Св. Синод Русской Православной Церкви принял целый ряд кадровых решений
Члены Синода утвердили епископа Зарайского Константина в должности Патриаршего экзарха Африки
12 марта 2024 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был принят целый ряд кадровых решений, сообщает Патриархия.Ru.
Члены Синод имели суждение о решении Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина и в связи с этим постановили:
1. Считать незаконным и недействительным решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина.
2. Утвердить епископа Зарайского Константина в должности Патриаршего экзарха Африки.
Синод по просьбе Патриарха Кирилла избрал Его Святейшеству нового викария с титулом Раменский, коим стал архимандрит Алексий (Туриков), секретарь Патриарха Московского и всея Руси.
В ответ на прошение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия Синод благословил архипастырю продолжить управление Пермской епархией.
Члены Синода имели суждение о положении дел в Биробиджанской епархии и приняли решение:
1. Освободить Преосвященного архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема от управления Биробиджанской епархией.
2. Местом пребывания Преосвященному архиепископу Ефрему определить Иверский мужской монастырь г. Ленинск-Кузнецка под надзором Преосвященного митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха.
3. Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским быть Преосвященному епископу Бронницкому Луке с освобождением его от управления Бердянской епархией и выражением благодарности за понесенные труды.
4. Преосвященным Бердянским и Приморским быть Преосвященному епископу Алатырскому и Порецкому Феодору с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды.
5. Временное управление Алатырской епархией поручить Преосвященному митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию.
Также Синод имели суждение о положении дел в Минусинской и в Выборгской епархиях. В связи с поступившими обвинениями в адрес епископа Игнатия (Пунина) в грубых нарушениях Устава Русской Православной Церкви при управлении Выборгской епархией и при освобождении от её управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал дело о совершении церковных правонарушений епископом Игнатием на рассмотрение Высшего Общецерковного Суда Русской Православной Церкви. В связи с нахождением под церковным судом указом Святейшего Патриарха Кирилла епископ Игнатий освобожден от управления Минусинской епархией.
Рассмотрев вопрос, члены Синода постановили:
1. Утвердить решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси об освобождении от управления Минусинской епархией епископа Игнатия (Пунина).
2. Почислить епископа Игнатия (Пунина) на покой с пребыванием на территории Нижегородской епархии в месте по усмотрению Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором.
Члены Синода избрали Преосвященным Минусинским и Курагинским (Красноярская митрополия) клирика Йошкар-Олинской епархии иеромонаха Серафима (Пасанаева), Преосвященным Кудымкарским и Верещагинским (Пермская митрополия) — клирика Шуйской епархии игумена Петра (Зобова), Преосвященным Колпашевским и Стрежевским (Томская митрополия) — архимандрита Филарета (Тихонова), ранее избранного Преосвященным Бакинским и Азербайджанским.
По просьбе митрополита Минского и Заславского Вениамина Синод избрал клирика Туровской епархии игумена Авксентия (Абражея) Преосвященным Несвижским, викарием Патриаршего Экзарха всея Беларуси. По просьбе митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира члены Синода избрали клирика Кишиневской епархии архимандрита Николая (Рошку) Преосвященным Чадыр-Лунгским, викарием Кагульской епархии, и клирика Единецкой епархии архимандрита Патрокла (Поромбака) Преосвященным Дондюшенским, викарием Единецкой епархии.
Исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению был назначен клирик Московской епархии иерей Кирилл Марковский. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ И.В. Мещан был освобождён от своей должности согласно поданному прошению с выражением ему благодарности за понесённые труды.
Русская линия
Часть Запорожской епархии УПЦ временно включена в состав Бердянской епархии Русской Православной Церкви
Такое решение было принято Св. Синодом Русской Церкви в связи с невозможностью митрополита Запорожского Луки окормлять паству «по эту сторону фронта»
12 марта 2024 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ситуацию, возникшую в Запорожской епархии Украинской Православной Церкви в связи с продолжающимися военными действиями между Россией и Украины и принял решение временно включить часть указанной епархии в состав Бердянской епархии Русской Православной Церкви.
В последнее время к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу неоднократно поступали обращения священнослужителей, монашествующих и мирян приходов и обителей Запорожской епархии, находящихся на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области с просьбами урегулировать церковную ситуацию на этих территориях.
