Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 августа 2023 >>

Владимир Легойда: Русская Православная Церковь даст окончательную оценку решениям Собора УПЦ в Феофании после окончания военных действий
Глава Синодального по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ заявил, что пока священноначалие исходит из принципа «не навреди»

Владимир ЛегойдаОценки Русской Православной Церковью майских решений Собора канонической Украинской Православной Церкви в Феофании будут даны только после завершения фазы активных боевых действий, в текущей ситуации очень сложно выносить «финальные суждения». Об этом заявил Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, сообщает ТАСС.

«Официальные оценки, которые давались на уровне Синода [РПЦ] после известных событий — так называемой Феофании, Собора Украинской Православной Церкви в мае прошлого года и его решений, были весьма сдержаны. И мы, конечно, исходим из того, что в ситуации, когда ведутся активные боевые действия, очень сложно выносить какие-то финальные суждения. И наверное, мы понимаем, что только после того, как эта фаза будет завершена, какие-то более определённые оценки будут даны и действия будут произведены», — сказал Владимир Легойда в эфире радио «Вера».

На просьбу прокомментировать опасность раскола и существование «партии автокефалистов» внутри УПЦ глава Синодального отдела заметил, что довольно сложно сейчас давать какую-то оценку «братьям из Украинской Церкви, которые находятся под колоссальным давлением». «Фраза, [что они] „с пистолетом у виска“ что-то говорят и делают, уже практически перестала быть метафорой», — обратил внимание Владимир Легойда.

По его словам, в этой ситуации лично ему «представляется контрпродуктивным» обсуждать отдельные высказывания тех или иных представителей Церкви на Украине. «<…> Это вопрос, конечно, тяжелейшей обстановки, той трагедии, которая сейчас случилась, когда мы смотрим друга на друга через оружейные прицелы. Эта ситуация должна закончиться, и тогда мы вернёмся на разных уровнях, в том числе и на церковном, к более спокойному — в непростом режиме, но к разговору, и к изменению ситуации», — добавил представитель РПЦ.

Русская линия


В Нижнем Новгороде установят памятник Святителю Гермогену
Святейший Патриарх Кирилл утвердил проект монумента, посвященного преодолению Смутного времени в России в начале XVII века

Проект памятника Святителю Гермогену в Нижнем Новгороде30 июля 2023 года в ходе Первосвятительского визита в Нижегородскую митрополию после посещения возрождённого собора в честь святителя Николая Чудотворца в Николаевском женском монастыре Арзамаса, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Музее Русского Патриаршества, где ему представили проект монумента, посвященного преодолению Смутного времени в России в начале XVII века, сообщает Патриархия.Ru.

Святейшего Владыку сопровождали губернатор Нижегородской области Г. Никитин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков).

В музее Святейший Владыка ознакомился и утвердил представленный митрополитом Георгием проект памятника святителю Гермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Памятник будет установлен на площади храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде в память о преодолении Смутного времени в России в начале XVII века.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл возглавил Дивеевские торжества
В день памяти преподобного Серафима Саровского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре

Святейший Патриарх Кирилл возглавил Дивеевские торжества1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, сообщает Патриархия.Ru.

В этом году отмечается 120-летие прославления преподобного Серафима Саровского. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. 20 июля (2 августа по новому стилю) Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии.

Святейший Владыка возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на площади перед Преображенским собором монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом.

По данным ГУВД по Нижегородской области, на Патриаршее богослужение на монастырской площади перед Преображенским собором собралось около 10 тысяч верующих.

Богослужебные песнопения исполнил хор Серафимо-Дивеевского монастыря, старший регент — монахиня Елена (Царахова). Отдельные песнопения исполнил хор воскресной школы «Пчелка» при храме мучеников Флора и Лавра села Игумново (Серпуховской городской округ, Московская область) под управлением И.В. Нагайцевой, руководитель хора Е.К. Кирпичева.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас», Нижегородской областной государственной телекомпании ННТВ. Прямую трансляцию также осуществляли официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru, информационное агентство Правительства Нижегородской области «ВремяН», сайт Нижегородской епархии, паломническо-туристический портал «Серафимова земля». Для удобства многочисленных участников торжеств трансляция была выведена на большие экраны, установленные на территории монастыря.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии.

Святейший Владыка совершил славление преподобному Серафиму Саровскому и прочитал молитву у честных мощей святого.

По окончании Литургии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству образ преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне.

От лица насельниц и паломников Серафимо-Дивеевского монастыря Святейшего Владыку также приветствовала игумения Сергия (Конкова). Настоятельница обители преподнесла Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы, просфору и монашеские четки.

Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинную икону благоверного князя Михаила Тверского и благоверной великой княгини Анны Кашинской.

В завершение Святейший Владыка обратился со словами благодарности к митрополиту Нижегородскому Георгию: «Хотел бы еще раз выразить благодарность Его Высокопреосвященству владыке митрополиту за его труды на знаменитой, достойной, исторической Нижегородской кафедре, за его очень многочисленные добрые дела, с которыми я имел возможность, в том числе вчера, ознакомиться. Дай Бог, чтобы и дальше всесторонне развивалась церковная жизнь на этой благодатной Серафимовской земле».

Участникам торжеств были вручены иконки преподобного Серафима Саровского с Патриаршим благословением.

Русская линия


Украинские власти не скрывают, что намерены забрать у УПЦ Киево-Печерскую, Почаевскую и Святогорскую лавры
О планах по полному запрету УПЦ и изъятию святынь, заявил бывший министр культуры Украины Александр Ткаченко

Бывший министр культуры Украины Александр ТкаченкоЭкс-министр культуры Украины Александр Ткаченко уверен, что рано или поздно закон о запрете УПЦ будет принят, и все три украинские Лавры перейдут «в государственное управление». Об этом он заявил иностранно прессе, сообщает СПЖ.

«Закон же не об УПЦ МП, как его называют в народе, закон о запрете деятельности религиозных организаций с центром расположения в стране-агрессоре. Он, хоть и имеет рамочный характер, но во многом должен способствовать завершению процесса взятия государством на себя управления Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лаврами», — заявил Ткаченко.

В этом же интервью бывший министр культуры заявил, что во время встречи с Предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием призывал его начать сослужение с украинскими раскольниками из «ПЦУ», но владыка указал, что

«Когда я говорил с ним о сослужении и диалоге с ПЦУ, звучала та самая старая песня о том, что ПЦУ не является канонической церковью. На этом любой диалог прекращается», — пожаловался Ткаченко.

По его словам, он не получил от Блаженнейшего Онуфрия «конкретных ответов» на вопросы о «духовной связи, членстве в Синоде РПЦ и всего прочего».

Русская линия


Ещё раз о том, как российские чиновники «охраняют» культурное наследие
В селе Чухчерема Холмогорского района Архангельской области под зорким присмотром местных чиновников «от культуры» разрушился и рухнул деревянный храм Василия Блаженного XIX века

Деревянный храм Василия Блаженного в селе Чухчерема Холмогорского района Архангельской области Мы уже неоднократно писали, что российские чиновники «от культуры» весьма своеобразно понимают свою задачу по сохранению культурного наследия России — нередко они оберегают это наследие только от тех добрых людей, которые пытаются при полном отсутствии финансирования государства хотя бы законсервировать разрушающиеся памятники и святыни, гниющие под открытым небом. В таком случае чиновники выписывают таковым штрафы, но сами и пальцем не пошевелят, чтобы, действительно, сохранить тот или иной разрушающийся храм.

Очередным свидетельством «чиновничьего охранительства» стало обрушение деревянного храма Василия Блаженного в селе Чухчерема Холмогорского района Архангельской области. Храм был объявлен объектом культурного наследия федерального значения и поставлен «под охрану» государства ещё в 1960 году, но это его не спасло, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на ИА «Регион 29».

Деревня Чухчерема известна своей исторической и духовной значимостью в этом крае. Именно здесь, на берегу Северной Двины, в XIV веке был основан Николо-Чухчеремский монастырь, впоследствии включенный в состав Троице-Сергиевской лавры. В XVII веке здесь был построен каменный Никольский собор, сейчас от него остался лишь покрытый дёрном белокаменный фундамент на обрыве. Церковь Василия Блаженного и колокольня были единственными сохранившимися постройками в Чухчереме.

Официальные причины обрушения пока не объявлены, но догадаться о сути произошедшего несложно. По информации местных СМИ, здание находилось в очень ветхом состоянии. Как сообщает телеканал «Культура», прокуратура Архангельской области начала проверку по факту обрушения деревянного храма.

Тем временем, местный депутат Валентин Бугров сообщил, что обращался к архангельским властям с просьбой спасти церковь ещё в 2016 году, но должной реакции не последовало. По его словам, он писал и в Министерство культуры РФ, и в правительство Архангельской области, и в собрание депутатов АО, и в Архангельскую епархию.

В министерстве культуры Поморья тогда ответили, что для сохранения объекта культурного наследия разработан и прошёл экспертизу проект его реставрации. В том числе была передана заявка в Минкульт РФ на финансирование ремонтно-реставрационных работ.

Одним словом, бюрократия сделала своё дело — храм разрушился, и все планы по его реставрации оказались не нужны. Теперь надо вести речь о полном восстановлении церкви, а это ещё ни один год бумажной волокиты, которую так любят российские чиновники.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнева, а также русского публициста и консервативного мыслителя М.Н. Каткова

Яков Петрович Кульнев

Сегодня очередная годовщина гибели русского героя генерал-майора Я.П.Кульнева, павшего смертью храбрых 20 июля 1812 года.

Яков Петрович Кульнев родился 22 июля 1763 г. в г. Люцине Витебской губернии в семье небогатого дворянина. Окончив Сухопутный Шляхетный кадетский корпус с большой серебряной медалью в 1785 г. Кульнев был произведён в поручики. В составе Санкт-Петербургского драгунского полка, он принял участие в Русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. Уже в первых боях, особенно при осаде крепости Бендеры, молодой офицер отличился отчаянной храбростью и хладнокровием. Затем в составе Переяславского конно-егерского полка Кульнев проявил себя в боях против Польши, обратив на себя благосклонное внимание А.В.Суворова.

В 1807 г. в составе Гродненского гусарского полка подполковник Кульнев принял участие в войне с Францией и вновь отличаясь мужеством и героизмом. Во время одной из атак его полк в пылу боя прорвался так глубоко, что был окружен французами. Однако Кульнев со своими гусарами бесстрашно бросились на врага, сумев пробиться сквозь ряды численно превосходящего неприятеля, за что был возведён в полковники и получил орден св. Анны 2-й степени. «Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся!», — любил повторять бравый гусар.

Три раза в течение Русско-шведской войны 1808 г. Кульнев прошёл в непрерывных боях Финляндию. За взятие г. Якобштадта он получил в награду золотую саблю, в бою при Иппери его отряд смял противника, захватив в плен начальника шведского авангарда генерала Левенгельма. Император Александр I наградил храброго гусара орденом св. Георгия 3-й степени и пожаловал ему 5 тысяч рублей, а Денис Давыдов, прославленный партизан и верный друг Кульнева, посвятил ему такие строки:

Поведай подвиги усатого героя,

О муза! Расскажи, как Кульнев воевал,

Как он среди снегов в рубашке ночевал

И в финском колпаке явился среди боя.

Пускай услышит свет

Причуды Кульнева и гром его побед.

Вновь отличился полковник Кульнев летом 1808 года в боях под Перхо и Купртики, за что был представлен к чину генерал-майора.

После завершения войны со Швецией генерал-майор Кульнев был направлен на юг, где уже четвертый год шла Русско-турецкая война 1806−1812 гг., где за сражение при Ватине ему жалуется сабля с алмазами и надписью «За храбрость».

Начавшуюся Отечественную войну 1812 года Кульнев прикрывал отступление корпуса графа П.X.Витгенштейна, постоянными стычками с неприятелем задержав продвижение вражеских войск. Умело действуя против наседавших французов, Кульнев нанёс им ряд ощутимых поражений. 18−19 июля у Клястиц и Якубово он разгромил авангард французского корпуса маршала Удино, захватив девятьсот пленных и большой обоз противника. 20 июля Кульнев вновь атаковал французов и опрокинул их. Увлекшись преследованием, отважный генерал не заметил подхода главных сил французского корпуса, обрушивших на его отряд сильный артиллерийский огонь. Прорываясь назад, Кульнев замыкал отступление своего отряда, и в этот момент неприятельское ядро сразило отважного генерала. Картечью ему оторвало обе ноги выше колен. Последние слова умирающего героя были обращены к собратьям по оружию: «Друзья, не уступайте врагу ни шага родной земли. Победа вас ожидает!»

Своими нравственными качествами и ратными подвигами генерал-майор Я.П.Кульнев снискал славу народного героя. Эту славу ещё более упрочила его смерть — первого русского генерала, павшего в Отечественной войне 1812 г. На памятнике, поставленном на месте кончины Кульнева в 1830 г., были помещены стихи В.А.Жуковского:

Где Кульнев наш, рушитель сил,

Свирепый пламень брани?

Он пал, главу на щит склонив

И стиснул меч во длани.

Где жизнь судьба ему дала,

Там брань его сразила;

Где колыбель его была,

Там днесь его могила!..

Михаил Никифорович Катков Сегодня также мы вспоминаем видного русского публициста и издателя, консервативного мыслителя, идеолога национально-патриотического движения Михаила Никифоровича Каткова, скончавшегося 20 июля 1887 г.

Он родился в Москве 1 февраля 1818 г. в семье мелкого чиновника. Детство и юность прошли в бедности, учился в Преображенском сиротском училище, 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. Окончил с отличием в 1838 г. словесное отделение философского факультета Московского университета, в студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, увлекался гегельянством. В 1840 г. отправился в Европу с целью завершить образование, в течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично.

Первоначально Катков критически относился к славянофилам, но после возвращения в Россию происходит его сближение со славянофильским лагерем, и в первую очередь с А.С.Хомяковым. В 1845 г. Катков защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1845−49 гг. читал лекции по философии в Московском университете. В 1850 г. вышло распоряжение, по которому философию могли преподавать только профессора богословия, Катков стал редактором университетской газеты «Московские ведомости». С 1856 г. стал редактором журнала «Русский вестник», благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журнал стал пользоваться большим успехом. В 1859 г. Катков посетил Великобританию и стал англоманом, увидев в Англии наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считая английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей публицистике отстаивал принцип «постепенности» любых преобразований.

Перелом в мировоззрении Каткова наступил во время польского восстания 1863 г. В 1863 г. Катков вместе с профессором П.М.Леонтьевым возглавил ставшую общероссийской газету «Московские ведомости». В это же время началось восстание в Польше. Катков жестко выступал против политики уступок полякам, выражая настроение общества, требовал твердых мер по подавлению мятежа, поддерживал жесткие действия по усмирению восстания, которые проводил граф М.Н.Муравьев-Виленский. При этом он требовал «не подавления польской народности, а призвания ее к новой, общей с Россией политической жизни».

Страстные статьи Каткова, соответствующие патриотическим чувствам общества, сделали его ведущим публицистом России. После польского восстания консервативно-охранительные элементы в позиции Каткова усиливаются. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем все более «правым» становился Катков. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Большую роль Катков отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму».

В 1868 г. совместно с П.М.Леонтьевым организовал в Москве русское национальное учебное заведение — Лицей Цесаревича Николая, ставший настоящей «кузницей патриотических деятелей» (питомцами Лицея были Патриарх Алексий (Симанский), лидер правой фракции 3-й Государственной Думы граф В.Ф.Доррер, член Государственного Совета, председатель Совета Русского Собрания князь А.Н.Лобанов-Ростовский, Томский вице-губернатор, один из лидеров правого движения С.А.Володимеров и др.), после кончины Леонтьева Лицей возглавляя будущий вождь Черной Сотни В.А.Грингмут. Катков был последовательным сторонником гимназической реформы.

В 1870−80-е гг. Катков — последовательный противник и критик не только радикализма, но и породившего его либерализма. Он восстает против русской интеллигенции вообще и чиновничьей в особенности. «Как только заговорит и начнет действовать наша интеллигенция, мы падаем», — восклицал он, самым решительным образом осуждая и суд, и печать. После убийства Императора Александра II Катков стал одним из главных идеологов курса контрреформ Императора Александра III. «Не парламентаризму ли должны мы завидовать, этой пошлой доктрине, везде потерявшей кредит доверия, которая может быть годна только как средство постепенного ослабления власти и перемещения ее из рук в другие», — писал Катков, обосновывая мысль, что Самодержавие является единственно возможной властью в России.

Каткова ненавидели не только революционеры и либералы, но и многие сановники, которых он задевал в своих публикациях. Так, он писал, что «истинный корень мятежа не в Париже, Варшаве или Вильне, а в Петербурге», в деятельности тех лиц, «которые не протестуют против сильных влияний, способствующих злу». В отношении катковских изданий не раз применялись репрессивные меры. В 1866 г., получив три предостережения, газета «Московские ведомости» была приостановлена на два месяца. Только вмешательство Императора Александра II позволило возобновить издание. В 1870 г. и в 1886 г. последовали новые предостережения. Умер Катков в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Его смерть была воспринята как государственное событие, и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 августа 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика