Русская линия
<< Полная сводка новостей от 5 сентября 2024 >>

Более 500 частных клиники в России отказались от совершения абортов
Об этом Святейшему Патриарху Кириллу сообщили организаторы Координационного центра по вопросам демографии и семейных ценностей

Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с организаторами Координационного центра по вопросам демографии и семейных ценностейБолее чем в 71 регионе России поддержана инициатива Святейшего Патриарха Кирилла по ограничению абортов; 502 частных клиники в России отказались от совершения абортов, а это 18% от всех клиник, которые имеют лицензию осуществление абортов. Об этом заявили в Координационном центре по вопросам демографии и семейных ценностей, сообщает Патриархия.Ru.

5 сентября 2024 года в Даниловом монастыре в Москве Предстоятель Русской Православной Церкви принял организаторов Координационного центра врио председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Михаила Потокина, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерея Феодора Лукьянова, главу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойду, заместительницу председателя Комиссии по демографии Общественной палаты РФ, ведущую телеканала «Спас», главу благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Н. Москвитину.

По запросу Патриаршей комиссии по вопросам семьи Центром социологии РАН проведено социологическое исследование, которое выявило, что 77% граждан России признают, что ребёнок до рождения — уже человек. 48% граждан также считает необходимым, чтобы не частные клиники, а государство занималось вопросами, связанными с прерыванием беременности. Согласно данным исследования, 77% респондентов считают, что государство должно вводить ограничения на аборты, а 45% выступают за сокращение числа организаций, выполняющих аборты. Закон, запрещающий склонение женщин к аборту, принят в 10 регионах Российской Федерации, и до конца года ожидается увеличение этой цифры вдвое.

В ходе беседы обсуждались другие вопросы деятельности, направленной на снижение числа абортов, в том числе создание Координационного центра по вопросам демографии и семейных ценностей при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, который объединил бы все церковные проекты данного направления.

Русская линия


Св. Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии высказался поддержку Митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия
Растёт число Поместных Православных Церквей, выступивших против закона о запрете УПЦ на Украине

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав3 сентября 2024 года в связи с решением украинских властей запретить Украинскую Православную Церковь Священный Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выступил в поддержку Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

«Нас огорчает новость, что 20 августа 2024 года украинский парламент одобрил проект закона, главной целью которого является запрет деятельности Украинской Православной Церкви», — говорится в декларации Священного Синода ПЦЧЗиС.

Члены Синода отмечают, что их «шокирует, что подобный закон был принят законодательным органом демократического государства, который должен быть главным гарантом уважения фундаментальных прав и свобод человека».

«Много раз в своей истории Православная Церковь переживала моменты, о которых можно сказать словами из псалмов: «Князья гонят меня безвинно, но сердце моё боится слова Твоего» (Пс. 118, 161). Мы убеждены, что даже сейчас Бог не оставит своего верного народа без помощи, и слова Писания снова исполнятся: «Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь» (Пс. 117, 5).

Мы выражаем свою поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всей Украине Онуфрию, а также всей Украинской Православной Церкви. Апостол Павел говорит: «Если страдает один член, с ним страдают все члены» (1 Кор. 12, 26). Мы не забываем эти слова и молимся о помощи Бога и спасении всех преследуемых и страдающих", — говорится в документе.

Иерархи Православной Церкви Чешских земель и Словакии подчеркнули, что уважение фундаментальных прав и свобод человека важно не только для жизни одной страны, но и для всего мира, в котором мы живём.

В декларации напоминается, что с критикой принятого закона уже выступили Сербская, Антиохийская, Албанская, Болгарская, Иерусалимская Православные Церкви, папа Римский Франциск, Армянская апостольская церковь, а также Всемирный совет церквей.

Также в декларации содержится призыв к православным священнослужителям и верующим Чехии и Словакии продолжить свои молитвы за наступление мира на Украине.

Русская линия


Фанар остался в полном одиночестве
Константинопольский Патриархат стал единственной Поместной Церковью, поддержавшей гонителя Зеленского и его закон о запрете УПЦ

Константинопольский Патриарх ВарфоломейЦелый ряд церковных СМИ и околоцерковных порталов обсуждают ситуацию, которая сложилась в православном мире после принятия украинскими властями закона о запрете Украинской Православной Церкви. И все сходятся на том, что гонения на верующих на Украине привели к тому, что Фанар стал единственной Поместной Церковью, которая открыто поддержала богоборца Зеленского.

Так, в настоящее время в защиту УПЦ в той или иной форме уже высказались:

1. Антиохийская Православная Церковь

2. Иерусалимский Патриархат

3. Русская Православная Церковь

4. Сербская Православная Церковь

5. Болгарский Патриархат

6. Албанская Православная Церковь

7. Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Ещё до принятия антицерковного закона в защиту УПЦ активно выступали:

1. Польская Православная Церковь

2. Македонская Православная Церковь

3. Православная Церковь в Америке

Предпочитают сохранять полное молчание:

1. Александрийский Патриархат (признал украинских раскольников)

2. Грузинская Патриархия

3. Кипрская Православная Церковь (признала украинских раскольников)

4. Элладская Православная Церковь (признала украинских раскольников)

5. Румынский Патриархат

В единственном числе поддержал запрет УПЦ лишь Константинопольский Патриарх Варфоломей, который таким образом остался в полной изоляции.

В свете всего этого не сложно понять, почему глава Фанара категорически не желает созывать Всеправславный собор по украинской проблеме.

Русская линия


Около 300 священнослужителей Молдавской Православной Церкви посетили Россию с паломническими поездками
Московская Патриархия намерена продолжать реализацию масштабного паломнического проекта для священнослужителей Православной Церкви Молдовы

Рака с мощами преподобного Сергия РадонежскогоВ августе и сентябре 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла реализуется масштабный проект, направленный на укрепление братских связей между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Молдовы, имеющей статус Самоуправляемой Церкви Московского Патриархата, сообщает Патриархия.Ru.

В рамках проекта около 300 священнослужителей Православной Церкви Молдовы приняли участие в паломническом туре по святым местам России. Священники из Молдовы побывали и продолжают приезжать в Россию для обмена опытом пастырского служения, укрепления духовных связей и братских отношений между Церквами. Священнослужители Православной Церкви Молдовы принимают участие во встречах с известными представителями Русской Православной Церкви, церковной академической среды и православной общественности.

В программу паломнического тура включены посещения таких обителей Русской Православной Церкви, как Свято-Троицкая Сергиева лавра, Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве, а также другие святыни и исторически значимые места Москвы и Подмосковья.

Паломнический проект, направленный на укрепление братских связей между Русской Церковью и Церковью Молдовы, стал объектом критики со стороны ряда СМИ Республики Молдова. Комментируя выдвинутые обвинения, в Синодальном секторе по институциональным коммуникациям и связям со СМИ Православной Церкви Молдовы выступили с заявлением, в котором подчеркнули, что «данная инициатива предпринята с целью ознакомления молдавского духовенства с духовным и историческим наследием Русской Православной Церкви и укрепления братских связей между двумя Православными Церквами».

Там также отметили, что «паломничества, финансируемые Московским Патриархатом, не преследовали никаких электоральных или политических целей. Они были созданы для поддержки приходских священников с ограниченными ресурсами, особенно из сельской местности Молдовы».

В Секторе по институциональным коммуникациям и связям со СМИ обратили внимание, что «некоторые СМИ Республики Молдова неверно истолковали отъезд священников в паломничество к святым местам России. Священнослужителей Православной Церкви Молдовы обвинили в поездке в Москву с политическими и пропагандистскими целями».

«21 августа Православная Церковь Молдовы выступила с заявлением, в котором резко осудила спекуляции в прессе, а именно: обвинение в участии её духовенства в политической или пропагандистской деятельности. Кроме того, вернувшиеся из Москвы священники отрицали получение от тех, кто их принимал, какой-либо финансовой помощи. В то же время, Православная Церковь Молдовы подтвердила свою приверженность сохранению единства своего духовенства и защите Православной Церкви Молдовы от любого политического влияния», — говорится в тексте комментария Сектора по институциональным коммуникациям и связям со СМИ Православной Церкви Молдовы.

Руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, комментируя масштабный паломнический проект Русской Православной Церкви, организованный для священников из Молдовы, отметил, что он направлен на «укрепление связей между удаленными частями нашей Церкви».

«Эта программа направлена на поддержку и сохранение традиционных духовных ценностей. Концепция паломничества предусматривает дальнейшее укрепление связей между удаленными частями нашей Церкви. В это непростое время особенно важны братские связи и сотрудничество в деле пастырского служения», — отметил архиерей.

Русская линия


По доносу «градозащитницы»
В Ростове Великом Авраамиеву Богоявленскому монастырю вынесли предостережение за строительные работы в обители

Строительные работы в монастыреСлужба охраны объектов культурного наследия Ярославской области объявила предостережение Авраамиеву Богоявленскому монастырю в Ростове Великом из-за ремонта Введенской церкви, которую насельники решили отштукатурить и привести в должный вид. С доносом на насельников обратилась некая «градозащитница» Ольга Мазанова, сообщает газета «Коммерсант».

Госпожа Мазанова воспользовалась тем, что монастырь признан объектом культурного наследия федерального значения и ОКН «Культурный слой города, XI — XVII вв.», и решила приостановить начатые работы при помощи жалоб.

Она указала, что на территории монастыря в настоящее время строят наземный гараж на пять машино-мест, который в дальнейшем может оказывать «негативное влияние на условия визуального восприятия Богоявленского собора, и уродовать историческую среду ОКН». Кроме того, в охранной зоне «возникла свалка грунта и бетонных конструкций».

Мазанова обратила внимание и на штукатурные работы на фасадах церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которые, по её мнению, могли вестись без согласования с органом охраны ОКН.

По факту доноса специалисты службы охраны ОКН выехали на место и предостерегли монахов от «нарушения законодательства». Они предложили монастырю в свете жалоб Мазановой пока не проводить работ до согласования всей документации и получения официального разрешения. Вместе с тем «несанкционированную свалку» монастырь должен ликвидировать в течение 15 дней.

Впрочем, никакую «свалку» в обители монашествующие и без того бы не устроили. Речь в данном случае идёт о складировании стройматериалов при строительных работах и не более того. После окончания строительства монастырская территория, безусловно, была бы приведена в полный порядок.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первых жертв красного террора

Сегодня Святая Церковь вспоминает председателя Читинского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела священномученика епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и председателя Русского Монархического Союза священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые приняли мученическую кончину в первый день после объявления большевиками красного террора. Вместе с ними были расстреляны выдающиеся деятели Царской России председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министр внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков, министр внутренних дел Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.

Белогвардейский плакат 30 августа 1918 г. эсеры организовали два покушения на своих политических конкурентов — большевистских лидеров. В Петрограде Л. Канегиссер убил председателя местной ЧК Моисея Урицкого, а в Москве Ф. Каплан тяжело ранила Ленина. Через два дня «Красная газета» писала: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября Совет народных комиссаров издал свой печально знаменитый декрет о «красном» терроре. Большевики начали зверствовать: начались расстрелы «по классовому признаку», вводилась система заложников. Причем, расстреливать начали тех, кто не принимал никакого участия в гражданской войне — русских патриотов-монархистов.

Первыми жертвами «красного» террора стали видные деятели Царской России, которые были расстреляны на Братском кладбище. До нас дошел рассказ о мученической кончине русских монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Очевидец рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».

Протоиерей Иоанн ВосторговПротоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. В 1883 г. закончил Ставропольскую духовную семинарию, 6 лет служил псаломщиком. В 1889 г. рукоположен во иерея, служил в родном поселке, затем в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области, исполняя обязанности законоучителя различных гимназий. В 1897 г. переведен в Тифлис, в 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата, в 1901 г. возведен в сан протоиерея. Получил известность как миссионер, во время командировки в Персию добился воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан. Уже во время служения в Грузии о. Иоанн заявил о себе как об активном общественном деятеле. При его участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, ставивший задачу приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. В 1905 г. переведен в Москву, с января 1906 г. проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера, с 1907 г. Синодальный миссионер, батюшка исколесил практически всю страну.

Протоиерей Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков и сразу активно включился в противореволюционное черносотенное движение: вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1906−07 гг. он был деятельным участником 2-го, 3-го и 4-го Всероссийских монархических съездов, на которых выступал с речами. О. Иоанн был уверен, что «нет в мире более народного духовенства, как в России», а потому «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Когда в конце сентября 1907 г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов В.А.Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Он выступил инициатором учреждения Братства Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах, которое было открыто 8 января 1909 г. В течение первого года существования силами Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 г. о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 г. — в Иркутске и Ташкенте. Курсы готовили к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и вообще всех достойных и способных людей.

Однако с 1908 г. русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и его ближайший помощник архимандрит (будущий епископ и сщмч.) Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. В этот период он сблизился с В.М.Пуришкевичем и стал членом Главной Палаты созданного им Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В 1909 г. по его инициативе в Москве прошел монархический съезд, однако его бойкотировали некоторые лидеры монархического движения. Признанием полезности деятельности о. Иоанна стали Высочайшие приемы депутаций московских монархистов во главе с протоиереем Восторговым в 1909 и 1910 гг., когда Государь пожаловал о. Иоанну орден Св. Владимира 3-й ст. и подарил монархическим союзам Москвы Свой портрет. В сентябре 1909 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. В 1910 г. протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще — он встал у истоков женского богословского образования в Москве. Вскоре батюшка был назначен настоятелем собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). В 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений, из-за чего о. Иоанн вынужден был оставить пост председателя РМС. Это спровоцировало борьбу за освободившееся место, которая сопровождалась новыми потоками клеветы в адрес протоиерея Восторгова. Вместе с тем освобождение от общественных обязанностей позволило о. Иоанну активнее заняться издательской деятельностью, в том числе издать свои сочинения.

С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Над о. Иоанном сгустились тучи, среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного монархиста, но власти на это не решились. Протоиерей Иоанн Восторгов был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью, был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917−18 гг. В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики, о. Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 г. он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоненавистниками вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика младенца Гавриила, от жидов умученного. 30 мая 1918 г. о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви.

Мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов стал одной из первых жертв «красного террора». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Протоиерей Александр Васильев и Цесаревич Алексий. Фото 1912 г.В этот первый день «красного» террора в Петрограде был расстрелян член Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела духовник Царской Семьи протоиерей Александр Васильев. Он родился в крестьянской семье в Смоленской губернии, рано остался круглым сиротой. Был воспитанником выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, который помог ему получить образование в Вифанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Долгое время был настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста, законоучительствовал, чем приобрел большую известность в Петрограде, с 1910 г. преподавал Закон Божий царским детям. С 1913 г. протоиерей, первый настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе, с 1914 г. настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце, духовник Царской Семьи. Будучи монархистом по своим убеждениям, участвовал в патриотическом движении, в 1910 г. был членом Главной Палаты РНСМА, в 1915 г. принимал участие в открытии Совещания монархистов в Петрограде. Активный участник трезвеннического движения. Служил напутственный молебен при отправлении Царственных Мучеников в сибирскую ссылку. 29 августа 1918 г. арестован в Петрограде и вскоре расстрелян.

Николай Алексеевич МаклаковНиколай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 г. в Москве в семье врача-окулиста, впоследствии профессора офтальмологии. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1893 г. Поступив по окончании университета на государственную службу, служил по финансовому ведомству в г. Юрьеве Владимирской губернии, Москве и Тамбове. Проявляя энергию и распорядительность, Маклаков дослужился до должности управляющего Полтавской Казенной палатой. В 1909 г. председатель Совета Министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Государю Николаю II, и в 1909 г. он был назначен Черниговский губернатором, где проявил недюжинные административные способности. В 1911 г. Государь посетил Чернигов, чтобы помолиться у мощей прославленного в Его царствование Святителя Феодосия Угличского. Порядок в губернии порадовал Императора. А в 1912 г. на выборах в 4-ю Государственную Думу в губернии провалились либералы, считавшие Чернигов чуть ли не своей вотчиной. 16 декабря 1912 г. Государь назначил Маклакова управляющим делами Министерства внутренних дел несмотря на упорное сопротивление председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, который не без оснований опасался, что новый министр станет препятствовать проведению правительством либеральной политики. Однако Государь настоял на своем и был очень доволен работой министра. Анна Вырубова вспоминала: «Маклаковым Государь был очарован и говорил: „Наконец Я нашел человека, который понимает Меня и с которым Я могу работать“».

