«Масленица идёт, блин да мёд несёт»
Сегодня начинается последняя перед Великим постом Масленая или Сырная седмица
Сегодня начинается Масленица, которая продлится до ближайшего воскресенья. Как известно, Масленица — просторечное название Сырной седмицы — последней недели перед Великим постом.
Во время масленицы в храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Во время Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, вместе трапезничают, но не стоит забывать, что это неделя, подготавливает человека к Великому посту.
Существуют даже свои традиции для каждого дня недели Масленицы. В первый день начинали печь блины. Первый блин на Руси всегда отдавали нищим — на помин души всех усопших сродников. На блины приглашали всю родню. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шёл в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей тёща. Главным гостем был зять, которого тёща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись самые разные потехи: кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки.
В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Эта давняя традиция родилась в монастырях Палестины, где монахи весь Великий пост проводили в пустыне в полном одиночестве и возвращались в свои обители только на Пасху. Они хорошо понимали, что за долгое время уединения может произойти всякое, и прежде чем удалиться, не желая уносить с собой ни вину перед близкими, ни чувство обиды, собирались вместе и просили друг у друга прощения.
Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Такое колебание даты праздника связано с изменением дня Пасхи, поскольку начало Масленицы отмечается за восемь недель до неё. Завершает масличную неделю Прощеное воскресенье.
Русская линия
Иеромонах Макарий (Маркиш): Сжигание чучела на масленицу — это языческая традиция, чуждая христианству
Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии рассказал о том, как Церковь относится к масленичным гуляниям
Русская Православная Церковь негативно относится к традиции сжигания чучела на масленицу, поскольку это языческая традиция, которая лишь отводит детей от христианства, а не способствует тому, чтобы они утверждались в православной вере. Об этом заявил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), сообщает РИА Новости.
«Посмотреть — посмотрел (на сжигание чучела), но детям надо сказать, что игра дурацкая, потому что она взялась из времен, когда в России христианства не было, когда люди жили без Христа. Футбол тоже, можно сказать, игра не христианская, но вот эти „игры“, в том числе сжигание чучела, в отличие от футбола — языческие остатки нехристианских религий, это отталкивает, отводит людей от истинной веры, от Христа», — сказал отец Макарий.
В целом, добавил он, в масленичных гуляниях участвовать можно: в гости ходить, блины кушать, поздравлять друг друга, «то есть участвовать во всем добром, хорошем, что связано с этим периодом».
Также священник предостерег верующих от духовной «раздробленности» в этот период. «Хорошо, если я верю в Бога, стараюсь жить по-христиански, не делать зла, стремлюсь к добру и при этом участвую в каких-то добрых делах, угощениях, сам угощаюсь. Но важно, чтобы не было раздробленности: я сейчас помолился, попостился, потом всё забыл, напился, как свинья; или наоборот, когда „я христианин, я с вами вообще блинов есть не буду, это все мирское, никуда не годится“. Важно, чтобы люди ощущали внутри себя единство», — заключил собеседник агентства.
Великий пост в 2024 году начинается 18 марта. Его предваряют подготовительные недели, последняя из которых называется масляной, масленицей, или сырной неделей. Масляная неделя начинается после воскресенья о Страшном суде (в этом году 10 марта) и завершается Прощеным воскресеньем (17 марта). На масленицу уже запрещено вкушать мясо, но ещё разрешается молочная пища.
Русская линия
Папа Римский Франциск призвал Украину поднять белый флаг и начать переговоры с Россией
Глава Ватикана уверен, что ситуация для Киева на поле боя такова, что украинским властям необходимо срочно идти на заморозку конфликта
Глава Ватикана папа Римский Франциск примкнул к числу тех европейских политиков и экспертов, которые призывают нынешние украинские власти срочно начать переговоры с Россией о прекращении военных действий на Донбассе и заморозке конфликта. Об этом глава Католической церкви заявил в одном из последних интервью журналистам, сообщает СПЖ со ссылкой на Reuters.
В интервью папу Франциска спросили о его позиции в дебатах между теми, кто говорит, что Украина должна сдаться, поскольку она не смогла дать отпор российским силам, и теми, кто говорит, что это узаконит действия Москвы. Интервьюер использовал в вопросе термин «белый флаг».
«Это одна из интерпретаций, и это правда», — сказал Франциск согласно предварительной стенограмме интервью и анонсированному видео, полная версия которого выйдет в эфир 20 марта.
«Но я думаю, что по-настоящему силён тот, кто, видя ситуацию, думает о людях, имеет смелость поднять белый флаг и начать переговоры», — сказал папа Римский, добавив, что переговоры должны проходить с помощью международных держав.
«„Переговоры“ — смелое слово. Но когда вы видите, что терпите поражение, что дела идут не очень хорошо, вам нужно иметь смелость начать переговоры», — сказал папа Франциск.
«Можно чувствовать стыд, но сколькими ещё смертями закончится эта война? Нужно вести переговоры вовремя, найти страну, которая может быть посредником», — сказал Франциск, упомянув в числе стран-посредников и Турцию.
«Не стыдитесь переговоров, пока ситуация не ухудшилась», — сказал он и добавил, что готов сам стать посредником.
Таким образом, в Ватикане пророчат украинским властям серьёзное ухудшение ситуации на поле боя, а это значит, что Киеву лучше сейчас начать переговоры, а не дожидаться капитуляции. Тем не менее, в Офисе президента Зеленского вряд ли прислушаются к папе Римскому — военные действия будут продолжаться, поскольку их прекращение означает политическую смерть Зеленского.
Русская линия
Отошёл ко Господу епископ Моравичский Антоний
Представитель Сербской Православной Церкви в Москве, занимавший эту должность с 2002 года, скончался на 54-м году жизни
11 марта 2024 года, на 54-м году жизни, отошел ко Господу епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москве (подворье Сербской Православной Церкви), сообщает Патриархия.Ru.
Епископ Антоний (в миру — Антоний Пантелич) родился 23 июля 1970 г. в г. Валево в Сербии. В 1990 г. окончил духовную семинарию «Трех святителей» при монастыре Крка. В 1988 г. во время учебы в духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана.
В 1989 г. в монастыре Жича рукоположен в сан диакона, в 1991 г. — в сан иеромонаха.
В 1995 г. окончил с отличием Московскую духовную академию.
В 1996 г. по решению преподавательского совета Московской духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.».
В 1996 г. в Сербии удостоен сана сингела. Решением Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви назначен преподавателем духовной семинарии св. Петра Дабробосанского в г. Сербинье; стал доцентом Музыкальной академии Сараевского университета, преподавателем и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории. Читал лекции в духовной академии св. Василия Острожского в Сербине.
В 1996—2000 гг. пребывал в должности наместника и эконома монастыря Студеница.
В 2001 г. возведен в сан протосингела и по решению Архиерейского Собора и Синода Сербской Православной Церкви избран настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита.
В 2002 г. назначен представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем Патриаршего подворья храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москвы.
С 2003 г. — преподаватель и заведующий кафедрой литургики в Православном университете св. Иоанна Богослова и преподаватель литургики в Московском богословско-философском институте. Был деканом философско-богословского факультета РПУ.
На проходившем в Белграде с 15 по 27 мая 2006 г. заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви избран викарием Патриарха Сербского с титулом «Моравичский».
Хиротонисан 23 июля 2006 г. за Литургией в соборном храме св. Архангела Михаила г. Белграда.
В 2019 г. на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) защитил диссертацию на тему «Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944—1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви».
Русская линия
Митрополит Смоленский Исидор: Призываю всех поминать Юрия Гагарина в своих молитвах
На Смоленщине отметили 90-летие со дня рождения первого космонавта, который в 1964 году призвал советские власти восстановить Храм Христа Спасителя
9 марта 2024 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, в Казанском храме города Гагарин Смоленской области была совершена Божественная литургия. Богослужение совершили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий и епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, сообщает Патриархия.Ru.
В этот день в Смоленской области прошли праздничные мероприятия по случаю 90-летия со дня рождения первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
За Литургией архипастырям сослужили секретарь Вяземского епархиального управления протоиерей Олег Переверзев, благочинный Гагаринского округа игумен Александр (Карпиков), благочинный Угранского округа иерей Александр Курмелев, настоятель Казанского храма протоиерей Владимир Титов.
В храме молились директор Департамента по взаимодействию с общественными объединениями министерства Смоленской области по внутренней политике П. Липатов, жители и гости города Гагарин.
Богослужебные песнопения исполнил хор Казанского храма (регент — Любовь Титова).
По окончании Литургии к участникам богослужения обратились архиереи Смоленской митрополии.
Затем архипастыри проследовали на главную площадь города, где приняли участие в праздничном мероприятии по случаю 90-летия со дня рождения первого космонавта планеты.
На митинге у памятника Ю. Гагарину присутствовали губернатор Смоленской области В. Анохин, заместитель председателя Государственной Думы С. Неверов, статс-секретарь — заместительница министра культуры Российской Федерации Н. Преподобная, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации летчик-космонавт С. Крикалев, главы и представители муниципальных образований Смоленской области, жители и гости города.
Митрополит Исидор обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором, в частности, отметил:
«Мы должны ясно осознавать, что Юрий Алексеевич явил собой пример и подвиг героизма, он по-настоящему любил Бога. И гагаринцы, его современники, помнят его благоговейное отношение к национальным святыням, как он ратовал о том, чтобы эти святыни, многие прежде порушенные, были возрождены. Он по-настоящему любил всякого человека и всякий, кто обращался к нему, видел в нём светлый лик, в этом молодом ещё человеке. Он был верен своей профессии, своему призванию. И во многом для нас являет пример того, как мы должны, каждый из нас, относиться к Богу, к ближним, как крепко мы должны любить наше Отечество.
Сегодня, в день Вселенской родительской субботы, мы с Преосвященнейшими владыками, с духовенством, с народом Божиим, молились в Казанском храме об упокоении раба Божиего Юрия, о его замечательных родителях Алексее и Анне. И призываю всех нас не только чтить память и следовать его героизму, но и молитвенно поминать этого светлого человека, и сегодня и в последующие дни взывать ко Господу о том, чтобы Он помянул этого великого человека, нашего земляка Юрия Алексеевича Гагарина, чтобы для каждого из нас этот, поистине, герой духа, стал примером любви и подражания".
По окончании митинга его участники возложили цветы к памятнику Ю. Гагарину и к памятнику А. Гагариной, расположенному у Дома-музея школьных лет Ю. Гагарина.
В тот же день в городе в честь памятного события состоялись 51-е Международные общественно-научные чтения, в которых приняли участие ведущие ученые, космонавты, общественные деятели, популяризаторы науки, аспиранты и студенты. Открыли чтения губернатор В.Н. Анохин и С.К. Крикалев. «Научные дискуссии будут посвящены актуальным темам развития космических технологий, аспектам подготовки современных космонавтов, истории отрасли и профильным музеям, деятельности кружков авиамоделирования и популяризации успехов наших покорителей космоса», — сообщил губернатор области.
На открытии форума присутствовал благочинный Гагаринского округа Вяземской епархии игумен Александр (Карпиков), который зачитал приветственное слово епископа Вяземского и Гагаринского Сергия.
В рамках праздничной программы в городе прошел ряд спортивных мероприятий. Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А.П. Арцебарский, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.А. Джанибеков, заместитель начальника Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина по науке и развитию В.И. Дубинин провели беседы о подвиге и личности Ю.А. Гагарина со школьниками.
Одним из ярких событий стали уличные «Гагаринские гулянья» с фотозонами и ярмаркой-выставкой сувенирной продукции от мастеров декоративно-прикладного искусства и предпринимателей из всех 27 муниципальных образований Смоленской области. Также прошли концерты, на которых выступили коллектив «Земляне», певица Варвара, а также региональные коллективы и артисты.
Русская линия
Копты нас обличают
Коптская церковь приняла решение приостановить богословский диалог с Католической церковью из-за решения папы Римского благословлять содомитов
Отвергая любое благословение содомии, Синод Коптской церкви приостановил богословский диалог с Католической церковью менее чем через три месяца после того, как Дикастерия вероучения издала декларацию Fiducia Supplicans, разрешающую пастырское благословение «однополых пар», сообщает Седмица.Ru со ссылкой на католическое информационное агентство CWN.
«После консультации с сестринскими церквями восточно-православной семьи было решено приостановить богословский диалог с Католической церковью, переоценить результаты, достигнутые диалогом с момента его начала 20 лет назад, и установить новые стандарты и механизмы для продолжения диалога», — заявил Синод во главе с папой Александрийским Тавадросом II.
«Коптская православная церковь подтверждает свою твердую позицию по отказу от всех форм гомосексуальных отношений, поскольку они нарушают Святую Библию и закон, по которому Бог создал человека мужчиной и женщиной, и считает, что любое благословение, какого бы рода оно ни было, для таких отношений является благословение за грех, а это недопустимо», — продолжил Синод Коптской церкви.
Коптская церковь входит в число дохалкидонских (ориентальных) церквей, которые перестали быть в полном общении Христианской церковью после Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора в 451 году.
Тем не менее, Коптская и Католическая церкви добились значительного экуменического прогресса со времени Второго Ватиканского собора. Этот прогресс ускорился при папе Франциске и папе Тавадросе II: последний посетил Рим в 2013 и 2023 годах, а папа Франциск посетил Египет в 2017 году. В 2014 году был учрежден ежегодный день дружбы между коптами и католиками, который обычно отмечается обменом письмами между Франциском и Тавадросом.
Однако, на столь вопиющий факт, как решение папы Римского благословлять половых извращенцев в костёлах, вынуждены были отреагировать даже копты. При этом большинство Поместных Православных Церквей до сих пор не высказали свою позицию по данному поводу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти Великого Князя Василия I, мы вспоминаем видного государственного деятеля, канцлера А.М.Горчакова
Великий Князь Василий I Дмитриевич родился 30 декабря 1371 г. и был сыном Св. блгв. Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княжны Евдокии Дмитриевны.
В 1382 г. после разорения Москвы Князь Дмитрий Донской отправил сына Василия в Орду «тягаться с Михаилом Александровичем Тверским о великом княжении». Тохтамыш не дал Михаилу великого княжения, но задержал Василия у себя и требовал за него 8000 рублей выкупа. Только в 1385 году молодой князь сумел спастись бегством из плена. После смерти отца Василий получил по завещанию лучшие и сильнейшие города: Владимир, Коломну, Кострому и Переяславль. Уже в самом начале своего княжения он показал, что останется верен политике отца и деда и с успехом продолжил объединение русских земель вокруг Москвы. Он успешно воевал с Новгородом Великим, нижегородскими, суздальскими князьями, рязанским князем Олегом Ивановичем, Литвой. Присоединил к Москве Нижний Новгород, Муром, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли народа коми. По его приказу были «срублены» города Ржев и Плес. В его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.
С Ордой Василий старался поддерживать хорошие отношения, но после того, как в 1395 г. татары были разбиты Тамерланом, Великий Князь перестал считаться с ордынскими ханами, за что в 1408 г. хан Едигей, совершил карательный поход на Русь, внезапно появившись под Москвой. Василий I, оставив в осажденной Москве «воевод и многое множество народа», отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска Великого Князя и под Костромой. Опустошив во время похода значительные территории Руси, татары вынудили Василия I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели — восстановления власти Золотой Орды над Русью. Скончался Великий Князь Василий I 27 февраля 1425 г. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля, великого дипломата светлейшего князя, канцлера А.М.Горчакова, скончавшегося в 1883 году.
Александр Михайлович Горчаков родился 4 июня 1798 г. в знатной семье генерал-майора (происходил из рода Рюриковичей) и получил блестящее образование (был соучеником А.С.Пушкина по Царскосельскому лицею, который окончил с золотой медалью).
В 1817 г. Горчаков поступил на дипломатическую службу, находясь на которой принимал участие в работе конгрессов Священного союза. В 1824 г. он был назначен первым секретарем при русском посольстве в Лондоне, в 1827 г. переведен на такую же должность в Рим, затем служил в посольствах в Берлине, Флоренции и Вене. В последней должности Горчакову в 1854 г. на Венской конференции удалось предотвратить вступление Австрии в войну на стороне противников России.
В апреле 1856 г. Горчаков возглавил министерство иностранных дел и бессменно находился на этом посту более 25 лет. Главной задачей внешней политики России в тот период стала борьба за пересмотр и отмену ограничительных статей Парижского мирного договора, закреплявшего результаты неудачной для России Крымской войны (нейтрализация Черного моря и запрет России держать Черноморский военный флот). Горчакову, мудро игравшему на европейских противоречиях, удалось блестяще решить поставленную перед ним Императором, что позволило России заявить об отказе от унизительных статей Парижского мира и добиться международного признания этого акта в 1871 г.
Горчакову также удалось обеспечить нейтралитет европейских держав во время Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Последней крупномасштабной дипломатической акцией, в которой принял участие Горчаков, стал Берлинский конгресс европейских государств 1878 г., решивший судьбу турецких владений на Балканах. В условиях, когда вся Европа была напугана успехами русского оружия и опасалась гегемонии России на Балканах, Горчаков сумел не только предотвратить повторение Крымской войны и создание новой антирусской коалиции, но и отстоять национальные интересы России. Конгресс зафиксировал сохранение независимости балканских государств, хотя и с урезанными границами.
С 1879 г. Горчаков в связи с серьезной болезнью фактически отошел от дел, а в 1882 окончательно вышел в отставку. За время своей службы он был удостоен всех высших российских орденов и множества иностранных наград, а также удостоен титула светлейшего князя (1871). Оставил о себе память как о выдающемся дипломате, действовавшем в сложных ситуациях после поражения России в Крымской войне и, благодаря своей мудрости, расчетливости и жизненному опыту, сумевшем вывести государство из тяжелейшего внешнеполитического кризиса. За время своего управления МИД Российской Империи, Горчаков резко изменил внешнюю политику государства от «дворянского интернационализма» к защите сугубо национальных интересов. Похоронен в Сергиевой пустыне близ Петербурга.
В этот день в 1917 г. беспорядки в Петрограде переросли в открытый солдатский бунт, который возглавила Государственная Дума.
Русская линия