Сергей Михеев: Только заклинаниями и убаюкиваниями проблема абортов решена быть не может
Известный политолог в эфире радио «Вести ФМ» прокомментировал призыв Валентины Матвиенко снизить накал дискуссии по абортам
4 декабря 2023 года председательница Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила в СМИ с призывом снизить накал общественной дискуссии по теме абортов и пообещала, что российские власти не пойдут на полный запрет «искусственного прерывания беременности», сообщает ТАСС.
«Я абсолютно уверена, что никакие запреты, никакая кампанейщина, никакое давление, никакая криминализация законодательства в этой сфере не могут и не смогут решить эту проблему. И государство по этому пути точно не пойдёт», — сказал Матвиенко журналистам.
«На мой взгляд, сейчас нужно снизить накал риторики, перенести это обсуждение в плоскость здравого смысла и продолжить кропотливую профессиональную работу, которая исключала бы ошибки и невзвешенные предложения, не приводила к тревогам в обществе», — сказала глава Совета Федерации.
При этом Валентина Матвиенко заявила, что России необходимо добиться того, чтобы аборты можно было проводить только по двум причинам — в случае насилия над женщиной либо по медицинским показаниям.
«Мы к этому движемся, но, конечно же, эффективность этой работы надо повышать», — сказала она. По её словам, за последние пять лет число абортов в России снизилось на 25%, «тем не менее, цифры пока очень тревожные».
Матвиенко призвала не допустить, чтобы на фоне разговоров о запрете абортов «эта тема ушла в подполье, чтобы начали делать эти медицинские операции не в медицинском учреждении, не под контролем врача, в соответствующих условиях, а где-то в неприспособленных местах».
«Я думаю, что мы сумеем сейчас перевести дискуссию в профессиональный разговор на основе здравого смысла и решить эту проблему», — добавила Матвиенко.
В эфире радио «Вести ФМ» в рамках программы «Железная логика» заявление главы Совета Федерации прокомментировал известный российский политолог Сергей Михеев. Ниже мы публикуем текст его заявления целиком:
«Ну, так решайте, хочется сказать, спокойно эту проблему, вы же её не решаете. Решайте эту проблему! Да, понятно, что запрет абортов сейчас невозможен. Но мне не очень понятно такое отношение, типа «не будем перегревать» и прочее. Оно немножко выдуманное, потому что кто-то просто боится, что это может быть электорально-неприемлемой темой. Однако, это всё вовсе не так. Ясно, что полный запрет абортов в нынешней ситуации невозможен, но и, наверное, не нужен. Но вопрос в том: а кто будет решать демографическую проблему и как?
Дело в том, что и сейчас огромное количество абортов делается подпольно. Это же тоже миф, что якобы сейчас всё под контролем врачей и прочее-прочее. И сейчас они делаются подпольно, никто никуда их не записывает, просто берут деньги и всё. Это что для кого-то секрет что ли? Мне кажется, что это вообще ни разу никакой не секрет. Для кого это секрет, то таковым предлагаю познакомиться с реальной жизнью. Это раз.
А второе, всё-таки, мне кажется, жизни сотен тысяч, а может, и миллионов нерождённых детей, они важнее и являются приоритетом для любого нормального общества. Любому нормальному обществу было бы очень стыдно убивать каждый год по миллиону детей, 450 тысяч — это только официальная статистика. А если обществу не стыдно это делать, то это не здоровое общество, и уговаривать его, убаюкивать, вот, мол, вы не бойтесь, можно будет и дальше делать. Я считаю, что это не выход из ситуации. Вот в чём дело.
Вот Матвиенко говорит, что мы добьёмся, что аборты будут делаться только в крайнем случае. Ну, хорошо, давайте добьёмся! Но странно, что до этого не было такой задачи добиваться, а вот сейчас решили всё-таки добиваться. Хорошо, решили добиваться — давайте добиваться! Ведь здесь не получится ничего добиться, если в сфере абортов вообще ничего не делать. То есть, грубо говоря, если сферу абортов оставить такой, какая она есть сейчас, то дальше только и будут вот эти заклинания «за всё хорошее, против всего плохого» и прочее.
Как минимум, надо сделать так, чтобы на абортах нельзя было делать бизнес, а на нём сейчас делают бизнес, а там где бизнес, деньги, там и будет всё это дело крутиться. Это однозначно!
И потом, вообще начинают говорить так, что будто бы аборты делают только те, кого изнасиловали или у кого какие-то проблемы по медицинским показаниям. Это же ложь! Ну, хватит врать-то друг другу! Это ложь! Все прекрасно знают, почему их делают. Потому что люди ведут беспорядочный половой образ жизни, не думая о последствиях своей собственной башкой. Им наплевать, что может с ними произойти, их не пугает сама по себе возможность убить своего собственного ребёнка. Вот в чём проблема-то, а не в изнасилованиях и каких-то медицинских показаниях. Я думаю, что изнасилования и медицинские показания — это хорошо, если 1−2 процента от всего числа производимых абортов. А на самом-то деле люди ведут безответственный, беспорядочный образ жизни и не боятся убивать своих собственных детей. Вот в этом и есть главная причина абортов. Потому что если бы они хотя бы ответственно подходили к своей половой жизни, уж вы меня извините, то даже в этом случае абортов было бы меньше. А они живут, как зверьки, как кролики, и после этого начинают плакать, что вот им там что-то запрещают, им там что-то не разрешают. Живите, как люди, а не как животные, тогда, так сказать, будет толк. Вот и всё. Да, и животные лучше. Животное своих детей не убьёт, независимо от того, нравится или не нравится ему их кормить. Вот в чём проблема! Проблема в жуткой поврежденности духовной сферы человеческой, потому что, если бы люди контролировали свою половую жизнь, было бы всё по-другому.
А тут «вот, давайте снизим накал». Нет, подождите, накал — не накал, это же так или не так? Это так. Отчего аборты? От того, что башкой думать не хотелось. Это первое. А второе — потому что в голове всегда сидит: ничего, в случае чего, я его отравлю, задушу и так далее. Так ведь или не так? Это что «накал»? А-а-а, вы не хотите, чтобы об этом говорили, потому что это неприятно слушать? Так это другой вопрос. Вам неприятно слушать или это не проблема? Это проблема, а о проблемах всегда неприятно слушать. О любой проблеме неприятно слушать, особенно, если ты каким-то образом живёшь вот этой жизнью. Неприятно, конечно, когда вдруг тебе в нос суют твоё грязное бельё, но если этого не сделать, ничего не изменится. Поэтому в чём я готов поддержать спикера Матвиенко, так это в том, что рано или поздно, как она говорит, мы добьёмся того, что аборты будут только по медицинским или криминальным показаниям. Если так, это здорово. Но вопрос в том, что только словами эта проблема решена быть не может".
Русская линия
Украинские военные поглумились над Святителем Николаем
В Интернете появилось кощунственное видео, как украинский вертолётчик переоделся в священнические одежды святителя и выпускает ракеты в виде подарков
Руководство 12 бригады армейской авиации Вооружённых сил Украины не нашло ничего лучшего, чем во время военных действий поглумиться над образом Святителя Николая, который по европейскому поверью на Рождество Христово рассылает всем подарки.
Украинские военные опубликовали в соцсетях видео, на котором их пилот в священническом облачении с митрой на голове стреляет ракетами из вертолёта. При этом на самом облачении вышит крест, используемый в символике Вооруженных сил Украины, сообщает СПЖ.
Соответствующее видео военные опубликовали ко дню святого Николая, которое по новоюлианскому календарю празднуется 6 декабря.
«Святой Николай поздравляет с Днём ВСУ. Захватчикам Николай в День ВСУ принесёт особые подарки, а птицы армейской авиации ему в этом помогут», — говорится в описании к видео.
На кадрах видно, как переодетый в облачение пилот везёт по полю санки, загруженные авиационными ракетами, после чего загружает их в отсек для стрельбы. Позже он садится в воздушное судно, одевает на лицо маску с клыками и поднимается в воздух, после чего совершает запуск ракет.
Что ж, говорят, что сатана — это обезьяна Бога, который рядится в божественные одежды, но ничего божественного в нём нет. Так, похоже, происходит и в данном случае. Украинские военные, которые постоянно рискуют своей жизнью в небе, не побоялись собезьянничать святителя Николая, изобразив его с клыками и стреляющего из оружия.
Человек, который хоть раз искренне молился святителю Николаю в постигшей его беде и получал от него действенную помощь, никогда бы не пошёл на такую безумную клоунаду. А потому объяснять украинским военным что-либо в данном случае бессмысленно. Это люди, которые готовы смеяться над чем и кем угодно. А ещё говорят, что на войне неверующих не бывает. Как видим, бывает. И невдомёк им, что такими «постановками» они смеются над тем, кто во всём мире считается покровителем путешествующих и оказавшихся в какой-либо беде. Придёт беда, кому они будут молиться?
P. S. Хотелось бы верить, что мы никогда не удивим чего-то подобного со стороны военнослужащих Российской армии. Даже на войне у людей должно оставаться что-то святое.
Русская линия
В Черногории торжественно открыли два памятника святому благоверному князю Александру Невскому
Монументы работы Айдына Зейналова были переданы Черногории в дар от Русского Дома в Белграде и посольства России
6 декабря 2023 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в городах Андриевица и Никшиче в Черногории торжественно открыли и освятили сразу два памятника русскому князю, сообщает Православие.Ru.
Установление памятников работы известного российского скульптора, академика Российской академии художеств Айдына Зейналова стало возможным благодаря усилиям Русского Дома в Белграде, посольства России в Черногории и Сербской Православной Церкви.
Торжества в Андриевице возглавил епископ Будимлянский и Никшичский Мефодий. В открытии монумента также приняли участие посол России в Черногории Владислав Масленников, руководитель Русского Дома в Белграде Евгений Баранов, скульптор Айдын Зейналов, глава муниципалитета Андриевица Желько Чулафич, глава муниципалитета Беране Вуко Тодорович, представители мотоклуба «Ночные волки» и многочисленные православные верующие.
В рамках открытия памятника, глава муниципалитета Андриевица Желько Чулафич провёл в мэрии города встречу с академиком Зейналовым. Чулафич поблагодарил скульптора за исторический подарок. В свою очередь Айдын Зейналов подчеркнул, что участие в этом проекте для него большая честь и поблагодарил Посольство России в Черногории и Русский Дом в Белграде за помощь и поддержку в работе над памятником.
Вечером того же дня памятник Александру Невскому торжественно открыли и в Никшиче.
Стоит отметить, что святой русский князь — один из самых почитаемых в Сербии и Черногории святых Русской Православной Церкви. Крупнейшее сербское племя Черногории Васоевичи почитает Александра Невского своим небесным покровителем. С XVIII в. Васоевичи отмечают день Александра Невского как «заветную славу», т. е. семейный православный праздник, который празднуется как обет святому. В середине XVIII в. перед решающей битвой с турками, Васоевичи молились св. Александру Невскому о победе. По преданию, во время битвы в небе появился святой князь и обратил турок в бегство. Память об этом чудесном событии Васоевичи хранят более 250 лет.
Русская линия
Мнение Кураева в России мало кому интересно
В Русской Православной Церкви заявили, что не подавали никаких документов о признании изверженного из сана дьякона иноагентом
Представители Русской Православной Церкви не подтвердили сообщения о том, что Московская Патриархия якобы обратилась в Министерство юстиции России с просьбой рассмотреть вопрос о признании иноагентом лишенного сана Андрея Кураева, сообщает ТАСС.
«Мне об этом ничего неизвестно», — сказала руководительница правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Павлово-Посадский Силуан в свою очередь сообщил, что Управление делами Московской Патриархии не занимается подобными «правовыми вопросами».
Ранее некоторые Telegram-каналы сообщили о том, что «высшее руководство Московской Патриархии» якобы обратилось в Минюст с просьбой о признании бывшего протодиакона и блогера, уехавшего из России в Чехию, иноагентом. Данная информация также была опубликована на сайте газеты «Московский комсомолец».
Конечно, Кураева вполне могут признать иноагентом, поскольку он проживает за границей, ведёт свой ЖЖ и может получать средства от иностранных спонсоров. Однако, вряд ли для этого необходимо обращение Московской Патриархии в Министерство юстиции. Указанное ведомство без каких-либо церковных прошений может принять такое решение.
Что же касается самого Кураева и его ЖЖ, то его мнение в связи с постоянными скандалами вокруг его имени и извержением его из сана верующим и духовенству Русской Православной Церкви теперь малоинтересно.
Русская линия
Папа Римский Франциск надеется, что христиане с 2025 года будут вместе праздновать Пасху
Мечта главы Ватикана может сбыться, если Католическая церковь вернётся к юлианскому календарю
Папа Римский Франциск выразил желание, чтобы, начиная с 2025 года, когда дата празднования Пасхи совпадет для всех христианских конфессий, её стали отмечать совместно все последователи Христа. Об этом глава Ватикана сказал на встрече с представителями Международной теологической комиссии Ватикана, сообщает портал «Global Orthodox» со ссылкой на пресс-службу Папского престола.
Папа Франциск считает промыслительным, что совместное празднование Воскресения Христова в 2025 году приходится на 1700-летие проведения Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в городе Никее.
«Как мы можем не вспомнить об исключительном значении этого юбилея на пути к полному единству христиан? − сказал папа. − Не только, по сути, Никейский Символ объединяет учеников Иисуса, но именно в 2025 году провиденциально дата празднования Пасхи совпадет для всех христианских конфессий. Как было бы прекрасно, если бы это стало конкретным началом всегда общего празднования Пасхи!»
Обращаясь к представителям теологической комиссии, папа Франциск призвал «заново открыть Никейский собор». Именно на этом Соборе было установлено, что христиане должны праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но ни в коем случае ни до, ни в одно время с иудейской пасхой.
Это постановление католики нарушили, когда папа Римский Григорий III в 1582 году добавил к еретическим заблуждениям Католической церкви переход на новый календарь, который и получил его имя. С тех пор католики стали удаляться от православного празднования Пасхи, и сейчас могут праздновать Пасху и до иудеев, и в одно время с ними, что строжайше запрещено I Вселенским Собором.
Характерно, что ни одна Поместная Православная Церковь, несмотря на давление светских властей, до сих пор не решилась на такое нововведение. Даже Константинопольский Патриархат лишь частично перешёл на григорианский стиль, оставив исчисление Пасхи и переходящих праздников по юлианскому календарю. При этом Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская Поместные Церкви, а также Святая Гора Афон до сих пор полностью держатся юлианского календаря.
Так что мечта папы Римского Франциска об общей Пасхе легко осуществима, стоит лишь ему отменить календарную реформу папы Григория и вернуть Католическую церковь на юлианский календарь.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, мы вспоминаем русского ученого Н.И.Пирогова и адмирала Н.Г.Кузнецова
Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа — в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам.
Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, — свидетельствует о князе писатель его жития. — Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем. Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся. Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».
Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли — державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар.
«Не бойтесь убивающих тело, — провозглашает Слово Божие, — бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне». Душа России жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима.
В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело — дать его тому или иному князю. Батый принял св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом. От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями — Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед св. Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью вел. князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.
Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот: Сартак был умерщвлен своим дядей Берке, который и стал ханом. В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани. В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов. Сам способ сбора дани был очень отяготительным — в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. Но не это переполнило чашу народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой — расплата стала неминучей.
В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю, собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда св. Александр, в который уже раз «избавы ради христианския» приехал в Сарай. Ему снова удалось уладить дело благополучно — хан Берке оказался даже более милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение бесерменов, но и освободил Русь от обязанности поставлять воинов для своего ближайшего похода. Достигнуть этого оказалось не просто, и князю пришлось провести в Орде всю зиму и лето. Осенью, возвращаясь на родину с радостными вестями, он заболел и умер, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий.
Весть о кончине св. Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блж. митр. Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!» Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
23 ноября тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во владимирской соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.
Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. «Драгоценная отрасль священного корня, — молитвенно взывает Церковь к блгв. князю, — блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище. Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение».
Митрополит Иоанн (Снычев). Из книги «Самодержавие духа»
Сегодня мы также вспоминаем великого русского ученого, основоположника военно-полевой хирургии Н.И.Пирогова, скончавшегося в 1881 году.
Николай Иванович Пирогов родился 13 ноября 1810 г. в Москве в семье мелкого служащего. Окончив с отличием частный пансион, Пирогов стал студентом медицинского отделения Московского университета. После учился в профессорском институте в Дерпте, защитил докторскую диссертацию (1832), совершенствовал свои знания в Берлине и Париже. С 1841 г. Пирогов стал профессором Медико-хирургической академии в Петербурге.
Главной заслугой Пирогова является то, что ученый сделал хирургию наукой. Он создал образцовые анатомические атласы, впервые в России выступил с идеей пластических операций, первый в мире выдвинул идею костной пластики, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях. За свои заслуги в 1847 г. Пирогов стал членом-корреспондентом Российской Академии наук.
Во время Крымской войны Пирогов принимал участие в обороне Севастополя (работал с группой молодых хирургов на перевязочных пунктах и в госпиталях), когда «возможность умереть возрастает. до 36 400 раз в сутки (число неприятельских выстрелов)», делал виртуозные операции, был одним из создателей службы сестер милосердия. По опыту Крымской войны 1853−56 Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии, явившееся вкладом в отечественную и мировую военную медицину. Ученый придавал большое значение управлению медицинской службой; считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. Много внимания уделял организации выноса раненых с поля боя и транспортировке их на перевязочные пункты. По его настоянию в штаты войсковых частей в 1869 были введены специальные носильщики.
После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 — 1866 гг. руководил молодыми русскими учеными, командированными в Германию. С 1866 г. жил в своем имении в селе Вишня, где открыл больницу, аптеку и передал землю крестьянам в дар. В 1879—1881 гг. ученый работал над «Дневником старого врача», завершив рукопись незадолго до кончины.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова, скончавшегося в 1974 году.
Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1902 г. в деревне Медведки Вологодской губернии, в крестьянской семье. Свою службу во флоте начал в 1919 г., принимал участие в Гражданской войне. В 1926 г. будущий адмирал окончил Военно-морское училище, а в 1932 г. — Военно-морскую академию. В 1934−36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина», в 1936−37 гг. был военно-морским атташе и советником в Испании, в 1937−39 гг. являлся заместителем, а затем командующим Тихоокеанским флотом. В 1939—1946 гг. Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР, а с началом Великой Отечественной войны — главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-морским флотом страны.
По окончании войны Кузнецов последовательно служил начальником Управления военно-морских учебных заведений, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам (1948), командующим Тихоокеанским флотом (1950), военно-морским министром (1950), 1-м заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим ВМФ (1953). В 1948 г. по сфабрикованному обвинению адмирал Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала (в мае 1953 г. восстановлен в звании); в 1956 г. (после гибели линкора «Новороссийск») вновь понижен в звании до вице-адмирала (в 1988 гг. посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота). С февраля 1956 г. в отставке.
«..Мне довелось пережить необычное колебание в званиях: быть дважды контр-адмиралом, три раза ходить в звании вице-адмирала, дважды подниматься до звания адмирала и Адмирала Флота Советского Союза. Такого в истории, пожалуй, не бывало», — писал о крутых поворотах своей судьбы Н.Г.Кузнецов.
Русская линия