Русская линия
<< Полная сводка новостей от 28 июля 2022 >>

Патриарх Кирилл призвал молиться святому князю Владимиру «о преодолении средостения и вражды, о воцарении прочного и справедливого мира на просторах исторической Руси»
В праздник Крещения Руси Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршие символы28 июля 2022 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24−29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси».

Из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Успенский собор был принесен ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира.

За Патриаршим богослужении молились председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М. Иванов, игумении, насельники и насельницы московских и ставропигиальных монастырей; прихожане московских храмов, паломники.

Среди молившихся за Литургией были дети, прибывшие в Москву из пострадавших семей Донецкой Народной Республики, а также из освобожденных районов Харьковской области и Луганской Народной Республики.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, составленные к празднику Крещения Руси:

«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на землю Русскую от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя, и во предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится в ней Трисвятое Имя Твое, рцем вси, Господи, скоро услыши н милостивно помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй".

Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву:

«Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве нашея украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, на страны и народы, преемственно воспринявшие веру православную из единой купели Крещения в водах днепровских и ныне приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждою и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, яко же и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Тя, Жизнодавче: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего погубити тщатся. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на ны, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю нашу огради, власти умудри, вся утеши и умири, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в Земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков».

Проповедь перед причастием произнес клирик Богоявленского кафедрального соборае в Елохове г. Москвы протоиерей Борис Обрембальский.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим:

«Сейчас мы совершим молебен. Начнем его здесь, в Успенском соборе, а затем все вместе двинемся к памятнику князю Владимиру и там, у памятника, завершим наше молебное пение и сегодняшнее литургическое празднование великого и спасительного дня, когда мы вспоминаем князя Владимира, крестившего Русь, выведшего народ наш из тьмы язычества и открывшего реальный путь к стяжанию святости и добродетели — всего того, что стало духовным стержнем нашего народа. И дай Бог, чтобы этот стержень никогда и никакими обстоятельствами не был поколеблен. Если вокруг этого стержня будет формироваться жизнь человека, его культура, его образование, его профессиональная деятельность, тем более его личная жизнь, то мы будем реальными наследниками великого сокровища, переданного нам нашими благочестивыми предками, которые его получили от святого равноапостольного великого князя Владимира. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».

Далее состоялся Крестный ход через Боровицкие ворота Кремля к памятнику святому равноапостольному великому князю Владимиру, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебное пение.

«Равноапостольный князь Владимир посеял то само горчичное зерно, из которого выросло древо русской христианской цивилизации, древо, которое имеет много ветвей, много народов, питающихся от единого корня. Сегодня мы живём в такое время, когда среди народов исторической Руси враг рода человеческого посеял и возрастил семена раздора. Такое бывало и раньше в нашей истории, ибо заповеданное Богом единство и мир всегда являются мишенью для злых сил», — сказал Патриарх Кирилл по окончании молебна, обращаясь к собравшимся на площади, сообщает Интерфакс.

Его Святейшество выразил твёрдое упование на то, что «вера Христова поможет исцелить нам раны разделения, нанесённые единству народов, вышедших из единой купели Крещения», и призвал обратить к святому Владимиру «горячие молитвы о преодолении средостения и вражды, о воцарении прочного и справедливого мира на просторах исторической Руси».

Русская линия


Пришла пора сдавать лишние паспорта
Телеканал «Царьград» обратил внимание, что около половины российских депутатов и чиновников до сих пор имеют двойное гражданство или вид на жительство в иностранных государствах

Паспорт ЕСНынешнее противостояние России, США и Европы, а также военные действия на Украине, жёстко поставили вопрос о том, что же на самом деле представляет из себя правящая элита в нашей стране. И как это не печально признать, в России очень мало депутатов и чиновников, которые бы не имели недвижимости за границей, а также вида на жительство, а то и второго паспорта иностранного государства.

На данную проблему обратил внимание телеканал «Царьград». «Депутаты и чиновники очень боятся принятия закона о запрете на владение иностранной недвижимостью. В узких кругах широко известно, что, как минимум у половины, думаю, что на самом деле значительно больше, имеются «запасные аэродромы Хитроу». Нам с «голубого экрана» рассказывают про патриотизм и противостояние с Западом, но на Западе очень хорошо знают всю сущность российского «гламурятника», — заявил в ходе программы «Сухой остаток» Юрий Пронько.

«У 58% богатых и состоятельных из России уже имеется второй паспорт (двойное гражданство), 45% рассматривают переезд из России в другую страну на ПМЖ. Вы думаете, что на Западе об этом не знают? Не знают, насколько гнилая в России так называемая элита? Коллективный Запад изгаляется в русофобской шизофрении, однако „гламурятник“ активно ему в этом подмахивает. Знаете, у „слуг народа“ самые любимые страны, где они владеют недвижимостью — Кипр, Испания, Британия, Черногория и Германия. Между тем ещё недавно, а в некоторых и до сих пор, в правления крупнейших госбанков, госкорпораций, госкомпаний входили персонажи с двойным гражданством. То есть высшую степень допуска имели персонажи, которые с лёгкостью готовы передавать информацию нашим врагами и конкурентам», — отметил ведущий, призвав Кремль навести здесь порядок.

«Пора ограничить эту публику в политических правах — ввести запрет на их право избирать и быть избранными, назначенными на государственную и муниципальную службу. Убеждён, что все без исключения люди с двойным гражданством должны быть признаны иностранными агентами. Только единственное российское гражданство даёт полные политические права. Хочешь иметь несколько паспортов — тогда прими ограничения на избирательные права. Никаких должностей и депутатских кресел», — считают Юрий Пронько.

Имена тех, кто имеет двойное гражданство или вид на жительство за границей, он называть не стал. Однако, этот список легко можно найти на просторах Интернета. Так, может, нашим чиновникам пришла пора прекратить сидеть на двух стульях и сдать лишние паспорта. Тем более, что никакого проку от них уже нет — с началом СВО Запад показал, как он относится к частной собственности и тем бумажкам, которые он ранее выдавал «русским олигархам» и «благотворителям».

Русская линия


В Киеве торжественно отметили 1034-летие Крещения Руси
Украинские власти запретили УПЦ проводить большой Крестный ход, однако тысячи верующих всё равно собрались в Киево-Печерской лавре

Празднование Крещения Руси в Киеве28 июля 2022 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира и по случаю Дня Крещения Руси, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжественное богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Божественная литургия состоялась на площади перед Успенским собором обители. Предстоятелю сослужили председатель Церковного суда УПЦ митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополиты, архиепископы, епископы и духовенство Украинской Православной Церкви.

Богослужебные песнопения исполняли митрополичий хор под руководством архимандрита Геронтия (Борисевича) и хор Киевских духовных школ под руководством архимандрита Романа (Подлубняка).

После чтения Слова Божия Блаженнейший владыка обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь рассказал о равноапостольном князе Владимире и призвал молиться святому о воцарении мира на Украине.

«Мы молимся святому князю Владимиру, чтобы он дал нам силу исправлять себя. У нас есть такое желание и многие это озвучивают, — стать лучше, человечество должно стать лучше, — сказал Блаженнейший владыка. — Да, человечество должно стать лучшим, но это делается единственным путём — когда пытаться стать лучшим будет каждый из нас».

После Литургии состоялся праздничный молебен и верующие во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием прошли Крестным ходом к Дальним пещерам Киево-Печерской обители. Там была вознесена молитва святому князю Владимиру. Верующих окропили святой водой. Блаженнейший владыка поздравил паству с праздником и пожелал Божьего благословения и мира.

Большого Крестного ходе в этом году в Киеве не было, так как украинские власти запретили его проведение. Тем не менее, в столице Украины собрались тысячи верующих Украинской Православной Церкви.

Русская линия


Ради греческого этнофелитизма
Архиепископ Охридский Стефан заявил, что Македонская Церковь будет именоваться Охридской архиепископией только для греческих Церквей

Архиепископ Охридский СтефанПрофанарское издание «Оrthodox Тimes» с возмущением сообщает, что принятие Македонской Православной Церковью наименования Охридской архиепископии от Константинопольского Патриарха Варфоломея было сделано лишь для видимости. Так Предстоятель Македонской Церкви архиепископ Стефан на днях заявил, что «Охридская» — это название для грекоязычных Церквей, сами же верующие Македонской Церкви «не могут называть себя иначе как македонцами», сообщает Седмица.Ru.

9 мая 2022 года Константинопольский Патриархат признал Православную Церковь Северной Македонии под названием Охридской архиепископии, разъяснив при этом, что термин «Македонская» (церковь) и любое другое производное от слова «Македония» исключены.

Тем не менее, в интервью сербской газете архиепископ Охридский Стефан рассказал о названии Македонской Церкви.

В частности, его спросили, является ли название, данное Церкви Северной Македонии Константинопольским Патриархатом — Охридская архиепископия, — приемлемым.

Архиепископ Стефан ответил:

«Мы знаем, сколь чувствительны к нашему имени грекоязычные Церкви. Поэтому мы не будем просить их называть нас именем, которое им не нравится. Поскольку мы являемся наследниками знаменитой Охридской архиепископии, называть нас этим именем с их стороны для нас не проблема. Но я убеждён, что братья и вообще верующие грекоязычного православного мира поймут, что иначе как македонцами нас назвать нельзя, то есть для нас наша Церковь — и Македонская, и Охридская. Вероятно, будут проблемы, которые нужно решить, но вера и любовь могут свернуть горы. Если обе стороны покажут, что действуют с любовью, то легко будет достигнуто соглашение между греческими Церквями и нашей Македонской Церковью».

На вопрос, когда он ожидает, что Македонская Церковь получит Томос об автокефалии со стороны Фанара (от Сербской Церкви уже такой Томос она получила), архиепископ Стефан ответил:

«С несколькими македонскими епископами мы были в Константинополе и вместе совершили Божественную литургию с Патриархом Варфоломеем, в праздник Пятидесятницы, в день рождения Церкви. Не знаю, когда можно было бы ожидать получения официального документа для нашей Поместной Церкви и её помещения в диптих автокефальных Церквей. Но так как у нас была возможность на несколько дней встретиться с Патриархом и увидеть его любовь к Церкви и его искреннее желание помочь нам, мы убеждены, что это будет в ближайшее время. Мы просим милостивого Бога дать нам ещё немного терпения».

Русская линия


Сербы выступили против проведения парада содомитов в Белграде
В Сербии начался массовый сбор подписей за отмену шествия, которое намечено на сентябрь

Сбор подписей против парада содомитов в БелградеСбор подписей против парада половых извращенцев в Сербии приобретает массовый характер. Подписи под петицией собираются как в монастырях Сербской Церкви, так и на городских площадях сербских городов. В это же самое время содомиты получают вполне недвусмысленные предупреждения, в том числе в виде граффити на городских стенах, сообщает портал Politikus.info.

Новый мэр Белграда Александр Шапич отказался возглавлять шествие содомитов. После этого прозападное политическое движение «Прямая Сербия» предложила Шапичу «передарить» гей-парад Приштине, заявляя при этом, что так называемые власти самопровозглашенной республики Косово достигли больших успехов в развитии демократического общества.

Таким образом, ситуация вокруг запланированного на сентябрь действа накаляется с каждым днём, и очевидно, что в западных СМИ будет много провокаций и шумихи по этому поводу. Давление на Белград сейчас и без того очень большое, а отказ сербов от пропаганды содомии, как некой общеевропейской ценности, для европейских чиновников, как красная тряпка для быка.

Тем не менее, сербы проявляют чудеса стойкости — они, к примеру, до сих пор не ввесли санкции против России, хотя на этом настаивают США и ЕС. Так что есть надежда, что и в данном случае они выстоят и не станут проводить это грязное шествие по святой Сербской земле.

Русская линия


Думенко начал писать доносы на Святейшего Патриарха Кирилла
Глава украинских раскольников призвал Фанар «лишить Предстоятеля РПЦ Патриаршества»

Константинопольский Патриарх Варфоломей в Киеве служит вместе с Епифанием Думенко27 июля 2022 года Епифаний Думенко, по поручению «синода» ПЦУ, направил письмо патриарху Варфоломею о привлечении Предстоятеля РПЦ Патриарха Кирилла к канонической ответственности и лишения его Патриаршества, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на официальный сайт думенковской структуры.

Думенко попросил у главы Фанара «инициировать на всеправославном уровне рассмотрение и осуждение деятельности Московского патриарха Кирилла Гундяева и этнофилетичного и расистского учения о „русском мире“, которое он проповедует».

Глава ПЦУ подчеркнул, что «Россия — страна, которая на протяжении веков связывала свою идентичность с Православием», однако «на протяжении последних десятилетий христианская вера в России подвергалась паганизации — коварно подменялась гражданской религией, что внешне опирается на православную традицию, но чужда духу Евангелия и содержания святоотеческой православной веры».

По мнению главы ПЦУ, моральная ответственность за совершённые российскими солдатами преступления на Украине «ложится не только на непосредственных исполнителей, но и на их идейных вдохновителей — Московского патриарха Кирилла и единомысленных с ним иерархов, которые на протяжении десятилетий пропагандировали этнофилетическое и расистское учение о „русском мире“».

Глава украинских раскольников считает, что «митрополит, а впоследствии патриарх Кирилл никогда не был эталоном исповедания православной веры» и напомнил, что ещё 15 марта этого года, в Торжество Православия, была обнародована Декларация про «русский мир», под которым сначала поставили свою подпись более 340 православных богословов из разных стран мира, число которых сейчас выросло до тысячи.

В Декларации сказано, что «русский мир» — это неправославная, еретическая доктрина, близкая к учению этнофилетизма, что было осуждено на Константинопольском соборе 1872 года.

Он также указал главе Фанара на «Открытое Обращение к Предстоятелям Православных Церквей», которое подписали 437 клирики УПЦ, и обвинил РПЦ в расизме.

«Начиная как минимум с октября 2018 года, все действия патриарха Кирилла подчинены конкретной политической цели. Он стремится радикально увеличить присутствие РПЦ за пределами России, максимально ослабить Вселенский Патриархат и грекоязычные Поместные Церкви и таким образом навязать православному миру гегемонию и диктат Московского патриарха», — пишет Думенко.

Он призвал главу Фанара «как можно быстрее рассмотреть деятельность патриарха Кирилла, связанную с его противостоянием Вселенскому Патриархату и многим Поместным Православным Церквам, и в случае если эта деятельность будет признана таковой, что содержит признаки схизмы, — привлечь патриарха к канонической ответственности».

Также он попросил патриарха Варфоломея «канонически квалифицировать несколько решений Священного Синода Русской Православной Церкви, принятых в течение 2018−2021 годов, которые, по нашему мнению, не соответствуют основам православной экклезиологии».

В связи с этим, от имени «архиереев» ПЦУ и «многочисленных жертв войны России против Украины, которую патриарх Московский открыто и однозначно публично одобряет и поддерживает», Думенко обратился к главе Фанара и Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой «осудить доктрину „русского мира“ и признать её еретической; квалифицировать действия патриарха Кирилла на канонической территории Александрийского Патриархата как схизматические; лишить Кирилла Гундяева права занимать Московский патриарший престол».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, вспоминаем поэта Ф.И.Тютчева, министра внутренних дел В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова

Святой равноапостольный князь ВладимирВсем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его трудами было укреплено и обустроено государство Российское. Он был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Св. равноапостольной княгини Ольги — первой на Руси христианки княжеской крови. Мать Св. Владимира была незнатного происхождения — ключница по имени Малуша, из-за чего в молодости он испытал немало унижений. Великим Князем Киевским Владимир стал в 980 г. после княжеской междоусобицы и убийства своего брата Ярополка, который, в свою очередь, сгубил другого Святославовича — Олега в 977 г. Первые шесть лет своего правления Владимир провел в походах, при нем произошло объединение русских земель. Предание рисует князя Владимира, до принятия им крещения, ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. В начале своего княжения в Киеве Владимир установил языческих идолов, которым приносились даже человеческие жертвы. Из летописи известно, что у него было несколько жен и около 800 наложниц в разных городах. Как пишет летописец «Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».

После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей — любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.

Невская битваВ день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок cвятой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы — всего двадцать человек.

Федор Иванович ТютчевСегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г.

Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева — непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.

В 1843−50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», — писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.

Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».

Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций — Союза Русских Людей.

Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».

В.К.ПлевеВ этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г.

Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870−80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала «увенчания здания» Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.

Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.

В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.

Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова.

Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой — Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877−78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.

Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906−07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».

В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910 г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 28 июля 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика