Протоиерей Николай Балашов: Запрет Молдавской Православной Церкви приведёт к тяжёлым последствиям для Молдавии
В Русской Православной Церкви отреагировали на попытки молдавских политиков взять пример со своих украинских коллег-богоборцев
Запрет Молдавской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви, приведёт к тяжелым последствиям для Моладвии, разделению молдавского общества и росту конфликтов. Такое мнение высказал советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, комментируя скандальное заявление депутата правящей Партии действия и солидарности Василе Шоймару, сообщает ТАСС.
Ранее Шоймару выразил уверенность, что молдавские власти уже осенью запретят Молдавскую Православную Церковь, как власти в Киеве запретили каноническую Украинскую Православную Церковь.
«Результатом силового вмешательства в дела духовные всегда бывает разделение общества, рост конфликтов и противостояния. Если политическая сила, от лица которой выступает упомянутый депутат, попытается пойти путём антиконституционного насилия в религиозной области, это приведёт к тяжёлым последствиям для Молдовы», — сказал советник Патриарха.
Он отметил, что попытки политиков в своих конъюнктурных интересах решать вопросы устроения церковной жизни вместо самой Церкви, никогда до добра не доводили. «В личном плане депутат Шоймару может, конечно, отречься от какой-либо связи с канонической Православной Церковью Молдовы. По крайней мере, верующим людям будет понятно, что голосовать надо за других кандидатов. Но повлиять на выбор самих верующих, на волю народа ему не дано», — отметил отец Николай.
Попытки такого давления, добавил он, прямо запрещены и Конституцией Республики Молдова.
Ранее бывший президент Молдавии Игорь Додон обвинил власти в давлении на Православную Церковь республики с целью переподчинить её соседней Румынии. По его словам, премьер Дорин Речан пытается заставить священнослужителей перейти из Кишиневской Митрополии в Бессарабскую митрополию Румынского Патриархата. Он подчеркнул, что как лидер крупнейшей оппозиционной Партии социалистов продолжит поддерживать Православную Церковь Молдовы — единственную каноническую структуру на территории страны — и возглавляющего её митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира.
Русская линия
Число священников Африканского Экзархата продолжает стремительно расти
В настоящее время к Московскому Патриархату присоединились уже более 230 священнослужителей. 100 из них — в Кении
Тревоги Александрийского Патриарха Феодора, который признал украинских раскольников и тем самым положил начало разобщению с Русской Православной Церкви и Русской миссии в Африке, имеют под собой все основания. На фоне миссионерской активности Московского Патриархата в Африке Александрийская Церковь активно теряет влияние на Африканском континенте, и пока александрийские архиереи ничего не могут с этим поделать.
Количество священников, относящих себя к Русской Православной Церкви, в Африке достигло уже 236 клириков, причём более 100 из них находятся в Кении. Об этом заявил Патриарший экзарх Африки митрополит Зарайский Константин во время службы в посольстве России в Найроби, передаёт ТАСС.
В ходе пастырского визита в Кению, начавшегося 10 августа, митрополит провёл Литургии в православных общинах в разных регионах Кении и рукоположил нескольких новых священников. В ходе поездки митрополит также крестил желающих перейти в Православие кенийцев. А в селе Букура в благочинии Какамега клирики возложили на архипастыря традиционные одежды африканского лидера, сделанные из звериных шкур.
«За эту поездку я рукоположил трех священнослужителей, но желающих было гораздо больше. На одну службу в селе Таунет к нам пришли более 400 верующих», — сказал владыка Константин после службы в посольстве России в Найроби.
Для сравнения, Александрийский Патриархат по некоторым данным имел порядка 300 приходских священников, которые окормляли 400 приходов. Как обстоят дела сейчас и какова реальная статистика Александрийской Церкви, остаётся только догадываться. В любом случае, глава Александрийского Патриархата Патриарх Феодор совершил серьёзную ошибку, признав украинских раскольников, и теперь он пожинает горькие плоды своего решения.
Русская линия
Зеленский принял делегацию Фанара
Прибывшие в Киев представители Константинопольского Патриархата выразили поддержку богоборческому украинскому режиму
Глава украинского режима Владимир Зеленский провел встречу с делегацией Константинопольского Патриархата, в которую вошли митрополит Украинской Православной Церкви Канады архиепископ Виннипегсккий Иларион, митрополит Писидийский Иов, диакон Епифаний и экзарх Константинопольского патриарха в Киеве епископ Михаил. На встрече также присутствовал глава ГЭСС Виктор Еленский и заместительница руководителя Офиса Президента Елена Ковальская, сообщает СПЖ.
Во время встречи Зеленский выразил благодарность Фанару за молитвы в поддержку Украины и украинского народа, подчеркнув важность преодоления вызовов, с которыми сталкивается Церковь на Украине.
«Понятно, что это вызовы не однодневные и не сегодня они появились. Мы со своей стороны будем делать всё, чтобы в этом направлении действительно также была стабильность и был мир. Для нас это очень важно», — добавил Владимир Зеленский.
Представители Константинопольского Патриархата заверили, что Константинопольский Патриархат и лично Патриарх Варфоломей и в дальнейшем будут молиться за Украину и поддерживать её.
«Чтобы на украинской земле воцарился справедливый мир. И чтобы также воцарился мир и в украинском Православии. Наша миссия здесь — засвидетельствовать любовь и поддержку. И что мы вместе с вами, что мы будем сотрудничать во всех этих вопросах для добра украинского народа», — сказал архиепископ Иларион.
Никаких слов в защиту запрещённой властями Украинской Православной Церкви со стороны фанариотов, естественно, не последовало, что означает, что Фанар активно поддерживает богоборца Зеленского в его гонениях на украинских верующих.
Русская линия
На Фанаре готовы «объединить» УПЦ не только с украинскими раскольниками, но и с униатами
Делегаты Константинопольского Патриархата, прибывшие в Киев «решать проблему церковного единства», встретились с главой УГКЦ
Специальная делегация Константинопольского Патриархата рассматривает не только вопрос возможного объединения Украинской Православной Церкви с украинскими раскольниками в лице «ПЦУ», но и объединения православных с украинскими униатами. Об этом говорят переговоры, которые провели прибывшие в Киев представители Фанара с главой Украинской греко-католической церкви Святославом Шевчуком.
В ходе встречи с лидером униатов обсуждались вопросы церковного единства и отношения между Церковью и государством на Украине, сообщает СПЖ.
В УГКЦ сообщили, что на встрече говорили о ключевых вопросах межцерковного диалога как на глобальном, так и на локальном уровнях, а также о роли Церкви в жизни украинского общества. Глава УГКЦ выразил обеспокоенность возможной секуляризацией после войны. Святослав Шевчук также заявил, что важную роль в воспитании способности к диалогу между христианскими общинами играет Константинопольский Патриархат. В сообщении подчеркивается, что встреча стала важным шагом на пути к укреплению отношений между Украинской греко-католической церковью и ее материнской Церковью — Константинопольским Патриархатом.
Ранее эмиссары Фанара встретились с главой украинского режима Владимиром Зеленским, а лидером украинских раскольников Епифанием Думенко и Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Онуфрием. По всему видно, что фанариоты были бы не против, если бы Украина стала местом заключения новой унии между католиками и православными. При этом даже, если добиться этого им не удастся, Константинопольский Патриархат не прочь использовать униатов против УПЦ.
Русская линия
Санду может потерять голоса на президентских выборах из-за заявлений Шоймару
Глава Молдавии поспешила заявить, что в её планах нет запрета Молдавской Православной Церкви, как ранее утверждал её соратник
Глава Молдавии Майя Санду, являющаяся гражданской Румынии и претендующая в настоящее время на второй президентский срок в Молдавии, поспешила отмежеваться от заявлений одного из своих политических соратников Василе Шоймару, который заявил о намерении молдавских властей уже в самое ближайшее время по примеру Украины запретить Молдавскую Православную Церковь, сообщает ТАСС.
«Нет никакой опасности ни для Митрополии Молдовы (Московского Патриархата — РЛ), ни для митрополии Бессарабии (Румынского Патриархата — РЛ). Напротив, за эти четыре года мы сделали больше, чем кто-либо, для продвижения мира и взаимопонимания между этими митрополиями. У нас хорошие отношения с обеими», — сказала Санду в обращении в Facebook (запрещён в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). Она подчеркнула, что «заявления депутата не имеют ничего общего с реальностью».
Тем не менее, именно в президентство Санду давление на Молдавскую Православную Церковь возросло многократно. В планах нынешних молдавских властей упразднение Молдавии как государства и её вхождение в состав Румынии, а потому Кишинёвская митрополия Московского Патриархата, как ком в горле у противников молдавской государственности.
Характерно, что в то время, когда Санду заявляла о своей «миролюбивой церковной политике», по молдавскому телевидению шло откровенное шельмование священнослужителей Молдавской Православной Церкви, которые посмели поехать в паломническую поездку к святыням Русской Православной Церкви. Журналисты, которым чиновники незаконно передали личные данные священников, устроили ряд провокаций, встречая их в аэропорту Кишинева. Клириков, вернувшихся в Молдавию из России, публично называли «агентами Москвы», которые «берут деньги у Кремля».
Так что веры Санду в таких вопросах быть не может. Она сделает всё, о чём говорил Шоймару. Вопрос в другом — накануне очередных президентских выборов Санду посчитала неуместным такие откровения, поскольку они могут лишить её поддержки части её электората. Но это не значит, что она думает как-то иначе, чем её соратник Шоймару.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающегося иерарха Русской Церкви Патриарха Никона
Святейший Патриарх Никон (в миру Никита Минов), родился в 1605 году в с. Вельманове Нижегородской губернии. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, он сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушёл в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. Однако вскоре Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, о. Никита убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
Постригшись с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с Царём Алексеем Михайловичем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви Государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт, и Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и Крестным ходом пошёл на бунтующих. Поражённые его твёрдостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед Царём.
А вскоре Никон был избран на Патриарший престол. «Тесная дружба соединяла Никона с царём. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником царских детей. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. «Великий ум последнего отпечатлён на счастливых годах царствования Алексея», — писал церковный историк Н.Д.Тальберг, осмысливая роль Патриарха Никона.
Однако в 1658 г. произошёл разрыв тёплых отношений Патриарха с Царём. Никон публично отрёкся от патриаршей власти и уехал в Волоколамск в основанный им Воскресенский монастырь. В 1664 г. Никон без разрешения Царя неожиданно вернулся в Москву, но был отослан приказом Алексея Михайловича обратно. Церковный собор в 1666 г. обвинил опального Патриарха в произнесении хулы на Царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, тем не менее, подтвердив проведённые им церковные реформы, снял с него сан Патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. После кончины Государя, по приказу нового Царя Феодора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Москву, но по дороге отошёл ко Господу 17 августа 1681 года.
Царь Феодор участвуя в погребении, сам на плечах своих нёс гроб с телом Патриарха Никона, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырёх Патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие его церковные заслуги.
Седьмой Патриарх Русской Православной Церкви Никон по сей день остаётся одной из самых загадочных фигур Русской истории. Недолгие шесть лет его патриаршества оставили глубокий след в русском Православии. Имя Патриарха Никона чаще всего упоминается в связи с расколом в Русской Церкви, в результате которого образовалось старообрядчество. Менее известны другие стороны его деятельности. Так, именно Никон способствовал заключению договора 1654 года о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Иерарх мыслил Россию как центр мирового Православия. Ново-Иерусалимский монастырь, построенный им на реке Истра, воссоздал образ Святой Земли с её главными реликвиями — Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан. Никон был низложен в 1667 году за конфликт с властями и пробыл в ссылке 15 лет. Через год после кончины опального Патриарха в Москву была доставлена грамота глав Восточных Церквей о его «реабилитации».
Между тем, выдающийся русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) считал Патриарха Никона самым значительным человеком в Русской истории. Именно Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой являлась дореволюционная Россия. При этом, как считают некоторые историки Церкви, именно антицерковные круги, а не Патриарх Никон были виновны в церковном расколе XVII века. Так, выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) считал, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы и не произошло.
Русская линия