Русская линия
<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2019 >>

Блаженнейший Архиепископ Тиранский Анастасий: Необходимо прекратить вражду и срочно созвать Всеправославный Собор
Предстоятель Албанской Православной Церкви призвал Фанар сделать шаг к примирению, а не надеяться, что «ПЦУ» постепенно признают все Поместные Церкви

Патриарх Константинопольский Варфоломей и Блаженнейший Архиепископ Албанский АнастасийПредстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий считает, что проблему по урегулированию всеправославного кризиса, связанного с предоставлением томоса «ПЦУ», нужно решать в срочном порядке. Об этом он написал в обращении, полный текст которого опубликован на греческом сайте «Ромфея», сообщает СПЖ.

Архиепископ Анастасий, который ранее называл представителей «ПЦУ» не имеющими никаких канонических хиротоний раскольниками, отметил, что «много пишется и говорится в последние месяцы об украинской церковной проблеме». Но, по мнению владыки, «самое важное сейчас это чтобы был выполнен долг единства Православия».

Предстоятель Албанской Церкви напоминает, что святой Иоанн Златоуст, выражая святоотеческий дух, опыт и церковное предание провозгласил: «имя Церкви не имя разделения, но имя единства и согласия. Церковь учреждена не для того, чтобы мы были разделенными, но для того, чтобы мы были едины». И в другом месте: «Ничто так не прогневляет Бога как разделять Церковь».

Именно поэтому, по словам Архиепископа, «каждое наше действие, таким образом, должно иметь ввиду эту основную истину, что единство Церкви — оно прежде всего и превыше всего».

Архиепископ Анастасий считает, что «церковные события прошедшего года сотворили новую существующую ситуацию с явным вмешательством геополитических интересов и целей», и «этой новой ситуацией невозможно пренебречь».

Он подчеркнул, что «дарование автокефалии украинской церкви не принесло желаемого единства православным, не принесло мира, как это было со всеми предыдущими автокефалиями».

По словам Блаженнейшего Анастасия, «центральное лицо украинской проблемы, самозванный „патриарх“ Филарет, в конце концов, отрёкся от Томоса, отвергая его содержание и его цель».

Более того, «разделение и вражда распространились и в других странах, и во всём православном мире. Русская Церковь использовала евхаристическое общение для давления. Десятки миллионов православных прервали евхаристическое общение с Константинопольским и Александрийским патриархатами и Церковью Эллады».

Но, с другой стороны, подчёркивает владыка, «вопрос действительности хиротоний, которые совершал самозваный патриарх Филарет, в то время, как он был отлучён и анафематствован, продолжает разделять», а «болезненные результаты дарования автокефалии стали известными не только в православных кругах, но и вообще во всем христианском мире».

Блаженнейший Анастасий подчеркнул, что «в настоящий момент среди большинства Православных Церквей установилось молчание, вызывающее беспокойство», а политическое давление, используемое в споре, «уязвляет духовный авторитет Православной Церкви».

В то же время, говорит владыка, «действия безответственных лиц, которые ругают тех, кто выражает отличные от них мнения, и одновременно хвалят тех, на чьей стороне они находятся, унижают межправославный диалог в кризисную для Православия эпоху».

По словам Предстоятеля Албанской Церкви «некоторые церковные круги выражают надежду, что понемногу все Православные Церкви признают того, кому был дан томос». Однако, подчеркивает он, «если даже некоторые Православные Церкви его и признают, многие другие, как свидетельствуют их публичные высказывания, категорически откажутся это сделать».

Блаженнейший владыка подчеркнул, что данная ситуация «будет иметь своим результатом этнофилетический распад (на греков, славян и на тех, кто желает гармоничных отношений со всеми), что в свою очередь отменяет многонациональный и многокультурный характер Православия и его Вселенскую природу».

Он особо отметил, что «время не исправляет автоматически церковные схизмы, оно их не лечит, но напротив — оно их утверждает и углубляет».

Поэтому, считает владыка, «нужно срочно найти путь преодоления церковной разнополярности».

Предстоятель Албанской Церкви уверен, что для того, «чтобы результативно отреагировать на всё это, нужно в первую очередь остановить вражду. Напряжение можно снять только путём диалога».

Это означает, говорит владыка, что «мы должны стремиться как можно быстрее начать общение и обмен взаимными предложениями относительно решения проблемы», потому что «в Православной Церкви существуют лица, которые могут содействовать немедленному началу переговоров».

Блаженнейший Анастасий считает, что основой такого диалога должны стать «истины православного Предания, которые утверждаются на Священном Писании», потому что только «следуя верно заповедям Господа, мы увидим новые пути для выхода из кризиса».

Он уверен, что «решение существует» и «Бог просветит нас, чтобы мы нашли это решение».

Вместе с тем, владыка напомнил, что «эти решения не будут достигнуты посредством обмена ругательными или угрожающими текстами, а тем более внецерковным вмешательством».

В то же время, Блаженнейший подчеркнул, что «конечно же, невозможно, чтобы эти решения были приняты в одностороннем порядке или решались автоматически течением времени».

Он уверен, что «любое промедление ухудшает уже и так плачевную ситуацию. И если надеяться, что в „будущем“ будет найдено какое-то решение, то к тому времени в истории Православной Церкви наберётся много неприятных страниц».

По мнению главы Церкви Албании, «основной принцип соборности, на котором утверждался с течением времени путь Православной Церкви, в конце концов, единственный, который может открыть выход из существующего кризиса».

Владыка считает, что только «собранные во Святом Духе со взаимоуважением, и имея единственной целью нахождение мира, мы сможем достигнуть такого решения, которое примет вся Православная Церковь».

По его словам, «насколько откладывается применение принципа соборности на всеправославном уровне, настолько многостороннее разделение в православном мире будет становиться во много раз опаснее», а «современные технологии усиливают шум, смущение и беспорядок между православными, что, в конце концов, уменьшает доверие к Церкви в современном мире».

Блаженнейший Анастасий пишет, что по случаю Рождества, через которое Бог примирился с человеческим родом, «мы смиренно обращаем наши моления, чтобы были ускорены шаги к примирению и к взаимному прощению, чтобы мы могли справедливо петь «слава в Вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение».

Владыка уверен, что «инициатива врачующего рецепта нынешней ситуации должна принадлежать без сомнения Вселенской Патриархии». Однако, он подчеркнул, что «все автокефальные Церкви и все без исключения православные христиане имеют ответственность содействовать этому примирению».

По словам Предстоятеля Албанской Церкви «когда будет это примирение, то примирятся миллионы верующих, а Православие докажет свою духовную состоятельность лечить раны, под руководством Слова Божия и действием Святого Духа, утверждая ту Истину, что Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь имеет Главой Христа — Воплощенного Сына Божия, для Которого все и через Которого все, давшего нам служение примирения».

Русская линия


В Москве приостановлена работа подворья Александрийского Патриархата
Соответствующее решение принял Святейший Патриарх Кирилл в связи с признанием Александрийским Патриархом украинских раскольников

Подворье Александрийского Патриархата в МосквеПредстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приостановил работу Александрийского подворья в российской столице. «Действие представительства Александрийского Патриархата в Москве временно приостановлено», — сообщил «Интерфаксу» в понедельник секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

По словам священника, окончательное решение о перспективах работы подворья Александрийской Церкви предположительно примет Священный Синод Русской Православной Церкви, который соберётся в Москве в конце декабря.

Как сообщалось, в начале ноября Патриарх Александрийский Феодор, «второй по чести» после Константинопольского среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей, признал «ПЦУ». Сразу после этого в Московском Патриархате заявили о невозможности дальнейшего поминовения имени Патриарха Феодора, что означает фактический разрыв общения двух Церквей.

Русская линия


Игумения Ксения (Чернега): Совершение богослужений по домам полностью соответствует традициям Русской Православной Церкви
В Правовом управлении Московской Патриархии поддержали решение Конституционного Суда о невозможности штрафов для граждан за совершение богослужений дома

Игуменья Ксения ЧернегаПостановление Конституционного суда России, согласно которому граждан нельзя штрафовать за предоставление своего жилья для проведения богослужений, поддержали в Русской Православной Церкви, указав, что практика совершения богослужений по домам полностью соответствует церковным традициям и основана на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», сообщает РИА Новости.

14 ноября КС РФ вынес решение по жалобе представительницы секты адвентистов Ольги Гламоздиновой. Она предоставила свой дом для проведения богослужений, обрядов и церемоний на 4 часа в неделю и согласилась на внесение в ЕГРЮЛ адреса дома в качестве адреса религиозной организации. Райотдел Росреестра привлёк её к административной ответственности и оштрафовал на 10 тысяч рублей за нецелевое использование земельного участка, что, по мнению заявительницы, стало нарушением конституционного права свободно владеть и распоряжаться своим имуществом, а также права на свободу совести и вероисповедания.

КС подтвердил конституционность абзаца второго ст. 42 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и разъяснил их конституционно-правовой смысл. Согласно постановлению КС, собственники жилых помещений вправе разрешать религиозным организациям проводить в их домах религиозные обряды и использовать адрес жилых помещений в качестве адреса религиозной организации, но при условии, что «сохраняется установленный законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий придание им иного — культового значения, когда они используются религиозной организацией на постоянной основе для осуществления уставной деятельности, включая размещение руководящих органов».

«Постановление КС не вызывает возражений, поскольку полностью соответствует практике совершения религиозными организациями Русской Православной Церкви религиозных обрядов (например, крещения, венчания, отпевания) в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан», — прокомментировала решение суда руководительница Правового управления Московского Патриархата игумения Ксения (Чернега).

По её словам, вывод КС основан на положении Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 2 ст. 16), согласно которому религиозные организации могут беспрепятственно совершать религиозные обряды в жилых помещениях.

Представительница Церкви уточнила, что это постановление КС не затрагивает вопросы совершения религиозных обрядов в жилых помещениях, находящихся в собственности религиозных организаций, поскольку «в силу прямых указаний закона, такие помещения должны использоваться для осуществления уставной деятельности религиозных организаций с учетом положений жилищного законодательства».

Русская линия


Владимир Гусев: «Чем больше людей в храмах и музеях, тем меньше выходящих из дома с оружием»
Отношения Санкт-Петербургской митрополии и Русского музея вышли на новый уровень — в Инженерном замке Северной столицы вновь начал действовать храм Архистратига Михаила

Домовый храм Архистратига Михаила в Инженерном замке Санкт-Петербурга24 ноября 2019 года в церковной и культурной жизни Северной столицы произошло знаменательное событие — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил домовый храм Архистратига Михаила в Инженерном замке Санкт-Петербурга и возглавил первую после многих лет Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской епархии.

Перед богослужением митрополит Варсонофий и директор Государственного Русского музея Владимир Гусев подписали договор между Санкт-Петербургской епархией и музеем о режиме богослужений в Михайловской церкви и сотрудничестве в сфере культурных и образовательных программ. Богослужения в храме будут совершаться по великим праздникам для общины сотрудников музея.

Архипастырь поздравил присутствовавших с подписанием договора. «В Санкт-Петербурге издавна во многих учреждениях — воинских, учебных, культурных — были православные храмы, сейчас они возрождаются, — сказал глава митрополии. — Сегодня мы освятим храм, в котором будут совершаться богослужения для тех, кто трудится в музее. Между епархией и музейным сообществом добрые отношения, хотя некоторые хотят нас разделить. Но мы всегда вместе, у культуры и Церкви общая основа, православная. Великие русские живописцы в основном были верующими, и это отражено в их творчестве. Поэтому они оставили нам богатое наследие, на котором воспитываются новые поколения».

Владимир Гусев вспомнил, какой была церковь 25 лет назад: «Тогда Русскому музею передали Михайловский замок, и мы впервые оказались здесь, в церкви, на месте которой было складское помещение. И решили, что церковь будет возрождена. Церковь и музей — это неотъемлемые части культуры, объединяющей людей. Чем больше людей в храмах и музеях, тем меньше выходящих из дома с оружием. Впереди ещё много работы, но начало сотрудничеству положено».

Митрополиту Варсонофию сослужили епископ Галичский и Макарьевский Алексий, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Александр Кудряшов, настоятель протоиерей Олег Скобля и другие священнослужители. Среди молящихся был художественный руководитель Михайловского театра, ктитор храма Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы Владимир Кехман.

«Освящение храма — добрый знак того, что диалог учреждений культуры и Церкви переходит в русло соработничества, плодотворного взаимодействия на благо верующих. Дай Бог сил всем причастным к этому сотрудничеству», — заявил настоятель храма протоиерей Олег Скобля, приняв от владыки Варсонофия икону Воскресения Христова.

За усердные труды во славу Святой Церкви серебряной медалью апостола Петра были награждены директор Русского музея Владимир Гусев и заведующий отделом русской живописи музея, староста прихода Григорий Голдовский. Архиерейская грамота вручена ведущему специалисту музея Светлане Римской-Корсаковой.

Русская линия


Украинские раскольники заговорили о переходе на новоюлианский календарь
В случае, если «ПЦУ» последует в этом вопросе за Фанаром, разделение на Украине станет ещё более очевидным

Епифаний Думенко и архиепископ Памфлийский ДаниилГлава украинских раскольников Епифаний Думенко заявил, что он не против того, чтобы «ПЦУ» перешла на новоюлианский календарь и праздновала Рождество по новому стилю 25 декабря. При этом он оговорился, что это станет возможно, если украинское общество будет не против такой реформы, сообщает украинское издание «Обозреватель».

По мнению Думенко, на данный момент сложно представить, сколько времени понадобится для того, чтобы изменить дату празднования Рождества Христова с привычного для украинцев 7 января на 25 декабря.

«Большинство Поместных Православных Церквей празднуют Рождество по новому, григорианскому календарю. И мы это можем делать в будущем, если это будет воспринимать украинский народ», — заявил он.

По его словам, если христиане в Украине начнут праздновать Рождество 25 декабря, то вскоре можно будет говорить и об изменениях в церковных обычаях. «Если Церковь увидит, что большинство православных христиан в Украине готовы воспринять это, хотят праздновать именно по новому стилю, тогда не возникнет никаких проблем», — подытожил Думенко.

Проблема в том, что большинство украинских верующих как раз против переноса празднования Рождества на 25 декабря. Среди прихожан раскольничьих храмов ситуация может быть несколько иная, но среди верующих канонической Украинской Православной Церкви никто не потерпит перехода на новоюлианский календарь.

Таким образом, если раскольники всё же начнут праздновать Рождество по новому стилю, Украинская Православная Церковь от этого ничего не потеряет. Даже украинские униаты, которые формально признают власть папы Римского, крепко держатся за юлианский календарь, что уж говориться о канонической Церкви.

Русская линия


Украинцы устали от бессмысленной братоубийственной войны на Донбассе
По данным соцопросов, 75% жителей Украины считают, что Зеленский должен в первую очередь думать о прекращении огня на востоке страны

Донецк и ЛуганскБолее двух третей опрошенных украинцев — 75% – поддерживают переговоры президента Украины Владимира Зеленского с президентом России Владимиром Путиным для разрешения конфликта на Донбассе, свидетельствуют результаты общенационального исследования общественного мнения, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с КМИС, сообщает УНИАН.

В частности, у респондентов спросили, как они относятся к первым решениям и предложениям президента Зеленского. На это 75% опрошенных ответили, что поддерживают инициирование переговоров с президентом России для разрешения конфликта на Донбассе. 15,1% не поддерживают, а 2,6% ответили, что им безразлично, ещё 7,3% затруднились ответить.

При этом 59,2% респондентов поддерживают решение по отводу войск от линии разграничения, 25,6% – не поддерживают, 1,6% – безразлично относятся к этому, 13,6% – затруднились ответить.

Отдельно социологи спросили, какие должны быть первоочередные действия Зеленского и его команды. 73,7% ответили, что в первую очередь они должны думать о прекращении огня на Донбассе. 13,1% считают, что Украина должна озаботиться возвращением Крыма. А 4,6% опрошенных выступают за нормализацию отношений с Россией.

Опрос проводился с 4 по 19 ноября 2019 года в 110 населенных пунктах всех областей Украины. В Донецкой и Луганской областях опрос проводился только на контролируемых правительством территориях. В результате полевого этапа была собрана 2041 анкета. Теоретическая погрешность не превышает 2,3%.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева

Александр Иванович КошелевАлександр Иванович Кошелев родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.

Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.

С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851−52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856−60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.

В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».

В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность — дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».

В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение — «Записки. (1812−83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820−70 гг. XIX в.

И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.

Константин ЛеонтьевСегодня также день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».

В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.

В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И. Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1−2, 1885−86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887−91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).

Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т. е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т. е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т. е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.

В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.

В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой царевной Софией Палеолог.

В этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2019 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика