Святейший Патриарх Кирилл: Практику стыдливого затирания крестов на изображениях храмов и государственных символов необходимо прекратить
Признание многоконфессиональности России не должно приводить к отказу российских властей от христианских символов и поощрению всякого рода оккультизма, указал Предстоятель
Выступая на торжественном пленарном заседании XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений, которое состоялось 28 января 2025 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул важность формирования личности с учётом традиционных духовных ценностей русского народа и призвал прекратить практику затирания крестов на изображениях храмов и государственных символов, сообщает Патриархия.Ru.
По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, эти ценности «не просто порой попираются, но буквально перечеркиваются», несмотря на то что, как отмечается в Указе Президента РФ от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит Православию».
«Стыдливо затираются кресты на изображениях храмов и даже в государственной символике. Хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия „многонациональная и многоконфессиональная“. И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше Отечество в безнациональное и бесконфессиональное», — отметил Предстоятель.
Святейший Владыка также выразил обеспокоенность в связи с фактами притеснений за веру преподавателей гуманитарных дисциплин от руководства высших учебных заведений. «Оказывается, даже в изложении истории России может быть „слишком много религии“», — с горечью добавил Патриарх Московский и всея Руси.
На этом фоне Патриарх Кирилл обратил внимание на распространение неоязычества и оккультизма среди российского населения и призвал запретить сатанизм и оккультизм как экстремистские движения.
«Государство должно противодействовать массовому распространению оккультизма среди населения, публичному навязыванию через рекламу деструктивных религиозных учений и практик. Особенно внимательно необходимо отслеживать информацию о проведении новых псевдотрадиционных, а на самом деле неоязыческих мероприятий в образовательных организациях всех уровней», — подчеркнул Святейший Владыка.
Предстоятель выразил поддержку инициативе запретить в России сатанизм как экстремистское движение. «Недопустимо, что до сих пор различные сатанинские секты, входящие в международное движение сатанистов, беспрепятственно проводят в нашей стране свои обряды, вербуют молодежь, открыто регистрируют свои группы и сообщества в социальных сетях», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Русская линия
Симбирская Голгофа
В России снимут документальный фильм о новомученице Екатерине (Декалиной), расстрелянной во время массовой казни 17 февраля 1938 года
Симбирский режиссер Анастасия Новоселова победила в номинации «Береги» на Всероссийском конкурсе молодежных проектов с проектом «Создание короткометражного фильма про Екатерину (Декалину)». Фильм будет посвящён новомученице Екатерине (Декалиной), которая была расстреляна в ночь с 17 на 18 февраля 1938 года в подвале здания Ульяновского НКВД.
В 2018 году Анастасия Новоселова дебютировала с фильмом «Андрей Симбирский» про Андрея Блаженного — небесного покровителя Симбирска. В 2019 году вышла короткометражная картина «Пять историй о Пятино», посвященная старинному храму Святой Живоначальной Троицы села Пятино Инзенского района Ульяновской области.
Следом, в 2020 году, вышла короткометражка «Тайна горы» про Никольскую гору в рабочем посёлке Сурское. А через два года Анастасия выпустила сериал «Спасайся, кто может» о православной молодежи, сообщает портал «УлПравда». Теперь появилась перспектива съёмок нового фильма — о симбирской новомученице.
Будущая новомученица Екатерина (Декалина) родилась в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода Симбирского уезда в простой русской крестьянской семье.
Екатерина с молодых лет отличалась особой набожностью и говорила родителям, что не планирует создавать семью, а хочет уйти в монастырь. 20 ноября 1890 года отец Екатерины отвез дочь в Спасский женский монастырь. Трудолюбивой и аккуратной девушке в обители нашлось немало послушаний. Целых двадцать три года Екатерина прожила в монастыре воспитанницей и трудницей, прежде чем 28 октября 1913 года указом Симбирской Духовной Консистории была определена в число послушниц монастыря и стала законной его насельницей. С этого времени у Екатерины появилось и своё постоянное послушание — она была определена трудиться при монастырской часовне.
После прихода к власти большевиков женский монастырь был закрыт, и в начале 1920-х годов в нём был организован первый в губернии концентрационный лагерь. Насельниц обители разогнали: некоторые вернулись в родные сёла, некоторые устроились трудиться при симбирских храмах, кто-то вынужден был идти работать на чёрные работы в мирские учреждения.
В 1937 году в ульяновском НКВД появились документы о «контрреволюционной церковно-монархической фашистко-повстанческой организации», состоящей из духовенства и мирян и ставившей целью «свержение советской власти». Никакой подобной организации, безусловно, не существовало. Тем не менее, по этому сфальсифицированному делу были произведены аресты сотен священников, членов церковных советов и наиболее активных мирян по всей территории нынешней Ульяновской области. Были возбуждены десятки уголовных дел, по которым осуждены сотни людей, главной виной которых была православная вера. Только по одному из таких дел от пуль палачей 17 февраля 1938 года погибли 78 человек, среди которых были три архиерея и более пятидесяти священнослужителей и монахинь, в том числе и монахини Екатерины (Декалиной). Это стало настоящей Симбирской Голгофой, указывается на сайте Симбирской епархии
Тимофей Балыко, учитель истории, специально для «Русской линии»
А сторонники большевиков, как всегда, против
В Твери местные коммунисты потребовали от Общественной палаты и властей города прекратить добиваться исторической справедливости и не возвращать городским улицам их исконные названия
Инициативная группа жителей Твери с откровенно коммунистическими и большевистскими взглядами потребовала от местных властей прекратить все попытки возвращения улицам города их исторических названий, сообщает газета «Комсомольская правда — Тверь».
С официальным письмом сторонники большевиков во главе с бывшим депутатом-коммунистом Владимиром Полишко обратились в Общественную палату Твери и зарегистрировали письменное обращение. Поводом для этого послужила информация о готовящейся очередной инициативе по переименованию улиц города. Сообщение об этом появилось в паблике тверских краеведов ВКонтакте.
Речь идёт об улицах Софьи Перовской и Советской. 26 декабря 2024 Общественная палата Твери рассмотрела инициативу «Тверского союза православных мирян» переименовать улицу Советскую в Твери в Миллионную или Екатерининскую, а улицу Софьи Перовской — в проспект Героев.
«СМИ подхватили разговор на тему „восстановления исторической справедливости“. Считаем, что данная инициатива направлена на раскол общественного мнения, так как большая часть тверского городского сообщества отрицательно относится к переименованию» — говорится в документе.
По их мнению, «Советская» такое же историческое название, как Екатерининская или Миллионная. Более того, улица приняла свой современный облик в советское время. Как могут призывать уважать предков те, кто стремится вычеркнуть 70 лет из истории России? Столь же абсурдно выглядит попытка изъять из города имя Софьи Перовской", — утверждают почитатели большевиков.
Ждать чего-либо иного от сторонников безбожной советской власти не приходится. Для них существует только 70 лет советской «эпохи», а вся остальная тысячелетняя история России не заслуживает никакого внимания. Хотелось бы верить, что городские власти не станут прислушиваться к этим советчикам, и древняя Тверь всё же сможет возродиться в своей исторической русской красоте, избавившись от имён откровенных террористов и революционеров.
Русская линия
В Харьковской области ТЦК пыталось мобилизовать наместника монастыря УПЦ архимандрита Богдана (Пильгуй)
Священнослужитель категорически отказался брать в руки оружие, однако его продолжали несколько дней удерживать сотрудники военкомата
25 января 2025 года на блокпосту в направлении Харьков-Чугуев был задержан наместник мужского монастыря в честь Божией Матери «Скоропослушница», расположенного в селе Бабаи Харьковской епархии, архимандрит Богдан (Пильгуй), сообщает СПЖ.
Задержание было произведено сотрудниками ТЦК, несмотря на то, что священнослужитель предъявил удостоверение и был в монашеском облачении.
Отец Богдан был тут же силой направлен на военно-врачебную комиссию (ВВК), а затем доставлен в военные части города Днепр, где сотрудники ТЦК попытались зачислить его на военную службу. Военные части отказались принимать его, так как священнослужитель по религиозным убеждениям категорически отказался брать в руки оружие.
После этого архимандрит Богдан был возвращён в Харьков, где его удерживали в помещении ТЦК на протяжении суток. Наместнику монастыря не позволили встретиться с адвокатами и не обеспечили едой. На следующий день была предпринята повторная попытка направить его в одну из воинских частей.
Отец Богдан является единственным опекуном своих родителей: матери — инвалида второй группы и отца, который потерял зрение на один глаз. Тем не менее, его несколько дней насильно удерживали украинские военные.
После того, как данный возмутительный случай получил большую огласку в СМИ, сотрудники ТЦК вынуждены были отказаться от своих незаконных намерений и отпустили священнослужителя.
Русская линия
Хорошая мина при плохой игре
Константинопольский Патриарх Варфоломей продолжает утверждать, что его признание украинских раскольников «исцелило церковный раскол» на Украине
Во время открытия зимней сессии Парламентской ассамблеи совета Европы Константинопольский Патриарх Варфоломей вновь попытался выдать желаемое за действительное, заявив, что создание на Украине «ПЦУ» якобы «исцелило вековое разделение», сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на издание «Укринформ».
Глава Фанара назвал украинских раскольников, силой захватывающих храмы и избивающих верующих и духовенство УПЦ, «основой для объединения украинского общества».
«Наша поддержка Церквей в кризисе выходит за рамки просто моральной или духовной. Развитие и зрелость Православной Церкви Украины демонстрируют, как солидарность и единство работают на практике, а не только в теории. Предоставление и признание её автокефалии, то есть церковного самоуправления, Вселенским Патриархатом шесть лет назад демонстрирует, как канонический порядок и пастырская опека могут исцелить разделение и вековые раны», — заявил Патриарх Варфоломей.
В связи с этим он в очередной раз призвал Поместные Православные Церкви признать «ПЦУ». Однако, подавляющее большинство православных отказываются это делать, даже находясь под серьёзным давлением со стороны США. Причина этого проста — вторжение Фанара на Украину породило лишь ещё большие нестроения, как на самой Украине, так и во всём мировом Православии.
Только Патриарху Варфоломею хватает совести говорить, что избивающие верующих УПЦ раскольники якобы показывают пример христианской зрелости. Все остальные видят, что зрелость и стойкость в данном случае проявляет именно гонимая Украинская Православная Церковь, которая не желает объединяться с самозванцами и самосвятами. Никакие заявления в ПАСЕ не помогут главе Фанара переубедить их в этом.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем годовщину венчания на царство Государя Иоанна IV Грозного и день рождения Русского Собрания
Сегодня памятный день для русских монархистов. 16 января 1547 г. Великий Князь Московский Иоанн IV Васильевич венчался на царство.
За месяц до сего события Иоанн, которому тогда шел семнадцатый год, призвал митрополита Макария и бояр и объявил, что хочет жениться, а перед женитьбой «по примеру наших прародителей и сродника нашего Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на царство, также исполнить тот чин венчания на царство и сесть на великое княжение». Он попросил на это благословение у митрополита. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром.
С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» — как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. в царском звании Иоанна IV утвердил Константинопольский Патриарх Иоасаф специальной соборной грамотой, которую подписали 36 греческих митрополитов и епископов.
3 февраля, на другой день после Сретения, сыграли свадьбу, избранницей Государя стала Анастасия Романовна Захарьина. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста (пост в 1547 г. начался 21 февраля).
Сегодня день рождения первой русской патриотической организации — Русского Собрания (РС). 16 января 1901 г. в Петербурге в редакции газеты «Новое время» состоялось собрание группы русских национально мыслящих интеллектуалов, на котором было принято окончательное решение о создании Русского Собрания (РС) и избраны руководители организации. В гостях у издателя и редактора самой авторитетной тогдашней газеты А.С.Суворина собрались в тот день несколько десятков представителей русской научной и культурной элиты. Эти 40 человек и стали членами-учредителями РС, среди них: академик Н.П.Кондаков, помощник директора Публичной библиотеки доктор русской истории Н.П.Лихачев, профессор К.Я.Грот, профессор Духовной академии и директор Археологического института Н.В.Покровский, начальник Николаевской академии Генерального Штаба генерал-лейтенант Н.Н.Сухотин, директор управления ссудо-сберегательных касс Государственного банка А.П.Никольский, писатели М.М.Коялович, В.П.Сватковский, В.Г.Янчевецкий (Ян) и др. Председателем Совета РС единодушно был избран выдающийся русский писатель и государственный деятель князь Дмитрий Петрович Голицын (литературный псевдоним Муравлин) (день памяти 16 декабря). Его товарищами стали публицист А.А.Суворин и писатель С.Н.Сыромятников.
Как писал один из современников, первая русская патриотическая организация родилась, «когда любовь к Отечеству была в забвении.., когда стало невыгодным быть русским человеком». РС стало лабораторией русского национально-патриотического движения, здесь впервые обсуждались вопросы идеологии, формулировались задачи. Все лидеры русских монархических организаций прошли через РС, принимая активное участие в деятельности организации.
Русская линия