Русская линия
<< Полная сводка новостей от 31 марта 2020 >>

Псковитяне остались без церковной молитвы
В храмах Псковской митрополии полностью остановлены все публичные богослужения. Это единственная епархия Русской Церкви, правящий архиерей которой пошёл на такой шаг

Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов)Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов), судя по всему, больше всех своих собратьев-архиереев Русской Православной Церкви оказался обеспокоен распространением коронавируса и своим указом временно приостановил все «общественные богослужения в Псковской митрополии». Причём этот запрет «касается всех монастырей и храмов», сообщает сайт Псковской епархии.

Начиная с 31 марта и до особого указа «священники будут приносить Бескровную Жертву лишь в присутствии необходимого числа церковнослужителей». «На время богослужений двери храмов будут закрыты», — говорится в обращении владыки Тихона.

«Готовящиеся ко Святому Причащению должны будут созвониться с приходским священником и в назначенное время прийти в храм. Подготовка ко Святому Причащению совершается обычным порядком. В храме во время причащения должно быть не больше двух прихожан. Держитесь друг от друга на расстоянии не менее двух метров. Причащать вас будут Запасными Святыми Дарами. Это — известная практика ещё со времен Древней Церкви. Если сможете, принесите с собой из дома бутылочку воды для запивки, или принимайте запивку из одноразовых стаканчиков. Заранее подготовьтесь к исповеди: напишите исповедь на бумаге и священник прочтёт её», — призвал архиерей.

«Все эти правила касаются в том числе небольших и деревенских храмов. Несколько дней назад, на нерабочую неделю, в Псковскую область приехало большое количество людей из городов, где много заразившихся и больных коронавирусом. Таинства Крещения и Соборования, кроме экстренных случаев, откладываются до моего особого указа, который будет доведён до всех священников и прихожан. Отпевание совершать на кладбищах в присутствии небольшого числа людей», — распорядился митрополит Тихон.

«Чтобы в эти дни вы духом и мыслью могли пребывать в храме, мы будем проводить трансляцию богослужений на сайте Псковской митрополии. Расписание трансляций вы сможете узнать также на нашем сайте», — отметил он.

Русская линия


Собянин планирует установить строгую слежку за москвичами, а Госдума предлагает сажать в тюрьму за нарушение карантина
Московские власти заявляют, что в течение ближайшей недели будет развёрнута «умная система контроля соблюдения домашнего режима»

Сергей СобянинТема распространения коронавируса постепенно превращает Москву и другие регионы России в территории, где установлен тотальный контроль за всеми жителями. О том, какими возможностями уже обладают российские чиновники, чтобы «бороться с вирусом», мы узнаем в ближайшую неделю. Но и сейчас уже ясно, что даже если коронавирус отступит, новые технологии по слежке за людьми получат в России сильнейший импульс для дальнейшего развития и модернизации. При этом прикрываться это будет необходимостью бороться с заразой и общественной безопасностью.

В Москве в ближайшие дни будут введены специальные пропуска для выхода из дома. Об этом в своем блоге официально сообщил мэр столицы Сергей Собянин, передаёт Lenta.Ru. Пропуска или QR-коды будут выдаваться в порядке, установленном правительством Москвы. «В течение ближайшей недели будет развернута умная система контроля соблюдения домашнего режима и установленных правил перемещения граждан. Постепенно, но неуклонно мы будем ужесточать необходимый в этой ситуации контроль», — подчеркнул градоначальник.

Данная мера вводится в рамках всеобщего режима изоляции, который вступит в силу в столице 30 марта. Он распространяется на всех жителей столицы вне зависимости от возраста. В то же время он не ограничивает права граждан приезжать в Москву или покидать её. При этом многие эксперты обращают внимание, что введённые меры нарушают закон, ведь для этого необходимо было объявить в столице режим ЧС, а это может сделать только президент России Владимир Путин, а не мэр Москвы.

Тем не менее, власти столицы «из благих побуждений» пошли на это, а в Кремле уже заявили, что новые ограничения в столицы оправданы. По словам Собянина, покидать жилище теперь разрешается только в случаях обращения за экстренной медицинской помощью, поездок на работу (если гражданин обязан на неё ходить), совершения покупок в ближайшем работающем магазине или аптеке, выгула домашних животных на расстоянии не более 100 метров от места проживания, а также необходимости вынести бытовой мусор.

Тем временем, Госдума сразу в трёх чтениях одобрила законопроект, ужесточающий наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое повлекло массовое заражение или отравление людей.

За нарушение правил предлагается взимать штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты за 3−5 лет, либо запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1−3 года, либо ограничить свободу на срок до 3 лет.

Если же нарушение правил повлекло смерть человека или связано с умышленным созданием угрозы массового заболевания, предлагается ввести штрафы до 2 млн рублей, запретить занимать определенные должности на 3−5 лет или ограничить свободу на срок до 5 лет. При смерти 2 и более человек предлагается ограничение свободы до 7 лет.

При этом остаётся совершенно неясным, что является нарушением карантина или санитарно-эпидемиологических правил и о каких вообще правилах идёт речь. Это касается тех граждан, которым официально было предписано находиться дома после поездки за границу или же обо всех москвичах и жителях других регионов, которых чиновники призвали добровольно соблюдать режим самоизоляции? Российские власти под угрозой огромных штрафов и тюрьмы устанавливают тотальный контроль для всех жителей России или же пока это касается только заболевших и находящихся под подозрением?

Русская линия


Под прикрытием коронавируса
Верховная Рада Украины во втором чтении приняла скандальный закон о продаже сельхозземель, на чём настаивали представители МВФ

Верховная Рада УкраиныВерховная рада Украины под покровом ночи и под прикрытием карантина из-за коронавируса в ночь на 31 марта во втором чтении приняла закон об отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения с 1 июля 2021 года, сообщает «Немецкая волна».

В поддержку законопроекта выступили 259 депутатов, из них 209 — члены партии «Слуга народа» президента Украины Владимира Зеленского. Кроме того, инициативу поддержали парламентарии из фракции «Европейская солидарность», «Голос» и группа «Довира».

До 2024 года землю смогут покупать только физические лица. Площадь приобретаемых одним покупателем участков при этом не должна будет превышать 100 гектар.

С 2024 года сельскохозяйственные угодья на Украине смогут покупать и юридические лица. Лимит площади участков, приобретаемых одним покупателем, будет при этом повышен до 10 тысяч гектар. Приватизация государственной земли, однако, будет запрещена. Что касается возможности покупки земли на Украине иностранцами, то этот вопрос должен будет решаться на референдуме.

На проведении земельной реформы в Украине настаивает Международный валютный фонд. Однако дискуссии о земельной реформе в стране сопровождают массовые протесты. Противниками закона о продаже земли на Украине выступают Всеукраинский аграрный совет, Ассоциация фермеров и землевладельцев Украины, а также ряд партий и общественных организаций.

Их сопротивления принятию нового закона удалось избежать благодаря коронавирусу. Но как принятие этого закона скажется на доверии украинцев Зеленскому и его партии пока неизвестно. Некоторые эксперты считают, что президент Украины сумел воспользоваться ситуацией карантина и переиграть своих политических оппонентов, однако он вряд ли сможет обмануть своих избирателей. А большинство украинцев опасаются распродажи сельскохозяйственных земель.

Русская линия


Константинопольский Патриарх Варфоломей отложил свой визит в США
Поездка главы Фанара в Америку вновь отложена. На сей раз причиной этого стал коронавирус

митрополит Елпидофор (Ламбриниадис)Архиепископ Американский Элпидофор объявил о переносе визита Константинопольского Патриарха Варфоломея в Соединенные Штаты Америки в связи с продолжающейся пандемией коронавируса, сообщает Orthodoxtimes.com.

Решение перенести визит было принято на Фанаре после консультаций с Центром по контролю заболеваний и Всемирной организацией здравоохранения «с целью обеспечения здоровья и безопасности верующих, которые стремятся получить благословение Вселенского Патриарха во время его визита в архиепископию».

Комментируя это решение Патриарха Варфоломея, архиепископ Елпидофор заявил:

«Здоровье нашего Вселенского патриарха и наших общин является нашим главным приоритетом в это время пандемии. Отсрочка апостольского визита является необходимой мерой предосторожности, и мы очень надеемся принять его Всесвятое Величество, когда придёт время. А до тех пор мы молимся за его дальнейшее крепкое здоровье и процветание, как молимся и за весь мир».

Глава Фанара не был в США уже около 10 лет, так как у него не сложились отношения с бывшим главой греческой Архиепископии в США митрополитом Димитрием. После недавней отставки последнего и избрания на его место владыки Элпидофора на Фанаре тут же заговорили о возможном визите Патриарха Варфоломея в США. Но и в этот раз визит оказался сорван — на сей раз из-за коронавируса.

Русская линия


Святая простота Дональда Трампа
Президент США публично заявил, что Вашингтон помогает Италии теми вещами, которые не нужны самим американцам

Дональд ТрампДональд Трамп представляет из себя такого американского политика, которого крайне редко можно встретить в США. Все знают о простодушии американцев, но президент США отличается особенной простотой. Вряд ли в мире можно встретить политика, который бы откровенно признался, что он оказывает помощь соседнему государству, посылая туда только ту помощь, которая не нужна в самой стране. А именно в этом признался Трамп, говоря об Италии.

Главный лозунг нынешнего президента США является «Америка превыше всего», а потому он не мог не уточнить, что сначала он думает об американцах, а уже во вторую очередь обо всех остальных. Впрочем, так поступают все нормальные люди и даже политики, но признаются в этом далеко не все.

«Мы направляем Италии многое из того, что не нужно нам <…>. Также мы помогаем деньгами. Мы очень помогаем Италии», — сказал глава вашингтонской администрации, слова которого приводит ТАСС.

«Я только что разговаривал с премьер-министром Италии [Джузеппе Конте]. У нас есть дополнительные ресурсы, дополнительная продукция [медицинского назначения для борьбы с коронавирусом], в которой мы не нуждаемся. Мы отправим им в Италию медицинские <…> принадлежности примерно на $ 100 млн», — отметил президент. Трамп не уточнил, о каких именно принадлежностях идет речь, но добавил, что они могут быть использованы в больницах, в операционных.

Позднее пресс-служба Белого дома сообщила, что в ходе телефонного разговора с Конте Трамп «подтвердил приверженность США сотрудничеству с Италией» и другими европейскими странами, «чтобы положить конец распространению вируса и оказать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается». Трамп также выразил Конте свои соболезнования относительно тех, кто умер в Италии в результате заболевания, вызываемого коронавирусом.

«Президент и премьер-министр договорились и впредь тесно сотрудничать, в том числе в рамках Группы семи <…> и Группы двадцати, чтобы победить вирус и способствовать росту экономики», — добавили в Белом доме.

Русская линия


Афонские монахи призвали на помощь Пресвятую Богородицу и священномученика Харалампия
В монастырях Святой Горы Афон вознесли молитвы о прекращении пандемии коронавируса

АфонВ ночь с 27 на 28 марта 2020 года во всех монастырях и скитах Афона было совершено Всенощное бдение с чтением особых молитв Покровительнице Святой Горы Пресвятой Богородице и священномученику Харалампию, которому молятся об избавлении от эпидемий, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на сайт «Orthodox Times».

Согласно решению Священного Кинота Святой Горы, в каждой афонской обители были совершены особые молебны перед мощами святых угодников Божиих и чудотворными иконами, с вознесением молитв против распространения коронавирусной инфекции.

Монахи Святой Горы также помолились о поддержке тех, кто находится на «передовой» борьбы с коронавирусом.

Отмечается, что богослужения проводились за закрытыми дверями, без паломников.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного

Царь Иоанн IV Грозный Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.

В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.

Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.

Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.

С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..

В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..

Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.

Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..

Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.

Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».

Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.

Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 31 марта 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика