«За вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных традиций, многолетнюю плодотворную деятельность»
Митрополиты Орловский Тихон и Смоленский Исидор удостоены высоких государственных наград
4 октября 2024 года президент России подписал Указ № 853 о награждении высокими государственными наградами двух архиереев Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
За вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных традиций, многолетнюю плодотворную деятельность ордена Дружбы был удостоен митрополит Орловский и Болховский Тихон. В тоже время медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени получил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
Текст документа был опубликован на портале правовой информации.
Митрополит Орловский Тихон (Доровских) родился 8 апреля 1959 года в Воронеже в семье рабочих. Крещен в младенчестве.
В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум (специальность техник-электрик). В 1983 г. окончил Воронежский политехнический институт (специальность инженер-электрик).
10 апреля 2003 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом пострижен в монашество с наречением имени Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
13 апреля 2003 г. епископом Даниилом рукоположен во иеродиакона, 20 апреля 2003 г. — во иеромонаха.
В апреле-июле 2003 г. — штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска. В июле-декабре 2003 г. — и.о. настоятеля прихода свт. Иннокентия, митрополита Московского, г. Южно-Сахалинска.
С 29 декабря 2003 г. — секретарь Южно-Сахалинской и Курильской епархии.
7 июля 2004 г. возведен в сан игумена.
21 сентября 2010 г. возведен в сан архимандрита.
С 10 октября 2010 г. — настоятель Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 120) избран епископом Южно-Сахалинским и Курильским.
Наречен во епископа 22 января 2011 г. в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 23 января за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
1 февраля 2014 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. (журнал № 23) назначен Преосвященным Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии.
21 апреля 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. (журнал № 22) утвержден в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря г. Орла.
Митрополит Смоленский Исидор (Тупикин) родился 27 мая 1974 года в Красноярске.
В 1992—1995 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.
В 1995—1999 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1999—2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде.
В 1999—2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии.
В июне-октябре 2003 г. — помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. — помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.
31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.
16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года — во иеромонаха.
Определением Священного Синода от 21 августа 2007 г. (журнал № 77) назначен ректором Ярославской духовной семинарии.
19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.
Определением Священного Синода от 27 июля 2009 г. (журнал № 75) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. 1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями.
Указом Патриарха Московского и всея Руси от 7 июля 2010 г. назначен ответственным секретарем Управления делами Московской Патриархии (освобожден в связи с назначением в июле 2012 г. наместником Высоко-Петровского монастыря).
В марте-июле 2012 г. — настоятель храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 135) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) избран епископом Смоленским и Вяземским с освобождением от должностей наместника Высоко-Петровского монастыря и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи.
14 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 15 марта 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 17 марта за Божественной литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 8) назначен главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский».
21 мая 2015 г. за Литургией в Вознесенском соборе г. Ульяновска Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 109) назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
С 4 мая 2017 г. ― Смоленский и Дорогобужский, в связи с образованием Рославльской епархии.
25 июня 2018 г. в Московской духовной академии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнь и деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова)».
Решением Священного Синода от 16−17 июля 2020 г. (журнал № 44) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска и мужского монастыря Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь деревни Бакланово Демидовского района Смоленской области.
Русская линия
Целый ряд частных клиник Тульской области добровольно отказались от абортов
В 7 из 15 медицинских центров области заявили, что больше не делать абортов «по социальным показаниям»
Целый ряд частных медицинских клиник Тульской области вслед за своими коллегами из других регионов России добровольно отказались от производства абортов. Об этом сообщает портал «Тульская пресса».
По данным издания, в Тульской области не так давно состоялось совещание с руководителями частных медицинских центров, которые имеют лицензию на проведение абортов. Повесткой встречи стало исключение из услуг клиник подобных «операций».
В результате значительная часть медучреждений после общения с властями решила отказаться от проведения абортов, за исключением абортов по медицинским показаниям.
Тульские журналисты обратились в 15 частных клиник области, чтобы выяснить, каково число тех, кто в реальности соблюдает эту меру.
«В 8 — аборт делают; чаще — медикаментозный, когда срок беременности ещё небольшой. В 7 — нет. В поликлинике „Вирмед“ оператор ответила, что у них „сейчас нельзя“ [сделать аборт]. В „Клинике Фомина“ объяснили, что процедуру они проводят только по медицинским показателям — в случае замершей беременности. Для этого нужно пройти консультацию гинеколога и убедиться, что плод действительно мертв. Просто „по желанию женщины“ аборт в этой клинике делать не будут», — говорится в сообщении.
Таким образом, можно сделать вывод, что число тех, кто поддержал эту благую инициативу властей, составляет около 50 процентов, что весьма положительно.
Ранее Русская Православная Церковь не раз высказывалась о необходимости ограничения абортов и выводе данной «операции» из системы ОМС. В сентябре 2024 года Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с организаторами Координационного центра по вопросам демографии и семейных ценностей. В рамках этой встречи стало известно, что более чем в 71 регионе России 502 частных клиники добровольно отказались от совершения абортов, что составило 18% от всех клиник, которые имеют соответствующую лицензию.
Русская линия
Митрополиту Черкасскому Феодосию ещё на два месяца продлили домашний арест
Суд Черкасс отказался прислушаться к голосу защитников владыки и отказался отпустить архипастыря под личное обязательство
4 октября 2024 года в Сосновском районном суде Черкасс состоялось заседание, в ходе которого суд продлил митрополиту Черкасскому и Каневскому Феодосию меру пресечения в виде ночного домашнего ареста, сообщает СПЖ со ссылкой на портал «Суспільне».
Владыка Феодосий участвовал в заседании суда по видеосвязи. Несмотря на это, под зданием суда собрались украинские националисты и провокаторы.
Прокурор Вадим Коломиец обратился к суду с ходатайством о продлении меры пресечения, аргументируя это тем, что владыка Феодосий может оказать влияние на свидетелей.
Сторона защиты, в свою очередь, выразила несогласие с обвинениями, подчеркнув, что прокурор не обосновал свои высказывания. «Прокурор в своем обращении отметил, что подозреваемый плохо относится к украинским властям и обществу, пусть он обосновывает это», — заявила защита.
Адвокаты архипастыря также попросили избрать другую меру пресечения. «Прокурор ничего не доказал, никакого доказательства влияния на свидетелей он не добавил. Поэтому прошу отказать прокурору в его ходатайстве и избрать личное обязательство», — попросила адвокат владыки.
Митрополит Феодосий также обратился к судье с просьбой изменить меру пресечения. «Я поддерживаю своих защитников. Я считаю, что прокурор рисков не доказал. Рисков никаких нет, поэтому очень прошу суд изменить меру пресечения на личные обязательства. Я дальше провожу богослужение и нахожусь на лечении».
Однако суд принял решение продлить ночной домашний арест владыке ещё на два месяца — до 2 декабря. Следующее заседание назначено на 8 октября.
Русская линия
В Грузии вступил в силу закон о запрете пропаганды содомии
Грузинский парламент смог преодолеть вето, которое ранее наложила на данный законопроект прозападная Саломе Зурабишвили
Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что подписал закон о запрете пропаганды содомии в стране, поскольку накануне это отказалась сделать президент республики Саломе Зурабишвили, сообщает РИА Новости.
Зурабишвили известна своей прозападной позицией и постоянными выступлениями в поддержку США и ЕС. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она наложила вето на закон. Однако, для его преодоления парламенту потребовалось лишь ещё одно голосование, что и было сделано.
«Согласно конституции Грузии, я подписываю закон „О защите семейных ценностей и несовершеннолетних“, подписывать который отказалась Саломе Зурабишвили», — написал Папуашвили в своем аккаунте в соцсети.
Парламент Грузии 17 сентября принял в третьем чтении закон о запрете пропаганды содомии. Чтобы он вступил в силу, документ должен был подписать президент. Согласно грузинскому законодательству, если глава государства не подписывает какой-либо закон, то после очередного голосования депутатов право подписать его предоставляется спикеру парламента.
Закон подразумевает запрет пропаганды однополых браков и смены пола, а также запрет на проведение собраний и кампаний, направленных на пропаганду однополых интимных отношений, инцеста, усыновления или опеки однополой парой или лицом негетеросексуальной ориентации.
Также будет запрещено медицинское вмешательство, связанное со сменой пола, а в телевизионных эфирах будет запрещен показ интимных однополых сцен. Будут запрещены публичные собрания или манифестации, нацеленные на популяризацию содомии, будут введены ограничения на просмотр фильмов с гомосексуальными сценами в кинотеатрах для лиц младше 18 лет.
