К 200-летию со дня рождения Августейшей устроительницы Ливадийской Крестовоздвиженской церкви
В Ливадии торжественно открыли памятник супруге Императора Александра II Императрице Марии Александровне
27 сентября 2024 года по окончании праздничного богослужения в честь Воздвижения Креста Господня митрополит Симферопольский и Крымский Тихон принял участие в церемонии открытия памятника Августейшей владелице имения Ливадия и устроительнице Крестовоздвиженской церкви Императрице Марии Александровне, подвижнице милосердия и благотворительности, первой покровительнице Российского Общества Красного Креста, сообщает официальный сайт Крымской епархии.
В торжествах приняли участие епископ Скопинский и Шацкий Питирим, викарий Симферопольской епархии епископ Ялтинский Нестор, духовенство Ялтинского благочиния, председательница межрегиональной общественной организации «Русское единство» Елена Аксёнова, глава Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова и другие почетные гости.
Памятник Императрице Марии Александровне создан по инициативе прихода Крестовоздвиженского храма Ливадийского дворца к 200-летию со дня её рождения. Авторами проекта стали архитектор, первый вице-президент Союза московских архитекторов, член-корреспондент Российской академии художеств Алексей Комов, главный архитектор Калуги, член Московского союза художников, создатель церковных архитектурных проектов и проектов благоукрашения православных храмов в России и за рубежом Денис Стритович.
Установка памятника у Крестовоздвиженской церкви — дань уважения Императрице Марии Александровне, её делам милосердия и благотворительности, заботам о жителях Ливадии.
Русская линия
В Москве освятили памятник Святейшему Патриарху Тихону
Бюст Святителя работы Елены Безбородовой установили у храма Большое Вознесение у Никитских ворот
28 сентября 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в честь 100-летия преставления и 160-летия со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Тихона в центре Москвы у храма Большое Вознесение у Никитских ворот был торжественно открыт и освящён бюст Святителя Тихона, который совершил в этом храме свою последнюю Божественную литургию в 1925 году, сообщает Благовест-инфо.
Монумент освятил настоятель храма протоиерей Владимир Диваков в сослужении приходского духовенства. «Патриарх Московский и всея Руси Тихон любил наш храм, он часто служил здесь. За два дня до кончины он отслужил здесь свою последнюю Литургию», — рассказал отец Владимир.
Автором памятника стала заслуженная художница России Елена Безбородова.
«5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и всея России Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский)», — говорится в летописи храма.
Канонизация Патриарха Тихона была утверждена в 1989 году на Архиерейском соборе в год 400-летия установления Патриаршества на Руси. Обретение мощей совершено в 1992 году, так как долгое время они считались утраченными.
Храм Вознесения Господня, основанный в XVII веке, известен также как храм, где венчался А.С. Пушкин в 1831 году. С историей церкви, нынешнее здание которого построено по проекту Осипа Бове, связаны имена Шаляпина, Щепкина и Ермоловой. Здесь в ноябре 1917 года отпевали юнкеров, павших от рук большевиков, защищавших Кремль.
Новая история храма ведет отсчет с 1990 года, когда храм вернули Церкви, после того, как в советское время здесь размещалась лаборатория высоковольтного газового разряда. Сюда из Кремля прошёл первый за многие десятилетия Крестный ход, который возглавил Патриарх Алексий 23 сентября 1990 года.
Русская линия
Ржев избавился от имён Маркса и Урицкого в своей топонимике
Власти города переименовали три улицы, названные большевиками в честь революционеров и их вдохновителей. Но отказались возвращать им исторические названия
27 сентября 2024 года в Ржеве Тверской области прошло очередное заседание городской Думы, на котором местные депутаты приняли решение о переименовании трех улиц города. Улицу Карла Маркса переименована в улицу героя России капитана Александра Фролова, улица Смольная в улицу Оковецкую, улица Урицкого в улицу Академика Обручева, сообщает ГТРК «Тверь».
Гвардии капитан Александр Фролов — проживал в городе Ржеве, погиб в зоне специальной военной операции по защите Донбасса в 2023 году, спасая сослуживцев. В 2024 году ему присвоено звание Героя России посмертно.
Владимир Афанасьевич Обручев — русский геолог, палеонтолог, географ, писатель-фантаст. Улицы Обручева имеются в семи городах России, в том числе Москве, Санкт-Петербурге, Твери. Теперь есть и в Ржеве.
Улицу Смольную переименовали в улицу Оковецкую, так как она проходит мимо Оковецкого кафедрального собора, построенного в 1821 году в честь чудотворной Оковецкой иконы Божией Матери.
«Мы хотим передать нашим потомкам, молодому поколению имена наших земляков, внесших вклад в развитие Ржевской земли, совершивших подвиг. <…> Хотим отметить, что ни Карл Маркс, ни Урицкий при всех своих заслугах, никакого отношения непосредственно к Ржеву не имели. Александр Фролов и Владимир Обручев — наши земляки, которые достойны того, чтобы их знали и о них помнили», — отмечено в заявлении депутатов гордумы.
Нельзя не приветствовать решение ржевских депутатов, наконец, избавить город от большевистских и коммунистических имён, однако указанным улицам они могли бы вернуть и их прекрасные исторические названия. Так, до прихода к власти большевиков улица Карла Маркса носила имя 1-й Успенской, улица Смольная была 1-й Предтеченской, а улица Урицкого называлась 2-й Рождественской.
Такое восстановление исторических наименований было бы вполне уместным и радостным событием. А именами Александра Фролова и Владимира Обручева можно было бы назвать и ряд новых улиц в городе.
Русская линия
Власти Грузии не желают вести страну по пути Украины
Правящая в Грузии партия «Грузинская мечта» в своей предвыборной кампании разместила баннеры с изображением разрушенных украинских селений и лозунгом «Выбери мир!»
В Тбилиси в рамках предвыборной гонки появились рекламные баннеры правящей партии «Грузинская мечта», на которых изображены кадры разрушенных на Украине в результате военных действий селений и храмов и целых грузинских святынь и городов. Ниже подпись «Нет войне!» и «Выбери мир!», сообщает СПЖ.
Таким образом, нынешние грузинские власти в очередной раз заявили о своём нежелании следовать требованиям коллективного Запада, пытающегося подтолкнуть Грузию, как ранее Украину, к самоубийственной войне против России. «Грузинская мечта» прямо говорит, что не допустит этого, а потому предлагает избирателям голосовать за нынешние власти.
Любопытно, что президент Грузии Саломе Зурабишвили, известная своими проамериканскими взглядами и устремлениями в НАТО, уже назвала такие предвыборные баннеры «Грузинской мечты» «позорными». Она-то как раз мечтает о том, чтобы Грузия пошла на поводу у США и встала в один ряд с Украиной против России, а потому негодует.
МИД Украины, комментируя ситуацию, также заявило, что «осуждает и считает недопустимым использование в политической рекламе изображений ужасных последствий безжалостной войны России против Украины, страданий и крови тысяч невинных людей, разрушения церквей и культурного наследия».
В Киеве призвали правительство Грузии, правящую партию «Грузинская мечта» и все заинтересованные стороны «воздержаться от использования темы агрессивной войны против Украины и её граждан».
Русская линия
В Хорватии совершена череда осквернений храмов Сербской Православной Церкви
Только за одну неделю два сербских православных храма подверглись вандализму и осквернению
Церковь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Петриня с населением почти в 20 тысяч человек за всё время неоднократно подвергалась нападениям. Так, в мае 2022 года на её стены были нанесены граффити с фашистской символикой усташей. Согласно последнему сообщению Горнокарловацкой епархии, с 2019 года этот храм подвергался вандализму семь раз.
«В ночь с 10 на 11 сентября 2024 года храмы в честь святителя Спиридона Чудотворца в центре города Петриня и святителя Николая Чудотворца на православном кладбище в Петрине подверглись нападениям вандалов, которые оставили на них граффити, содержащие призывы к ненависти и нетерпимости, — говорится в заявлении местной епархии.
Церковь святителя Спиридона, строительство которой началось в 2019 году, подверглась вандализму уже в седьмой раз — на этот раз вандалы нанесли граффити на ее колокольне. Церковь святителя Николая, построенная в 1798 году, после реконструкции тоже была осквернена — граффити появились на ее западном фасаде.
После соответствующего сообщения церковной общины в Петрине сотрудники полиции начали проводить расследование, и против неизвестных злоумышленников был подан иск".
За последние годы зафиксированы многочисленные случаи нападений на храмы Сербской Православной Церкви в Косово, Хорватии и других местах. Например, в марте 2021 года вандализму подверглись православный храм Христа Спасителя в хорватском городе Шибеник и две церкви в Косово и Метохии.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.
В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.
В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.
Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.
После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.
Русская линия