Заседание круглого стола проходило во второй половине дня 20 ноября в здании московской мэрии на Новом Арбате. Его организаторами выступили клуб «Реалисты» и Русский Информационный Центр. Это было первое совместное мероприятие Клуба и Центра, заседание вели руководители этих структур Нина Жукова и депутат Госдумы Дмитрий Рогозин.
С основным докладом выступил Дмитрий Рогозин. Он отметил, что такое определение темы круглого стола связано с тем, что сегодня крайне важно поставить проблемы русского народа в контекст задачи выстраивания гражданского общества в России. Рогозин подчеркнул, что в сегодняшнем мире он не знает примера, когда бы дискриминировалось большинство. Он предложил собравшимся перечень семи основных прав русского народа, которые нарушаются в современной России:
1) право на существование, на воссоединение на родовой территории (успешный пример реализации этого права — Германия);
2) право на сбережение и сохранение русской нации (речь нужно вести не только об увеличении рождаемости, но и о ликвидации беспризорности, защите детства);
3) право на идентификацию, право не только говорить и думать по-русски, но и иметь соответствующую запись в паспорте;
4) право на суверенитет и самоуправление, право принимать в состав России любые народы, желающие этого;
5) право на родную культуру;
6) право на контроль над ресурсами, которые даровал Господь русскому народу;
7) право на доступ к достижениям мировой цивилизации (докладчик подчеркнул, что русские не должны замыкаться в узких национальных рамках).
Рогозин также заметил, что национальная идеология естественным образом противостоит либеральной и марксисткой идеологии, однако сегодня крайне важно рассматривать защиту прав русского народа в контексте демократических прав и свобод.
В ответ на мою реплику, что в перечне прав русского народа почему-то нет ни слова о вере, о праве на защиту традиционного для нашего народа Православного вероисповедания, Дмитрий Олегович заметил, что для него это само собой разумеющиеся вещи, что русский в его понимании — это православный.
Среди участников круглого стола было немало известных людей — политики, эксперты, общественные деятели. На заседании выступили депутаты Госдумы Андрей Савельев и Николай Курьянович (присутствовал также Виктор Алкснис), известный экономист Михаил Делягин, лидер ДПНИ Александр Поткин-Белов, историк Владимир Махнач, философ Виталий Аверьянов, главный редактор РЛ Анатолий Степанов, публицист Сергей Пыхтин, заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева, лидер Партии реванша Герой России Валентин Полянский, вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев, редактор газеты «Спецназ России» Константин Крылов и др.
Впрочем, среди участников круглого стола были не только деятели, позиционирующие себя как патриоты. Выступил на круглом столе бывший помощник Ельцина политолог Георгий Сатаров (он прибыл на заседание в сопровождении еще одного либерального светила Александра Аузана), было зачитано обращение к участникам шахматиста, а ныне по совместительству лидера радикал-либерального Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, принял участие в дискуссии редактор официального сайта КПРФ Анатолий Баранов, просивший не забывать Маркса.
Среди участников дискуссии были также представители некоторых правозащитных общественных организаций («Женщины во власть», защиты прав водителей-дальнобойщиков и др.).
Вопрос о необходимости создания организации, защищающей права русских, ставится давно. Несколько лет назад наш известный художник Илья Глазунов, выступая на Всемирном Русском Народном Соборе, предложил учредить Лигу защиты русских. Звучали такие предложения и от других известных общественных деятелей. Автор этих строк в 2003 году настойчиво предлагал создать такую структуру одному из лидеров партии «За Русь Святую» Алексею Куимову, однако поддержки не получил. В прошлом году мы обсуждали идею создания «Центра помощи русским» с координаторами движения «Народный Собор» Олегом Кассиным и Сергеем Скатовым. Однако дальше разговоров дело не продвинулось. Может быть теперь такому энергичному и авторитетному человеку как Дмитрий Рогозин удастся создать дееспособную общественную структуру, которая защищала бы русских от притеснений. А защищать надо, мы это знаем! Причем, не только в дальнем и ближнем зарубежьи, но и в родной стране.
Однако неизбежно встают два вопроса: как защищать и кого защищать? Если в отношении первого есть некоторая ясность (многие выступавшие говорили о необходимости создания дееспособной юридической службы, об информационном обеспечении этого процесса, о политической поддержке и т. д.), то в отношении второго вопроса единства не возникло. В своем выступлении автор этих строк как раз сосредоточил внимание собравшихся на этой проблеме. К примеру, должны ли мы защищать русского, который из корыстных побуждений убил чеченца? Уже по этому вопросу возникла полемика с одним из идеологов русского неоязычества К. Крыловым, который заявил, что нужно защищать даже русского преступника, т. е. фактически предложил превратить русский народ в некое подобие чеченского тейпа. Г-н Крылов и его единомышленники (Севастьянов, Хомяков, Селиванов, Милитарев и др.) уже не впервые протаскивают в общественное сознание идею этнонационализма, пытаясь положить в основу национального единства общность крови. Вот и тут Крылов с пафосом заявил, что «мы должны защищать всех тех, кто одной с нами крови».
Удивляют меня эти новоявленные русские язычники. Кто они такие? Откуда взялись? Прямо мистика какая-то. Был исторический факт, когда святой равноапостольный князь Владимир, обращаясь к киевлянам с призывом принять Святое Крещение, сказал: «Кто друг мне, тот должен креститься». Были некоторые упертые волхвы, не пожелавшие быть друзьями главе народа, они ушли в леса. Потом были некоторые волнения, инспирированные этими волхвами-язычниками, а потом на Руси про язычников напрочь забыли. Не было их ни со святым князем Александром Невским на Чудском озере, ни со святым князем Димитрием Донским на Куликовом поле, ни с Козьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, ни Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым, известными своим благочестием. Словом, ни в одном патриотическом деянии, когда защищал русский народ свою честь и достоинство, язычников не было. То ли вымерли, то ли продолжали прятаться в заповедных и дремучих страшных Муромских лесах.
И вот теперь объявились! Может быть, мы имеем дело с неизвестным науке успешным опытом клонирования?
Ладно бы продолжали язычники себе тихо сидеть в лесах, как их духовные предтечи. Так нет же, пошли в политику. Говорят: мы самые настоящие патриоты, истинные защитники русского народа. Мы хотим освободить его … от Православия.
Не дай Бог нам такой свободы! Избави, Господи, от таких защитничков русского народа, как Крылов с Севастьяновым и Милитаревым.
Что же касается до Лиги защиты русских, то она только тогда достигнет успеха, когда станет решать триединую задачу:
1) будет защищать и распространять русский язык;
2) будет защищать и распространять православную веру, в том числе и среди русского народа;
3) будет защищать русских общественных деятелей от притеснения власти как в российских регионах, так и в ближнем зарубежье.
Очевидно, что будут предприниматься попытки превратить Лигу защиты русских прежде всего в инструмент для борьбы с властью. Уже звучат призывы использовать любой случай притеснения для организации кампании против власти, или, как остроумно и зло выразился Михаил Делягин, против «кремляди», как совокупности некоторых особей во власти. Очевидно, что под такую трактовку решения проблем русского народа найдутся деньги (прежде всего за границей), будет получена поддержка со стороны недовольных «авторитарным путинским режимом» либералов.
Только надо отдавать себе отчет, что такая откровенная политизация вряд ли найдет поддержку у православных, да и, думаю, в широких слоях народа. Народ ведь нравственным чутьем всегда различит фальшь. Хотят его защитить или хотят на его проблемах въехать в Кремль, став новой «кремлядью».