Патриарх Иерусалимский Феофил надеется, что второе собрание Предстоятелей Поместных Церквей состоится в Иерусалиме уже в этом году
В годовщину Собрания Предстоятелей в Иордании глава Иерусалимского Патриархата призвал своих собратьев сугубо молиться о Константинопольском Патриархе Варфоломее, который и учинил смуту в мировом Православии
26 февраля 2020 года в столице Иордании Аммане под председательством Патриарха Иерусалимского Феофила состоялось заседание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые рассмотрели наиболее актуальные и проблемные вопросы, приведшие к расколу в мировом Православии.
Во встрече приняли участие делегации: Иерусалимской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, Румынской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Тырговиштским Нифонтом, Польской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Люблинским и Холмским Авелем и Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Его Блаженством Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом.
По итогам заседания было принято решение «предпочтительно до конца года» вновь собраться, с тем, чтобы «укрепить узы общения посредством молитвы и диалога». «Участники надеются, что Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей с известным почётным старшинством (πρεσβεια τιμήs) присоединится к этому диалогу вместе с другими братьями-Предстоятелями», — говорилось в документе.
Однако, в связи с пандемией собрание в 2020 году собрать не удалось, и поэтому накануне годовщины Амманской встречи Патриарх Иерусалимский Феофил выступил с открытым письмом, в котором заверил Предстоятелей, что собрание всё же состоится в Иерусалиме сразу, как позволят обстоятельства и будут отменены ограничения из-за пандемии. Пока же Его Блаженство призвал Предстоятелей сугубо молиться друг за друга, а наипаче за Константинопольского Патриарха Варфоломея, который и учинил смуту в мировом Православии.
Ниже мы приводит текст обращения целиком (опубликовано на Orthodoxtimes.com):
«Мои дорогие братья, собратья-Предстоятели и сослужители в Господе Иисусе Христе!
Год назад на этой неделе мы собрались в Иорданском Хашимитском Королевстве, чтобы укрепить наше общее братство в стремлении к диалогу любви во имя единства Поместных Православных Церквей. После двух дней молитв и братских дискуссий мы вышли с большей решимостью стремиться к более глубокому общению и вместе решать наши общие проблемы.
Никто из нас не предполагал, что встречаемся на пороге глобальной катастрофы в области здравоохранения, масштабы которой не наблюдались при нашей жизни. Мы вспоминаем перед Богом нашего покойного брата, Патриарха Сербского Иринея, который был с нами в Иордании, а теперь уснул о Господе. Мы молимся, чтобы Бог даровал ему покой со святыми в местезлачне, в месте покойне. Мы молимся ежедневно, вспоминая каждого из вас, вознося хвалу, благодарение и ходатайство и зная, что Его благодать достаточно для нас, чья сила совершенствуется в нашей слабости (2 Кор. 12: 9).
Эта пандемия потребовала от нас всех взглянуть на наши собственные сообщества, на тех, кому Бог призвал нас служить, чтобы возвысить свои сердца от отчаяния и обратиться к Господу, дающему нам надежду. Ведь мы знаем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Гораздо более вероятно, что теперь, когда мы оправданы Его кровью, мы будем спасены через Него от гнева Божьего (Рим. 5: 8−9).
Здесь, в нашем собственном Священном городе Иерусалиме, мы были укреплены и поддержаны вашими молитвами. Как и во всём мире, наши сограждане на Святой Земле пострадали от пандемии. Мы просим вас продолжать молиться за нас, поскольку мы постоянно молимся за вас из Животворящего Гроба Господа нашего Иисуса Христа.
Бог милосерден и дал своим созданиям знания и навыки для разработки лекарств и вакцин, чтобы положить конец этой смертельной пандемии. Поскольку мы с нетерпением ждём более светлых дней в этом году, нам напоминают о нашем общем обязательстве собираться для молитвы и общения. Мы молимся, чтобы это стало возможным позже в этом году.
Давайте и дальше поддерживать друг друга в молитве и искать способы, которыми наши Поместные Православные Церкви могут нести друг другу надежду, благословение и радость. Ибо апостол Павел говорит: «Несите бремена друг друга и так исполняйте закон Христов» (Гал. 6: 2).
Мы также объединяемся в молитве за нашего брата, Его Святейшество Патриарха Варфоломея, и наших собратьев православных Предстоятелей, и мы с нетерпением ждём возможности вместе служить для укрепления единства нашего общения.
Начиная нашу предпостную подготовку к великому празднику Пасхи, мы слушаем следующие слова гимнографа Триоди:
Братья, не будем молиться, как фарисеи, ибо тот, кто превозносит себя, смирится. Смиримся пред Богом и постом громко воскликнем, как мытарь: буди милостив к нам, грешным, Господи.
(Вечерня воскресенья мытаря и грешника)
С братской любовью во Христе,
ФЕОФИЛ III
Патриарх Иерусалимский
Святой город Иерусалим
Среда, 24 февраля 2021 года"
Русская линия
Митрополит Тамасосский Исаия: «Если раньше все приветствовали русских на Кипре, то теперь, в силу геополитических и геостратегических интересов, всё русское демонизировано»
Владыка назвал утверждение о том, что Русская Церковь якобы хочет руководить Кипрской Архиепископией откровенной ложью
Архиерей Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский Исаия, выступивший публично против признания украинских раскольников, в интервью газете «Kathimerini-Cyprus» заявил, что Русская Православная Церковь никогда не вмешивалась в дела Кипрской Церкви. Утверждения о том, что Московский Патриархат якобы хочет руководить Кипрской Церковью, не соответствует действительности, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В настоящее время нарастает геополитический конфликт между Востоком и Западом, отметил владыка Исаия в беседе с представителем СМИ. На Кипре это явление очевидно выражено во всех сферах: в экономике, журналистике и политической деятельности.
«Наше желание — работать со всеми в рамках взаимоуважения, — особо подчеркнул архиерей. — Упомянутая Вами „обеспокоенность“ внедрялась сознательно, методично и терпеливо различными центрами, принимающими решения, через их органы. К сожалению, используются все современные средства пропаганды и дискредитации противников, такие как, например, „разоблачение“ псевдосайтов, „раскрывающих“ заговоры».
Вместе с тем владыка отметил, что «если раньше все приветствовали русских на Кипре, то теперь, в силу геополитических и геостратегических интересов, все русское демонизировано, и этот факт напрямую влияет на тех, кто имеет с ними церковные отношения».
Иерарху также был задан вопрос, действительно ли в Священном Синоде Кипрской Православной Церкви существует некая «пятая колонна» иерархов, симпатизирующих Патриарху Московскому и всея Руси.
«Мы не будем проявлять патриотизм, уступая воле Архиепископа [Кипрского] и сильных мира сего, чтобы тем самым комфортно устроиться под „крышей и защитой“ „большого брата“, — заявил митрополит Исаия. — Мы должны бороться против манипуляции нашей Церковью, против несправедливости, религиозного расизма и этнофилетизма, независимо от личных затрат, стремясь к справедливости и единству Православия. Слухи о „пятой колонне“ — это угрозы, запугивание и шантаж, чтобы изменить наше мнение по вопросу о нейтралитете [по „украинскому вопросу“ — прим. ред.]».
В октябре 2020 года четыре иерарха — митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай — призвали главу Кипрской Церкви Архиепископа Хризостома отменить антиканонический и недействительный акт признания «Православной церкви Украины». В связи с этим интервьюер поинтересовался, почему иерархи выступили с публичным заявлением против Архиепископа Кипра вместо того, чтобы выразить свое несогласие в Священном Синоде.
«Многим было бы удобнее, если бы мы промолчали — это значительно упростило бы задачу манипулирования автокефалией Кипрской Церкви. Но если мы публично заявили о несогласии, то сделали это, потому что не можем примирить свою совесть с тем, что очевидно разделяет Православие, о чем заявил уважаемый Архиепископ Албанский Анастасий», — ответил митрополит Исаия.
«Правда должна быть сказана и исповедана, какой бы горькой она ни была. Архиепископ действовал публично, без одобрения и вне Синода, поэтому мы также отреагировали публично и вне Синода, чтобы спасти независимость нашей автокефалии», — резюмировал архиерей.
Русская линия
В ОВЦС МП признали, что встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска не принесла ожидаемых результатов
Главной темой встречи было положение христиан на Ближнем Востоке, однако никаких реальных положительных изменений гаванская встреча в их жизни не привнесла
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата вынуждены были признать, что встреча Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска в Гаване, состоявшаяся пять лет назад, не в полной мере оправдала себя, поскольку от неё ждали гораздо большей отдачи, сообщает Интерфакс.
Так, председатель ОВЦС МП митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» напомнил, что встреча носила не богословский характер, а была посвящена, прежде всего, положению ближневосточных христиан. Однако, к улучшению жизни христиан на Ближнем Востоке она не привела.
«С тех пор прошло пять лет. Нельзя сказать, что положение христиан на Ближнем Востоке изменилось в лучшую сторону, за исключением, пожалуй, Сирии, где благодаря действиям российской армии удалось изгнать террористов с основной территории страны, и сейчас происходит постепенное, медленное восстановление мирной, нормальной жизни», — сказал владыка Иларион.
В то же время гаванская встреча, по его словам, имела свои положительные последствия в социальной области. Так, Русской Православной Церкви совместно с католической стороной разрабатывает проекты в сфере благотворительности, социального служения и в культурной сфере.
Русская линия
Протоиерей Николай Данилевич: Для защиты Церкви верующие готовы массово выйти на улицы
В Украинской Православной Церкви заявили, что бесконечное давление властей на приходы канонической Церкви может спровоцировать в стране массовые протесты
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич в программе «Право на веру» на Youtube-канале «Перший Козацький» заявил, что верующие канонической Церкви настроены очень решительно и готовы массово выйти на улицы с протестами против антицерковных действий властей, но в приходах пока удаётся сдерживать эти порывы, сообщает СПЖ.
«Мы будем отстаивать наши права всеми законными способами. Если власть не будет слышать, мы будем выходить на улицу, люди готовы, очень много людей готовы выйти, если не будет каких-то подвижек со стороны государства, — сказал спикер УПЦ. — Люди сами хотят, мы даже сдерживаем в какой-то мере людей».
Он отметил, что сейчас ломаются привычные правила взаимодействия и реакция на них непредсказуема. Но есть надежда на мирное решение проблем, если прихожане проявят свою социально-общественную позицию в защите Церкви.
«Если бы нас было мало — это одно, а нас много, и мы должны этим пользоваться и защищать свою Церковь. Не сидеть и не ждать, что кто-то защитит. От каждого из нас сейчас зависит судьба нашей Церкви», — подытожил отец Николай.
Русская линия
Абхазы провоцируют Московский Патриархат на разрыв с Грузинской Православной Церковью
В храмах Абхазии прекращены все богослужения до определения канонического статуса этих территорий
Инцидент, который случился на Рождество Христово, когда в Цхинвале (Южная Осетия) совершил праздничное богослужение один из священников, рукоположенный в Русской Православной Церкви, и это вызвало протест Грузинской Патриархии, похоже, может получить продолжение.
Доподлинно неизвестно, каким образом на обращение Грузинской Православной Церкви отреагировали в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Но вскоре после этого уже абхазы в знак протеста решили прекратить все богослужения в своих храмах, требуя от Москвы определиться с каноническим статусом абхазских территорий.
Русская Православная Церковь до сего дня признавала Южную Осетию и Абхазию канонической территорией Грузинского Патриархата, хотя абхазы и осетины прекратили пускать к себе грузинских священнослужителей и настаивали и продолжают настаивать на принятии их в Московский Патриархат.
«Мы надеялись и надеемся, что Московский Патриархат решит нашу церковную ситуацию, статус нашей Абхазской православной церкви. Мы не можем быть частью Грузинской Церкви, мы не были частью Грузинской Церкви и не будем», — заявил в эфире абхазского государственного телевидения и.о. главы Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиа, слова которого приводит Интерфакс.
Отец Виссарион считает, что Русская Церковь может решить церковный вопрос в Абхазии, определив статус Абхазской епархии. «Священнослужители, которые были отпущены в свои определённые епархии на территории России, пусть они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед Святейшим Патриархом Кириллом, как дальше быть. Тридцать лет вот так находиться в какой-то такой ситуации — это невозможно. Поэтому я сейчас приостановил службы в храмах страны», — сказал священник.
По его мнению, канонический статус этих священников, рукоположенных Русской Православной Церковью, должен быть ясен и понятен. «Самое главное, что они должны сюда вернуться со статусом для Абхазской православной церкви», — считает он.
Вопрос отделения Абхазской епархии от Грузинского Патриархата обсуждается с момента окончания грузино-абхазской войны 1992−1993 годов. Все Поместные Православные Церкви продолжают считать территорию республики частью Грузинской Православной Церкви, несмотря на то, что после окончания военных действий на территории Абхазии в 1993 году духовенство Грузии покинуло территорию республики, и грузинские епископы не имеют над Абхазией реальной пастырской власти.
Портить отношения с Грузинской Патриархией в настоящее время в свете происходящего на Украине Московскому Патриархату не с руки. Однако, обращение абхазов к Святейшему Патриарху Кириллу способно продемонстрировать некоторым «горячим головам» в Грузии, что вслед за признанием Грузинской Церковью украинских раскольников («ПЦУ») со стороны Москвы может последовать признание Абхазской церкви.
Никакие протесты абхазов в данном случае не имеют значения — Московский Патриархат пойдёт на конфликт с Грузинской Церковью из-за Абхазии только в том случае, если сами грузины решатся на опрометчивые решения по Украине.
Русская линия
Безнадёжные призывы
Греческие власти продолжают требовать от турок вернуть Святой Софии статус музея
Собору Святой Софии в Стамбуле необходимо вернуть статус музея, заявил министр иностранных дел Греции Никос Дендиас, выступая в среду по видеосвязи на 46-й сессии Совета ООН по правам человека, сообщает РИА Новости.
«Я хочу коснуться и особо важного для Греции вопроса — полного соблюдения культурных прав. Все государства обязаны, независимо от их политических, экономических, культурных систем, воздерживаться от изменения статуса памятников культуры», — сказал Дендиас.
По его словам, непреложным условием таких действий являются получение предварительного согласия заинтересованных сообществ и предварительное уведомление всех заинтересованных сторон, включая соответствующие органы ООН, такие как ЮНЕСКО.
«Я имею в виду, среди прочего, превращение памятника Святой Софии в мечеть, что противоречит любому понятию уважения культурного наследия. Мы вместе с другими международными организациями и учреждениями просим вернуть этому памятнику прежний статус», — сказал глава МИД Греции.
Впрочем, вряд ли в Афинах могут надеяться на то, что мировое сообщество сможет заставить турок изменить своё решение. Эрдоган не станет превращать мечеть в музей только потому, что глава МИД Греции выступил в ООН. В данном случае на турок могли бы надавать их союзники по НАТО — США и ЕС, но их этот вопрос, похоже, не интересует. С Россией у греков отношения в настоящее время хуже некуда.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святого благоверного князя Всеволода (Гавриила) Псковского, мы вспоминаем русского поэта и публициста Ф.Н.Глинку
Благоверный князь Всеволод, во Святом Крещении Гавриил, Псковский, сын святого благоверного великого князя Мстислава и внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде.
Князь Всеволод был доблестным воином. Одаренный мужеством и удивительной телесной силой, он не раз поднимал свой меч для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных. В 1123 году он победоносно ходил на ямь, а в 1133 — на чудь и Юрьев.
Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, он воздвиг множество храмов, среди которых — собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну.
Самостоятельность и твердая власть святого князя пришлись не по вкусу своевольным новгородцам, они заточили князя и его семью в темницу, а затем изгнали их из города. Благочестивого князя приняли псковитяне — в 1137 году они призвали его на псковское княжение.
Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила в Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. Только год прокняжил в Пскове святой Всеволод — 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни «Чести моей никому не отдам».
27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный придел собора.
Сегодня мы также вспоминаем известного русского поэта и публициста Ф.Н.Глинку, скончавшегося в 1880 году.
Федор Николаевич Глинка родился 8 июня 1786 г. в Смоленской губ. в семье отставного капитана — ординарца гр. П.А.Румянцева-Задунайского, отличившегося в Кагульском сражении. Глинка окончил 1-й Петербургский кадетский корпус, где огромное влияние на него оказал учитель Закона Божия о. Михаил (впоследствии митрополит С.-Петербургский), способствовавший его стремлению жить по христианским заповедям. Выйдя в службу, молодой офицер обратил на себя внимание легендарного генерала М.А.Милорадовича, который взял его к себе в адъютанты. Глинка прошел военную кампанию против Наполеона в 1805−06 гг., участвовал в сражении при Аустерлице и в Отечественной войне 1812 г. (участник Бородинского сражения). Полковником он дошел до Парижа, был награжден русскими и иностранными орденами за боевые заслуги и золотым оружием за храбрость.
После войны Глинка оказался вовлеченным в масонскую ложу декабристов, но увидев ее истинные цели вскоре порвал с ней. Глинка был убежден, что «в России не может существовать никакого правления, кроме монархического». После подавления мятежа декабристов (в котором он лично не участвовал), Глинка был арестован и подвергся опале. Его понизили на два чина и отправили на гражданскую службу в Олонецкую губернию. Годы ссылки благотворно повлияли на поэта, будто «переродилось все во мне», — записал он в стихотворении той поры. В ссылке Глинка изучал этнографию и фольклор Карелии, что отразилось в его «карельских» поэмах (1828−1830): «Дева карельских лесов» и «Карелия».
Глинка прославился такими прозаическими работами как «Письма русского офицера», «Подарок русскому солдату», «Очерки Бородинского сражения». Сблизившись с будущими славянофилами, группировавшимися вокруг журнала «Москвитятнин» Глинка пишет цикл духовных стихов. Подлинными шедеврами русской духовной лирики стали его стихи «Искание Бога», «Глас к Господу», «Ангел», «Молитва и чаяние», «Молись душа». В 1840-е Глинка пишет поэму «Таинственная капля», в основе которой апокрифическое сказание о разбойнике, распятом на кресте вместе со Спасителем. Во время Крымской войны Глинка прославился стихами «Ура!» и «Голос Кронштадту». Его романсы «Вот мчится тройка удалая..», «Не слышно шуму городского..» принадлежат к числу классических.
Русская линия