Русская линия
От Рюрика до Государя Николая II, от Ленина до Ельцина
В подмосковном Болдино на территории усадьбы историка Василия Татищева открыли «Аллею правителей России»
1 октября 2024 года в подмосковном Болдино на территории усадьбы историка Василия Татищева по инициативе Российского военно-исторического общества была открыта «Аллея правителей России», начиная от Рюрика до Государя Николая II и от революционера Ульянова-Ленина до Бориса Ельцина, сообщает сайт РВИО.
В мероприятии приняли участие помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, губернатор Московской области Андрей Воробьев и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов.
Скульптурная композиция авторства Зураба Церетели состоит из 43 бюстов исторических личностей, которые руководили Россией за более чем тысячелетнюю историю.
«Обратите внимание на все эти бюсты. Это единственное место в стране, где представлены все правители от легендарного Рюрика до Бориса Николаевича Ельцина. Мы не пропустили никого. История наша непрерывна. И от Рюрика до времен Петра и Анны Иоанновны — это все герои Татищева, он о них о всех писал. Если вы откроете его „Историю государства Российского“, все эти герои на её страницах присутствуют», — отметил Владимир Мединский.
Именно на территории старинной усадьбы Болдино были созданы крупнейшие труды выдающегося историка, государственного деятеля Петровской эпохи Василия Никитича Татищева — «История Российская» и «Собрание законов древних русских».
«Сегодня благодаря консолидации усилий Московской области, города Екатеринбурга, Российского военно-исторического общества, спонсоров и попечителей, мы идем семимильными шагами к восстановлению усадебного комплекса. Хотим, чтобы это место, имеющее большую историю, стало одним из самых интересных, популярных и современных в Подмосковье. Думаю, сюда обязательно будут приезжать школьники. Тут будут qr-коды, ссылки на Историю РФ. Мы все это свяжем со школьными учебниками по истории. Это будет прекрасный урок на свежем воздухе», — сказал Владимир Мединский.
Губернатор Андрей Воробьёв отметил важность восстановления усадьбы Василия Татищева для жителей Подмосковья.
«С прошлого года мы совместно реализуем масштабный проект, обеспечим здесь очень заметные перемены. На территории 130 га появится инфраструктура для туристов — для посещения, спорта, изучения истории, творчества и миссии Татищева. Уверен, что каждый год мы будем видеть прогресс — широкая дорога, большие прогулочные маршруты. Ну, а оценивать все — жителям, которым, уверен, понравится то, что мы здесь сделаем. Это будет удобно, комфортно и для детей, и для старшего поколения», — сказал Андрей Воробьёв.
Ознакомиться с полным списком и исторической справкой о каждом из правителей можно на портале История. РФ
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного и по своему происхождению происходил из знатного боярского рода Бельских. При крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его, князь Иоанн Иоаннович, подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, где он вырос и принял иноческий постриг с именем Галактион.
Дни свои инок проводил в трудах, а ночи — в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем.
Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол.
В это время на Руси началась смута: один за другим являлись самозванцы, а поляки и литовцы бродили по стране и производили грабежи и насилия. Исполнившись дара прозрения, преподобный Галактион расковал свою цепь и в веригах явился в земскую избу, где собирался народ. Он советовал гражданам построить в один день на месте своих подвигов храм во имя Пресвятой Богородицы, и память чуда от иконы Знамения в Великом Новгороде, с верой в то, что Царица Небесная защитит город и избавит всех от нашествия иноплеменников. Однако жители Вологды не приняли благочестивого совета, а некоторые прямо обвинили святого в корысти — дескать, заботится он только о себе и ленится ходить в дальний храм. В ответ Галактион предсказал народу подробно о грядущих бедствиях, которые и произошли, когда вскоре, 22 сентября 1612 г., Божиим попущением, на Вологду напали поляки и литовцы. Они сожгли храмы, многих предали смерти, многих взяли в плен.
Не пощадили иноверцы и угодника Божия. Набросившись на него с бешенством, вытащили его вон из кельи, волоча, нещадно били, поносили бранными словами, кололи мечами, сбросили ему на голову бревно с крыши здания. Видя приближение своей кончины, святой молил Господа простить ему все прегрешения и избавить от воздушных мытарств. Измученный врагами он преставился ко Господу с молитвой 24 сентября 1612 года.
Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келлии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627 — 1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению архиепископа Маркелла (1645 — 1663) в обители был построен соборный храм во Имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому храму.
Русская линия
Иеромонах Стефан Игумнов: христиане могут вернуться к общему празднованию Пасхи
В Египте по приглашению патриарха Коптского Тавадроса II прошло совещание поместных православных и древних восточных Церквей — шести древних Церквей востока, признающих только три первых Вселенских собора до Халкидонского. На нем прозвучал призыв ко всем христианам вернуться к празднованию Пасхи в канонической традиции православия и I Вселенского собора в Никее, 1700-летие которого будет отмечаться в 2025 году — в год, когда даты празднования Пасхи у западных и восточных христиан совпадут. К нему наряду с Русской церковью присоединились представители не только древних восточных Церквей, но и поместных православных Церквей, общение с которыми Русская церковь была вынуждена прервать из-за поддержки ими украинского раскола. Секретарь Комиссии по диалогу между Русской православной церковью и Эфиопской церковью иеромонах Стефан (Игумнов) рассказал в интервью РИА Новости о том, как выстраивался диалог между Церквами и ветвями христианства на этой встрече, и может ли ее формат стать основой для преодоления раскола в мировом православии.
— Отец Стефан, расскажите, пожалуйста, о прошедшей в Каире встрече Церквей.
— Встреча, которая состоялась в Египте, прошла в монастыре святого Паисия Великого в Нитрийской пустыне и имела исторический характер. Более 30 лет на таком уровне не собирались представители православных и древних восточных Церквей. Мероприятие состоялось по приглашению и по личной инициативе его святейшества патриарха Коптского Тавадроса II, который уделяет огромное внимание диалогу в этом формате, и организация данной встречи стала результатом его усилий в течение последних нескольких лет. В то же время, такой формат мероприятия, проводимого по приглашению Коптского патриарха, сделал возможным участие в нём делегации Русской православной церкви. Это не было заседание комиссии по диалогу между православной Церковью и древними восточными Церквями, в которой одним из председательствующих является представитель Константинополя.
— Как выстраивалось на встрече в Каире взаимодействие с представителями Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской церквей, молитвенного общения с которыми у Русской церкви сейчас нет?
— Как известно, по решению Священного синода Русской православной церкви, наши представители не могут участвовать в мероприятиях, где есть такое сопредседательство. Но данная встреча имела совершенно другой формат. Впервые в истории подобная встреча прошла за круглым столом без председательствующих при равном участии представителей всех Церквей. Это уникальный формат, и заявленная цель мероприятия — разговор о будущем взаимоотношений между православным и древневосточным христианским миром, — не только сделала возможным участие делегации Русской православной церкви в данном совещании, но и стала важной вехой в контексте тех усилий, которые много лет принимает сама Русская православная церковь по продвижению данного диалога и по развитию взаимоотношений с церквами древнехристианского мира, такими, как Коптская церковь, Эфиопская церковь, Маланкарская церковь Индии, Сирийская ортодоксальная церковь, Армянская апостольская церковь и Эритрейская церковь.
— Коммюнике совещания приняли все участники, в том числе Церкви, с которыми у Русской сейчас нет общения. Можно ли надеяться, что по крайней мере в таких этических вопросах, как защита традиционных ценностей, о которой говорилось в документе, между ними есть единомыслие, и велись ли переговоры об этом непосредственно с ними?
— Принятое коммюнике содержит очень важные положения, в том числе в защиту традиционных нравственных ценностей и института семьи в его христианском понимании. Также прозвучал призыв о возвращении западных христиан к православной традиции празднования Пасхи в тот день, который соответствует решению I Вселенского собора. Все эти важные положения и формулировки были включены в коммюнике при активном участии представителей Русской православной церкви. Это не стало результатом двусторонних переговоров между нами и представителями тех греческих Церквей, с которыми мы приостановили на сегодняшний день общение — это стало результатом общих усилий и общего консенсуса представителей Церквей, принимавших участие в данном заседании. Ещё раз подчеркну, что огромную роль в его организации и проведении сыграла Коптская церковь.
— К празднованию Пасхи в один день с 2025 года и совпадения дат призывал недавно и папа Римский Франциск. Можно ли говорить о том, что действительно у христиан в мире наметился консенсус о том, что Пасха должна праздноваться в один день всеми?
— Действительно, тема празднования Пасхи всеми христианами в один день сегодня звучит из разных уст и в разных контекстах. Здесь очень важно различать принципиальные моменты в таких предложениях. Озвученная в коммюнике идея совещания представителей православных и древних восточных Церквей в Каире заключается в том, чтобы те христианские общины прежде всего на западе, которые, следуют альтернативной пасхалии, вернулись к той дате празднования Пасхи, которая свято соблюдается православными Церквами и древними восточными Церквами, и которая основывается на решении I Вселенского собора. Такая идея тем более актуальна, что на следующий год будет праздноваться 1700-летие I Вселенского собора, поэтому православные Церкви и древние восточные Церкви призывают не просто к единой дате празднования Пасхи, а именно к принятию всеми той пасхалии, которая всегда соблюдалась православной Церковью и древними восточными Церквами.
— В Каире за круглым столом, предоставленным патриархом Коптским, собрались Церкви, с которыми у Русской сейчас нет молитвенного общения. Может ли это стать образцом для будущей диалоговой площадки, на которой текущее разделение в православии могло бы быть преодолено?
— Пока такая идея не обсуждается. Встреча в Египте имела конкретную цель: обсуждение тех вопросов, которые касаются поместных православных и древних восточных Церквей. Повестка межправославного диалога не выносилась на эту встречу.
— Комиссия по диалогу между Русской православной церковью и Эфиопской церковью недавно также встретилась в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Не могли бы вы рассказать о повестке ее заседания?
— На повестке заседания не было богословских вопросов, однако очень много тем было посвящено развитию двустороннего сотрудничества, таких как взаимодействие в деле поддержки христиан, терпящих гонения в разных регионах мира, в том числе на Украине, тема совместной защиты традиционных ценностей, сотрудничества в академической сфере в области студенческого обмена, тема церковного искусства, гуманитарной сферы и многих других.
Это было уже третье заседание комиссии, и двусторонние отношения Русской православной и Эфиопской церквей в последние годы развиваются очень активно в русле традиции, которая закладывалась в XIX-ХХ веках многими их выдающимися представителями.
Иеромонах Стефан Игумнов: христиане могут вернуться к общему празднованию Пасхи
В Египте по приглашению патриарха Коптского Тавадроса II прошло совещание поместных православных и древних восточных Церквей — шести древних Церквей востока, признающих только три первых Вселенских собора до Халкидонского. На нем прозвучал призыв ко всем христианам вернуться к празднованию Пасхи в канонической традиции православия и I Вселенского собора в Никее, 1700-летие которого будет отмечаться в 2025 году — в год, когда даты празднования Пасхи у западных и восточных христиан совпадут. К нему наряду с Русской церковью присоединились представители не только древних восточных Церквей, но и поместных православных Церквей, общение с которыми Русская церковь была вынуждена прервать из-за поддержки ими украинского раскола. Секретарь Комиссии по диалогу между Русской православной церковью и Эфиопской церковью иеромонах Стефан (Игумнов) рассказал в интервью РИА Новости о том, как выстраивался диалог между Церквами и ветвями христианства на этой встрече, и может ли ее формат стать основой для преодоления раскола в мировом православии.
— Отец Стефан, расскажите, пожалуйста, о прошедшей в Каире встрече Церквей.
— Встреча, которая состоялась в Египте, прошла в монастыре святого Паисия Великого в Нитрийской пустыне и имела исторический характер. Более 30 лет на таком уровне не собирались представители православных и древних восточных Церквей. Мероприятие состоялось по приглашению и по личной инициативе его святейшества патриарха Коптского Тавадроса II, который уделяет огромное внимание диалогу в этом формате, и организация данной встречи стала результатом его усилий в течение последних нескольких лет. В то же время, такой формат мероприятия, проводимого по приглашению Коптского патриарха, сделал возможным участие в нём делегации Русской православной церкви. Это не было заседание комиссии по диалогу между православной Церковью и древними восточными Церквями, в которой одним из председательствующих является представитель Константинополя.
— Как выстраивалось на встрече в Каире взаимодействие с представителями Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской церквей, молитвенного общения с которыми у Русской церкви сейчас нет?
— Как известно, по решению Священного синода Русской православной церкви, наши представители не могут участвовать в мероприятиях, где есть такое сопредседательство. Но данная встреча имела совершенно другой формат. Впервые в истории подобная встреча прошла за круглым столом без председательствующих при равном участии представителей всех Церквей. Это уникальный формат, и заявленная цель мероприятия — разговор о будущем взаимоотношений между православным и древневосточным христианским миром, — не только сделала возможным участие делегации Русской православной церкви в данном совещании, но и стала важной вехой в контексте тех усилий, которые много лет принимает сама Русская православная церковь по продвижению данного диалога и по развитию взаимоотношений с церквами древнехристианского мира, такими, как Коптская церковь, Эфиопская церковь, Маланкарская церковь Индии, Сирийская ортодоксальная церковь, Армянская апостольская церковь и Эритрейская церковь.
— Коммюнике совещания приняли все участники, в том числе Церкви, с которыми у Русской сейчас нет общения. Можно ли надеяться, что по крайней мере в таких этических вопросах, как защита традиционных ценностей, о которой говорилось в документе, между ними есть единомыслие, и велись ли переговоры об этом непосредственно с ними?
— Принятое коммюнике содержит очень важные положения, в том числе в защиту традиционных нравственных ценностей и института семьи в его христианском понимании. Также прозвучал призыв о возвращении западных христиан к православной традиции празднования Пасхи в тот день, который соответствует решению I Вселенского собора. Все эти важные положения и формулировки были включены в коммюнике при активном участии представителей Русской православной церкви. Это не стало результатом двусторонних переговоров между нами и представителями тех греческих Церквей, с которыми мы приостановили на сегодняшний день общение — это стало результатом общих усилий и общего консенсуса представителей Церквей, принимавших участие в данном заседании. Ещё раз подчеркну, что огромную роль в его организации и проведении сыграла Коптская церковь.
— К празднованию Пасхи в один день с 2025 года и совпадения дат призывал недавно и папа Римский Франциск. Можно ли говорить о том, что действительно у христиан в мире наметился консенсус о том, что Пасха должна праздноваться в один день всеми?
— Действительно, тема празднования Пасхи всеми христианами в один день сегодня звучит из разных уст и в разных контекстах. Здесь очень важно различать принципиальные моменты в таких предложениях. Озвученная в коммюнике идея совещания представителей православных и древних восточных Церквей в Каире заключается в том, чтобы те христианские общины прежде всего на западе, которые, следуют альтернативной пасхалии, вернулись к той дате празднования Пасхи, которая свято соблюдается православными Церквами и древними восточными Церквами, и которая основывается на решении I Вселенского собора. Такая идея тем более актуальна, что на следующий год будет праздноваться 1700-летие I Вселенского собора, поэтому православные Церкви и древние восточные Церкви призывают не просто к единой дате празднования Пасхи, а именно к принятию всеми той пасхалии, которая всегда соблюдалась православной Церковью и древними восточными Церквами.
— В Каире за круглым столом, предоставленным патриархом Коптским, собрались Церкви, с которыми у Русской сейчас нет молитвенного общения. Может ли это стать образцом для будущей диалоговой площадки, на которой текущее разделение в православии могло бы быть преодолено?
— Пока такая идея не обсуждается. Встреча в Египте имела конкретную цель: обсуждение тех вопросов, которые касаются поместных православных и древних восточных Церквей. Повестка межправославного диалога не выносилась на эту встречу.
— Комиссия по диалогу между Русской православной церковью и Эфиопской церковью недавно также встретилась в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Не могли бы вы рассказать о повестке ее заседания?
— На повестке заседания не было богословских вопросов, однако очень много тем было посвящено развитию двустороннего сотрудничества, таких как взаимодействие в деле поддержки христиан, терпящих гонения в разных регионах мира, в том числе на Украине, тема совместной защиты традиционных ценностей, сотрудничества в академической сфере в области студенческого обмена, тема церковного искусства, гуманитарной сферы и многих других.
Это было уже третье заседание комиссии, и двусторонние отношения Русской православной и Эфиопской церквей в последние годы развиваются очень активно в русле традиции, которая закладывалась в XIX-ХХ веках многими их выдающимися представителями.