Малое Благовещение
Величаем тебя Предтеча Спасов Иоанне и чтим еже от неплодове преславное зачатие твое
«И положу завет Мой с ним заветом вечным..» (Быт. 17:19) — первая паремия праздника.
«Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; Он сказал мне: вот ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого.."(Суд.13:6−7) — вторая паремия.
«Глас вопиющего в пустыне — уготовайте путь Господень, прямыми сделайте стези Богу нашему.."(Ис.40.3) — третья паремия праздника.
Зачатие св. Иоанна Предтечи было описано евангелистом Лукой в первой главе Евангелия. Оно было возвещено Архангелом Гавриилом отцу пророка — праведному Захарии. Свв. Захария и Елизавета не имели детей, что в то время считалось наказанием Господним за грехи. Оба они достигли старческого возраста. Многие годы они усердно молились о даровании им потомства, и Господь услышал их молитву.
Св. Захария был священником Иерусалимского храма. Совершая однажды в порядке своей чреды каждение внутри храма, он сподобился увидеть Архангела Гавриила по правую сторону жертвенника. Он смутился, но Ангел ободрил его и возвестил ему благую весть, что Господь дарует ему сына. «И наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1:13−20).
Как обычно на любой Иоанновский праздник многие храмы полны людьми, они знают к кому обратиться за любой помощью, знают, что строгий, но справедливый и скорый на помощь пророк Божий Иоанн помогает каждому по его вере.
Всех читателей РЛ с праздником зачатия св. пророка Иоанна или, как в народе его точно окрестили, Малым Благовещением.
Александр Алекаев, Русская линия
Митрополита Черкасского Феодосия могут заключить в СИЗО
Украинские спецслужбы возбудили против владыки очередное уголовное дело. Архиерея обвиняют в действиях в интересах России
Служба безопасности Украины объявила о новом подозрении митрополиту Черкасскому и Каневскому Феодосию. На этот раз архиерея подозревают в «разжигании религиозной розни во время домашнего ареста», сообщает портал «Православная жизнь».
Как сообщает пресс-служба ведомства, митрополиту Феодосию вменяют в вину пренебрежительные высказывания о верующих и священнослужителях других конфессий, запись и распространение «пропагандистских» видеороликов на YouTube-канале Черкасской епархии УПЦ.
«Тем самым митрополит действовал в интересах страны-агрессора и пытался дестабилизировать общественно-политическую обстановку в регионе», — делает вывод СБУ.
5 октября 2023 года архиерею сообщили о подозрении по ст. 161 Уголовного кодекса Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений, совершенное должностным лицом повторно).
«В настоящее время решается вопрос об избрании новой меры пресечения, но уже в виде содержания под стражей», — сообщает СБУ.
20 февраля 2023 года Служба безопасности Украины сообщила митрополиту Черкасскому и Каневскому Феодосию (Снигиреву) о подозрении по ст. 161 Уголовного кодекса Украины (разжигание межконфессиональной розни), 6 апреля — по ч. 2 и ч. 3 ст. 436−2 Уголовного кодекса Украины (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины, глорификация ее участников). C 12 апреля архиерей находится под круглосуточным домашним арестом.
Теперь владыку могут заключил в СИЗО.
Русская линия
Фанар продолжает выступать с антироссийскими выпадами
Синод Константинопольского Патриархата повторил лживые сообщения о том, что Россия якобы насильно вывезла из Украины тысячи украинских детей
С 3 по 4 октября 2023 года в Стамбуле прошёл очередной Синод Константинопольского Патриархата, на котором среди прочих вопросов обсуждалась тема мнимого насильственного вывоза украинских детей в Россию.
«Священный Синод выразил надежду, что тысячи детей из Украины, которые были насильственно перемещены в Российскую Федерацию, быстро вернутся на свою родину и в свои дома», — говорится в сообщении профанарского портала «OrthodoxTimes».
Следует указать, что антироссийские и русофобские выпады для Фанара в последние годы — дело вполне привычное и обыденное. Но в данном конкретном случае архиереи Константинопольского Патриархата повторили откровенно лживые сообщения украинской пропаганды.
На самом деле речь идёт не о «насильственном вывозе», а об экстренной эвакуации детей и детских домов из зоны боевых действий на Донбассе. Причём украинские власти заранее об этом почему-то не позаботились, но российская армия смогла спасти детей. При этом Киев обвинил Москву в мнимом похищении сирот. Видимо, для команды Зеленского было предпочтительнее, чтобы дети погибли в зоне боевых действий, а не были спасены.
29 июля 2023 года данную тему прокомментировал президент России Владимир Путин:
«Вы знаете эту раздутую на самом деле историю с похищением детей. Мы объясняем просто: никакого похищения не было, была попытка и конкретные действия, направленные на спасение детей, которых вывозили из зоны боевых действий. Ну что же, детские дома оставлять там под ударами артиллерии, что ли? Конечно, детей вывозили».
Тем не менее, на Фанаре делают вид, что ничего об этом не знают.
Русская линия
Украинские спецслужбы осадили Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь
Люди в военной форме оцепили территорию обители и начали розыск среди монашествующих сторонниц «русского мира»
На территории Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря украинские спецслужбы устроили «мероприятия по безопасности». Люди с оружием в руках оцепили обитель и начали розыск среди насельниц сторонников «русского мира». Об этом заявила пресс-секретарша Управления СБУ в Ровенской области Анна Свинцицкая-Савчук 6 октября 2023 года, передаёт портал «Православная жизнь» со ссылкой на пресс-службу Ровенской епархии
«Утром люди в военной форме оцепили территорию Корецкого Свято-Троицкого женского монастыря. Как стало известно впоследствии, для того, чтобы провести меры безопасности», — сказано в сообщении.
Как рассказала Свинцицкая-Савчук, такие мероприятия проводятся для «недопущения использования религиозных общин в качестве ячейки „русского мира“, проверки данных об использовании помещений монастырей для укрывательства диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранения оружия и т. д.».
По словам пресс-секретарши СБУ, правоохранители действуют «при непосредственном участии представителей Церкви». Они проводят осмотр территории и помещений, осуществляют «проверку лиц на предмет их причастности к противоправной деятельности в ущерб государственному суверенитету Украины».
Все действия совершаются «в пределах действующего законодательства»; СБУ «придерживается принципа беспристрастности к деятельности любой религиозной конфессии», откровенно соврала Савчук.
Русская линия
«Русский Крест»
В Екатеринбурге в дни пребывания Креста Господня, явленного близ села Годеново, покажут фильм, снятый по поэме поэта Николая Мельникова
14 октября 2023 года в Актовом зале Духовно-просветительского Центра Екатеринбургской епархии состоится показ фильма «Русский Крест» режиссера Эдуарда Боякова с последующим обсуждение кинокартины, которое проведет руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Фильм будет представлен в рамках прибытия в уральскую столицу общероссийского миссионерского Крестного хода, посвящённого 600-летию явления Креста Господня близ села Годеново.
Картина снята по одноименной поэме «Русский крест» современного поэта Николая Мельникова. Всероссийская премьера состоялась в апреле этого года. В Екатеринбурге фильм показали в киноконцертном театре «Космос».
Уральскую премьеру фильма посетил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Своим впечатлением от просмотра владыка поделился в личном Телеграм-канале.
«Полный зал, почти две тысячи человек. Многие смотрят сквозь слезы. Но при этом на лицах радость. Пытаюсь понять: что со мной, когда я это уже пережил? Вспомнил. Фильмы из детства о добре, честности, дружбе, справедливости. Я ребёнок — и слышу: „Прекрасное далеко. От чистого истока я начинаю путь..“ И хочу реально быть хорошим, делать добрые дела, менять мир к лучшему. „Русский Крест“ обладает схожим эффектом. Порыв творить добро для людей, для страны, для собственной души. Кинокартина удивительной красоты и удивительной силы. Поблагодарил и режиссера, и исполнителя главной роли — Михаила Пореченкова. Новое сильное русское кино!», — отметил владыка.
На кинопоказ 14 октября в 12 часов приглашаются все желающие. Вход свободный.
Адрес епархиального Духовно-просветительского центра — Екатеринбург, ул. Репина, 6.
Помолиться перед великой святыней уральцы смогут в Иоанно-Предтеченском соборе за всенощным бдением пятницы, 13 октября, и Божественной литургией и всенощным бдением 14 октября. Проводы святыни состоятся по окончании всенощного бдения 14 октября.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского мыслителя А.С.Хомякова, видного государственного деятеля А.Х.Бенкендорфа и русского певца-патриота И.В.Талькова
Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823−25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838−39 гг. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».
Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления («Москвитянин», «Русская беседа»), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858−60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.
По словам протоиерея В.В.Зеньковского, «Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства». В центре воззрений Хомякова — учение о начале «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте). Он трактовал «соборность» как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае — во имя единства, во втором — во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).
Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам «кушитскому» (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело к разрыву между «просвещенным обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение — «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.
Сегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля России, шефа легендарного III отделения графа Александра Христофоровича Бенкендорфа, скончавшегося 23 сентября 1844 года.
Он родился 23 июня 1781 (по др. данным — 1783) года в семье генерала от инфантерии, бывшего при Императоре Павле I военным губернатором Риги. Его мать — баронесса Анна Юлиановна Шиллинг фон Канштадт была подругой детства Императрицы Марии Федоровны — супруги Павла I.
Начав службу унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1803 г. Бенкендорф проявил себя на Кавказе, где храбро воевал с горцами. В турецкую кампанию 1809 г. он выполнял самые трудные и опасные поручения, отличился в битве под Рущуком — стремительной атакой опрокинув турецкий отряд, угрожавший тылу Русской армии, за что удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. В годы Отечественной войны 1812 г. Бенкендорф проявил выдающиеся качества боевого генерала, находясь в авангарде армии при ее наступлении и арьергарде при отходе. Он блестяще действовал в сражении при Велиже, провел смелое и искусное наступление на Волоколамск, разбив неприятеля и взяв в плен более 8 тысяч французов. Преследуя наполеоновскую армию до Немана, Бенкендорф взял в плен трех генералов и 6 тысяч разных чинов. Дрался под Лейпцигом, в Голландии, Бельгии, удостоившись ряда высоких наград.
В 1821 г. генерал-лейтенант Бенкендорф по собственному почину подал Императору Александру I докладную записку, в которой со знанием дела изложил собранные им сведения о деятельности декабристов, высказавшись за срочные и действенные меры, но Государь оставил доклад без внимания. Зато усердие Бенкендорфа вскоре оценил Император Николай I, назначивший генерала главой созданного III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое ведало политичеким сыском.
На этом посту Бенкендорф был движим идеей создать не презираемое сообщество шпионов, а уважаемое всеми авторитетное министерство полиции, которое действовало бы в интересах общественного блага. Предание, бережно хранимое российскими спецслужбами до 1917 г., гласило, что Император Николай I вручая при учреждении Третьего отделения Бенкендорфу белый платок сказал: «Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!» В 1832 г. за заслуги перед Отечеством Бенкендорф был возведен в графское достоинство, а в 1834 г. награжден высшей наградой Империи — орденом Андрея Первозванного. Личный друг Государя Николая I, он сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей и до последнего дня добросовестно нес свои обязанности.
Сегодня также день памяти певца-патриота, автора многочисленных песен («Россия», «Я вернусь» и др.), пользующихся большой популярностью у русских людей Игоря Владимировича Талькова, застреленного 6 октября 1991 года — во время концерта за кулисами концертного зала «Юбилейный» в Петербурге.
Русская линия