Россия настаивает на восстановлении прав Украинской Православной Церкви
Одним из главных пунктов российского меморандума об урегулировании вооружённого конфликта между Россией и Украиной стал церковный вопрос
2 июня 2025 года в Стамбуле был представлен и передан украинским представителям меморандум России об урегулировании российско-украинского конфликта. В документе, помимо прочих обязательных условий для завершения военных действий, содержится пункт о восстановлении всех прав Украинской Православной Церкви.
Основные параметры окончательного урегулирования:
1) международно-правовое признание вхождения в состав РФ Крыма, ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей; полный вывод с их территорий подразделений ВСУ и др. военизированных формирований Украины;
2) нейтралитет Украины, предполагающий ее отказ от вступления в военные союзы и коалиции, а также запрет на любую военную деятельность третьих государств на территории Украины и размещение там иностранных вооруженных формирований, военных баз и военной инфраструктуры;
3) прекращение действия и отказ от заключения в будущем международных договоров и соглашений, не совместимых с положениями п. 2 настоящего Раздела;
4) подтверждение статуса Украины как государства, обладающего ядерным и другим ОМП, с установлением прямого запрета на его прием, транзит и размещение на территории Украины;
5) установление предельной численности ВСУ и иных воинских формирований Украины, предельного количества вооружений и военной техники и их допустимых характеристик; роспуск украинских националистических формирований в составе ВСУ и Нацгвардии;
6) обеспечение полноты прав, свобод и интересов русского и русскоязычного населения; придание русскому языку статуса официального;
7) законодательный запрет героизации и пропаганды нацизма и неонацизма, роспуск националистических организаций, партий;
8) снятие всех действующих и отказ от введения новых экономических санкций, запретов и ограничительных мер между РФ и Украиной;
9) решение комплекса вопросов, связанных с воссоединением семей и перемещенными лицами;
10) отказ от взаимных претензий в связи с нанесенным в боевых действиях ущербом;
11) снятие ограничений в отношении УПЦ;
12) поэтапное восстановление дипломатических и экономических отношений (включая газовый транзит), транспортного и иного сообщения, в том числе с третьими государствами.
Ранее в МИД России неоднократно заявляли, что украинский церковный вопрос будет предметом российско-украинских мирных переговоров. При этом остаётся неизвестным отношение священноначалия Украинской Православной Церкви к тому, что Россия встала на её защиту. Впрочем, это мало что меняет. Для украинского режима УПЦ всегда будет частью Московского Патриархата, которую необходимо уничтожить, а для Москвы — частью Русской Православной Церкви.
Русская линия
Военному священнику Антону Савченко присвоено звание Героя России (посмертно)
Клирик Псковской епархии погиб на Донбассе при исполнении своих пастырских обязанностей во время спасения раненных
Президент России Владимир Путин присвоил звание Героя РФ (посмертно), клирика Псковской епархии военному священнику Антону Савченко, который погиб в зоне специальной военной операции по защите Донбасса при исполнении пастырских обязанностей. Соответствующий указ главы государства был опубликован во вторник, сообщает РИА Новости.
«За мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга, присвоить звание Героя Российской Федерации Савченко Антону Олеговичу — помощнику командира по работе с верующими военнослужащими 2 отдельной бригады специального назначения Ленинградского военного округа (посмертно)», — сообщается в указе.
С апреля 2022 года пастырь регулярно отправлялся в командировки в зону специальной военной операции, «проживая вместе с воинами в блиндажах, поддерживал военнослужащих в боевых условиях, совершал Таинства и требы, проводил беседы», — так свидетельствовал о нём митрополит Псковский и Порховский Матфей, сообщает Телеграм-канал Prichod.ru.
Отец Антоний погиб во время ракетной атаки 12 мая 2025 года, спасая раненых людей. Как рассказал знавший его митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, слова которого цитирует ТАСС, священнослужитель, сам будучи раненым, стал выносить других людей, которые не могли ходить.
«Одного за другим он вынес четырёх человек. Прилетел снаряд, и наш отец Антоний своим телом накрыл раненого офицера», — отметил архипастырь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также наградил убиенного священника орденом благоверного князя Димитрия Донского (I степени).
Это не первый священник, ставший Героем России, — в ноябре 2022 года Владимир Путин удостоил посмертно этого звания настоятеля храма при штабе Ракетных войск стратегического назначения протоиерея Михаила Васильева, убиенного при исполнении пастырских обязанностей в зоне СВО. В течение более чем двух десятилетий отец Михаил окормлял российских воинов в горячих точках.
Вечная память и вечный покой пастырям Христовым и героям России!
Русская линия
В Вятке стартовал Великорецкий Крестный ход
Около 22 тысяч паломников вышли из стен Свято-Успенского Трифонова монастыря Вятки в православное шествие во главе с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца
3 июня 2025 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в Свято-Успенском соборе Трифонова мужского монастыря Вятки была отлужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Радость совместной молитвы с владыкой Марком разделили архиепископ Корейский Феофан, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Всеволод и многочисленное духовенство, сообщает пресс-служба Вятской епархии.
Молитвенное участие в духовном празднике приняли паломники Великорецкого крестного хода, собравшиеся сегодня вновь на Вятской земле, чтобы совершить многодневное шествие вслед за образом святителя Николая к месту обретения иконы — берегам реки Великой.
По окончании Литургии на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.
Со словами напутствия и поздравления к паломникам обратился губернатор Кировской области Александр Соколов:
«Сегодня на Вятке очень большой праздник, который мы называем Вятской Пасхой! Хочу поздравить всех с этим светлым праздником. Сегодня даже погода нам благоволит: позавчера была жара, вчера ливень и холод, а сегодня тепло, солнечно, как будто бы сам Господь желает нам успехов в служении Ему. Сегодня десятки тысяч православных людей со всего православного мира, как и шестьсот лет назад, собираются на Вятке, чтобы послужить Господу нашему. Хочу всем паломникам пожелать сил, уверенности, достижения целей, благих мыслей и благих дел! С праздником!»
Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским благословением:
«У нас есть с вами прекрасная пословица, говорящая, что „путь осилит идущий“. Всем нам желаю, пройдя Всероссийский Великорецкий крестный ход, обрести благодать Духа Святаго, и чтобы эта радость от общения со всей полнотой Божества никогда не покидала наших с вами сердец! Бог помощь!»
Около 22 тысяч паломников утром вышли из стен Свято-Успенского Трифонова монастыря вслед за Великорецким образом святителя Николая Чудотворца.
В 11 часов дня Крестный ход достиг Троицкой церкви слободы Макарье. В Макарье перед Великорецким образом был совершен торжественный молебен святителю Николаю. Богослужение возглавил митрополит Вятский Марк в сослужении архиепископа Феофана и епископа Паисия.
Крестный ход на протяжении всего пути сопровождают сотрудники МВД, ГИБДД и МЧС, специалисты скорой помощи и службы медицины катастроф, врачи-добровольцы, казаки и поисково-спасательные отряды.
На территории Троицкой церкви слободы Макарье паломники расположились на отдых и трапезу, пополнили запасы питьевой воды. Верующие поклонились образу святителя Николая Чудотворца, посетили восстановленную часовню в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Священнослужители Вятской епархии отслужили литию у могилок покоящихся на территории Троицкой церкви протоиерея Серафима Исупова, иерея Алексия Борисова, протодиакона Владимира Жукова, молитвенно почтили память батюшек и помолились о упокоении душ своих почивших сродников.
После отдыха в 14.00 верующие продолжили путь вслед за иконой святителя Николая. Вечером паломники достигли села Бобино, где остановились на первый ночлег.
Главные торжества Великорецкого Крестного хода состоятся 6 июня на берегу реки Великой — месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Русская линия
Монашествующие Киево-Печерской Лавры требуют привлечь к ответственности чиновников Минкульта Украины за разжигание религиозной вражды
Ранее глава Минкульта Николай Точицкий и ряд его подчинённых выступили с нападками на обитель и Украинскую Православную Церковь
Братия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры подала коллективное заявление в Государственное бюро расследований с требованием привлечь к ответственности главу Министерства культуры и стратегических коммуникаций Украины Николая Точицкого, который допустил некорректные высказывания в отношении насельников монастыря. Об этом в своём Телеграм-канале сообщил адвокат Печерской Лавры протоиерей Никита Чекман.
«Представителями Свято-Успенской Лавры 26 мая 2025 года направлено в ТУ ГБР, расположенном в городе Киеве, заявление о совершении уголовного преступления министром культуры и стратегических коммуникаций Украины Николаем Точицким. Уголовное преступление предусмотрено ч. 2 ст. 161 УК Украины, а именно разжигание религиозной вражды, совершенного должностным лицом, которое им было совершено во время комментирования собственного приказа „Об увольнении“ с должности Генерального директора Национального заповедника „Киево-Печерская Лавра“, Максима Остапенко», — указал отец Никита Чекман.
Точицкий, в частности, заявил, что Остапенко недостаточно боролся с «московским духом» в Киево-Печерской лавре. Говоря о монахах, он написал, что «московские попы осквернили лавру» и что у страны нет времени ждать, когда прекратится «бесконтрольное пребывание московских монахов и дальнейшее разрушение памятников».
Отец Никита также сообщил, что 2 июня Шевченковский районный суд Киева удовлетворил жалобу представителей Киево-Печерской Лавры на отказ возбудить уголовное дело против представителей Службы безопасности Украины, принимавших участие в составе комиссии «по проверке наличия и определения исторической и научной ценности останков святых». Суд поручил начать соответствующее расследование.
Защита обители также добилась того, чтобы уголовное дело за разжигание религиозной вражды было возбуждено против исполняющей обязанности генерального директора Национального заповедника «Киево-Печерская Лавра» Светланы Котляревской, которая также выступила с нападками в адрес УПЦ во время общения с главой «ПЦУ» Епифанием Думенко.
Конечно, все эти дела вряд ли дойдут до суда, поскольку расследования по этому поводу никто на Украине при Зеленском проводить не будет. Тем не менее, рано или поздно всем фигурантам этих дел придётся дать ответ и за свои слова, и за свои деяния.
Русская линия
Апостасия по-гречески
Государственный совет православной Греции признал конституционным закон о легализации «однополых браков» и усыновлении детей половыми извращенцами
30 мая 2025 года Государственный совет Греции постановил, что гражданские браки между однополыми парами, а также их право на усыновление детей не противоречат Конституции этой православной страны. Таким образом, суд подтвердил законность закона № 5089/2024, принятого в феврале 2024 года. Решение было принято большинством голосов — 21 против 6, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на издание Orthodox Christianity.
Упомянутый закон, сделавший Грецию первой православной страной, легализовавшей «однополые браки», с самого начала вызвал резкое неприятие со стороны Греческой Православной Церкви. В частности, митрополиты Серафим Пирейский и Серафим Кифирский отлучили от Церкви депутатов, голосовавших за закон, в пределах своих епархий.
Суд рассматривал иск трёх организаций, включая пролайф-ассоциацию. Истцы настаивали на отмене ключевых положений закона, утверждая, что легализация «однополых союзов» и усыновления нарушает традиционное понимание семьи и вредит интересам детей. Также оспаривалось министерское постановление о порядке внесения брачных и родительских данных в гражданские реестры.
Тем не менее, суд постановил, что указанные положения не нарушают конституционные гарантии, касающиеся брака, семьи, материнства и равенства. В решении указано, что признание «однополых браков» и сопутствующих прав на усыновление соответствует как национальным, так и европейским нормам.
Национальная комиссия по правам человека поддержала закон в ходе рассмотрения дела, подчеркнув, что он «способствует лучшей защите детей, юридически признавая связь между ребёнком и небилогическим родителем». Представители государства, в свою очередь, отметили, что «закон не затрагивает религиозную сферу, а лишь обеспечивает равенство и уважение к личной свободе граждан».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, мы чтим память святого равноапостольного Императора Константина Великого
Владимирская икона Божией Матери по Преданию написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.
По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. В свое царствование он боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В 312 г. возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний стал притеснять христиан, а потом перешел к открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313−315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).
Более всего император Константин встречал себе противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Русская линия