В упомянутых обращениях сообщается, что Преосвященный митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, пользуясь неизменным уважением духовенства и мирян и стремясь в пределах возможного дистанционно сохранять связь с приходами и обителями, находящимися на перечисленных выше территориях, тем не менее отделён от этих территорий линией фронта, что уже длительное время лишает его возможности посещать их с архипастырскими визитами, совершать здесь хиротонии, освящать храмы, выдавать подписанные им антиминсы, а также напрямую выдавать Святое Миро.
Кроме того, невозможна регистрация приходов и обителей в качестве юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.
Прецедентом разрешения ситуации, подобной изложенной в обращениях клириков и монашествующих, является указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года святителя Тихона, Патриарха Московского, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Согласно пункту 7 этого указа епархиальный совет или духовенство и миряне епархии, лишенной архиерея вследствие передвижения линии фронта или изменения государственной границы, обращаются к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею. Таковой вступает в управление данной епархией сам или командирует для управления этой епархией своего викария.
В связи с этим Синод постановил:
— В связи с фактической длительной отделенностью линией фронта Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки от приходов и обителей, находящихся на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области, что препятствует нормальному ходу церковной жизни на упомянутой территории,
— С учетом необходимости правового урегулирования положения упомянутых приходов и обителей, в том числе их регистрации в качестве юридических лиц,
— В связи с отсутствием возможности для беспрепятственного урегулирования этой ситуации Синодом Украинской Православной Церкви,
— Имея в виду обращения, поступавшие от священнослужителей, монашествующих и мирян:
1. Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией.
2. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии.
3. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки.
4. При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения.
5. Считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела, прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси или организацией подписания таковых обращений.
Русская линия
Зеленский начал подготовку к полному запрету Украинской Православной Церкви
Украинские спецслужбы ворвались в редакцию «Союза православных журналистов», а также провели обыск в Центре правовой защиты УПЦ
В Офисе президента Украины, похоже, решили, что пришла пора полностью ликвидировать Украинскую Православную Церковь и силой отобрать у неё все храмы, передав их раскольникам из «ПЦУ». А для этого им необходимо заткнуть рот всем православным журналистам на Украине, а также правозащитникам, которые выступают в защиту УПЦ.
Два года с начала военных действий между Россией и Украиной на Банковой надеялись, что им удастся склонить духовенство и мирян УПЦ к переходу в «ПЦУ». Однако, единственное, чего смогли достичь Зеленский со товарищи — это собор в Феофании, который фактически объявил об отделении УПЦ от Русской Православной Церкви. Далее дело не пошло.
Надо признать, что в УПЦ всегда существовала определённая группа архиереев, которые выступали за полное отделение от Московского Патриархата, однако даже они были не готовы на подчинение самозванцам из «ПЦУ», на чём настаивает Зеленский. С началом СВО автокефалисты в УПЦ надеялись на то, что Фанар даст им возможность создать отдельную от сторонников Думенко структуру на Украине, но просчитались. Патриарх Варфоломей потребовал от них подчинения «ПЦУ», что те в итоге отвергли.
В результате «долготерпение» Банковой лопнуло — против сторонников автокефалии в УПЦ начали возбуждать уголовные дела (преследовать начали даже известного сторонника отделения УПЦ от Москвы митрополита Сумского Евлогия), а сегодня в редакцию портала «Союз православных журналистов», который продвигал «феофаниевские решения» об отделении УПЦ от РПЦ, ворвались украинские спецслужбы. Параллельно с этим обыски прошли в Центре правовой защиты УПЦ.
Причём представители СБУ действуют нарочито жёстко с явной целью запугать верующих и духовенство УПЦ. Так, 4 из 15 членов редакции СПЖ были арестованы, один из них «настоятель столичного храма УПЦ». Свои действия СБУ назвало «нейтрализацией в Киеве преступной организации, проводившей информационные диверсии по заказу ФСБ», сообщает СПЖ.
По их словам, «злоумышленники массово продуцировали и разгоняли прокремлевские нарративы и провокационные сообщения, которые должны были дестабилизировать общественно-политическую ситуацию и разжигать религиозную ненависть в Украине».
СБУ обнаружила во время обысков мобильные телефоны и компьютерную технику, которые, по их заявлению, «использовались в преступных действиях в пользу страны-агрессора». «На основании собранных доказательств четырем задержанным и ещё десяти участникам преступной организации сообщено о подозрении по следующим статьям Уголовного кодекса Украины:
— ч. 2 ст. 111 (государственная измена, совершенное в условиях военного положения);
— ч. 6 ст. 111−1 (коллаборационная деятельность);
— ч. 4 ст. 28, ч. 1, ч. 2 ст. 255 (создание и участие в преступной организации);
— ч. 3 ст. 161 (разжигание религиозной вражды и ненависти, совершенное организованной группой);
— чч. 1, 2 436−2 (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины).
Решается вопрос об избрании им меры пресечения — содержания под стражей. Журналистам грозит пожизненное лишение свободы.
В связи с этим хотелось бы заметить, что многим верующим и священнослужителям УПЦ на Украине (хотят они того или нет, являются ли активными украинскими патриотами или нет) предстоит стать исповедниками и пострадать за Русскую Православную Церковь. Только предательство Матери-Церкви, как это сделал в своё время Драбинко, Шостацкий, Коваленко и иже с ними, сможет защитить их от украинских властей. Никакие «феофаниевские компромиссы» здесь не помогут, о чём мы писали ещё два года назад.
Помощи Божией и крепости сил всем, кто, несмотря на репрессии украинских властей, остаётся верен своей Матери-Церкви!
Русская линия
Украинские униаты отвергли призыв папы Римского Франциска о начале мирных переговоров с Москвой
Синод УГКЦ сделал заявление, в котором указал, что Украина будет воевать с Россией до последнего украинца
10 марта 2024 года Синод УГКЦ опубликовал «Заявление по поводу недавних высказываний папы Франциска», подписанное Святославом Шевчуком, Борисом Гудзяком и другими иерархи униатов. Текст заявления опубликован на официальном сайте УГКЦ, сообщает СПЖ.
В тексте указывается, что слова главы Ватикана следует рассматривать как призыв к переговорам, а не капитуляции Украины. Затем синодалы УГКЦ заявили, что не хотят «останавливаться на словах папы», а стремятся «ещё раз акцентировать на позиции жертв российского вторжения на Украину».
В заявлении говорится, что капитуляция Украины якобы «будет означать их смерть». Епископы УГКЦ считают, что российская армия стремится любой ценой «уничтожать и убивать» украинцев. Также в тексте сказано, что «любая российская оккупация украинской территории приводит к уничтожению Украинской греко-католической церкви, любой независимой Украинской православной церкви».
«Несмотря на предложения о необходимости переговоров представителей разных государств, включая Святейшего Отца, украинцы будут продолжать защищать свободу и достоинство в борьбе за устойчивый и справедливый мир для своей страны и мира», — сказано в заявлении.
Таким образом, украинские униаты настроены на войну с Россией до последнего украинца и никаких мирных переговоров не приемлют. Аргумент папы Римского о том, что позже им, возможно, придётся подписывать капитуляцию в УГКЦ не разделяют.
Русская линия
Действия Румынского Патриархата неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия для единства Православной Церкви в целом
Св. Синод Московского Патриархата жёстко отреагировал на решение румынских архиереев учредить «Румынскую православную церковь Украины» и начать приём молдавских священников-перебежчиков
12 марта 2024 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел на своём заседании решение Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата.
В коммюнике заседания Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года заявлено о «благословении, поощрении и поддержке инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью — Румынским Патриархатом через их юридическую организацию в религиозной структуре под названием „Румынская Православная Церковь в Украине“», а также о том, что «все румынские православные клирики из Республики Молдова, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию, являются каноническими клириками, а любая дисциплинарная санкция, наложенная на них по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви, считается недействительной и несостоятельной, согласно синодальному постановлению № 8090 от 19 декабря 1992 года» об учреждении «Бессарабской митрополии».
Подобные деяния Синода Румынской Православной Церкви ранее неоднократно получали справедливую каноническую оценку Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви.
В связи с новыми действия Румынского Патриархата Св. Синод постановил:
1. С глубоким сожалением констатировать, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора.
2. Выразить решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом.
3. Отметить, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики. возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты.
4. Напомнить, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его».
5. Поручить Преосвященному митрополиту Волоколамскому Антонию, председателю Отдела внешних церковных связей, дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.
6. Выразить поддержку Украинской Православной Церкви и Православной Церкви Молдовы, их Первоиерархам, епископату, духовенству, монашествующим и мирянам в связи с неканоническими посягательствами со стороны Синода Румынского Патриархата.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского
Cвященномученик Арсений, митрополит Ростовский, родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.
В 1728—1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.
Вернувшись в столицу Империи, о. Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру.
В 1741 г. о. Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.
Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.
За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем «Андрея Враля».
«Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме. ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность. Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия», писал о владыке профессор И.М.Снегирев.
В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как «ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность».
Русская линия