и И.И.Барановым (которые, видимо, были его духовными чадами) игумен Арсений стоял у истоков Союза Русского Народа. После создания СРН 23 декабря 1905 г. Государь принял депутацию Союза, в составе которой был и о. Арсений. В ходе Высочайшего приема он поднес Государю икону Архистратига Михаила, а также, воспользовавшись случаем, передал свою брошюру «Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше». В брошюре он обличал столичных фарраровцев, называл их «нечестивцами» и заявлял, что только «ради их грехов и изливает Бог свои фиалы на нашу Россию». Такой дерзости ему простить не могли, и в январе 1906 г. последовал указ Св. Синода об увольнении игумена Арсения от управления Воскресенским монастырем и ссылке в Соловецкий монастырь. Из Петербурга его провожала многотысячная толпа последователей, многие плакали, полагая, что прощаются с ним навсегда, московский СРН поднес ему икону московских святителей с надписью «Союз Русского Народа отцу игумену Арсению во дни гонения его за верность Православию и Русскому Самодержавию из Петрограда в Соловецкий монастырь».

Благодаря хлопотам его почитателей летом 1906 г. ссылка была отменена. Осенью 1906 г. он прибыл в Киев на 3-й Всероссийский монархический съезд. В своем выступлении на съезде он заявил, что «перед русскими людьми стоит теперь задача и долг спасать Самодержавие, спасать и Церковь. Если мы не спасем Церкви, не спасем и России». В 1907 г. игумен Арсений стал организатором паломничества русских патриотов на Святую Землю, которое мыслилось им как начало крестового похода против революции. Он составил специальную покаянную молитву Русского Народа, чтобы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении Отечества. 1 июля 1907 г. паломники вернулись в С.-Петербург со святыней — иконой Воскресения Христова с вделанной в нее частицей Гроба Господня, которой благословил Русского Царя Вселенский Патриарх. В 1911 г. о. Арсений был возведен в сан архимандрита и назначен в тесно связанный с его родным Афоном Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии. В это время на Святой Горе разгорелись прения об Имени Божием. По поручению Св. Синода архимандрит Арсений был направлен туда для борьбы с имяславием. Сначала он обличал имяславие, но вскоре, сделав вывод о православности движения имяславцев, стал одним из его вождей, организовав Союз Исповедников Имени Господня во имя Св. Архистратига Михаила. Имяславцы предали анафеме Константинопольского Патриарха и некоторых российских архиереев, которых считали масонами. Как известно, движение имяславцев было жестоко подавлено войсками, действиями которых руководил тоже активный участник патриотического движения архиепископ Никон (Рождественский). Он писал, что ко времени его прибытия на Афон архимандрит Арсений был разбит параличом. В этом главный гонитель имяславия видел свершение Суда Божия над одним из вождей движения. Однако есть сведения, что архимандрит Арсений, заболев лихорадкой, по ошибке лекаря, принял вместо хины яд. 20 августа 1913 г. он скончался в Андреевском скиту и по распоряжению архиепископа Никона был погребен в лесной чаще как еретик, без отпевания.

Борис Владимирович ШтюрмерВ этот день, в 1918 году, находясь в заточении в Петропавловской крепости был замучен видный правый государственный деятель председатель Совета министров Российской Империи Борис Владимирович Штюрмер. Он родился 15 июля 1848 г. в семье отставного ротмистра в Тверской губернии. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета, с 1872 г. состоял на государственной службе, был Ярославским губернатором, директором департамента общих дел Министерства внутренних дел, членом Государственного совета. В январе 1916 г. назначен председателем Совета Министров и министром внутренних дел. Дружил с Г. Е.Распутиным, из-за чего подвергался ожесточенным нападкам со стороны врагов Самодержавия, был зачислен в состав «темной силы». Активно поддерживал деятельность монархических организаций, сам был членом Русского Собрания, а его брат состоял членом Совета и казначеем этой старейшей монархической организации. Защищал монархистов от нападок военных и местных гражданских властей, будучи премьером. Был хозяином правого салона в Петербурге, где обсуждались в неформальной обстановке пути и способы борьбы с революцией. После февральского переворота был арестован одним из первых и заточен в Петропавловскую крепость, где подвергался постоянным избиениям, издевательствам и глумлению со стороны революционной черни. Родным и близким не позволили даже попрощаться с умиравшим стариком.

В этот же день в 1918 г. по делу «Каморры народной расправы» были расстреляны ЧК активные участники патриотического движения: художник Лука Тимофеевич Злотников, председатель Николаевского отдела Союза Русского Народа Иосиф Васильевич Ревенко, основатель Союза русских патриотов Леонид Николаевич Бобров, один из основателей Русского Национального Клуба Александр Львович Гарязин, лидер Петроградского отдела Отечественного Патриотического Союза Николай Александрович Ларин и предприниматель Василий Петрович Мухин.

Сегодня также день памяти активного участника монархического движения в Киеве священника Василия Матвеевича Кудрицкого, расстрелянного в 1938 г.

В этот день мы вспоминаем также выдающего ученого, видного государственного деятеля, активного члена Русского Собрания и Союза Русских Людей графа Алексея Александровича Бобринского, скончавшегося в изгнании в 1927 г.

Сегодня также день памяти известного подвижника Православия иеромонаха Серафима (Роуза), скончавшегося в 1982 г.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 сентября 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика