Святейший Патриарх Кирилл назвал провокацией высказывания схиигумена Гавриила (Виноградова)
Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание, что именно враги России всеми силами желают спровоцировать конфликт между православными и мусульманами
Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предельно жёстко высказался по поводу нашумевшей проповеди бывшего начальника подворья Валаамского монастыря в Сочи схиигумена Гавриила (Виноградова) о засилье мигрантов и возросшем числе мусульман в российских городах, заявив, что разжигание конфликта между православными и мусульманами на руку врагам России. Соответствующие заявление Патриарх Кирилл сделал 14 июня 2025 года, отвечая на вопросы духовенства Калининградской митрополии, сообщает Патриархия.Ru.
«Ну, я высказался по поводу этого батюшки. Это провокация самая настоящая. В то время, когда православные и мусульмане борются вместе с оружием в руках, когда лучшие представители ислама поддерживают Православие, включая те места, где их большинство, — например, в Чечне православные не испытывают никаких притеснений — в это самое время провоцировать православно-исламский конфликт может либо сумасшедший, либо человек со злыми намерениями.
У нас есть общее с мусульманами: мы верим в Единого Бога. Есть общее, хотя и относительно общее, в плане самоограничений, которые люди накладывают на себя во имя Божие. У них свои посты, у нас свои. Есть действительно и то, что не соответствует нашей культуре, например, многоженство, хотя официально в России это запрещено. Христианское понимание брака совсем другое. Но, несмотря на эти различия, у православных и мусульман сегодня есть общее целеполагание. Это забота о Родине, о России. Сколько мусульман сейчас погибает, защищая Родину!
Поэтому я могу характеризовать православно-мусульманские отношения как находящиеся сегодня на хорошем уровне. Возможно, удастся достичь и более высокого уровня, но именно эта гармония взаимодействия двух исторических религий на территории России и вызывает раздражение наших противников — и в прошлом так было, и в советское время, и сейчас. Особенно те, кто живет за пределами нашей Родины, пытаются возбудить мусульман, провоцируя разного рода агрессивные идеи против православных. Ну, а православных возбудить под предлогом «Сколько же можно терпеть? Дайте им как следует!» И то, и другое идет от наших врагов.
Общаясь с мусульманскими лидерами, я никогда не чувствовал двойного дна: говорят одно, а думают другое. Православие и ислам в России являют уникальный пример того, как две религии могут жить в мире, как представители двух религий могут быть единомысленны и совместнозащищать Родину на поле брани. Поэтому гоните прочь всех тех, кто под предлогом «заботы» о русских, о русской культуре, о Православной Церкви призывает встать на борьбу с российскими мусульманами. Это провокация! Очень важный фактор сохранения единства нашего народа — это добрые отношения между православными и мусульманами, как, впрочем, и между всеми религиями и конфессиями. Если нет экстремизма в этих религиях и конфессиях, то мы, конечно, готовы развивать и развиваем отношения с ними. Как вы знаете, существуют такие организации, в том числе созданные по моей инициативе. Однако враги России не оставляют желания спровоцировать православных и мусульман на конфликт, а по возможности — даже на силовое противостояние".
Русская линия
Апостолов первопрестольницы
Сегодня у православных начинается Петров пост
С понедельника Недели Всех Святых начинается Петров пост, установленный перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Этот летний пост раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных. тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских. Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.
Продолжительность Петрова поста может быть различной, в зависимости от дня празднования Пасхи: самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по юлианскому календарю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.
По строгости Петров пост равен Рождественскому посту и является нестрогим. Ограничения, налагаемые верующими на себя на этот период, такие же. В течение всего поста в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам и четвергам — с постным маслом, по субботам, воскресеньям и дням памяти некоторых святых к этому еще добавляется и рыба. По церковному уставу, во время Петрова поста нужно воздерживаться от мясной и молочной пищи, а рыба за трапезой в субботу и воскресенье благословляется.
Однако пост не должен сводиться нами только к воздержанию от какого-либо вида пищи. Не менее важна духовная составляющая. Для христианина — это всегда время особого внутреннего делания, а также активного совершения дел милосердия и благотворительности.
Русская линия
В Крыму торжественно открыли памятник святителю Луке (Войно-Ясенецкому)
Монумент был установлен на территории строящегося детского лагеря «Солнечный» Международного детского центра «Артек»
15 июня 2025 года митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, глава Крым Сергей Аксенов и губернатор Севастополя Михаил Развожаев приняли участие в торжественном открытии памятника святителю Луке (Войно-Ясенецкому) на территории Международного детского центра «Артек» в Крыму, сообщает пресс-служба Крымской митрополии.
Памятник исповеднику и святителю Луке, выдающемуся хирургу и профессору медицины был установлен возле Центра инновационных образовательных технологий. Как подчеркнули в МДЦ «Артек», это первое значимое событие на территории строящегося детского лагеря «Солнечный». Скульптурный комплекс в международном детском центре станет символом света и добра, символом созидания и процветания на благо мирного детства.
Святитель Лука посвятил свою жизнь служению людям через медицину и веру. Его научные труды и духовное наследие вдохновляют людей и сегодня. Несмотря на тяжёлые испытания, гонения и репрессии, он не утратил любви к Богу, людям и Родине.
Именно эта жизненная позиция и история святителя послужили основой для создания скульптурной композиции, выполненной известным монументалистом Виталием Шановым. Идейным вдохновителем памятника стал митрополит Крымский Тихон. Скульптура выполнена в традициях иконографии и воплощает свет и добро, символизируя созидание и процветание ради мирного детства.
Особую поддержку в реализации проекта оказал помощник Президента РФ, председатель Российского военного исторического общества Владимир Мединский.
Торжественная церемония завершилась словами святителя Луки: «Всё то чистое, всё светлое, доброе и правдивое, что видим в детях, мы должны ставить примером для самих себя, должны больше всего и всегда следовать примеру великого смирения малых детей».
Русская линия
Архиепископ Албанский Иоанн сослужил Патриарху Варфоломею на Фанаре
Новоизбранный Предстоятель Албанской Православной Церкви выразил главе Фанара «сердечную благодарность за вашу отеческую любовь и непоколебимую поддержку Церкви Албании»
15 июня 2025 года, в день всех святых, на Фанаре состоялось сослужение Константинопольского Патриарха Варфоломея с прибывшим в Стамбул с визитом Предстоятелем Албанской Православной Церкви Архиепископом Албанским Иоанном и многочисленными албанскими иерархами, сообщает портал «OrthodoxTimes».
В своей проповеди после богослужения, за которым поминался, в том числе, и глава украинских раскольников Епифаний Думенко, Патриарх Варфоломей обратил внимание на военные действия на Ближнем Востоке:
«Наше сотрудничество и единство особенно необходимы сегодня, когда мир потрясают кровавые конфликты и войны с тысячами жертв и бесчисленным количеством беженцев. Православная Церковь должна высказать свой голос и доброе свидетельство против насилия и конфликтов, выступая за диалог и торжество мира. Особенно в этот критический момент, когда все глаза вновь обращены на многострадальный Ближний Восток, где события принимают опасно неконтролируемые масштабы. Поэтому мы громко призываем лидеров и правительства вовлечённых государств и народов проявить необходимую сдержанность, прежде всего ради их собственной выгоды, но также и ради блага человечества в целом.
Мы молимся, чтобы Князь Мира просветил их, чтобы они выбрали и следовали пути диалога вместо эскалации военного насилия. Мы умоляем Господа всех защитить невинных и беззащитных детей. Мы знаем, что наш брат, папа Римский Лев XIV, обратился с аналогичной просьбой. Пусть наши голоса будут услышаны, разум восторжествует, а война и кровопролитие на Ближнем Востоке и в сурово испытываемой Украине, которая страдает более трёх лет, а также во всех других регионах мира, охваченных жестокими конфликтами, прекратятся".
В своём ответном слове Архиепископ Албанский Иоанн обратил внимание на историю Албанской Православной Церкви:
«Сегодня Православная Автокефальная Церковь Албании стоит со смирением, но также и с уверенностью перед вызовами XXI века. Опыт беспощадных преследований и чудесного возрождения укрепил нашу веру в силу Креста и Воскресения, в победу света над тьмой, любви над ненавистью. Мы представляем себя сильным и единым голосом Православия в современном мире, голосом, который смело и мудро несёт евангельское послание, предлагая ответы на экзистенциальные вопросы современных людей и исцеляя любовью раны человечества.
Миссия Церкви по объединению народов и направлению их к свету Воскресения остается столь же актуальной и неотложной, как и прежде. Церковь Албании готова в меру своих возможностей служить в этой великой работе. Ваше Всесвятейшество, пожалуйста, примите нашу сердечную благодарность за вашу отеческую любовь и непоколебимую поддержку Церкви Албании. Наше присутствие сегодня на Фанаре провозглашает нашу любовь, уважение и преданность священной персоне Вашего Преосвященства и высокому учреждению, которое вы божественно представляете".
После произнесённых слов два Предстоятеля обменялись памятными подарками, а затем состоялся приём в Патриаршей резиденции.
Русская линия
Папа Римский Лев призвал британцев и ирландцев отказаться от эвтаназии и абортов
Глава Католической церкви выразил обеспокоенность по поводу законодательных инициатив, носящих антихристианский характер
В обращении по случаю «Дня за жизнь», ежегодно отмечаемого епископскими конференциями Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса, папа Римский Лев XIV выступил против легализации эвтаназии и убийства пациентов врачами с их согласия, сообщает СПЖ.
Глава Католической церкви выразил обеспокоенность по поводу законодательных инициатив, угрожающих достоинству человеческой жизни.
В частности, 20 июня в парламенте Великобритании запланировано обсуждение нового законопроекта об ассистированном самоубийстве. А в Ирландии, где с 2018 года разрешен аборт, в 2023 году уже зарегистрировано более 10 тысяч случаев убийства детей в утробе матери.
В послании глава Ватикана призвал «защищать, а не подрывать цивилизацию, основанную на подлинной любви и истинном сострадании». По его словам, «христианское свидетельство должно неизменно опираться на Евангелие и уважение к каждой человеческой жизни, особенно в её наиболее уязвимых проявлениях».
Тема «Дня за жизнь» в 2025 году звучит как: «Надежда не постыжает — найти смысл в страдании». В послании подчеркивается, что даже в страданиях человек может обрести присутствие Господа: «Тайна страдания, столь часто сопровождающая человеческое существование, может, при содействии благодати, стать опытом Божьей близости».
Папа Лев XIV особо отметил важность христианской заботы о тяжёло больных и подчеркнул, что истинное сострадание — это не прекращение жизни, а любовь и присутствие рядом.
Услышат ли английские и ирландские законодатели голос папы? Вряд ли. Они уже давно идут по пути отступления от христианских ценностей, и этот процесс очень сложно повернуть вспять.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день рождения Всероссийского Национального Союза, мы отмечаем очередную годовщину выхода первого номера русской монархической газеты «Земщина»
В этот день в 1908 г. был утверждён устав Всероссийского Национального Союза (ВНС) — крупнейшей русской националистической организации. Учредительный съезд ВНС состоялся 18 июня (1 июля) 1908 г. Первым председателем ВНС стал Сергей Васильевич Рухлов, будущий министр путей сообщения.
Главным идейным вдохновителем ВНС стал известный русский публицист М.О.Меньшиков, он же дал и название новой партии. Членами ВНС согласно уставу 1908 г. могли быть лица, «принадлежащие к коренному русскому населению или органически слившиеся с русским народом». При этом слияние это рассматривалось не в культурной, а в политической плоскости, подразумевая выдвижение на первый план общегосударственных интересов, т. е. членом ВНС мог стать и инородец, руководствующийся в своей деятельности интересами Российской Империи. После присоединения к ВНС думской фракции умеренно-правых (1909) во главе ВНС стал Петр Николаевич Балашев, занимавший этот пост до 1917 года.
Несмотря на то, что Союз являлся организацией монархической, его идеологи всегда отмежевывались от черносотенцев, считая организации последних лишь «грубым черновиком» подлинного национально-патриотического движения. Разделяя священную для всех монархистов уваровскую триаду — «Православие, Самодержавие, Народность», националисты видоизменили ее содержание, поставив на первое место народность, соответственно трактуя Православие и Самодержавие как формы, наиболее подходящие Русскому народу. Созданный не без содействия П.А.Столыпина, ВНС практически превратился в партию власти, поддерживавшей инициативы премьера, проводившего хоть и реформаторский, но строго национальный курс. Но после убийства Столыпина и последовавшей за ней либерализацией курса, ВНС вступил в полосу кризиса. В 1915 г. после возникновения Прогрессивного блока и отхода от Союза значительной части т.н. «прогрессивных националистов», ВНС как целостная организация перестал существовать.
3 июня 1909 г. вышел первый номер крупнейшей монархической газеты «Земщина». Первым издателем ее был депутат III Государственной Думы Святослав Александрович Володимеров, а практически бессменным редактором — известный журналист Святослав Казимирович Глинка-Янчевский. С осени 1915 г. после назначения Володимерова Томским вице-губернатором издателем газеты стал депутат Государственной Думы Николай Евгеньевич Марков и «Земщина» стала фактическим органом Союза Русского Народа. В газете публиковались видные правые публицисты Г. В.Бутми-де-Кацман, Н.А.Энгельгардт, Н.П.Тихменев, Г. Г.Замысловский и др.
На страницах газеты высказывались многие идеи, становившиеся неотъемлемой частью идеологии русских монархистов. Так, во время Первой Мировой войны серьезной идеологической проблемой стало отношение к Германии, которую традиционно монархисты рассматривали как союзника в борьбе с революцией и либерализмом. Именно «Земщина» первой высказала мысль, что «не Германия начала войну, а жиды, которые выбрали Германию орудием своих планов». Глинка-Янчевский пытался снять вину за развязывание войны с кайзера Вильгельма, утверждая, что тот стал «невольной жертвой жидов». По мнению редактора «Земщины», «Израилю необходимо при помощи Вильгельма сломить Россию как оплот христианства, довести ее до полного изнеможения, а вместе с тем расшатать и даже извести и самую Германию». Непримиримую борьбу вела «Земщина» с Прогрессивным («желтым», «жидо-прогрессивным») блоком, особенно с теми его членами, которые перебежали из монархического лагеря (В.В.Шульгин, А.И.Савенко). Газета выдвигала лозунг «беспощадной диктатуры», требуя отправить на виселицу тех, кто в условиях военного времени вздувает цены, а также с главарями Прогрессивного блока. Газета считала пагубной политику примиренчества: «Будем щадить хищников, — увидим всю Россию, залитою кровью».
«Земщина» была закрыта сразу после февральского переворота 1917 г., а главный редактор ее несмотря на преклонный возраст был посажен в тюрьму, откуда он уже не вышел.
Русская линия