Святейший Патриарх Кирилл решил дать протодиакону Андрею Кураеву время для покаяния
Предстоятель РПЦ утвердил решение об извержении отца Андрея из священного сана, но это решение вступит в силу только, если указанный клирик откажется принести покаяние
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Епархиального суда г. Москвы № 53−57−2021 (ходатайство протодиакона Андрея Кураева о пересмотре дела № 50−54−2020) и решение по делу № 50−54−2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана), сообщает сайт Московской городской епархии.
Согласно резолюции Патриарха Кирилла, решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана вступит в силу после издания указа. В то же время Его Святейшество решил дать провинившемуся клирику время для принесения покаяния и ввёл временный мораторий на публикацию указа.
«Решение по делу № 53−57−2021, согласно которому епархиальный суд не нашел причин для пересмотра дела № 50−54−2020, — утверждаю. В связи с этим решение по делу № 50−54−2020, согласно которому епархиальный суд признал запрещенного в священнослужении протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана, — утверждаю. Данное решение вступит в силу после издания указа об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана.
На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в свое время".
Председатель Епархиального суда г. Москвы протоиерей Михаил Рязанцев направил отцу Андрею соответствующее уведомление по этому поводу.
Сам отец Андрей отреагировал на Патриаршее решение в прежнем ёрническом духе. «Что ж, раз дано время на „переосмысление“, буду паки и паки думать. Но интересно, что на этот раз имя одного покойного московского клирика (RIP) даже не упоминается. Наконец-то он обрёл покой», — написал он своём ЖЖ.
Русская линия
Владимир Легойда: «Важно, чтобы человек, по каким-либо причинам отказавшийся от вакцинации, не был поражён в правах»
В Русской Православной Церкви не видят греха в вакцинировании от коронавируса, но считают, что у россиян при вакцинировании должна быть свобода выбора
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда в своем интервью «Российской газете», отвечая на вопросы о духовном смысле пандемии COVID-19 и отношении Церкви к вакцинации, отметил, что для верующего человека болезнь — это всегда шанс на переосмысление себя и своей жизни, взаимоотношений с окружающими людьми, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
«Мне кажется, что весь этот опыт должен подвести нас к тому, о чем говорит Королева в «Гамлете» — повернуть глаза зрачками в душу. Главное, не увидеть там, как она узрела, «сплошные пятна черноты». Или наоборот, увидеть и ужаснуться. Христианин должен воспринимать это как время для переосмысления себя и своей жизни, — сказал Владимир Легойда.
«Для церковного сознания, мне кажется, сейчас важно вспомнить то, о чем мне недавно говорил в программе „Парсуна“ митрополит Дионисий: на Страшном суде нам будет задан по большому счету один вопрос: „Как вы относились к другим людям?“. Именно на этом сейчас должно быть сконцентрировано наше сознание», — добавил глава Синодального отдела.
По словам представителя Церкви, отрадно, что в период пандемии большое количество людей откликнулось на чужие горести, появилось много волонтеров, которые помогают всем, кому сейчас тяжело.
Отвечая на вопрос собеседника об опасениях православных христиан по поводу вакцинации, Владимир Легойда заявил, что Церковь никогда не выступала против вакцинации, как таковой. Однако, этот вопрос требует внимательного подхода самого вакцинирующегося.
Глава Синодального отдела выразил убеждение, что решение о вакцинации нужно принимать, исходя из состояния своего здоровья и учёта других важных факторов. При этом, «как справедливо заметил епископ Зеленоградский Савва: вакцинация как таковая — вопрос, не имеющий религиозного измерения. Только медицинское», — подчеркнул В. Легойда. Конечно, если речь не идёт о вакцинах из «абортивного материала».
Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ отдельно остановился на вопросе обеспечения равных прав граждан, независимо от того, сделали они прививку или нет. «Важно, чтобы человек, по каким-либо причинам отказавшийся от вакцинации, не был поражён в правах. Задача государства обеспечить ему это», — заключил В. Легойда.
Русская линия
Старец Гавриил: ПЦУ — это собрание самосвятов и святотатцев
В афонском монастыре Кутлумуш заявили, что украинские раскольники должны принести покаяние и вернуться в Церковь
3 апреля 2021 года старец Гавриил из келии преподобного Христодула Патмосского, принадлежащей афонскому монастырю Кутлумуш, заявил, что украинские раскольники — это самосвяты и святотатцы. Об этом он заявил в интервью журналисту Сотириосу Летцио, размещенному на YouTube-канале «Aikaterini Anagnostopoulou», сообщает СПЖ.
«Украинские раскольники — не священники, они — самосвяты и святотатцы. Это еретики и раскольники, нерукоположенные и „саморукоположенные“. Если они не покаются, то не спасутся, а те, кто имеет с ними евхаристическое общение и сослужат с ними, тоже не смогут наследовать спасение», — подчеркнул геронда.
По его словам, об этом говорит сама Церковь. В качестве примера старец привел 45-е Апостольское правило, в котором сказано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен», и 2-е правило Антиохийского Собора: «Аще кто окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного».
«На языке Церкви слова ακοινώνητος (отлучённый от общения) и αφορισμένος (отлучённый от Церкви) имеют аналогичное значение. Это человек, который находится вне Церкви и который не спасётся», — отметил старец Гавриил.
По его мнению, «одна из причин, по которой страдает греческий народ, заключается в том, что мы не храним в чистоте православную веру, а наши епископы, которые молятся и сослужат с еретиками и раскольниками, ведут себя как предатели. Это приведет греческий народ к катастрофе».
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: Русская Православная Церковь не будет менять ни календарь, ни порядок исчисления Пасхи Христовой
В ОВЦС МП отреагировали за заявления представителей Фанара о необходимости установления единой даты празднования Пасхи всеми христианами
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Вести-24» заявил, что Русская Православная Церковь не собирается отказываться от юлианского календаря и переходить на новый порядок расчёта Пасхалии, как это предложил представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей архиепископ Телмисский Иов (Геча), сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
«Нет никаких внутренних импульсов, которые исходили бы от нашего церковного народа в пользу того, чтобы заменить церковный календарь. Это касается не только даты празднования Пасхи, но и так называемого перехода на новый стиль. Время от времени раздаются голоса в пользу того, что нам следовало бы привести наш церковный календарь в соответствие с календарем светским. Такая попытка была даже сделана в Русской Церкви в 20-е годы прошлого века, когда Патриарх Тихон издал распоряжение о переходе на новый стиль, а спустя две недели пришлось это распоряжение отменить, поскольку церковный народ этого не принял», — заявил митрополит Иларион.
Таким образом, резюмировал митрополит Иларион, «вопрос о смене календаря на повестке дня Православной Церкви не стоит — во всяком случае, он не стоит на повестке дня Русской Православной Церкви».
Вместе с тем, глава ОВЦС не увидел в заявлении представителей Фанара по этому поводу ничего нового, поскольку подобные предложения обсуждались на протяжении нескольких десятилетий в разных контекстах, в том числе и в рамках Всемирного совета церквей. «Но здесь вопрос очень простой: кто должен поменять свою Пасхалию? Мы, например, менять не собираемся», — подчеркнул председатель ОВЦС.
Обратившись к предыстории вопроса, владыка Иларион напомнил, что, по свидетельствам древних историков, первоначально в христианской Церкви не было единой даты празднования Пасхи. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году в Никее, было установлено, что Пасха будет праздноваться всеми христианами в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. «Принятая тогда система вычисления до сих пор сохраняется в Православной Церкви», — констатировал иерарх.
Русская линия
Католики и протестанты отмечают Пасху
В Европе и США празднования проходят на фоне ограничений из-за пандемии при закрытых или полупустых храмах
Католики и протестанты в минувшее воскресенье отметили главный христианский праздник — Воскресение Христово. Однако, второй год подряд празднование Пасхи проходит в Европе и США в условиях жёстких ограничений из-за пандемии, сообщает Интерфакс.
Утром богослужения прошли в соборе Святого Петра в Ватикане. Желающие следили за ним онлайн. Месса завершилась торжественным благословением Urbi et Orbi — посланием папы Римского Франциска по случаю праздника.
Во многих европейских странах Пасха вообще оказалась под запретом, и верующие не смогли отметить его, собравшись всей семьей за одним столом, из-за ограничительных мер.
Так, в Испании продолжают действовать режим ЧС и ночной комендантский час, поэтому жители страны не смогли на Пасху посетить своих родственников в других регионах.
Канцлерин ФРГ Ангела Меркель ранее призвала граждан к «спокойной Пасхе». «Я очень прошу вас воздержаться от всех несрочных поездок», — сказала Меркель в своем видеообращении. Очень жёсткие ограничения на передвижения людей ввели недавно, в частности, в Берлине.
Во Франции призвали жителей страны отказаться от семейных встреч на пасхальные праздники, однако президент страны Эмманюэль Макрон разрешил всё же не вводить жёсткий запрет на передвижения в эти выходные.
В США правила на посещение церквей разнятся в зависимости от штата. Так, в Калифорнии можно прийти на службу без маски, в штате Миссури храмы не могут быть заполнены более чем на 35%, а в Сан-Франциско нужно зарезервировать место онлайн перед тем, как отправиться в церковь.
В Канаде жителям рекомендовали не собираться большими группами. В Оттаве, которая находится в т.н. «красной зоне», храмы открыты, но могут принимать не больше 30% прихожан, при этом на улице разрешено собираться не более, чем 100 прихожанам. Несмотря на эту меру, большинство церквей объявили о том, что проведут богослужения онлайн.
Православные, в отличие от католиков и протестантов, в минувшее воскресенье отмечали Крестопоклонную неделю, которая делит Великий пост пополам. Поместные Православные Церкви будут праздновать Пасху Христову в этом году 2 мая.
Русская линия
«Они вышли от нас, но не были наши»
Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий запретил в служении иеромонаха Киево-Печерской лавры Иннокентия (Пидтоптаного), ушедшего в раскол
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий запретил в служении бывшего насельника Киево-Печерской лавры иеромонаха Иннокентия (Пидтоптаного) за уклонение в раскол, сообщает СПЖ со ссылкой на Glavcom.ua.
В тексте указа, подписанного Его Блаженством сказано, что перешедший в «ПЦУ» клирик запрещается в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин «на основании 10, 11 и 39 правил Святых Апостолов, 2-го правила Антиохийского Собора, за уклонение в раскол и грубое нарушение присяги священнослужителя».
13 марта 2021 года бывший иеромонах Киево-Печерской лавры был принят в число «клириков» Переяславско-Вишневской «епархии» ПЦУ, которую возглавляет запрещённый митрополит Александр (Драбинко), который ранее также совершил иудин грех, предал свою Украинскую Православную Церковь и перешёл к раскольникам.
Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел рассказал СПЖ, что запрещенный в служении иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный) ушёл из обители и оказался в расколе из-за своих чрезмерных амбиций и гордыни.
«Это человек гордый, надменный, властолюбивый, человек, считающий себя великим богословом. Потому Пидтоптаный был обижен, что в течение трёх лет его не оценили так, как ему хотелось бы, и не возвели в сан архимандрита и епископа, — рассказал владыка Павел. — Он хотел стать архиереем, чтобы удовлетворить свою гордость, свою страсть владеть чьими-то душами. Потому он и ушёл из монастыря, ушёл, чтобы попытаться стать викарным епископом у владыки Питирима (правящий архиерей Николаевской епархии УПЦ — Ред.). Но не удалось (викарным архиереем Николаевской епархии избрали архимандрита Варнаву (Гладуна) — Ред.)».
Митрополит Павел подчеркнул, что не только отец Иннокентий, но практически все, кто покинул УПЦ и ушёл в раскол, сделали это ради славы и удовлетворения своей гордыни, забыв о служении ближним.
Помимо этого владыка Павел опроверг нынешние заявления запрещённого клирика о том, что он якобы всегда имел автокефальные взгляды и поддерживал «ПЦУ». «Он всегда относился с презрением к Драбинко, Симеону Шостацкому и даже к самому патриарху Варфоломею, — заявил владыка Павел. — Я знаю это точно, так как он работал под моим руководством, занимался церковным календарем, сайтом, редактировал материалы. Никаких проПЦУ-шных взглядов у него не было».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти преподобного Сергия (Сребрянского)
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников, Митрофан закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником. Под влиянием народнических идей он поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он разочаровался в народничестве и стал усердно посещать православный храм.
2 марта 1893 года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана в сан диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда, а 20 марта 1894 года епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника. 1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Федоровна. Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был отец Митрофан. Здесь он был представлен Великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
В 1904 году началась Русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. Здесь, в условиях походных трудностей, тяжелых боев, где солдаты и офицеры рисковали жизнью, он увидел, насколько русский человек любит свою Родину, с каким смирением отдает за нее свою жизнь, увидел и то, как разрушительно по последствиям и противно действительности описывают столичные газеты происходящее на фронте, как будто это пишет не русская пресса, а неприятельская, японская. Здесь он увидел, насколько глубоко разделился по вере русский народ, когда православные и неверующие стали жить, как два разных народа.
В 1908 году Великая княгиня преподобномученица Елизавета усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Предложения по устроению обители были поданы от нескольких лиц. Подал свой проект и отец Митрофан; его проект настолько пришелся по душе Великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. Для его осуществления она пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма в обители.
На поприще христианской деятельности Великая княгиня Елизавета прослужила до мученического конца. Вместе с ней (и до самого закрытия обители) трудился и отец Митрофан. Наступил 1917 год — февральская революция, отречение Государя, арест Царской семьи, октябрьский переворот.
Почти сразу после революции был совершен набег на Марфо-Мариинскую обитель вооруженных людей. 25 декабря 1919 года Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший отца Митрофана, благодаря его за многие труды, преподал ему первосвятительское благословение с грамотой и иконой Спасителя: В это время решился для отца Митрофана и его супруги Ольги вопрос о монашестве. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга — с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.
23 марта 1923 года был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем по приказу ГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск. Из ссылки в Москву отец Сергий вернулся 27 февраля 1925 года в Марфо-Мариинскую обитель. Однако в 1925 году власти приняли решение ее закрыть, а насельниц сослать. 29 апреля 1925 года отец Сергий был обвинен в антисоветской агитации и заключен в Бутырскую тюрьму.
30 июня дело было рассмотрено и принято решение освободить священника. 2 июля Коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден. После этого он выехал в село Владычня Тверской области. В 1930 году отец Сергий вновь был арестован и приговорен «тройкой» ОГПУ к пяти годам ссылки в Северный край. Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу решили его освободить. В 1933 году отец Сергий вернулся в Москву, где пробыл один день — простился с закрытой и разоренной обителью и выехал с монахиней Елизаветой и Марией Петровной во Владычню.
Священноархимандрит Сергий скончался 23 марта 1948 г.
Русская линия