Епископ Тартуский Даниил: «Мы устали от этой травли»
Власти Эстонии отказали Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в регистрации нового самоназвания
Министерство внутренних дел Эстонии сочло недостаточными изменения, внесенные Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата в свой Устав «с целью дистанцироваться от Русской Православной Церкви», а также заявило о несогласии с тем, чтобы новым названием ЭПЦ МП стала «Эстонская православная церковь». Министерство настаивает на «фактическом выходе ЭПЦ МП из-под влияния Патриарха Кирилла», сообщает эстонский портал ERR.ee.
Канцлер МВД Тармо Мийлитс, в частности, указал на сохранение в Уставе ссылки на Томос 1993 года, которым Святейший Патриарх Алексий II дал Эстонской Православной Церкви статус самостоятельности в управлении. Чиновников не устраивает, что согласно этому Томосу, руководство деятельностью ЭПЦ МП осуществляется постановлениями Синода, которые утверждаются Московским Патриархом, поэтому они настаивают на том, чтобы убрать из документа любые подобные ссылки на Томос.
В МВД Эстонии также не согласились с утверждением ЭПЦ МП о том, что она является самостоятельной Церковью, поскольку «в действительности она является лишь самоуправляемой с учётом канонической юрисдикции Московского Патриархата, зафиксированной в Томосе 1993 года».
Кроме того, ведомство отказалось регистрировать новое самоназвание ЭПЦ без упоминания Московского Патриархата, сочтя это название «не соответствующим закону о Церквях и приходах» и «недостаточно отличающимся от уже внесённой в регистр Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ)», а также «создающим фактически неверное впечатление, что такая Церковь якобы охватывает всех православных верующих в Эстонии».
В МВД также прокомментировали «трактовку исторических фактов» в новой редакции Устава ЭПЦ МП и упомянутом Томосе, сочтя, что «она не соответствует распространённым в Эстонии точкам зрения» об истории Православия в стране. «Изложение исторических фактов в Уставе религиозного объединения юридически не запрещено, но в этом случае возникает вопрос, какова цель и юридическая обязательность их изложения, и соответствуют ли эти факты действительности», — написал Мийлитс.
МВД также выразило несогласие с некоторыми формулировками в новой редакции Устава, сочтя неуместным использование в нём слова «указ» и ряд других терминов.
В ответ викарий Таллинской епархии епископ Тартуский Даниил заявил эстонским СМИ, что в Эстонской Православной Церкви уже устали от развязанной антицерковной травли, но будут готовить свой официальный ответ на требования чиновников.
«Многие эти вопросы связаны с историческим пониманием. Так что будем, наверное, тоже составлять такой подробный ответ, как мы всё это понимаем», — сказал в интервью «Актуальной камере» владыка Даниил. По его словам, ведя свою дискуссию с ЭПЦ МП, эстонские чиновники грубо вмешиваются во внутрицерковные дела, используя при этом в каких-то моментах законодательство, а где-то переходя на «церковную канонику».
«Но если говорить о церковной канонике, то и между Церквями бывает разное понимание», — отметил епископ Даниил, добавив, что в данном случае всё же сама Церковь должна иметь возможность решать, как ей быть, а не слушать указаний полицейских. «Здесь не должно от светского государства быть таких предписаний, что канонически правильно, а что нет. Светское государство не имеет таких полномочий», — подчеркнул архипастырь.
Русская линия
Деньги для давления на Православную Церковь Молдовы
Премьер-министр Румынии Марчел Чолаку пообещал продолжить финансировать «Бессарабскую митрополию» в Молдавии
4 октября 2024 года премьер-министр Румынии Марчел Чолаку посетил Молдавию, где, в частности, провёл встречу с главой Бессарабской митрополии Румынского Патриархата митрополитом Петром (Пэдурару). В ходе состоявшихся переговоров чиновник пообещал продолжить финансовую поддержку церковной структуры Румынской Церкви на территории Молдавии, что может означать продолжение давления на Молдавскую Православную Церковь, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на TV Moldova.
«Я заверил его Высокопреосвященство митрополита Петра, что буду продолжать поддерживать митрополита Бессарабии всеми силами, в том числе финансово для строительства и обновления церквей и социальных центров в Республике Молдова. У нас крепкие связи, но нам также нужен духовный мост между гражданами по обе стороны Прута, и это можно осуществить только через Церковь», — сказал премьер-министр Румынии Марчел Чолаку.
Ранее в СМИ появлялись сообщения, что более 60 приходов Православной Церкви Молдовы (в составе Московского Патриархата) перешли в Бессарабскую митрополию Румынской Православной Церкви. Один из последних случаев произошёл в городе Крикова, где приход ПЦМ в честь святого Александра Свирского отпраздновал своё «возвращение» в Румынский Патриархат. Все эти «переходы» происходят не без финансовой помощи румынских властей, которые стремятся таким образом уничтожить Молдавскую Православную Церковь.
Характерно, что никакого возмущения указанные заявления Чолаку в Молдавии не вызвали, хотя ранее в стране была развязана настоящая травля против молдавских священников только за то, что они посетили Россию с паломническим визитом. Клириков Молдавской Церкви обвиняли в «сепаратизме» и «работе на Москву», клеветали, что они «получают деньги из России» и т. д. Но если речь заходит о Румынии, то молдавские журналисты и чиновники, как в рот воды набрали. Оно и не удивительно — нынешняя глава Молдавии Майя Санду является гражданской Румынии и стремится присоединить Молдавию к румынским соседям.
Всё это означает, что давление на Молдавскую Православную Церковь будет только возрастать. Финансировать это давление будут напрямую из Румынии.
Русская линия
Грузинская Православная Церковь выступила в поддержку закона о запрете пропаганды содомии
Служба по связям с общественностью Грузинской Патриархии распространила по этому поводу специальное заявление
Грузинская Православная Церковь выступила в поддержку грузинского парламента, который преодолел вето президента страны и окончательно принял закон о запрете в Грузии пропаганды содомии.
«Сегодня в Грузии, как и во многих странах мира, защита семейных ценностей стала важной задачей. На протяжении многих лет на этот вопрос откликались и Грузинский Патриархат, и большинство населения, каждый из которых служил защите семейных ценностей перед лицом растущих вызовов», — говорится в заявлении Службы по связям с общественностью Грузинской Патриархии.
В Грузинской Патриархии указали, что «Церковь постоянно защищала и защищает нашу молодежь от идеологий, подрывающих традиционные семейные структуры». Примером такой церковной заботы стала история, когда священноначалие после продолжительной борьбы добилось исключения из школьных учебников тем, которые «открыто подчеркивали упадок семейных ценностей» и содержали откровенную пропаганду содомии и половой распущенности.
Кроме того, в Церкви отметили, что пропаганда половых извращений «часто создавала значительные социальные разногласия в обществе и даже становилась инструментом напряженности в руках тех, кто стремится углубить поляризацию».
«Исходя из этих тенденций, принятый нынешним правительством Грузии закон „О семейных ценностях и защите несовершеннолетних“ является позитивным шагом вперед. Мы надеемся, что этот закон принесёт добрые плоды для благополучия нашего общества, поскольку это важный и решительный шаг по защите традиционных ценностей, определяющих идентичность грузинской нации», — говорится в заявлении.
Русская линия
Полковой праздник Марковского полка
Сегодня, в день преставления св. преп. Сергия Радонежского, мы поминаем генерал-лейтенанта Сергея Маркова и его белых воинов
Сегодня, в день преставления святого преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (1392), свой праздник отмечает Марковский полк, чей командир — генерал-лейтенант Сергей Леонидович Марков был назван в честь этого великого святого.
В связи с этим во многих храмах Русской Православной Церкви русские люди сегодня молятся об упокоении воина Сергия и его соратников по оружию, а также всех воинов марковских подразделений.
Сергей Леонидович Марков погиб у станции Шаблиевская в 1918 году в самом начале 2-го Кубанского похода Добровольческой армии.
Биография С.Л.Маркова, потомственного военного, Георгиевского кавалера, во многом типична для судеб русского офицерства начала прошлого века. Ее скупые строки фиксируют успехи на выбранном для служения Родине поприще. Кадетское Императрицы Екатерины II и Константиновское артиллерийское училища, Николаевская военная академия Генерального штаба, Русско-японская кампания и Великая война, военно-преподавательская деятельность в стенах академии и военных учебных заведений — лишь основные вехи жизненного пути Маркова. Сергей Леонидович обладал редкими талантами, сочетая в себе способности опытного штабного работника, интересного, знающего преподавателя и превосходного боевого командира, способного повести за собой подчиненных. Блестящий по отзывам учеников преподаватель при этом не ограничивался лекциями, — его перу принадлежит несколько обративших на себя внимания статей, книг и ряд учебников для военных училищ. В конце 1917 — начале 1918 года, после развала прихода к власти большевиков, Марков прибыл на Дон, став одним из организаторов Белого движения на Юге России.
В 2002 году стараниями информационного агентства «Белые воины» в Свято-Вознесенском соборе Новочеркасска был установлен памятный киот с иконой преподобного Сергия Радонежского — небесного покровителя генерала С.Л.Маркова, а в 2003 году, в г. Сальске Ростовской области торжественно открыт памятник генералу, ставший первым в России памятником участнику Белого движения. Генералу С.Л.Маркову была посвящена и первая книга военно-исторической серии «Белые воины».
8 октября 2022 года в Покровском нижнем приделе кафедрального Свято-Вознесенского собора Новочеркасска, в усыпальнице атаманов и героев Дона, была установлена и освящена мемориальная бронзовая доска с навершием в виде Георгиевского креста работы народного художника России Владимира Суровцева и его сына Даниила Суровцева.
На мемориальной табличке нанесён следующий текст: «Вечная память доблестному военачальнику Сергею Леонидовичу Маркову (07.07. 1878−25.06.1918) и всем христолюбивым воинам офицерских имени генерала Маркова полков и соединений за честь и достоинство Отечества живот свой положивших, упокоенных на военном кладбище Новочеркасска».
Памятная доска была установлена при поддержке Скобелевского комитета, Фонда «Наследие» и движения «Белое дело».
Редакция «Русской линии» поздравляет всех потомков русских солдат и офицеров, а также ревнителей памяти Марковского полка с полковым праздником!
Русская линия
В Угличе прославили мощи преподобномученицы Анастасии Угличской
Останки настоятельницы женского Богоявленского монастыря, растерзанной в 1609 году поляками и литовцами, были торжественно перенесены в обитель
6 октября 2024 года в Богоявленском монастыре Углича состоялось торжественное перенесение и прославление мощей преподобномученицы Анастасии Угличской, много пострадавшей и убитой руками зверствовавших тогда на территории России поляков и литовцев, разоривших обитель и Углич в 1609 году, сообщает пресс-служба Ярославской епархии.
Перед началом Божественной литургии святые мощи были принесены в Богоявленский собор обители, где их встретили митрополиты Ярославский и Ростовский Вадим, Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, Переславский и Угличский Феоктист, настоятельница обители игумения Антонина с сестрами, священнослужители, монашествующие и верующие. После встречи святых мощей была совершена Божественная литургия.
«Сегодня произошло удивительно радостное событие — перенесение и прославление святых мощей преподобномученицы Анастасии Угличской, — сказал в напутственном слове митрополит Вадим. — Это событие отдалено от времени её подвига более, чем на четыре столетия. Святая отдала свою жизнь за Христа, за людей, за тех, кто вверен был её попечению, воссияв на небосклоне святости.
Мы возносим к ней свои молитвы, и в будущем она не оставит нас своим заступничеством, как не оставляла обращающихся к ней и ранее. Мы имеем для поклонения её святые мощи, к которым можем припадать и испрашивать то, что нам необходимо для жизни вечной, чтобы обрести утешение в обителях Отца Небесного.
Я сердечно всех поздравляю с таким знаменательным событием и рад, что в этой обители будут пребывать святые мощи преподобномученицы Анастасии, и как вечная игумения она будет вместе с игуменией Антониной и сестрами совершать дело спасения, чтобы обрести подвизающимся здесь у Бога милость и истину, чтобы просиять тем подвигом, который бы даровал нам возможность снискать у Бога прощение наших прегрешений и милость, а на более мы и не рассчитываем".
Святые мощи преподобномученицы Анастасии Угличской впервые внесены в храм для всеобщего почитания и поклонения.
В 1609 году, при разорении города Углича, в женской Богоявленской обители Угличского кремля была истерзана и убита не только игумения Анастасия, но и два священника, два чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин. 34 деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены.
Тела убитых насельниц и игумении были брошены в Волгу. Позднее ниже по течению они были выловлены горожанами и погребены возле Благовещенского храма на Кирилло-Афанасиевском погосте.
Над могилой мученицы совершалась молитва. Многие чудеса и исцеления получали молящиеся по молитвам к преподобномученице.
17 октября 2012 года честные останки святой преподобномученицы были обретены. После тщательного изучения и идентификации мощей на основании полученных результатов исследований 14 августа 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил найденные останки считать святыми мощами преподобномученицы Анастасии Угличской.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, мы вспоминаем видного правого деятеля профессора Н.Д.Сергеевского и генерала М.К.Дитерихса
Сегодня день памяти видного государственного и общественного деятеля, первого председателя Русского окраинного общества профессора Николая Дмитриевича Сергеевского, скончавшегося 25 сентября 1908 г.
Он родился 4 октября 1849 г. в Псковской губернии в дворянской семье. Окончив юридический факультет С.-Петербургского университета (1872), Сергеевский был оставлен на кафедре уголовного права для приготовления к профессорскому званию. После успешной защиты диссертации ученый занимал профессорские должности в Демидовском и Александровском лицеях, в Военно-юридической академии и Петербургском университете. С 1895 г. Сергеевский служил статс-секретарем Государственного Совета и управляющим отделением Свода Законов Государственной Канцелярии, состоял членом ряда комиссий преимущественно по финляндским делам и инородцам и в марте 1903 г. был удостоен Высочайшей благодарности «за участие в законодательных трудах по преобразованию финляндского управления». В 1904 г. Сергеевский был произведен в тайные советники, назначен сенатором.
Однако уже весной 1905 г., встретив сопротивление среди сановников при отстаивании русских интересов в Финляндии, Сергеевский подал в отставку, вернувшись к государственной службе, осенью 1907 г. по личному приглашению П.А.Столыпина. В 1906 г. он был назначен членом Государственного Совета, в котором вошел в правую группу. В том же году Сергеевский принял участие в создании газеты «Окраины России», позже регулярно помещая в ней свои материалы. На свои личные средства он основал книжную серию «Библиотека «Окраин России», в которой публиковал работы, посвященные окраинным вопросам. Являясь членом Русского собрания, Сергеевский всегда выступал противником сепаратистских устремлений инородцев. В одной из своих статей Сергеевский писал: «Пора остановить безумное разрушительное стремление людей, ослепленных ложью модных космополитических учений. Пора оградить достоинство и права русского народа и русских, где бы они ни жили. Пора русским воскликнуть: не дадим и не отступим! Пора сознать инородцам, что только в единстве, крепости и силе России защита и спасение их, слабых племен от других, сильных, и что только в единении с русским народом и под мощным кровом Русской Державы их будущее, их действительно народное развитие».
В конце 1907 г. совместно с профессором А.С.Будиловичем и генералом А.М.Золотаревым, Сергеевский выступил инициатором создании Русского окраинного общества, призванного бороться с окраинным сепаратизмом, а в начале 1908 г. — был избран его председателем. Однако управлять делами общества Сергеевскому пришлось чуть более полугода — в сентябре 1908 г. он скончался от закупорки мозговой артерии. Похоронен ученый-патриот на Смоленском кладбище С.-Петербурга.
Сегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля, правителя Приамурского края генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, скончавшегося в изгнании в 1937 года.
Он родился 5 апреля 1874 г., в пятницу Светлой седмицы, в Санкт-Петербурге. По достижении двенадцати лет был зачислен в воспитанники Пажеского Его Императорского Величества Корпуса. Отслужив три года в Туркестане, в 1897 г. поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба. Участвовал в русско-японской войне, по окончании войны произведен в подполковники. В это время Дитерихс был удостоен чести стать воспреемником от купели долгожданного Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. С началом Первой мировой войны служил на штабных должностях на Юго-западном фронте, разрабатывал план знаменитого контрнаступления, вошедшего затем в историю под именем «Брусиловского прорыва». В мае 1916 г. назначен командиром 2-й Особой бригады на Салоникском фронте (бригада входила в состав межсоюзнических воинских контингентов, сформированных специально для действий на Балканах). В начале июля 1917 г. Дитерихса вызвали в Россию. Он вернулся в страну, опьяненную дурманом свободы, где считалось, что воинская дисциплина — пережиток «старого режима». После провала корниловского выступления начальником штаба Ставки стал сослуживец Дитерихса по Юго-западному фронту генерал-лейтенант Н.Н.Духонин, а Дитерихс был назначен к нему генерал-квартирмейстером Ставки. Во время разгрома Ставки матросами и убийства Духонина Дитерихс укрылся во французской военной миссии, что спасло ему жизнь.
В ноябре 1917 г. он принял должность начальника штаба Чехословацкого корпуса, сыграли роль моравские корни рода Дитерихса. В июне 1918 г. он прибыл во Владивосток, здесь в ответ на враждебные действия совдепа чехи 29 июня свергли советскую власть, Дитерихс развернул наступление на запад по линии Транссиба. 31 августа он соединился с чехами, наступавшими из Забайкалья. В ноябре 1918 г. был создан Западный фронт и Дитерихс до середины февраля 1919 г. был начальником штаба фронта. 17 января 1919 г. адмирал А.В.Колчак поручил ему «общее руководство по расследованию и следствию по делу об убийстве на Урале Членов Августейшей Семьи и других Членов Дома Романовых». Участие в расследовании Цареубийства укрепило Дитерихса в убеждении, что Гражданская война есть не просто противостояние белых и красных, а противостояние Христа и Антихриста, которая должна идти под знаменем Православной Веры. Не случайно штабной вагон генерала был украшен многочисленными иконами. Летом 1919 г. Колчак назначил Дитерихса главнокомандующим армиями Восточного фронта. 1 сентября Дитерихс начал последнее наступление Восточного фронта — «Тобольскую операцию», которая, начавшись успешно, завершилась из-за отсутствия достаточных резервов и несогласованности действий разгромом и отступлением белых. В ноябре Дитерихс был отправлен в отставку, он уехал в Харбин. Главным делом теперь стало для него сохранение материалов об убийстве Царской Семьи, здесь Дитерихс написал свой знаменитый труд «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале» (книга издана в 1922 г. во Владивостоке).
8 июня 1922 г. он прибыл во Владивосток, где началась подготовка к созыву Земского Собора, последнему в истории России. Земский Собор проходил с 23 июля по 10 августа, на нем было принято историческое решение, что «права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых». Впервые белые выступили под монархическими знаменами. Дитерихс почти единодушно был избран временным правителем Приамурского края. Новое государственное образование просуществовало недолго, силы были неравными, «союзники"-японцы, уходя, отказались передать белым оружие и боеприпасы, местные торгово-промышленные круги отказали в денежных субсидиях. 26 октября 1922 г. Владивосток — последний оплот Русской Государственности — был оставлен белыми войсками.
В эмиграции Дитерихс жил в Шанхае, был председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Он не признал манифест великого князя Кирилла Владимировича, связывал надежды с молодыми представителями Династии Романовых. В Шанхае он работал в должности главного кассира франко-китайского банка, оказывал поддержку «Обществу распространения русской национальной и патриотической литературы», на его пожертвования издан труд профессора С.С.Ольденбурга «История Царствования Императора Николая II», его попечениями была устроена домовая церковь. В последние годы жизни из-за усиливающейся болезни легких не мог уже руководить отделом РОВС. На его могиле установили каменный крест в старорусском стиле с лампадкой, но в разгар «культурной революции» кладбище было уничтожено и на его месте построены жилые дома.
Сегодня также, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (1392), свой праздник отмечал Марковск. ий полк
Русская линия