На посту министра он неоднократно выступал за роспуск Государственной Думы (в этом духе направил в 1913 г. несколько писем Царю). После начала Первой мировой войны внес 18 ноября 1914 г. в Совет Министров «Записку», в которой настаивал на ограничении Земского и Городского союзов исключительно делом «помощи больным и раненым» и запрещении им заниматься политикой, что, к сожалению, не было исполнено. Однако из-за сопротивления либеральных сановников многое ему не удалось сделать. Глава правительства Коковцов мешал проведению жестких мер в отношении печати, препятствовал его политике вытравливания еврейского элемента из акционерных предприятий. Маклакову не удалось сменить либеральных губернаторов и добиться повсеместно проведения правого курса. С самого начала против него ополчились думские октябристско-кадетские круги. Либералы использовали любой повод, чтобы устранить ненавистного им министра. Союзником думских либералов стало так называемое «столичное общество», которое с первых дней вступления в должность министра начало травить провинциального чиновника. Но Государь длительное время отвергал самую мысль об отставке Маклакова. Однако вскоре либералам удалось привлечь на свою сторону Главнокомандующего армией Великого Князя Николая Николаевича. Не желая обострять внутриполитическую ситуацию во время войны, стремясь к единению общества, Государь решил пойти навстречу пожеланиям либералов, и в июне 1915 г. Маклаков вынужден был выйти в отставку. По свидетельству А.А. Вырубовой, вопреки обыкновению «Государь лично ему об этом сообщил на докладе. Маклаков расплакался. Он был один из тех, которые горячо любили Государя, не только как Царя, но и как человека, и был ему беззаветно предан».

Маклаков остался членом Государственного Совета, принимал непосредственное личное участие в монархическом движении (официальный статус государственного служащего не позволял ему делать это раньше). Он был участником Совещания монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав руководящего органа черносотенного движения — Совет монархических съездов. В конце 1916 — начале 1917 г. Маклаков принимал активное участие в кружке сенатора А.А.Римского-Корсакова, объединявшем правых государственных деятелей, которые интенсивно искали способы предотвращения грядущей катастрофы.

Ситуация в стране обострялась. Враги Самодержавия объединились в Прогрессивный блок, запахло антимонархическим заговором. Предчувствуя опасность, Государь в конце 1916 г. начал вызывать Маклакова и советоваться с ним по поводу ситуации в стране. По поручению Царя он подготовил проект Манифеста о роспуске Государственной Думы, готовил проект изменения Основных Законов. Многие видели в нем лучшего кандидата на роль диктатора, который сможет в случае начала революции восстановить порядок. 26 ноября 1916 г. Маклаков выступил в Государственном Совете с большой речью, в которой обличил либералов в подготовке антигосударственного переворота. В декабре 1916 г. Маклаков написал письмо Государю, в котором призывал принять жесткие меры против распоясавшихся внутренних врагов России. Многие видные монархисты небезосновательно видели в нем «сильную фигуру», которая может подавить массовые беспорядки и восстановить порядок. Революция грянула неожиданно. 25 февраля 1917 г., когда только начались беспорядки в Петрограде, Маклаков вместе с А.Ф.Треповым и А.А.Ширинским-Шихматовым, явившись на заседание Совета Министров, пытались убедить министров ввести осадное положение в городе. Их усилия оказались тщетными. Облеченные доверием Царя министры проявили преступную беспечность. Уже 28 февраля Маклаков был арестован и при пешем сопровождении в Петропавловскую крепость чуть было не был растерзан революционной чернью. В тюрьме он находился уже до самой кончины.

Николай Алексеевич Маклаков был одним из тех немногих царских министров, которые имели мужество на допросах в Следственной комиссии Временного правительства не отречься от своих идеалов. Он с достоинством возражал следователям Временного правительства, которые направо и налево спекулировали «интересами страждущего народа». Летом 1918 г. Маклаков был отправлен в Москву, где в первый день после объявления «красного террора», был убит на Братском кладбище вместе другими видными государственными и общественными деятелями России. Свидетель преступления передавал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».

И.Г.ЩегловитовИван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 г. в дворянской семье в Черниговской губернии. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое окончил в 1881 г. с золотой медалью. Он служил по судебному ведомству, последовательно занимая разные должности в Министерстве юстиции и Сенате, в 1903 г. стал обер-прокурором Сената. Он активно сотрудничал в газетах и журналах, помещая в них статьи на правовые темы. С 1903 г. в качестве профессора он стал читать лекции по уголовному судоустройству и судопроизводству в родном Императорском Училище правоведения. В 1905 г. был прокурором на процессе по делу Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича. В ответ террористы объявили, что Щегловитов приговорен к смерти, но он не обращал никакого внимания на угрозы, продолжал вести прежний образ жизни. В апреле 1906 г. Щегловитов был назначен министром юстиции в правительстве И.Л.Горемыкина, на этой должности он оставался более девяти лет несмотря на смену председателей правительства.

Будучи монархистом по своим убеждениям, Щегловитов покровительствовал деятельности черносотенцев. До своего назначения на пост министра юстиции он сам был членом старейшей монархической организации Русского Собрания. За свои убеждения, твердость и последовательность в их исповедании он подвергался ожесточенным нападкам либералов. Особенно раздражала врагов Самодержавия его кадровая политика: на руководящие должности он старался подбирать людей монархически настроенных. Неприязнь переросла в ненависть, когда Щегловитов не позволил развалить следствие по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского (знаменитое дело Бейлиса). Именно благодаря его твердой позиции расследование было доведено до суда. Это — одна из главных его заслуг в должности министра юстиции. Неприязненно к Щегловитову относилась не только либеральная интеллигенция, но и бюрократия. Объяснение этому факту простое — Щегловитов представлял собой редкий тогда уже тип искренно верующего православного русского сановника, а значит, был чужим по духу для чиновничьей среды. Как дело совершенно уникальное современники сообщали, что министр «блюдет посты и перед едой и после громко читает молитвы».

6 июля 1915 г. Государь вынужден был отправить Щегловитова в отставку вследствие сильного давления со стороны либеральных кругов, которые сумели привлечь на свою сторону главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь, стремясь к единению общества во время войны, решил пойти навстречу желаниям либералов и генералитета (ранее отставку получили еще три правых министра министр внутренних дел Н.А.Маклаков, военный министр В.А.Сухомлинов и обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер). Выйдя в отставку, Щегловитов в 1915−16 гг. начал активно участвовать в деятельности монархических организаций, пытаясь активизировать их работу. Он участвовал в работе Совещания монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, на котором единогласно был избран председателем. Обращаясь с приветственной речью к участникам Совещания, Щегловитов дал очень меткое определение тогдашней интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков инородческого, не национального пошиба». На Совещании он был избран председателем Совета монархических съездов, руководящего органа Черной Сотни. Но в ноябре 1916 г. он сложил с себя полномочия председателя Совета, ввиду того, что Государем ему было намечено иное поприще. В конце 1916 г. Николай II начал осуществлять, видимо, давно продуманный план государственных преобразований, призванный восстановить Неограниченное Самодержавие. Ключевым пунктом этого плана являлось изменение Основных Законов Российской Империи. Оно было невозможно без полной лояльности Государственного Совета. Для начала нужно было поставить во главе Госсовета деятельного человека твердых монархических взглядов, преданного Государю. Выбор Императора пал на Щегловитова. 1 января 1917 г. он был награжден орденом Св. Александра Невского и назначен председателем Государственного Совета. Однако успел провести всего только два заседания.

Щегловитов был арестован уже на второй день после февральского переворота, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в «Кресты». Известны факты мужественного поведения Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям, оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках. Летом 1918 г. председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления «красного террора» он был расстрелян на Братском кладбище вместе с другими русскими монархистами. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, «Иван Григорьевич Щегловитов с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха».

Сегодня также день памяти еще одного царского министра внутренних дел Александра Григорьевича Булыгина, который был расстрелян как заложник в 1919 г.

В этот же день 23 августа 1915 г. Государь Николай II принял Верховное командование Российской Императорской Армией, сместив Великого князя Николая Николаевича. В результате вскоре было остановлено наступление немцев.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 5 сентября 2024 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика