Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

4 августа ( 22 июля )

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Алексия пресвитера (1931).
Прп. Корнилия Переяславского (1693).



Князь Николай Давидович Жевахов

ЖеваховыДата и обстоятельства кончины товарища обер-прокурора Св.Синода, действительного статского советника, камергера Высочайшего Двора князя Н.Д.Жевахова, к сожалению, доподлинно неизвестны. Он родился 24 декабря 1874 г. в родовом имении Линовица в Полтавской губернии. Его брат-близнец Владимир стал впоследствии монахом с именем Иоасаф, был епископом Могилевским, расстрелян 4 ноября 1937 г., прославлен Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Жеваховы доводились дальними родственниками святителю Белгородскому Иоасафу (Горленко). Образование Николай Жевахов получил во 2-й Киевской гимназии, затем в Коллегии Павла Галагана и на юридическом факультете университета Св. Владимира в Киеве. По окончании университета служил в Киевской судебной палате и в канцелярии Киевского генерал-губернатора, затем земским начальником в родном Пирятинском уезде, с конца апреля 1905 г. причислен к Государственной канцелярии в Петербурге.
Человек глубоко верующий, чуждый праздной жизни светского Петербурга, Жевахов паломничает по монастырям, знакомится с представителями образованного слоя такого же строя души, что он сам (о некоторых из них Жевахов написал трогательные воспоминания). Он все время жил между миром и монастырем, постоянно порываясь стать иноком. В 1906 г., не оставляя государственной службы, он начал собирать материалы к прославлению Св. Иоасафа, в 1907-1911 гг. он издал три тома "Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского", 4 сентября 1911 г. состоялась канонизация. В 1910 г. он удостоился аудиенции у Государя, преподнес Царю свой труд о Белгородском чудотворце, за который был в 1914 г. пожалован званием камер-юнкера Двора. В 1909 г. Жевахов стал членом старейшей монархической организации Русского Собрания. В 1910 г. после паломничества в итальянский город Барии выступил с идеей строительства православного храма во имя Николая Чудотворца и при нем странноприимного дома для русских паломников. В декабре 1910 г. по поручению Императорского Палестинского Православного Общества он был командирован в Бари для приобретения земельного участка, в 1911 г. стал членом Барградского комитета при Палестинском обществе для сбора пожертвований на строительство, который возглавил князь А.А.Ширинский-Шихматов. В мае 1913 г. Жевахов присутствовал при закладке храма и странноприимного дома и был назначен председателем Строительной комиссии. В сентябре 1916 г. Жевахов, служивший к тому времени помощником статс-секретаря Госсовета, был назначен товарищем обер-прокурора Св. Синода.
В самый разгар февральской революции князь Жевахов пытался инициировать обращение Синода к населению, которое бы грозило церковными карами всем участникам беспорядков, но не встретил поддержки со стороны архиереев, которые отвергли его предложение. 1 марта 1917 г. он был арестован и до 5 марта находился в заключении в министерском павильоне Госдумы. После крушения монархии он жил у сестры в Боровичах, а осенью 1917 г. уехал в Киев к брату. Здесь он пережил смену властей, стал свидетелем большевистского террора, вместе с братом их укрыл тогда игумен скита. Накануне оставления Киева белыми уехал на юг России, где встретил изгнанного из Петрограда митрополита Питирима (Окнова). В январе 1920 г. вместе с группой архиереев бежал в Константинополь, оттуда в Сербию. Имея репутацию "распутинца" и "реакционера", Жевахов не мог рассчитывать на помощь не только либеральных, но и консервативных кругов эмиграции, поэтому ему приходилось нелегко. В Сербии он выступил одним из инициаторов создания русско-сербского общества (и был избран его председателем), которое было открыто 20 июля 1920 г. Вскоре он был назначен заведовать Подворьем Св. Николая, которое являлось собственностью Палестинского общества. В 1921-22 гг. Жевахов ездил в Германию, где зарождалось тогда националистическое движение, встречался и общался с одним из идеологов немецкого национализма Максом Эрвином Шейбнер-Рихтером, который представил его фельдмаршалу Эриху Людендорфу. Немцы проявили интерес к Жевахову. Он вспоминал: "Мой приезд в Берлин, в этот момент, не мог пройти не замеченным для немцев, и я, как лично знавший Нилуса и ведший с ним переписку, неожиданно очутился в самом центре этого бурного, здорового национального движения, смягчавшего у меня горечь сознания той печальной роли, какую сыграла Германия в отношении России, в роковую для обеих стран войну". Жевахов состоял в переписке с итальянским дуче Бенито Муссолини. Последнее документальное известие о князе относится к 1941 г., по некоторым данным, он умер в 1946 г. в Австрии в лагере для перемещенных лиц. Жевахов является авторов около трех десятков различных сочинений, наибольшую ценность имеет двухтомник его воспоминаний.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru