Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 марта 2020 >>

Начался Великий пост
Сегодня Чистый понедельник — первый день говенья

ПостПервый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя — Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды — в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на всё время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста — некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве — несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия — главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров — особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название — «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе — Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII—XVIII вв. в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии — чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», — поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.

Русская линия


Владимир Путин внёс поправки в Конституцию о Боге, традиционной семье и государствообразующем русском народе
Президент России поддержал целый ряд инициатив, с которыми выступили Предстоятель и архиереи Русской Православной Церкви

Конституция РФСпикер Госдумы Вячеслав Володин и вице-спикер Пётр Толстой рассказали детали поправок президента Владимира Путина, внесённых им ко второму чтению законопроекта об изменении Конституции. Предложенные главой государства правки занимают 24 страницы и учитывают целый ряд общественных инициатив, сообщает газета «Коммерсант».

В числе поправок:

— упоминание Имени Божия, как предложил Святейший Патриарх Кирилл;

— положение о русском народе как государствообразующем (также подразумевает, что государственным языком в стране является русский, при этом республики РФ вправе устанавливать свои языки);

— положение о браке как союзе мужчины и женщины;

— положение о недопустимости отчуждения территории РФ;

— запрет для госслужащих на иностранные счета и гражданство.

Володин рассказал, что президент также переименовал проект закона о внесении правок в Основной закон страны. Теперь документ называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти», передает «Интерфакс».

Владимир Путин инициировал изменение Конституции во время ежегодного послания Федеральному собранию 15 января. Президент внес соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму, его приняли в первом чтении 23 января. Второе чтение может состояться 10 марта. 22 апреля планируется провести всенародное голосование по поправкам.

Русская линия


Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «Создание, узаконивание новой структуры под названием „ПЦУ“ на нашей территории — это не просто ошибка, это церковно-каноническое преступление»
Предстоятель УПЦ заявил, что решить «украинскую проблему» удастся только тогда, как Константинопольский Патриархат отзовёт своё решение о признании украинских раскольников

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийПредстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью черногорским СМИ рассказал о реальном положении дел на Украины и заявил, что исправить ситуацию на Украине и выйти из кризиса в мировом Православии удастся только в том случае, если Константинопольский Патриархат отзовёт свои прежние решения о признании украинских раскольников и перестанет вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Текст интервью был опубликован на сайте УПЦ.

«Создание, узаконивание новой структуры под названием „ПЦУ“ на нашей территории — это не просто ошибка, это церковно-каноническое преступление. Если в стране есть каноническая Православная Церковь, то нельзя создавать параллельно ещё одну структуру такой же Церкви. Это не приносит добрых плодов, это вызывает разделения, вражду между людьми и, как следствие, духовное падение», — заявил владыка Онуфрий.

«Многие считают, что причиной кризиса на Украине является раскол. Но это не так. Расколы в Церкви всегда были, есть и будут. Даже во времена жизни нашего Спасителя Господа Иисуса Христа были расколы. <…> Кризис yf Украине вызван узакониванием беззакония, то есть вмешательством Константинопольской Церкви во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви, в результате чего из тех, кто уклонились в раскол, антиканонично были сняты запреты, и с ними Константинополь вступил в церковное общение».

По словам Предстоятеля УПЦ, последствия действий Константинополя на Украине оказались «очень печальные». «Захваченные храмы, многие общины служат в сельских домах или других приспособленных помещениях, фактически, это современные катакомбы. Люди по селам разобщены, люди ссорятся друг с другом, члены семьи, родственники, соседи, знакомые вошли в конфликт друг с другом, перестали общаться. Раскол разделил людей и общество».

«Раскол не преодолён, произошёл раскол в расколе. Так, Филарет Денисенко отошёл от „ПЦУ“ и снова, уже во второй раз в истории, создал параллельную иерархию, которая насчитывает 10 так называемых „архиереев“. Кроме того, организованы ещё две незаконные религиозные группировки: Экзархат Константинопольского Патриархата и ставропигия. Таким образом, вместо двух незаконных групп на Украине появились четыре. Это явление ещё раз подтверждает ту истину, что беззаконие умножает беззаконие и что зло побеждается только добром», — отметил Блаженнейший Онуфрий.

Для того, чтобы решить, как выйти их сложившегося положения Предстоятель УПЦ заявил:

«Во-первых, необходимо решить вопрос, который стал причиной того, что происходит на Украине, а именно вопрос роли и места Константинопольского Патриархата в мировом Православии.

Чтобы ответить на этот вопрос, я позволю себе сделать некоторое отступление. Хочу вспомнить беседу, которую мне пришлось иметь со знаменитым архимандритом Гавриилом (Бунге). Есть такой схиархимандрит Гавриил — он бывший католический священник, который сознательно перешёл в Православие, принял православное священство и теперь подвизается в монастыре Швейцарии. Однажды мы с ним говорили о благодати Святого Духа, и он сказал, что у православных есть харизма благодати Святого Духа, а у католиков этой харизмы нет. У католиков эта харизма уничтожена через регламентацию всех сфер духовной жизни. Отец Гавриил отметил, что единственный путь для возвращения харизмы благодати Святого Духа, это не диалог с православными, не какие-то общие гуманитарные интересы, единственный путь — это возвращение к точке отпадения от Единой Святой Православной Церкви, исправление допущенных ошибок и начало новой жизни.

Я бы сказал, что это является косвенным ответом на вопрос о нормализации религиозной ситуации на Украине. Есть ошибка Константинополя, которая допущена во время попытки урегулировать раскол на Украине. Для того, чтобы ликвидировать новый раскол, который образовался, нужно вернуться к той точке, где была сделана ошибка — исправить ошибку, и тогда всё станет на свои места. Это — единственный путь к устранению того кризиса, который сегодня существует на Украине".

Русская линия


На Фанаре заявили, что не собираются созывать Синаксис Предстоятелей
В Константинопольском Патриархате опровергли сообщения российских СМИ о начале подготовки Собрания в связи с заседанием в Аммане

ФанарКонстантинопольский Патриархат не планирует проводить встречу Предстоятелей Поместных Церквей по примеру той, которая прошла 26 февраля в Аммане. Об этом заявили в пресс-службе Фанара, сообщает ТАСС.

«Мы не планируем проводить подобную встречу. Но если бы что-то такое действительно планировалось, то мы бы не стали держать это в секрете и официально бы всех уведомили», — сказал собеседник агентства в ответ на просьбу прокомментировать сообщения СМИ о том, что Патриарх Варфоломей планирует провести Синаксис Предстоятелей и пригласить на него Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На совещании в Аммане 26 февраля собрались Предстоятели чётырех Поместных Православных Церквей: Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Московский Кирилл, Патриарх Сербский Ириней и митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт). В совещании принял участие и Предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский). Еще две Церкви — Румынская и Польская — направили на встречу свои делегации.

Опубликованное по итогам совещания коммюнике было посвящено темам предоставления автокефального статуса добивающимся его Церквям, раскола на Украине, ситуации, с которой сталкивается Сербская Православная Церковь в Черногории и Северной Македонии, а также дальнейшему развитию амманского формата межправославного диалога.

Данное собрание вызвало негодование Константинопольского Патриарха Варфоломея, который в раздражении направил Патриарху Феофилу несколько жёстких писем, обвиняя его и всех собравшихся в Аммане в нарушении канонического порядка Православной Церкви. Вскоре после этого в российской прессе появились сообщения о том, что на Фанаре планируют собрать Синаксис Предстоятелей, чтобы осудить Совет в Аммане.

Теперь же в Константинополе опровергают эти сообщения. Сложно сказать, правда ли в Константинопольском Патриархате планировали созвать Синаксис или данную новость просто придумали недобросовестные журналисты. Возможно, и то и другое. Но нельзя исключать, что на Фанаре всё же планировали созыв Синаксиса, однако спокойно оценив обстановку, поняли, что Собор Предстоятелей приведёт лишь к осуждению деяний Патриарха Варфоломея на Украине.

Русская линия


Патриарх Румынский Даниил: Святая Евхаристия никогда не являлась и не может стать источником распространения болезней и смерти
В Румынском Патриархате разъяснили причину принятия новых правил поведения и совершения Таинств в православных храмах Румынии в связи с коронавирусом

Патриарх Румынский Даниил27 февраля 2020 года пресс-служба Румынского Патриархата вынуждена была опубликовать разъяснение принятых в Румынском Патриархате новых правил поведения верующих в храмах и совершения Таинств в связи с распространением в Европе коронавируса (Covid — 19). Эти правила вызвали смущение и недоумение румынской паствы, а также были неправильно истолкованы некоторыми СМИ, сообщает Orthodoxtimes.com.

«Верующие, которые опасаются передачи вируса, могут временно воздержаться от целования святых икон в храмах. Они могут в исключительных случаях попросить священника использовать их собственную ложку для Святого Причастия», — говорится в новых правилах, принятых Румынской Церковью, которая приняла эти «исключительные меры только из-за угрозы эпидемии».

После шумихи вокруг этого заявления Румынский Патриарх Даниил выступил с письменным заявлением, в котором разъяснил, что, приняв такие правила, Церковь не признаёт, что какая-либо болезнь может передаваться через Святое Причастие, а просто предоставляет выбор «тем, чья вера слаба».

«Коммюнике адресовано особенно тем, кто слишком боится болезни, когда они целуют святые иконы, или когда они причащаются из одной Святой Евхаристической Чаши, а священник использует одну для всех лжицу», — говорится в разъяснении Патриарха.

В Румынском Патриархате отметили, что эти временные меры, как икономия ради малодушных верующих, ни в коей мере не означают, что в Церкви вводится новое литургическое правило получения Святого Причастия, которое применимо ко всем верующим.

«Чтобы преодолеть поляризацию и полемику, ослабляющие православное единство, следует избегать поспешных суждений, и мы должны твёрдо утвердить православную веру в то, что Святая Евхаристия не является и никогда не может быть источником распространения болезни и смерти, но это источник новой жизни во Христе, прощения грехов, исцеления души и тела», — заявили в Церкви.

«Поэтому правило раздачи Святого Причастия духовенству и верующим из одной и той же Святой Чаши остаётся неизменным, и священники будут объяснять всем верующим, что такой способ принятия Евхаристии никогда никому не был опасен и им тоже не будет. Верующие же, которые всё же будут бояться принять Евхаристию из общей Святой Чаши с той же лжицей, должны просить совета у своего духовного отца», — отмечается в разъяснении.

Русская линия


Памяти псковских десантников
Президент России возглавил мемориальные торжества в память воинов 6-й парашютно-десантной роты, геройски погибших в Чечне

Владимир Путин и митрополит Псковский ТихонВ Пскове в минувшие выходные на самом высоком уровне прошли мемориальные торжества, посвящённые подвигу 6-й роты псковских десантников, вступивших в неравный бой с боевиками в Чечне. Торжества лично возглавил президент России Владимир Путин, сообщает сайт Президента РФ.

Глава государства возложил цветы к памятнику десантникам и посетил часовню святого великомученика Георгия Победоносца, где помолился об упокоении всех погибших русских ребят. Затем глава государства осмотрел макет панорамы боя десантников. Макет представляет собой реконструкцию высоты, на которой произошло противостояние бойцов 6-й роты и боевиков.

Президент встретился с родственниками погибших военнослужащих. Одна из участниц встречи вручила главе государства подготовленную Фондом памяти 6-й роты медаль, посвященную 20-летию подвига десантников. «Вам спасибо за ваших ребят», — ответил В.Путин.

В этом году исполнилось 20 лет со дня трагедии в Аргунском ущелье, где 90 воинов-десантников вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом боевиков; в бою погибли 84 военнослужащих.

За мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований, 22 десантникам присвоено звание Героя России (21 — посмертно), 68 солдат и офицеров награждены орденами Мужества (63 — посмертно).

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Императора Николая I

Сегодня день памяти строителя Российской Империи Государя Императора Николая I Павловича, скончавшегося 18 февраля 1855 г.

Император Николай I Павлович Он родился 25 июня 1796 г. и был третьим сыном Императора Павла Петровича. В 1817 г. женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма II принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, принявшей после присоединения к Православию имя Александры Федоровны. Вступление его на престол омрачилось мятежом декабристов. Его брат Император Александр I скончался 19 ноября 1825 г., войска принесли присягу Константину Павловичу как законному наследнику, т.к. в Петербурге никому не было известно о его отречении от Престола, а сам Константин принес присягу своему младшему брату — Николаю Павловичу. Создалось неопределенное положение, которым воспользовались заговорщики. Когда 14 декабря должна была состояться присяга Петербургского гарнизона Императору Николаю Павловичу, два гвардейских полка, обманутые своими офицерами, подняли восстание и вышли на Сенатскую площадь. Бунт был подавлен. Следствие установило причастность заговорщиков к масонским ложам, выяснились их намерения истребить всю Императорскую Фамилию. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, казнены были только пятеро самых злостных заговорщиков.

После подавления мятежа Император Николай I усилил военно-бюрократический аппарат, централизовал административную систему, учредил политическую полицию (Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии), установил жесткую цензуру. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М.М.Сперанского кодификация российского законодательства. Идеальное общество представлялось Государю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял Самодержавного Государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала знаменитая «уваровская триада», провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: Православие, Самодержавие и Народность. Свое служение отечеству Николай Павлович воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. «Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит», — говорил он. Государь работал по 18 часов в сутки, стараясь вникать лично во все детали государственного управления и жизни общества.

Император Николай I Павлович Глубокая и искренняя вера Императора весьма благотворно отразилась на положении Церкви. С самого начала царствования Государь пытался разрешить вопрос о крепостном праве, создав 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, однако в итоге пришел к выводу: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом, еще более гибельным». Поэтому, фактически полностью подготовив почву для отмены крепостного права, он ограничился умеренной реформой графа П.Д.Киселева, оставив окончательное решение проблемы своему сыну Императору Александру II.

Он ценил исполнительность и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Оборотной стороной этого стала бюрократизация управления, породившая целый ряд уродливых явлений в обществе.

Значительно расширил территорию России после войн с Персией (1826−1828) и Турцией (1828−1829). В 1829 г. генерал Дибич взял Андрианополь, а граф Паскевич — Карс и Эрзерум, была провозглашена независимость Греции и автономия Сербии, Молдавии и Валахии. Но в 1830 г. началось кровавое восстание в Польше, которое хотя и было подавлено этими же генералами, но сильно ослабило результаты Русско-турецкой войны. В 1833 г. Россия заключила с Турцией Ункяр-Искелесийский договор, по которому Турция обязывалась закрывать по требованию России черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) для иностранных военных судов (договор отменен в 1841 г.). В 1848 г. вмешательство России предотвратило победу революции в Европе, русские войска спасли от гибели Австро-Венгрию, за это Николай I получил от революционеров почетное прозвище «жандарм Европы». Усиление России вызвало страх в Европе. В 1853 г. Англия и Франция спровоцировали конфликт между Россией и Турцией, который привел к Крымской войне. После первых блестящих побед русского оружия (разгром турецкого флота адмиралом П.С.Нахимовым при Синопе) в войну вмешались европейские державы. У России не оказалось союзников, несмотря на героическую оборону пал Севастополь, война завершилась поражением России. Во время Севастопольской обороны Император Николай Павлович скончался.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 марта 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика