Святейший Патриарх Кирилл: «Для меня Киев, Минск и другие столицы республик — это важные духовные центры единой Святой Руси»
Русская Православная Церковь сегодня, как и прежде, связывает между собой Россию, Украину, Беларусь и другие страны так называемого постсоветского пространства, отметил Предстоятель
28 августа 2024 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в праздничной трапезе по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, в ходе которой коснулся темы происходящих гонений на верующих Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
«Несмотря на появление политических границ на так называемом постсоветском пространстве, для Русской Православной Церкви их нет, потому что мы — Церковь всея Руси, и для меня Киев, Минск и другие столицы республик — это важные духовные центры единой Святой Руси», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся.
«Это сознание пронизывает большинство нашего духовенства, верующего народа, и не только в Российской Федерации, но даже и там, где за высказывание подобного рода взглядов можно потерять свободу, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Поэтому в первую очередь я думаю о наших владыках и священниках, о наших верующих братьях и сестрах на Украине, многие из которых мужественно держат удар в этот момент смуты. А иначе я и назвать не могу — это смута, и далеко не первая на Руси».
«Нельзя найти компромисс между Богом и диаволом, между правдой и ложью, не бывает такого. Компромиссы могут быть в сфере политики или бизнеса, но в Церкви — никогда, потому что Церковь — провозвестник Божией правды, — сказал Святейший Владыка. — Хотел бы выразить благодарность нашему епископату и духовенству во всех странах, которые образовались на территории исторической России, за сохранение канонического единства при всех тяжких обстоятельствах. Те, кто будут сохранять верность духовному единству нашей Церкви, ее миссии, спасительной для всего пространства Святой Руси, останутся на светлой стороне истории и, в конце концов, победят».
«Опасность заключается в том, что всякая смута всегда на Руси поддерживалась извне. Вот так же и сейчас — все эти проблемы на пространствах исторической Руси возникли не без участия определенных политических сил, враждебных России. Но Россия выдерживает все эти удары, больше того — развивается. Несмотря на санкции и ограничения, развивается экономика, укрепляется политический строй, — продолжил Святейший Патриарх. — Конечно, в этом огромная заслуга нашего Президента Владимира Владимировича Путина и его команды. Но ведь за всем за этим стоит и мощная поддержка и народа, и нашей Церкви. Потому что Церковь в полной мере сознает важность тех преобразований, которые совершаются, и молится за Президента нашего, за власти и за разрешение всех проблем на просторах исторической Руси».
«Русская Церковь — единственный институт, который сегодня связывает Россию, Украину, Беларусь и другие страны так называемого постсоветского пространства. Потому что везде православные люди, и на всё это пространство простирается архипастырская ответственность Патриарха Московского и всея Руси. Вот почему такие нападки на нашу Церковь — потому что противники сохранения духовного единства Святой Руси видят в Русской Церкви основного врага. Но Русская Церковь дает надежду людям, сознающим себя гражданами — не в юридическом, а в духовном или если хотите, в философском смысле — гражданами единой Святой Руси», — заключил Святейший Владыка.
Русская линия
В Валаамском монастыре надеются продлить программу «Валаам. Остров Преображения» на 2025 год
Обитель ищет спонсоров, которые бы помогли семьям участников специальной военной операции в следующем году вновь посетить Валаам
В Валаамском ставропигиальном мужском монастыре надеются продлить на 2025 год программу помощи семьям участников специальной военной операции, если получится найти финансирование. Об этом РИА Новости рассказал исполнительный директор благотворительного фонда «Свет Валаама» и пресс-секретарь обители Михаил Шишков.
Цель проекта «Валаам. Остров Преображения» — оказать семьям участников СВО духовную поддержку, предоставить им возможность прикоснуться к монастырской жизни и принять участие в богослужениях на территории обители.
