Сергей Лавров: «Россия не оставит православных людей Украины в беде и добьется того, чтобы их законные права уважались»
Глава МИД РФ заявил, что церковная тема будет одной из ключевых в ходе переговоров с украинскими властями
20 мая 2025 года в Москве в Большом особняке Министерства иностранных дел России состоялся торжественный приём по случаю праздника Пасхи, на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который, в частности, коснулся темы ситуации на Украине и заверил, что российские власти сделают всё, чтобы защитить верующих и духовенство гонимой Украинской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Министр указал на то, что там после насильственного захвата власти в 2014 году последовательно истребляется всё, что так или иначе связано с Россией, — русский язык, культура, традиции, русскоязычные СМИ. Не оставляют в покое и каноническое Православие: уже многие годы ведутся гонения на крупнейшую конфессию страны — Украинскую Православную Церковь, «которую засевшие в Киеве власти вплотную подвели к юридической ликвидации». «Не прекращаются захваты храмов, вандализм, нападения на священников и прихожан, — напомнил глава МИД России. — Свидетельством кощунственной политики служат надругательства над чувствами верующих путем организации в главной обители страны — Киево-Печерской лавре — „работ по инвентаризации и проверке исторической и научной ценности мощей святых“. Эта работа поручена ветеринарам». При этом, как отметил министр иностранных дел, такие кощунства осуществляются при попустительстве и даже поддержке многих стран Европы, где поднимают головы «призраки» неонацизма и сатанизма.
«Хочу заверить всех присутствующих, что Россия не оставит православных людей Украины в беде и добьется того, чтобы их законные права уважались, а каноническое Православие вернуло себе центральное место в духовной жизни народа на украинских землях. Гарантией того, что эти цели будут достигнуты, является позиция Российской Федерации о справедливом урегулировании созданного Западом украинского кризиса», — сказал С.В. Лавров.
Он подчеркнул, что Российское государство, в том числе Министерство иностранных дел, будут и далее сопрягать свои усилия на международной арене с Русской Православной Церковью. «Не может не радовать, что созидательная деятельность Московского Патриархата расширяется во многих частях мира. Интенсивно развиваются Патриаршие экзархаты Африки, Юго-Восточной Азии, растет количество зарубежных приходов», — констатировал министр.
«Мы высоко ценим подвижнические усилия Вашего Святейшества по упрочению единства православных верующих в защите христиан от угроз терроризма и религиозного фанатизма, — продолжил С.В. Лавров. — Особое беспокойство вызывает ситуация в ближневосточном регионе, в частности, в Сирии, где группировки радикальных боевиков устраивают самые настоящие этнические чистки, массовые убийства людей по национальному и религиозному признакам».
Также было отмечено, что в Министерстве иностранных дел высоко ценят вклад Русской Православной Церкви в оздоровление ситуации в мировых делах, недопущение углубления разделительных линий по межнациональному и межконфессиональному признакам. Высказана готовность к дальнейшему наращиванию соработничества «в интересах отстаивания идеалов добра и справедливости, углубления широкого международного сотрудничества».
Поздравив собравшихся на мероприятие со светлым праздником Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил Министерство иностранных дел России за возвращение традиции проведения Пасхальных встреч, которые были вынужденно прерваны в связи с пандемией 2020 года.
Его Святейшество также особо остановился на значимости отмечаемого в нынешнем году 80-летия Великой Победы, которая была достигнута ценой подвига воинов и миллионов тружеников тыла. «Русская Православная Церковь чтит память всех, кто отдал жизнь за свободу нашего народа и благодарит Господа за дар мира, добытого такой высокой ценой», — сказал Патриарх.
Русская Православная Церковь, чадами которой являются миллионы людей из самых разных стран, жители всех континентов, продолжает своё служение в мире, не только быстро меняющемся, но становящемся все более тревожным, констатировал Святейший Владыка. Патриарх Кирилл с глубоким сожалением констатировал наблюдаемые в западных странах деградацию религиозной жизни и разрушение института семьи, являющейся, в частности, проявлением величайшей ценности, которой обладает человек, — дара любви. По его мнению, эти процессы представляют опасность для социальной общности людей, в том числе жизни государств и народов.
Святейший Патриарх Кирилл также выразил глубочайшую озабоченность ситуацией на Украине, в частности, положением Украинской Православной Церкви, которая находится под угрозой юридической ликвидации и фактического уничтожения ее общин в этой стране. Его Святейшество указал на то, что западные страны молчат о нарушениях прав и религиозных свобод огромного числа людей на Украине. Причем ситуация там ухудшается: на днях был утверждён порядок проведения проверок религиозных организаций на предмет их «аффилированности с Русской Православной Церковью». Власти рассчитывают, в первую очередь, лишить общины управляющих центров, а затем ликвидировать и сами общины, отнимая у них храмы и насильно загоняя в раскол. Наибольшее давление на православные приходы сейчас наблюдается в Черкасской и Черновицкой областях, где насильственные захваты храмов особенно многочисленны и жестоки.
«Киевские власти обеспокоены международной оглаской гонений, расходуются немалые средства, чтобы оправдать закон о запрете Церкви, в солидных западных журналах публикуются заказные статьи, организованы „гастроли“ украинских религиозных лидеров в США, Европу, где они заверяют, что Украина — это страна религиозной свободы, что там нет никаких гонений, — рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Но успех этой пропаганды сомнителен. Международная правозащитная работа создаёт проблемы для властей Украины, не позволяя им перейти к окончательному уничтожению Православия в своей стране. Поэтому все те, кто работает в данном направлении, даже если не видно немедленных результатов, должны понимать, что это один из факторов, способных остановить уничтожение одной из самых больших религиозных общин в мире».
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, программы «преследования нашей Церкви, которые были инициированы антироссийскими силами в странах западного мира, в настоящее время пытаются реализовывать, помимо Украины, в Молдове и в странах Балтии, особенно в Эстонии». В частности, 9 апреля 2025 года эстонским парламентом были приняты поправки к Закону о церквах и приходах, ставящие вне закона структуры Московского Патриархата в стране.
«А откуда Православие в Эстонии? Не из Китая ведь и не из Парижа. Это Русское Православие, и поколение за поколением православные люди воспитывались в этой системе ценностей, приходили именно в храмы Русской Православной Церкви, — подчеркнул Святейший Владыка. — И вот сейчас на глазах всей Европы не появившаяся недавно сомнительного рода религиозная община, а община, к которой на протяжении столетий принадлежала значительная часть, а в какой-то момент истории — бо́льшая часть тех, кто проживал в Эстонии, подвергается попыткам стереть ее с карты духовной и культурной жизни страны. Принятием поправок к Закону о церквах и приходах, ставящих вне закона структуры Московского Патриархата, власти Эстонии надеются принудить православных верующих перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. И хотя закон не утверждён президентом Аларом Карисом в связи с тем, что он противоречит эстонской Конституции, и был возвращён на доработку, угроза его принятия с несущественными поправками сохраняется».
Его Святейшество также констатировал, что в Литве власти продолжают подготовку к реализации эстонского сценария. А в Латвии «автокефалию» Православной Церкви без долгих раздумий провозгласил парламент, хотя Церковь в стране по закону отделена от государства. «Налицо нарушение религиозных прав и свобод, Конституции страны. И что? Абсолютное молчание. Но мы-то не должны молчать — ни на уровне общественных организаций, ни на уровне государства. Об этом нужно говорить, в том числе и на международных площадках, — уверен Патриарх Кирилл. Это вопиющий факт попрания прав человека, религиозных свобод, а также нарушения законодательства страны во имя создания системы угнетения конкретной (а в данном случае самой большой) религиозной общины».
А в Молдове на фоне покровительства властей так называемой Бессарабской митрополии Румынского Патриархата усилилось политическое давление на иерархов Православной Церкви Молдовы. Так, напомнил Святейший Владыка, на Страстной седмице пограничные службы воспрепятствовали вылету архиепископа Бельцкого и Фэлештского Маркелла на Святую Землю за Благодатным огнём. Священнослужители демонстративно подвергаются унизительным обыскам и допросам при пересечении границы государства.
«Проявления грубой дискриминации, с которыми сталкиваются наши верующие, ждут адекватной реакции и справедливой оценки со стороны международного сообщества, — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. — И я хотел бы отметить, что в диалоге с руководством и представителями многих мировых христианских и иных религиозных общин Русская Церковь встречает понимание своей озабоченности и готовность сообща трудиться ради защиты свободы вероисповедания».
В выступлении Святейшего Патриарха Кирилла была затронута тема межхристианских контактов, в частности, отношений с Римско-Католической Церковью. Также было отмечено, что отношения с рядом протестантских общин Европы находятся в кризисе в связи с серьёзным отходом значительной части из них от христианских основ жизни и секуляризацией. При этом Святейший Патриарх Кирилл констатировал, что христианские общины стран Глобального Юга в большинстве своём придерживаются традиционных взглядов на вопросы семейной и общественной морали.
«Доверительный, значимый характер имеет сотрудничество нашей Церкви с Древними Восточными Церквами, — продолжил Патриарх. — Их главы и высокие представители выступают в поддержку канонического Православия на Украине, осуждают дискриминационные меры против нашей Церкви».
Он также указал на то, что развитие отношений с Древними Восточными Церквами, существующими в Армении, в Египте, в Сирии, в Ливане, в Ираке, в Индии, в Эфиопии и Эритрее, является значимым фактором в деле укрепления связей России и Русской Церкви с народами и религиозными группами этих стран.
Святейший Патриарх Кирилл рассказал о деятельности Христианского межконфессионального консультативного комитета, который помогает различным христианским деноминациям на постсоветском пространстве выстраивать доверительные отношения и координировать позиции по актуальным проблемам современной жизни, о широком диалоге с лидерами и организациями нехристианских традиционных религий в ближнем и дальнем зарубежье, о вкладе Русской Православной Церкви в поддержание межкультурного и межрелигиозного общения.
«Во все времена было непросто следовать заповедям Божиим. Но именно эта способность и решимость человека помогает преображать окружающий мир на началах веры, добра и милосердия, честного труда и созидания, добрососедских и взаимоуважительных отношений между народами», — резюмировал Предстоятель Русской Православной Церкви.
В ходе мероприятия состоялось вручение Патриарших наград ряду российских дипломатов.
Во внимание ко вкладу в развитие церковно-государственных отношений и в связи с 75-летием со дня рождения министр иностранных дел России С.В. Лавров удостоен церковного ордена благоверного князя Александра Невского (I степени).
Орденом благоверного князя Александра Невского (II степени) награжден председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Г. Б. Карасин — во внимание ко вкладу в развитие церковно-государственных отношений и в связи с 75-летием со дня рождения.
Руководителю Комитета по глобальным проблемам международной безопасности научно-экспертного совета Совета Безопасности Российской Федерации, заместителю генерального директора МИА «Россия сегодня», Чрезвычайному и Полномочному послу А.В. Яковенко вручен орден благоверного князя Александра Невского (II степени). Он удостоен церковной награды во внимание ко вкладу в развитие церковно-государственных отношений и в связи с 70-летием со дня рождения.
Русская линия
Над Японским морем вновь засиял Крест Христов
Епископ Арсеньевский Гурий освятил 9-ти метровый Поклонный крест на одной из вершин бухты Зеркальная в Приморском крае России
18 мая 2025 года на одной из вершин бухты Зеркальная в Кавалеровском районе Приморского края России состоялось историческое событие — был торжественно освящён Поклонный крест, установленный здесь в память об экспедиции Михаила Венюкова, который первым из российских исследователей перешёл Сихотэ-Алинь, сообщает Информационный отдел Арсеньевской епархии.
В своей книге «Обозрение реки Уссури и земель к востоку от неё до моря» Михаил Венюков писал: «Я вышел на берегу Японского моря не около Владимирской гавани, а несколько восточнее и севернее, то и людей на берегу морском мною нигде не оставлено, а как знак нашего пребывания в тех местах поставлен в одном пункте Крест с надписью, что мы были там 18 июля 1858 г.».
В память об этом событии инициативная группа посёлка Кавалерово решила восстановить историческую справедливость, и установила православный крест.
Чин освящения Поклонного креста совершил епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий в сослужении благочинного Кавалеровского благочиния протоиерея Александра Сулемы и иеродиакона Досифея (Зыкова). За богослужением также молились сестры женской монашеской общины Арсеньевской епархии, представители казачества, благодетели и многочисленные прихожане.
«На горе засиял Крест Христов, высота которого 9 метров. Крест воздвигнут в память о походе, который совершил Михаил Венюков. Поэтому установка Креста в его историческом месте для нас очень важная миссия. Это благодарность первооткрывателям Дальневосточных рубежей нашей необъятной России, которые ценой своей жизни присоединяли и укрепляли земли государства Российского», — отметил владыка Гурий.
«Нам важно, чтобы люди знали, как осваивались наши земли, чьи великие имена стоят за географическими открытиями. Нам важно, чтобы молодёжь осознавала и помнила, что Россия непобедимая, великая страна, но пока она с Богом. Пока она украшена величественными храмами, монастырями, пока на страже наших рубежей стоит православный Крест», — заявили в инициативной группе по установке креста.
Русская линия
Митрополит Киевский Онуфрий: «После 27 мая 2022 года мы больше не являемся частью Московского Патриархата»
Предстоятель УПЦ опубликовал специальное обращение по случаю третьей годовщины собора УПЦ в Феофании и фактически заявил об автокефалии
20 мая 2025 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий опубликовал на официальном сайте Украинской Православной Церкви обращение по случаю третьей годовщины Собора УПЦ в Феофании, в котором фактически заявил о полной автокефалии Украинской Православной Церкви и призвал Поместные Православные Церкви признать данный факт.
Реакции священноначалия Русской Православной Церкви на данное послание, которое было написано исключительно на украинском языке, пока не последовало.
Ниже мы публикуем данное обращение целиком (орфография сохранена):
«Христос воскрес!
Искренне поздравляю всех с великим праздником Светлого Христова Воскресения, через которое Христос, наш Спаситель и Господь «смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» (тропарь Пасхи).
В эти благословенные пасхальные дни мы отмечаем третью годовщину Собора Украинской Православной Церкви, который состоялся в городе Киеве, в Свято-Пантелеимоновском монастыре, что в Феофании.
В 2022 году, после начала полномасштабного российского вторжения в Украину, наша святая Церковь столкнулась со сложными вызовами, решение которых было возможным только с помощью соборного церковного разума. И мы пошли по пути Соборности.
27 мая 2022 года в г. Киеве, в Свято-Пантелеимоновском монастыре (Феофания) состоялся Собор Украинской Православной Церкви, который принял ряд важных решений.
К сожалению, после начала полномасштабного вторжения Московский патриарх Кирилл полностью встал на сторону российского политического руководства, последовательно оправдывая военную агрессию против Украины. Поэтому уже в первые недели войны многочисленные священники нашей Церкви начали заявлять о своём несогласии со словами и действиями патриарха Кирилла. Как отдельные приходы, так и целые епархии в разных регионах Украины начали отказываться произносить имя Московского патриарха за богослужением. В этой ситуации Священный Синод Украинской Православной Церкви решил созвать в Киеве собрание епископов, священников, монахов и мирян для обсуждения жизни нашей Церкви в условиях войны.
Это собрание начало свою работу утром 27 мая 2022 года в монастыре Феофания. В нём приняли участие (очно или дистанционно) епископы, священники, монахи и миряне из всех епархий нашей Церкви. Итак, это собрание имело достаточный кворум, чтобы стать полноценным Собором Украинской Православной Церкви. Когда стало очевидным, что идею немедленного проведения Собора поддерживают практически все участники собрания, было решено в тот же день провести сначала заседание Священного Синода и Собора епископов, а затем и Собора Украинской Православной Церкви с участием епископов, священников, монахов и мирян, согласно принятому регламенту.
Этот большой Собор начал работу во второй половине дня 27 мая. Подавляющее большинство делегатов Собора выступило за полное отделение Украинской Православной Церкви от Московского патриархата. Именно поэтому Собор внёс ряд принципиальных изменений в Устав об управлении, которыми было засвидетельствовано о полной канонической самостоятельности Украинской Православной Церкви и её однозначном отграничении от Московского патриархата. Из устава были изъяты все пункты о связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. В частности, постановления РПЦ больше не являются основанием для деятельности нашей Церкви. Предстоятель Украинской Православной Церкви пожизненно избирается епископатом нашей Церкви и не нуждается в получении благословения на свое служение от Московского патриарха. Митрополит Киевский и всея Украины прекратил членство в Священном Синоде РПЦ. Имя Московского патриарха больше не поминается за богослужением в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви.
Собор однозначно осудил российскую военную агрессию против Украины и выразил несогласие с позицией патриарха Кирилла относительно этой войны. Собор также заявил о намерении восстановить в Украинской Православной Церкви чин мироварения. Кроме того, делегаты собора высказались за развитие миссии нашей Церкви за рубежом среди православных украинцев, которые в результате войны оказались за пределами своей Родины, для сохранения ими своей веры, культуры, языка и православной идентичности.
Таким образом, собор, который состоялся 3 года назад в монастыре Феофания, коренным образом изменил жизнь нашей Церкви. После 27 мая 2022 года мы больше не являемся частью Московского патриархата. Собор четко заявил о стремлении нашей Церкви к полной канонической независимости. И на данный момент у нас уже есть все атрибуты такой независимости. Наша Церковь самостоятельно решает все вопросы своей внутренней и внешней жизни: открывает новые епархии, выбирает епископов и предстоятеля без вмешательства со стороны других Поместных Церквей, самостоятельно изготавливает святое Миро для собственных нужд, открывает приходы за рубежом.
Мы надеемся, что вся семья Автокефальных Поместных Церквей морально поддержит нас, одобрит нашу каноническую независимость и отметит ее надлежащим отличием.
Священная история гласит, что церковные Соборы, отстаивающие и защищающие чистоту веры и христианской морали, руководствуются благодатью Святого Духа, который наставляет нас на всякую истину (Ин. 16, 13), и нас утешает то, что в эти сложные времена, когда Украина проходит через один из самых сложных периодов в своей истории, Господь не покидает нас, а продолжает вести нас в Своё Царство.
И сегодня, когда мы празднуем третью годовщину Собора Украинской Православной Церкви, призываю всех к усиленной молитве за нашу Родину Украину, за её народ и за наших воинов, которые ценой собственной жизни защищают свою родную землю. Также призываю всех к молитве за нашу Церковь, чтобы Господь поддержал нас во время этих тяжелых испытаний, помог нам понять, в чем есть воля Божья, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2), и предоставил силы для воплощения его воли в нашей жизни.
Призываю на всех нас Божье благословение.
+ ОНУФРИЙ
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ,
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
Русская линия
Владимир Путин пообещал восстановить все храмы Курской епархии, разрешенные в ходе военных действий
В ходе встречи с руководством Курской области глава России поручил создать отдельную программу по восстановлению разрушенных святынь
Президент России Владимир Путин высоко оценил действия духовенства Курской епархии во время вторжения украинской армии в область и распорядился создать отдельную программу восстановления храмов в Курской области, пострадавших от военных действий. 20 мая глава государства провёл совещание с руководителями муниципалитетов Курской области, сообщает ТАСС.
