Андрей Грозин: «В свое время Европа опоздала к разделу центральноазиатского пирога»
По мнению эксперта, очередная отмена санкций против Узбекистана — попытка Евросоюза укрепить позиции в регионе…
«Узбекстан стремится избавиться от неприятного клейма отягощенной санкциями „недемократической“ республики, а европейцы расширяют поле для дальнейшего проникновения в регион. Ташкент сделал вид, что они пошли навстречу, а Евросоюз сделал вид, что они ему поверили. Геополиика и геоэкономика — вот что является основным для той и другой стороны», — сказал в интервью «Русской линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя решение Европрейского Союза снять эмбарго на поставки оружия и техники «двойного назначения» Узбекистану.
Это решение, которое принял Совет ЕС на уровне послов 22 октября, уже официально утверждено на встрече министров иностранных дел ЕС в Люксембурге, передает ИТАР-ТАСС. Об этом говорится в полученном проекте итогового заявления Совета ЕС. Таким образом, отменен последний блок санкций против этой страны. Ровно год назад Евросоюз отменил запрет на въезд высших узбекских чиновников на территорию сообщества.
«Евросоюз проявляет заинтересованность по целому ряду позиций. Все прекрасно понимают, что Узбекистан, наряду с Казахстаном, является региональным лидером, государством с развитой экономикой и большим населением (в Узбекистане проживает половина населения пяти центральноазиатских постсоветских республик, около 28 млн чел.). Здесь большой и емкий рынок — газ, хлопок, уран, не считая больших запасов металлургического и топливно-энергетического комплекса. Это единственное центральноазиатское государство, которое активно и успешно сотрудничает со всеми соседними государствами и Афганистаном. Афганский фактор сейчас становится для европейцев в Центральной Азии, по сути дела, основным по значимости, сопоставимый с экономическими интересами, которые Евросоюз пытается реализовать в этом регионе», — обяснил Андрей Грозин.
«Имея опыт общения с высокопоставленными европейскими бюрократами, у меня сложилось ощущение, что все последние годы, после мая 2005 года, после андижанских событий, европейцы испытывали непреодолимые желания отменить ранее установленнные ими санкции, — заметил эксперт. — По большому счету их введение было большой политической европейской ошибкой. Эти санкции действовали достаточно слабо, они явились скорее неким демонстрационным шагом. Введение этих санкций не обошлось без большого американского брата, — это, скорее всего, была подстава США для ЕС в этом регионе. Существует много данных, указывающих на то, что американцы в Брюсселе после подавления мятежа в Узбекистане активно проталкивали эти санкции, обещая поддержать европейцев. Но этого „в силу технических накладок“ так и не случилось. Европейцев это обидело: лишний раз подтвердился не совсем полноценный партнерский статус Европы в отношениях с США. Но лучше поздно, чем никогда, и ЕС после 2006 года стал потихоньку смягчать санкции, корректируя список запрещенных для въезда узбекских чиновников, в котором присутствовало лишь небольшое число значимых лиц Узбекистана».
По словам А. Грозина, «в свое время европейцы опоздали к разделу центральноазиатского пирога, а теперь боятся окончательно скатиться на третьи-четвертые позиции в регионе по сравнению с Россией, США и Китаем». «За последние 15 лет европейцы пытаются выстроить свою собственную стратегию на проникновение в Ценральную Азию. В последние годы была принята вторая улучшенная стратегия ЕС о выстраивании партнерских отношений с Центральной Азией. Евросоюз вообще единственный из мировых центров силы, который имеет писаную стратегию действий в этом регионе, у других геополитических центров нет документально утвержденного и вынесенного в открытые источники такого документа», — продолжил ученый.
Стратегия европейцев, ориентированная не только на гуманитарное, но и на экономическое партнерство со странами Центральной Азии, оказалась под ударом после введения санкций против Узбекистана, подчеркнул эксперт. «Самому же Ташкенту от этих санкций было ни жарко, ни холодно. К взаимному удовольствию, обе стороны сейчас сделали вид, что в мае и после мая 2005 года ничего не происходило. Поэтому процедура, по которой сейчас проходит отмена этих глупых европейских санкций, производится с таким прицелом, чтобы избежать любого их обсуждения. Естественно, что все правозащитные организации в Европе воспринимают этот факт однозначно негативно, ибо Ташкент не сделал абсолютно никаких шагов по пути к европейскому пониманию демократии. Им, правда, было сделано несколько демонстративных акций — отменена смертная казнь, внесена пара поправок в Уголовный кодекс, но эти шаги носили сугубо номинальный характер, что признают в приватных беседах и сами европейские чиновники», — заключил Андрей Грозин. Русская линия
Андрей Грозин: «В свое время Европа опоздала к разделу центральноазиатского пирога» По мнению эксперта, очередная отмена санкций против Узбекистана — попытка Евросоюза укрепить позиции в регионе...