Патриарх Кирилл продолжает массовые кадровые перестановки епископата
Священный Синод Русской Православной Церкви образовал Московскую митрополию и вновь принял целый ряд кадровых решений
13 апреля в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил первое в 2021 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого вновь был принят целый ряд кадровый перестановок епископата.
Члены Синода постановили освободить председателя Финансово-хозяйственного управления епископа Наро-Фоминского Парамона от занимаемой должности, выразив ему благодарность за понесенные труды. Председателем Финансово-хозяйственного управления назначен архимандрит Илия (Руднев), с освобождением от должности заместителя наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Синод принял решение освободить епископа Клинского Стефана, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, с выражением благодарности за понесенные труды. Новым председателем Синодального отдела назначен епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, с освобождением его от управления Тарской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. Преосвященному Савватию определено быть епископом Бронницким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Заместителем председателя Синодального отдела назначен священник Олег Овчаров, клирик Ярославской епархии.
Временное управление Тарской епархией поручено митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру.
Члены Священного Синода постановили образовать в пределах Московской области Московскую митрополию, включив в неё следующие епархии:
— Коломенскую — на территории городских округов Коломна, Раменский, Бронницы, Жуковский, Зарайск, Кашира, Серебряные Пруды, Луховицы, Воскресенск, Егорьевск;
— Балашихинскую — на территории городских округов Балашиха, Реутов, Орехово-Зуевский, Щелково, Лосино-Петровский, Богородский, Черноголовка, Шатура, Павловский Посад, Электрогорск, Фрязино, Электросталь, ЗАТО Звездный городок;
— Одинцовскую — на территории городских округов Одинцовский, включая г. Звенигород, Красногорск, Наро-Фоминский, Истра, Волоколамский, Лотошино, Можайский, Рузский, Шаховская, ЗАТО Власиха, ЗАТО Краснознаменск, ЗАТО Молодежный, ЗАТО Восход;
— Подольскую — на территории городских округов Подольск, Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Серпухов, Протвино, Пущино, Домодедово, Чехов, Ступино, Ленинский с административным центром в г. Видное;
— Сергиево-Посадскую — на территории городских округов Сергиево-Посадский, Пушкинский, Мытищи, Королев, Лобня, Дмитровский, Талдомский, Дубна, Химки, Клин, Долгопрудный, Солнечногорск.
Возглавил новую митрополию Святейший Патриарх Кирилл. Священным Синодом также были приняты следующие решения:
— епархиальным архиереем Коломенской епархии быть Преосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Патриаршему наместнику, постоянному члену Священного Синода; усвоить митрополиту Крутицкому и Коломенскому права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви;
— Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским быть епископу Балашихинскому Николаю с сохранением за ним должности главного редактора Издательства Московской Патриархии;
— Преосвященному Пантелеимону, епископу Орехово-Зуевскому, именоваться епископом Верейским;
— Преосвященным Одинцовским и Красногорским быть епископу Павлово-Посадскому Фоме, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии;
— Преосвященному Иринарху, епископу Красногорскому, именоваться епископом Раменским;
— Преосвященному Порфирию, епископу Одинцовскому, именоваться епископом Озерским;
— Преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским быть епископу Сергиево-Посадскому Фоме, с сохранением за ним должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
— Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, именоваться епископом Мытищинским;
— Преосвященным Подольским и Люберецким быть Преосвященному Аксию, архиепископу Южно-Сахалинскому и Курильскому;
— Преосвященному Тихону, архиепископу Подольскому, именоваться архиепископом Рузским;
— Преосвященным Южно-Сахалинским и Курильским быть епископу Минусинскому и Курагинскому Никанору; временное управление Минусинской епархией возложить на митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.
— Епископ Видновский Тихон и епископ Серпуховский Роман назначены викариями Патриарха Московского и всея Руси.
— Епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр назначены викариями митрополита Крутицкого и Коломенского.
Русская линия
Раскол в мировом Православии пускает корни
Русская Православная Церковь не будет сослужить с митрополитом Сарандаэкклисийским Андреем в связи с участием в его хиротонии украинских раскольников
Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден был отреагировать на факт участия лица, не имеющего канонического рукоположения, в архиерейской хиротонии, совершенной 21 марта 2021 года Константинопольским Патриархом Варфоломеем.
Синоду из СМИ стало известно, что 21 марта 2021 года за Божественной литургией в Георгиевском кафедральном соборе в Стамбуле Патриарх Константинопольский Варфоломей в сослужении иерархов Константинопольского и Александрийского Патриархатов, а также не имеющего канонической хиротонии представителя одного из раскольнических сообществ Украины возглавил рукоположение митрополита Сарандаэкклисийского Андрея.
В связи с этим члены Синода постановили:
1. Выразить сожаление в связи с участием лица, не имеющего канонического рукоположения, в архиерейской хиротонии в Константинопольском Патриархате.
2. Отметить, что этим событием углубляется раскол в православном мире, причиненный действиями Патриарха Константинопольского Варфоломея.
3. Учитывая каноническую ущербность хиротонии митрополита Сарандаэкклисийского Андрея, с прискорбием констатировать невозможность сослужения с ним в том случае, если, Богу содействующу, евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом будет восстановлено. То же распространяется на клириков, которых упомянутый митрополит со временем, возможно, рукоположит.
Стоит отметить, что чем дольше украинский вопрос будет разделять мировое Православие, тем сложнее в дальнейшем будет решить те проблемы, которые были вызваны вторжением главы Фанара на Украину. Раскол в семье православных народов с каждым днём лишь усугубляется.
Русская линия
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО, упразднён Синодом
Вместо него учреждена Синодальная комиссия по биоэтике, которой поручено заново изучить этот вопрос
В Русской Православной Церкви на самом высоком уровне продвигается вопрос о возможном церковном признании экстракорпорального оплодотворения, чего ранее и представить себе было невозможно. Одним из активных сторонников этого признания является митрополит Волоколамский Иларион, трудами которого был подготовлен специальный проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения».
Этот документ был разослан в епархии на отзыв и опубликован для открытой дискуссии 5 февраля 2021 года. Отзывы и комментарии собирались до 29 марта 2021 года.
В 2000 году Русская Православная Церковь соборно высказалась относительно процедуры экстракорпорального оплодотворения в принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года Основах социальной концепции: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» (XII.4).
По результатам обсуждения члены Синода, собравшегося 13 апреля 2021 года, отметили, что некоторые вопросы, выдвинутые в ходе дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» и касающиеся возможных условий применения данного метода, требуют дальнейшего обсуждения на высоком богословском и научном уровне.
При этом подчеркнута важность изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов.
По итогам обсуждения Синод постановил учредить Синодальную комиссию по биоэтике, председателем которой назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Архипастырю поручено сформировать на базе СПбДА центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром. Владыка Силуан должен представить на утверждение Синода к следующему его заседанию предложения по составу Комиссии, а также проект Положения о ней.
Материалы дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» будут направлены в Синодальную комиссию по биоэтике для дальнейшего обстоятельного изучения.
При этом бросается в глаза, что Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, который ранее высказался категорически против церковного признания ЭКО, был упразднён. Никто из членов этого совета, судя по всему, в новую Синодальную комиссию не войдёт.
Русская линия
Байден предложил Путину провести встречу в третьей стране
Российско-американский саммит на высшем уровне может состояться ближе к лету
13 апреля 2021 года по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с президентом Соединённых Штатов Америки Джозефом Байденом, сообщает официальный сайт Президента РФ.
«Обстоятельно обсуждены текущее состояние российско-американских отношений и некоторые актуальные аспекты международной повестки дня. Джозеф Байден подтвердил переданное ранее приглашение президенту России принять участие в Климатическом саммите, который пройдёт в режиме видеоконференции 22 — 23 апреля, — говорится в сообщении Кремля.
С обеих сторон выражена готовность к продолжению диалога по важнейшим направлениям обеспечения глобальной безопасности, что отвечало бы интересам не только России и США, но и всего мирового сообщества. Более того, Джозеф Байден высказал заинтересованность в нормализации положения дел на двустороннем треке и налаживании стабильного и предсказуемого взаимодействия по таким острым проблемам, как обеспечение стратегической стабильности и контроль над вооружениями, иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане, глобальное изменение климата.
В этом контексте Президент США предложил рассмотреть возможность проведения в обозримой перспективе личной встречи на высшем уровне.
При обмене мнениями по внутриукраинскому кризису Владимир Путин изложил базирующиеся на минском «Комплексе мер» подходы к политическому урегулированию.
Условлено дать указания соответствующим ведомствам проработать затронутые в ходе телефонного разговора вопросы".
В связи с этим власти Австрии уже заявили, что готовы предоставить в распоряжение свою площадку для переговоров Байдена и Путина. «Решение о том, проводить ли такой саммит, когда и где, остается за обеими странами. Австрия, конечно, всегда будет в распоряжении участников переговоров на высоком уровне всех видов», — заявили в МИД Австрии, которое цитирует ТАСС.
Традиционно Вена является площадкой для переговоров между Москвой и Вашингтоном по контролю над вооружениями. Министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг подтверждал, что страна готова продолжить предоставлять свои услуги в качестве площадки для американо-российских переговоров.
Русская линия
За ненадобностью
Правительство Греции намерено упразднить Высшие духовные академии Элладской Православной Церкви в связи с малым числом обучающихся
Министерство образования Греции планирует упразднить или, по крайней мере, объединить между собой целый ряд духовных академий Элладской Православной Церкви. Причём, как сообщает греческое агентство «Orthodoxia», в Церкви в целом поддерживают это решение.
В частности, в законопроекте, который планируется представить на Синод Элладской Церкви 21 апреля 2021 года, говорится о постепенном упразднении Высших академий в Афинах, Салониках и в городе Янине путём передачи их функций светскими вузам.
Предполагается, что одной из первых будет закрыта академия в Салониках. Затем в течение трёх лет зароют и академию в Янине.
Решение о закрытии академий было принято министерством на основании данных о количестве абитуриентов. Однако, намерение греческих властей упразднить церковные учебные заведения уже вызвало волнения среди рядового духовенства.
Высшая духовная академия Салоник, например, имеет особую связь со Святой Горой Афон, куда многие студенты паломничают. В то же время многие монахи являются выпускниками этого церковного учебного заведения. А потому рядовое греческое духовенство негативно относится к намерениям властей Греции.
Согласно статье 3 Закона 3432/2006, четыре Высшие духовные академии в Афинах, Салониках, Янине и Ираклионе (Крит) готовят клириков Православной Церкви и присуждают академические степени, эквивалентные степеням светских заведений высшего образования.
В Высших духовных академиях Афин и Салоников имеются две учебные программы продолжительностью 8 семестров: программа подготовки священников и программа управления церковным имуществом. Согласно законопроекту, программа управления переместится на один из факультетов университета Западной Аттики.
Высшая духовная академия в Янине также включает две учебные программы: подготовки духовенства и церковной музыки.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителя Ионы, святого благоверного Великого князя Ивана Калиты, вспоминаем адмирала С.О.Макарова, художника В.В.Верещагина и архиепископа Варнаву (Накропина)
Святитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416−1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445−1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления.
В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
Сегодня день памяти собирателя земли Русской святого благоверного Великого князя Ивана I Даниловича Калиты, скончавшегося 31 марта 1340 года (в 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы).
Он был сыном святого благоверного московского князя Даниила (память 17 марта). Начал княжить в Москве с 1325 г. после гибели своего брата Юрия, в 1328 г. получил ярлык на великое княжество Владимирское.
Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. Главным средством к этому усилению было особенное умение Ивана ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, — говорит летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».
В его правление митрополит Петр покинул Владимир и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией, что означало превращение Москвы в духовный центр Руси. По словам летописца, Иван Данилович избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил правый суд, помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. В княжение Ивана Даниловича в Москве был построен дубовый Кремль.
Свое прозвище Калита Великий Князь получил, как считают, от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милостыни. Он построил в Кремле Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, в Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь. Умер, приняв схиму с именем Анания.
Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова, погибшего 31 марта 1904 г.
Он родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве в семье прапорщика флота. Образование получил в Николаевском-на-Амуре морском училище. Макаров участвовал в Русско-турецкой войне 1877−78 гг., в ходе которой впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Его научные труды были удостоены премий Академии наук. Макаров прославился как основоположник теории непотопляемости корабля, над которой затем он работал в течение всей своей службы, непрерывно совершенствуя и обогащая ее новыми положениями и практическими предложениями, направленными на повышение боеспособности броненосного флота. В 1897 г. Макаров также выдвинул идею исследования Арктики с помощью ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором Макаров дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С началом Русско-японской войны в 1904 г. адмирал был назначен командующим флотом в Тихом океане.
Погиб адмирал Макаров на командирском мостике флагманского броненосца «Петропавловск» под Порт-Артуром. Флагман флота наскочил на мину, взрыв пришелся в район погребов боезапаса. Артиллерийские снаряды и мины заграждения сдетонировали, буквально разорвав корабль пополам. Через две минуты мощный броненосец исчез под водой. Вместе с вице-адмиралом Макаровым погибли начальник его штаба контр-адмирал Молас, художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, 27 офицеров и 652 нижних чина. Спастись удалось только 30 морякам, среди них был и Великий князь Кирилл Владимирович.
В один день с адмиралом С.О.Макаровым погиб выдающийся русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Он родился 14 октября 1842 г. в Череповце в семье помещика. Свое образование Василий начал в Петербургском морском кадетском корпусе, где и увлекся рисованием, проявив в нем большие способности. Блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи, однако Верещагин упорно продолжал заниматься живописью. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1867 г. художник уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В Средней Азии художнику довелось не только стать свидетелем войны, но и ее непосредственным участником. В 1868 г. в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира, был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Итогом нескольких поездок в Туркестан также стала большая серия картин о Средней Азии.
Вспыхнувшая в 1877—1878 годах Русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
«Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».
Картины Верещагина Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы Русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Среди наиболее известных из них — «На Шипке все спокойно» (1878−1879) и «Шипка-Шейново» (1878−1879).
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. Однако уже 31 марта 1904 г. Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.
Сегодня также день памяти подвижника благочестия, члена Русского Собрания архиепископа Тобольского и Сибирского Варнавы (Накропина), скончавшегося в 1924 г.
Он родился в 1859 г. в крестьянской семье в Олонецкой губернии, в миру звался Василием. С молодых лет был пламенным ревнителем Православия, в 1897 г. принял постриг, был настоятелем нескольких монастырей, в 1911 г. хиротонисан во епископа. Владыка был другом Г. Е.Распутина, за что претерпел немалые гонения и поношения. Уже 8 марта 1917 г. он был удален с Тобольской кафедры. При большевиках в 1918 г. был арестован, стал узником Бутырской и Таганской тюрем, но через несколько месяцев был освобожден. Скончался в Москве, отпет Патриархом Тихоном.
Русская линия