Патриарх Кирилл: «Фильм „Поп“ дает очень трогательную картину служения Церкви»
Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил кинокартину, посвященную Псковской миссии
Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом. Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» представил отчет по итогам 9-ти месячной работы Центра в 2009 г. Его Святейшество рассказал участникам заседания о планах работы на 2010 год, после чего передал слово заместителю министра культуры России Е.Э.Чуковской. На заседании также выступили первый заместитель министра связи и массовых коммуникаций А.А.Жаров и министр образования А.А.Фурсенко. Участники заседания утвердили плановую смету ЦНЦ «Православная энциклопедия» на 2010 год.
Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями о просмотренном им два дня назад фильме «Поп», который был создан кинотелекомпанией «Православная энциклопедия», и рассказал о планах дальнейшей работы над новыми проектами кинотелекомпании, в частности, внес предложения по доработке сценария фильма о святителе Алексии, митрополите Киевском, Московском и всея Руси.
«В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании „Православная энциклопедия“ в области полнометражного художественного кино — речь идет о фильме „Поп“. Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль — Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм на меня произвел очень положительное впечатление», — признался Патриарх Кирилл.
«Конечно, сам жанр кино предполагает гротеск, — продолжил он. — Кино не является реалистическим отражением жизни. Нужно быть очень духовно зорким человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам рисует жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда есть, как говорят инженеры, „степень допуска“ между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино. Вот это то, что присутствует и в картине „Поп“. Но, может быть, это выпуклое и подчеркнутое представление проблематики и способно помочь понять современному человеку, что означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации».
«У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области, он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами и был глубоко убежден в том, что он делал правильное и хорошее дело. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда учиться. Он проучился несколько дней и прямо в здании академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку — на другой стороне реки был следственный изолятор — и получил 10 лет. И ровно десять лет — от звонка до звонка — просидел, и лишь потом вернулся на занятия в академию. Он стал профессором, выдающимся богословом, ученым», — вспоминает Предстоятель Русской Церкви.
«Второй человек, с которым я тоже имел возможность общаться, — это отец Кирилл (Начис), латыш по национальности, который тоже был рукоположен в Псковской миссии, и который тоже свои 10 лет безропотно просидел. Недавно он скончался уже духовником Санкт-Петербургских духовных школ. Мне приходилось с одним и с другим беседовать о Псковской миссии. И когда я наложил информацию от участников и очевидцев на то, что показано в фильме, то понял, что речь идет об одном и том же. Для Церкви самое главное — человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. И Церковь призвана в любых условиях нести свое служение. Ведь когда-то нас тоже критиковали, в том числе и наши зарубежные братья: почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить и молиться, и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение, ее за это критиковали и до сих пор кое-кто критикует. Вот так же, конечно, были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, которые во время оккупации совершали свое служение. Но абсолютное большинство из них было патриотами, людьми, поддерживавшими, в том числе и партизанское движение. Достаточно сказать, что в городе Смоленске, где я двадцать лет был архиереем, во время оккупации именно в кафедральном соборе под покровительством зарубежного епископа Серафима (Севбо) работала группа разведчиков, которая осуществляла связи Центра с партизанскими отрядами. И этот владыка, который пришел с немцами и который, конечно, все знал, принимал на себя смертельную опасность, поддерживая этих людей. Он должен был уйти с немцами, потому что он был архиереем, он не мог остаться. Он дошел до Австрии, а его сын служил священником под Ленинградом в местечке Саблино, те, кто из Петербурга знают это местечко. Так вот нас всех всегда удивляло — а почему же сын архиерея, который служил при немцах во время оккупации, не подвергается никаким репрессиям со стороны власти? Никаким репрессиям не подвергался, потому что знали то, что делал его отец. Много таких замечательных примеров. И, конечно, фильм „Поп“ дает очень трогательную картину служения Церкви», — сказал Патриарх Кирилл.
«Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над этим фильмом. И дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае — это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны. Поэтому мне кажется, что было бы хорошо продолжить эту работу и в 2010 году — мы с вами уже приняли решение о том, чтобы появился художественный фильм, посвященный жизни и деятельности митрополита Алексия», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Этот диалог человеческих сердец создает единство общества»
Предстоятель Русской Церкви высоко оценил уровень межрелигиозных отношений в Азербайджане
В ходе визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил кафедральный собор святых Жен-мироносиц города Баку. У входа в храм Его Святейшество встречал настоятель собора протоиерей Леонид Милтых. Перед ковчегом с частицей мощей святого апостола Варфоломея, принявшего мученическую кончину в г. Альбанополе (ныне Баку), Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен небесному покровителю города. За богослужением молились митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), епископ Бакинский и Прикаспийский Александр и епископ Солнечногорский Сергий. В храме собрались православные жители Баку, потомки известных дворянских фамилий, прибывшие в Баку на III съезд русской общины Азербайджана, а также послы Украины, Белоруссии, Молдавии и Греции.
После молебна епископ Александр поблагодарил Его Святейшество за посещение собора и за совершенное богослужение. Владыка напомнил, что в мае 2001 года восстанавливаемый кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил тогда великое освящение храма. Епископ Александр преподнес Предстоятелю икону апостола Варфоломея с изображением Девичьей башни — символа Баку, близ которой обрел мученическую кончину святой апостол. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Александра и подарил ему панагию в знак признательности за труды, понесенные на Бакинской кафедре. На память о Первосвятительском визите Предстоятель Русской Церкви передал кафедральному собору икону Спасителя, а все верующие получили образки святого апостола Варфоломея с Патриаршим благословением.
По прибытии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Баку, в резиденции Президента Азербайджана «Загульба» состоялась встреча Его Святейшества с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, сообщает Патриархия.ru. Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил достигнутый в стране уровень межрелигиозных отношений и поблагодарил главу государства «за то положение, в котором находится Русская Православная Церковь, и за сотрудничество между мусульманами и православными в Азербайджане».
Как отметил Предстоятель Русской Церкви, Азербайджан «в определенном смысле является примерной страной», что, по словам Его Святейшества, показывает заботу о жителях республики со стороны президента и правительства страны. В Азербайджане очень высок уровень межрелигиозного диалога, и «этот диалог человеческих сердец создает единство общества, консолидируя людей», подчеркнул Патриарх Кирилл.
В свою очередь И. Алиев поблагодарил высокого гостя за визит в Азербайджан, отметив, что это «очень хорошая возможность для укрепления связей между двумя странами и развития межрелигиозного диалога». «Отношения наших стран развиваются очень динамично, эффективно. Верю, что этот визит еще более сблизит наши народы», — сказал глава азербайджанского государства. Алиев также выразил уверенность, что участие Патриарха Кирилла в торжествах по случаю 60-летия духовного лидера мусульман Азербайджана шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде «придаст им особую значимость».
Особый интерес вызывает намеченная на вторую половину дня встреча Патриархов Кирилла и Илии II. «Несмотря на огромные сложности в межгосударственных отношениях Грузии и России, и даже вопреки им, контакты между Русской и Грузинской Православными Церквами отличаются особой интенсивностью в текущем году», — заявил РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. «Не сомневаюсь, что главной темой обсуждения будет участие Церквей в сохранении и укреплении братских связей русского и грузинского народов, в служении делу мира и стабильности в Кавказском регионе», — заключил отец Николай.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Год общения вне брака — это самый минимум»
Известный священник считает, что для того, чтобы семейная жизнь удалась, будущим супругам нужно хорошо знать друг друга
Когда одна телезрительница пожаловалась на то, что ее дочь собирается выйти замуж за индуса, протоиерей Димитрий сказал: «Если он не христианин, а ваша дочка христианка, то по церковным правилам она не имеет права вступать с ним в брак. Если же она человек нерелигиозный, то, может быть, лучше выйти замуж за индуса, у которого хоть какие-то традиции остались в народе, чем если она выйдет за какого-нибудь нашего пьяницу, а потом он ее будет с топором по горнице гонять и с двумя детьми бросит».
Когда же священнику возразили, что у иностранцев другой менталитет, он ответил: «Если она влюбится в какого-нибудь пьяницу, у него будет очень хороший пьяный менталитет! Или в наркомана! И это не крайности: у нас шесть миллионов наркоманов».
«Нужно чтобы будущие супруги знали друг друга хорошо, поэтому год общения вне брака — это самый минимум, лучше полтора-два, — сказал протоиерей Димитрий. — Потому что человек, когда хочет жениться, поворачивается к избраннице самой лучшей стороной. Но когда проходит год-полтора, он как-то расслабляется, и уже показываются другие стороны. И нужно посмотреть на эти отрицательные стороны и решить, можно ли с ними жить?»
