Русская линия
<< Полная сводка новостей от 5 февраля 2020 >>

Пётр Толстой: Нужно защитить российские семьи от законопроектов, направленных на вмешательство в их внутреннюю жизнь
Вице-спикер Государственной Думы раскритиковал законопроект «о семейном насилии» и призвал закрепить в Конституции определение брака как союза мужчины и женщины

Пётр ТолстойИнициатива президента России Владимира Путина внести ряд изменений в Конституцию РФ породила активную общественную дискуссию в российском обществе о том, какие новые нормы и определения должны войти в состав основного закона Российского государства. И хотя Конституцию РФ россияне знаю очень плохо, и этот закон мало что меняет в их жизни, тем не менее, можно рассматривать эти изменения как некую лакмусовую бумажку, которая указывает куда продолжит свой путь Россия.

При этом следует признать, что среди заявлений по поводу новых поправок в Конституцию есть и вполне достойные и заслуживающие внимания предложения. Так, вице-спикер Госдумы Петр Толстой считает, что в Конституцию необходимо ввести определение брака как союза мужчины и женщины, чтобы защитить российские семьи от законопроектов, подобных законопроекту «о семейном насилии», сообщает РИА Новости.

Выступая на пленарном заседании Госдумы во вторник, вице-спикер Думы снова озвучил свою идею и пояснил, что подобная норма в Конституции «создаст барьер для попыток прописать какие-то отдельные дополнительные права для лиц нетрадиционной ориентации, ЛГБТ».

«Сегодня эти попытки делаются с помощью проекта закона о профилактике домашнего насилия, который списан практически под копирку со Стамбульской конвенции Совета Европы. И хочу напомнить, что Россия предлагала к этой конвенции свои поправки, но они были все отклонены. А теперь нам на уровне национального законодательства пытаются навязать закон, который нацелен не на сохранение семьи, а на её раскол с помощью постороннего вмешательства, начиная от соседей и заканчивая НКО», — заявил политик.

Он отметил, что нужно закрепить в Конституции нерушимые и неприкосновенные вещи, такие как традиционный брак.

Разрабатываемый законопроект о профилактике семейно-бытового насилия вызвал острую критику в российском обществе. Против этого закона выступила Русская Православная Церковь и лично Святейший Патриарх Кирилл. Президент РФ Владимир Путин также отметил, что у него смешанное отношение к проекту. По мнению президента, документ нужно спокойно обсуждать в обществе, попробовать прогнозировать его результаты и только потом принимать окончательное решение.

Русская линия


Воронежу могут вернуть Староконную площадь
С инициативой переименовать площадь Ленина и установить вместо его идола памятник воеводе Семёну Сабурову выступили член Союза писателей России Святослав Иванов и профессор ВГУ Аркадий Минаков

Староконная (ныне Ленина) площадь в ВоронежеОбщественность Воронежа вновь выступила с инициативой вернуть главной площади города её историческое название — Конная или Староконная и вместо памятника Ленину установить монумент основателю города, несправедливо забытому первому воронежскому воеводе Семёну Фёдоровичу Сабурову.

С такой инициативой 4 февраля 2020 года в ходе презентации сборника «Почва и крона» выступили его редактор-составитель профессор ВГУ Аркадий Минаков, литератор Геннадий Литвинцев и публицист, член Союза писателей России Святослав Иванов, сообщает ИА Regnum.

Один из очерков сборника посвящён первому воронежскому воеводе Семёну Сабурову, и, в частности, в нём говорится о том, что в Воронеже нет ни памятника, ни памятного знака в честь основателя города.

Предполагается, что памятник Ленину может быть перенесён на Советскую площадь.

О поддержке инициативы написал у себя в Facebook историк Юрий Лукин. Он является помощником председателя всероссийского движения «За Веру и Отечество» и действительным членом Российского Дворянского собрания, сообщает 4pera.com.

Лукин высоко оценил работу редакторов-составителей сборника, историка и профессора ВГУ Аркадия Минакова и литератора Геннадия Литвинцева, которым удалось пополнить местное краеведение рядом знаменитых имён, биографически связанных с Воронежским краем.