«В прошлом году игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий посоветовал фонду разработать программу по работе с детьми в трудной жизненной ситуации. Мы это сделали и выиграли президентский грант. В уходящем году владыка посоветовал сделать программу для семей участников СВО — мы нашли спонсора, а 27 августа завершился последний заезд. В результате, сейчас уже можно сказать по отзывам, получилось очень хорошо, программа достигла целей, а это всегда приятно для тех, кто над ней работает. Надеемся, что в следующем году её получится продлить, вопрос сейчас — в поиске гранта или спонсора», — сказал Шишков.
Всего, по его словам, за 2024 год состоялось три заезда (с июня по август) для семей участников СВО из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, а также Москвы и Подмосковья. Группы из детей и взрослых формировали представители Комитета семей воинов Отечества на Неве (Санкт-Петербургское отделение КСВО). Монастырь бесплатно организовал для семей размещение, питание и программу: они смогли посетить богослужения, экскурсии, послушать выступления монастырского хора, принять участие в мастер-классах (арт-терапия), пообщаться с животными на монастырской ферме «и просто насладиться удивительной размеренной природой Карелии».
«За три поездки в программе приняли участие 60 человек. Мы привезли, в том числе детей, которые потеряли на СВО своих близких. Они в трудной ситуации, у всех свои психологические проблемы. Очень важно, чтобы каждая семья понимала, что она не одна, что её поддерживают, что есть с кем общаться. Результат от программы — колоссальный. После поездок на Валаам семьи сплотились, подружились и взрослые, и дети, они общаются, участвуют в мероприятиях, спрашивают, когда мы могли бы снова посетить такое святое место. Поэтому мы называем эти поездки терапией для души, то есть это не только психологическая помощь им, но и духовная, моральная», — рассказала глава Комитета семей воинов Отечества на Неве Любовь Рубаник.
Русская линия
В Грузии могут объявить Православие государственной религией
Грузинские власти обеспокоены нападками западных политиков на традиционные ценности и хотят защитить Православную Церковь
Власти Грузии могут объявить Православие государственной религией и с этой целью обсуждают данный вопрос со священноначалием Грузинской Православной Церкви. Об этом заявил глава Службы по связям с общественностью Патриархии Грузии протоиерей Андриа Джагмаидзе, передаёт портал Sputnik-Грузия.
Целью правящей партии «Грузинская мечта» в данном случае является защита традиционных ценностей в противовес навязываемой Грузии со стороны её западных союзников идеологии вседозволенности и половой распущенности. Объявление Православия государственной религией поможет расставить все точки над «i» в этом вопросе.
Отец Андриа подтвердил, что «Грузинская мечта» уже обратилась в Патриархию с данной инициативой. «Со стороны властей было подобное предложение. Здесь мы должны сделать акцент на содержании. В последнее время мы видим, что власть проводит чёткую линию защиты национальных ценностей и традиций, проводит политику мира и очень много делает для Церкви», — заявил священник.
Таким образом, в Грузинской Патриархии фактически приветствовали начинание властей, но указали, что важно найти формы, которые бы, действительно, способствовали защите традиционных ценностей, а не остались лишь письменами на бумаге. По словам отца Андриа, сама формулировка — «объявление государственной религией» — не столь принципиальна.
26 августа в Грузинской Патриархии состоялась встреча с участием епископов, но она была спонтанной, и не все руководители епархий приняли в ней участие. Продолжить обсуждение планируется 29 августа.
Предложение содержит очень благие намерения, и для уточнения формулировок потребуется некоторое время, добавил отец Андриа.
«Ещё раз говорю, вопрос не категоричен, что в Конституции должна быть записана какая-то формулировка. Нам предложили, и это предложение можно перевести так: что нужно сделать, чтобы статус и роль Церкви в общественной жизни могли быть ещё более укреплены и эффективны?» — сказал представитель Грузинской Патриархии.
Русская линия
Санду готовится пойти по стопам богоборца Зеленского
В правящей партии «Действие и солидарность» Молдавии заявили, что намерены до осени запретить Молдавскую Православную Церковь
В Молдавии депутат правящей партии «Действие и солидарность» Василе Шоймару заявил о планах нынешних молдавских властей в ближайшей перспективе запретить в стране Молдавскую Православную Церковь, сообщает Телеграм-канал центра «Хризма».
«Я буду немного радикальным, но придёт момент, когда и мы, как Украина, отречёмся от митрополии Молдовы, которая на самом деле [митрополия] России. Я вам говорю, думаю, что мы решим вопрос митрополии. Этой осенью вопрос будет решён», — заявил Шоймару в эфире одного из республиканских телеканалов.
На фоне происходящего на Украине подобные обещания молдавских политиков уже не кажутся чем-то невозможным. Правящая верхушка Молдавии во главе с гражданкой Румынии Майей Санду давно не скрывает своих целей по изгнанию Молдавской Православной Церкви. На разных уровнях власти они всячески поддерживают экспансию Бессарабской митрополии Румынского Патриархата. История с законодательным запретом УПЦ вполне могла придать молдавским политикам уверенности.
20 октября 2024 года в Молдавии должны пройти президентские выборы. В случае переизбрания на президентский пост Санду, всё задуманное против Церкви начнёт претворяться в жизнь. Хотелось бы верить, что граждане Молдавии не допустят такого развития событий.
Русская линия
Патриарх Варфоломей собирает греческих архиереев, чтобы осудить церковную Москву
В Стамбуле соберётся Синаксис архиереев, главной темой которого станет ситуация на Украине и идея «русского мира» Патриарха Кирилла
С 1 по 3 сентября 2024 года в Стамбуле под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея пройдёт собрание всех иерархов Константинопольского Патриархата, сообщает Телеграм-канал «Религия сегодня» со ссылкой на греческое агентство «Ромфея».
Ожидается, что в Стамбул съедутся от 130 до 150 архиереев, включая епископов так называемых «новых территорий Греции», то есть Элладской Православной Церкви.
Такие собрания будут в дальнейшем проходить раз в три года, их целью официально заявлено «информирование и заслушивание предложений по различным церковным вопросам».
Характерно, что первое из таких собраний будет посвящено ситуации на Украине и обсуждению идеи «русского мира», а также положения дел в странах Прибалтики, где Фанар стремится противостоять церковным структурам Московского Патриархата.
Так, известный сторонник признания украинских раскольников митрополит Эммануил (Адамакис) выступит с докладом «Украинский вопрос и православие в странах Балтии». После него митрополит Австрийский Арсений (Кардамакис) зачитает доклад «Межправославные отношения в так называемой „диаспоре“ с начала „СВО“ на Украине». Профессор Георгиос-Стилианос Превелакис выступит с докладом «Русский мир — эпицентр и инструмент российской геополитической стратегии».
Таким образом, Фанар по факту стремится закрепить этническое разделение в мировом Православии и превратить указанные Синаксисы греческих иерархов в инструмент по формированию повестки всей «эллинской» части православного мира. Удастся ли это фанариотам или идея таких собраний вскоре умрёт сама по себе, покажется время.
В то же время нельзя не заметить, что нынешний Синаксис в Стамбуле демонстрирует слабость Фанара и лично Патриарха Варфоломея, поскольку он откровенно боится обсуждать «украинскую» и «русскую» проблемы в кругу других Поместных Православных Церквей, предпочитая собирать на Фанаре только своих сторонников.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем чудесное обретение Федоровской иконы Божией Матери, Торжество Пресвятой Богородицы (Порт-Артурская) и вспоминаем видного правого деятеля графа В.Ф.Доррера
Сегодня наша Церковь отмечает память чудесного обретения Федоровской иконы Божией Матери. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. Во вновь обретённой иконе обрадованные костромичи узнали утерянный при Батыевом нашествии древний образ Царицы Небесной из Городца Нижнегоpoдской губернии. Церковное предание не сохранило историю появления этой чудотворной иконы в Городце, известно только, что ещё в начале XII века икона находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша под Суздалем. Князь Псковский Гeopгий Всеволодович, при устроении города, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть её с места. Из этого заключил князь Гeopгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегоpoдской губернии, и Фeдopoвскою, потому что пepвoначальнo она стояла в деревянной церкви Федора Стратилата.
С великим благоговением и страхом Божьим жители Костромы перенесли обретённый князем Василием чудесный образ в свой город и поставили её в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. По слову Царицы Небесной от Её образа исходила благодать Божия, укрепляя верующих в скорбях и болезнях. Немало чудес следовали за молитвами верующих у знаменитого образа. Именно этой иконой инокиня Марфа благословила на русское царство своего сына Михаила — первого царя династии Романовых. С тех пор царственные потомки Михаила особенно почитали Федоровскую икону. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения, в том числе и св. страстотерпица царица Александра Федоровна, вступая в брак с русскими князьями и принимая православие, получали отчество Федоровна в честь костромской иконы.
С падением российского царства подверглась гонением и икона романовской династии. В 1930-х годах костромской Успенский собор был разрушен и святому образу пришлось кочевать по храмам города, пока он не был перенесён в возвращённый церкви и ставшим кафедральным Богоявленско-Анастасиин собор, где икона находится и по ныне.
11 декабря 1903 года, за два месяца до начала Русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришёл старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображён лик Спасителя. Обе стопы Её попирали обнажённые и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Ещё выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.
Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнётся война, в которой Россию ждут тяжёлые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осаждён неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия.
С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.
21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключён в специально приготовленный для неё футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.
О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная Крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «..предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» — какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Святыня ныне хранится в Покровском кафедральном соборе Владивостока.
Сегодня же день памяти одного из лидеров монархического движения председателя фракции правых в III Государственной Думе графа Владимира Филиповича Доррера, скончавшегося в 1909 г.
Он родился в 1862 г. и происходил из обрусевшего старинного бретонского рода. Его дед и отец были католиками, а Владимир уже был крещен в православной вере и воспитан в духе русских традиций. Образование он получил в лицее Цесаревича Николая в Москве (основан М.Н.Катковым) и на историко-филологическом факультете Московского университета. После университета служил по ведомству Министерства внутренних дел, некоторое время был земским начальником.
В тревожном 1905 г. Доррер стал Курским губернским предводителем дворянства. Именно благодаря активной контрреволюционной деятельности Доррера и других видных курских правых деятелей (М.Я.Говорухо-Отрока, Н.Е.Маркова, Г. А.Шечкова и др.) Курская губерния получила в годы революции прозвание «Русская Вандея». Граф Доррер организовал и возглавил Курскую народную партию порядка, которая затем влилась в состав Союза Русского Народа. 19 октября 1905 г., когда во многих городах Империи проходили революционные митинги и демонстрации, часто заканчивавшиеся беспорядками, Доррер возглавил патриотическую манифестацию, в ходе которой на центральной площади Курска владыка Питирим (Окнов) отслужил благодарственный молебен с провозглашением здравицы Государю Императору. В итоге в Курске не было никаких революционных выступлений.
В 1907 г. курские монархисты с триумфом выиграли выборы в Госдуму, а их лидер стал председателем фракции правых в Думе. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа, пользовался очень большим влиянием в кругах правых. Многие его идеи принимались правыми за основу при решении актуальных вопросов, в частности по дворянскому и еврейскому вопросам.
Доррер скончался в Курске после длительной и тяжелой болезни, характер которой врачи не смогли определить. Отпевал его лично архиепископ Курский Питирим (Окнов). Граф был похоронен на сельском кладбище в Белгородском уезде недалеко от своего имения.
Русская линия