На совещании глава государства пообещал передать от участников встречи низкий поклон Патриарху Кириллу, передаёт РИА Новости. «Мы знаем позицию Святейшего Патриарха: он — один из первых защитников веры Православной, Отечества, людей наших, поэтому его настрой имеет огромное значение, передаётся не только священнослужителям, но и всему народу. Это очень важно», — подчеркнул В. Путин.
«Русская Православная Церковь многократно, просто на протяжении всей истории показывала, что она всегда со своим народом», — сказал Путин на совещании. В этом контексте он напомнил о Великой Отечественной войне: в начале войны Молотов обратился к народу «граждане и гражданки», а через некоторое время, когда «осознали, что происходит», в своей речи Сталин использовал уже обращение «братья и сестры».
«И Русская Православная Церковь, несмотря на огромный ущерб, который ей был нанесён властями, когда пришёл час испытаний, полностью и бесповоротно забыла все обиды, все тяжелейшие испытания, которые прошли священники, встала на защиту Отечества. Так происходит и сейчас», — подчеркнул президент.
Глава Российского государства также высоко оценил действия священников в период освобождения Курской области: «низкий вам поклон за это». Он отметил, что оставленные храмы «противник превратил практически в крепости» и «при их освобождении, этих зданий и сооружений, [им] был нанесён серьёзный ущерб».
«Тут попросил бы Александра Евсеевича [Хинштейна, врио губернатора Курской области], самым внимательным образом всё проанализировать. И сделать просто отдельную программу, предложения по восстановлению не только основных зданий (храмов — прим. ТАСС), но и хозяйственных. В плановом порядке мы это всё сделаем. Уверен, что это будет лучше, чем было», — подчеркнул глава России.
Русская линия
В Белграде прошёл Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви
Члены Собора призвали остановить притеснение православных христиан на Украине, в Сирии, Палестине и Косово и Метохии
13 мая 2025 года Божественной литургией в храме-памятнике Святого Саввы в Белграде открылось очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, которое возглавил Сербский Патриарх Порфирий, сообщает официальный сайт Сербского Патриархата.
14 мая в склепе храма Святого Саввы прошла первая рабочая сессия собрания, члены которого заслушали приветствие Его Святейшества. «Мы живём в неспокойные времена. Нынешние потрясения в мире, а также на нашей родине требуют нашего непоколебимого единства. Сейчас, как никогда, мы должны свидетельствовать, что Церковь — это Собор. Поэтому она собирает, а не разделяет, не отождествляет себя ни с одним фрагментом; она — все верные люди, она соединяет различия и примиряет. Другими словами, мы должны свидетельствовать, что единство Церкви превосходит все земные разделения. Это единство сохраняется — не за счёт возросшей озабоченности или отождествления себя с мирскими вопросами и дилеммами, а за счёт пророческого отдаления от всех земных „сотириологий“. Единство сохраняется братским советом, уважением к Преданию нашей Церкви и апостольской верой и молитвами, которые составляют нас как Церковь Христову», — сказал Патриарх Порфирий.
Затем члены Собора начали рассмотрение текущих церковных дел. Выслушав доклад Комиссии по подготовке предложений о провозглашении святых Сербской Православной Церкви члены Собора с радостью приняли и возвестили имена новых сербских святых. В сербские диптихи были включены: епископ Далматский Никодим (Милас); духовник Бездинский и Далматинско-Бокский протоиерей Кирилл (Цветкович); настоятель прихода Кртоля священник Михайло Барбич; священник Илия Родич; преподобномученик Иоанн Стеницкий; мать святителя Василия Острожского блаженная Анна; мученики Решковаца, пострадавшие от рук турок в 1688 году; преподобномученики и мученики Рманские, а также мученики Гарачки и Бихач-Петровицы.
Помимо этого на заседании Архиерейского Собора особое внимание было уделено положению и проблемам Церкви в Сербии и Республике Сербской, а также в соседних государствах и в диаспоре. Как и в предыдущие годы, сербские архиереи заслушали доклад о ситуации в Косово и Метохии. Подтверждая неразрывную связь с истоком духовной и национальной идентичности, воплощенной в личностях сербских святых правителей, Собор учредил новую награду — орден Святого князя Лазаря — для награждения членов Церкви за общие заслуги.
Были заслушаны и проанализированы отчёты о работе Священного Синода и епархиальных архиереев, а также отчёты о работе Патриаршего руководящего комитета, Патриаршей библиотеки, музеев и архивов Сербской Православной Церкви, а также благотворительного фонда «Человеколюбие» и других фондов, учреждений и служб Сербской Православной Церкви за прошедший период.
Собор проанализировал текущее состояние и проблемы церковного просвещения, а также заслушал отчёт комиссии, которой поручено подготовить предложения по реформированию плана и программы среднего образования в богословских школах Сербской Православной Церкви. Собрание с одобрением приняло к сведению выводы работы соответствующей комиссии и приняло решение о введении системы четырехлетнего среднего образования в сербских православных семинариях, начиная 1 сентября 2025/26 учебного года.
Собор Сербской Православной Церкви рассмотрел духовные последствия военных конфликтов по всему миру и решил вновь напомнить соответствующим международным институтам о страданиях православных христиан на Украине, в Сирии, Палестине и Косово и Метохии. Члены Собора призвали всех, кто имеет возможность предотвратить дальнейшее кровопролитие, ненависть, нетерпимость, несправедливость и беззаконие, сделать это.
В завершение члены Собора по уже сложившейся традиции и по приглашению наследного принца Александра посетили королевский дом Караджорджевичей, где Его Святейшество Патриарха и отцов Собора приветствовал наследный принц Филипп.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти великого патриота и гражданина России Козьмы Минина, академика С.П.Шевырева и иеромонаха Игнатия (Дверницкого)
Козьма Минин происходил из семьи солепромышленника из Балахны, по ремеслу своему был «говядарь», то есть мясник или торговец скотом, а в 1611 г. был избран земским старостой и начальником судных дел у посадских в Нижнем Новгороде.
Вскоре благочестивому Кузьме Минину явился преподобный Сергий Радонежский, призвавший его на борьбу со смутой. «Когда первый раз явился чудотворец, испугался Кузьма. Но, „помышляя, что не бе (ему) воинское строение в обычай“, не придал знаку большого значения. Успокоился, наказ святого „в небрежение положив“. И во второй раз явился преподобный Сергий: „рек“ то же, но строже, так, что заболел Кузьма. И после мучительных раздумий дал слово — волю святого выполнить».
После того как в город пришла одна из грамот архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и Авраамия Палицына, призывавшая к освобождению Русской земли от иноземцев, Минин обратился к нижегородцам с призывом: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов. дворы свои продадим, жен и детей заложим и будет бить челом, чтобы кто-нибудь за истинную православную веру и был бы у нас начальником. Если мы на это поднимемся, многие к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев». Народ откликнулся, и Минин взял на себя сбор средств для ополчения. Возглавил же его князь Дмитрий Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав Совета всей Земли, созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства.
В боях за Москву в августе 1612 г. Минин проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. После избрания на царство Михаила Федоровича Романова (1613) Кузьма Минин за сои заслуги перед Отечеством был пожалован чином думного дворянина и одарен вотчинами.
Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе — храме-памятнике ополчению начала XVII в.
Сегодня мы также вспоминаем русского литературного критика, поэта и публициста академика С.П.Шевырева, скончавшегося 8 мая 1864 г.
Степан Петрович Шевырев родился 18 октября 1806 г. в Саратове в семье губернского предводителя дворянства и получил обрназование в Московском университетском благородном пансионе. Шевырев участвовал в деятельности кружков Раича и «любомудров». Сотрудничал в ряде московских журналов, вместе с М.П.Погодиным возглавлял журн. «Москвитянин» (с 1841). Одновременно с этим занимался преподавательской деятельностью, являясь профессором Московского университета, а затем академиком (с 1852).
Для Шевырева характерно подчеркивание значения народности, национального характера для понимания поэзии и искусства вообще. Своеобразие искусства того или иного народа для него определялось прежде всего религией (ей отводилась решающая роль в народной судьбе), а также природно-климатическими и хозяйственными условиями. Эстетика Шевырева была прочно сопряжена с его общефилософскими воззрениями, отмеченными чертами славянофильства. Он утверждал, что для России народность, неотделимая от Православия, становится главным элементом текущей истории. В отличие от загнивающего Запада, считал публицист, пропитанного «трупным ядом цивилизации», русский и родственные ему народы несут миру здоровый дух истинной христианской религиозности и смирения. Не разделяя упований славянофилов на общину, Шевырев возлагал надежды на Самодержавие как на силу, способную развить личностное начало в русском человеке. На этих основаниях он вел борьбу с западниками и защищал триединство «Самодержавия, Православия, Народности».
Сегодня также день памяти товарища председателя Томского отдела Союза Русского Народа (СРН) иеромонаха Игнатия (Дверницкого), зверски убитого в 1909 г.
Иеромонах Игнатий (Дверницкий) родился 12 июля 1878 г. в Кишиневе в семье мелкого чиновника и в миру звался Арсением Васильевичем. Учился в Нежинском историко-филологическом институте, откуда перешел на историко-филологический факультет Московского университета, а затем в Московскую духовную академию, где в 1902 г. принял монашество, а в 1905 г. был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии осенью 1905 г. он был направлен преподавателем в Томскую семинарию. В Томске принял активное участие в монархическом движении, был избран товарищем председателя отдела СРН. В 1908 г. о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в свою опорную базу. Новый заведующий восстановил порядок. Своей неутомимой энергией он усилил и укрепил русское дело. Сторонники Союза Русского Народа стали насчитываться тысячами. Томская интеллигенция возненавидела о. Игнатия как крупного общественного деятеля-патриота. Бороться в открытую с ним крамольникам было не под силу, и они уже тогда, в 1906, стали поговаривать о том, что о. Игнатия следует «убрать», что он слишком опасный для «освободительного движения» человек. И вскоре о. Игнатий был жестоко убит двумя семинаристами, связанными с революционерами, которые явились к нему под видом сдачи зачета. Томские монархисты очень почитали иеромонаха Игнатия, но после революции его имя совсем забылось.
В этот день в 1907 г. был утвержден Устав Союза Русских женщин. Учредителями Союза выступили вдова тайного советника М.Б.Аничкова, жена потомственного дворянина А.И.Тур, вдова штабс-капитана А.П.Чебышева, жена полковника Е.В.Огородникова и вдова статского советника А.А.Мейен. Союз руководствовался началами, выраженными в программе Русского Собрания и Союза Русского Народа. Членами Союза, согласно уставу, могли быть женщины русского подданства всех вероисповеданий, кроме иудейского и иудейского происхождения. Однако Союз не стал заметным явлением. Ситуация изменилась, когда 16 декабря 1910 г. Союз был преобразован в Союз русских женщин в помощь самобытному кустарному делу и его возглавила Мария Николаевна Дитрих, стоявшая во главе Союза до 1917 г. Особенно возрос авторитет Союза, когда его взяла под Августейшее покровительство Государыня Александра Федоровна. Во время Мировой войны Союз русских женщин активно занимался устройством лазаретов и организацией помощи фронту.
Русская линия