Решение о государственной регистрации Межрелигиозного совета России отложено на неопределенный срок На четвертом заседании Межрелигиозного совета 22 марта 2000 года в Мемориальной синагоге на Поклонной горе произошел серьезный конфликт, последствия которого могут перечеркнуть все предыдущие достижения этой организации. Межрелигиозный совет был создан в декабре 1998 года по инициативе Русской Православной Церкви для того, чтобы представители четырех «традиционных» религий «могли совместно обсуждать проблемы, стоящие перед современным российским обществом, в стремлении выработать по ним близкую позицию для свидетельства перед лицом власти и народа». В повестке дня заседания 22 марта было три вопроса: формирование руководящих органов Совета; обсуждение рабочих вопросов, посвященных проведению Миротворческого форума по взаимодействию традиционных религий и культур, и рассмотрение вопроса о межрелигиозном сотрудничестве в вопросах развития и гуманитарной деятельности. Заседание должно было пройти в прежнем составе представителей ОВЦС МП, Совета муфтиев России, Буддийской традиционной Сангхи России и Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России (КЕРОР). Однако за день до заседания по инициативе делегации РПЦ к участию в работе были приглашены представители Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджуддином. В ходе обсуждения вопросов, касающихся предоставления гуманитарной помощи по линии Министерства сельского хозяйства США, Талгат Таджуддин заявил о том, что ЦДУМ, как и другие члены Межрелигиозного совета, так же имеет право на получение гуманитарной помощи. Следующим заявлением со стороны Талгата Таджуддина был вопрос о правомерности участия Совета муфтиев в Международном саммите «религиозных и духовных лидеров по вопросам мира в новом тысячелетии», который пройдет в конце августа в Нью-Йорке под эгидой ООН и на который получили приглашение представители Совета муфтиев России. И третьим вопросом, поставленным Таджуддином, был вопрос о том, «что такое Совет муфтиев» вообще и «кто такой» Равиль Гайнутдин. Муфтий Равиль Гайнутдин, призвав организаторов встречи «навести порядок», покинул заседание Межрелигиозного совета. Впоследствии Равиль Гайнутдин направил обращение к трем учредителям Межрелигиозного совета, в котором призвал их «отнестись с пониманием» к его позиции". Работа заседания, однако, осталась незавершенной. Решение о государственной регистрации Межрелигиозного совета России было отложено на неопределенный срок. Можно предположить, что руководители Совета, приглашая на заседание Талгата Таджуддина, не знали о противоречиях, существующих между двумя Духовными центрами мусульман. Представители Совета муфтиев России — одного из учредителей Межрелигиозного совета — неоднократно заявляли, что легитимность существования ЦДУМ, возглавляемого Талгатом Таджуддином, оспаривается рядом духовных управлений мусульман. ЦДУМ является преемником существовавшего ранее Центрального Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Однако после «процесса реформирования» ЦДУМ СССР и Сибири на самостоятельные духовные управления мусульман Татарстана, Башкортостана, азиатской и европейской частей России, необходимость в деятельности ЦДУМ СССР и Сибири (находящегося в Уфе) отпала. ЦДУМ европейской части СССР и Сибири было переименовано Талгатом Таджуддином в ЦДУМ России, но большинство духовных управлений мусульман не признают его легитимность. Войти в состав созданного в 1996 году Совета муфтиев России Талгат Таджуддин отказался. По мнению же некоторых участников Межрелигиозного совета, его существование без Талгата Таджуддина невозможно. Таким образом, первым препятствием в деятельности Межрелигиозного совета России явились «внутриконфессиональные» противоречия, вмешиваться в которые, согласно уставу, члены Совета не должны. Является ли вмешательством во «внутренние дела» ислама приглашение Талгата Таджуддина на заседание 22 марта без согласования с Равилем Гайнутдином, участники заседания расценивают по-разному. Вопрос о приглашении Талгата Таджуддина для участия в Межрелигиозном совете был поставлен еще на втором заседании МСР, на что тогда представителями Совета муфтиев России был дан резонный ответ: если следовать этой логике, то надо пригласить представителей «альтернативных» Православных Церквей, старообрядцев и т. д. Однако этот «призыв» услышан не был. Проще говоря, работа приостановлена из-за того, что не решен вопрос о том, какое объединение имеет больше полномочий представлять ислам на уровне межрелигиозных отношений. Есть и другой аспект этой проблемы. Идея создания Межрелигиозного совета появилась вскоре после принятия нового Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого было отдано предпочтение четырем «традиционным» религиям. Представителям государственной власти, в частности, Совету по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, возглавляемому тогда Андреем Логиновым, представлялось возможным влияние на религиозные организации и религиозную ситуацию через созданный Межрелигиозный совет с «руководящей ролью» РПЦ в нем. В этом случае присутствие в нем бывшего «советского» муфтия Талгата Таджуддина вполне объяснимо. Существует точка зрения государственных органов, что удобнее иметь дело с Талгатом Таджуддином и его центром в Уфе, нежели с Равилем Гайнутдином, объединившим мусульманские общины и Духовные управления в Совет муфтиев России, офис которого находится в Москве. С учетом этого фактора деятельность Межрелигиозного совета приобретает политический характер.