Русская линия
<< Полная сводка новостей от 3 июля 2025 >>

Владимир Легойда: Лишение гражданства митрополита Киевского Онуфрия — это политический акт с целью оказать давление на всю многомиллионную паству Украинской Церкви
В Русской Православной Церкви отреагировали на незаконное решение Зеленского лишить украинского гражданства Предстоятеля Украинской Православной Церкви

Владимир ЛегойдаПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выступил с заявлением в связи с появившимися 2 июля 2025 года сообщениями о лишении гражданства Украины Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, сообщает Патриархия.Ru.

«Украинская власть продолжает давление на паству, духовенство и архиереев Украинской Православной Церкви — единственной канонической Православной Церкви в стране. Захваты храмов, преследования священнослужителей и мирян, выдворения, аресты и уголовные дела против архиереев — теперь к этому перечню добавилось еще и лишение гражданства Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия», — отметил Владимир Легойда.

По его словам, правовая оценка этого шага еще впереди, «но уже сейчас можно уверенно констатировать, что лишение гражданства митрополита Онуфрия — не просто юридическая мера, направленная против гражданина Украины», а жесткий политический акт с целью оказать давление на всю многомиллионную паству Украинской Православной Церкви.

«Это продолжение гонений на Церковь и верующих людей, составляющих большинство граждан Украины», — заявил глава Синодального отдела.

Русская линия


Митрополит Запорожский Лука: «Паспорт отняли — Христа не отнять»
Правящий архиерей Запорожской епархии УПЦ рассказал о духовном смысле лишения гражданства Блаженнейшего Митрополита Онуфрия

Митрополит Запорожский ЛукаПравящий архиерей Запорожской епархии УПЦ митрополит Запорожский Лука в своём Телеграм-канале «Лекарь.zp-m.Luke» высказался о решении Владимира Зеленского лишить украинского гражданства Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Онуфрия, указав, что оно «несёт важный духовный смысл для верных чад УПЦ».

«Видно, что Господь «взялся» за нас серьёзно: внутренние потрясения, ковид, полномасшабная война, юридическая угроза запрета, обыски, суды, заключение, и теперь прямое неприкрытое давление на Предстоятеля. Фактически лишение гражданства — форма политических репрессий без соблюдения законных процедур и с нарушением Конституции Украины. Это ставит перед верующими УПЦ вопрос: что сильнее — юридические постановления или вечные духовные истины?, — пишет владыка Лука.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий неоднократно призывал молиться за Украину и её народ, называя войну духовной трагедией. Хотя государство забрало его гражданство, духовные обязанности — молитва, пастырская забота, проповедь — остаются. Это должно нас вдохновлять объединится вокруг нашего Предстоятеля, продолжать молиться, поддерживать ближних и служить, невзирая на политический фон. Каноническая связь сильнее формальных штампов в паспорте.

Кому это выгодно и выгодно ли? Лишение гражданства — это инструмент давления, демонстрация решительности и «защиты суверенитета». Это выгодно, чтобы показать электорату борьбу с «влиянием РФ» внутри страны. Также это отвлекает внимание от социально-экономических проблем. В свою очередь такой шаг вновь активизирует обсуждение на международных площадках темы о нарушении Киевом прав Православной Церкви и основополагающих демократических принципов. А это удар по авторитету и государства, и власти.

Представители «ПЦУ», главой которых является Константинополь, думают, что это расширит их влияние, ослабит УПЦ и упростит процесс перехода приходов под её юрисдикцию, укрепит их «статус» как «национальной церкви», усилит поддержку со стороны государства и общественности. Однако мы видим за последние годы, что насильственное давление вызывает лишь отторжение и углубление духовного конфликта внутри общества. Из клира УПЦ только единицы, кто поддался такому давлению.

Это событие духовно разрушительно — и для верующих, и для национального единства. Для верных чад УПЦ и вообще для духовной жизни в стране это ведёт к усугублению раскола, росту недоверие между Церковью и другими религиозными организациями, государством и народом. Верующие чувствуют себя заложниками политических игр. Что ещё более отдаляет возможность урегулирования конфликта в украинском Православии.

Как верным УПЦ реагировать? История Церкви знает много примеров, когда гонения закаляли веру. Сам Христос учил: «блаженны вы, когда будут гнать вас..» (Ин. 5:11−12). Так и сегодняшнее испытание — это время испытания нашей веры, духовной концентрации, укрепление наших общин, соборной молитвы и поддержки друг друга. Молиться — за своих пастырей, за Церковь и за мир на нашей земле. Поддерживать — морально и практическими делами: помогать священнослужителям, прихожанам, нуждающимся. Строить единство — избегать раскола, надменности и политической риторики внутри Церкви. Укрепляться духом — изучать Священное Писание, канонические традиции, историю Церкви, помнить, что Церковь терпит, но не падает, в житиях новомучеников черпать силы для противостояния нападкам душегубов.

Для нас сегодняшний удар — это момент очищения и сплочения, а не поражения. Это призыв отнестись к вере глубже, чем национальность или формальный статус. Ведь Церковь — это тело Христово, где главным связующей нитью остаётся любовь, а гражданство — лишь временная принадлежность. Мы кроме временного земного гражданства, имеем вечное гражданство — Небесное и там не нужен паспорт.

Да, лишение гражданства — вопиющее несправедливость, но оно не лишает нас веры и духовного авторитета пастырей УПЦ. Напротив — это время стать крепче в молитве, милосердии и единстве. С духовной точки зрения, нужно стойко нести крест вместе с Церковью и продолжать своё служение, как того требует Христос".

Русская линия


Попытки подкупа священнослужителей Молдавской Православной Церкви будут продолжены
Синод Румынского Патриархата принял решение продолжить финансирование «Бессарабской митрополии» в Молдавии

Бессарабская митрополияСинод Румынской Православной Церкви принял решение о «дальнейшей финансовой поддержке и развитии» на территории Молдовы так называемой «Бессарабской митрополии». В частности, в Румынском Патриархате утвердили новые способы финансирования в связи с тем, что «прекратилось международное финансирование», сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на пресс-службу Румынского Патриархата.

Сообщается, что «Синод одобрил механизмы финансовой поддержки социальной миссии „Диакония“ Бессарабской митрополии, проекты которой пострадали от прекращения международного финансирования».

В тоже время, стоит отметить, что представители «Бессарабской митрополии» в Молдавии перешли к попыткам не просто подкупа молдавских священников, но и силового захвата храмов Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата.

Так, 29 июня 2025 года сторонники «Бессарабской митрополии» предприняли попытку захвата храма в селе Гринауцы Рышканского района. Изначально они смогли подкупом убедить священника данного прихода перейти в Румынский Патриархат, а затем попытались забрать себе и храм. Однако этому воспротивилась паства.

По данным очевидцев, клирикам Румынского Патриархата во время захвата храма активно помогали молдавская полиция и представители местной власти. Однако, это им не помогло — верующие массово встали на защиту своей святыни, и судьба храма до сих пор не решена.

Русская линия


Со своим уставом в чужой монастырь
Премьер Армении Николо Пашинян, которому пророчат провал на следующих выборах, потребовал переизбрать Предстоятеля Армянской апостольской церкви

Премьер-министр Армении Никол Пашинян3 июля 2025 года премьер-министр Армении Никол Пашинян официально потребовал проведения внеочередных выборов Католикоса всех армян и отставки нынешнего Предстоятеля Армянской апостольской церкви Гарегина II, сообщает издание СПЖ со ссылкой на Arminfo.infо.

«Внеочередные выборы обязательно должны состояться. Но внеочередные выборы Католикоса всех армян», — написал Пашинян в своем аккаунте в соцсети.

Это заявление стало продолжением усиливающегося конфликта между нынешним режимом Армении и священноначалием. Ещё в мае Пашинян на заседании правительства назвал состояние храмов Армянской церкви похожим на «чуланы» и потребовал «внедрения стандартов», заявив, что «реальным собственником этих памятников является государство».

Церковь ответила в резкой форме, обратив внимание на некомпетентность и отсутствие должного образования у главы правительства, а также на «внутренний кризис общественной коммуникации».

На следующий день Пашинян опубликовал крайне грубое и оскорбительное по форме и содержанию сообщение в адрес Католикоса Гарегина II, позволив себе обсценную лексику. Он также поставил под сомнение целомудрие и добропорядочность епископата, обвинив часть иерархов в нарушении обета безбрачия.

Супруга премьера, Анна Акопян, подключилась к нападкам, назвав духовенство «главными педофилами страны». Позднее Пашинян заявил, что у властей должен быть «решающий голос» в вопросе избрания Католикоса, а кандидаты на этот пост должны проходить государственную проверку биографии.

Он также пригрозил обнародовать компрометирующие материалы против действующего Католикоса Гарегина II и вынести дело в суд. Однако, никаких материалов так и не опубликовал. Тем не менее, Пашинян инициировал создание специальной координационной группы по смещению Католикоса.

Очевидно, что глава нынешнего армянского режима лезет не в своё дело и пытается вмешиваться в сугубо церковные вопросы, которые его не касаются. При этом сторонникам Пашиняна пророчат сокрушительное поражение на выборах в 2026 году. А потому вполне понятно, почему они так истерично пытаются заткнуть рот Армянской церкви, священноначалие которой не раз обличало их в предательстве армянских интересов.

Впрочем, участь церковных гонителей всегда незавидна, и Пашинян и его сторонники вряд ли станут здесь исключением.

Русская линия


Митрополит Пафосский Тихик добивается разрешения совершать богослужения
Архиепископ Кипрский Георгий своим единоличным решение запретил владыке совершать службы, хотя такого запрета Синод не принимал

Архиепископ Кипрский  Георгий и митрополит Пафосский ТихикМитрополит Пафосский Тихик обратился к Архиепископу Кипрскому Георгию с письмом, в котором просит Предстоятеля Кипрской Церкви разрешить ему совершить поминальную Литургию в главном храме Месан в память о своей почившей матери, чтобы все жители города могли принять участие в этом богослужении, а также настаивает на передаче ему всех документов по озвученным ранее на Синоде обвинениям против себя, сообщает СПЖ со ссылкой на Philenews.

Архиепископ Кипрский Георгий своим единоличным решением запретил низложенному архиерею совершать богослужения, хотя такого запрета Синод Кипрской Церкви не принимал. Несмотря на возражения владыки Тихика по этому поводу, Кипрский Архиепископ настаивает на своём решении.

Портал «Союза православных журналистов» опубликовал полный текст письма:

«Моим письмом от 22.6.2025 я просил вас и Священный Синод разрешить мне служить в монастыре, который остается без богослужений, а также просил разрешение на выходные 5−6 июля служить в моем родном селе Месаны Пафоса, чтобы совершить шестилетнее поминовение моей матери Фредерики.

Священный Синод письмом от 23.6.2025 установил, что для моего служения требуется разрешение «Местоблюстителя».

Следуя этому указанию, я подал соответствующее прошение 25.6.2025 с просьбой разрешить мне совершить 15 Божественных Литургий и 2 всенощных бдения в различных приходах и селах (до 22.5.2025 я совершал гораздо больше богослужений), однако в вашем ответном письме от 26.6.2025 вы уведомили меня, что не разрешаете мне служить в Пафосе.

Как вы указываете, «по церковной икономии» вы разрешаете мне совершить Божественную Литургию в субботу 5.7.2025 для поминовения, но при этом не объясняете ни оснований для строгости запрета, ни для применения икономии, поскольку я не лишен сана и не отстранен от служения (очевидно, что в любом из этих случаев не было бы места для «икономии»).

В часовню святого Георгия в Месанах в субботу 5 июля я бы пошёл служить один, поскольку, как вы знаете, я особенно благоговею перед этим святым местом и написал книгу об истории этой обители, к которой вы написали предисловие.

Поминовение назначено на воскресенье 6.7.2025 (день преставления моей плотской матери Фредерики) в храме святого апостола Тихика в Месанах, где моя мать неизменно молилась и особенно благоговела. Согласно установившейся традиции, поминовения совершаются в главном храме прихода или села, где собираются все верующие — таково желание моего отца, моих братьев и моё личное. Совершение Божественной Литургии в храме святого апостола Тихика в Месанах даст возможность присутствовать родственникам и всем, кто ценил мою мать.

Совершение поминовения «по икономии» в часовне святого Георгия в Месанах связано с множественными опасностями. Как известно, она находится в 10 минутах езды от села, требуется автомобиль с высоким клиренсом, поскольку подъезд к часовне — по грунтовой дороге, в этой местности нет посаженных деревьев, отсутствуют электричество, водоснабжение и санитарные помещения, территория заросла дикой растительностью с серьёзным риском встречи со змеями и другими пресмыкающимися. При температуре свыше 40 градусов существует серьезная вероятность обморока, особенно у пожилых людей, с реальной угрозой для жизни, поскольку от Месан до ближайшей больницы в Пафосе — не менее 40 минут езды.

Прошу дать мне соответствующее благословение служить в воскресенье 6 июля 2025 года.

Никакие священные каноны или правила Устава Кипрской Церкви не предусматривают запрета на совершение мной священных чинопоследований и Литургий, поскольку я не нарушил ни одного из них, и у меня никогда не отнимали права священнослужения.

Исповедание веры было направлено 18.6.2025 по электронной почте архисекретарю Священного Синода и 19.6.2025 доставлено ему курьерской службой. А 22.6.2025 оно было разослано всем синодальным архиереям накануне заседания Священного Синода 23.6.2025, как подтверждают расписки о получении. Очевидно, что исповедание веры не являлось предварительным условием для моего служения, но требовалось «для получения титула и должности от Священного Синода» (согласно сообщению Священного Синода от 22.5.2025).

Как я указывал в своем письме от 22.6.2025 к вам и братьям синодальным архиереям: «Все ваши документы переданы исключительно для вашего сведения. Очевидно, это не означает, что Священный Синод примет какое-либо новое решение по моему делу, поскольку мы ожидаем решения Вселенского Патриархата».

Кроме того, я неоднократно просил в течение более месяца передать мне все касающиеся меня документы — протоколы заседаний, обвинительное решение, официальный текст обвинений с доказательствами, а также любые другие связанные с делом материалы. Несмотря на это, их передача систематически избегается без какого-либо обоснования.

Прошу Ваше Блаженство лично заняться этим вопросом.

В своем письме вы уведомляете меня, что «Священный Синод обращает мое внимание на строгое соблюдение своих решений», хотя все прекрасно знают, что я никогда не был непослушен Священному Синоду.

Наконец, Блаженнейший, завершаю свое письмо тем, что не является последним по значимости, но, возможно, самым важным: передаю вам личное желание — мое и моих близких — чтобы вы пришли на поминовение моей матери, которая вас безгранично почитала, и которое состоится в воскресенье 6 июля, дабы мы сослужили и причастились от одной и той же Святой Чаши. Это даст нам возможность явить наше единство во Христе".

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного государственного деятеля графа Н.П.Игнатьева и учёного-слависта А.Ф.Гильфердинга

Граф Николай Павлович Игнатьев

Сегодня день памяти выдающегося государственного деятеля и дипломата, генерал-адъютанта графа Николая Павловича Игнатьева, скончавшегося в 1908 г.

Он родился 17 января 1832 г. в С.-Петербурге в старинной дворянской семье. Образование получил в Пажеском корпусе и Академии Генерального Штаба, которую окончил в большой серебряной медалью и с занесением его имени на мраморную доску в числе лучших выпускников. Почувствовав призвание к дипломатической деятельности, Игнатьев еще в академии стал изучать историю Востока и турецкий язык. В 1856 г. он был назначен военным атташе в Лондон, где продемонстрировал прекрасное знание тонкостей военной дипломатии и военно-политической ситуации в Европе.

В это время между Россией и Англией шла «холодная» война, англичане финансировали и вооружали кавказских горцев, среднеазиатских ханов, поддерживали польских сепаратистов. В ответ на английскую экспансию русское правительство активизировало продвижение в Среднюю Азию и на Дальний Восток. В связи с этим Игнатьев в 1858 г. получил ответственное поручение возглавить дипломатическую и научную экспедицию в Хиву и Бухару. Он блестяще выполнил возложенную миссию, проявив исключительное мужество, твердость и дипломатический такт, заключил выгодный для России договор с эмиром Бухары. Затем он был направлен в Китай. Здесь в разгар 3-й опиумной войны он выступил посредником на переговорах между англо-французскими войсками и китайцами. Взамен Игнатьев добился ратификации Айгунского договора 1858 г., а в 1860 г. заключил Пекинский договор, в результате которого территория современного Приморского края была присоединена к России.

В 1864 г. Игнатьев был назначен на ответственную и опасную должность русского посланника в Константинополе. Здесь, проявив свои недюжинные способности дипломата, он поднял престиж России на Балканах. Во многом благодаря Игнатьеву из Сербии в 1867 г. были выведены турецкие войска. Конечной целью своей деятельностью он считал ликвидацию Османской империи, освобождение южных славян и присоединение к России Константинополя и черноморских проливов. После победоносной русско-турецкой войны 1877−78 гг. именно Игнатьев вел переговоры о заключении мира в Сан-Стефано, согласно которому Османская империя теряла большую часть владений в Европе, Болгария, Сербия, Черногория и Румыния увеличивали территории, Россия возвращала себе Бессарабию и присоединяла Батум и Карс. Однако под давлением европейских держав Россия вынуждена была отказаться от ряда положений Сан-Стефанского договора. Игнатьев, недовольный этим, подал в отставку.

В 1881 г. Игнатьев был призван на службу новым Государем Александром III. Сначала он стал министром государственных имуществ, а 4 мая 1881 г. был назначен на самую ответственную должность — министра внутренних дел. Ему пришлось бороться с террором народовольцев, студенческими беспорядками, с либеральными требованиями принятия конституции. Игнатьев издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране» и «Временные правила о евреях» и повел достаточно успешную борьбу с террористами. Проникнутый славянофильскими идеями Игнатьев попытался осуществить проект восстановления Земских Соборов в России. Объявление Манифеста о созыве Собора предусматривалось 6 мая 1882 г., в 200-ю годовщину последнего Земского Собора и в день рождения Наследника Николая Александровича. Сам Собор должен был открыться через год, в день коронации Императора Александра III. Однако против проекта Игнатьева решительно выступили все министры (особенно решительно обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев) из-за боязни, что либералы и сепаратисты превратят Собор в Учредительное собрание по образцу французских Генеральных Штатов 1789 г. 30 мая 1882 г. Игнатьев получил отставку, но остался членом Государственного Совета. До конца жизни он не принимал активного участия в политической жизни, делая исключение только для Славянского общества, где продолжал оказывать помощь болгарам и сербам.

Александр Федорович Гильфердинг Сегодня мы также вспоминаем известного слависта, исследователя русского фольклора славянофила Александра Федоровича Гильфердинга, скончавшегося в 1872 году.

Он родился 2 июля 1831 г. в Варшаве в семье директора дипломатической канцелярии при Наместнике царства Польского. Предки Гильфердинга приехали в Россию из Германии еще при Императоре Петре Великом. Его отец хотя и считал себя немцем, но сына воспитал в истинно русском духе и крестил в Православии, что во многом объяснялось близким знакомством отца Гильфердинга с А.С.Хомяковым и другими славянофилами. Будучи с детства связанным со славянофильской средой, Гильфердинг в дальнейшем органически вошел в их братство. Окончив историко-филологический факультет Московского университета, он занялся изучением санскрита, стремясь установить его связь со славянскими языками. Одновременно Гильфердинг занимался популяризацией славянской истории, печатая в «Московских ведомостях» «Письма об истории сербов и болгар», а в «Москвитянине» — «Историю балтийских славян». По окончании университета Гильфердинг служил в МИД, в 1856 г. стал консулом в Боснии. Помимо дипломатической службы ученый собирал древние славянские рукописи, беседовал с народными сказителями. В 1858 г. он выпустил на французском языке книгу «Восточные славяне», знакомившую западную науку с этнографией русской нации, в 1859 г. вышла его работа «Босния, Герцеговина и Старая Сербия», а в 1861 г. — «Борьба славян с немцами на балтийском поморье в средние века». С 1867 г. Гильфердинг возглавлял Петербургский Славянский комитет, а с к. 1860-х этнографический отдел Русского Географического общества. Много путешествуя по отдаленным землям России, Гильфердинг стал одним из открывателей устного фольклора Русского Севера. Выпуск онежских былин стал научным подвигом ученого, однако на выборах в Академию наук Гильфердинг был забаллотирован за свои славянофильские взгляды. Показательна реакция немца-славянофила, отметившего, что от немецкого состава российской Академии (!) другого ждать не приходиться. В 1872 г. он отправился во вторую поездку на Север, но в дороге простудился и умер.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 3 июля 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика