Прочитав информацию об этом событии, я не удивился. Я знаю, в какой стране живу. Но согласиться с обоснованностью этого протеста никак не могу. Какая в сегодняшней России вообще может быть «клерикализация образования»? Из-за чего был устроен весь этот балаган? Все познается в сравнении, поэтому предлагаю взглянуть на жизнь студентов в цивилизованном европейском мире. Хотя бы у наших ближайших соседей. Как раз в этот день, 23 октября, на святой горе Грабарке, в православном монастыре святых Марфы и Марии началась IV Общепольская Молитвенная встреча студентов. Собравшиеся на встречу студенты из университетов Белостока, Варшавы и Люблина в течение трех дней молились, участвовали в богослужениях, дискутировали на богословские темы, а также готовили монастырь к празднику Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Встреча началась с вечернего богослужения, после которого желающие исповедовались. Поужинав в монастырской трапезной, студенты приняли участие в дискуссии на тему: «Кто это такой — православный студент». В дискуссии участвовало и духовенство: епископ Семятический Георгий и священники Николай Остапчук, Ярослав Пагур, Павел Стерлингов, Мирослав Ничипорук. Можно было задавать любые вопросы духовенству и получать ответ прямо на месте, можно было дискутировать, отстаивать свои взгляды. Нормальное живое общение, которое нужно нормальным молодым людям. Студентов ведь никто не заставлял ехать на эту встречу. Сами поехали в эту лесную глушь, да еще в выходные дни, которые могли бы провести другим образом. И ведь собрались студенты отнюдь не из семинарий, и не с богословских факультетов (хотя в Европе богословские факультеты — обычное дело для государственного университета). Обыкновенные молодые люди. Во встрече участвовало немногим более 60 студентов. Было бы больше, отмечено организаторами, при условии лучшей рекламы.
Утром 24 октября епископ Георгий отслужил литургию. Студенты молились, причащались. После завтрака участвовали в работах по подготовке монастыря к празднику Иверской иконы. После обеда было продолжение дискуссии. Только на вопросы по различным темам епископ Георгий отвечал более двух часов. Затем студенты участвовали во всенощном бдении. После всенощного бдения было освящение креста, установленного в честь встречи. На Грабарке сложилась традиция установки крестов. Кресты приносят с крестными ходами из Белостока и других городов. Кресты устанавливают и в память о различных событиях. Сейчас на горе стоит около десяти тысяч крестов разных размеров. Это впечатляет уже само по себе. Появился среди них и крест в память о молитвенной встрече студентов.
Очередным пунктом программы была встреча с иконописцем Яном Григоруком, сотрудником Музея икон в Супрасли. Ян Григорук рассказал студентам о процессе создания иконы.
В воскресенье, 25 октября, епископ Георгий с духовенством опять отслужил литургию. После обеда в монастырской трапезной были подведены итоги встречи и студенты, вполне довольные общением, разъехались по домам.
После прочтения сообщения о молитвенной встрече православных студентов в Польше я и натолкнулся в новостях на сообщение об акции группки молодых хамов в Санкт-Петербургском университете. Дикие, необразованные люди! Жизни не знают! Где они разглядели в России клерикализацию образования? Кто им внушил столь безумные мысли, совершенно не отражающие действительность. Какие взрослые дяди их обманули? Система образования в России была и остается самой безбожной в Европе.
Летом исповедовал восьмилетнего мальчика из Бельгии. Мама мальчика русская, привезла его на лето к родителям в Россию. Так вот, мальчик в этой самой Бельгии, в обычной государственной школе изучает самый настоящий Закон Божий. Да еще православный, так как в Бельгии, несмотря на небольшое количество православных жителей, Православие — государственная религия. И в бельгийской государственной школе любой православный ребенок имеет право изучать за государственный счет Закон Божий по православной программе. Учитель Закона Божьего оплачивается, естественно, бельгийским государством. Хотите знать, когда у нас в России последний раз в светских школах преподавался Закон Божий? Правильно, при немецко-фашистской оккупации, в 1941—1944 гг., на территории Псковской миссии (Псковская и часть Ленинградской и Новгородской областей). Даже при фашистах Закон Божий в школах был! Даже нацистские оккупанты не смогли отказать русским в праве на религиозное воспитание детей. А сегодня? Протоиерей Георгий Бирюков, специально для «Русской линии»