Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов): Ленин был не просто материалистом, а ненавидящим христианство атеистом, воинствующим самими жестокими способами
Викарий Святейшего Патриарха Кирилла отреагировал на видео Захара Прилепина, где тот пытается представить вождя большевиков сторонником религиозной свободы
Викарий Святейшего Патриарха Кирилла епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своём Телеграм-канале вынужден был отреагировать на попытку известного коммуниста Захара Прилепина назвать чёрное белым и представить вождя большевиков Ульянова-Ленина человеком, который якобы не был сторонником гонений на Церковь, а выступал за религиозную свободу.
Ниже мы приводим текст владыки Саввы целим:
«Эпиграф: «Если правда густо замешана с неправдой, значит что-то здесь не так» (Захар Прилепин).
Не поленился посмотреть почти получасовое видео, в котором З. Прилепин объясняет, что Ленин вовсе не был против Церкви, смерти священникам не желал, а был очень даже идеалистом, просто желающим свободы вероисповедания. А смерти священников во время гражданской войны — это де эксцессы (мантра, повторяемая несколько раз).
«Вот как на смерть Ленина отреагировала наша Церковь», — говорит Прилепин, и зачитывает: «Священный Синод Русской Православной Церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения..» (и т.д.).
Вот только это послание не Священного Синода нашей Церкви, а Синода обновленческого раскола. Того самого раскола, который поддерживался большевиками именно с целью борьбы против Церкви: «Подтвердить директиву относительно деятельности ГПУ по вопросу ликвидации тихоновских сторонников, воздействуя на ВЦУ в смысле активной борьбы всех трех групп (Возрождения, Живой церкви и левой)» (протокол Комиссии по проведению отделения церкви от государства, 23.10.2022, РГАПСИ, ф.5).
Кстати, «красивая» история Прилепина о том, как Ленин заступился за арестованного священника Александра Боярского в 1921 году примечательна тем, что через полгода тот стал одним из лидеров того самого обновленческого раскола. Вербовка прошла успешно.
Вот З. Прилепин цитирует первые пять пунктов декрета о свободе совести. И, нельзя не согласиться с автором передачи, эти первые пять пунктов в целом совпадают с нынешними законодательными нормами о свободе совести. Вот только не процитированы п.12: «Никакие церковные и религиозные сообщества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют», и п.13: «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Речь шла о банальном рейдерском захвате.
По поводу отношения Ленина к расстрелам духовенства. З. Прилепин не совсем точно цитирует письмо Ленина в связи с событиями в Шуе и рано говорит «точка, конец цитаты», поэтому её продолжим: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. <…> Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров. Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев» (19.03.1922, РГАПСИ, ф.2).
Сам святитель Тихон ещё в августе 1921 года обратился к заграничным религиозным лидерам с просьбой помочь голодающим, дал указание организовать по храмам сбор денег и создать церковный комитет помощи голодающим (советская власть, правда, вставила палки в колёса, и наложила запрет на эту инициативу), а в 28 февраля 1922 года — предписал жертвовать на нужды голодающих «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления» (то есть, если обобщить, — всё драгоценное за исключением Крестов, Чаш и Дискосов, имеющих священное значение). Советскую власть такая покладистость ещё до этого не устраивала: «Компания по изъятию церковных ценностей ведётся слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки. это духовенство может выйти политическим победителем» (распоряжение секретаря ЦК Молотова 23.02.1922).
Главное ведь что? «Дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Но источников о том, что Ленин давал указание расстреливать духовенство якобы нет.
Помимо прямой подмены, в видео З. Прилепина передаются откровенные байки, например, про якобы высказывание святителя Тихона о Ленине после его смерти «как о человеке добрейшей и поистине христианской души». Можно в ответ ответить такой же байкой про «по мощам и елей» — будто бы так святитель Тихон прокомментировал прорыв канализации в мавзолее. Источник той и другой байки — нарративный.
Отдельно З. Прилепин останавливается на батальонах, будто бы состоявших из духовенства и представителей духовного сословия в Белой армии и будто бы носивших такие имена как «полк Иисус», «полк Богородицы» и «полк Илии Муромца». Вспомнил и про «полк Христа Спасителя, состоявшей целиком из духовенства» под Царицыным. Фейк о «духовных» полках в армии Колчака и на Юге России неоднократно разоблачался (см., например, Сергей Зверев. «Военная риторика Новейшего времени. Гражданская война в России»). Про полк под Царицыном, например, — единственный источник это книга «Воспоминания старого чекиста», впервые изданная в начале 1960-х, когда шла борьбы за то, чтобы «показать последнего попа», вдруг стали обнаруживаться подобные воспоминания. Ни в белой, ни в красной литературе ничего про этот мнимый полк нет, а о качестве свидетельства говорит цитата: «откуда-то появились странно одетые конники. Вооруженные клинками и винтовками, они лихо мчались на нас, а длинные полы их черных одеяний развевались по ветру». Представили себе? То-то.
Впрочем, то, что духовенство в большинстве своём не сочувственно относилось к советской власти — факт. А что ей сочувствовать, если в первые же месяцы своего появления она сразу стала убивать, иногда жестоко убивать духовенство? И вовсе тут дело не в том, что «много чего натворили русские мужики в своих деревнях, но это были русские мужики» (З.Прилепин).
Дело в том, что Ленин был не просто материалистом (З.Прилепин: «Да, Ленин был материалистом, но это же не смертный грех»), а вполне себе ненавидящим христианство (про то отдельные цитаты) атеистом, воинствующим самими жестокими способами, вполне отвечавшими его очень образным размышлениям: «Материалист возвышает знание материи, природы, отсылая бога и защищающую его философскую сволочь в помойную яму» (ПСС, т. 29, стр. 153 (https://marxism.online/lenin-v-i/volume-29/153/)), ибо, вещает Ленин: «всякий боженька есть труположство» (ПСС, т. 48, стр. 226 (https://marxism.online/lenin-v-i/volume-48/226/)).
А то как-то у З. Прилепина получается, что Ленин старался-старался, вовсю Церковь беречь хотел. Сама не давалась. Ах да, и завершающий штрих передачи: часовню тоже она развалила".
Русская линия
Сторонники Порошенко требуют полностью запретить Украинскую Православную Церковь
С этой целью они начали сбор подписей депутатов для внесения соответствующего законопроекта в Верховную Раду
Соратница бывшего президента Украины Петра Порошенко, депутатка Верховной Рады от партии «Европейская солидарность» Ирина Геращенко заявила, что собрано достаточное количество подписей в поддержку законопроекта о запрете на Украине Украинской Православной Церкви. При этом она настаивает на внесении законопроекта на рассмотрение парламента, сообщает РИА Новости.
Ранее Геращенко заявила, что украинские власти не принимают законы о запрете УПЦ на территории страны, поскольку рассчитывают на голоса электората и пытаются договориться с Фанаром об объединении УПЦ и «ПЦУ».
«Есть 226 подписей в поддержку законопроекта о запрете московских попов! Требуем от спикера немедленно внести их (законопроекты о запрете УПЦ — ред.) в зал (парламента на рассмотрение — ред.). У слуг (партии „Слуга народа“ — ред.) нет больше никаких аргументов этого не делать», — написала Геращенко в своем Telegram-канале.
За последний год украинские власти организовали самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на УПЦ. Ссылаясь на её связь с Русской Православной Церковью, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности УПЦ, а в парламент страны внесён законопроект о её фактическом запрете на Украине. В отношении некоторых представителей духовенства УПЦ властями введены санкции. Служба безопасности Украины стала заводить уголовные дела против духовенства УПЦ, проводить «контрразведывательные мероприятия» — обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях, в поиске доказательств «антиукраинской деятельности».
Русская линия
Турецкие власти не будут закрывать Собор Святой Софии на время его реставрации
О необходимости срочно закрыть собор для посетителей заявил турецкий историк и профессор Ильбер Ортайли
Турецкий историк и профессор Ильбер Ортайли несколько дней назад опубликовал статью о повреждениях, причиненных Собору Святой Софии в последнее время, и выступил категорически против свободного допуска с собор такого количества посетителей, как сейчас, сообщает портал «OrthodoxTimes».
«Можно ли впустить столько людей в 1500-летнее здание? Что, если оно не закроется? Очевидно, что вход посетителей запрещён. Вот почему его нужно закрыть и отреставрировать. Необходима постоянная реставрация. Если они будут умны, они закроют его. Если они этого не сделают, он рухнет», — подчеркнул Ильбер Ортайли.
Кроме того, в статье в газете Hurriyet от 17 сентября профессор выразил обеспокоенность по поводу ущерба, который был нанесён памятнику из-за его переоборудования в мечеть. Он указал, с одной стороны, что Собор Святой Софии должен быть закрыт на определённый период времени, чтобы провести реставрационные работы. С другой стороны, он считает, что ежегодный въезд трех миллионов паломников, в дополнение к количеству туристов, будет катастрофическим, как указано в Ertnews.gr.
По словам министра туризма и культуры Турции Мехмета Нури Эрсоя, собор Святой Софии посетили 21 миллион человек с тех пор, как он был преобразован в мечеть три года назад. Кроме того, турецкий министр объявил о проектах по повышению стабильности собора Святой Софии два месяца назад в контексте восстановления важных исторических памятников Константинополя.
После предупреждений турецкого историка и профессора о возможности обрушения собора Святой Софии и возможности его закрытия для реставрационных работ турецкие официальные лица заявили, что «пока нет никаких условий для закрытия мечети Святой Софии».
Таким образом, турецкие власти не намерены прислушиваться к мнению профессора Ильбера Ортайли.
Русская линия
В Москве в 2023 году планируют закончить строительство более 15 храмов
За 13 лет действий «Программы 200» в российской столице были построены 130 храмовых комплексов
Строительство более 15 православных храмов планируется завершить в столице до конца 2023 года, сообщил на пресс-конференции советник Святейшего Патриарха Кирилла, депутат Госдумы РФ, куратор московской программы строительства православных храмов Владимир Ресин, передаёт ТАСС.
«В год мы должны сдавать 10 храмов. В прошлом году было сдано 15. В этом году мы ожидаем несколько больше», — сказал он.
По словам депутата, за 13 лет действия программы строительства православных храмов в Москве было построено 130 храмовых комплексов. «Из них ввели в эксплуатацию 118. Шесть комплексов ожидают ввода, и ещё на шести объектах завершены основные строительно-монтажные объекты», — уточнил он.
При этом Ресин подчеркнул, что это не столько высокие темпы строительства, сколько возросшие размеры пожертвований. «Это говорит о том, что народ дал больше денег, чем мы рассчитывали. Поэтому появилась возможность сделать большие объемы работ», — добавил он.
Программа строительства и реконструкции православных храмов Москвы («Программа 200 храмов») началась в 2010 году во всех административных округах столицы, кроме ЦАО. Ее цель — строительство храмов шаговой доступности в спальных районах Москвы. Строительство осуществляется на внебюджетные средства, для сбора пожертвований создан благотворительный «Фонд поддержки строительства храмов Москвы». В план программы входит разработка проектов и строительство 200 новых церквей на территории всех округов города.
Русская линия
Минздрав России поставил под контроль продажу абортивных контрацептивов
С 1 сентября 2024 года медикаментозные средства для убийства зачатых детей можно будет купить только по рецепту
Минздрав России оставил под контроль продажу абортивных контрацептивов. Ведомство внесло их в перечень предметно-количественного учета. Соответствующий приказ опубликован на портале правовой информации, сообщает портал «ПРАВМИР».
Внесение препарата в такой реестр означает, что получить их можно только по рецепту, а хранятся они только в сейфах, либо опечатанных шкафах.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Пока же данные препараты находятся в открытой продаже без каких-либо ограничений.
Власти рассматривают это нововведение как одну из мер повышения рождаемости в стране. Русская Православная Церковь выступает за полный запрет продажи таких препаратов.
Число рождений детей в России продолжит снижаться в ближайшие три года, такой прогноз заложен в проект бюджета Социального фонда. В 2024 году число родившихся снизится на 5,8%.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского писателя и этнографа В.И.Даля
Сегодня день памяти знаменитого русского писателя и этнографа, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, скончавшегося 22 сентября 1872 г.
Он родился 10 ноября 1801 г. в Луганске в семье врача. Будучи по рождению по отцу датчанином, по матери французом, Даль стал самым русским из русских. Он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». В 1819 г. закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на Черноморском флоте и в Кронштадте. В 1826 г. вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В марте 1829 г. досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук и отправился на русско-турецкую войну, где прославился как виртуозный хирург. Участвовал в подавлении польского мятежа в 1831−32 гг., получил известность не только как врач, но и как инженер, под его началом был сооружен мост через Вислу спасший от истребления большой русский отряд. В 1832 г. Даля переводят в Петербург на должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя.
Еще с молодости Даль собирал лингвистические и фольклорные материалы. И в 1832 г. он издал обработанные им «Русские сказки. Пяток первый», в 1833−39 гг. выходят в 4 книгах «Были и небылицы». В 30-е гг. он начинает публиковать очерки в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. В 1833 г. из-за конфликта с начальством Даль оставляет занятия медициной и становится чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края Перовском. Там произошла его встреча с Пушкиным, который приехал собирать материал к «Истории пугачевского бунта». Они подружились, впоследствии Даль дежурил у постели смертельно раненного поэта. Знаменательно, что после кончины Даля было написано иконописное изображение, на котором Пушкин и Даль были представлены в виде св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В Оренбурге он увлекся флорой и фауной края и в 1838 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской АН по отделению естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. В 1841 г. Даль переводится в Петербург, служит управляющим канцелярией при министре иностранных дел, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В последней должности он прославился двумя важными исследованиями, по результатам которых составил две записки в 1844 г. «Исследование о скопческой ереси» и «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их».
Помимо служебной деятельности Даль продолжает заниматься наукой и литературой, в 1847−49 гг. издает учебники по зоологии и ботанике. По четвергам он собирает у себя известных деятелей науки и культуры, у него бывали: хирург Пирогов, мореплаватели Врангель и Литке, натуралист Бэр, актер Щепкин, поэт Шевченко, писатель Одоевский и др. На одном из четвергов было фактически учреждено Русское географическое общество, что позволило организовать сбор географических, геологических, топографических сведений и фольклора, организовать экспедиции по всему миру. В 1848 г. он переводится в Нижний Новгород управляющим Удельной конторой. Наконец, в 1859 г. Даль выходит в отставку и поселяется в Москве, где возобновляет давние дружеские связи со славянофилами. Здесь он завершает главное дело своей жизни. В 1861−62 гг. выходит плод многолетнего труда Даля — сборник «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток. А с 1863 по 1866 гг. Даль издает четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым трудился еще с 1819 г. Словарь, содержавший около 200 тыс. слов, получил широкое признание. В 1869 г. Академия Наук присудила автору Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом. От Русского Географического общества он получил золотую медаль, премию от Дерптского университета, был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.
В последние годы жизни Даль занимался переложением для детей сюжетов из Священного Писания и продолжал трудиться над своим главным детищем — словарем, готовя его второе издание (оно вышло уже после смерти Даля, в 1880−82 гг.).
Русская линия