Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 июня 2025 >>

Святейший Патриарх Кирилл отправился с Первосвятительским визитом в Белоруссию
Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит торжества в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Патриаршие символы4 июня 2025 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в пределы Белорусской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.

В ходе визита в Республику Беларусь Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождают: управляющий делами Московский Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко; руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега); заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.

В аэропорту Минска Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, епископ Борисовский и Марьиногорский Амвросий, епископ Несвижский Авксентий, духовенство Белорусской Православной Церкви.

Также в числе встречавших были: Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Б.В. Грызлов, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Н.В. Петкевич, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак.

4 июня Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит утреню Всенощного бдения в Свято-Духовском кафедральном соборе Минска в сослужении Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архипастырей Минской митрополии и духовенства белорусской столицы.

5 июня 2025 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, где совершит Литургию в Кресто-Воздвиженском соборе обители.

Русская линия


Владимир Путин призвал папу Римского Льва активнее выступать в поддержку свободы вероисповедания на Украине
В ходе телефонного разговора с главой Ватикана президент России обратил внимание на гонения на Украинскую Православную Церковь

Владимир Путин разговаривает по телефону4 июня 2025 года президент России Владимир Путин созвонился с главой Ватикана папой Римским Львом XIV и ещё раз поздравил его с избранием, пожелав папе успехов в исполнении столь высокой миссии, сообщает официальный сайт Президента РФ.

С обеих сторон был отмечен большой личный вклад папы Римского Франциска в укрепление отношений между Россией и Ватиканом. Условлено продолжать усилия, направленные на дальнейшее развитие этих связей на основе объединяющих духовно-нравственных ценностей, в интересах построения более справедливого миропорядка. Выражен взаимный настрой на углубление сотрудничества в культурно-гуманитарной области, а также в деле защиты христиан и христианских святынь в различных регионах мира, в частности, на Ближнем Востоке.

По просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир Путин передал папе Римскому Льву XIV пожелания успехов в пастырском служении. Понтифик высказался за продолжение важного диалога между двумя Церквами.

При обмене мнениями по ситуации на Украине Владимир Путин подтвердил заинтересованность в достижении мира политико-дипломатическим путём, подчеркнув, что для окончательного, справедливого и всеобъемлющего разрешения кризиса необходимо устранить его первопричины.

В контексте возобновления прямых российско-украинских переговоров в Стамбуле президент России информировал о достигнутых в ходе второго раунда конкретных договорённостях по обмену военнопленными и телами погибших. Акцентировано внимание, что российская сторона принимает все возможные меры для воссоединения детей с родственниками.

Выражена признательность главе Ватикана за готовность оказать содействие в урегулировании кризиса, в частности, за участие Ватикана на деполитизированной основе в решении острых гуманитарных вопросов.

Владимир Путин обратил особое внимание на то, что киевский режим делает ставку на эскалацию конфликта, проводит диверсии в отношении объектов гражданской инфраструктуры на российской территории. Подчёркнуто, что осуществлённый на днях украинской стороной намеренный и целенаправленный удар по мирным жителям однозначно квалифицируется в международном праве как терроризм.

В связи с известной линией киевских властей на ликвидацию канонической Украинской Православной Церкви выражена надежда, что Ватикан будет активнее выступать в поддержку свободы вероисповедания на Украине.

Русская линия


Митрополит Пирейский Серафим призвал к созыву Всеправославного Собора
Архиерей Элладской Православной Церкви считает, что только соборное обсуждение украинского вопроса может восстановить единство мирового Православия

Митрополит Пирейский СерафимИерарх Элладской Православной Церкви митрополит Пирейский Серафим призвал к созыву Всеправославного собора для решения украинского церковного вопроса, вызвавшего раскол мирового Православия. Иерарх отметил, что из-за церковной ситуации, сложившейся на Украине, серьёзно пошатнулось всеправославное единство, которое необходимо восстановить. Об этом он заявил во время Богословской конференции, посвящённой украинскому церковному кризису, передаёт портал Raskolam.net.

Архипастырь обратил внимание на несколько принципиально важных аспектов, которые, по его мнению, привели к сложившейся в Православии ситуации. Прежде всего, речь шла о том, что Константинопольский Патриарх Варфоломей, хоть и считается первым по чести, однако не имел права принимать самостоятельное решение по поводу предоставления автокефалии «ПЦУ». Владыка Серафим убеждён, что такой вопрос должен был быть рассмотрен совместно со всеми Поместными Церквями.

Второй момент, на котором архиерей заострил внимание слушателей, это сомнительный канонический статус представителей «ПЦУ». Митрополит Серафим подчеркнул, что «ПЦУ» за шесть лет признали лишь четыре Поместные Церкви и то частично. Этот факт свидетельствует о том, что дарование автокефалии «ПЦУ» Патриархом Варфоломеем, разделило Православие. Кроме того, архиерей отметил, что «включение в единство и общение Церкви предполагает обязательно глубокое переживание и искреннее выражение покаяния» за предыдущее пребывание в расколе, чего не произошло ни с кем из представителей «ПЦУ».

В конце своего выступления, архиерей призвал к скорейшему созыву Всеправославного собора, который сможет восстановить пошатнувшееся единство Поместных Православных Церквей и решить украинский церковный вопрос. «Главным образом, чтобы прекратилось разделение церковного общения православных автокефальных Церквей», — заявил архиерей, подчеркнув необходимость решения этого «важнейшего церковного дела» на канонической основе.

Русская линия


Фильм Эмира Кустурицы о гонениях на Украинскую Православную Церковь показали в Париже
Премьера документальной ленты «Люди Христовы. Наше время» состоялась в Российском духовно-культурном православном центре

Эмир КустурицаПоказ документального фильма «Люди Христовы. Наше время», созданного сербскими кинематографистами под руководством известного режиссёра Эмира Кустурицы, состоялся в Российском духовно-культурном православном центре на набережной Жака Ширака в Париже, сообщает EADaily.

Создатели документального проекта одновременно выступили и его героями. В их числе православный священник, философ и поэт Марио Сельвини из Генуи, епископ Сербской Православной Церкви владыка Ириней Бачский, преподаватель Кембриджского университета Вукан Маркович и продюсер, уроженец Донбасса Юрий Бардаш.

О происходящем давлении на каноническую УПЦ и её верующих на Украине в документальной ленте из первых рук рассказали православный миссионер, философ Руслан Калинчук из Ивано-Франковска и священник Николай Могильный из Киева.

Показ в Париже стал премьерным для стран Западной Европы, зрителя смогли посмотреть ленту с русским дубляжем и французскими субтитрами, сообщает ТАСС.

«Для Российского духовно-культурного центра показ документальной ленты „Люди Христовы. Наше время“ — важное событие. Это первая демонстрация фильма не только во Франции, но и в Западной Европе. Хотелось бы надеяться, что эта инициатива станет предостерегающим свидетельством и позволит приоткрыть глаза французской аудитории на тяжелую правду о церковном расколе на Украине», — подчеркнула советник-посланник по вопросам культуры посольства РФ во Франции, руководитель центра Анна Котлова.

В сентябре прошлого года картина была впервые представлена в Белграде, на премьере выступил Патриарх Сербский Порфирий.

Ранее президент России Владимир Путин заявил, что фильм является документальным свидетельством трагических событий, происходящих на Украине, связанных с массовыми нарушениями прав и религиозных свобод миллионов людей, настоящим надругательством над исторической памятью, гонениями на православную церковь со стороны киевского режима.

Русская линия


Архиепископ Кипрский Георгий собирается расправиться со всеми несогласными с ним архиереями
Предстоятель Кипрской Православной Церкви заявил, что на следующем Синоде намерен поставить вопрос о взглядах митрополита Морфского Неофита

Архиепископ Кипрский Георгий и Константинопольский Патриарх ВарфоломейАрхиепископ Кипрский Георгий, ранее признавший и сослуживший с украинскими раскольниками, дал понять, что намерен расправиться со всеми несогласными с его позицией архиереями Кипрской Православной Церкви. В частности, он заявил, что дело недавно отстранённого от кафедры Пафосского архиерея Тихика «будет окончательно решено» на следующем заседании Синода, поскольку тот не отказался от своих взглядов, сообщает портал «OrthodoxTimes».

По словам Кипрского Предстоятеля, последние события «выявили ересь внутри Церкви» и после решения Священного Синода отстранить владыку Тихика от митрополичьего престола Пафоса к нему поступили данные из соседних митрополий и других частей Кипра, которым он намерен дать дальнейший ход. То есть 23 июня на Синоде митрополит Тихик, выразивший несогласие с Архиепископом Георгием по многим вопросам, может быть подвергнут дальнейшим прещениям.

Кроме того, в планах Предстоятеля Кипрской Церкви расправиться с ещё одним неудобным для него архиереем — митрополитом Морфским Неофитом, заявления и взгляды которого, по словам владыки Георгия, «будут рассмотрены на следующей сессии Синода».

При этом Кипрский Архиепископ демонстративно встал на защиту митрополита Тамасосского Исайи, против которого ранее выступали насельники монастыря святого Аввакума, обвиняя его в церковных преступлениях. Он заявил, что никаких жалоб против владыки Исайи не поступало. Характерно, что ранее митрополит Тамасосский выступал категорически против признания «ПЦУ», но затем резко изменил свою позицию на противоположную, а потому теперь к нему и нет никаких претензий.

В завершение Предстоятель Кипрской Церкви «призвал всех, у кого есть доказательства против кого-либо, даже против него самого, выступить». Но в реальности все понимают, что речь идёт об обыкновенной расправе Архиепископа Георгия со своими оппонентами в Синоде и не более того. При этом Кипрского Предстоятеля активно поддерживают на Фанаре.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Александровну, историка Н.М.Карамзина и генерала С.А.Хрулева

Императрица Мария АлександровнаСегодня день памяти Государыни Марии Александровны, супруги Императора Александра II Николаевича и Августейшей матери Императора Александра III Александровича, отошедшей ко Господу 22 мая 1880 года.

Будущая Российская Императрица родилась 27 июля 1824 г. в семье великого герцога Гессенского Людовика II, и звалась в девичестве Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Великий Князь Александр Николаевич — будущий Император Александр II, путешествуя по Западной Европе в 1838−39 гг., по влечению своего сердца избрал принцессу Марию спутницей своей жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, приняв в сентябре того же года Православие и новое имя — Мария Александровна, а 16 апреля 1841 г. состоялось венчание Наследника Русского Престола и Принцессы Марии.

Посвятив всю свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании, Императрица Мария Александровна стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Именно она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. Ее гимназии получили названия Мариинских.

Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества восстановления христианства на Кавказе, распространения духовно-нравственных книг, Российское миссионерское общество, она курировала деятельность Общества заботы о слепых и другие благотворительные учреждения.

Сама же Государыня была очень слаба здоровьем — не многие знали, что Мария Александровна была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. В память о добродетельной Государыне был основан г. Мариинск (ныне Кемеровская область), ее именем наречен один из крупнейших театров мира — Санкт- Петербургский Мариинский театр.

Николай Михайлович КарамзинСегодня также день памяти известного русского историка, одного из видных идеологов русского консерватизма Николая Михайловича Карамзина, скончавшегося 22 мая 1826 года.

Он родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (Карамзины происходили из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин также посещал лекции в Московском университете, некоторое время служил в Преображенском полку. По смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и в этот период сблизился с масонами, под влиянием которых сформировались его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения. Однако к 1788 г. Карамзин охладел к «вольным каменщикам», разорвав с ними отношения. Будучи свидетелем революционных событий во Франции, Карамзин начал критичнее относится к «передовым» идеям Запада. «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!», — писал в это время Карамзин.

С 1791 г. Карамзин начинает издавать «Московский журнал», альбом «Аглая» (1794−95), альманах «Аониды» (1796−99), «Пантеон иностранной словесности» (1798), журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1799), публикует «Письма русского путешественника» (1791−92), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным поэтом Г. Р.Державиным. Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе — сентиментализм («Бедная Лиза»), осуществляет масштабную реформу русского языка. В 1791 г. Карамзин писал: «В нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». А его повесть «Наталья, боярская дочь» (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.?»

Восшествие на престол Императора Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому Государю, в котором он сформулировал монархическую программу, ясно высказавшись в пользу Самодержавия. В этот период Карамзин стал издавать журнал «Вестник Европы», со страниц которого он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя, отстаивавшего государственническую позицию. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе. народу, который будет всегдашним учеником», — писал Карамзин о заимствованиях с Запада.

Вскоре Карамзин проявляет себя еще и как великолепный историк — с 1803 по 1811 гг. он создает 5 томов «Истории государства российского» (последний, 12-й том, вышел посмертно), попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники. К 1810 г. под влиянием занятий русской историей Карамзин становится последовательным консерватором-патриотом. Через своего родственника Ф.В.Ростопчина он знакомится с лидером тогдашней «русской партии» при Дворе — Великой Княгиней Екатериной Павловной, а затем и с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, трактат «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» — наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли, содержащий цельную и оригинальную концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью. Самодержавие есть «палладиум России», главная причина ее могущества и процветания — таковым был вывод «Записки».

В последние годы своей жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с такими видными консервативными деятелями как В.А.Жуковским, граф С.С.Уваров и др. В 1818 г. за составленную им «Историю» Карамзин был принят в члены Российской Императорской академии. Значение его труда точно выразил П.А.Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».

Степан Александрович ХрулёвСегодня мы также вспоминаем известного русского боевого генерала, героя Крымской войны генерал-лейтенанта Степана Александровича Хрулева, скончавшегося в 1870 году.

Он родился в 1807 году в Тульской губернии. Получив воспитание в тульском Александровском университете, Хрулев определился в конную артиллерию. Боевое поприще Хрулев начал в польской войне 1831 г., во время подавления революции в Венгрии (1849) он командовал передовым отрядом авангарда главной армии. В 1853 г. Хрулев принял участие в экспедиции генерала В.А.Перовского в Среднюю Азию против кокандцев, отличившись при осаде крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда).

С началом Восточной (Крымской) войны Хрулев был послан к войскам князя Горчакова в Дунайские княжества и особенно отличился 20 февраля 1854 г. при отражении турецкого десанта из крепости Силистрии на левом берегу Дуная, в деле под Журжей, на острове Родомане, был ранен. В начале 1855 г. генерал был переведен в состав севастопольского гарнизона и здесь выказал блестящую отвагу и распорядительность, командуя дивизией. Генерал лично ходил в атаки против осаждавших крепость англо-французских войск, был ранен во время обороны Малахова кургана. Выдающиеся подвиги Хрулева при обороне Севастополя принесли ему большую популярность в войсках и у населения Севастополя, а также орден св. Георгия 3-й степени В 1856 г. генерал был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным кавказским корпусом; позже командовал 2-м армейским корпусом. С 1862 г. Хрулев находился в отставке.

Когда генерал Хрулев умирал — было это в Петербурге в 1870 году, — то завещал похоронить его в Севастополе, на солдатском кладбище, а на памятнике написать: «Подвиньтесь, братцы, лягу вместе с вами..». В момент погребения все корабли Черноморского флота отдавали герою последние почести залпами из орудий.

ПотешныеВ этот день в 1910 г. в Царском Селе состоялся смотр потешным войскам, в котором принял участие «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». Смотр принимал сам Августейший покровитель класса.

Движение потешных предполагалось как целая система военно-патриотического воспитания детей и юношества. Отцом-основателем движения был педагог, инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А.Луцкевич (1848−1912), но сама идея движения принадлежала Государю Николаю II. 8 января 1908 г. Государь высказал пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. В 1909 г., объявляя благодарность Луцкевичу, Император начертал: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль». Организатор потешных был человеком монархических убеждений, в 1906 г., состоя на службе в Одессе, имел тесные связи с монархическими организациями (Союзом Русских Людей и Союзом Русского Народа), из-за чего претерпел гонения — был переведен с явным понижением без видимых причин в уездный Бахмут. Однако здесь Луцкевич организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, в состав которого принимались в основном дети из беднейших семей. После смотра в Царском Селе, когда Луцкевич вернулся в Бахмут, обласканный Царем и возведенный в чин действительного статского советника (непосредственный его начальник — директор училищ уезда был ниже чином), против него была развязана травля. Несмотря на поддержку монархистов Одессы и Петербурга травля Луцкевича продолжалась — в 1911 г. он оказался под следствием «за упущения в работе». Измученный преследованиями организатор потешных скончался в 1912 г.

Поскольку чиновники Министерства народного образования торпедировали царскую идею, было решено передать дело организации потешных классов в Военное министерство. Идею активно поддержали монархические союзы, вопрос об организации потешных активно обсуждался на 5-м Всероссийском монархическом съезде в Петербурге в мае 1912 г. Пропагандистом этого дела стал генерал-майор К.И.Дружинин (погиб на фронте в 1914 г.), который в одном из своих выступлений призывал: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды — Государя Наследника Цесаревича Алексия — воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе». Первая Мировая война и революция помешали осуществить эти планы.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 июня 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика