Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы пастырь, работающий в информационном пространстве, не забывал о своей главной цели — помочь человеку обрести Христа как Спасителя
Предстоятель Русской Православной Церкви встретился со священниками, осуществляющими миссионерскую деятельность в Интернете
7 марта 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, осуществляющими миссионерскую деятельность в Интернете.
Во встрече приняли участие члены Совета священников интернет-миссионеров, функционирующего при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: иерей Павел Островский (Одинцовская епархия), иерей Николай Бабкин (Белгородская епархия), иеромонах Александр (Митрофанов) (Сыктывкарская епархия), иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия), иерей Георгий Максимов (Московская епархия), иерей Святослав Шевченко (Благовещенская епархия) и иерей Владислав Береговой (Песоченская епархия).
На встрече также присутствовали: управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий; заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда; заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Кипшидзе.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом:
«Очень рад видеть всех вас, братья, и нуждаюсь в том, чтобы слышать ваши голоса, потому что вы работаете в сфере, в которую я, в силу своего служения, не могу быть в полной мере вовлечен. Ведь присутствие в социальных сетях, в виртуальной дискуссии требует очень глубокого погружения, если мы говорим о серьезном профессиональном участии.
А священник иначе и не может участвовать в этой деятельности. Если же он излагает в Интернете только свои мечтания, фантазии, домыслы, то лучше туда и вовсе не заходить. Мы читаем у апостола такие слова: «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9:22). Вот представьте себе, если эту фразу поделить пополам: для всех я был всем — и точка. Кошмар! Но затем: чтобы спасти по крайней мере некоторых — и всё встает на свои места.
Думаю, каждый, кто сегодня работает в Интернете и говорит если не от лица Церкви, то по крайней мере выступает как священник, должен помнить эти слова: «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». А значит, сотериологическое измерение вашего присутствия в Интернете абсолютно обязательно.
Для священника Интернет — это не место, где он демонстрирует свои интеллектуальные способности, не место, где он производит впечатление, не место, где он собирает «лайки», а среда, где он несёт людям Благую весть — может быть, специфическими словами, в специфических категориях мысли, с привлечением специфической аргументации.
Но если вы отрываете своё присутствие в сетях от сотериологического измерения, то вы «медь звенящая и кимвал бряцающий» (см. 1 Кор. 13:1), и лучше вам оттуда уйти.
Поэтому ещё раз хочу сказать: единственное, чем мы оправдаемся пред Господом, перед ближними и перед своей совестью — если мы будем воспринимать присутствие в Интернете как своё пастырское служение. Вот мой главный тезис, и поэтому вывод очень простой: если я принимаю, что это моя «кафедра», с которой я обращаюсь к людям, — с определённой фразеологией, с определенным целеполаганием, но именно как священник, для того чтобы содействовать их спасению, — тогда всё это оправдано.
Ещё раз хочу сказать: я с большим уважением отношусь к вашему труду. К сожалению, не могу следить за вашими публикациями, как, может быть, следовало бы, но мои коллеги, более просвещённые в этой сфере, помогают мне отслеживать многое, особенно если происходит что-то интересное.
Я уже имел возможность сказать, что наряду с успешными примерами работы в Интернете мы имеем также опыт крайне неумелого присутствия. Порой образ священнослужителя, заявленный в интернет-пространстве, оказывается слишком далёк от идеала, сложившегося в культурной традиции нашего народа. Подобное несоответствие в первую очередь разрушает личность самого священника, и, к сожалению, такие примеры нам всем хорошо известны.
Хотел бы также напомнить, что сохраняют актуальность принципы участия Церкви в политической жизни общества, сформулированные в «Основах социальной концепции». Более того, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и не вступать в обсуждение политических вопросов, за исключением случаев, когда возникает необходимость возвысить голос в защиту духовных и нравственных ценностей. Мы вступаем в диалог с общественностью не с целью давать политические оценки или позиционировать себя как политических аналитиков, но только для привнесения христианского измерения в эту дискуссию.
Наконец, очень важно, чтобы пастырь, работающий в информационном пространстве, не забывал о своей главной цели — помочь человеку обрести Христа как Спасителя. Я уже говорил, что интернет-активность ни в коем случае не должна заслонять собой заботу о реальных прихожанах и подменять дело пастырского окормления; тем более опасно, если присутствие в Интернете вызывает у священника зависимость.
Пастырь должен в первую очередь помнить, что его призвание — это не Интернет, а спасение человеческих душ".
Затем выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда.
В рамках встречи священники рассказали о своей текущей деятельности в социальных сетях и планах по её развитию. Далее состоялось обсуждение актуальных проблем христианского свидетельства в Интернете.
«Очень многое полезного вы мне сказали. Дай Бог, хотя бы какую-то частицу из всего задуманного удастся реализовать», — сказал в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви и выразил надежду на то, что подобные встречи, в ходе которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы нашего времени, станут регулярными.
Русская линия
В Москве молитвенно отметили 25-летие обретения мощей блаженной Матроны Московской
Торжества в Покровском ставропигиальном монастыре возглавил митрополит Каширский Феогност
8 марта 2023 года, в среду второй седмицы Великого поста, в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно отметили 25-летие обретения мощей блаженной Матроны Московской, сообщает «Монастырский вестник».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжества в обители возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност.
По прибытии в обитель архипастырь поклонился честным мощам блаженной Матроны Московской, почивающим в Покровском храме, а затем возглавил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском соборе монастыря.
Владыке сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Москве протопресвитер Владимир Диваков, благочинный Покровского церковного округа Москвы протоиерей Олег Егоров, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле протоиерей Даниил Андреюк и духовенство обители.
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) с сестрами, настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Екатерина (Чернышева), воспитанницы монастырского детского приюта, прихожане и паломники.
Также богослужение посетили глава управы Таганского района А.С. Мишаков, уполномоченная по правам человека в Московской области И.К. Фаевская, руководительница Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения А.В. Самойлова.
Для удобства верующих служба транслировалась на большом экране, установленном на монастырской площади. Также была организована трансляция богослужения на телеканале «Союз».
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, митрополит Феогност прочитал молитву о Святой Руси.
По окончании Литургии владыка Феогност поклонился честным мощам блаженной Матроны Московской и прочитал молитву у раки со святыми мощами.
Для всех паломников в течение дня была организована бесплатная праздничная трапеза — обед и чай с монастырской выпечкой.
Русская линия
Между Россией и Украиной произошёл очередной обмен военнопленными
Обмен состоялся в формате 90 на 90, хотя планировалось, что обменяют 160 на 160 человек
Уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова сообщила, что 7 марта между Россией и Украиной состоялся обмен военнопленными в формате 90 на 90, хотя изначально предполагалось, что каждая из сторон отпустит по 160 человек, сообщает Газета.Ru.
Причиной срыва полноценного обмена Москалькова назвала действия украинских властей, которые в последний момент отказались от 70-ти своих военнослужащих. В связи с этим она опубликовала список с именами пленных украинцев.
«В продолжение моего вчерашнего комментария об обмене. Вот список 70 солдат, которых украинская сторона не захотела обменять на наших ребят. Как говорится, делайте выводы», — сообщила она в своем Telegram-канале. В списке приводятся ФИО и даты рождения украинских военных в российском плену.
В Минобороны РФ в свою очередь заявили, что 90 российских военных были возвращены из украинского плена. Военное ведомство указывает, что в плену им грозила смертельная опасность, а по возвращении в Москву солдаты будут проходить лечение и реабилитацию в военных медучреждениях.
Вскоре после этого глава офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что по обмену Киев якобы получил 130 своих военнопленных. Он также заявил, что «большинство людей, которых мы возвращаем сегодня, имеют тяжелые ранения».
Впрочем, многие отмечают, что украинские власти при любом удобном случае стараются показать свою «перемогу» над Москвой, а потому озвучивают цифры, которые не имеют никакого отношения к реальности.
Предыдущий публичный обмен пленными состоялся 16 февраля. Тогда в Россию, по заявлению чиновников, вернулся 101 человек. В Киеве заявили об освобождении 100 военных.
Русская линия
Грузию толкают на украинский путь майдана и войны с Россией
В Тбилиси вспыхнули массовые акции протестов в связи с намерением грузинских властей принять закон об иноагентах
В столице Грузии Тбилиси вот уже несколько дней подряд не стихают массовые акции протеста оппозиции, представители которой протестуют против принятия законопроекта об иноагентах. Данный закон ставит под контроль работу в стране всевозможных западных фондов, а это очень не нравится нынешней грузинской оппозиции, которая финансируется в основном из США и ЕС.
Парламент Грузии в первом чтении принял законопроект об иностранных агентах после очередной волны недовольства со стороны Евросоюза, вызванной тем, что Тбилиси все ещё держит под стражей экс-президента Михаила Саакашвили и не вводит антироссийские санкции. «За» проголосовали 76 депутатов правящей партии Грузинская мечта", «против» выступили 13 оппозиционеров, ещё 50 парламентариев воздержались, сообщает РИА Новости.
Согласно документу, некоммерческие юридические лица и СМИ получат статус агентов иностранного влияния, если более 20% их доходов поступают из-за рубежа. Такие организации должны пройти обязательную регистрацию. Если они по какой-то причине не сделают этого, их оштрафуют, и Минюст сможет начать расследование.
Грузинская оппозиция тут же окрестила новый закон «пророссийским» и антидемократичным. Аналогичную позицию заняли представители США, Евросоюза и Украины, которые наперебой стали обвинять официальный Тбилиси в отходе от западных ценностей. Хотя в США такой закон действует ещё с 1938 года.
В частности, глава Европейского совета Шарль Мишель заявил, что принятие закона не соответствует пути в Евросоюз, которого хочет большая часть грузинского народа. А глава пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс подчеркнул, что у Вашингтона есть инструменты для наказания в любой стране мира того, кто ответственен за подавление прав человека. Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил участников протестов в Грузии за исполнение украинского гимна его страны, глава Офиса президента Андрей Ермак заявил, что украинцы всегда будут рядом с грузинами, а мэр Киева Виталий Кличко посоветовал главе Тбилиси Кахи Каладзе встать на строну протестующих.
В итоге несколько тысяч протестующих собрались в центре грузинской столицы, чтобы попытаться совершить государственный переворот. Ситуация стала очень быстро накаляться — протестующие попытались силой захватить здание парламента и стали применять коктейли Молотова против полиции.
Силовики в ответ применили водометы, перцовый газ и резиновые пули. Но если 7 марта оппозиция держала центр Тбилиси в напряжении примерно до четырёх часов ночи, то 8 марта полиция очистила площадь перед парламентом ещё до полуночи. В МВД Грузии объяснили жёсткие меры тем, что активисты перешли к «крайнему насилию».
Тем не менее, ситуация остаётся крайне напряжённой. При этом оппозиционеры не скрывают, что их главной целью является государственный переворот к Тбилиси и активизация антироссийской политики в угоду ЕС и США. Пойдёт ли Грузия по украинскому пути майдана, пока неизвестно, но очевидно, что Запад делает всё возможное, чтобы бросить в бой против России не только Украину, но и Грузию с Молдавией.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем новомучеников Солигалича, митрополита Евгения (Болховитинова) и начало революционных событий в Петрограде
Сегодня мы чтим память видного церковного деятеля, мыслителя и историка митрополита Киевского Евгения, скончавшегося 23 февраля 1837 года.
Он родился 18 декабря 1767 года в семье бедного священника и в миру звался Евфимием Алексеевичем Болховитиновым. В 10 лет осиротев, он поступил в архиерейский хор, затем получив образование в Воронежской духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии, Е.А.Болховитинов служил преподавателем, а затем ректором Воронежской духовной семинарии. В 1800 г. он принял монашество, и вскоре стал учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804 г.), епископа Вологодского (с 1808 г.), Калужского (с 1813 г.), Псковского (с 1816 г.) и митрополита Киевского (с 1822 г.).
Будущий митрополит был членом Российской академии и Общества истории и древностей российских. До принятия монашеского сана он увлекался западно-европейскими просветителями, уповал на всемогущество человеческого разума. Однако после принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) он кардинально изменил свои воззрения. Со временем митрополит Евгений стал последовательным консерватором, который отказывался принимать всевозможные «новизнолюбивые» теории за их интеллигентский деспотизм и целенаправленное подавление творческого потенциала человека при помощи «прогрессивных» и «гуманных» идей.
Митрополит Евгений был также выдающимся для своего времени историком и архивистом. Он много ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи; по его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др. Он прославился такими работами как «Полное описание жизни преосвященного Тихона», «Историческое изображение Грузии», «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», издал «Памятный церковный календарь», заключающий в себе немало материала для «Истории российской иерархии» и многими другими. Но главным трудом его жизни стал «Словарь духовных писателей России», который владыка составлял более двадцати лет.
В этот день в 1917 г. начались уличные беспорядки в Петрограде, завершившиеся февральским государственным переворотом. Накануне Государь покинул столицу, отправившись в Ставку. 23 февраля 1917 г. был четверг второй седмицы Великого поста.
Новомученики Костромского уездного города Солигалича были умучены за Христа местными коммунистами 22 февраля 1918 года
Русская линия