Пастырь также заметил, что ему очень нравятся слова одного человека, который сказал: «Жениться нужно тогда, когда не жениться не можешь». На возражения, касающиеся уходящего времени, священник ответил: «Ну и пусть время идет. Мужчина вообще до 60 лет может жениться». А когда ему сказали, что сорокалетним холостякам уже вообще никто не нужен, протоиерей Димитрий ответил, что если человек влюбляется, то все меняется.
Отец Димитрий также обратил внимание на то, что не все супруги будут вместе в иной жизни. «Там семейная жизнь не продолжается. Но если отношения супругов были духовными, то они сохранятся, потому что в ту жизнь от человека переходит лишь его духовная составляющая. Супруги будут вместе только в том случае, если они здесь были вместе в любви, в служении Богу, в послушании друг ко другу. Если же их объединяет исключительно совместное ведение хозяйства, и никакой духовной близости нет, то в иной жизни вряд ли это единство сохранится, потому что никакого совместного ведения хозяйства за гробом не существует», — заключил протоиерей Димитрий Смирнов.
Русская линия
Протоиерей Александр Новопашин: «Не мы жизнь давали — не нам ее отбирать»
Известный священник считает, что смертная казнь улучшает ситуацию с преступностью лишь на первых порах
«Я могу привести известный пример — главы сатанинской секты Чарльза Мэнсона, последователи которого зверски убили беременную жену режиссера Романа Поланского и еще несколько человек. Мэнсон получил несколько пожизненных сроков и сидит уже сорок лет. Если бы ему было комфортно и легко, он не совершил бы несколько попыток самоубийства, после которых его возвращают назад. Пожизненное заключение никогда не будет для человека легким, но дает возможность некоторого искупления, переосмысления и покаяния», — заметил пастырь.
«Что касается пользы для общества, то мы занимаемся реабилитацией наркозависимых (я — член общественного совета Госнаркоконтроля) и отслеживаем ситуацию по этому вопросу в других странах. Там, где существует смертная казнь для наркоторговцев, ситуация не намного лучше. Мы видим, что смертная казнь останавливает далеко не всех. Возможно, смертная казнь улучшает ситуацию с преступностью на первых порах, — но потом и к этому привыкают», — считает отец Александр.
Напомним, что Верховный суд России обратился в Конституционный суд (КС) с просьбой разъяснить, возможно ли снять мораторий на смертную казнь с 1 января 2010 года. Соответствующее ходатайство было подано в связи с введением института судов присяжных по всей России — это условие было обязательным для отмены моратория, введенного в 1999 году. С 1 января 2010 года суды присяжных начнут действовать в Чечне — единственном регионе России, где их до этого не было, — таким образом, формально условия для отмены моратория будут выполнены. Однако, судья Верховного суда Владимир Давыдов заявил, что введение смертной казни в России будет противоречить международному законодательству. Дело в том, что в 1993 году Россия подписала протокол N6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий смертную казнь. Несмотря на то, что протокол пока не ратифицирован, Россия обязана воздерживаться от его нарушения в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года.
Между тем, в Русской Православной Церкви нет единого мнения по вопросу восстановления смертной казни — в ходе обсуждения этого сложного вопроса православные священнослужители высказывались как «за», так и «против» применения этой меры наказания.
Русская линия
Владимир Добреньков: «В данном случае наличие экспертного знания не имеет никакого значения»
Декан социологического факультета МГУ призвал различать экспертные опросы и опросы общественного мнения
Свою позицию по данному вопросу известный московский священник Димитрий Смирнов изложил в эфире православного телеканала «Спас». Отвечая на вопросы телезрителей, протоиерей Димитрий сказал: «У нас принято спрашивать: „А ваше мнение какое?“ Однако мнение большинства людей на чем основано? Во-первых, на гордости, а, во-вторых, на том, что сказали по телевидению. 92% людей собственного мнения не имеют вообще ни о чем. Ну, максимум, у них может быть своя точка зрения по вопросу качества разных сортов колбасы. Только 8% людей имеют самостоятельное мнение по остальным вопросам. А сколько еще из этих людей имеют информированное мнение?» — сообщает «Агентство национальных новостей».
По словам священника, сейчас каждый судит о политике, однако о том, что происходит в политике, из шести с половиной миллиардов человек знают максимум шесть тысяч человек. А для остальных эта сфера жизни — как подводная часть айсберга. «Это просто темный лес, но все судят, — сказал протоиерей Димитрий Смирнов. — Это как в футболе. Футболисты играют-играют, а матч договорный. Но люди переживают: „Ну надо же, мазила!“ А все это, может быть, специально было сделано. Потом выгоняют кого-то, меняют, и так далее».
По словам протоиерея Димитрия, всегда есть опасность вымостить благими намерениями дорогу в ад. Поэтому, как считает священник, «мнение можно иметь, но это надо делать осторожно, скромно и очень деликатно, и не вылезать». Он сказал, что «чем меньше человек знает, тем мощнее у него мнение, тем больше он об этом орет, и тем он выглядит глупее».
В свою очередь, профессор Владимир Добреньков заявил, что рассуждения о том, что большинство людей не имеют собственного мнения, кажутся ему неверными. «Мы понимаем, что идет манипуляция сознанием людей. Сознание формируется обществом, формируется воспитанием, телевидением, прессой. Но для социологов важно выявить уровень и состояние общественного мнения по определенному вопросу. Поэтому, я считаю, что если опрос сделан репрезентативно, с соблюдением всех правил, то мы получим адекватную информацию об общественном мнении людей разных социальных слоев и профессий, независимо от того, является ли тот или иной респондент специалистом или нет в той сфере знаний, с которой связаны задаваемые вопросы. В конце концов, в любом опросе предусмотрен ответ „не знаю“, „затрудняюсь ответить“, и если человек не имеет мнения по тому или иному вопросу, то он может выбрать эту альтернативу», — отметил известный социолог.
«Конечно, любой опрос имеет определенные недостатки. Надо понимать, что опрос выявляет субъективное мнение респондента. А респондент может и ошибаться. Но, тем не менее, опрос общественного мнения дает нам представление о том, что происходит в обществе. Необходимо знать, как население реагирует на ту или иную социальную проблему. Хочу сказать, что по закону больших чисел, по статистике, мы выявляем точное мнение большинства населения по определенному вопросу. Поэтому мне кажется необдуманным предложение отвергнуть опрос общественного мнения как метод, позволяющий выявлять только субъективное мнение, и вообще не обращать внимание на то, что скажет респондент. Даже в личной беседе, когда вы задаете своему собеседнику вопросы, и он отвечает на них в силу своей компетентности, вы получаете информацию о том, какое мнение имеет данный субъект. Эта информация полезна даже тогда, когда ваш собеседник плохо знаком с предметом разговора или вовсе не разбирается в тех вопросах, которые вы с ним обсуждаете», — считает эксперт.
«Любой человек, независимо от уровня его знаний и профессии, имеет свое мнение по любому вопросу, — продолжил он. — Социологу важно выяснить, какова точка зрения респондента по тому или иному вопросу. Даже когда мы в результате опроса узнаем, что тот или иной респондент слабо информирован по данному вопросу, то это тоже информация, которая позволяет формировать общественное мнение, давать добавочную информацию. Почему при принятии какого-либо закона пресса начинает проводить так называемую промывку мозгов? Для того чтобы людей немного сориентировать, чтобы у них пробудить интерес к принимаемому закону».
«Несмотря на то, что опросы имеют свои собственные недостатки, они все же являются надежным способом получения информации о состоянии общественного мнения по определенным вопросам. Существуют способы определения степени информированности респондентов относительно той темы, по которой его опрашивают. В опросе предусмотрены добавочные и так называемые проверочные вопросы, позволяющие определить степень информированности респондента. Выявление степени информированности респондентов зависит от профессионализма интервьюера, а также тех, кто составляет анкету. Обычно два-три проверочных вопроса позволяют узнать, знаком или незнаком респондент с темой, из каких источников он черпает информацию, слушает ли он радио, смотрит ли телевидение, какие читает газеты и т. д.», — подчеркнул социолог.
«Можно сказать, что опрос общественного мнения является неким экзаменом, который проверяет, что же люди знают. Мы опрашиваем для того, чтобы понять, в каком направлении формировать общественное мнение. Общество и государство занимается воспитанием людей, формированием их мировоззрения. Это важные задачи государства, для эффективного выполнения которых необходимо знать общественное мнение. А опрос общественного мнения — это универсальный и самый распространенный метод, правда, не лишенный недостатков. Поэтому я не считаю возможным отказываться от опросов общественного мнения. В конце концов, человечество пока не придумало ничего лучше для того, чтобы узнать массовое мнение», — заключил Владимир Добреньков.
Русская линия
Государство: быть или не быть
Или нужна ли смертная казнь в России?
Я полагаю, что совпадение этих тем в телеэфире в один день не случайно. Очевидно, что все виды преступлений в России зашкаливают. От того, что в США так же или ещё хуже, нам не легче. Что с этим делать? Ответ один: необходимо укреплять государственность, а это значит, что необходимо ужесточать законодательно ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений. В том числе необходимо введение смертной казни за такие преступления.
Удивительно, что никто из участников вчерашней программы не сказал, что вопрос поставлен некорректно. Надо говорить не о том, нужна или нет смертная казнь, а о том, нужно нам государство или нет. По сути, именно об этом и шла речь в программе «Судите сами». Четко обозначились две позиции: антигосударственная позиция либералов во главе с Макаровым и Борщевским и государственно-патриотическая позиция во главе с Колесниковым и Кургиняном. Когда Макаров говорит о необходимости полного запрета на смертную казнь, трудно поверить, что он руководствуется христианскими позициями человеколюбия. Его явно беспокоит возможность усиления Российского государства. Он этого не хочет. И этого не хотят на Западе. Как всегда, интересы наших либералов и наших врагов на Западе полностью совпадают. Лукавые либералы вообще любят, когда им выгодно, ссылаться на христианские заповеди. Если речь идет о нетрадиционной сексуальной ориентации, они почему-то не желают помнить христианские заповеди, но как только речь касается усиления Российского государства, они готовы цитировать и Евангелие и поучение Владимира Мономаха, как сделал Макаров.
Но здесь необходимо всё четко расставить по своим местам. В Евангелии Господь обращается к личности человека, его сердцу и разуму, а не к государству. Очевидно, что если государство начнет буквально руководствоваться евангельскими словами о правой и левой щеках и об одежде, то получится абсурд. Тогда благонамеренный благочестивый человек останется безо всякой защиты против злодеев всех мастей. Поэтому любое здоровое государство вынуждено руководствоваться иными правилами, которые восходят к дохристианским временам, в частности, к Ветхому Завету, в котором была предусмотрена смертная казнь за многие преступления, например, за мужеложество, скотоложество и другие. Православная Церковь всегда хорошо это понимала и понимает. Церковь печалуется о своих пасомых, просит государство о снисхождении, но не может заменить государство. Напротив, Церковь заинтересована в укреплении здоровой регулирующей функции государства.
Я считаю, что смертную казнь за наиболее тяжкие преступления вводить нужно: в отношении преступлений против детей, за изнасилование, за разбойные нападения, связанные с убийством, за ряд тяжких коррупционных преступлений, за наркоторговлю. Таков мой личный взгляд.
Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках (Москва), кандидат педагогических наук, специально для «Русской линии»
Игорь Фроянов: Лунгин оценивает эпоху Иоанна Грозного однобоко и односторонне
Известный русский историк подверг критике идею фильма «Царь»
Напомним, что 3 ноября в вечернем эфире радиостанции «Русская служба новостей» в передаче «Своя правда» прошел диспут между главой Союза православных хоругвеносцев и Союза православных братств Леонидом Симоновичем-Никшичем и известным политическим обозревателем, членом Общественной палаты Николаем Сванидзе. Темой дискуссии стало изображение личности Царя Иоанна Грозного в фильме Павла Лунгина «Царь», премьера которого состоялась на днях.
Говоря об Иоанне Грозном, Николай Сванидзе заявил, что Царь «был совершенно параноидальный человек, и вместо объединения Руси, о котором он же так часто говорил, он просто уничтожал Русь, он уничтожал русское крестьянство, уничтожал Русскую Православную Церковь. Считается, что он был врагом бояр. Ничего подобного! Вместе с боярами он уничтожал тысячи и тысячи простых людей».
По мнению Сванидзе, Иоанн Грозный был «садист и параноик». А опричники, по его словам, это «банда убийц, садистов и развратников». «Если же говорить об Иване Грозном, — продолжил он, — это не тот пример, который нужен для подражания, потому что он был крайне жестоким и крайне непозитивным человеком, мягко говоря. На самом деле он был больным преступником, и ужасно, если с него будет наше государство брать пример».
«Что касается психических свойств Царя Ивана Грозного, — отметил в интервью РЛ Игорь Яковлевич Фроянов, — то это не новый вопрос, он дебатировался ещё в ХIХ веке. Причем, все сколько-нибудь серьезные ученые никогда не задавались этим вопросом, потому что невозможно на таком огромном временном расстоянии делать какие-либо медицинские заключения. Это в принципе невозможно».
«Другой вопрос, — продолжил маститый историк, — как оценивать деятельность Ивана Грозного. Здесь нужно быть специалистом в отечественной истории не только ХVI века. Для того чтобы по-настоящему понять эту эпоху, вникнуть в неё, оценить масштаб личности Ивана Грозного, нужно знание как предшествующей, так и последующей истории. Нельзя заниматься вкусовщиной или вырывать отдельные события из исторического потока и, как говорил сам Грозный, „перекладывать так и эдак“ факты и события».
«Время было такое, и оно диктовало средства борьбы. И, прежде всего, надо ставить вопрос так: чем была обусловлена эта борьба. Даже многие представители академической науки заблуждались, начиная изучать эпоху опричнины лишь с момента ее учреждения. В лучшем случае они уходили к началу 50-х годов ХVI века, чтобы подойти потом к моменту учреждения опричнины и объяснить это явление так или иначе. Я же убедился в том, что невозможно понять причины введения опричнины, не удалившись на значительное расстояние от середины ХVI века. Нужно начинать ход исследования предпосылок опричнины с конца ХV века. Если с этой точки зрения подойти, а она мне представляется наиболее эффективной и плодотворной, то тогда надо вести разговор о том, какие угрозы возникли к середине ХVI века существованию Русского государства и Святой Руси. На мой взгляд, можно говорить о трех основных угрозах: православной вере, православной Церкви и русскому самодержавию, только возникшему и юридически оформленному актом венчания Ивана Грозного на царство. И когда эти опасности обозначились, Иван Грозный вступил в борьбу за веру, за Церковь и за самодержавную власть. Он не мог не вступить в эту борьбу ещё и потому, что все три названные мною явления тесно и органически соединены. Не могли существовать Православие и Церковь без самодержавия и наоборот. Это три органически соединенных явления. И когда били по русскому самодержавию, то выступали против Русской Церкви и Православной веры. Так что опричнину надо воспринимать как форму борьбы, как институт, как учереждение, обеспечивающее государственную безопасность», — отметил историк.
«Иван Грозный был в высшей степени религиозным человеком, искренним, всей душою и телом преданный Христу. Всякие попытки посеять сомнения в этом вопросе безнравственны и бесперспективны», — выразил уверенность И.Я.Фроянов.
Отвечая на вопрос, почему в общественном сознании образ Императора Петра I, обладавшего не менее крутым характером и совершившего не менее казней, чем Иван Грозный, формируется в сугубо положительном ключе, в то время как из Грозного Царя делают некий «жупел», историк сказал: «Петр Первый иначе ориентировал Россию, он её ориентировал на Запад. Он, можно сказать, первый западник на русском престоле. А Иван Грозный — это национально ориентированный государь. Если для Ивана Грозного католичество, с которым сейчас цацкаются, было ересью, не говоря уже о протестантизме, то Петр Первый был весьма склонен к протестантству и ввел даже некоторые его элементы в свою практику. На мой взгляд, Иван Грозный напоминает Сталина, деятеля национально ориентированного, отвергающего Запад (ведь Сталин опустил „железный занавес“). Именно поэтому, на мой взгляд, Грозный и Сталин до сих пор подвергаются ожесточенным нападкам. Оба они были людьми, понимавшими всю глубину опасности, которая шла со стороны Запада по отношению к России, к её существованию как страны и к существованию русского народа».
«К сожалению, тема Ивана Грозного, сейчас является темой для политических спекуляций, — продолжил профессор. — Не случайно ведь вышло два фильма подряд. Бездарный жалкий фильм Андрея Эшпая „Иван Грозный“ и нынешний фильм Павла Лунгина. Лунгин воспользовался тем дутым авторитетом, который приобрел фильмом „Остров“. С этой точки зрения он более опасен идеологически, чем Эшпай. Но это люди одного идейного помета, люди настроенные, несомненно, антирусски, я в этом не сомневаюсь. Иначе они не оценивали бы эпоху Иоанна Грозного так однобоко и односторонне. Название фильма „Царь“, безотносительно к личности, обязывает создателей фильма показать, кем Царь как политическое явление является для России и для русского народа, как складывалась история становления самодержавной царской власти, какое значение имела царская власть в русской истории. Но то, что я видел — это примитивные вещи. Казни, жестокости, убийства, кровь, лица, искаженные яростью и похотью. Это говорит о многом».
«Хочу процитировать Ф.И.Шаляпина, который потрясал исполнением ролей Иоанна Грозного и Бориса Годунова. Великий русский певец писал: „Надо уметь играть царя. Огромной важности, шекспировского размаха его роль. Царю, кажется мне, нужна какая-то особенная наружность, какой-то особенный глаз. Всё это представляется мне в величавом виде. Если же природа сделала меня, царя, человеком маленького роста и тёмного, даже с горбом, я должен найти тон, создать себе атмосферу — именно такую, в которой я, маленький и горбатый, производил бы такое впечатление, как произвёл бы большой и величественный царь“. Полезно сравнить эти слова нашего великого артиста с тем, что делается в кино. Вертлявые, ничтожные фигуры выползают на киноэкран, а между тем, нужна величавость, понимание того, что есть царь», — заключил Игорь Яковлевич Фроянов.
Русская линия
Виктор Алкснис: «Я считаю, что в России должна быть смертная казнь»
Известный политик считает, что в противном случае победить коррупцию и наркоторговлю будет невозможно
«Но, как мне кажется, наверху под давлением различных обстоятельств, в том числе и позиции Запада, преобладает точка зрения, что необходимо продлевать мораторий на смертную казнь. Учитывая, что у нас суды не являются независимыми, и Конституционный тоже, будет вынесено то решение, которое примет высшее руководство страны, а оно, скорее всего, будет не в пользу смертной казни», — выразил свое мнение политик.
Вместе с тем, сказал В. Алкснис, «я считаю, что смертная казнь в России должна быть, и за особо тяжкие преступления она должна применяться». «Я убежден, что если этого не будет, то мы и дальше будем скатываться в пропасть беззакония и преступности. Если наркоторговец убивает своим так называемым бизнесом десятки тысяч людей, реально губит жизни молодых людей, то почему он не может быть наказан по всей строгости, как это делается в других странах, где смертная казнь за распространение наркотиков является совершенно нормальным явлением и применяется в полном объеме? Я считаю, что пока наркоторговцы не осознают, что их ждет очень суровое наказание, как в том же Таиланде или Сингапуре, победить их не удастся. Точно так же я убежден, что мы не сможем победить коррупцию, пока не начнем применять смертную казнь к коррупционерам, как это делается в Китае. В конце концов, сегодня коррупционер может рискнуть. Он знает, что на несколько лет может попасть за решетку, но зато обеспечит себя на всю оставшуюся жизнь. Так вот надо сделать так, чтобы коррупционеры понимали, что будущего у них нет», — отметил зампредседателя «Народного союза».
«Противники смертной казни говорят, что слишком высока возможность судебной ошибки, но я убежден, что с развитием технологий в области судебной экспертизы, с применением высоких технологий при проведении расследований ошибка будет стремиться к нулю. Да, ошибка возможна, но тут надо выбирать. Я понимаю, что убийство невиновного — это страшный грех, но с другой стороны, мы зашли уже так далеко, что общество не может равнодушно относиться к этой проблеме. Или мы остановим нарастающий вал преступности (а другого пути сегодня кроме введения смертной казни я не вижу), или мы действительно погибнем, нас просто раздавят коррупция и накрокторговля», — заключил Виктор Алкснис.
Русская линия
Министерство регионального развития выступило против строительства «Охта-центра»
В ведомстве считают необоснованным размещение небоскреба в непосредственной близости от объектов культурного наследия
Как сообщает «Коммерсант», в его распоряжении оказались два письма — ответы департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегионразвития на обращения о незаконности подписанного 6 октября Валентиной Матвиенко постановления правительства Санкт-Петербурга, разрешающего построить «Охта-центр» с четырехкратным превышением предельной 100-метровой высотной отметки, регламентированной правилами землепользования и застройки.
Первый ответ Минрегион направил 29 октября лидеру петербургского «Яблока» Максиму Резнику, который направлял в правительство России телеграмму с просьбой отреагировать на планы строительства «Охта-центра». «Учитывая всемирное значение исторического центра Санкт-Петербурга, Минрегион считает недостаточно обоснованным размещение здания высотой около 400 метров на земельном участке, расположенном в непосредственной близости от объектов культурного наследия мирового значения», — говорится в ответе министерства. Подписавший письмо директор департамента Илья Пономарев одновременно ссылается на позицию Минкультуры, по данным которого, «в случае строительства указанного здания может быть поставлен вопрос об исключении Санкт-Петербурга из Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО». В письме сообщается, что «правительству Санкт-Петербурга предложено провести проверку деятельности уполномоченных органов на предмет соблюдения законодательства о градостроительной деятельности». В интервью «Коммерсанту» Пономарев также подтвердил, что разделяет позицию Росохранкультуры, чье заключение о несоблюдении законодательства в области сохранения культурного наследия сейчас проверяет прокуратура.
В другом письме, подписанном и.о. главы департамента Игорем Мироновым (замещающим Пономарева на время его командировки), содержится ответ Минрегиона депутату петербургского парламента Сергею Малкову, просившему Минрегион проверить разрешение правительства города на соответствие Градостроительному кодексу (ГК) РФ. В своем обращении депутат ссылался на экспертное заключение фонда «Институт экономики города» (одного из разработчиков ГК), который пришел к выводу, что представленные застройщиками «Охта-центра» обоснования для рассмотрения вопроса об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства в рамках ст. 40 ГК «не соответствуют сути ГК и демонстрируют содержащиеся в нем противоречия». Поскольку это заключение было дано негосударственной организацией, комиссия по землепользованию и застройке Петербурга его проигнорировала. В связи с этим депутат Малков обратился Минрегион за разъяснением по поводу применения ГК в подобных случаях.
Признав, что в законодательстве о градостроительной деятельности понятие «отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» не определено, а сам Минрегион «не наделен полномочиями толкования норм федеральных законов», министерство тем не менее высказало собственную позицию. По мнению Минрегиона, предусмотренным в ГК отклонением от предельных параметров является лишь «не существенное изменение». В письме, правда не уточняется, можно ли считать «несущественным» превышение предельной отметки в 4 раза, как в случае с «Охта-центром». Однако в телефонном разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» один из чиновников Минрегиона заявил, что с точки зрения здравого смысла (и даже ряда СНИПов), величина «несущественного» изменения должна быть хотя бы меньше величины самого параметра, но уж никак не в несколько раз больше.
Кроме того, в ответе Минрегиона говорится, что комиссия вообще не вправе рассматривать заявки на предоставление разрешения на отклонение для земельного участка, находящегося в зоне охраны объектов культурного наследия, так как изменение «их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны данных зон». Этот запрет, на который указано и в заключении Росохранкультуры, впрямую относится к участку строительства «Охта-центра», на территории которого находится археологический памятник «Ниеншанц».
Депутат Малков назвал ответ Минрегиона «столь же туманным, как и сам Градкодекс РФ». «Мы так и не получили хоть какого-нибудь критерия допустимой величины изменения предельных параметров разрешенного строительства, которое можно считать отклонением», — сожалеет депутат, отмечая, что высказанная Минрегионом позиция тем не менее может сыграть позитивную роль в борьбе против скандально известного проекта. По мнению Максима Резника, ответ Минрегиона свидетельствует, что «после вмешательства Минкультуры позиция федерального центра все же сдвинулась с мертвой точки и вопрос может быть решен на федеральном уровне положительно для Санкт-Петербурга». «До сих пор мы сталкивались с маразмом, когда все наши обращения переадресовывались в администрацию Санкт-Петербурга, которую мы просили привлечь к ответственности. Однако теперь можно надеяться, что наши усилия не напрасны», — отметил Резник.
Впрочем, городская прокуратура пока так и не ответила на обращение Минкультуры с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении незаконного, по мнению министерства, разрешения на строительство 400-метровой башни, выданного правительством Валентины Матвиенко. Однако лед тронулся и в отношении самой прокуратуры: Октябрьский районный суд удовлетворил заявление одной из активисток градозащитного движения Ольги Андроновой, признав незаконным бездействие прокуратуры, не отреагировавшей на ее заявление о проверке законности строительства «Охта-центра».
Русская линия
«Из-за таких, как Вайдере, на Латвию смотрят как на больную женщину»
Эксперты прокомментировали негодование евродепутата от Латвии трансляцией крупных европейских новостных каналов на русском языке
Делая подобные заявления, евродепутат пытается увеличить шансы своей партии «Отечеству и Свободе» на предстоящих выборах в Сейм, полагает директор Института европейских исследований в Латвии, доктор экономических наук Александр Гапоненко. «Правящая элита потеряла доверие народа, так как не смогла спасти республику от кризиса. Популярность действующих партий не превышает 1,5%, — отметил эксперт. — Делая русофобские заявления, Вайдере пытается мобилизовать национальный электорат и обеспечить свою победу на парламентских выборах».
А. Гапоненко добавил, что евродепутат известна в Латвии как «отъявленная русофобка, чьи заявления никто не принимает всерьез». «Инесе Вайдере получила образование в советское время и раньше была ярой коммунисткой. После развала СССР, чтобы попасть в правящую элиту, она приняла образ борца с советским наследием, — рассказал Гапоненко. — Ее выпады против России и русского языка ни у кого не вызывают удивления».