«Практический посыл книги в том, — сообщил Юрий Лукин, — чтобы извлечённая из-под спуда память верных сынов Отечества заиграла новыми красками: в памятниках и топонимике, ориентируя на избавление от революционных символов и архаизмов, будь то помпезные изваяния вождя мирового пролетариата или улицы в память интернациональных боевиков, пламенных экстремистов и разномастной советской номенклатуры, способствуя смещению акцентов на тысячелетнюю историю России».

На встрече в воронежском офисе «Родины» обсуждался опыт соседних регионов, в частности Белгорода, где власти сумели преодолеть политические фобии и в одну ночь с главной городской (Соборной) площади увезли Ильича на соседний бульвар, освободив место для знака Города воинской славы.

Первоначальное название нынешней площади Ленина в Воронеже — Конная. Как нетрудно догадаться, связано оно с тем, что там торговали лошадьми. В 1870—1880 годы торговля была перенесена в другое место, где теперь находится Комсомольский сквер. А площадь стала называться Староконной. В 1937-м году, после того как советские власти решили сделать её главной в городе, она была переименована в площадь 20-летия Октября. И только в 1956 году получила название в честь Ленина.

Русская линия


Денисенко развеял «виртуальную реальность» ПЦУ
Лже-патриарх заявил, что не собирается слушаться Думенко, поскольку «это другая церковь», и он в ней не состоит

Лже-патриарх Филарет ДенисенкоПопытки представителей «ПЦУ» представить ситуацию таким образом, что лже-патриарх Филарет Денисенко якобы продолжает оставаться в этой структуре и вот-вот откажется от своих усилий по восстановлению «Киевского патриархата» полностью провалились. В ответ на решение синода «ПЦУ» о почислении его на покой и запрете совершать ему «хиротонии», Денисенко публично заявил, что не состоит в структуре Думенко, сообщает СПЖ.

Решения «Священного Синода» ПЦУ о запрете Филарету Денисенко совершать «хиротонии» и исключение его из состава «Синода» ПЦУ, не имеют никакой канонической или юридической силы, поскольку Денисенко — «предстоятель» другой «Церкви», сообщается на официальной странице «Киевского патриархата».

Пресс-служба УПЦ КП напомнила, что 20 июня 2019 года «Киевский патриархат» вышел из состава ПЦУ, а «патриарх» Филарет как глава УПЦ КП не может быть членом «Священного Синода» другой «церкви», то есть, ПЦУ.

Также стало известно, что об этом Филарет лично сообщил Епифанию в письме от 3 февраля 2020 года, накануне заседания «Священного Синода» ПЦУ, которое состоялось 4 февраля.

Кроме того, в «Киевском патриархате» отреагировали на запрет Денисенко совершать «епископские хиротонии». В частности, в УПЦ КП отметили, что подавляющее большинство «архиереев» ПЦУ получили «хиротонии» от Филарета Денисенко, когда Русская Православная Церковь запретила Денисенко «рукополагать епископов». Несмотря на это, Константинопольская, Александрийская и Элладская Церкви признали их. Так что в будущем признают и те, которые продолжает совершать Денисенко, уверены в «КП».

В «Киевском патриархате» особо подчеркнули, что любые решения ПЦУ относительно УПЦ КП или её главы Филарета Денисенко «не имеют канонической и юридической силы, поскольку это другая Церковь».

В настоящее время в составе УПЦ КП уже 10 «епископов». Последним, кто присоединился к Денисенко, стал вернувшийся из «ПЦУ» «епископ» Фалештский и Восточно-Молдавский Филарет, о чем 3 февраля 2020 года сообщил официальный сайт «КП».

«Епископ Филарет, осознавая неуместность своего выхода из Киевского патриархата и пребывания в Православной Церкви Украины, обратился с просьбой к святейшему патриарху Киевскому и всей Руси-Украины Филарету о возвращении в состав Киевского патриархата вместе с вверенной ему Восточно-Молдавской епархией», — говорится в сообщении УПЦ КП.

На Украине постепенно, но уверенно, происходит процесс полного размежевания украинских раскольников между собой.

Русская линия


Епископ Пакрацкий Иоанн: То, что сотни тысяч черногорцев вышли на улицы в защиту своей Церкви, свидетельствует о том, что «Церковь Божия уже победила»
Иерарх Сербской Православной Церкви рассказал в своем интервью о церковной ситуации в Черногории

Епископ Пакрацкий и Славонский ИоаннЕпископ Пакрацкий и Славонский Иоанн в интервью телевидению Республики Сербской высоко оценил действия верующих Черногории, которые решительно выступили против антицерковного закона, принятого атеистическими властями страны, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.

Подробно остановившись на тесной исторической взаимосвязи современной черногорской государственной идеологии с усташеством, иерарх подверг критике политику современных черногорских властей и принятый ими дискриминационный закон о свободе вероисповеданий, назвав его «тоталитарным законом, который практически сам себе и государству дает право оценивать, что принадлежит государству, а что может остаться Церкви».

Епископ Иоанн рассказал, как в 1991 году приехал в Черногорию, чтобы стать послушником — сначала в монастыре Савина, а год спустя в Цетиньской обители. Описывая ситуацию в Черногории, архипастырь вспомнил, что монашествующие в те годы «жили в страхе и терроре». Повествуя о сильных атеистических настроениях тех лет, иерарх поделился воспоминанием, что в храмах тогда были змеиные гнезда, а «по дороге в Острог, к святому Василию, стояла разрушенная церковь с лозунгами Иосипа Броз Тито». Архипастырь помнит, как народ «в 1991 году забрасывал камнями Цетиньский монастырь, где служилась Литургия, и камни падали на Тело и Кровь Христову».

Тем более величественным стало совершившееся за эти 30 лет духовное возрождение, что теперь народ «молится Богу, защищая свою Церковь, и сотни тысяч людей каждый день совершают многокилометровые молитвенные шествия». В Черногории, отметил иерарх, проснулось православное соборное народное сознание, и протестное движение против дискриминационного закона «не организовано ни митрополитом Амфилохием, ни епископом Иоанникием, а тем более кем-либо из Сербии или черногорской политической оппозиции».

Отвечая на вопрос репортёра о недавнем праздновании 800-летнего юбилея автокефалии Сербской Православной Церкви, архипастырь сказал: «То, что сейчас происходит в Черногории, — это и есть истинное прославление 800-летия автокефалии Сербской Церкви. Что может быть лучшим доказательством самостоятельности, чем этот народ, самосознание которого настолько высоко, что он вышел на улицы молитвой защищать свою Церковь?»

«Церковь Божия уже победила», — сказал епископ Иоанн о дальнейшем развитии ситуации, отметив также, что мужественная позиция Сербской Православной Церкви оказалась близка искренним верующим разного национального самоопределения и различных религиозных конфессий: «В колоннах, которые идут по Черногории, есть и те, которые считают себя сербами, и те, которые считают себя черногорцами. Участвуют и серьезные представители исламской общины, потому что они увидели здесь истинное и чистое; увидели, что люди вышли на защиту того, что исконно им принадлежит».

Русская линия


«Отец Василий сейчас, как всегда, с нами в этом зале»
В Санкт-Петербурге состоялся вечер памяти протоиерея Василия Ермакова

Протоиерей Василий Ермаков3 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялся традиционный вечер памяти протоиерея Василия Ермакова. Его открыл хор духовных чад батюшки под управлением Марины Бутто. Прозвучали песнопения «Се ныне» и «Воскресение Христово видевше», затем на сцену вышли ведущие — народная артистка России Нина Усатова и клирик храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище протоиерей Никита Бадмаев, сообщает «Вода живая».

«Только что прозвучало воскресное песнопение, напомнившее нам о Пасхе, о том, что Бог наш не Бог мертвых, а Бог живых. И что отец Василий сейчас, как всегда, с нами в этом зале и видит, как продолжают гореть любовью к нему наши сердца», — сказал отец Никита.

Нина Усатова подчеркнула, что происходящее — не концерт, а семейная встреча, здесь будут выступать и мастера искусств, и непрофессионалы, и дети. В дополнение отец Никита, начинавший как певчий Серафимовского храма, рассказал, что приходской хор батюшка собирал сам. В нем есть и оперные певцы, и любители. Отец Василий любил «свой хор», устраивал концерты в еще не переданном Морском соборе Кронштадта, в Сосновом Бору, в родном Болхове.

Делясь воспоминаниями, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной протоиерей Леонид Полетаев, бывший певчий Серафимовского храма, рассказал о проповедях отца Василия как о «слове, когда-то открывшем нам Бога». Позже приходилось слушать проповеди других священнослужителей, они говорили так, как их учили в семинарии, а у батюшки был «крик души, боль сердца — как будто он хотел докричаться до тех, кого не было в храме». В какой уголок России ни приедешь, всегда находятся люди, знавшие батюшку. Особое место — Болхов: во всех храмах есть его фотографии, книги, одна из улиц названа его именем, он почетный гражданин города.

Отец Леонид рассказал, как группа певчих Серафимовского храма, любящая проводить отпуск в Болхове, познакомилась с тогдашним правящим архиереем Орловской епархии митрополитом Антонием (Черемисовым). Владыка был назначен на Орловскую кафедру после смерти отца Василия, но слышал о нем, читал его книги. Он пригласил гостей на праздник Преображения Господня — петь на архиерейском богослужении. Владыка прислал участникам концерта видеообращение со словами: «Духовное просвещение было лозунгом отца Василия, он передавал людям тайны Неба. Я, как и он, считаю, что культура немыслима без святой православной веры».

Было показано архивное видео проповеди отца Василия.

«Ко мне как к священнику обращаются люди родной страны — это великая для меня радость, свидетельствующая о том, что я не напрасно прошел свой путь, — сказал батюшка. — Этот путь мог закончиться в одну миллисекунду на войне, в лагере, но Бог меня хранил явным образом, чтобы в послевоенное время я не забыл дорогу к храму. И сейчас смотрю на вас, внуков ваших умерших родителей. Благодарю Бога за то, что их учил и вижу, как не напрасны были мои труды. Вижу вас, дорогих внуков России, вижу, что вы, несмотря на прошлое, не поддались обману и пришли сюда, куда надо было вернуться народу русскому — в место радости, всеисцеляющей благодати телу и душе каждого православного христианина. Вы пришли поделиться этой радостью. Вы знаете мое прошлое и настоящее: у меня есть Церковь и вы, больше мне ничего не надо. Мы идем дорогой веры, молитвы, всецело полагаемся на помощь Божию. Бог дарует просимое каждому человеку по его вере, но вера не должна быть самонадеянной, а должна быть беспредельной. „Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете“ (Лк. 11:9). Так я сам учу, так и сам прожил, легко и радостно, полагаясь на Бога. И в этот день я ощутил радость, молясь вместе с вами. Сердечно благодарю вас за то, что вы есть, ко мне приходите, что меня слушаете. И мне хотелось бы вам еще, родные, пожелать войти в XXI век — он будет трудным для души, ума, будет много обольщений, будут стараться отвлечь вас от храма, от великой радостной, но тернистой дороги, ведущей к вечности, — и так же крепко хранить веру, твердо идти за Христом, быть везде, на всяком месте исповедниками имени Божия и хранителями православия. Нас бьют, но они ничего не получат. Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! Спаси вас Бог, родные, за вашу любовь и чистое сердце».

Выступили и другие певчие хора Серафимовского храма, действующие и бывшие: солистка Михайловского театра Ирина Неклюдова, солист театра «Санкт-Петербург опера» Сергей Алещенко, Мария Лазурко, Мария Жмурина, диакон Владимир Гришин. Прозвучали русские и украинские народные песни, песни на испанском и итальянском языках, арии и дуэты из оперетт Имре Кальмана. Музыкальные вкусы отца Василия были разносторонними, о чем свидетельствует тетрадь, найденная его дочерью Ольгой. Он записывал туда слова понравившихся ему песен в 1950-е, когда был студентом. Ольга Васильевна передала тетрадь организаторам концерта, попросив, чтобы прозвучало что-то из нее. Мария Лазурко и ансамбль «Серебряные струны» исполнили украинскую песню «Солнце низенько».

Протоиерей Никита Бадмаев отметил, что примером отца Василия вдохновились многие молодые люди: поначалу они были его прихожанами, а потом стали священнослужителями. Среди них — клирик Тихвинского храма на улице Софьи Ковалевской протоиерей Анатолий Сысоев. Отец Анатолий поделился воспоминаниями о батюшке Василии. Большое влияние протоиерей Василий Ермаков в свое время оказал и на клирика Андреевского собора протоиерея Андрея Битюкова: в Серафимовский храм ходила его будущая супруга, и отец Андрей в течение четырех лет пел в приходском хоре. Отец Андрей не только рассказал о встречах с батюшкой, но и исполнил несколько произведений на волынке (вся семья отца Андрея увлекается культурой средневековой Западной Европы): христианский гимн «Amazing Grace» («О благодать»), написанный английским поэтом и священнослужителем Джоном Ньютоном, шотландские и немецкие народные песни, а в завершение — песню «Крейсер «Варяг».

Многие священнослужители — духовные чада отца Василия поют в хоре духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Прославленный коллектив поющих священнослужителей под управлением Юрия Герасимова исполнил тропарь Пасхи, песни Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина «О, Родина» (солист — иерей Антоний Малаховский), Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова «Беловежская пуща» (солист — Сергей Алещенко), Александра Морозова на стихи Николая Тряпкина «Кто с нами». Композиции были исполнены в сопровождении ансамбля «Кронверк-Брасс» под управлением Ильи Кузнецова, затем выступившего сольно.

Вечера памяти отца Василия невозможно представить без выступлений детей клириков Серафимовского храма. На этот раз они с помощью взрослых представили «Старинную драму «Два храбреца» о встрече мальчика Вани с зайцем. Роль Зайца исполнила Лиза Бадмаева, в образе Вани предстал Ваня Пархоменко.

Среди духовных чад батюшки было немало артистов, которые охотно выступают на вечерах его памяти. Заслуженная артистка России Мария Лаврова прочитала стихи Анны Ахматовой, рассказав, что батюшка сослужил на отпевании Ахматовой в Никольском соборе. Автор-исполнитель Ирина Скорик исполнила свою песню «Деревенька» и песню «Если б не было войны» (музыка Марка Минкова, слова Игоря Шаферана), посвятив ее грядущему 75-летию Великой Победы.

Продолжая военную тему, выступил председатель организации ветеранов-подводников капитан I ранга Николай Чесноков. Он поделился воспоминаниями о том, как батюшка рассказывал о войне, окормлял моряков-подводников, в том числе членов экипажа АПЛ «Курск». «Называться духовным чадом отца Василия — не привилегия, а ответственность», — подчеркнул он.

Николай Чесноков представил хор ветеранов ВМФ из Тосно «Всегда в строю». Они исполнили песни Евгения Жарковского на стихи Николая Букина «Прощайте, скалистые горы», Бориса Мокроусова на стихи Александра Жарова «Заветный камень», Виктора Плешака на слова Юрия Погорельского «Экипаж».

«Каждый прожитый год приближает нас к вечности, к встрече с отцом Василием, — сказал отец Никита. — С чем мы придем туда, как он посмотрит на нас, что скажем ему о нашей жизни? Мы благодарны Богу за каждый год, прожитый день, но особенно носим в сердце благодарность за встречу с батюшкой, память о его любви к нам — великом даре, который имел он от Бога. Мы приносим ему все, что можем. Он остается с нами, вдохновляет нас на творчество, на жизнь в Боге. Когда при подготовке вечера просматриваем видеозаписи проповедей, его слова звучат как сказанные оттуда нам сегодняшним».

Был показан отрывок из еще одной проповеди батюшки, где он говорил: «Слава Богу за то, что я учил ваших матерей и вы сейчас в храме Божием и понимаете, что такое Россия. Мы верим, что Господь всегда будет с нами».

Завершила концерт благодарственная молитва святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим» на музыку Дмитрия Бортнянского в исполнении хора духовных чад батюшки.

Русская линия


Украинские суды встают на сторону гонимых верующих УПЦ
Перерегистрация общины УПЦ с. Ставница признана незаконной, игнорирование запроса священника с. Садов — противоправным

Суд идетНастоятели незаконно перерегистрированных общин Украинской Православной Церкви из с. Ставница Летичевского района и с. Садов Луцкого района выиграли суды против Хмельницкой и Волынской областных государственных администраций, сообщает портал «Православная жизнь».

3 февраля 2020 года Хозяйственный суд города Киева, обратив внимание на допущенные властью правонарушения, признал незаконным и отменил распоряжение Хмельницкой ОГА о регистрации устава религиозной общины Димитриевского храма села Ставница Летичевского района Хмельницкой епархии УПЦ в новой редакции в составе раскольнической «Православной церкви Украины».

Решение суда вступит в силу после истечения срока на апелляционное обжалование — через 20 дней. По данным юриста общины, Хмельницкая ОГА подавать апелляцию не будет. Димитриевский храм с. Ставница пока остается закрытым, богослужения в нем не совершаются.

14 января 2020 года Волынский окружной административный суд удовлетворил иск настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери с. Садов Луцкого района Волынской области протоиерея Владимира Мелеся к Волынской ОГА и Управлению культуры по вопросам религий и национальностей Волынской ОГА.

Суд признал противоправной бездеятельность Управления культуры относительно ненадлежащего рассмотрения запроса протоиерея Владимира Мелеся о подтверждении или опровержении факта внесения изменений в учредительные документы общины УПЦ. Суд обязал Управление культуры рассмотреть запрос священника в порядке, определенном Законом Украины «О публичной информации».

Напомним, Казанский храм с. Садов был захвачен представителями ПЦУ в феврале 2019 года. Прибегая к нападкам и угрозам, раскольники стремятся изгнать семью клирика из церковного дома, где протоиерей Владимир Мелесь совершает богослужения.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающегося русского мыслителя и писателя В.В.Розанова

Василий Васильевич Розанов

Василий Васильевич Розанов родился в городе Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье уездного чиновника, дед Розанова был священником. В отрочестве остался круглым сиротой, жил в семье старшего брата. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил с отличием в 1882 г. со степенью кандидата. По окончании университета преподавал историю и географию в гимназиях и прогимназиях Брянска, Ельца и Белого. С 1889 г. публикуется в консервативных журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». В это время он входит в кружок молодых интеллектуалов, который сложился вокруг выдающегося русского мыслителя К.Н.Леонтьева (Л.А.Тихомиров, В.А.Грингмут, А.А.Александров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, С.Ф.Шарапов и др.). Широкую известность Розанов получил после публикации в 1891 г. литературно-философского этюда «Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского». В 1893 г. он переехал в Петербург, поступив на службу чиновником по особым поручениям в Департаменте железнодорожной отчётности Государственного контроля. В мае 1899 г. по предложению А.С.Суворина Розанов стал сотрудником газеты «Новое время», где трудился до 1917 г.

Розанов стоит одиноко в истории русской мысли, подобно своему старшему другу и учителю К.Н.Леонтьеву. Неудивительно, что его ненавидели революционные демократы и недолюбливали либералы, они чувствовали в нем человека иного духа. Впрочем, нелюбовь либералов скоро тоже переросла в ненависть. Это случилось после того, как философ опубликовал свой трактат «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови». Поводом к исследованию тайн иудейских ритуалов стало злодейское убиение в Киеве христианского мальчика Андрюши Ющинского, которое Розанов, как и большинство монархистов, считал ритуальным убийством, осуществленным сектой хасидов. Он утверждал, что мальчик стал «жертвой ритуала и еврейского фанатизма». За свою позицию по убийству Ющинского Розанов был изгнан из Религиозно-философского общества, несмотря на то, что был одним из его учредителей.

Однако к Розанову долгое время с подозрением относились и на правом фланге, к чему он сам давал немало поводов. Резкое неприятие вызвали его публикации по семейному и половому вопросу: «Семейный вопрос в России» (т. 1−2, 1903), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911). Поднимался даже вопрос о его отлучении от Церкви.

В сентябре 1917 г. семья Розанова уехала из голодного Петрограда в Сергиев Посад, где он трудился над последней работой «Апокалипсис нашего времени». В Сергиевом Посаде Розанов постоянно встречался с о. Павлом Флоренским, Л.А.Тихомировым, бывшим издателем «Русского обозрения» А.А.Александровым. Младшая дочь Розанова писала: «Последние дни я, 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребенка. Он был тих, кроток. Страшная перемена произошла в нем, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная. Вся смерть его и его предсмертные дни были одна Осанна Христу. Я была с ним все время и дни его болезни, и в его последние дни. Он говорил: „Как радостно, как хорошо. Отчего вокруг меня такая радость, скажите? Со мной происходят действительно чудеса, а что за чудеса — расскажу потом, когда-нибудь. Обнимитесь вы все. Поцелуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскрес“. Он четыре раза по собственному желанию причастился, один раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время нее он скончался. Он умер 23 января старого стиля, в среду в 1 час дня. Без всяких мучений..». Похоронен в ограде Гефсиманского скита, рядом с могилой К.Н.Леонтьева.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 5 февраля 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика