Псково-Печерский монастырь вновь открыл двери для паломников
Ранее обитель была закрыта для верующих по решение митрополита Псковского Тихона из-за коронавируса
С 20 сентября 2020 года Псково-Печерский монастырь начинает принимать паломников и гостей без ограничений, сообщает сайт Псковской епархии.
Для богослужений открываются храмы, для посещения — монастырские пещеры (кроме понедельника) и кельи Старцев.
Паломническая и экскурсионная служба будут работать ежедневно.
Для расселения открыты Паломнический центр и монастырская гостиница.
В четверг в монастыре братский день: богослужения совершаются только братией, проводится санитарная обработка помещений и уборка территории. В этот день для посещения с 10:00 до 18:00 открыта Михайловская площадь, часовня под Никольским храмом, работает свечная и иконная лавка. В 17:00 совершается пение акафиста святителю в Никольском храме.
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний: Пропаганда войны на Украине должна навсегда остаться в прошлом
В Святогорской лавре открылся форум «Люди мира», который призван собрать вокруг себя всей людей, выступающих против войны на Донбассе
21 сентября 2020 года в Святогорской лавре открылся форум «Люди мира», который был организован Украинской Православной Церковью в поддержку мира на Донбассе. В нём приняли участие известные врачи, ученые, спортсмены, артисты, журналисты и другие, сообщает СПЖ.
Накануне форума управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Антоний (Паканич) рассказал в интервью Vesti.ua, почему каноническая Церковь решила организовать такой миротворческий форум.
По словам владыки Антония, сегодня двигаться по пути к миру на востоке Украины очень сложно из-за постоянного информационного шума в украинских СМИ, а также обилия провокаций со стороны деструктивных сил, разжигающих вражду в обществе. Поэтому форум «Люди мира» стремится к тому, чтобы пропаганда войны на Украине навсегда осталась в прошлом.
«„Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими“ (Мф. 5, 9), — напомнил иерарх УПЦ. — Размышляя над этими словами Евангелия, святитель Иоанн Златоуст отметил: „Здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других; и опять представляет также духовную награду. Какую же? „Ибо они будут наречены сынами Божьими“, так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее“».
Данное толкование, добавил владыка, показывает, что миротворчество — это не только следование заветам Господа, но и обязанность, которую Он на нас возлагает.
«Исходя из этого, активное движение к миру нельзя загнать в рамки каких-либо политических или идеологических целей, — пояснил митрополит. — Оно гораздо выше и чище любых сиюминутных программ, лозунгов или концепций. И поэтому обвинения Церкви в том, что её стремление к миру является частью какой-то политической игры можно уподобить, например, ничем не обоснованной и абсурдной позиции видеть в словах Евангелия о миротворцах некий политический заказ».
Владыка Антоний подчеркнул, что миротворчество — это Божье дело, которое должно совершаться на основе искреннего желания услышать и понять друг друга, но очень сложно продвигаться вперед в условиях постоянного информационного шума, наполненного разжиганием вражды, манипуляциями и методиками расчеловечивания противоположной стороны.
«Учитывая это, нам всем необходимо не просто понять, но и приложить все усилия для того, что пропаганда войны навсегда осталась в прошлом. Эта задача, наравне с налаживанием полноценного диалога по вопросу достижения мира на украинской земле, должна стать приоритетом для всех здоровых сил общества на ближайшую перспективу», — резюмировал управделами УПЦ.
Русская линия
Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам
Греки установили 15-метровый Поклонный крест в монастыре близ греко-турецкой границы, что вызвало негодование турок-мусульман
14 сентября 2020 года возле монастыря Святой Параскевы в Неа Виссе, неподалеку от греко-турецкой границы, был установлен 15-ти метровый Поклонный крест, который далеко виден, как с греческой, так и с турецкой стороны, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое информационное агентство «Ромфея».
Возведение креста не осталось незамеченным проправительственной турецкой газетой Yeni afak, которая написала в своей статье, что установка креста «была провокационной акцией по отношению к мусульманам, проживающим недалеко от границы с Грецией».
Огромный крест, символ Православия, украшает двор монастыря Святой Параскевы в Неа Висса, который находится буквально в нескольких сотнях метров от греко-турецкой границы.
Торжественное открытие и освящение креста состоялось в праздник Воздвижения Креста Господня (по новоюлианскому стилю), и собрало множество людей из городов и деревень Эвроса и со всего региона Фракии.
Настоятель монастыря архимандрит Варфаломей (Астериадис), открывший двери исторического монастыря в марте, рассказал о создании и сооружении Святого Креста: «Общая высота составляет 15 метров. Мы почувствовали необходимость поднять символ Православия во дворе нашего монастыря».
«Символы важнее для тех, кто в них верит, чем для тех, кто их не уважает. Если монастырь — неподходящее место для креста, тогда какое место полходящее? Мы поместили символ Православия рядом с нашими флагами и торжественно открыли его в день великого праздника Христианства», — добавил он.
Архимандрит Варталомей также косвенно сослался на статью, опубликованную в проправительственной турецкой газете Yeni Safak, в которой этот вопрос был расценён как «провокационная акция».
«Мы делаем то, что должны делать, а другая сторона делает то, что она должна делать. Мы никого не провоцировали. Мы почувствовали необходимость поднять символ, повышающий моральный дух и веру нашего народа, наших вооруженных сил и нашей полиции. Он освещён двумя большими прожекторами и виден на территории Греции. Мы не хотим никого провоцировать или впечатлять, особенно в такие критические времена».
Впрочем, очевидно, что греки подняли крест на такую высоту, чтобы он был хорошо виден всем — и грекам, и туркам. И если бы не наглое поведение последних, которые и в наши дни продолжают превращать православные храмы в мечети, то можно было бы согласиться с тем, что это было излишним. Кроме того, не следует забывать, что именно турки пришли на греческие территории и силой меча захватили Византию, а не наоборот. При этом османы нещадно уничтожали христианские символы. Так что нынешний 15-ти метровый крест на границе Греции и Турции можно считать напоминанием им о том, что, несмотря на все их старания, христианство всё ещё живо и процветает. И там, где на греческой земле нет турок, всюду будут стоять христианские кресты.
Русская линия
По украинскому пути
Президент Республики Северная Македония Стево Пендаровски попросил Патриарха Варфоломея признать македонских раскольников
Президент Республики Северная Македония Стево Пендаровски направил письмо Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в котором, согласно соответствующему заявлению его канцелярии, призывает главу Фанара воспользоваться своими особыми правами в православном мире и признать македонских раскольников, отделившихся от Сербской Православной Церкви, сообщает «OrthodoxTimes».
«Для меня большая честь обратиться к вам и выразить свои искренние пожелания по случаю начала нового церковного года. История показала нам, что мы должны постоянно приспосабливаться к временам и использовать их на благо народа. Вселенский Патриархат — это пример того, как можно оставаться последовательным в ценностях, но в то же время динамично решать текущие вызовы», — написал президент Северной Македонии в своем письме Патриарху Варфоломею.
Пендаровски в своём письме сообщает главе Фанара, что его страна решила использовать последние годы в своих интересах и оставить позади исторические разногласия, а также добавляет:
«Я обращаюсь к вам от имени значительной части моих сограждан, которые идентифицируют себя как православные христиане и единственное желание и потребность которых — примириться со своими собратьями-христианами и сосредоточиться на общем будущем, сосуществовании и истинной свободе. В этой связи позвольте мне просить Ваше Святейшество оценить призыв нашего народа и нашей Церкви и воспользоваться вашей привилегией и предложить нашим верным православным гражданам возможность быть равными православным христианам во всём мире».
Т.н. «Македонская православная церковь», которую греческий портал «Orthodoxtimes» предусмотрительно именует Православной Церковью Северной Македонии, самовольно отделилась от Сербской Православной Церкви в 1967 году и провозгласила себя автокефальной Поместной церковью, фактически уйдя в раскол. При этом все переговоры с Сербской Православной Церковью, которые македонцы вели все эти годы, они в итоге проваливали.
Теперь в Скопье надеются, что Фанар пойдёт по проторенному на Украине пути и без учёта мнения Сербского Патриархата признает «МПЦ». Если это, действительно, произойдёт (а Фанар способен на всё, что угодно), православный мир и семья Поместных Православных Церквей будет окончательно расколота на части.
Русская линия
Михаил Мишустин намерен посетить Афон
Поездка главы российского правительства на Святую Гору анонсирована на 24−25 сентября
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в четверг, 24 сентября 2020 года, совершит двухдневный паломнический визит на Афон, сообщает СПЖ со ссылкой на издание «Ромфея».
«Глава Российский чиновник приезжает неофициально и, по информации, посетит Карею, где встретится с руководством Афона и остановится в Свято-Пантелеймоновом монастыре», — сообщает греческое издание.
Настоятель русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий (Иванов) подтвердил телеканалу «Царьград» намерение Мишустина посетить Афон, отметив при этом, что «предстоящий визит комментировать пока рано», но программа визита уже готовится.
Окончательное решение о возможности визита ещё не принято, поскольку на Афоне сложная ситуация с коронавирусом: на карантин закрыт монастырь святого Павла, зараженные есть в Хиландаре и скиту святого Димитрия (Лакский скит), уточняет ресурс «Религия сегодня».
Если же поездка премьера России состоится, то это будет первый визит высокопоставленного российского чиновника на Афон, который находится в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата, с момента разрыва отношений между Русской Православной Церковью и Константинополем в октябре 2018 года.
Согласовывал ли свой визит Михаил Мишустин со священноначалием Русской Церкви, неизвестно. Но он точно должен был получить разрешение на посещение со стороны Священного Кинота Святой Горы.
Русская линия
Департамент по делам религий и национальностей Минкульта Украины де-факто прекратил своё существование
Это ведомство активно и систематически нарушало права верующих канонической УПЦ и разжигало межрелигиозную рознь
Департамент по делам религий и национальностей Украины, активно занимавшийся организацией гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь, де-факто прекратил своё существование. Об этом сообщил сам глава скандального подразделения Минкульта Андрей Юраш 21 сентября 2020 года, передаёт Седмица.Ru.
«От имени Департамента по делам религий и национальностей хочу сообщить о прекращении функционирования нашего подразделения: де-факто, — написал Юраш. — Департамент уже более года не мог выполнять свои функции в том объёме, как это было до августа 2019 года, а последние два месяца — целиком были посвящены сворачиванию всех возможностей и потенциала нашего подразделения».
Перечислив достигнутые Департаментом «впечатляющие прорывы» и «достижения», Юраш особо отметил роль возглавляемого им подразделения в создании «ПЦУ».
«Департамент активно присоединился на всех этапах к организационному и концептуально-законодательному обеспечению процесса получения и имплементации на национальной почве Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви — события и явления, которые наравне с получением независимости навсегда станут одним из крупнейших подтверждений украинской самостоятельности и её уникальной духовной идентичности», — подчеркнул он.
С сегодняшнего дня работники Департамента временно разошлись по различным подразделениям и структурам исполнительной власти, добавил Юраш, «но практически все они остаются верными своим принципам, призванию и, что очень важно, избранным направлениям приложения сил и стратегическим приоритетам — служению Государству и созданию условий и обстоятельств, чтобы каждый верующий или каждый, кто чувствует свою причастность или единство с конкретным национальным сообществом, никогда и ни в чём не чувствовал ущемления и ограничения своих прав».
Напомним, одной из приоритетных задач Юраша на посту департамента Минкульта по делам религий и национальностей была организация гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь. В частности, его структура саботировала регистрацию уставов УПЦ, из-за чего Церковь вынуждена была обратиться в суд. Кроме того, при участии этого скандального ведомства «ПЦУ» была зарегистрирована под названием, фактически дублирующем название УПЦ.
После упразднения Департамента Юраш пытался занять должность главы новой Госслужбы по этнополитике и свободы совести, однако проиграл конкурс и обвинил в этом «Путина и Московский Патриархат».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память преподобного Иосифа Волоцкого и вспоминаем архиепископа Иннокентия (Беляева), профессора В.Е.Чернова, русскую героиню Р.М.Иванову
Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).
Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.
Жизнь преподобного Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Сегодня день памяти вдохновителя создания Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Иннокентия (Беляева), скончавшегося в 1913 г. Он родился 23 сентября 1862 г. в семье священника во Владимирской епархии и в миру звался Иваном Васильевичем. Образование получил во Владимирской семинарии и Казанской духовной академии, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. Занимался преподавательской деятельностью в Тобольске. Овдовев, в 1895 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Ему удалось поставить на широкую ногу издательскую просветительскую деятельность. В 1899 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В феврале 1903 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Тамбовским и Шацким. В Тамбове владыка принял самое деятельное участие в прославлении прп. Серафима Саровского и организации церковных торжеств. Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка поддержал инициативу по организации Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, лично отслужил молебен при торжественном открытии Союза в ноябре 1905 г. и благословил патриотов на борьбу со смутой. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных монархических организаций в России. Владыка принимал участие в 4-м Всероссийском монархическом съезде в Москве в 1907 г. В 1909 г. назначен экзархом Грузии в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Скончался в Петербурге от паралича сердца.
Сегодня также день памяти председателя Киевского Клуба Русских Националистов доктора медицины профессора Василия Егоровича Чернова. Он родился 2 марта 1852 г. в семье солдата в Тифлисской губернии. Образование получил в Воронежской гимназии и Императорской Медико-хирургической академии. Принимал участие в русско-турецкой войне, работал в Ясском эвакуационном бараке и госпитале Красного Креста в тылу действующей армии. В 1889 г. стал профессором по кафедре детских болезней университета Св. Владимира в Киеве. В 1892 г. стал директором Киевского Мариинского детского приюта, за заботу о «благоустройстве и обеспеченности» которого удостоился благодарности Государыни Императрицы, в 1896 г. назначен директором Бактериологического института в Киеве. Гроза, пронесшаяся над Россией, та грязь и позор, которые она за собой оставила, превратили Чернова в передового борца за русские национальные идеалы. В 1908 г. в Киеве был организован и стал активно действовать Клуб Русских Националистов под председательством Чернова, которому удалось сплотить передовые силы русской интеллигенции и духовенства. Взвешенность в суждениях и основательность в оценках сделали Клуб одной из ведущих патриотических организаций в России. Отвергая обвинения в адрес Клуба в «реакционности», Чернов писал: «Еще нелепее мысль, будто русский национализм в его теперешних стремлениях отождествляет себя с реакционностью. Его пытаются отождествить, но только те, кому русская национальная политика невыгодна, т.к. мешает осуществлению тех или иных планов». Однако обремененный занятиями в университете Чернов в апреле 1912 г. вынужден был сложить с себя звание председателя Клуба, а в ночь на 9 сентября профессор скончался.
Сегодня мы также вспоминаем сестру милосердия Римму Михайловну Иванову, бывшую единственной женщиной в России, награжденной за боевые отличия офицерским Военным орденом Св. Георгия 4-й степени (посмертно). Она родилась в Ставрополе 15 июня 1894 г. в семье казначея Ставропольской духовной консистории. В 1913 г. она окончила Ольгинскую гимназию и начала работать учительницей начальных классов в селе Петровском. Когда началась война 1914 года, то окончив курсы сестер милосердия 20-летняя девушка поступила на работу в епархиальный лазарет для больных и раненых воинов. Но уже в начале 1915 г. Римма Иванова добровольно ушла на фронт. Она была зачислена в 83-й пехотный Самурский полк сначала под именем санитара Ивана Михайловича Иванова, а потом и под настоящим своим именем. За мужество при спасении раненых (ей удалось вынести с поля боля около 600 воинов) девушка была удостоена солдатского Георгия IV степени и двух Георгиевских медалей. В августе 1915 г. Римма Иванова поступила в 105-й пехотный Оренбургский полк на Западном фронте, где полковым врачом служил ее брат Владимир. Солдаты горячо полюбили отважную девушку, называли ее «святой Риммой». 9 сентября в ходе контрудара Оренбургский полк пошел в очередную атаку у села Доброславки. В 10-й роте были убиты оба офицера, солдаты смешались, стали отходить. И тогда Римма Иванова, перевязывавшая раненых в гуще боя, поднялась и крикнув: «Вперед! За мной!», собрала вокруг себя тех, кто еще мог держать оружие и повела в атаку. Воодушевленные солдаты ринулись за ней, опрокинули врага и взяли сильную позицию. Однако Римма при этом была смертельно ранена. По словам очевидцев, последними ее словами были: «Боже, спаси Россию..» Указом Императора Николая II героиня была посмертно награждена офицерским орденом Св. Георгия IV степени. Это была единственная женщина, удостоенная такой награды. Прах ее был перевезен в Ставрополь. И хоронил ее весь город — возле Андреевского храма, где погребали всех местных героев. «..Да! Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя. Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира..», — сказал, провожаю героиню в последний путь протоиерей Семен Никольский. А местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении девушки к лику святых. Для увековечения памяти Р. Ивановой было принято решение установить в Ставрополе памятник в ее честь, но оно так и не осуществилось: грянула революция, затем Гражданская война.
Русская линия