Эксперт уверен, что русофобские заявления латвийских политиков дискредитируют республику на международной арене. «Из-за таких, как Вайдере, на Латвию смотрят как на больную женщину, которая неадекватно себя ведет. На подобные заявления не стоит обращать внимания», — сказал Гапоненко.
Аналогичное мнение высказал профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич. «Вайдере действует по классической схеме — пытается сделать из России образ внешнего врага и таким образом сплотить народ на национальной почве, — сказал он. — Лучше бы она решала экономические проблемы, а не придумывала мифы».
Эксперт также добавил, что Euronews, Eurosport и BBC не являются государственными каналами Латвии и вправе организовывать вещание на любом языке. «Абсолютное большинство латышей владеют русским языком, поэтому говорить о каком-то ущемлении прав глупо», — сказал Межевич. При этом собеседник агентства считает, что русский язык давно необходимо признать межнациональным в странах Прибалтики. «Латвийские чиновники плохо владеют английским языком. Русский мог бы стать региональной альтернативой английскому», — сказал Межевич.
С ним согласен экс-депутат Госдумы Виктор Алкснис. «Вайдере в очередной раз захотела продемонстрировать свои русофобские настроения. Она погорячилась, выступая против русского языка, — сказал Алкснис. — Главы прибалтийских государств, не зная английского, ведут переговоры на русском. Заявление евродепутата не надо принимать всерьез».
Между тем, как отмечает издание, в 2008 году кабинет министров Латвии увеличил список профессий, представителям которых необходимо иметь удостоверение о владении государственным языком — с 48 профессий он возрос до 1200. Например, в перечень профессий, подлежащих аттестации на знание государственного языка Латвии, вошли дворник и экстрасенс. Согласно новым правилам о порядке проверки знания латышского языка, штраф за недостаточное использование государственного языка на рабочем месте увеличивается до 100 долларов. Штраф также предусмотрен и для работодателей, заключивших договор с работником, не владеющим государственным языком. При повторных нарушениях работник может быть уволен, а предприниматель — лишен лицензии на предпринимательство.
Согласно новым правилам, аттестации подлежат 10% от числа работающих, то есть под угрозой увольнения находятся около 70 тыс. русскоязычных жителей Латвии. По мнению русскоязычных депутатов Сейма Латвии, данные правила — это дискриминация и протекционизм по языковым и национальным признакам. Депутаты от объединения «Центр согласия» уже обратились с соответствующим заявлением в Конституционный суд.
Аналитики не раз отмечали, что если планы правительства осуществятся, число русских безработных увеличится вдвое, а число безработных латышей уменьшится в 1,5 раза благодаря возможности занять вакантные места. Доля безработных нелатышей на душу населения, которая и без того уже на 40% выше, чем у латышей, будет превышать уровень безработицы коренной нации в 5 раз, подсчитал депутат латвийского парламента Владимир Бузаев (партия «За права человека»). Согласно данным Минюста, в Латвии проживает около 400 тысяч русскоговорящих граждан, из которых примерно 200 тысячам нужно пройти аттестацию на знание государственного языка.
Русская линия
Михаил Леонтьев: «Молдавия — несостоявшееся государство»
Известный журналист прокомментировал попытки оживления деятельности ГУАМ
Прокомментировать возможность реанимации антироссийского блока сайт KM.ru попросил известного тележурналиста и аналитика Михаила Леонтьева.
«ГУАМ, безусловно, не труп, и трупом не был никогда. Значит, тот же господин Воронин никогда не был противником ни ГУАМа, ни санитарного кордона, Воронин был двурушник. Воронин был неустойчив. Воронин вынужден был лавировать. Воронин в свое время пытался продать Россию Западу, потом пытался продать Запад России. То и другое сделал до середины. Воронин, между прочим, совсем даже не политический труп, это вполне нормальная фигура в ненормальной молдавской политике. С этой точки зрения эти ребята, так называемые националисты, они для нас, для России немногим хуже, а может быть, даже лучше. Они понятные, они внятные, они не разыгрывают и не могут разыгрывать никаких внутренних карт в России или во внутрироссийской политике», — заметил М.Леонтьев.
«С другой стороны, — продолжил эксперт, — они, в общем, гораздо более договороспособны, чем это кажется на первый взгляд. Вообще, если говорить об итогах именно молдавской так называемой „оранжевой революции“, там была не „оранжевая революция“. На самом деле ведь Молдавия показала потрясающую устойчивость результатов всех выборов. Они все одинаковы, проблема в том, что некий господин Лупу, будучи влиятельным политиком внутри коммунистической партии, внутри коммунистического электората, не договорившись с Ворониным (поскольку Воронин его, правда, кинул), вышел оттуда и перешел на сторону оппозиции. И его, ровно его электорат, собственно, и откочевал в копилку оппозиции. В результате соотношение сил изменилось. Как эти „луповцы“ существовали в рамках политической системы, так они и продолжают существовать. Это тоже очень характерно, кстати, никто и ничто не мешает господину Лупу в определенный момент, в определенных обстоятельствах переместиться в другую сторону. Если это называется революцией, я тогда не знаю, что такое вообще эволюция или, я не знаю, проституция».
Вместе с тем, уверен М. Леонтьев, все это снимает проблему Приднестровья: «То есть проблему размена Приднестровья на какое-то такое мелкономинальное счастье с Европой, с Молдовой и так далее в регионе и в целом. Потому что, насколько я понимаю, бродила идея — вот мы, уж ладно, вынуждены были поступить с Южной Осетией и Абхазией таким образом, но уж Приднестровье-то мы предадим, тут-то мы уж и покажем. что мы ведь предать же можем, да, как и раньше. Но вот оказалось, что тут есть проблемы с господами румынами. И многие давно говорили, и в этом есть доля истины, что в принципе, Молдова, Бессарабия — часть империи, там есть много людей, которые, действительно, тяготеют к другому историческому контенту. На самом деле, все, что было живого и дееспособного из Молдавии, давно уехало на заработки. Причем это не только молдавские разнорабочие, кормящиеся в первую очередь в России. Это еще очень значительная часть специалистов — инженеров, врачей и так далее, которые работают в Европе. Кстати, неплохо работают многие. Это несостоявшееся государство и распадающаяся нация. На самом деле спасти Молдавию и молдавскую нацию, наверное, действительно может возвращение ее в Румынию. То, что не существует никакого молдавского языка, и язык есть румынский, — это правда. То, что эти две части народа развивались в разном контексте и имеют разную историческую судьбу, — это тоже правда. Я сейчас не буду повторять мудрых мыслей Бисмарка о том, что румыны — это не нация, а профессия. Но на самом деле, для румыноориентированных представителей националистических кругов Молдовы Приднестровье — это обуза. И все их мечты о западном выборе, о НАТО и так далее, они об Приднестровье разбиваются даже гораздо более крепко, чем, например, грузинские мечты о НАТО разбивались об Абхазию и Осетию», — заключил Михаил Леонтьев.
Русская линия
Караджичу назначат адвоката
Процесс над экс-президентом Республики Сербкой начнется в марте будущего года
Однако судебная палата не лишила Караджича права на самостоятельную защиту, отметив, что назначенный адвокат будет представлять его интересы, если экс-президент Республики Сербкой (РС) не появится в марте в зале суда.
Караджич отказался присутствовать при начале процесса, при вступительной речи прокурора заявив, что не имел достаточно времени для подготовки к процессу. Он потребовал для этого еще десять месяцев. И судебная, и апелляционные палаты трибунала отказали ему в этом.
«Если Караджич продолжит бойкотировать процесс и в марте или каким-либо другим способом препятствовать эффективному и справедливому развитию процесса, то тем самым он потеряет право на самостоятельное представление своих интересов, ему больше не будет позволена помощь юридической группы в подготовке защиты и назначенный адвокат примет на себя полное представление его интересов перед судом», — указывается в решении судебной палаты.
Процесс над Караджичем, начатый 27 октября со вступительной речи стороны обвинения, был вскоре прерван, так как экс-президент РС отказался участвовать в нем до тех пор, пока не подготовит свою защиту.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»
Терроризм, рожденный на Западе
По результатам исследования, 70% членов «Аль-Каиды» — выходцы из Западной Европы и Америки
Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, советник правительства США по борьбе с терроризмом, представил на международной конференции в Вашингтоне свой доклад, основанный на анализе 382 досье террористов, имеющих прямое отношение к сети, именуемой «Аль-Каидой», тесно связанных с Усамой бен Ладеном, аль-Завахири, аль-Рашиди, египетской группой «Исламский джихад», «Джемайа Исламия» и филиппинской «Абу Сайаф».
Анализ Сейджмена был сосредоточен на тех, кто действуют глобально и не привязаны к какой-либо конкретной территории и не включал чеченцев, палестинцев, кашмирских боевиков, т. е. тех, чьи акты террора направлены против собственных правительств. Сейджмен называет исследуемых им террористов членами социального движения так называемого «Глобального джихада салафи». Салафисты (чаще их называют ваххабитами) отстаивают самую буквалистскую и жесткую интерпретацию Корана и враждебно относятся к поздним богословским осмыслениям, которые рассматривают как еретические отступления от изначального пророческого послания.
Сейджмен считает, что есть смысл выделить «Глобальный джихад салафи» как одну из главных стратегий исламского джихада. Впервые она была публично озвучена Усамой бен Ладеном в его фетве 1996 года, в которой он назвал приоритетной борьбу с «дальним врагом», то есть с Западом и, в особенности с США и Израилем. После поражения «дальнего врага» джихад должен распространиться на «врага ближнего», на собственные продажные правительства, существующие лишь благодаря западной поддержке.
Бен Ладен призвал к нанесению врагу максимально возможного ущерба, то есть к тому, чтобы говорить с Западом на языке насилия, на том единственном языке, который Запад, по мнению Бен Ладена, понимает. При этом в качестве основного инструмента джихада он выбрал «мученические операции» смертников.
По мнению профессора Сейджмена, к последователям бен Ладена не подходят ярлыки злых религиозных фанатиков. Это хорошо образованные, состоятельные, космополитичные, женатые, работающие профессионалы, не страдающие психическими заболеваниями. Сейджмен, упоминая расхожие мнения о террористах, изображающие их как совершенно чуждых западной культуре, заявил, что «к сожалению, они от нас не отличаются».
Представление, что бедность является основным стимулом, позволяющим рекрутировать новых членов в террористическую сеть, по мнению Сейджмена, мягко говоря, упрощает картину. Большинство членов «Аль-Каиды» принадлежит к среднему и высшему классу: 17,6% – к высшему классу, 54% – к среднему, 27,5% – к низшему классу. Лишь 16,7% имеют неоконченное среднее образование, 12,1% – среднее, 28,8% обучались в колледже, а 33% окончили колледж, 9% имеют ученую степень. Вопреки распространенному мнению, что вербовка членов террористических групп происходит в фундаменталистских исламских школах, лишь 9,4% террористов имели религиозное образование, все остальные — исключительно светское.
Среди членов сети не было обнаружено ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег или славы. Их можно скорее охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе: 42, 5% – врачи, юристы, учителя и пр., 32,8% – профессионалы средней квалификации и только 32,8% не имеют специальной квалификации. Причем к последней категории принадлежат в основном арабы, выходцы из Магриба (Марокко, Алжир и Тунис).
При этом в деятельность террористических организаций вовлечена главным образом молодежь, средний возраст активистов — 25,7 года, и даже в Центральном штабе средний возраст составляет 27,9 года. На основе доступной информации о семейном статусе членов террористических группировок можно сказать, что 73% из них женаты и многие из них имеют детей. Мало кто из террористов был когда-либо вовлечен в криминальную деятельность или привлекался к суду за уголовные преступления, а несколько исключений среди менее благоденствующих магрибских арабов — мелкие преступления, вроде мошенничества с кредитными карточками и отмывания денег — лишь подтверждает правило.
На Западе, как говорит Сейджмен, широко распространено клише: «Именно люди незападных культур и неразвитых регионов способны испытывать большое удовольствие от больших злодеяний». Однако исследования Сейджмена свидетельствуют о том, что большинство современных террористов достаточно вестернизированы и состоятельны: «Большинство этих ребят принадлежит к элите своих стран и очень похожи на некоторых из нас на Западе», поэтому-то их так трудно принять западному человеку за «других» или «чужаков». Но почему же эти похожие на нас молодые люди, образованные и состоятельные, психически уравновешенные и успешно социализированные, выбирают путь абсолютного нигилизма и массовых убийств мирного населения — задается вопросом профессор Сейджмен?
Пытаясь дистанцироваться от спекуляций и опираться только на фактические свидетельства, он обращает внимание на одну деталь, которая больше других отличает «глобальных террористов Аль-Каиды» от групп пакистанских фундаменталистов, талибов или чеченских боевиков: эти люди — интернационалисты, «граждане глобальной деревни», покинувшие родные места и пустившиеся в путешествие, некоторые из них — на Запад. Оказывается, 70% из них стали радикалами-исламистами и присоединились к джихаду в западных странах. Характерно, что они были рекрутированы или, скорее, «рекрутировали самих себя», будучи посланы как представители элит собственных стран на учебу в США, Германию, Англию или Францию.
Другая типичная судьба алькаидовца — выезд в благополучные западные страны в поисках материального успеха. Как правило, магрибские арабы эмигрировали в Испанию, Францию, Италию или Великобританию в поисках хорошо оплачиваемой работы. Многие из них стали гражданами этих стран, причем, по подсчетам Сейджмена, 10% выросли уже на «новой родине».
Магрибские арабы и выходцы из центральных арабских стран (Египта, Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта) социально и географически мобильны. Некоторые из них говорят на трех-четырех языках. Их космополитизм резко отличается от локальной культуры членов фундаменталистских движений, вроде «Талибана». Более того, активисты «Аль-Каиды» относятся к талибам свысока, как к стаду необразованных мужланов, не умеющих ни читать, ни писать. Сейджмен отмечает, что среди «глобальных террористов» нет ни одного выходца из Афганистана. И это замечание не случайно. В свете перечисленных фактов очень трудно, замечает аналитик, говорить о том, что терроризм пришел на Запад откуда-то извне. Поэтому война с терроризмом за пределами западного мира — в Афганистане или Ираке — бьет мимо своей цели.
Халид Шейх Мохаммед, по всей видимости, один из ведущих организаторов атаки 11 сентября, был студентом Университета Северной Каролины. Один из предполагаемых вожаков этой атаки, Мохамед Атта, был студентом, выехавшим из Египта в Гамбург для изучения архитектуры. Ахмед Омар Шейх, осужденный за убийство журналиста Дэвида Перла, учился в престижной Forest School в Лондоне и посещал Лондонскую школу экономики — вот типичные представители т.н. «Аль-Каиды».
Как правило, «глобальные террористы» — это люди, оторванные от своих традиционных связей и культур. Многие из них тосковали по родине, чувствовали себя глубоко одинокими, маргинализированными и отвергнутыми обществом в странах пребывания. Они приходили в мечеть не столько из религиозных побуждений, сколько в поисках товарищей и друзей. Там они и обретали единомышленников. В мечетях они слышали радикальные проповеди об упадке и кризисе западных ценностей, о жадности и эгоизме туземцев, что в целом становилось правдоподобным объяснением их отчужденности и одиночества в западном мире. Ностальгирующие арабы и азиаты начали создавать свою собственную субкультуру.
Неспособность западной культуры интегрировать иммигрантов свидетельствует о болезненном кризисе этого общества. Терроризм, выпестованный не в Кабуле или Каире, а в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, — не результат проникновения на Запад мусульманских фанатиков, а следствие неспособности институтов западного общества обеспечить индивидов прочным чувством идентичности, считает Сейджмен. Арабы и другие иммигранты могут чувствовать это гораздо острее, чем коренные европейцы или американцы, но атомизация и отчуждение коснулись практически каждого гражданина «процветающих» демократий. Поэтому идеологической основой такого нового явления, как «глобальный терроризм», может в будущем стать любой другой фундаментализм, не только исламской чеканки — приходит к заключению профессор Сейджмен.
Мы же от себя добавим, что причиной появления терроризма на Западе является не фундаментализм разных мастей, коего опасается автор исследования, а те первопричины, на которые он сам и указал, — отчужденность человека в западном обществе, атомизация и разложение самого общества, упадок традиционных ценностей, космополитичность, стяжательство и эгоизм, как основы культивируемых на Западе сознания и образа жизни.
Константин Новиков, специально для «Русской линии»
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Федоровну, супругу Государя Павла I и мать Императоров Александра I и Николая I
Вслед за восшествием на престол Императора Павла I, Мария Федоровна, 12 ноября 1796 г., была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». На этом поприще Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. А 2 мая 1797 г. Мария Федоровна была назначена главной начальницей над воспитательными домами. Участие Государыни Марии Федоровны в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей ее почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря ее покровительству и отчасти содействию, в царствование Императора Александра I был основан целый ряд женских учебных заведений, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, Харькове. Симбирске и других городах Империи. Из причитавшегося ей миллиона рублей, Императрица тратила на свои нужды только 17 тысяч — все остальное шло на нужды благотворительности. Скончалась Императрица Мария Федоровна в 1828 году.
Русская линия
«Государство, и общество должны начать серьезную борьбу с этим злом»
Православные священнослужители об отмене Ю. Лужковым распоряжения О. Митволя, запрещающего продавать в ларьках пиво и сигареты
Распоряжениями от 24 и 29 сентября в палатках и ларьках, расположенных на севере столицы, была запрещена продажа пива и сигарет. По словам Олега Митволя, поводом для ужесточения правил торговли стала сложность контроля за соблюдением правил торговли. «Если в крупных магазинах продавцы обращают внимание на возраст покупателей, то в таких палатках постоянно продают пиво и сигареты несовершеннолетним. К тому же, купив пиво в палатке у автобусной остановки, молодежь нередко заходит с бутылкой прямо в автобус», — так Митволь объяснил свою инициативу.
В связи с этими обстоятельствами корреспондент Regions.ru обратился за комментарием к православным священнослужителям. Священнослужители единодушно сочли необходимым устрожить наказания за продажу алкогольных напитков (включая пиво) и сигарет несовершеннолетним. По их мнению, санкции, и весьма строгие, следует применять к любым торговым точкам, включая крупные магазины.
Так, иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает действия, направленные на ограничение торговли пивом и сигаретами, благими и правильными. «Такие действия нужно всячески приветствовать и поддерживать — тем более, что речь идет о подрастающем поколении», — сказал он. «Но, с другой стороны, если запрещать торговлю пивом и сигаретами только в ларьках, то будут ущемлены, как мне кажется, права мелких торговцев на справедливую конкуренцию. Я считаю, что нужно максимально усилить контроль за тем, кому именно продаются пиво и сигареты и серьезно наказывать за нарушение законодательства вплоть до закрытия торговых точек. Причем это должно касаться не только ларьков, но и больших магазинов», — добавил иеромонах.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, также поддерживает любые ограничения на продажу алкогольной и табачной продукции, особенно молодежи. «Будь моя воля, я бы наложил и полный запрет на торговлю спиртным и табаком. Поэтому инициативу О. Митволя я, конечно, поддерживаю», — сказал он.
«С другой стороны, можно понять и Ю. Лужкова, который, вероятно, хочет улучшить состояние городского бюджета, в том числе, и за счет уличной торговли. В то же время за всеми ларьками, торгующими табаком и алкоголем, не уследишь, и они, конечно, будут обслуживать кого попало без оглядки на возраст», — добавил священник.
«Нужно обратить самое серьезное внимание на пропаганду здорового образа жизни, особенно среди молодежи. И эта работа должна вестись в общенациональном масштабе», — полагает отец Алексий.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что употребление алкоголя и курение в молодежной среде, и особенно среди подростков, приобрели уже катастрофические размеры. «И государство, и общество должны, наконец, начать серьезную борьбу с этим злом. Нужно повсеместно запретить любую рекламу алкогольной и табачной продукции. Во всех СМИ, а в первую очередь на молодежных каналах радио и телевидения и в интернете, нужно в популярной и убедительной форме рассказывать о вреде курения и употребления алкоголя», — сказал он. «А за продажу пива и сигарет подросткам нужно наказывать как за уголовные преступления, причем, не только продавцов, но и владельцев торговых точек, будь то ларек или супермаркет», — заключил священник.
Русская линия
Иерей Георгий Белодуров: Катастрофа началась, когда общество отвернулось от монарха
По данным социологов, советское прошлое по-прежнему является мощнейшим фактором разделения нашего общества
Между тем, исходя из результатов опроса ВЦИОМ, для 38% россиян 7 ноября по-прежнему остается днем Великой Октябрьской социалистической революции. При этом число людей, считающих этот день «красным днем календаря», с 2005 года возросло на 9%. Еще 7% считают эту дата трагической страницей российской истории. И лишь для 11% 7 ноября — День согласия и примирения (за три года доля таких респондентов сократилась на 6%). Популярность же отмечаемого 4 ноября Дня народного единства не только не стала высокой, но и снижается. Согласно данным ВЦИОМ с 2006 года доля тех, кто не отмечает праздник, возросла с 49% до 66%.
Получается, что советское прошлое стало мощнейшим фактором разделения нашего общества, а идеи народного единства, согласия и примирения не получили того распространения, которое они должны иметь в современной России, констатирует издание.
Комментируя это обстоятельство, священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, заметил: «Катастрофа началась еще тогда, когда общество начало отворачиваться от монарха, от законной власти. Все это отражается на сегодняшней России, поэтому в обществе нет единства. Мы должны вернуться к корням Святой Руси — не как политического режима, а как духа Божьей правды», — сказал священник в интервью Regions.ru.
Русская линия
«Для России естественно быть империей»
Так считают 47% россиян
Опрос проводился в 13 странах бывшего СССР и соцлагеря, и был приурочен к 20-летию падения Берлинской стены. Аналогичный опрос проводился центром в 1991 году, и теперь социологи решили сравнить, как изменилось в странах, где прекратили строить коммунизм, отношение к основным принципам демократии, к бывшим врагам и противникам, к собственной жизни. В 1991 году опрос охватывал свыше 13 тысяч респондентов, ныне — почти 15 тысяч, в среднем по 1000 человек в каждой стране, как в крупных городах, так и в сельских районах.
Но особенно поразила социологов цифра прироста положительных ответов среди российских граждан на вопрос: «Принадлежат ли нам части территорий соседних с нами стран?». 58% опрошенных российских граждан ныне считает, что часть их территории у других стран. Прирост положительных оценок, надо сказать, случился не только у России. Так, на 13 пунктов увеличилось число ответов «да, принадлежат» у французов, на 19 пунктов у итальянцев и на 14 у болгар. Но к российским 36 пунктам прироста не приблизилась больше ни одна страна.
В исследовании отношения к России в странах Западной и Восточной Европы более половины респондентов оказались, в основном, негативны в оценке того, какое влияние оказывает Россия на их собственные страны. Так, 46% немцев считает, что Россия оказывает на Германию негативное влияние, 59% поляков и 57% французов. Украинцы и болгары положительно оценивают российское влияние на страну, соответственно 46 и 45%.
Одной из основных тем для исследования стало отношение к демократии и ее ценностям в Восточной Европе. Как выяснили американские социологи, в России только 32% удовлетворено тем, как работает демократия, против 61% недовольных, на Украине и того хуже — 21% доволен, 70% нет.
Преимущества рыночной экономики оценили почти везде, причем в разных социальных и возрастных группах. За исключением Венгрии, Болгарии и Украины, в остальных странах более половины респондентов согласились, что в рыночной экономике люди становятся более состоятельными, чем в контролируемой государством. И это при том, что опрос проводился в разгар кризиса, когда настроения жителей всех стран Европы были не самыми радужными. В целом 52% российских граждан поддерживает рыночную экономику.
Русская линия
Константинопольский Патриарх предложил создать Центр защиты окружающей среды и мира
Патриарх исходит из того, что разместить новый центр можно было бы «в историческом здании сиротского приюта на острове Бююкада» — главном из Принцевых островов в Мраморном море неподалеку от Стамбула. Судя по его высказываниям, данное организационное соображение для него принципиально важно. Как он напомнил, приют «в свое время был насильственно закрыт турецкими властями», совершившими «акт религиозной нетерпимости», а теперь «ожидается его возвращение на основании решения Европейского суда по правам человека».
Надо полагать, отмечает издание, что не случайно Предстоятель Константинопольской Православной Церкви объявил о своей новой инициативе именно в Вашингтоне. На его встречах и переговорах с американскими руководителями неизменно затрагивается и тема прав человека и религиозных свобод. Он уже говорил об этом в Белом доме с президентом США Бараком Обамой и в конгрессе США — со спикером палаты представителей Нэнси Пелоси, а впереди еще встречи с вице-президентом Джозефом Байденом и госсекретарем Хиллари Клинтон. По сообщению Белого дома, Обама в беседе высказался, в частности, за возобновление работы православной богословской школы на еще одном из Принцевых островов — острове Халки. Семинария была закрыта турецкими властями в 1971 году, и Патриархат упорно добивается ее возвращения.
Конечно, не случайно и сочетание в планах создания нового центра экологической и миротворческой проблематики. Патриарха Варфоломея даже неофициально именуют «зеленым» за решительные выступления в защиту окружающей среды. Именно этой теме было посвящено и выступление в Институте Брукингса. В частности, Патриарх предупредил, что «не только несправедливо, но и бесполезно» требовать от развивающихся стран во имя защиты природы таких жертв, о которых нынешние развитые державы в свое время и не помышляли. «Если мы сами не готовы приносить жертвы, то не имеем морального права и требовать их от других — тех, кто еще не имел возможности насладиться плодами развития и благосостояния», — заявил он.
Русская линия
Открытие кинофестиваля «Радонеж»
В 19.00 в Белом зале Дома Кино открытие продолжится награждением побе-дителей IV конкурса сценариев «Вера, Надежда, Любовь» и показом филь-ма-открытия фестиваля «Чудо» Александра Прошкина. Фестиваль «Радонеж» это крупнейший и самый старый в России форум духовно-нравственного кино, действующий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он объединяет около 200 теле и кинокомпаний со всего крещеного мира. Фестиваль «Радонеж» проводится регулярно с 1995 года при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по кинематографии, Федерального агентства по печати и средствам массовой коммуникации, Московского правительства, Московской городской думы, Союза кинематографистов России. Фестиваль носит благотворительный характер. Организато-рами распространено более 10 тысяч бесплатных билетов. На суд жюри и зрителей будет представлено 45 фильмов и телепрограмм, отобранных из более чем 200 присланных работ.
Русская линия
Большинство жителей европейских стран солидарны с украинцами, не желающими видеть свою страну в НАТО
Американцы положительно относятся к возможному присоединению Киева к альянсу. За эту идею высказываются 46% опрошенных, 22% выступают категорически против. В Великобритании разрыв между сторонниками интеграции Украины и противниками гораздо меньше: 44% поддерживают расширение блока, 30% жителей выступают против, сообщает ИТАР-ТАСС. В Италии сторонники принятия Украины в альянс вообще оказались в меньшинстве: 32% против 42%. Еще хуже дела с общественной поддержкой обстоят в Германии, где против расширения НАТО на восток выступают уже 53% опрошенных. При этом бесспорно поддерживают вступление Киева в блок лишь в трех европейских государствах: Польше, Литве и недавно решившейся вернуться в ряды блока Франции.
Идея евроинтеграции Украины среди европейцев пользуется не большей популярностью, чем вероятность вступления страны в НАТО. Так, против принятия Киева в ЕС выступают 58% жителей Германии, считающейся одним из «локомотивов» всей Европы. Подобные настроения могут быть продиктованы разочарованием самих европейцев в структуре ЕС.
Например, согласно опросам, уверенны, что членство в ЕС несет экономический вред их странам считают более 70% венгров. Аналогичного мнения придерживаются 63% болгар, 55% французов, 54% британцев и 41% итальянцев. О нежелании большей интеграции говорит и недавний процесс по ратификации Лиссабонского договора, встретивший сопротивление в большинстве европейских стран. Причиной неодобрения евроконституции, называют еще большее ограничение суверенитета отдельных членов ЕС. «Я, и не только я, опасаюсь углубления интеграции в ЕС», — комментировал свою позицию один из самых последовательных евроскептиков, президент Чехии Вацлав Клаус. Тем не менее, на последнем саммите ЕС Брюсселю удалось убедить Прагу, оставшуюся единственным не ратифицировавшим договор государством, поставить подпись под документом. Ожидается, что окончательная точка в этом вопросе будет поставлена во вторник, когда чешский Конституционный суд вынесет вердикт о соответствии Лиссабонского договора основному закону страны.
Русская линия
Папа Римский пригласил Берлускони поговорить о морали
Несмотря на то, что Берлускони находится не в самых хороших отношениях с представителями высших церковных кругов, он все же посетит двухдневный саммит Бенедикта XVI, желающего обсудить негативную роль в христианских ценностях, которую сыграли ведущие политики мира.
В прошлом месяце кардинал Вальтер Каспер призвал политический мир к «воздержанности». «В Ватикане и в сердце Святого Отца растет обеспокоенность тем, что государственными лидерами придается недостаточное значение основам Христианства и семейным ценностям», — сказал кардинал.
Кроме итальянского премьер-министра, на саммите будут и другие видные политические деятели: бывший британский премьер Тони Блэр, принявший католичество сразу после отставки в 2007 году, канцлер Германии Ангела Меркель, вице-президент США Джо Байден, а также бывший премьер-министр Испании Хосе Мария Азнар.
Русская линия
Из датского футбольного клуба вратаря изгнали за то, что его тошнит при виде целующихся мужчин
В своей автобиографии Онышко заявил, что ему отвратительно слышать, как педерасты беседуют друг с другом. Польский вратарь признался, что его «тошнит», когда он видит целующихся мужчин. В интервью о своей книге Онышко сказал, что, будучи католиком, он считает гомосексуализм неприемлемым. Руководство клуба приняло решение разорвать контракт с 35-летним голкипером.
Напомним, что Дания является одной из самых либеральных стран мира по вопросу признания прав сексменьшинств. В 1989 году страна стала первой в мире, открывшей доступ извращенцев к регистрации «семейных партнерств».
Русская линия
Обама собрался работать президентом два срока
«Следующие восемь лет — ну, по крайней мере, следующие четыре года, ну, на следующие три года и один месяц, что я уверен в моем нынешнем рабочем месте, мы собираемся делать все для того, чтобы придать созданию инфраструктуры новую динамику, создать новый тип взаимоотношений», — сказал он. «Вы не будете забыты», — пообещал президент представителями нескольких сотен официально признанных индейских племен Соединенных Штатов. Обама также заявил, что будет покончено с правительственной политикой пренебрежения проблемами коренного населения страны, а также нарушения данных индейцам обещаний.
4 ноября Обама отметил ровно год с момента своего избрания на пост президента. Первым действием Барака Обамы на посту президента было подписание указа о закрытии тюрьмы Гуантанамо. Через три с половиной месяца этому указу исполнится год — но тюрьма на базе ВМС по-прежнему существует. Так происходит почти с каждой внутриполитической инициативой американского президента.
Во внешней политике к американскому президенту претензий меньше — но меньше и резких шагов. Обама выступил с программными обращениями к Европе, Африке и арабскому миру — но это были декларации о намерениях. Обама договорился с Москвой о заключении нового договора по СНВ — но тот пока не подписан. Обама пообещал вывести войска из Ирака — но при этом собирается наращивать силы в Афганистане. Тем не менее, Барак Обама войдет в историю не только как первый темнокожий президент, но и как лауреат Нобелевской премии мира, которой он удостоился, не отработав и половины президентского срока.
Русская линия
Единокровный брат Барака Обамы оказался евреем
Барак Обама-старший умер в 1982 году, но братья впервые узнали друг о друге уже будучи взрослыми, после чего виделись несколько раз. Марк Обама Ндесанджо сказал, что гордится своим братом и надеется встретиться с ним в декабре, во время его визита в Китай. После развода родителей Марк перебрался в США, где получил первую академическую степень по физике в Брауне и Стенфорде, а вторую — в университете Эмори. В Китай он перебрался в 2002 году, где работает бизнес-консультантом и на паях содержит небольшую сеть ресторанов.
Русская линия
Гордон Браун признал, что миссия в Афганистане может провалиться
Браун также предупредил, если военная кампания в Афганистане закончится провалом, это будет иметь «катастрофические последствия».
Он по-прежнему настаивает на том, что присутствие 9 тысяч британских военнослужащих в Афганистане необходимо для защиты Великобритании от террористов. Выразив сочувствие семьям погибших военнослужащих, он подчеркнул, что их смерть не приведет к изменению стратегии в регионе. Гордон Браун также призвал коалицию сохранять единство, «либо вместе одержать победу, либо вместе потерпеть поражение».
Русская линия
Британские школьники считают Освенцим луна-парком
Социологический опрос 2000 учеников в возрасте от 9 до 15 лет был проведен организацией, представляющей ветеранов Второй мировой войны. 17% учащихся полагают, что во время Второй мировой войны на территории концентрационного лагеря Освенцим находился луна-парк с многочисленными аттракционами для детей. Около 10% опрошенных заявили, что нацистский вождь Адольф Гитлер был тренером футбольной команды. 12% британских школьников считают, что День памяти жертв нацизма проходит под знаком «Макдональдс».
Русская линия
Состоится дискуссия на тему: «Что делать выпускнику ПСТГУ?»
Ежегодно Университет выпускает более четырехсот специалистов. Вопрос трудоустройства волнует не только их самих, но и общественность. Кому и где нужны выпускники ПСТГУ?
По инициативе студентов богословского факультета эта проблема впервые обсуждается на уровне ректора Университета. В дискуссии также примут участие проректоры Университета, деканы факультетов и студенты.
Русская линия
США будут хранить на Украине вирусы чумы, холеры и сибирской язвы
Как пояснил изданию директор Института биохимии им. А.В.Палладина академик Сергей Комисаренко, в этом научном центре будут храниться штаммы наиболее опасных патогенных микроорганизмов, которые вызывают такие болезни, как чума, холера, сибирская язва и прочие. Лаборатория должна стать центром сбора информации, диагностики и борьбы с биологическими угрозами. «Такая лаборатория даст возможность использовать штаммы микроорганизмов, например, для изготовления диагностических препаратов, вакцин и так далее», — рассказал Комисаренко. По словам ученого, если бы референт-лаборатория существовала сегодня, украинские ученые могли точно идентифицировать штаммы вирусной инфекции, имели бы полную информацию о природе и распространении гриппа. Изначально планировалось строительство лаборатории в Киеве, но чиновники решили не рисковать и теперь ищут место за пределами столицы. В частности, в минздраве Украины, ведущем проект с украинской стороны, прорабатываются предложения американской стороны относительно размещения лаборатории на земельных участках в Киевской области и Одессе.
Русская линия
Петербургский суд рассмотрит иск против «Охта центра»
Кроме того, суд по ходатайству истцов приобщил в качестве заинтересованной стороны Росохранкультуру.
Русская линия